От него остался полный устав общежития и несколько аскетических сочинений: Взаимные должности общего монашеского жития (1816 г.), Душевное врачество (1817), Напоминание иноку в начале его подвигов (1822). Рассуждение о видениях (1823) и службы Арсению коневскому, Сергию и Герману валаамским и коневской Б. Матери. Его коневский общежительный устав игуменом Даниилом введен был в 1824 г. в Оптину пустынь калужской епархии, недавно устроенную после долгого запустения трудами строителя Аврамия, старца весьма уважаемого в калужской епархии. Из местных калужских архиереев особенно деятельное участие в устроении монастырской жизни принимал епископ Филарет Амфитеатров , покровительствовавший Оптиной пустыни более других монастырей; как любитель безмолвной пустынной жизни, в 1821 г. в восполнение к ее общежитию, он устроил при ней еще пустынный скит для желающих скитского жительства на месте уединенных подвигов схимника Иоанникия, умершего в 1815 г., и вызвал в этот скит дружину отшельников из рославльских лесов смоленской епархии. – В Глинской пустыни курской епархии был введен строгий общежительный устав игуменом Филаретом, старцем духовной жизни; устав этот был применен к правилам Афонской горы и был утвержден св. Синодом. После того Филарет составил еще три устава для женских обителей. – В орловской епархии строгостью жизни и монастырских порядков была известна Площанская пустынь при строителе Серафиме; здесь между прочим подвизался тогда в схимничестве старец Афанасий, один из учеников Паисия величковского . Между иноками разных монастырей было много истинных подвижников, жизнь которых напоминает древние времена подвижничества св. мужей, прославляемых церковью. Так, в Задонском монастыре таким же почти благоговением в народе, как старец Серафим Саровский , пользовался Георгий Машурин (из военных), проведший 16 лет в суровом затворе, в посте и молитвах († 1836 г.). В Кирилловом монастыре сохраняется благоговейная память о подвижнической жизни уволенного сюда на покой (в 1825 г.) пензенского епископа Амвросия Орнатского , знаменитого автора Истории Российской иерархии: два года он жил здесь в тесной келлии в совершенном уединении, питаясь одной только просфорою, невидимый никем, – только по ночам некоторые видали его издали стоящим на церковной паперти с воздетыми к небу руками († 1827 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Как благотворители храма, достойны памяти прихожане прошедшего столетия московские 1-й гильдии купцы Иван Григорьев Турицын и Косма Григорьев, построившие на свой счет в 1745 г. новую каменную колокольню. Приснопамятен также московский 1-й гильдии купец Аврамий Васильевич Зубков, построивший как выше сказано, один на свой собственный счет в 1769 г, придел во имя св. Филиппа и всю трапезную церковь . После пожара 1773 года, он, хотя уже и не жил в приходе, но продолжал благотворить церкви; из дел Консистории 1793 года видно, что он ежегодно в день своего ангела к иконе Аврамия Смоленского (местной в устроенном им приделе) присылал большую местную свечу. Особенным усердием к нашему храму отличался в прошедшем столетии Лука Афанасьевич Девятов. Переехав в приход около 1750 г. (что видно из подписей его в делах консисторского архива) простым не богатым купцом, он сделался здесь именитым гражданином, московского магистрата бургомистром (первенствующим), московским 1-й гильдии купцом и мишурных фабрик содержателем; он жил роскошно, имел своих певчих, музыкантов (по словам священ. Косминского, который здесь родился в 1800 г., здесь служил и живет до ныне); в доме его, как видно из церковных документов, жило при нем несколько семейств его крепостных дворовых людей. Усердие ко храму Божию сделало его известным митрополиту Платону, который сам освящал, отделанный им храм наш и после, как передает местное предание, нередко бывал у него в доме. Как храм, так и причт, имевший в своем приходе только три дома, в это время исключительно содержались его усердием. Лука Афанасьевич, как значится в метрических книгах 1784 года, «умре по христианской должности в покаянии ноября 15 дня на 57 г. от рождения.» Сын его Алексей Лукич поддерживал дела своего родителя и не был беден: но внуки и правнуки его около 1820–1830 годов совершенно разстроились и обедняли; что было причиною сего не знаем; заметим только, что потомки Луки Афанасьевича не занимались купеческими делами, а находились в военной и гражданской службе. Так внук его Николай Алексеевич был прапорщиком, а правнук Петр Николаевич коллежским регистратором (что видно из исповедных книг нашей церкви). В 1835 г. дом Девятова перешел к купцам Хлудовым. Один из братьев Хлудовых (Давид Иванович), при благословении Божьем, и доселе состоит владельцем его.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/m...

Февраля (л. 95) 4 ч. Препод. Кирилла Белозерского, (@и на ново езер@). И преставление св. вел. кн. Романа Углицкого. 6 ч. Иакова еп., ростов. чуд. 11 ч. Успение преп. Димитрия, игумена Прилуцкого, Вологодского нового чудотворна. В той же день успение вел. кн. Всеволода Псковского. 12 ч. Успение св. Алексия, митрополита Киевского, нового чудотворца, (@в л т , Составижес@) (служба) (@по гна пресщеннаго митрополита, ми т все .. волею бголюбиваго государ вел. кн. васильевича и при благоврномъ сын его вел. кн. иван васильевич@) (слич. 311 907 , л. 397 и 677 908 , л. 398). 13 ч. (@пр наше симеона крал, о т ца стлю сав сербьском, нового мроточьца@). 14 ч. Преп. Кирилла Философа. (@Кирилъ илосоъ родо селннинъ, состави грамот по зык словенск. кнги превед греческа зыка на крест словны и болгары. В кое врем то было в црьство михайла цр греческаго, в црн град цртвовшаго, при оти. в лта бориса кнз болгарскаго. ростица кнз мора в ска. костел кнз влатескаго. Въ кнз велика все рюрика погана сща и некрещена, за лтъ д земли. а создани мир в л. (Слич. Бодянского. О времени происхождения слав. писмен, стр. 119 и слл.) и принесение мощей св. вел. кн. Михаила Черниговского от Чернигова к Москве. 23 ч. Препод. Поликарпа Брянского. (@б в л т . зз@). Год смерти этого Поликарпа, не справедливо показанный в Ист. Рос. иер.. т. V, стр. 588. вообще неизвестен. Приведённый пр. Филаретом из ркп. святцев, (Рус. Свв. под 23 Февраля), 7507 (?) вероятно надобно читать так же, как у нас: 7007. 24 ч. Преставление св. князя Романа Углецкого. (Под чернильной заставкою) Марта (л. 108) 2 ч. Св. Арсения, еп. Тверского. Успе (@в л т . родомъ грекъ@) (прибавлено, но неправильно). 4. Принесение мощей св. кн. Вячеслава Чешского из града Болеславля в Прагу. 5 ч. Обретение мощей св. кн. Феодора Смоленского и Ярославского и чад его Давида и Константина в лето 6971 (sic). – 9 ч. Принесение мощей св. муч. Аврамия из Болгар в Владимир, (@в л т . 11. Св. Евфимия, архиеп. Новгородского. И преставление иже во святых Феогноста митрополита. 16 ч. Св. Серапиона. архиеп. Новгородского (1516 г. кончина святителя). 17 ч. преставление преп. Макария Колязинского. 21 ч. Преп. Иакова, игумена (@жел з ноборска. иже на костром@). Здесь опять ошибка: правильнее кончина Иак. Жел. записана ниже под 10 Апреля, а обретение мощей его было 5 Мая (см. Филарета, Рус. Свв.. 11 Апреля). 23 ч. Принесение мощей Феодора, Давида и Константина, князей Ярославских. 24 ч. Страданье св. влкм. Ивана (@и в казани татар@). – 30 ч. Иже во святых Ионы, митроп. Московского. нового чудотв.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

При Е. своеобразная и эффективная педагогическая система, сложившаяся в Казанской центральной крещено-татарской школе, основанная в первую очередь на авторитете руководителя и имевшая сходство с постановкой обучения в лучших мусульм. медресе, была заменена обычной классно-урочной системой. По наблюдениям педагогов и отзывам кряшен, в сохранении миссионерских и патриархальных традиций школы ведущую роль играла жена Е. Пелагея, к-рая в 1885-1913 гг. была учительницей жен. отд-ния и фактически руководила отд-нием. Е. пользовался авторитетом среди кряшен в основном не как администратор, а как регент и обладатель замечательного голоса. Его распевы без указания имени автора и в наст. время используются в церковных службах на татар. языке, бытуют среди кряшен как народные песни. Е. не вполне свободно владел рус. языком. После смерти Ильминского и прот. В. Тимофеева работа над переводом на татар. язык Свящ. Писания приостановилась, издавались в основном переводы Житий святых и назидательная лит-ра, над к-рыми Е. работал вместе с А. А. Воскресенским и Р. П. Даулеем . Были опубликованы переведенные ими книги «Целитель всемилостивый» (1896), «Небесная воевода русской земли» (1898), «Небесные споручники брачного союза» (1898), «Господь любит праведных» (1898), Житие свт. Николая Чудотворца (1898), «Русские первомученики» (1898), беседа на молитву «Царю Небесный» (1898), «Сказание о Смоленской иконе Божией Матери» (1898), «Церковное пение» (1898), «Равноапостольная мироносица» (1899), «Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (1900), Жития свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова (1903), прп. Серафима Саровского (1904), свт. Аверкия, еп. Иерапольского, царя и прор. Давида, свт. Петра мытаря, свт. Харитона, прп. Виссариона, прп. Серапиона, прп. Симона, Христа ради юродивого, прмч. Дамаскина, прмч. Илии Ардуниса, прмч. Никодима, прмч. Романа, прп. Исидоры, Христа ради юродивой, кнг. мц. Феодоры Владимирской, ап. Андрея Первозванного, мучеников Аврамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана Казанских, равноапостольных Кирилла и Мефодия, мч. Маманта, мч. Фоки (1905), сборник рассказов из Житий святых для детей (1907), Жития первомч. Стефана (1908), равноапостольных Константина и Елены (1914). Те же авторы продолжили начатую Ильминским и прот. В. Тимофеевым работу по переводу на татар. язык молитв и богослужений: были опубликованы Великий канон прп. Андрея Критского (1897), последование ко Св. Причащению (1906), акафист иконе «Благовещение Пресв. Богородицы» (1910), молитва после сугубой ектении (1911). Также были изданы краткая церковная история, катехизические поучения на Символ веры (1907), «Беседы о силе крестного знамения», «Наставление крещеным татарам, колеблющимся в христианской вере» (1908), «Указание пути в Царствие Небесное» (1910), брошюры о Евангелии, о почитании икон (1911).

http://pravenc.ru/text/189535.html

50, Шематизм провинции Св. Спасителя, стр. 126 начало. В настоящее время на месте упразднённого монастыря,– за позднейшее время о нём История Иерархии V, 590 fin.,– архиерейская мыза или усадьба с остающейся от монастыря каменной церковью, если не изменяет нам память, более или менее древней). 8. Смоленск. 1 . Борисо-Глебский на Смядыни, на месте убиения св. Глеба, построенный неизвестно кем и когда, упоминаемый в 1138г. (Новгородская 1 летопись, см. список каменных церквей). 2 . Отрочий, находившийся неизвестно – в самом Смоленске или где-либо в области, упоминаемый в 1206г. (Лаврентьевская летопись, 2 издание стр. 404 начало). 3 . Св. Креста или Крестовоздвиженский, находившийся в самом Смоленске. 4 . Богородицкий, называвшийся Селище, в 6 вёрстах от города (ныне село Богородицкое,– Историко-статистическое описание Смоленской епархии, стр. 287). Оба упоминаются в житии преподобного Аврамия, в первой четверти XIII века. 5 . Ризположенский Аврамиев, в самом городе, построенный епископом Игнатием и названный Аврамиевым по его (монастыря) игумену преподобному Аврамию (Житие последнего). 9. Новгород. 1 . Антония Римлянина Рождество-Богородицкий, начатый строением в 1117г. См. о нём абзац сноски 1059 и далее . 2 . Юрьев или Георгиев (Георгиевский в честь св. Георгия, по-простонародному Юрия), находящийся вне города, построенный князем Новгородским Всеволодом Мстиславичем с игуменом Кириаком, начиная с 1119г.; как монастырь княжеский был в Новгороде старшим из всех монастырей и его архимандритией (Татищев высказал предположение, в виде положительного известия, что Юрьев монастырь построен Ярославом Великим,– II, 461, примечание 461. Основанием для предположения, конечно, послужило ему то, что Ярослав носил христианское имя Георгия или Юрия. Но, само собой, очевидно, что это основание вовсе не достаточное. Что касается до построения монастыря в честь св. Георгия князем Всеволодом, то необходимо думать, что он построил его в честь ангела своего отца, который носил два христианских имени – Феодора и Георгия (преосвященного Макария I, 404) и по приказу которого он, вероятно, его и строил (cfr грамоту Мстислава в Юрьев монастырь в Истории Иерархии VI, 772).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

21. Вторник. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фаддея. Мц. Вассы. Прп. Аврамия Смоленского. Прп. Корнилия Палеостровского (службу зри 19 мая) . Явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре . Прп. Марфы Дивеевской . Служба ап. Фаддея и мц. Вассы не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Успения. На вечерне кафизма 6-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостола, глас 8-й – 3, и мученицы, глас 4-й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Приидите, всемирное успение...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8-й: «Девичестии лицы...». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й . «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), апостола на 4 и мученицы на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученицы). По 3-й песни – кондак апостола, глас 4-й; седален апостола, глас 8-й. «Слава» – седален мученицы, глас 1-й, «И ныне» – седален праздника, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола. «Слава, и ныне» – светилен праздника. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Вси Небеснии, воспойте...». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь апостола. Кондак только праздника. На Литургии блаженны праздника, 1-го и 2-го канонов, песнь 7-я – 6 (1-го канона со ирмосом).

http://patriarchia.ru/bu/2024-09-03/

Преподобный Нестор говорит в житий святых Бориса и Глеба, что „блаженный Борис, взимание книгы и чтяше... чтяше же жития и мучения святых” 1638 . Рукописей Четьих Миней, сохранившихся от до-монгольского периода до настоящего времени, пока известно только две. Они суть: Рукопись XI века, содержащая месяц Март, найденная в униатском Супрасльском монастыре, находящемся недалеко от Белостока (Гродненской губернии, – том самом, который известен по своей типографии) и поэтому обыкновенно называемая „Супрасльской рукописью” (описание Минеи, сделанное Востоковым, в Учёных Записках II отд. Академии Наук, кн. II, выпуск 2, стр. 80 1639 ). Самая Минея издана Миклошичем под заглавием: Monumenta linguae palaeoslovenicae е codice Suprasliensi, – Vindobonae, 1851). В рукописи не сохранилось нескольких начальных листов, и она начинается не началом жития мученика Павла и сестры его Иулиании, 4 Марта; затем в ней читаются жития святых не на все дни Марта, а с пропуском некоторых дней (8,14–17 и 25–29 чисел); вместе с житиями помещены слова святых отцов на праздники: одно Василия Великого , 20 Иоанна Златоустог о, одно Епифания Кипрского и одно патриарха Φотия. Рукопись XII (или, может быть, начала XIII) века, содержащая месяц Май, находящаяся в библиотеке Московского Успенского собора. (Обстоятельное описание Л. Н. Попова в Чтениях Общества Истории и Древностей 1879г., кн. I, Библиографические Материалы. Жития святых также не на все дни, а только на некоторые. Вместе с житиями также слова отцов: 17 Иоанна Златоустог о, одно Иоанна Дамаскина , одно Евсевия Александрийского, одно Андрея Критского ). Отдельные жития и отдельные повести из Четьих Миней, который сохранились в дошедших до нас рукописях или о которых знаем по упоминаниям и по указаниям в памятниках периода до-монгольского, суть: Житие Антония Великого , написанное Афанасием Александрийским , было переведено в Болгарии неизвестным по повелению архиепископа Болгарского Иоанна (вероятно) в тридцатых годах XI века (Славяно-русские рукописи Ундольского, л. 236, cfr нашу книгу: Краткий очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской, стр. 709 нач.). Житие было переведено не со всем месяцем, в котором память Антония, а отдельно от него или само по себе. Это может быть понимаемо двояко: или так, что из всего месяца, остававшегося ещё непереведённым, было взято одно оно, или так, что в месяце, уже переведённом, его не находилось. Гораздо вероятнее последнее, как заставляет понимать себя и запись о переводе. А причиной, почему житие Антония не помещалось в Четь-Минее, а писалось отдельно, могла быть его очень большая сравнительно обширность. На житие преподобного Антония ссылаются – Нестор в житии преподобного Феодосия, – по изданию Бодянского л. 11 и Ефрем в житии Аврамия Смоленского, Православный Собеседник 1858г. ч. III, стр. 142. Память Антония в древнее время была, как и теперь есть, 17 Января.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

587 В 1 Псков. Лет. (1570 г. П. С. Р. Л. IV, 318) совершенно по другому объясняется источник свирепости Грозного, как прельщение царя немчином. Но этот отрывок летописи вместе с Посланием Корнилия показывает, что в псковской земле много было разных толков о причинах кровожадности царя. 590 Эта картина напоминает следующее место из «Слова о ведре и казнях Божьих», которое (Слово) летописец и преп, Феодосий Печерский применяли к русским христианам XI в.: «Видим бо игрища утолочена и людий много множество на них, яко упихати начнут друг друга, позоры дающе от беса замышленного дела, а церкви стоять; егда же бывает год молитвы, мало их обретается в церкви». Лавр. Л. 3 , 166; ср. Срезневский, Сведения и заметки, I т., XXIV. 591 Другая редакция памятника, по-видимому, южно-славянская (Тексты, XLII б ), содержит более подробное рассуждение о чувствах, вызываемых в духовнике непокорностью и жестоковыйностью детей духовных. Но в ней сглажены многие жизненные черты памятника. 592 Тексты, XLVII; Заметки, § 50. С этим памятником отчасти сходно «Поучение св. Апостол и св. Отец и отца духовного, како жити детем духовным в великий пост», по Требнику XVI в. изд. Алмазовым, III, 252–254. По нашему мнению, Поучение Требника стоит под влиянием изданного нами, а не наоборот. 595 Покойный Срезневский ссылался на «Поучение духовным детем», находящееся в Сборнике г. Болотова (Арх. Ист.-Юр. Свед. II, 1, стр. 104), в ст. «Роженицы у славян» и проводил из памятника такое назидание: «Уклоняйся перед Богом не(на)видимых: молящих человек Роду и роженицам, Порену и Аполину, и Мокоши, и Перегини, и всяким богом (и) мерзким требам не приближайся». Но рукописи Болотова нам не удалось, к сожалению, разыскать, и мы не знаем, из какого памятника приведенные строки. 596 Издано Алмазовым, III, 246–247, и Смирновым, Древнерусский духовник, Серг. Пое. 1899 г., 104 –106.–Нам известно еще несколько списков этого памятника. Рассчитываем издать его во II вып. «Материалов». – Инок Ефрем, автор Жития Аврамия Смоленского (XIII в.), делает ссылку на «Повесть некоего отца духовного к сыну духовну», из которой и приводит выдержку: «Корабль есмы мы, кормник же Бог всего мира»...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

15 . Преставление вел. кн. Владимира. Есть во всех. 24 . Память князей Бориса (день убиения) и Глеба. Есть во всех. 25 . Преставление преп. Макария Унженского. Нет в служебнике 1602 г. и в уставе 1610 г. (ибо причтен к лику святых после 1610 г.); во всех остальных есть. 27 . Преставление Николая Кочанова, юродивого Новгородского. Нет в служебнике 1602 г.; во всех остальных есть. Август 2 . Преставление блаж. Василия, юродивого Московского. Есть во всех. 3 . Преставление преп. Антония Римлянина. Нет в уставе 1610 г., в уставах 1633 г. и в уставе 1641 г.; есть в служебнике 1602 г., в уставе Успенского собора и в святцах с летописью. 4 . Проявление мощей митрополита Петра. Есть в служебнике 1602 г., в уставе Успенского собора и в святцах с летописью, нет в уставах 1610, 1633 и 1641 гг. 487 8 . Перенесение мощей препп. Зосимы и Савватия Соловецких. Есть в святцах с летописью; в остальных ни в которых нет 488 . 13 . Обретение мощей Максима, юродивого Московского. Нет в служебнике 1602 г.; в остальных во всех есть. 21 . Преставление преп. Аврамия Смоленского. Есть во всех. 24 . Перенесение мощей митрополита Петра и иных митрополитов: Киприана, Фотия и Ионы, Филиппа и Феогноста. Есть в святцах с летописью; в остальных ни в которых нет. 30 . Преставление преп. Александра Свирского . Есть во всех. Сравнивая святцы одни с другими посредством арифметического счета или по количеству содержащихся в каждых между ними памятей святых находим следующее: В служебнике 1602-го года 45 памятей; В уставе 1610-го года 51 лишняя память и 3 памятей не достает против служебника 1602-го года, следовательно – 28 лишних памятей, а всего 73 памяти; В уставах 1633-го года 4 лишних памяти и 10 памятей не достает против устава 1610-го года, следовательно-6 памятей не достает, а всего 67 памятей, В уставе Успенского собора 11 лишних памятей и 12 памятей не достает против уставов 1633-го/года, следовательно – не достает одной памяти, а всего 66 памятей; В уставе 1641-го года те же памяти, что и в уставе 1610-т года, но с прибавлением 4 лишних против последнего памятей, Взятых из уставов 1633-го года, в которых они суть новые памяти против устава 1610-го года, следовательно – 11 лишних памятей против устава Успенского собора, а всего 77 памятей; В святцах с летописью 16 лишних памятей против устава 1641-го года, а всего 93 памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь ( Пс. 33,20 ). На трапезе читали житие преподобного Аврамия, архимандрита Смоленского, от юности благоугождавшего Господу, потом в монашестве богоугодно пожившего в посте, в молитве, в чтении святых книг несытно упражнявшегося и многих поучавшего всякой добродетели. Преподобный много претерпел от искушений врага яве и в сонных мечтаниях; преследуемый завистью от монахов за добрую жизнь и учение приходящих, был из монастыря изгнан игуменом. Поселился в Смоленске, в бедном монастыре, и туда почти весь град привлек своими добрыми поучениями и благочестивой жизнью. Наконец от городских священников, возненавидевших его, вместе с игуменом и монахами клевету князю и архиерею на него принесших. Такова злоба бесов и злых людей! Но потом Господом оправданный и клеветников посрамивший. О лютая, злая зависть, не терпящая добродетели ближнего! Тобою, завистью диавола, мы лишились с прародителями блаженного, райского пребывания; тобою незлобивый Авель братом убивается; Иаков кроткий, от Исава, брата своего, преследуется; Иосиф незлобивый в плен братьями продается; кротчайший Давид от Саула ищется на убиение; Сам Спаситель по зависти иудейских начальников умирает на кресте. О горькое, злое исчадие и рождение диавола – зависть! Сколько от тебя пострадало людей добрых, благочестивых, святых! Братие! Оставим это адское рождение, облечемся во утробы щедрот, в благость, в милосердие, сорадуемся славе и чести ближнего, возлюбим даже и врагов, нас обижающих, по заповеди Спасителя: Любите враги ваша... – добро творите ненавидящим вас ( Мф. 5,44 ). октября 1910 г.] Польза откровения Не видишь ли, как на поле и на огороде выпалывают негодную сорную траву, чтобы она, разросшись и укоренившись, не повредила посеянное. Так и ты старайся истреблять в себе исповедью и откровением дурные, греховные помыслы, чтобы они от умалчивания не разрослись сильно и не заглушили пшеницу твоих добродетелей. октября 1910 г.] В Господе ищи утешения Хорошо и спасительно во всякой скорби и недоумении с смиренною молитвою прибегать к Господу, ища у Него утешения, вразумления и подкрепления, Он, как Бог милосердия и Отец всякого утешения, успокоит, утешит душу, с верою к Нему яко к милосердому притекающую. «Иисусе, мудр осте недомыслимая», «Иисусе души моея утешителю», вразуми мя и утеши, с верою Тебя призывающего. октября 1910 г.] Полагай крепкую надежду в Господе

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010