21-е † Преподобного Аврамия Смоленского Блаженный Аврамий, как повествует о нем ученик его Ефрем 180 , родился в Смоленске от богатых и благочестивых родителей; родитель его пользовался уважением за услуги, оказанные в суде; и отец и бать были набожны. Они имели 12 дочерей, но ни одного сына; долго молились о даровании сына, раздавая милостыню по церквам, и наконец молитва их была услышана. Сын молитв воспитан был в страхе Божием и учении книжном, и сам с юности любил ходить в храм Божий. Родители очень желали, чтобы единственный сын их вступил в брак: но юноша отказался, чувствуя в себе влечение к иноческой жизни; к тому же родители скоро умерли; по смерти их, сын, раздав имущество монастырям, церквам и бедным, ходил в рубище, моля и Бога указать ему путь спасения, и скоро, по влечению внутреннему, поступил «в монастырь пресвятой Богородицы, что в пяти верстах от Смоленска, на месте называемом Селище» 181 . Здесь, облеченный в иночество, проходил он разные послушания и трудился от всей души. В 1177 г. в Смоленске совершилось чудо. Ослепленные владимирцами князья Мстислав и Ярополк Ростиславичи, братья владетельного князя смоленского, на пути в южную Россию усердно молились св. мученикам Борису и Глебу в их Смядынском монастыре и в день убиения св. Глеба (5 сент.) прозрели 182 . Это не могло не утешить такого раба Божия, каким был Аврамий. – Он любил переноситься мыслию к святым местам, где Господь Иисус проводил земную жизнь и запечатлел любовь свою в людям крестною смертию; в жизни же Спасителя поучался, чего можно ожидать праведным людям от мира грешного и где их защита? Тогдашний смоленский князь Роман, сын св. князя Ростислава, любил просвещение: завел в Смоленске училище, где учились не только по славянски, но даже по греческим и латинским книгам 183 . Бл. Аврамий ревностно читал отеческие сочинения, особенно Златоустого и Ефрема Сирина , также – жития святых: Антония, Евфимия, Саввы, Феодосия восточных, Феодосия печерского и других, стараясь по возможности усвоять душе своей мысли и чувства святых 184 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Марта 1 ч. Преставление пр. зеленецкого Преп. Мартирий, в мире Мина 470 , родился в великих Луках от знаменитого гражданина Стефана. Едва выучил он псалтырь, как на 10 году его скончались родители его. Благоговейный иерей благовещенский церкви любил доброго сироту, часто видя его в храме, и учил его добру. Спустя несколько лет овдовевший священник постригся в обители бессребреников; Мина посещал его и здесь, – посещал и тогда, как Боголеп поставлен был в строителя великолуцкой Сергиевой обители. В этой обители Мина, раздав все имение, принял пострижение от наставника своего и назван Мартирием. Строитель поручил Мартирию церковные ключи и потому Мартирию надлежало являться в храм первым и выходить последним. Великолуцкий житель Афанасий, постриженный с именем Аврамия, поручен был руководству Мартирия и заменил труды его по храму. Прожив 7 лет при наставнике Боголепе, Мартирий пожелал жить в уединении и поселился в пустынном месте, за 60 верст от Лук. Наставник прислал ему совет возвратиться в общежитие, так как здесь может он быть полезным и для других. В недоумении отправился он на поклонение смоленской иконе Богоматери и чудотворцу Аврамию. В Смоленске явился ему в сонном видении пр. Аврамий с учеником своим пр. Ефремом и сказал: «ты должен жить в пустыне, где укажет Господь и Его Пречистая Матерь». В Тихвинской обители обрадован он был свиданием с учеником своим Аврамием, который, быв болен, исцелен Богоматерью и оставался в Тихвине. 471 Соскучив в Тихвине многолюдством приходящих богомольцев, Мартирий просил Господа указать ему уединенное место для подвигов. Такое место указано было ночью ученику Мартириеву знамением крестовидной зари на острове, исстари называвшемся Зеленым. – Мартирий поставил себе здесь хижину. Окрестность острова, как нельзя более, была дика и угрюма. Кругом мхи, болота, топи и они тянутся почти от самого Новгорода. Только место, где поселился Мартирий, составляло значительную возвышенность, покрытую приятной зеленью и она-то, дала месту название Зеленого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Москва. Домовая церковь Феодора Смоленского и сыновей его Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев при Богадельне Морозова. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. По Шелапутинскому переулку, дом 3, расположена Морозовская богадельня, которая была построена в 1889-1890 гг. по проекту М.И. Никифорова на средства Д.А. Морозова, на бывшей территории фабрики, основанной его дедом С.В. Морозовым. Церковь освящена 20 июня 1891 года единоверческим духовенством. В 1892 г. в богадельне, которая была рассчитана на 150 человек, содержалось более 120 призреваемых. После пожертвования вдовой Давида Абрамовича - Елизаветой Павловной - 135 тыс. руб. число мест увеличилось, и количество призреваемых достигло в 1906 г. 243 (и оставалось таковым до 1914 г.). Давид Абрамович отличался глубокой религиозностью, перенятой от родителей - отца Аврамия Саввича и матери Дарьи Давыдовны, ушедшей в конце жизни в монахини и окончившей свой земной путь в 1888 г. как " в инокинях схимница Девора " . В богадельне был устроен единоверческий храм (Д.А. Морозов принадлежал к единоверию) в честь святых благоверных князей Федора и чад его Давида и Константина, Ярославских и Смоленских Чудотворцев. Вначале храм был единоверческим, но из-за того, что большинство обитателей были православными, службы посещались плохо. После смерти Д.А. Морозова (в 1895 г.) его вдова - Е.П. Морозова - вошла в купеческую управу с заявлением о преобразовании храма в православный, после чего было разрешено (хотя и не сразу) проведение в храме православных служб (при оставлении его единоверческим), а единоверческие службы стали проводиться лишь в памятные дни семьи Д.А. Морозова (в день рождения и тезоименитства). Все остальное время в церкви шли православные службы. В Богадельню имени Д.А. Морозова жертвовали представители всей огромной династии Морозовых. Известно, что имелись кровати на пожертвования Викулы Елисеевича Морозова (1894 г., по духовному завещанию), Феодосьи Ермиловны (1895 г.), Марии Федоровны (1905 г.).

http://sobory.ru/article/?object=25359

При Е. своеобразная и эффективная педагогическая система, сложившаяся в Казанской центральной крещено-татарской школе, основанная в первую очередь на авторитете руководителя и имевшая сходство с постановкой обучения в лучших мусульм. медресе, была заменена обычной классно-урочной системой. По наблюдениям педагогов и отзывам кряшен, в сохранении миссионерских и патриархальных традиций школы ведущую роль играла жена Е. Пелагея, к-рая в 1885-1913 гг. была учительницей жен. отд-ния и фактически руководила отд-нием. Е. пользовался авторитетом среди кряшен в основном не как администратор, а как регент и обладатель замечательного голоса. Его распевы без указания имени автора и в наст. время используются в церковных службах на татар. языке, бытуют среди кряшен как народные песни. Е. не вполне свободно владел рус. языком. После смерти Ильминского и прот. В. Тимофеева работа над переводом на татар. язык Свящ. Писания приостановилась, издавались в основном переводы Житий святых и назидательная лит-ра, над к-рыми Е. работал вместе с А. А. Воскресенским и Р. П. Даулеем . Были опубликованы переведенные ими книги «Целитель всемилостивый» (1896), «Небесная воевода русской земли» (1898), «Небесные споручники брачного союза» (1898), «Господь любит праведных» (1898), Житие свт. Николая Чудотворца (1898), «Русские первомученики» (1898), беседа на молитву «Царю Небесный» (1898), «Сказание о Смоленской иконе Божией Матери» (1898), «Церковное пение» (1898), «Равноапостольная мироносица» (1899), «Земная жизнь Господа нашего Иисуса Христа» (1900), Жития свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова (1903), прп. Серафима Саровского (1904), свт. Аверкия, еп. Иерапольского, царя и прор. Давида, свт. Петра мытаря, свт. Харитона, прп. Виссариона, прп. Серапиона, прп. Симона, Христа ради юродивого, прмч. Дамаскина, прмч. Илии Ардуниса, прмч. Никодима, прмч. Романа, прп. Исидоры, Христа ради юродивой, кнг. мц. Феодоры Владимирской, ап. Андрея Первозванного, мучеников Аврамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана Казанских, равноапостольных Кирилла и Мефодия, мч. Маманта, мч. Фоки (1905), сборник рассказов из Житий святых для детей (1907), Жития первомч. Стефана (1908), равноапостольных Константина и Елены (1914). Те же авторы продолжили начатую Ильминским и прот. В. Тимофеевым работу по переводу на татар. язык молитв и богослужений: были опубликованы Великий канон прп. Андрея Критского (1897), последование ко Св. Причащению (1906), акафист иконе «Благовещение Пресв. Богородицы» (1910), молитва после сугубой ектении (1911). Также были изданы краткая церковная история, катехизические поучения на Символ веры (1907), «Беседы о силе крестного знамения», «Наставление крещеным татарам, колеблющимся в христианской вере» (1908), «Указание пути в Царствие Небесное» (1910), брошюры о Евангелии, о почитании икон (1911).

http://pravenc.ru/text/189535.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 3 сентября 2024 года 21. Вторник. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фаддея. Мц. Вассы. Прп. Аврамия Смоленского. Прп. Корнилия Палеостровского (службу зри 19 мая) . Явление Светописанного образа Пресвятой Богородицы в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре . Прп. Марфы Дивеевской . Служба ап. Фаддея и мц. Вассы не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Успения. На вечерне кафизма 6я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: апостола, глас 8й – 3, и мученицы, глас 4й – 3. «Слава, и ныне» – праздника, глас 6й: «Приидите, всемирное успение…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8й: «Девичестии лицы…». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3й . «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1й (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 3й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1й. Кафизмы 7я и 8я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50й. Каноны: праздника 2й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), апостола на 4 и мученицы на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи (мученицы). По 3й песни – кондак апостола, глас 4й; седален апостола, глас 8й. «Слава» – седален мученицы, глас 1й, «И ныне» – седален праздника, глас тот же. По 6й песни – кондак и икос праздника, глас 2й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни «Достойно есть» не поется. Светилен апостола. «Слава, и ныне» – светилен праздника. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 2й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Вси Небеснии, воспойте…». По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1й. На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь апостола. Кондак только праздника.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Сразу после окончания КазДА начал работать над переводами на татар. язык духовной лит-ры. Переводы издавались анонимно, но известно, что их авторами помимо Д. были директор Казанской учительской семинарии А. А. Воскресенский и директор Казанской центральной крещено-татар. школы прот. Т. Е. Егоров . Отдельными брошюрами были изданы Жития святителей Василия Великого, Григория Богослова (1903), прп. Серафима Саровского (1904), свт. Аверкия Иерапольского, царя и прор. Давида, святителей Петра мытаря, Харитона, преподобных Виссариона, Серапиона, Симона, Христа ради юродивого, преподобномучеников Дамаскина, Илии Ардуниса, Никодима, Романа, прп. Исидоры, Христа ради юродивой, мц. кнг. Феодоры Владимирской, ап. Андрея Первозванного, мучеников Аврамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана Казанских, равноапостольных Кирилла и Мефодия, мучеников Маманта, Фоки (1905), сб. рассказов из Жития святых для детей (1907), Жития первомученика Стефана (1908), равноапостольных Константина и Елены (1914). Те же авторы продолжили начатую Н. И. Ильминским и свящ. В. Т. Тимофеевым работу по переводу на татар. язык молитв и богослужений: были опубликованы Последование ко св. причащению (1906), Акафист иконе «Благовещение Пресв. Богородицы» (1910), молитва после сугубой ектении (1911). Также были изданы краткая церковная история, катехизические поучения на Символ веры (1907), беседы о силе крестного знамения, наставление крещеным татарам, колеблющимся в христианской вере (1908), указание пути в Царствие Небесное (1910), брошюры о Евангелии, о почитании икон (1911), о Смоленской иконе Божией Матери (1913). Перевод Свящ. Писания осуществлялся коллегиально, с привлечением кряшенских учителей, затем был показан учащимся Казанской центральной крещено-татар. школы. В 1907 г. были опубликованы Деяния святых апостолов, а также воскресные и праздничные Апостолы для богослужений. Работа, к-рую Д., Воскресенский и Егоров вели по переводу Посланий святых апостолов и Откровения Иоанна Богослова, не была завершена.

http://pravenc.ru/text/171430.html

Рыбинск. Церковь Сретения Господня. Сретенская Церковь Карта и ближайшие объекты Здание храма возведено в 1866-1873 гг. в формах " византийского стиля " . Храм освятили 16 декабря 1873 г. В октябре 1929 г. Сретенский храм и другие здания были переданы 10 стрелковому батальону " для использования в хозяйственных целях " . Крестовоздвиженскую церковь и колокольню в 1930-х годах разобрали и на их месте построили здание казарм. Сретенский храм, лишенный глав и внутреннего убранства, длительное время использовался под спортивный зал. В середине 1980-х годов архитектор Н.Н. Усина разработала проект его реставрации. К 1995 г. реставрация внешнего облика была в основном закончена. Престольные праздники - 2/15 февраля - Сретения Господня, 21 августа/3 сентября - преподобного Аврамия Смоленского и 6/19 ноября - св. Павла Исповедника. По материалам www.zolotoe-koltso.ru Сретенская церковь строилась как часть ансамбля Крестовоздвиженского комплекса. Архитектор - М.А. Щурупов. Автор внутреннего убранства - А.И. Кракау. Возведён в 1866-1873гг. в неовизантийском стиле. Наибольший вклад в организацию и финансирование строительства внёс купец П.А. Переяславцев. Храм освятили 16.12.1873 г. Первым священником в церкви служил о. Константин Попов. Сретенский храм долгое время использовался как спортзал. В мае 1995 г. передан Русской Православной церкви. При церкви действуют воскресная школа и библиотека. Крестовоздвиженский храм (1834 г.) Ансамбль Крестовоздвиженского комплекса строили в течение трех десятилетий. По первоначальному проекту губернского архитектора Панькова, церковь, колокольню и дома причта соединяла грандиозная колоннада в духе Казанского собора Северной столицы. Однако проект в столице утвердили, лишь значительно его упростив (А.И. Мельников, И.И. Шарлемань, Д.И. Висконти). Храм построили в 1834-1846 годах, пятиярусную колокольню – в 1863 году. На первом этаже располагался теплый Сретенский храм, на втором – летний Крестовоздвиженский. Закладку Сретенского храма, построенного по завещанию и на средства рыбинского купца П.А. Щербакова, произвели в 1868 году, а освятили – в 1873-м. Автором проекта его был еще один известный столичный архитектор М. Щурупов. Крестовоздвиженскую церковь и колокольню в 30-х годах ХХ века разобрали и на их месте построили здание казарм. Сретенский храм, лишенный глав и внутреннего убранства, длительное время использовался под спортивный зал. Сегодня от ансамбля Крестовоздвиженского комплекса остался только Сретенский храм. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=03042

– Епископ, для общего покоя, повелел Аврамию удалиться в Богородичный монастырь, запретив ему беседовать с людьми и совершать священнослужение. Врагам пр. Аврамия не удалось сделать более того, что праведник удален был в загородную обитель с запрещением. – Но и из запрещения, возложенного на Авраамия, вышло много последствий вредных. Люди слабые, которых удерживал он от пороков своими наставлениями, стали теперь жить по-прежнему, порочно. – Благочестивый смоленский священник Лазарь, тот самый, который после Игнатия был епископом, пришел к епископу Игнатию и сказал: город строго будет наказан, если не раскается в своей несправедливости против Аврамия. И точно скоро наступила страшная засуха в стране Смоленской. – Напрасно совершались молебствия о дожде с крестным ходом вокруг города; дождя не было. Блаженный Игнатий чувствовал, что он допустил слабость, сделав уступку проискам злобы. Он послал сказать врагам Аврамия, чтобы пришли в себя и перестали поносить Аврамия. Но те мало думали о себе. По их милости Аврамий стоял под такою строгою опалою, что мечники стерегли на дорогах и не пущали никого к Аврамию, а иных и грабили. Но один благоговейный священник, явясь к епископу, сказал: мы молились Богу и не были услышаны; не оттого ли это, что невинному Аврамию запрещено священнодействовать? Тогда епископ, призвав к себе Аврамия, разрешил ему священнослужение, просил у него прощения себе и городу и молитв его о дожде. Угодник Божий с глубоким смирением называл себя грешником, недостойным милости Божией, но обязанным исполнить волю святителя. Возвращаясь в обитель, дорогою молился он в душе о дожде и еще не дошел до обители, как сильный дождь напоил жаждущую землю. Все увидели в этом силу молитв праведника, все признали невинность Аврамия и стали высоко уважать его. Блаженный святитель Игнатий, построив близь города новый «монастырь в честь положения ризы Богоматери», почтительно, чрез протопопа Георгия, пригласил к себе блаж. Аврамия и поручил ему настоятельство в новой обители. Преподобный скоро украсил новый храм иконами и утварию. По-прежнему стали стекаться к преподобному бояре и простолюдины, богатые и бедные, чтобы пользоваться наставлениями его. Много было желавших поступить в Аврамиеву обитель; но преподобный принимал их весьма разборчиво и после испытаний, так что у него было только 17 братий. Преп. Аврамий пережил духовного друга своего, епископа Игнатия 190 . После его смерти он еще более прежнего стал готовиться к исходу из сей жизни, молился день и ночь о том, дабы не быть осужденным на суде Божием, и внушал братии помнить о смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

15 августа Блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557) 19 августа 20 августа Свт. Митрофана Воронежского 22 августа Апостола Матфея. Собор Соловецких святых 26 августа Свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца (1783) 28 августа 29 августа Перенесение Нерукотворного Образа Господня. Ореховый, Холщовый, Полотняный или Нерукотворный Спас. Сентябрь 2024 года. Церковные праздники в сентябре 3 сентября Прп. Аврамия , чудотв. Смоленского (XIII) 8 сентября день Владимирской иконы Божьей Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 г.) 11 сентября 19 сентября Чудо Архистратига Михаила 21 сентября 22 сентября Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515) 27 сентября 30 сентября День святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Октябрь 2024 года. Церковные праздники в октябре 8 октября Преподобного Сергия Радонежского 9 октября день Апостола и евангелиста Иоанна Богослова 14 октября 15 октября Блаженного Андрея, Христа ради юродивого 18 октября Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена и Тихона, Московских и всея России чудотворцев 19 октября Апостола Фомы 26 октября Иверской иконы Божией Матери 28 октября Дмитриевская (Родительская) суббота — День поминовения усопших 30 октября Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора Ноябрь 2024 года. Церковные праздники в ноябре 4 ноября Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г). 5 ноября День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 6 ноября День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 8 ноября день Великомученика Дмитрия Солунского 9 ноября день преподобного Нестора Летописца 10 ноября Мц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Свт. Арсения, архиеп. Сербского (1266) 20 ноября Иконы Божией Матери Взыграние (1795) 21 ноября Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

http://pravmir.ru/pravoslavnyj-kalendar-...

3. Учение и духовное просвещение. Православная церковь пробудила и развила в народе любовь к учению. При церквах и монастырях стали заводиться школы и библиотеки. Первыми появились они в Киеве, Новгороде и на Волыни; в житиях Аврамия Смоленского и Феодосия Печерского упоминаются еще школы в Смоленске и в Курске; наверное, были они и в других местах, где были церкви и монастыри. Духовные же лица заботились, главным образом, и об умножении книг, усердно занимаясь их перепиской. Книги в то время, были еще великою редкостью и стоили очень, дорого. Собирание их по своей трудности и ценности, кроме князей, доступно было только богатым владыкам и монастырям. Последние для списывания и собирания книг иногда нарочито посылали своих иноков на восток в Константинополь, – в монастырь Студийский и на Афон. Само собой понятно, что, будучи всем обязана церкви, древнерусская книжность носила религиозный характер. Раньше и более всех стали умножаться, разумеется, книги необходимые для совершения христианского богослужения, затем уже н другие вероучительного и нравственного характера, преимущественно в болгарских, а позднее и в русских переводах. Переводная письменность была преобладающею за все описываемое время. Вместе с книгами Священного Писания в переводах распространялись творения св. отцов, жития святых, хронографы, Палея, Сборники в роде Святославовых, Златоструя, Пчелы и др. За переводами следуют сочинения наших митрополитов-греков, написанные на греческом языке и делавшиеся известными русским грамотникам тоже в переводах. Русские писатели в своих сочинениях старались подражать греческим образцам и подвергались немалой опасности усвоить те же недостатки, какими страдала тогдашняя литература. Особенным одушевлением в сочинениях проникнуто изображение плодов крещения на Руси и похвала Владимиру. Эта похвала нравилась в старину, так что летописцы часто целиком заимствовали из нее разные черты при похвале других князей. Среди писателей русских замечательны: митрополит Иларион, преподобный Феодосий, Кирилл Туровский , последний называется русским златоустом. В его словах, впрочем, мало общедоступной учительности; это скорее отвлеченные размышления о предмете того и другого праздника, чем поучения. Кроме поучений до нас дошли назидательные творения и в других родах. Игумен Даниил, ходивший в Иерусалим, составил для любителей святых мест любопытное описание своего паломничества, бывшее самым употребительным чтением благочестивых людей. Из писателей в повествовательном роде замечательны: Иаков Мних, Нестор, Симон Владимирский; последний написал обширное послание к Поликарпу, печерскому иноку. Поликарп продолжал труд Симона в своем послании к печерскому архимандриту Акиндину, который просил его рассказать о печерских угодниках.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010