Среди окружавших город селений находилась одна весьма большая деревня(2), в которой все, от малого до великого, были язычники, и никого не находилось, кто бы мог обратить их к Богу. Многие пресвитеры и диаконы, будучи посылаемы туда епископом той страны, не отвратили их от идольского обольщения, потому что они не могли переносить всех, постигавших их, трудностей и оскорблений. Многие и монахи неоднократно пытались обратить язычников, но, ничего не успевая, оставляли их. Один раз епископ, беседуя с клириками своими, вспомнил блаженного Аврамия и сказал: - Я в своей жизни не видал такого человека, как Аврамий, - сего мужа, достигшего совершенства во всяком благом и Богоугодном деле. Клирики отвечали ему: - Да, Владыко, он Божий раб и инок совершеннейший. Епископ на сие сказал им: - Я желаю сделать его священником для сей деревни: он своим терпением и любовью в состоянии будет расположить к себе сердца их и обратить к Богу. И немедленно вместе с клиром он отправился к блаженному. Когда они пришли и поздоровались, епископ стал говорить Аврамию о той деревне и стал упрашивать его, чтобы он отправился туда. Услышав сие, Аврамий сильно опечалился и сказал епископу: - Отче святой! Прости меня: предоставь мне лишь плакать о грехах моих; я слаб и непригоден для сего дела. - Силою благодати Божией, - сказал на это епископ, - ты возможешь совершить сие: не ленись же на доброе послушание. Тогда блаженный сказал: - Умоляю твою святыню, оставь мое ничтожество, чтобы оплакивать мне мои беззакония. Епископ на это ответил ему: - Вот ты оставил мир и все, что в мире, возненавидел, сораспялся Христу и исполнил все Его повеления, но послушания не имеешь. Услышав сие, Аврамий прослезился горько и сказал: - Кто такое я? Пес смрадный, и что моя жизнь, если ты так помыслил обо мне? - Находясь здесь, - отвечал епископ, - ты спасешь одного лишь себя, а там, при помощи Божией благодати, спасешь и обратишь ко Господу многих. Тогда блаженный, плача, сказал: - Да будет воля Божия! Пойду ради послушания. Епископ, выведя его из келлии, ввел в город и, рукоположив его, с великою радостью отправил вместе с клиром в то селение.

http://pravicon.com/info-1623

Услышав все сие, блаженный возрадовался от всего своего сердца, прославил Бога и сказал: - Что я Тебе воздам, о благий мой Владыко, за все, что Ты воздал мне? Покланяюсь и прославляю Твое промышление! Помолившись так, он удалился в свою келлию, в которой находился и раньше. Он устроил себе другую небольшую келлию отдельно от первой и, радуяся по Бозе Спасе своем, затворился внутри ее. Диавол же, взирая на все сии подвиги Аврамия, еще более возгорелся ненавистью и всячески старался низложить доброго воина Христова. Пытаясь внушить ему помысел гордости, он пришел к нему однажды с хвалебными словами. Раз, когда блаженный стоял в полночь на молитве, внезапно в келлии его воссиял свет и послышались как бы от Бога сии слова: - Аврамий! блажен ты, блажен, так как никто среди людей не исполнил Моей воли так, как ты. Но блаженный тотчас же уразумел неприязненное обольщение и, возвысив свой голос, сказал: - Исполненный лести и погибели! Да будет твоя злоба вместе с тобою в погибель! Я - человек грешный, но имею упование на благодать и помощь Бога моего и не боюсь тебя, равно как не устрашают меня и твои появления. Для меня непобедимая стена - имя Спасителя моего Иисуса Христа, Которого я возлюбил, и именем Которого запрещаю тебе, пес нечистый, это делать. И внезапно диавол исчез, как дым. В другой раз, по прошествии немногих дней, когда блаженный молился ночью, сатана пришел, держа в руках топор, и, рассекая им все, стал разорять и его келлию. И когда уже готовилось разрушение келлии, бес закричал другим бесам громким голосом: - Друзья мои, поспешите, поспешите поскорее, чтобы нам войти и удавить его. Блаженный же сказал: - " Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их " (Пс.117:10). И сатана немедленно исчез, и келлия осталась невредима. И еще после нескольких дней, молясь в полночь, он увидал, что подстилка, на которой он стоит, горит жарким пламенем. Наступив на пламень, он сказал: - " На аспида и василиска наступлю и поперу льва и змия " (Пс.90:13) и всю силу вражию, ради имени Господа моего, Иисуса Христа, помогающего мне.

http://pravicon.com/info-1623

22 января. Доктор Завадский, пользовавший Аврамия Сергеевича уже несколько лет, сказал нам положительно, что едва ли больной доживет до следующего воскресенья. Пригласили на консилиум лучших докторов, сначала аллопатов, а потом гомеопатов. И те и другие, при тщательном осмотре, признали положение Аврамия Сергеевича безнадежным. Больной видимо был недоволен посещением докторов, убедительно просил не предлагать ему лекарств, не беспокоить его, и предоставить все натуре. Он уверял, что не чувствует никакой боли... признак, по мнению докторов опасный. Я решился не отходить от Аврамия Сергеевича; на мне лежала священная обязанность напутствовать сына своего духовного отходною молитвою в жизнь вечную. С 22 на 23-е января я находился при Аврамии Сергеевиче всю ночь, не смыкая глаз. Ему давали гомеопатические лекарства, большею частию обманом. Внутренний жар был в нем сильный. Часто и настойчиво больной требовал подслащенного капустного соку, составленного домашним врачом его; бреду не было; но слова его не совсем были внятны, особенно, когда он говорил тихо, и это происходило, кажется, не столько от слабости сил, сколько от усилившейся сыпи во рту и на губах. Утро, 23 января. Память Аврамия Сергеевича начала заметно ослабевать; силы истощались. Уже время было оказать ему духовное содействие... Я начал читать ему утренние молитвы. Больной часто произносил за мною некоторые слова молитвы, правильно ограждая себя крестным знамением; глаза его были постоянно влажны от слез. По окончании молитвы, Аврамий Сергеевич очень благодарил меня. В 12 часов дня я начал читать ему канон в скорби душевной (Феостирикта). Во время чтения 4-ой песни в смежную комнату вошел адъютант Государя Императора, посланный узнать о здоровье болящего. Дома были в это время одни только слуги. Высокие верноподданнические чувства Аврамия Сергеевича мне были хорошо известны; известно было даже и самое выражение оных; я сказал г. адъютанту: «Аврамий Сергеевич глубоко тронут отеческим вниманием Государя Императора, верноподданнически падает к стопам Его, благодарит сердечно, и молит Господа о здравии и благоденствии обожаемого Монарха и всего царствующего дома».

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Память 5 июля Житие преподобного отца нашего Афанасия Афонского Преподобного Афанасия [ 1 ], достойного бессмертных похвал к смертной человеческой жизни произвел город Трапезунт [ 2 ]. В обучении книгам его возрастила Византия (Константинополь [ 3 ]), а обитель Кименская [ 4 ] и гора Афонская [ 5 ] принесли его как плод, угодный Богу. Родители Афанасия были люди благородные и благочестивые. Его отец происходил из Антиохии [ 6 ], а мать из Колхиды [ 7 ]. Проживали же они в Трапезунде. Отец Афанасия умер еще до появления последнего на свет, а мать, родивши Афанасия и возродивши его святым крещением, отошла к Богу вслед за мужем. Отроку во святом крещении дано было имя Аврамия. Ребенка, уже в пеленах, по смерти родителей, оставшегося круглою сиротою, взяла на воспитание одна благородная черноризица. Еще в отроческом возрасте Аврамия проявлялись признаки, предуказывавшие на образ его жизни в будущем, когда он станет совершеннолетним. Малым ребенком он вел себя наподобие разумного и добронравного мужа, так что даже когда у него происходили со сверстниками детские игры, то последние не назначали Аврамия царем или воеводой, но — игуменом. И действительно, уже с детства он привыкал к иноческой жизни; видя воспитывавшую его черноризицу, непрестанно пребывающую в молитвах и посте, и он насколько возможно для отрока, старался подражать ей, постясь и совершая молитвы. Больше своих сверстников преуспевал он и проходя начальную по тому времени школу. Так возрастая телом и разумом, Аврамий вышел из отроческого возраста. — В то время скончалась черноризица, заменявшая ему мать. Вторично осиротевший отрок Аврамий оплакал ее кончину, как кончину действительной матери своей. Затем он пожелал побывать в Византии для приобретения дальнейшего образования. Бог, заботящийся о сиротах, следующим образом привел в исполнение его желание. В то время в Греции царствовал благочестивый император Роман [ 8 ]. Им был послан в Трапезунд для собирания торговых податей один из дворцовых евнухов [ 9 ]. Последний, познакомившись с благовидным и разумным отроком Аврамием, взял его с собою в Византию и здесь поручил одному выдающемуся учителю, по имени Афанасию, заботу о его философском образовании.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

«Сказания» печатаются вполне согласно оригиналу 8 ; мы исключили только вторую часть, не представляющую историчского интереса и содержащую многие повторения сказанного в первой: из нее мы печатаем лишь одно место, где защищается святость и равночестность четырехконечного креста против резкой раскольнической брани на него в сочинениях Аввакума. VI. Новооткрытые сочинения инока Аврамия Три небольшие, доселе остававшиеся неизвестными сочинения Аврамия о любимом предмете его рассуждений – антихристе отысканы нами в одном сборнике библиотеки графа А. С. Уварова 905; тетр. 2-я, л. 31 об. – 34, 36–37 об., 38–40 об.). Хотя они особенной важности не представляют; но в дополнение к полному собранию сочинений Аврамия в VII т. Материалов мы почли не излишним их напечатать. Настоящим томом «Материалов для истории раскола» мы заключаем второй отдел нашего издания, т. е. «историко-и догматико-полемические сочинения первых расколоучителей». Третий отдел, в состав которого должны войти «сочинения современных первым расколоучителям православных писателей, направленные против раскола», как мы говорили в свое время (т. I, стр. 16), не может быть обширен, и потому, что самое количество сочинений не велико, и потому, что важнейшие из них были уже напечатаны вскоре же по появлении их на свет («Жезл Правления» и «Увет») или же в позднейшее время (как напр., сочинение Юрия Крижанича о Соловецкой челобитной). Мы желали бы издать только весьма оригинальное, хотя в сущности не особенно важное, сочинение Паисия Лигарида, в переводе Полоцкого, содержащее разбор челобитной Никиты Добрынина (Пустосвята), да некоторые мелкие сочинения, находящиеся в сборниках Синодальной библиотеки 9 . Но если бы желанию этому и не суждено было осуществиться (ибо время наше сокращено есть прочее), мы утешаемся тем, что с помощию Божиею успели издать восемь томов таких материалов для истории раскола за первое, важнейшее время его существования, которые будущему его историку несомненно послужат на пользу, и быть может он с некоторою признательностию помянем скромный труд наш, извинив нам неизбежные его недостатки. А мы с своей стороны поставляем долгом принести глубокую благодарность Братству св. Петра митрополита, давшему средства на издание этого труда. Братство руководилось тем убеждением, что обогатив многими новыми сведениями науку о расколе, оно этим самым принесет пользу и православной церкви в ее заботах об ослаблении раскола.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Память 5 июля Житие преподобного отца нашего Афанасия Афонского Преподобного Афанасия достойного бессмертных похвал к смертной человеческой жизни произвел город Трапезунт В обучении книгам его возрастила Византия (Константинополь а обитель Кименская и гора Афонская принесли его как плод, угодный Богу. Родители Афанасия были люди благородные и благочестивые. Его отец происходил из Антиохии а мать из Колхиды Проживали же они в Трапезунде. Отец Афанасия умер еще до появления последнего на свет, а мать, родивши Афанасия и возродивши его святым крещением, отошла к Богу вслед за мужем. Отроку во святом крещении дано было имя Аврамия. Ребенка, уже в пеленах, по смерти родителей, оставшегося круглою сиротою, взяла на воспитание одна благородная черноризица. Еще в отроческом возрасте Аврамия проявлялись признаки, предуказывавшие на образ его жизни в будущем, когда он станет совершеннолетним. Малым ребенком он вел себя наподобие разумного и добронравного мужа, так что даже когда у него происходили со сверстниками детские игры, то последние не назначали Аврамия царем или воеводой, но — игуменом. И действительно, уже с детства он привыкал к иноческой жизни; видя воспитывавшую его черноризицу, непрестанно пребывающую в молитвах и посте, и он насколько возможно для отрока, старался подражать ей, постясь и совершая молитвы. Больше своих сверстников преуспевал он и проходя начальную по тому времени школу. Так возрастая телом и разумом, Аврамий вышел из отроческого возраста. — В то время скончалась черноризица, заменявшая ему мать. Вторично осиротевший отрок Аврамий оплакал ее кончину, как кончину действительной матери своей. Затем он пожелал побывать в Византии для приобретения дальнейшего образования. Бог, заботящийся о сиротах, следующим образом привел в исполнение его желание. В то время в Греции царствовал благочестивый император Роман Им был послан в Трапезунд для собирания торговых податей один из дворцовых евнухов Последний, познакомившись с благовидным и разумным отроком Аврамием, взял его с собою в Византию и здесь поручил одному выдающемуся учителю, по имени Афанасию, заботу о его философском образовании.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Для сего я послал к вашему боголюбию боголюбезнейших пресвитеров Ипатия 271 и Аврамия – хорепископов – и Алипия, экзарха наших монахов, – украшенных славною жизнью и словесно могущих в точности сообщить вам о том, что делается против нашего ничтожества. Письмо 117. Епископу Флорентию 272 Благодать Бога и Спасителя нашего не вполне оставила род человеческий, но семя свое дала нам в вашей святости, чтобы мы не делались как Содом и не уподобились Гоморре (ср. Иса. I, 9). Это не позволяет нам совершенно изнемогать, но заставляет ожидать разрешения тяжкой бури, Посему-то мы и послали к вашей святости боголюбезнейших пресвитеров Ипатия 273 и Аврамия – хорепископов и Алипия, экзарха наших монахов, чтобы они разрушили постигшее церкви «Востока» бедствие. И, прежде всего, утвердите переданную нам от святых Апостолов веру, ниспровергните возникшую ересь и ясно изобличите дерзающих искажать проповедь домостроительства, а потом поборайте и за преследуемых за благочестие: ибо, святейшие, за апостольскую веру мы подверглись этому несправедливому низвержению (закланию) 274 , так как не хотели пожертвовать истиною евангельских догматов. Вашему преподобию приличествует не презирать единомышленников, которых несправедливо преследуют, но справедливою помощью прекратить несправедливость и научить дерзновенно восстающих против истины, что не все можно совершать даже и тем, которые бесстрашно стараются делать все, что угодно. Письмо 118. Архидиакону Римскому 275 Весьма тяжкая буря постигла наши церкви, но держащиеся апостольской веры имеют в вашей святости удобную и спокойную гавань, ибо вы не только сражаетесь за евангельские догматы, но и решительно отвращаетесь совершенной по отношению к нам несправедливости. Когда мы пребывали далеко оттуда и находились в расстоянии тридцати пяти дневных переходов ( σταθμος), «справедливейшие» судьи осудили нас, как им хотелось, и, оставивши учение, господствовавшее в церквах со времени явления Бога Спасителя до сего дня, ввели некоторое новое, нечестивое и прямо противное преданию Апостолов и явно враждуют против держащихся древних благовествований. Итак, соблаговоли, боголюбезнейший, возжечь ревность во всем святейшего и благочестивейшего архиепископа (Римского Льва), чтобы и церквам «Востока» он дал возможность воспользоваться вашею заботливостью, в особенности же – чтобы сражался за преданную святыми Апостолами веру, сохранил отеческое наследие невредимым, рассеял облежащую мглу так, чтобы вместо тьмы воссиял ясный свет, и изобличил несправедливость нашего низвержения (заклания) 276 . Твоей святости прилично к другим хорошим качествам присоединить и такого рода ревность. Письмо 119. Патрицию Анатолию

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Этому вопросу посвящена особая статья в чтениях в Императ. Обществе истории и древностей Российских (1869 год, книга 3, страница 7 и проч.). На основании, главным образом, официальной и не подлежащей сомнению отписки воевод Трубецкого и Пожарского к митрополиту Новгородскому Исидору (дополнение к актам истории т. 1, 166), в которой говорится, что они вошли в Кремль 26-го октября, профессор Казанский полагает, что 26-го октября есть действительно день вступления русских в Кремль. Это было в понедельник; а в следующее воскресенье 1-го ноября был совершен торжественный крестный вход в Кремль духовенства, войска и народа. С этим мнением нельзя не согласиться, но есть другой также весьма важный документ, – это Дворцовые Разряды, в которых говорится, что Москва избавлена от врагов «радением князя Димитрия Тимофеевича Трубецкого и стольника Димитрия Михайловича Пожарского, и всех ратных людей, которые стояли под Москвой крепко и неподвижно, и своим мужеством и храбростью царствующий град Москву от польского и литовского короля, и от польских и от литовских людей из плена, и из работы очистили, и учинили свободно ноября 27-й день» (Дворц. Разряды, т. 1, стр. 9). Историк Соловьев (книга 8-я Истор. России 1858 года, стран. 456) написал, что русские взяли Кремль у поляков и взошли в него с крестным ходом в 27-й день ноября. Таким образом, он показание Дворцовых Разрядов предпочел официальной отписке Трубецкого и Пожарского к митрополиту Исидору. Нельзя согласиться с историком Соловьевым, во-первых, касательно совершения крестного входа в Кремль 27-го ноября. По свидетельству пролога и Аврамия Палицына, крестный вход совершен был в воскресенье, а 27-е ноября в этот год было в пятницу; следовательно, воскресенье было в 29-й день ноября. Во-вторых, за верность показания отписки означенных воевод митрополиту Исидору говорят летописи и сказания лиц, современных этому событию или близких по времени, о чем считаем излишним распространяться (см. означенную статью). Правда, в сказании Аврамия Палицина можно видеть основание в пользу мнения Соловьева, но недостаточно твердое.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В то же время во дворе Салтыкова жили самые исступлённые распространители суеверия: дворецкий и любимец Салтыкова Исаия, Аврамий, ученик Аввакума, и другие. Царь, узнав в Салтыкове ученика исаиева, предал Исаию гражданскому суду; Авраамий послан на увещание к крутицкому Митрополиту, но столько имел надежд на себя, что подал две просьбы, одну за другой, к Царю. Однако был казнен. В числе ревностных учениц Аввакума и Аврамия были вдова Федосья Морозова, урожденная Соковнина, сестра ее Екатерина, и Марья Данилова. Первая владела огромным богатством, была в силе, при дворе и, как понятно, употребляла все это в пользу раскола. (Ркп. жития Соковниной и Аврамия). Аввакум о всех трех: «дети мне духовныя, ведаю их известно». (Посл. Аввакума). В том же 1661 г. как Аввакум возвращен был с Байкала в Москву, послан был в Тобольск диакон Феодор вместе с образованным Сербом Юрием (Юрий в его обличении на челобитную): Аввакум был в ссоре с Феодором (прим. 438); а на Юрия восстали за то, что он, как полезный по грамматическим познаниям своим, был близок к Патриарху, а между тем высказывал свое неудовольствие на перекрещивание римлян. 358 Строева материалы ист. литер. § 209–211. Ист. акт. 5, 480. Слово Феоктиста у Толстого 2, 358. Сочинение Спиридона состоит из 9 слов: в нем только и слышны что восклицания: погибла вера, и брань за исключение прибавки к символу: истинного и т. п. Но здесь ясно выражено и то, что суеверы готовы были наконец защищать самого Никона, лишь бы отклонить удар, которым грозило им прибытие восточных патриархов в Москву. Спиридон пишет (слово и о разрешении сатаны): лгут на Никона, будто он осуждает Кирилову книгу и стоглав и пр. 359 Челобитная Никиты Пустосвята 1682 г. «Да в новых же книгах напечатано в тропаре, во гробе плотски: и на престоле был еси. А в старых книгах написано во всех: беяше (в самых старых писали: беааше)». «Зело худо напечатано на отпусте троицкой вечерни Духа святаго истощание сице: Иже от отчих и божественных недр истощивый себе. А в старых наших книгах написано: излияв себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

29/11 Преподобномученицы Анастасии Римляныни (III). Преподобного Аврамия затворника (Хиданского) (ок. 360). Преподобного Аврамия, затворника Печерского, в Ближних пещерах почивающего (XII-XIII). Преподобного Феодосия Сийского (1687). Преподобного Аврамия, архимандрита Ростовского (1073–1077). Тропарь преподобномученице Анастасии Римляныне, глас 4 Агница Твоя, Иисусе... (общий преподобномученице). Кондак, глас 3 Девства водами очищенна, преподобная,/мученичества кровьми, Анастасие, венчавшися,/подаеши сущим в нуждах недугов исцеление и спасение, приступающим от сердца,/крепость бо тебе подает Христос,/источаяй благодать приснотекущую. Величание Величаем тя,/страстотерпице святая Анастасие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Аврамию, затворнику, Печерскому, в Ближних пещерах почивающему, глас 2 Велия веры пещернем затворе, яко на воде упокоения,/преподобне отче Аврамие, радовался еси,/огнем бо любве Божественным распаляем,/бдением и молитвою безстрастия достигл еси/и явился еси равноангельный на земли,/того молитвами, Христе Боже, спаси души наша. Кондак, глас 3 Во плоти яко ангел на земли явился еси,/и пощением был еси яко древо насажденное,/водою воздержания добре возрастився,/и теченьми твоих слез скверну омыв;/сего ради явился еси приятелище Божественное, Аврамие, Духа. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Аврамие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Аврамию затворнику (Хиданскому) глас 8 В тебе, отче... (общий преподобному). Кондак, глас 3 Во плоти, яко ангел, на земли явился еси,/и пощением был еси, яко древо насажденное,/водою воздержания добре возрастився,/и теченьми твоих слез скверну омыв,/сего ради явился еси приятелище Божественное, Авраамие, Духа. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Аврамие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Аврамию, архимандриту Ростовскому, глас 1

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010