требнике (XVI в.), хранящемся в Москве, не называется совершенно. Е.И. Кашпровский объясняет это поспешным составлением списка Смоленских иерархов ко времени приезда Императрицы Екатерины II в Смоленск в 1787 г., когда (13 января) генерал-губернатор представил ей все относящееся до губернии Смоленской (см. статью «Учреждение Смол. епископии». 1896 г. Киев). Епископ Симеон I упоминается в 1197 г. при погребении князя Давида Ростиславича в церкви Бориса и Глеба. Епископ Игнатий II был посылаем (в 1206 г.) ходатайствовать перед великим князем Всеволодом III о прощении Смоленского князя Мстислава, за его союз с Черниговскими князьями, врагами Всеволода. При сем-то епископе и жил св. Аврамий. В житии его епископ Игнатий представляется кротким и уступчивым. Когда народ не вынес обличений проподобного Аврамия, поставленного им в иерея, он согласился запретить ему священнослужение, но увидивше в полноте Аврамия, почтил его избранием во игумены, основанного им монастыря с церковью в честь Положения ризы Богородицы, переименованного потом в Аврамиевский. Здесь епископ Игнатий провел на покое остаток жизни и мирно почил о Господе. Епископ Лазарь был из приходских Смоленских священников. Он правил как поборник стада Христова, но видя многие обиды властителей оставил епископию, «приложив» свою епархию к Переяславльской. Епископ Лазарь II управлял между 12151226 г. Он упоминается в послании Влад. епископа Симона. Кто был епископом Смоленским в 1247 г., «когда благоверный воин святый мученик Меркурий, не сказав ни князю, ни епископу», один вступил в бой с татарами, неизвестно. И вообще, с того времени, как Русь подпала под власть монголов, и митрополия из Киева была перенесена во Владимир, целое столетие нет должных сведений о Смоленских епископах. Имеются только самые краткие упоминания об епископах: Афанасие, Иоанте, Дионисие, Пахомие, Фоме и Евфимие. Когда же Смоленские епископы стали посвящаться в Москве, опять являются упоминания о них более определенные. В 1356 г. был посвящен в епископа Смоленского Феофилакт, которого рукоположил св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Житие священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского (в Сицилии, ученика ап. Петра), подобно Нифонтову апокрифическое. (См. Lambec. Commentarr. t. VIII, ed. Kollarii p. 199 sqq и Fabric. Biblioth. Gr., ed. Harles, X, 303, также в выпуске первом сборника статей А. Н. Веселовского: „Из истории романа и повести”, СПб, 1886, статью: „Эпизод о Тавре и Мении в апокрифическом житии св. Панкратия, стр. 65) переведено в Болгарии неизвестным, вместе с помянутым житием Антония Великого , по повелению архиепископа Болгарского Иоанна. (См. нашей указанной там книги стр. 708 fin.). Житие Панкратиево, весьма редкое и на греческом и на славянском, подобно житию Нифонтову и по той же причине, вероятно, не было помещаемо в Минеях. Память Панкратия – 9 Февраля и 9 Июля (в Менологии императора Василия под первым числом). Житие преподобного Романа, творца канонов, сладкопевца. На существование славянского перевода жития намекает Нестор в житии Бориса и Глеба, – по изданию Бодянского стр. 4 fin. Память Романа 1 Октября. Житие преподобного Саввы освященного. На существование его перевода намекается в одном из поучений преподобного Феодосия Печерского , по изданию преосвященного Макария: III, 1 fin. И на него ссылаются Нестор в житии преподобного Феодосия, – по изданию Бодянского л. 23 об., и Ефрем в житии Аврамия Смоленского, – в Православном Собеседнике стр. 142. Память Саввы 5 Декабря. Житие Феклы первомученицы. Сохранились от него два листка XI века (Востоков и Срезневский в местах, цитированных под житием Кодрата; весь сохранившийся отрывок с фотографическим снимком письма в приложениях к книге второго). Память Феклы 24 Сентября. Житие преподобного Феодосия Великого. На существование славянского перевода жития намекается в житии Аврамия Смоленского, – Православный Собеседник стр. 142. Память Феодосия 11 Января. Максим исповедник . Выписка. „От того, како въселися слово, чьто ли е вселение”. Нач. „Вселение не по коему своитьну разуму подоба разумевати” читается в Святославовом Изборнике 1073г., л. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

193 В печ. прологе: «пожив 50 лет от рождения». Это – ошибка, вследствие не правильно понятой рукописи. В ркп. житии: „и пребысть блаженный Аврамий подвизаяси лет 50, от юности до конца живота своего“. – Св. Димитрий: Ему же (Господу) до 50 лет неленостно во иночестве поработа“. 195 Ркп. святцы: «преп. отец Аврамий архим. преставился в л. 6800 мес. авг. в 21 д. Преп. Евфрем архимандрит ученик св. Аврамия». 205 Местное предание, считающее до 700 лет существованию обители, очевидно увеличивает древность ее, вопреки актам. 206 У Лохвицкого грамота вяжицкого игумена 1478 г.: «а кто почнет с ними (иноками Далеостр. п.) супоровати: ино его звати нашею пизовницею, а суд его предо мною». 207 У Неволина опись 1582 г. «монастырь общий, церкви рож. Богородицы и пр. Илии», последняя с трапезою, «построены прежним игуменом Корнилием», кроме игум. Ионы два иеромонаха и 49 братьев. Пятины, прилож. стр. 166. Спб. 1953 г. сл. ист. акт. V, 258. 209 О ней Синаксарь греческой Минеи августа 21, и краткий менолог Банажа. В месяцеслове Вершинского нет и помину об этой святой. 211 Наприм. еще св. Дионисий александрийский († 266 г.) писал: «о женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю исследовать, ибо не думаю, чтобы они, аще суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступити к святой трапезе или коснуться тела и крови Христовых. Ибо и жена имевшая дванадесятное кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Ему, но токмо воскрилия. Молитися, в каком бы состоянии кто ни был и как бы ни был расположен, поминати Господа и просити помощи не возбраняю есть. Но приступати к тому, еже есть святая святых, да запретится не совсем чистому душою и телом». Книга правил стр. 303. Спб. 1839 г. 213 Краткий Менологе под 21 августа «воспоминание о св. Феоклете чудотворице. Она жила при ненавистнике Феофиле; с детства воспитанная в благочестии, занималась размышлением о слове Божием, подаянием милостыней и трудом служа нуждам бедных. Она предсказала и день смерти своей. Сколько и какие чудеса совершены ею, трудно обнять в кратком слове».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный построил храм Рождества Пречистой и другой, теплый, с трапезою, в честь пр. Илии 207 . Любитель пустынной жизни устроил общежитие, по духу любви апостольской, и храмом пр. Илии указывал пустынникам на великого пустынника и постника, питавшегося надеждою на Господа. Онежская сторона поныне бедна хлебом, – такова почва ее. Зато Палий остров мог питать пустынников своих рыбою: близкие заливы берегов твердой земли известны особым родом рыбы, сообщившим острову свое имя: палий – рыба, род форели. Сам преподобный и тогда, как занимался строением обители, часто удалялся для уединенной молитвы в пещеру, за полверсты от обители. В последнее же время своей жизни он пребывал в ней постоянно, посвящая время молитве и подвигам поста. Тяжелые вериги, бывшие на теле его, служат памятником сурового подвижничества его. Он почил в пещере – около 1420 г. и мощи его перенесены в храм обители учеником его Аврамием. Аврамий также проводил подвижническую жизнь; о нем в ркп. святцах сказано: «преп. Аврамий, игумен Рождества Богородицы палеостровский, на Онеге, новгородский чудотворец», – ныне мощи преп. Корнилия и Аврамия покоятся под спудом в храме обители их 208 . † В тот же день преп. Феоклеты Отчизна и род праведницы 209 были в провинции оптиматов, где были города: Никомидия, Еленополь, Пренет, Парфенополь. Родители ее были Константин и Анастасия, христиане искренние; с нежного возраста дочь воспитана была ими в благочестии. Сочетавшись с супругом Захариею, она уговорила его жить с нею, как с сестрою. Так она никогда не знала удовольствий брачного ложа и осталась девственницею. Люди Периклова века были образованы, очень образованы в искусствах и в философии, а гнусная гетера отнимала супруга у супруги и заражала болезнями дорогую юность. Только вера Христова не только защищает супружескую верность, но и обращает супругов в девственников чистых 210 . Феоклета усердно занималась чтением душеполезных сочинений и особенно священных наставлений о жизни приличной женам 211 . Она твердо заучила желание апостола, предъявленное женам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

997 В печ. прологе: «поживе 50 лет от рождения». Это – ошибка, следствие неправильно понятой рукописи. В ркп. житии: «и пребысть блаженный Аврамий подвизался лет 50, от юности до конца живота своего». – Св. Димитрий: «Ему же (Господу) до 50 лет неленостно во иночестве поработа». 999 Ркп. святцы «преп. отец Аврамий архим. преставился в л. 6800 мес. авг. в 21 д. Преп. Ефрем архимандрит ученик св. Аврамия». 1001 Описание смоленской епархии стр. 269–271. О жизни Аврамия стр. 280–283, сведения не удовлетворительные, а о смоленских епископах стр. 70–76, и все ошибочные. 1009 Местное предание, считающее до 700 лет существованию обители, очевидно, увеличивает древность ее, вопреки актам. 1010 У Лохвицкого грамота вяжицкого игумена 1478 г.: «а кто почнет с ними (иноками палеостр. п.) супоровати: ино его звати нашею позовницею, а суд его предо мною». 1011 У Неволина опись 1582 г. «монастырь общий, церкви рож. Богородицы и пр. Илии», последняя с трапезою, «построены прежним игуменом Корнилием»; кроме игум. Ионы два иеромонаха и 49 братьев Пятивы, прилож. стр. 166. Спб. 1953 г. сл. ист. акт. 5, 258. 1013 Ркп. житие преп. Арсения у Царского 134. Оно написано уже после пожара 1598 г., истребившего древнее житие. Потому в нем есть хронологические ошибки. Эти ошибки повторяются даже в новом издании словаря святых стр. 36. 37. 1018 Грам. в ист. иер. 3, 283–985. Вологодский епископ Алексий управлял паствою 1523–1537 г. ист. иер. 1, 350. 1020 Пролог: «всех же святой во обители своей на комельском лесу и в пустыни на Шиленге поживе 45 лет, в посте, молитве и в трудах непрестанных», 45 лет были летами всей иноческой жизни его. Иначе с 1528 г. когда оставил он лавру до авг. 1550 г. прошло 22 года. 1021 В прологе отнесена кончина его к августу 1550 г. ркп. святцы: «преп. Арсений игумен комельский, иже бысть во обители ризы Господней положения, на Лежи реце, преставился в лето 7058 мес. августа 24 д.» Если такое показание о годе кончины верно, то Герасим, которого видим строителем Арсениевой пустыни в июне 1550 г. (ист. иер 3, 291. 282), поставлен был в строителя еще при жизни преп. Арсения, по его назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вместе с распространением христианства идет постройка храмов. В 1101 году Владимир Мономах построил церковь во имя Успения Божьей Матери. Ростислав Мстиславич в 1146 году построил церковь Петра и Павла, Роман Ростиславич – Иоанна Богослова, Давид Ростиславич – Архангела Михаила. Древним монастырем был Смядынский. В 1138 году здесь поместили под стражу арестованного князя Святослава Ольговича. В 1145 году Ростислав Мстиславич заложил здесь храм в честь свв. Бориса и Глеба. Это был особенно уважаемый монастырь князьями, принимавшими там пострижение и погребение, как напр., Давид Ростиславич. Ослепленные в Суздале Ростиславичи получили исцеление при церкви свв. Бориса и Глеба. В 6 вер. от Смоленска было Селище, где находился Успенский монастырь, в котором начал свои подвиги св. Аврамий в конце XII в. На Покровской горе был монастырь Крестовоздвиженский, куда переселился св. Аврамий. Епископ Игнатий основал Богородицко-Аврамиевский монастырь. Смольяне любили благолепие храмов и поучения, как видно из отношений их к Аврамию, как проповеднику. В 1147 г. был назначен епископом Смоленским Мануил, знаток и любитель духовной музыки. У Аврамия было много переписчиков, которых приумножил митр. Климент Смолятич, писатель XII в., оставивший замечательное письмо к священнику Фоме. Он, между прочим, вел спор с некиим Григорием, учителем Фомы, относительно способов толкования св. Писания – иносказательного и буквального, которого держался Григорий. В споре этом был заинтересован и князь, поручивший написать ответ Клименту, который возбудил его написать второе письмо. 367 Просвещение шло, главным образом, из Византии, откуда заимствовались и образцы иконописания. Житие Бориса и Глеба, приписываемое Иакову Мниху, несомненно составлено в Смоленске как изобилующее подробностями, которые мог знать только смольянин, напр., что конь Глеба сломал ногу у р. Тьмы, что тело мученика было брошено на берегу между двумя сосновыми колодами и прикрыто хворостом. 368 К XIII в. относится составление жития Аврамия и повесть о мученике Меркурие, Смоленском чудотворце. 369 Оба эти произведения отличаются богатством данных и литературных достоинств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Когда она была отведена в идольское капище, то взяла кумир бога Зевса [ 3 ], бросила его на землю и разбила. Потом святая Васса была отдана на съедение зверям, но осталась невредимой посреди них. Тогда мучители бросили ее в море на тридцать поприщ от берега. И видели все, смотревшие издалека на святую, как три светлых мужа, сиявшие ярче солнца, повели святую в корабль и посадили ее на престоле. Спустя восемь дней после сего, святая Васса явилась воинам на некоем острове, называющемся Геллеспонтом; когда об этом узнал игемон македонский, по имени Филипп, то написал к управителю кизикской страны (геллеспонтской епархии), о том, чтобы взять мученицу; сей, взяв святую, принуждал ее к идольскому жертвоприношению. Но, увидав, что святая оставалась непреклонной, приказал связать ей назади руки и бить ее без милосердия по всему телу; наконец, приказал усечь честную главу ее. Так предала святая мученица Васса святую душу свою в руки Христа Бога, Коему воссылается слава ныне, всегда и в бесконечные веки. Аминь [ 4 ].   В тот же день память преподобного Аврамия трудолюбивого печерского, подвизавшегося в Антониевой пещере ок. XII b.   В тот же день память преподобного Аврамия, смоленского чудотворца (скончался в первой половине XIII b.). Память 22 августа Страдание святой мученицы Евлалии В царствование языческих императоров, когда вся вселенная была омрачена еллинским безбожием, в испанском городе Баркиноне [ 1 ] проживала некая девица, по имени Евлалия, — дочь христианских родителей. Сия от младенческих лет своих возлюбила Господа нашего Иисуса Христа всем сердцем своим; обитала же она вместе с родителями своими в селении, находившемся в довольно значительном расстоянии от города. Родители весьма любили Евлалию за ее кротость, смирение и ум, превышавший года ее; Евлалия была научена книгам, и у нее было одно твердое намерение — служить Господу своим девством непорочным. И упражнялась святая в чтении книг, и в славословии Бога днем и ночью, обитая в особой келлии вместе со своими сверстницами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

«Кто я, грешный, смиренно отвечал Аврамий, что возлагаешь на меня такое повеление, которое свыше моих сил. Воля Божия да будет о всех нас; ты же, как пастырь, помолись о вверенном тебе стаде, да послушает тебя Господь». Преподобный удалился в келью и, там затворясь, усердно помолился Господу, чтобы Он услышал молитву епископа и народа и послал бы дождь на землю. Едва он произнес эту молитву, как пошел обильный дождь и оросил сухую землю. Все увидели в этом силу молитв праведника, и стали высоко уважать его. Святитель Игнатий построил близ города новый «монастырь в честь положения ризы Богоматери», почтительно пригласил к себе пр. Аврамия и поручил ему настоятельство в новой обители. С любовью принял смиренный Аврамий предложение святителя и возблагодарил Господа, даровавшего ему служение Божией Матери. Он благолепно украсил новый храм богатыми завесами, иконами и лампадами. Уже не боялись приходить к нему желавшие послушать его сладких душеспасительных бесед, отовсюду толпами стекались к преподобному бояре и простолюдины, богатые и бедные, чтобы послушать его наставления. Много было желавших поступить в Аврамиеву обитель, но преподобный не всех принимал, и лишь после строгих испытаний, так что у него было только 17 братий. Радовался епископ, что нашел такого игумена своей обители, радовался и Аврамий, что снискал себе любовь святителя. Но непродолжительна была их общая радость. Вскоре в глубокой старости преставился епископ Игнатий; пр. Аврамий пережил духовного друга своего, еп. Игнатия. После его смерти, он еще более стал готовиться к исходу из сей жизни, молился день и ночь о том, чтобы непостыдно предстать ему пред страшное судилище Христово. Тоже напоминал и своим духовным чадам, прося не забывать его в своих молитвах. Пятьдесят лет подвизался пр. Аврамий в иноческой жизни и после краткой болезни предал Богу чистую свою душу, не позже 1220 года. Рукописная служба «на память отца нашего Аврамия, смоленского чудотворца, и ученика его Ефрема» молит преподобных: «молитеся Христови даровати православным избавление от поганских пленений...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Васса, мать их, возрадовалась, предпослав ко Христу возлюбленных детей своих; потом снова была подвергнута темничному заключению; при сем она была томима голодом, но получала пищу от ангела, чем укреплялась к еще большим страданиям. Потом, согласно приказанию мучителя, она была отведена в Македонию и понуждаема здесь к мерзкому жертвоприношению; однако не послушалась мучителей, за что была брошена сначала в воду, потом в огонь; после сего была подвергнута биению камнями, но осталась невредимой посреди всех мучений. Когда она была отведена в идольское капище, то взяла кумир бога Зевса бросила его на землю и разбила. Потом святая Васса была отдана на съедение зверям, но осталась невредимой посреди них. Тогда мучители бросили ее в море на тридцать поприщ от берега. И видели все, смотревшие издалека на святую, как три светлых мужа, сиявшие ярче солнца, повели святую в корабль и посадили ее на престоле. Спустя восемь дней после сего, святая Васса явилась воинам на некоем острове, называющемся Геллеспонтом; когда об этом узнал игемон македонский, по имени Филипп, то написал к управителю кизикской страны (геллеспонтской епархии), о том, чтобы взять мученицу; сей, взяв святую, принуждал ее к идольскому жертвоприношению. Но, увидав, что святая оставалась непреклонной, приказал связать ей назади руки и бить ее без милосердия по всему телу; наконец, приказал усечь честную главу ее. Так предала святая мученица Васса святую душу свою в руки Христа Бога, Коему воссылается слава ныне, всегда и в бесконечные веки. Аминь В тот же день память преподобного Аврамия трудолюбивого печерского, подвизавшегося в Антониевой пещере ок. XII в. В тот же день память преподобного Аврамия, смоленского чудотворца (скончался в первой половине XIII в.).  Память 22 августа Страдание святой мученицы Евлалии В царствование языческих императоров, когда вся вселенная была омрачена еллинским безбожием, в испанском городе Баркиноне проживала некая девица, по имени Евлалия, — дочь христианских родителей. Сия от младенческих лет своих возлюбила Господа нашего Иисуса Христа всем сердцем своим; обитала же она вместе с родителями своими в селении, находившемся в довольно значительном расстоянии от города. Родители весьма любили Евлалию за ее кротость, смирение и ум, превышавший года ее; Евлалия была научена книгам, и у нее было одно твердое намерение — служить Господу своим девством непорочным. И упражнялась святая в чтении книг, и в славословии Бога днем и ночью, обитая в особой келлии вместе со своими сверстницами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

В 1633 году скончался Дионисий. Патриарх Филарет приказал привезти его тело в Москву, сам отпевал его и отправил назад в Лавру, где оно было предано земле 10 мая. О судьбе Аврамия Палицына известно то, что он умер в 1627 году, 13 сентября, проживши в Соловках семь лет. Из дел Соловецкого монастыря видно, что существовала царская грамота о его погребении, в которой он назван " присланным " . Это выражение в старину употреблялось о сосланных и дает повод заключить, что келарь Аврамий попал в Соловецкий монастырь недобровольно. Самое существование грамоты о погребении указывает, что он находился под каким-то особым надзором Должно быть, он подвергся опале, и так как отправка его в Соловецкий монастырь произошла вскоре после возведения Филарета на патриарший престол, то, вероятно, ссылка эта была делом Филарета, быть может припомнившего ему то время, когда он под Смоленском покинул посольство, поклонился Сигизмунду и, осыпанный милостями польского короля, вернулся в Москву. Келарь Аврамий оставил потомству повествование о событиях своего времени, посвятив большую часть его описанию осады Троицкого монастыря Сапегою и Лисовским. Сочинение это носит название " Сказание о осаде Троицкого-Сергиева монастыря от поляков и литвы, и о бывших потом в России мятежах " . Это сочинение составляет один из важнейших русских источников о смутном времени, хотя имеет недостатки. Оно в высшей степени загромождено многословием и в некоторых местах заключает в себе известия сомнительной достоверности: это тем естественнее, что келарь Аврамий не был очевидцем осады монастыря и писал по слухам и преданиям. Кроме того, нельзя не заметить, что сочинитель выставляет на вид важность собственного участия в делах, в особенности во время освобождения Москвы, известия этого рода невольно внушают сомнение, хотя, с другой стороны, при настоящем положении науки, нельзя доказать их недостоверности. КОММЕНТАРИИ: 1. Нет основания думать, чтоб это было следствием уважения царя к его личности, так как мы не знаем, чтобы при этом дан был по душе его какой-нибудь вклад или приказано было записать имя его в синодик. Напротив, царь приказал его похоронить зауряд с прочею братиею. (Грамота царя Михаила Федоровича к игумену Макарию о погребении присланного старца Аврамия Палицына на его обещании с прочею братиею.)

http://sedmitza.ru/lib/text/435636/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010