Храмов в Городецкой обители три: соборный, в честь иконы Богоматери «Умиление», Покровская церковь и храм во имя Св. Николая Чудотворца. В соборной церкви под спудом покоятся мощи Св. Аврамия. Здесь же находятся местночтимый образ прп. Аврамия и чудотворная икона Божией Матери «Умиление», называемая иначе еще Галичской или Чухломской. Ежегодно в обители бывает два крестных хода: 19 июля в память прп. Аврамия и в 7 воскресенье по Пасхе. На монастырском кладбище погребены представители старинных родов Лермонтовых и Мамаевых. В Покровской церкви сохраняются вериги прп. Аврамия. Управляет обителью игумен. Богородицкий Игрицкий монастырь в Костромском уезде. Необщежительный Богородицкий монастырь находится в 15 верстах от Костромы, при реке Песошне. Основана эта обитель в 1624 году. До этого временя на месте обители стояла старая, запустелая сельская церковь , но Господу угодно было прославить ее явлением в ней чудотворного образа Смоленской Божией Матери. Последовавшие многочисленные исцеления от этого образа привлекли в забытый сельский храм множество поклонников иконе Небесной Владычицы, и вот, скоро здесь возникла целая обитель. В 1848 году в Игрицкую обитель переведены были иноки из сгоревшего в Костроме Богоявленского монастыря. В Богородицком монастыре четыре храма: в честь Смоленской иконы Богоматери, во имя Св. Николая Чудотворца, во имя прпп. Онуфрия и Петра Афонских и в честь Рождества Христова. Кроме находящейся в обители иконы Смоленской Божией Матери, имеется еще здесь чудотворный образ Св. Николая Чудотворца. При монастыре существует церковноприходская школа. Управляет обителью викарный Кинешемский епископ. Ближайшая к монастырю станция «Космынино» Московско-Ярославско-Архангельской жел. дороги в 12 верстах от обители. Высоковский Успенский монастырь в Макарьевском уезде. Эта общежительная обитель – единоверческая и находится в 70 верстах от уездного города Макарьева, на реке Утрусе. Ранее на этом месте был раскольничий скит, основанный некогда монахом Герасимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Ркп. служба «на память преп. отца нашего Аврамия смоленского чудотворца и ученика его Ефрема» молит преподобных: «молитеся Христови даровати православным людем избавление от поганских пленений... молите милостиво, да вас избавит от агарянских обстоятй 194 . Очевидно, эта служба составлена была под гнетом языческого татарского ига. Потому нет сомнения, что если не прежде, то в конце 13 века в Смоленске уже чтили память преп. Аврамия и ученика его 195 . В 1608 году смоленцы писали, что обещались они Господу и угодникам Меркурию, Аврамию и Ефрему стоять за дом Богоматери до смерти 196 . В каменном храме обители один придел посвящен пр. Аврамию. Но мощи его вовремя польского разгрома 1609 г., неизвестно где сокрыты 197 . Осматривая жизнь преп. Аврамия, видим в ней то труды и подвиги жестокие, то гонения и скорби от людей. Печальная картина! Ужели иному быть нельзя для праведника? «Нечестивые, говорил с скорбию страждущий Иов, возносят голос при звуке тимпанов и цитры и веселятся при гласе псалтыри. Протекают в удовольствии дни их и в минуту нисходят во гроб» ( Иов.21:12,13 ). Но нам христианам стыдно измерять земным счастием достоинство и жизнь человека. Нам сказал Спаситель, что просторная дорога – в ад, а до неба доходят тесным путем. Нам стыдно скучать долею бедности – и алчно жаждать удовольствий земных. Мы уже слышали, где слышит богач голос Авраама: «чадо! вспомни, что ты благоденствовал в жизни своей, а Лазарь бедствовал; ныне он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лк.16:25 ). Мы уже по стольким опытам знаем, как «блажен человек, который переносит искушения: прошедши испытания, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак.1:12 ). † Память о преп. Аврамие Печерском На старинной иконе печерских чудотворцев Антониевой пещеры пр. Аврамий назван игуменом; точно с тем же саном известен он в ркп. святцах. Если так: то он в 1396 г. похоронил подле гроба Феодосиева кн. Скиригайла – Иоанна, убиенного слугами в Вышгороде 198 . У Кальнофойского пр. Аврамий трудолюбивый почивает в пещерной трапезе 199 . Это дает право положить, что пр. Аврамий последнее время жизни своей подвизался в пещере и здесь после молитвы трудился над приготовлением всего нужного для пещерной братии, чем и заслужил название трудолюбивого.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Но в смоленском монастыре преп. Аврамий прожил недолго. Его успехи усиливали недоброжелательство городского духовенства. Почитатели Аврамия, а главное, его духовные дети приносили ему «утешение на потребу», даже больше потребы, и свои остатки преподобный употреблял на украшение монастырского храма или раздавал бедным. Городское духовенство лишилось, таким образом, значительной части своих доходов, а это еще более усиливало вражду к Аврамию. Против него повели дружную интригу смоленские священники и игумены. Житие упоминает только о трех лицах из духовенства, заступавшихся за невинного страдальца. Враги вооружали против Аврамия общественное мнение, как это делали и раньше, и кроме того стали клеветать епископу Игнатию: называли подвижника еретиком, обвиняли в чтении отреченных книг («голубинные книги» 562 ) и в нечистой жизни. Священники жаловались на то, что Аврамий привлек к себе их духовных детей и пользуется уважением среди оставшихся: «уже наши дети все обратил есть, говорили они, друзии же пророком нарицающе» 563 . Клеветники добились суда над Аврамием, и он с шумом приведен был по улицам Смоленска на владычен двор. Из описания самого суда в Житии выходит, что он был смесный, т.е. происходил при участии судей духовных и светских. На суде особенно ярко обнаружилась вражда духовенства к Аврамию. Бог умягчил сердце князю и властелем, рассказывает жизнеописатель, но игуменом и иереям «аще бо мощно жива его пожрети». Светские судьи признали его невинным, но его обвинителями явились «бесчинные попы, яко волы рыкающие», и игумены. Аврамий был осужден: ему было запрещено совершать литургию и, вероятно, принимать на исповедь. С двумя учениками его отправили в прежний монастырь (Селище), где он так много терпел. Рассказывал о пребывании Аврамия под запрещением, Житие отмечает интересные черты для характеристики епархиальной жизни того времени. Прежде всего, не смотря на запрещение, верующие не перестали ходить на исповедь к Аврамию. Потом, когда под влиянием его доброжелателя священника Лазаря (впоследствие епископа Смоленского) епископ Игнатий стал склоняться на сторону Аврамия и запретил духовенству гнать его, епископа не хотели слушать его подчиненные. Попы и игумены запретили всем ходить к преподобному и по дорогам к монастырю, где был Аврамий, поставили мечников. Мечники останавливали и грабили его посетителей, и это наводило страх на многочисленных почитателей преподобного. Впоследствии епископ совершенно примирился с Аврамием и поставил его игуменом своего ктиторского монастыря, и Аврамий по-прежнему принимал к себе на исповедь жителей Смоленска 564 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

„Месяца Ноября в 8 день, повести и откровение преподобного отца нашего Архипа пустынника парамонаря всеславного и честного храма (арх)ангела Михаила в Хонехе”. Нач. „Начало ицеления даров и благодатию данных нам Богом”.., в Троицком Лаврском Сборнике конца XII – начала XIII в., л. 38 об. В Менологии императора Василия, как и в нынешних святцах, воспоминание о чуде, совершившемся по молитвам преподобного Архипа, под 6 Сентября. Житие великомученика Евстафия Плакиды. О существовании его перевода даёт знать Нестор в житии Бориса и Глеба, – по изданию Бодянского стр. 3. Память 20 Сентября. Житие Евфимия Великого. На существование его перевода намекается в одном из поучений преподобного Феодосия Печерского , по изданию преосвященного Макария: III, 1 fin., и в житии Аврамия Смоленского. Православный Собеседник стр. 142. Память 20 Января. Житие Илариона Великого. На существование его перевода намекается в том же житии Аврамия Смоленского, – ibidd. Память 21 Октября. Житие Иоанна Златоустог о. На него делается ссылка в том же житии Аврамия Смоленского, – ibid. стр. 145 fin. Память его праздновалась и празднуется 13 Ноября (скончался 14 Сентября), а воспоминание перенесения его мощей – 27 Января. Жития Кодрата мученика, которое есть в Супрасльской рукописи, так как память его 10 Марта, сохранились ещё два отдельных листка XI века, по другому против Минеи переводу (Востоков в Учёных Записках II отд. Академии Наук, кн. II, выпуск 2, стр. 65, Срезневский Древние памятники Русского письма и языка, стр. 21 col. 2 и 169 col. 1; весь сохранившийся отрывок с фотографическим снимком письма в приложениях к книге второго). Житие преподобного Нифонта (епископа Констанции Кипрской, будто бы IV в.), апокрифическое (отзыв о нём патриарха Николая Грамматика, † 1111г с собором, в Никоновской Кормчей гл. 54, л. 582, вопрос-ответ 19), находится в рукописи Троицкой Лавры 1219г., (см. о нём в Известиях Академии Наук т. X, стр. 374, и в статье Костомарова: Мистическая повесть о Нифонте, – Исторические монографии и исследования I, 291; фотографический снимок письма в приложениях к помянутой книге Срезневского 1640 . Заметим здесь, кстати, что подпись на рукописи понимается неправильно: последняя писана не Иоанном и Алексеем для Кирилла, а наоборот Кириллом для Иоанна и Алексея; следовательно, Кирилл просто писец и более ничего. Часть жития по рукописи XI в. напечатана Обществом любителей древней письменности, – издания Общества Должно думать, что житие Нифонтово, как апокрифическое, не было вносимо в Минеи и было переведено отдельно. Память Нифонта, весьма редкая в древних святцах (но уже читаемая в святцах глаголического Ассеманиева евангелия) – 23 Декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В Халкидоне около 450 года существовала церковь во имя муч. Вассы, по свидетельству Феодора чтеца . (Четьи-Минеи. Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2, замет. стр. 252). Пр. Аврамия смоленского Пр. Аврамий родился в Смоленске от богатых и благочестивых родителей. Они имели двенадцать дочерей, но у них не было ни одного сына; усердно молили они Бога, чтобы Он даровал наследника их роду и всему имению. Наконец молитва их была услышана: у них родился сын, при рождении которого было чудное видение матери: ей в сонном видении предстала светлая жена в белой одежде и вручила ей детище. Уже в самом отроческом возрасте видно было духовное направление отрока, который чуждался детских игр и любил более проводить время в молитве, часто посещая храм Божий. Когда Аврамий достиг возмужалости, родители хотели сочетать его браком, как единственного своего наследника, но юноша уклонился от брачных уз, чувствуя в себе влечение к иноческой жизни. Вскоре умерли родители Аврамия, он, раздав все оставшееся после них имущество по монастырям, церквам и бедным, ходил в рубище, моля Бога указать ему путь спасения. Наконец оставил свой родной город Смоленск и за пять верст от него постригся в обители Богоматери, на месте, называемом Селище. Здесь молодой инок проходил разные подвиги послушания и трудился от всей души. В 1177 году в Смоленске совершилось чудо, которое имело сильное влияние на душу Аврамия. Ослепленные владимирцами князья – Мстислав и Ярополк Ростиславичи, братья владетельного князя смоленского, на пути в Южную Россию, усердно молились свв. мученикам Борису и Глебу в их Смядынском монастыре и в день убиения св. Глеба прозрели. Пораженный этим чудом, св. Аврамий стал еще более благоугождать Богу. Мысленно он обходил все святые места, на которых пострадал за нас Господь, и те дальние пустыни Египта и Палестины, где спасались великие подвижники: Антоний и Савва, Иларион и Евфимий. Любя чтение, Аврамий ревностно читал отеческие сочинения, особенно Златоустого и Ефрема Сирина , также жития святых: Феодосия великого, Феодосия печерского и других.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

25 . Мчч. и нотарий (скорописцев) Маркиана и Миртирия; мч. Анастасия. 26 . Вкмч. Димитрия мироточца, прп. Афанасия Микидийского. Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), быв. в Константинополе в 740 г. 27 . Мчч.: Нестора, Капитолины и Бромиды, рабыни ее, Марка и иже с ним; прп. Нестора летописца; обретение мощей св. блгв. кн. Андрея Смоленского. Мч. Марк, не будучи священником, совершал крещение, но в крайней нужде, во время гонений, и потому раскольники-безпоповцы напрасно указывают на его пример в доказательство правильности принятой ими практики относительно совершения таинства крещения. 28 . Мчч. Терентия и Неонилы и чад их: Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии; прп. Стефана Савваита и творца канонов; свт. Арсения, архиеп. Сербского; вкмц. Параскевы, нареченной Пятница; мчч.: Африкана, Терентия, Максима и Помпия, сщмч. Кириака патр. Иерусалимского. 29 . Прмц. Анастасии Римляныни; прп. Аврамия затворника; преставление прп. Аврамия, архим. Богоявленского, Ростов. чудотв.; прпп.: Марии, анепсии (т.е. племянницы) прп. Аврамия и Анны; мчч.: Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы. 30 . Мчч.: Зиновия и Зиновии сестры его, Евтропии, Анастасии Селунской; свв. апп. (от 70-ти): Тертия, Марка, Иуста и Артемы; сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского. 31 . Свв. апп. (от 70-ти): Стахия, Амплия и иже с ними: Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула; мч. Епимаха; прпп.: Спиридона и Никодима Печерских, прп. Мавры. У прп. Спиридона просфорника (XII в.) три первые перста правой руки соединены вместе, а два последние – пригнуты к ладони. Ноябрь 1 . Свв. чудотв. безсребренников Космы и Дамиана, иже от Асии; прп. Феодотии; мчч.: Ерминиггелда, Кириены, Иулиании, Кесария, Дасия и пр. 5 мучеников; сщмч. Иоанна еп. и Иакова пресвитера. 2 . Мчч.: Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (7000 христиан); прп. Маркиана Кирского. Мч. Акиндин и его содруги († 345 г.) были крещены чудесным образом, посредством дождя. Однажды к прп. Маркиану († 388 г.) подвизавшемуся в пустыне, вползла в келлию змея, он сотворил перстом крестное знамение, и она пала, опаленная огнем. Такова чудодейственная сила крестного знамения, с верою и благоговением творимого.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Как трудолюбивая пчела, собирая отвсюду душеспасительные писания, иные списывал сам, другие поручал списывать писцам. – Жизнь земная, думал и говорил он, – война; а для войны нужны оружия, нужны познания опытные: так для брани духовной нужно учиться многому у опытных св. мужей, нужно от них узнать, какое духовное оружие полезно в каком случае: – от них же можем хорошо узнать и врагов наших. Блаженный усердно трудился и по монастырю, исполняя с точностию поручаемые ему дела. – Видя добродетельную жизнь Аврамия, игумен убедил его (1198 г.) принять сан священства. В сане священства преподобный каждый день совершал служение и всегда с глубоким благоговением. Игумен, зная его обширные познания и дар слова, поручил ему должность духовника и дозволил принимать в себе желающих слушать наставления его. Это было при Мстиславе Романовиче, когда уже более 30 лет преп. Аврамий подвизался в обители 185 . Но вот настали для блаженного Аврамия искушения, преимущественно от своей братии. – Смотря с завистию на то, что познания и красноречие его привлекали к нему многих, как иноков, так мирян, некоторые стали выдумывать разные клеветы на преподобного и наносили ему разные огорчения; 5 лет терпел он все неприятности, не преставая назидать приходящих к нему. Наконец восстал против него и игумен. Блаженный уступил место вражде и оставил обитель. Изгнанный праведник перешел в город и стал жить в бедном «монастыре св. Креста». Здесь еще более стали стекаться к Аврамию; монастырский храм полон бывал богомольцев. Многие приносили ему жертвования, которые употреблял он в пользу монастыря и храма или же раздавал нищим; он украсил храм Божий иконами, завесами, свечами 186 . Сам он написал две иконы: на одной изобразил страшный суд, – на другой мытарства. На этих иконах он часто останавливал внимание свое и других, возбуждая к покаянию. – Он проводил такую строгую жизнь, что от поста и трудов был крайне сух и бледен. Вина он совсем не вкушал и воду пил в меру, – не любил дорогих одежд, а одевался в худые.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ркп. служба «на память преп. отца нашего Аврамия смоленского чудотворца и ученика его Ефрема» молит преподобных: «молитеся Христови даровати православным людем избавление от поганских пленений... молите милостиво, да нас избавит от агарянских обстояний». 998 Очевидно, эта служба составлена была под гнетом язычества татарского ига. Потому нет сомнения, что если не прежде, то в конце 13 века в Смоленске уже чтили память преп. Аврамия и ученика его. 999 В 1608 году смоленцы писали, что обещались они Господу и угодникам Меркурию, Аврамию и Ефрему стоять за дом Богоматери до смерти. 1000 В каменном храме обители один придел посвящен пр. Аврамию. Но мощи его во время польского разгрома 1609 г., не известно где сокрыты. 1001 Осматривая жизнь преп. Аврамия, видим в ней, то труды и подвиги жесткие, то гонения и скорби от людей. Печальная картина! Ужели иному быть нельзя для праведника? «Нечестивые, говорил со скорбию страждущий Иов, возносят голос при звуке тимпанов и цитры и веселятся при гласе псалтыри. Протекают в удовольствии дни их и в минуту нисходят во гроб» ( Иов.21:12:13 ). Но нам христианам стыдно измерять земным счастием достоинство и жизнь человека. Нам сказал Спаситель, что просторная дорога – в ад, а до неба доходят тесным путем. Нам стыдно скучать долею бедности – и алчно жаждать удовольствий земных. Мы уже слышали, где слышит богач голос Авраама: «чадо! вспомни, что ты благоденствовал в жизни своей, а Лазарь бедствовал: ныне он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лук.16:25 ). Мы уже по стольким опытам знаем, как «блажен человек, который переносит искушения: прошедши испытания, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак.1:12 ). Память о преп. Аврамии На старинной иконе печерских чудотворцев Антониевой пещеры преп. Аврамий назван игуменом; точно с тем же саном известен он в ркп. святцах. Если так, то он в 1396 г. похоронил подле гроба Феодосиева кн. Скиригайла–Иоанна, убиенного слугами в Вышгороде. 1002 У Кальнофойского пр. Аврамий трудолюбивый почивает в пещерной трапезе. 1003 Это дает право положить, что пр. Аврамий последнее время жизни своей подвизался в пещере и здесь после молитвы трудился над приготовлением всего нужного для пещерной братии, чем и заслужил название трудолюбивого. Воспоминание о преп. Корнелии и Аврамии палеостровских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Достойный ученик достойного учителя был усердным подражателем добродетелей его: любви к ближним, его кротости, его смирения. Какое смирение воспитал в себе пр. Ефрем под руководством своего учителя, лучше всего показывают собственные слова Ефрема. В заключение жития Аврамиева Ефрем пишет: «я, грешный и недостойный Ефрем, пребываю в великом нерадении и не совершил ничего доброго. Называюсь черноризцем, а по делам вовсе не таков... И при жизни пр. Аврамия я был последним из учеников, потому что вовсе не следовал его жизни: терпению, смирению, любви, молитве и другим добродетелям. Он в умилении плакал, а я веселился; он ревностно спешил на молитвы, на чтение священных книг и славословие в церкви Божией, а я предавался дремоте и глубокому сну... Он не празднословил и не осуждал, а я осуждал и говорил не нужное. Он любил памятовать о страшном суде, а я помышлял о трапезе и пирах. Он старался подражать житию святых, а я подражал суетным обычаям худых людей. Он смирял и унижал себя, а я увлекался веселием и гордостью. Он любил нищих и раздавал все нуждающимся, а я только собирал и никому не давал, побеждаемый скупостью и не милосердием... Господи Иисусе Христе! много согрешил я пред Тобою, прогневал Тебя более, чем кто-нибудь, но не знаю я иного Бога кроме Тебя, создавшего все. Наставь и научи меня, Господи, творить волю Твою... Подай и всему граду и рабу Твоему руку помощи. He допусти, Владыко, чтобы взята была душа моя из тела без покаяния, прими сие малое покаяние, воскреси и оживи меня грешного, молитвами Пречистой Богородицы и всех небесных сил». Таков был пр. Ефрем! (Четьи-Минеи в житии пр. Аврамия Смоленского). Пр. Аврамия Киево-Печерского На старинной иконе печерских чудотворцев Антониевой пещеры пр. Аврамий назван игуменом; точно с тем же самом он известен и в рукописных святцах. Скончался он в исходе XIV века. Пр. Аврамий «трудолюбивый» открыто почивает в пещерах Антония. Последнее время своей жизни он подвизался в пещере и здесь после молитвы трудился над приготовлением всего нужного для пещерной братии, чем и заслужил название трудолюбивого (Жит; слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

21-е † Преподобного Аврамия Смоленского Блаженный Аврамий, как повествует о нем ученик его Ефрем 180 , родился в Смоленске от богатых и благочестивых родителей; родитель его пользовался уважением за услуги, оказанные в суде; и отец и бать были набожны. Они имели 12 дочерей, но ни одного сына; долго молились о даровании сына, раздавая милостыню по церквам, и наконец молитва их была услышана. Сын молитв воспитан был в страхе Божием и учении книжном, и сам с юности любил ходить в храм Божий. Родители очень желали, чтобы единственный сын их вступил в брак: но юноша отказался, чувствуя в себе влечение к иноческой жизни; к тому же родители скоро умерли; по смерти их, сын, раздав имущество монастырям, церквам и бедным, ходил в рубище, моля и Бога указать ему путь спасения, и скоро, по влечению внутреннему, поступил «в монастырь пресвятой Богородицы, что в пяти верстах от Смоленска, на месте называемом Селище» 181 . Здесь, облеченный в иночество, проходил он разные послушания и трудился от всей души. В 1177 г. в Смоленске совершилось чудо. Ослепленные владимирцами князья Мстислав и Ярополк Ростиславичи, братья владетельного князя смоленского, на пути в южную Россию усердно молились св. мученикам Борису и Глебу в их Смядынском монастыре и в день убиения св. Глеба (5 сент.) прозрели 182 . Это не могло не утешить такого раба Божия, каким был Аврамий. – Он любил переноситься мыслию к святым местам, где Господь Иисус проводил земную жизнь и запечатлел любовь свою в людям крестною смертию; в жизни же Спасителя поучался, чего можно ожидать праведным людям от мира грешного и где их защита? Тогдашний смоленский князь Роман, сын св. князя Ростислава, любил просвещение: завел в Смоленске училище, где учились не только по славянски, но даже по греческим и латинским книгам 183 . Бл. Аврамий ревностно читал отеческие сочинения, особенно Златоустого и Ефрема Сирина , также – жития святых: Антония, Евфимия, Саввы, Феодосия восточных, Феодосия печерского и других, стараясь по возможности усвоять душе своей мысли и чувства святых 184 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010