120 начало, 117 fin. [Ср. Преподобный Сергий Радонежский и Троице-Сергиева лавра, 2 издание, М. 1909г., стр. 7–11, примечание]. 342  Архиепископа Сергия, который жил на покое в Троицком монастыре и который хотел загладить свою вину перед оскорблённым им Моисеем? 346  (Что Пахомий Сербин писал не особенно хорошо, плоховато, этого едва ли могли не видеть и Русские. Вероятно, они удивлялись в нём не тому, что писал хорошо, а тому, что – очень скоро, тогда как для них – написать одно житие требовалась целая жизнь). 347  (В Житии Зосимы и Савватия любопытные рассказы в отношении к порче монастырских нравов, – Ключевский, стр. 203 начало, Волоколамская рукопись 348  В ответе собора 1504г. великому князю о вотчинах называются как святые Дионисий и Димитрий Вологодские). 350  Григория Пельшемского, Павла Обнорского? Житие Дионисия Глушицкого имеет важное значение в смысле исторического источника, – Ключевский, стр. 195 fin.). 352  Из святых, которым установлено было на соборе 1647г. общее празднование, не было житий: 1) митрополита Ионы (написано в 1547г.), Макария, VII, 440. 2) Макария Калязинского (написано в 1547г.). Переделаны прежде бывшие жития: Александра Невского, Никона Радонежского и Павла Обнорского (Макарий, VII, 430 начало). Были и оставлены без переделки семь: Иоанна Новгородского, Зосимы и Савватия Соловецких, Дионисия Глушицкого, Михаила Клонского, Пафнутия Боровского и Александра Свирского (написано в 1545г. Макарий VII, 430 начало). Из местных. Вероятно, были прежде жития Арсения Тверского и Иоанна Юродивого. Собор не заботился о житиях, этих святых (Макарий, VII, 442). Собор 1549г. Были прежде жития девяти святых: Евфимия Новгородского, Ионы Новгородского, Стефана Пермского, Михаила Тверского, Аврамия Смоленского, Саввы Вишерского, Григория Пельшемского, мучеников Литовских, Иоанна Сочавского (Макарий, VII, 445). Написаны вновь: Евфросина Псковского, Всеволода Псковского, Саввы Сторожевского, – ibid., 445. Написаны после 1552г.: Евфимия Суздальского, Ефрема Перекомского, Нифонта Новгородского, Никиты Новгородского, – ibid..

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

К содержанию книги, которая, как произведение литературное, очень удовлетворительна, – написана языком толково-ясным и складным и не страдает недостатком риторического многословия и неделословия (если можно так выразиться), мы возвратимся после, когда будем говорить о нравах наших предков рассматриваемого нами времени. Читаемое в некоторых списках Домостроя и принадлежащее священнику Сильвестру „Послание и наказание от отца к сыну” представляет собой до некоторой степени тот же Домострой, только в сокращённом виде. Разделяясь на те же три части, что и большой или настоящий Домострой, послание содержит в себе: во-первых, изложение обязанностей в отношении к благочестию общественному и домашнему и к нарочитым служителям благочестия – священникам и монахам. Во-вторых, повествование Сильвестра сыну о своей собственной жизни, долженствовавшей служить для последнего примером подражания. И в-третьих, преподаяние разных советов житейского благоразумия. В литературном отношении послание Сильвестра, написанное языком простым в смысле приближения к простоте говорной речи, и в то же время весьма складным, живым и выразительным, не только хорошо в достаточной степени, но, можно сказать, хорошо замечательным образом. Читая послание, мы представляем себе человека с убедительным словом, который имел некоторое время столько большое влияние на юного царя Ивана Васильевича. Отдел исторический. Жития святых (и сказания об иконах явленных). Летописи. Частные исторические сказания. Жития 320 В период до-монгольский у нас было прославлено посредством житий очень небольшое количество наших святых. Настоящих житий, не считая кратких повестей, составляющих Патерик Печерский, было написано и всего пять: князей-мучеников Бориса и Глеба, преподобного Феодосия Печерского , преподобной Евфросинии Полоцкой, святителя Ростовского Леонтия и преподобного Аврамия Смоленского. Не должно представлять себе дела таким образом, будьте число святых, которые были бы достойны прославления посредством житий, и всего состояло у нас в период до-монгольский только из указанной пятерицы. Если в Печерском монастыре мы видим целый сонм подвижников, то, конечно, в продолжение нашего периода Бог не ограничивал свою благодать одним только местом во всей Русской земле, т. е. этим Печерским монастырём 321 . Крайнюю малочисленность святых, прославленных у нас в наш период, надлежит объяснять двумя причинами. С одной стороны, предки наши заимствовали от Греков многочисленнейший сонм святых, пред которым они, будучи ослепляемы и подавляемы им, как бы смирялись, так что дерзали пополнять его своими святыми только с великой осторожностью. С другой стороны, относительно возможности писания житий они слишком мало и скудно располагали этой тростью книжника скорописца, которая бы в состояния была начертывать жития, сколько-нибудь достойные своего имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Впервые о серьезном противостоянии княжеской (царской) власти и церковной иерархии на Руси говорилось в " Житии преподобнаго Авраамия Смоленскаго» Биографические сведения о святом сохранились только в этом Житии. Время его жизни определяется на основании следующих фактов: в Житии сказано, что святой был поставлен в попы при княжении Мстислава Смоленского (Мстислав Романович), который сидел на Смоленском престоле с 1197 г., а в 1214 г. стал Киевским князем; далее здесь упоминается придворный смоленский храм Михаила архангела, построенный в 1191-1194 гг. (датировка Н. И. Брунова); наконец, один из героев повествования - епископ Игнатий, занявший Смоленскую кафедру после 1197 г., упоминался в Троицкой летописи под 1206 г. ( Карамзин Н. М. «История государства Российского». СПб, 1892, т. 3, с. 48, примеч. 118); Согласно Житию, святой чулдотворец был обвинен духовенством в ересях, в частности, в чтении «глубинных книг»: и вшедъ сотона въ сердца безчинныхъ, въздвиже на нь: и начаша овии клеветати епископу, инии же хулити и досажати, овии еретика нарицати, а инии глаголаху на нь - глубинныя книгы почитаеть, инии же къ женамъ прикладающе, попове же знающе и глаголюще: «Уже наши дЪти вся обратилъ есть»; друзии же пророкомъ нарицающе и ина же многа на нь вЪщания глаголюще, их же блаженый чюжь. При этом князь и епископ вместе с духовенством заняли противоположные позиции: Яко же и бысть; князю бо и властелемъ умягъчи богъ сердце; игуменомъ же и ереомъ, аще бы мощно, жива его пожрети . Собственно, только вмешательство князя сохраняет святому жизнь, после чего в силу вступает уже Божественный Промысел: Ведому же ему на снемъ, явися господь в то время преподобному ЛуцЪ Прусину у церькви честнаго архангела Михаила. Стоящу ему на молитвъ въ 9 часъ, и гласъ бысть ему, глаголющь, яко «се возводять блаженнаго моего угодника на снемъ съ двЪма ученикома, истязати хотять, ты же о немь никако же съблазнися». И глаголаше блаженый Лука на снимающихся на блаженаго Аврамия и на уничижающихъ его: «Много бо бес правды хулящей и уничижають; но да быша грЪси его на мнЪ были! И вы слышасте, яко хотЪша сътворити преже сего не имуще страха божия и тации же безумнии и епископъ и како хотЪша бес правды убити и . В конце концов Игнатий раскаивается и становится почитателем святого. И здесь мы не можем не обратить внимание, что история преп. Авраамия в каком-то смысле архетипически предваряет историю столкновения Царя-Мученика Николая Второго с высшим духовенством в связи с Григорием Ефимовичем Распутиным - но с совершенно противоположным тому, что случилось в ХХ веке, итогом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Спустя несколько лет овдовевший священник постригся в обители бессребреников; Мина посещал его и здесь, – посещал и тогда, как Боголеп поставлен был в строителя Великолуцкой Сергиевой обители. В этой обители Мина, раздав всё имение, принял пострижение от наставника своего и назван Мартирием. Строитель поручил Мартирию церковные ключи и потому Мартирию надлежало являться в храм первым и выходить последним. Великолуцкий житель Афанасий, постриженный с именем Аврамия, поручен был руководству Мартирия и заменил труды его по храму. Прожив 7 лет при наставнике Боголепе, Мартирий пожелал жить в уединении в пустынном месте, за 60 вёрст от Лук. Наставник прислал ему совет возвратиться в общежитие, так как здесь может он быть полезным и для других. В недоумении отправился он на поклонение Смоленской иконе Богоматери и чудотворцу Аврамию. В Смоленске явился ему в сонном видении преподобный Аврамий с учеником своим преподобным Ефремом и сказал: «ты должен жить в пустыне, где укажет Господь и Его Пречистая Матерь». В Тихвинской обители обрадован он был свиданием с учеником своим Аврамием, который, быв болен, исцелён Богоматерью и оставался в Тихвине 6 . Соскучив в Тихвине многолюдством приходящих богомольцев, Мартирий просил Господа указать ему уединённое место для подвигов. Такое место указано было ночью ученику Мартириеву знамением крестовидной зари на острове, исстари называвшемся Зелёным. – Мартирий поставил себе здесь хижину. Окрестность острова, как нельзя более, была дика и угрюма. Кругом мхи, болота, топи, и они тянутся почти от самого Новгорода. Только место, где поселился Мартирий, составляло значительную возвышенность, покрытую приятной зеленью, и она-то дала месту название Зелёного. Строгий отшельник нашёл, чего искал, и благодарил Господа. Благочестивый поселянин Иосиф по временам приносил ему пищу, а иногда, смущаемый помыслами и суетой, надолго оставлял без неё. Мартирий постился и молился. По времени узнали и об отшельнике Зелёного острова. Как ни много тогда было в Новгородской области иноческих обителей, но в глуши, где поселился Мартирий, их не было 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Московская Русь: рожденная святыми     Православные праздники 3 сентября Прп. Аврамия Смоленского (XIII). Авраамий Смоленский прославился иноческими подвигами, написанием известных икон и неутомимой пастырской деятельностью. На проповедях Авраамий призывал паству помнить о смерти и молиться день и ночь, что бы не быть осужденным на Страшном Суде. Был игуменом Ризположенского монастыря, получившем впоследствии его имя – Авраамиев монастыря. Канонизирован на Макарьевском соборе в 1549 году.     Православные праздники 4 сентября  Грузинской иконы Божией Матери (1650). Икона была написана в Грузии, но затем захвачена иранским шахом и увезена в Иран. В 1625 г. ее купил русский купец Лыткин и подарил Черниговскому монастырю под Архангельском, где ей стали проявляться чудеса. В 1654 г. икона была привезена в Москву во время эпидемии чумы и помогла исцелением множеству страждущих. По указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, в день появления иконы в монастыре, было установлено празднование.   Православные праздники 5 сентября  Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.   Отданием называется последний день празднования двунадесятых праздников, которые длятся много дней. В этот день верующие завершают праздник Успения Пресвятой Богородицы.   Успение   Православные праздники 6 сентября  Перенесение мощей свт. Петра, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1479). Святитель Петр, митрополит Московский, создал Московскую митрополичью кафедру в 1325 году, пророчески предсказал освобождение Руси от татарского ига и возвышение Москвы как центра Русского Государства.  Празднование было установлено в 1479 году, в честь второго перенесения мощей, после освящения вновь построенного Успенского Собора.     Посох святителя Петра, митрополита Московского. Инфографика Как Москва стала церковной столицей России: История  в картинках   Православные праздники 7 сентября  Перенесение мощей ап. Варфоломея (VI). Апостол Варфоломей умер мученической смертью в армянском городе Альбан. На месте погребения Варфоломея происходили многочисленные чудеса и многие люди обращались в христианство. В 507 году мощи были перенесены в город Анастастиуполь. Во время штурма города шахом Хозроем, ковчег с мощами был брошен в Черное море, силою Божией ковчег совершил чудесное плавание к берегам Италии к церкви на острове Липары, где с мощами стало связываться множество исцелений от болезней.  В IX веке мощи были перенесены в город Беневент и положены в главной церкви города.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая. Равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Преподобного Ефрема Перекомского. Преподобного Корнилия Комельского Обретение мощей святителя Алексия, митрополита Московского. Равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены. Святителя Леонтия, епископа Ростовского. Преподобного Симеона столпника, преподобного Никиты, столпника Переяславского. 3-е Обретение честной главы Иоанна Предтечи. Великомученика Федора Стратилата. Преподобного Кирилла Белоезерского. Апостолов Варфоломея и Варнавы. Святителя Ионы, митрополита Московского. Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Собор Двенадцати Апостолов. Бессребреников Козмы и Дамиана. Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского. Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского. Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Положение ризы Господней в Москве. Равноапостольного великого князя Владимира. Великомученицы Марины (Маргариты). Пророка Илии. Мироносицы Марии Магдалины. Благоверных князей Бориса и Глеба. Успение святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Преподобномученицы Параскевы. Великомученика Пантелеймона. Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. АВГУСТ 1 Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого. Преподобного Антония Римлянина Новгородского. Перенесение Нерукотворенного Образа Спасителя. Преподобного Аврамия Смоленского. Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Перенесение мощей благоверного князя Александра Невского. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. СЕНТЯБРЬ 1 Начало индикта (церковное новолетие), преподобного Симеона Столпника. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех. Святителя Иоанна, архиепископа Новгородского. Праведных богоотец Иоакима и Анны.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В житии св. Аврамия Смоленского протопоп кафедрального архиерейского соборного клироса называется первым от старейших 706 . Если протопоп соборного клироса есть первый от старейших, то ясно, что все соборные священники – клирошане суть старейшие; если же они суть старейшие, то очевидно, что они суть корпорация епархиальных чиновников и начальников. В послании неизвестного по имени епископа Владимирского к неизвестному по имени великому князю, сыну Александра Невского († 1263) о неприкосновенности судов церковных говорится, что эти суды даны клирошанам на потребу 707 : под судами разумеются судебные пошлины; но если они идут клирошанам, то ясно потому, что последние суть судящие. О митрополите Максиме говорится в летописях, что, перенося кафедру митрополии из Киева во Владимир, он пришёл из первого в последний со всем своим клиросом 708 . Если бы его клирошане были просто священники, то он не имел бы нужды брать их с собой, ибо таковых он нашёл бы и во Владимире; если же он взял их, то ясно, что они были не просто священники, но и епархиальные чиновники. Несомненно, ясные свидетельства о соборных клиросах как о штатах епархиальных чиновников, к нашему счастью, сохранили для нас позднейшие памятники Западно-Русской церкви, в которой эти клиросы не были оттеснены, как то случилось на Москве, светскими архиерейскими чиновниками, так называемыми архиерейскими боярами. В редакции Патерика Печерского так называемой Акакиевской, составленной в Печерском монастыре в половине XV века, позднейшая приписка влагает в уста умирающему преподобному Феодосию слова, обращённые к великому князю Святославу: «и се поручаю твоему благочестию святы сий монастырь..., да не обладает им ни архиепископ, ни ин никтоже от клирик Софейских» 709 : ясно, что тут клирик есть чиновник, ибо с какой стати опасаться обладания от простого священника 710 ? Виленский собор 1509г. постановляет, что если священник дойдёт до великих бесчинств, то «нам (епископам) соборне, с нашим крылосом – с священно-иноки и попы, таковому безчиннику не велети священствовати» 711 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Пролог 20 и 25 авг. (Act. SS. aug. t. IV. р. 80). Мес. В. Март. Р. 21 Св. апостола Фаддея, единого от седмидесяти. Просветив святым крещением Авгара, Едесского князя и его подданных, проповедовал Слово Божие в Месопотамии и Сирии; скончался в Берите. Чет. Минея от Пролога, Евсевия (I. 13), и от никифора (II. 7). (Act. SS. aug. t. IV. р. 399. Morcelli Kalend. CPlit. II. р. 2I6). В службе канон Иосифа. Св. мученицы Вассы, и чад ее, Феогния, Агапия и Писта. Сыны св. Вассы, после жестоких, мук, обезглавлены в Едесе, на своей родине. Мать, бывшая свидетельницей их страдания, совершила свой подвиг в Геллеспонте, в царствование Максимиана. Чет. Минея. (Act. SS. aug. t. IV. р. 419). Март. Р. В службе канон Иосифа. Преп. Аврамия Смоленского. Преставился в последней половине XII в., на 50 году от рождения. Чет. Минея. Есть служба. 22 Свв. мученик: Агафоника, Зотика, Феопрепия (Боголепа), Акиндииа, Севериана и прочих с ними. Обезглавлены от Евтолмия, в царствование Мзаксимиана: Агафоник и другие Никомидийские христиане в Силиврии; Зотик, из Понта, с Феопрепием и Акиндином – в Потаме Фракийской, Севириан – близ Халкидона. Чет. Минея. (In Actis SS. aug. t. IV. р. 522. Martyrium auct. Laurentio). Мес. B. Март. Р. В службе канон Иосифа. Св. мученицы Анфусы, и Афанасия епископа, крестившего ее, и двоих слуг ее, Xap и cu м a и Неофита. Св. Анфуса была родом из Селевкии. Без ведом родителей приняв крещение от еп. Тарсского, должна была оставить их и удалиться в пустыню. Скончалась мирно после 23-летних подвигов. Св. Афанасий и два служителя усекнуты в царствование Валериана (ок. 260). Пролог. (Or. Chr. II col. 869. Act SS. aug. IV. р . 502). Мес. В. Март. Р. Св. мученицы Евлалии девицы. Добровольно предала себя на страдание в Варкиноне, в руки Дакиана, в царствование Диоклетиана и Максимиана (ок. 303). Вскоре после нее умучен св. Филикс. Чет. Минея. (Act. SS. Febr. II p. 576). Март. Р. 12 февр. Празднество Пречистой Деве Богородице, ради чудес от Ее честной иконы Грузинской. При царе Михаиле Феодоровиче один из ярославских купцов получил из Персии икону Пресв. Богородицы, писанную в Грузии, и принес ее в дар обители, которую в 1603 г. основал Мирон иерей на Черной горе в Двинской области. При сей иконе и при написанной с ней, которая находитсяя и Москве, совершаются доныне чудеса во славу Приснодевы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Бесплотных Сил – 8 нояб.: Собор архистратига Михаила Богородицы – 8 сент.: Рождество Пресвятой Богородицы; 1 окт.: Покров Пресвятой Богородицы; 22 окт.: Казанской иконы Пресвятой Богородицы; 24 окт.: Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; 27 нояб.: Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде; 25 марта (на вечерне) Благовещение Пресвятой Богородицы; 21 мая, 23 июня, 26 авг.: Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы; явления икон Пресвятой Богородицы: Тихвинской (26 июня), Казанской (8 июля), Смоленской (28 июля); 15 авг.: Успение Пресвятой Богородицы Мученика – 20 сент.: Свв. мчч. кн. Михаила и боярина его Феодора, Черниговских; 22 нояб.: св. блгв. кн. Михаила Тверского; 24 нояб.: св. мч. Меркурия Смоленского; 26 нояб.: Освящение храма св. вмч. Георгия (в Киеве); 23 апр.: св. вмч. Георгия Победоносца; 15 мая: Убиение св. Димитрия царевича; 2 июня: св. вмч. Иоанна Нового; 8 июля: св. вмч. Прокопия; 24 июля: Свв. мчч. кнн. Бориса и Глеба; 30 июля: св. Иоанна воина Мучеников – 13 дек.: Свв. мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста; 9 марта: Свв. 40 мчч. в Севастии; 4 фев.: св. блгв. вел. кн. Георгия Мучениц – 28 окт.: св. мц. Параскевы Предтечи – 24 фев.: Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи; 25 мая: Третье обретение главы Иоанна Предтечи; 29 авг.: Усекновение главы Иоанна Предтечи Преподобного – 9 сент.: прп. Иосифа Волоцкого ; 27 сент.: прп. Савватия Соловецкого; 28 сент.: прп. Харитона исповедника; прп. Григория, чудотворца Вологодского; 1 окт.: прп. Саввы Вишерского; 14 окт.: прп. Параскевы; 19 окт.: прп. Иоанна Рыльского; 23 окт.: прп. Иакова Боровицкого; 28 окт.: † прп. Иова Почаевского ; 29 окт.: † прп. Аврамия, Ростовского чудотворца; 6 нояб.: прп. Варлаама Хутынского; 17 нояб.: прп. Никона Радонежского чудотворца; 19 нояб.: прпп. Варлаама и Иоасафа; 23 нояб.: † св. блгв. вел. кн. Александра Невского; 3 дек.: прп. Саввы Звенигородского; 5 дек.: прп. Саввы Освященного; 7 дек.: Прпп. Антония Сийского и Нила Столобенского; 2 янв.: † прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

158 fin., не позднее конца XIV века, см. Acta Patriarchat. Constantinopolitani Миклошича II, 567). [Укс из ξς, как уксус из ξος.] [Кроме икон, стоящих в иконостасе и по стенам в киотах, в наших церквах есть ещё иконы, висящие на древках (шестах): это так называемым хоругви, собственное назначение которых состоит в том, чтобы быть носимыми в крестных ходах и вообще в торжественных церковных процессиях. Слово хоругвь, по-славянски: хор31;гы и хоругы, хор31;говь (-уговь), хорюговь (-в: Словари Востокова и Миклошевича), родственно с греческими χοραγ α или χορηγ α,– совершение религиозного кругового хождения (хоровода), и χοραγεον или χορηγεον,– место совершения этого, хождения, как в нашем слове хоровод первая половина: «хор» тождественна с греческим χορς (которое собственно значит именно то, что наше хоровод). Необходимо думать, что предки наши во времена языческие употребляли при своих религиозных хороводах так или иначе (по той или другой причине) явившиеся у них в этом случае знамёна (которые отсюда и со здешним именем перешли потом в военные полки). И что эти-то знамёна языческих религиозных процессий, по принятию христианства, и превращены в наши христианские хоругви (с переменой изображений на них). У Греков, сколько знаем, хоругви в настоящее время не употребительны; на изображениях крестных ходов в Менологии императора Василия их также не видится (ч. I стр. 146 и 210, ч. II стр. 137). В позднейшее время у Греков и у нас иконы писались, как и до настоящего времени пишутся, по так называемому «Подлиннику», который ведёт своё начало, как необходимо думать, от сейчас помянутого Менология императора Василия (от его лицевых изображений). В житии преподобного Аврамия Смоленского есть указание на существование у нас Подлинника в период до-монгольский,– Православный Собеседник 1858г. книга 3, стр. 370 (преподобный Аврамий «образ же и подобие (имел) на Великого Василия, чрну браду таку имея, плешиву разве имея главу»: из этих слов видно, что в период до-монгольский святые писались у нас уже в установленном внешнем образе, а это и есть Подлинник).]

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010