266. Епископ Пороский, т. е. епископ области, лежавшей по р. Роси, есть тот же Юрьевский, так что в рассказе по указанным спискам вместе с действительно бывшим тогда Марином ставится и его предшественник Антоний (Автор Истории иерархии из епархии Пороской делает епархию Порожскую или при Днепровских порогах, – 224). 1342 Лаврентьевская и Ипатская летописи под 1137 годом и Уставная грамота Ростислава Смоленской епископии в Дополнении к Актам Истории т. I, стр. 5. Под 1101г. в Ипатской летописи читается: «в се же лето Володимер заложи церковь у Смоленьске святое Богородице камяну епископью»: но это значит не то, что в Смоленске была епископия уже до 1101г., как думают некоторые, а то, что слово «епископью» прибавлено в летописи позднейшими переписчиками. Время учреждения Смоленской епископии, известное из официального акта, не может подлежать сомнению. 1343 Описание Славянских Рукописей Синодальной Библиотеки Горский и Невоструев, Отд. III ч. I, л. 226 обор., стр. 224. 1345 Патерик Печерский Симона, введение; об Игнатии и Лазаре cfr Житие Аврамия Смоленского в Православном Собеседнике 1858г., кн. 3. Автор Истории иерархии, 160, не ладно говорит о начале епископии Смоленской и её первых епископах, следуя позднейшим каталогам. Что касается до св. Меркурия Смоленского, будто бы преемника Симеонова, который упоминается под 1197г., почивающего в Киевских Антониевых пещерах, то его существование, неизвестно на чём основанное, весьма и совершенно сомнительно. (Можно предполагать, что каким либо образом превращён в епископы известный св. Меркурий, воин-богатырь, мученик Смоленский, который, по сказанию о нём, в 1239г. спас Смоленск от Татар). 1346 О древней, значительно далее на запад простиравшейся, чем теперь, и именно той, которую мы указали, границе Русских поселений в Галиции, см. у Д. Зубрицкого в брошюре: Grenzen zwischen der russischen und polnischen Nation in Galizien. Lemberg, 1849. 1348 Летописец говорит о Тиверцах вместе с Улучами (Угличами): „Улучи и Тиверцы седяху по Днестру, приседяху к Дунаеви, бе множество их, седяху бо по Днестру оли до моря”.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Нестор Метаниев, род. в Сарат. губ., в селе Новосельцеве, сын священ., в мире Алексей Сергеевич. В 1854 г. окт. 9 окончил курс Казанск. академии и определен помощником ректора Кавказской семинарии. В 1855 г. апр. 20-го – магистр. 1862 г. сент. 28-го пострижен; 1863 г. марта 25 иерод., марта 27 – иеромонах; апр. 23 – инспектор Тифлисской сем.; 1866 г, дек. 20 ректор Смол. семинарии. 1867 г. февр. 5-го архимандрит; 1877 г. февр. 28 – еп. Аксайский. Хирот. апр. 17. В 1880 г. сент. 8-го еп. Выборгский; 1881 г. окт. 31 – еп. Смоленский; 1889 г. дек. 16 член Московск. Синод. Конторы и управл. Новоспасским монаст.; 1894 г, янв. 29 – епископ Дмитровский. Продолжительное служение его в должности ректора Смоленской семинарии и впоследствии в сане Смоленского епископа, дали ему возможность ознакомиться с Смоленскою епархиею вполне. Он был правдив, добр, беспристрастен и благоразумно снисходителен. Людей усердных к службе умел награждать по достоинству. Он открыл (с 1882 г.) внебогослужебные собеседования во многих церквах г. Смоленска, а равным образом заботился о распространении оных и в уездных городах и селах своей епархии. При нем многократно велись и публичные богословские чтения в зале дворянского собрания. В 1883 г. им открыта епархиальная библиотека при архиерейском доме и древне-хранилище. В 1884 г. учрежден им ссудо-сберегательная касса для служащих в духовно-учебных заведениях. При нем начал составляться капитал для постройки нового здания для женского епархиального училища. В 1885 г. им открыто Братство преподобного Аврамия Смоленского чудотворца, с целью духовно-нравственного просвещения народа, а равным образом для постепенного развития и поддержания церковно-приходских школ. По представлению Преосвященного Нестора в 1881 г. разрешено было Св. Синодом здание скита, принадлежащего Ордынской пустыни обратить под помещение епархиальной богадельни, причем Св. Синодом утверждены были и правила для богадельни. В 1888 г. Преосвященный Нестор имел утешение освятить место ,и положить основание новому семинарскому зданию, о котором приходилось ему более всех своих предшественников хлопотать перед высшим начальством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Москва. Домовая церковь Феодора Смоленского и сыновей его Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев при Богадельне Морозова. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Феодора и чад его Давида и Константина Год постройки:Между 1888 и 1891. Архитектор:Н.И. Никифоров Ссылки:   Адрес: г. Москва, Шелапутинский пер., 3 Координаты: 55.747952, 37.663884 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью По Шелапутинскому переулку, дом 3, расположена Морозовская богадельня, которая была построена в 1889-1890 гг. по проекту М.И. Никифорова на средства Д.А. Морозова, на бывшей территории фабрики, основанной его дедом С.В. Морозовым. Церковь освящена 20 июня 1891 года единоверческим духовенством. В 1892 г. в богадельне, которая была рассчитана на 150 человек, содержалось более 120 призреваемых. После пожертвования вдовой Давида Абрамовича - Елизаветой Павловной - 135 тыс. руб. число мест увеличилось, и количество призреваемых достигло в 1906 г. 243 (и оставалось таковым до 1914 г.). Давид Абрамович отличался глубокой религиозностью, перенятой от родителей - отца Аврамия Саввича и матери Дарьи Давыдовны, ушедшей в конце жизни в монахини и окончившей свой земной путь в 1888 г. как " в инокинях схимница Девора " . В богадельне был устроен единоверческий храм (Д.А. Морозов принадлежал к единоверию) в честь святых благоверных князей Федора и чад его Давида и Константина, Ярославских и Смоленских Чудотворцев. Вначале храм был единоверческим, но из-за того, что большинство обитателей были православными, службы посещались плохо. После смерти Д.А. Морозова (в 1895 г.) его вдова - Е.П. Морозова - вошла в купеческую управу с заявлением о преобразовании храма в православный, после чего было разрешено (хотя и не сразу) проведение в храме православных служб (при оставлении его единоверческим), а единоверческие службы стали проводиться лишь в памятные дни семьи Д.А. Морозова (в день рождения и тезоименитства). Все остальное время в церкви шли православные службы.

http://sobory.ru/article/?object=25359

3. Учение и духовное просвещение. Православная церковь пробудила и развила в народе любовь к учению. При церквах и монастырях стали заводиться школы и библиотеки. Первыми появились они в Киеве, Новгороде и на Волыни; в житиях Аврамия Смоленского и Феодосия Печерского упоминаются еще школы в Смоленске и в Курске; наверное, были они и в других местах, где были церкви и монастыри. Духовные же лица заботились, главным образом, и об умножении книг, усердно занимаясь их перепиской. Книги в то время, были еще великою редкостью и стоили очень, дорого. Собирание их по своей трудности и ценности, кроме князей, доступно было только богатым владыкам и монастырям. Последние для списывания и собирания книг иногда нарочито посылали своих иноков на восток в Константинополь, – в монастырь Студийский и на Афон. Само собой понятно, что, будучи всем обязана церкви, древнерусская книжность носила религиозный характер. Раньше и более всех стали умножаться, разумеется, книги необходимые для совершения христианского богослужения, затем уже н другие вероучительного и нравственного характера, преимущественно в болгарских, а позднее и в русских переводах. Переводная письменность была преобладающею за все описываемое время. Вместе с книгами Священного Писания в переводах распространялись творения св. отцов, жития святых, хронографы, Палея, Сборники в роде Святославовых, Златоструя, Пчелы и др. За переводами следуют сочинения наших митрополитов-греков, написанные на греческом языке и делавшиеся известными русским грамотникам тоже в переводах. Русские писатели в своих сочинениях старались подражать греческим образцам и подвергались немалой опасности усвоить те же недостатки, какими страдала тогдашняя литература. Особенным одушевлением в сочинениях проникнуто изображение плодов крещения на Руси и похвала Владимиру. Эта похвала нравилась в старину, так что летописцы часто целиком заимствовали из нее разные черты при похвале других князей. Среди писателей русских замечательны: митрополит Иларион, преподобный Феодосий, Кирилл Туровский , последний называется русским златоустом. В его словах, впрочем, мало общедоступной учительности; это скорее отвлеченные размышления о предмете того и другого праздника, чем поучения. Кроме поучений до нас дошли назидательные творения и в других родах. Игумен Даниил, ходивший в Иерусалим, составил для любителей святых мест любопытное описание своего паломничества, бывшее самым употребительным чтением благочестивых людей. Из писателей в повествовательном роде замечательны: Иаков Мних, Нестор, Симон Владимирский; последний написал обширное послание к Поликарпу, печерскому иноку. Поликарп продолжал труд Симона в своем послании к печерскому архимандриту Акиндину, который просил его рассказать о печерских угодниках.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

дьякон Деомид, да крестьянских 8 дв.» В 1746 году монастырь в Синодальный казенный приказ платил дани 2 рубля 35 копеек. Более о монастыре сведений не имеется; время упразднения его неизвестно; но можно думать, что он упразднен в 1764 г., когда учреждены были новые монастырские штаты. По упразднении монастыря Успенская церковь обращена в приходскую и существует в селе до настоящего времени; зданием каменная, она построена, как видно из вышеприведенной описи монастыря, в конце XVII столетия; колокольня при ней и ограда каменные же, построены в позднейшее время. В церкви два престола: в холодной – в честь Успения Божией Матери и в теплом приделе – во имя Святителя и Чудотворца Николая. В церкви сохраняются следующие старинные св. иконы, пользующиеся особенным почитанием прихожан: местная икона Успения Божией Матери и икона Смоленской Божией Матери, украшенная бархатной ризою, на коей нанизано около 500 жемчужин; на обратной стороне иконы имеется столь же старинное изображение Святителя и Чудотворца Николая. В церковной библиотеке хранятся старинные книги: Евангелие печати 1634 года, с подписью по листам: «В царство Благоверного и Христолюбивого Государя Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии Самодержца, превысочайшия и пресветлосиятельные благочестием степени, Богом венчанного Российского царствия их же в преславном и стольном граде Владимире дал в церковь Владычицы нашея Богородицы честного и славного ея Успения и Чудотворца Николая и святые мученицы Параскевы, что в Любецком монастыре, при служителе святых сих церквей, при честном священно-иерее Иосифе да при старце Гурие да при пономаре Михаиле сию святую книгу Евангелие напрестольное Московской печати с Патриаршаго двора от Соловецких Чудотворцев священно-иерее Софрония по своей души и по своих родителях»; Апостол печати 1694 года, с подписью: «Сию книгу Свят. Апостол в дом Пресвятые Б-цы честного и славного ее Успения в Любецкой монастырь приложил Чудова монастыря старец Аврамий Ашанин по своих родителях и того монастыря игумену и кто по нем будет священником за него старца Аврамия Бога молити и родители его поминати.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В последующее время было составлено описание путешествий Игнатия Смоленского в Константинополь и Палестину, бывшего в свите епископа Смоленского Михаила, который провожал митр. Пимена в Константинополь. Видно, что Игнатий был весьма образован. Его описание отличается толковым и прекрасным изложением и свидетельствует о его начитанности, не меньшей, нежели у Ефрема, составителя жития Аврамия. С торгового договора был сделан перевод на смоленско-полоцкое наречие. Таким образом, в Смоленске водились знатоки не только греческого языка, но и латинского и немецкого. Владимир Мстиславич управлял немецкой областью и отдал свою дочь за немца, а сын его Ярослав окончил жизнь среди немцев. Все это сближало Смольян с Европейским просвещением, которое и олицетворено в лучшем виде в лице избавителя от татар Меркурия воина. Политическая история Смоленской земли была славнее Полоцкой, хотя этнографическая связь смоленских и полоцких кривичей сознавалась даже в эпоху образования русского государства. На первых порах Смоленск за старым Полоцком мирно принимал посадников киевских и платил дань им. Но уже Владимир ходил из Новгорода для подчинения Полоцка. Первое указание на обособление Смоленска относится к 1054 г. Ярослав Владимирович посадил в Смоленск сына своего Вячеслава, который и княжил до 1057 г. После Игоря Ярославича Смоленская земля разделилась на три части: между Изяславом, Святославом и Всеволодом. В 1073 г. Смоленск был под властью Всеволода, который отдал его Владимиру Мономаху . В 1095 г. Давид Святославич, изгнанный из Новгорода, был принят смольянами. В 1096 г. Святополк и Владимир Всеволодовичи двинулись на Давида, но он сохранил за собою Смоленск. Хотя после съезда князей в Любече в 1087 г. снова переходит в руки Владимира Мономаха , но Смоленск имеет своего князя. Там сидит Святослав Владимирович, княжение которого продолжалось до и 13 г., когда был посажен другой сын Владимира – Вячеслав, которого заменили посадники Владимира Всеволодовича. Полоцкие князья стремились подчинить себе Смоленск.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Якова зовемыи Воята, служившю ему у св. Иякова под-пятнадцать лет... Поя с собою Пльскову архиепископ Гаврила и дошьд Пльскови разболеся и постриже и владыка в скиму у св. Спаса в монастыри. Покой Господи душю раба Твоего Германа». Далее 1208 г., " приде Лазарь, Всеволожь муж (в. к.) из Владимиря и Борисе Мирошкиничь, повеле убити Ольксу Сбыславця на Ярославли дворе и убиша и без вины у святого в субботу, марта 17 на св. Алексея; а заутра плака св. Богородица у свята Якова, в Иеревскем конци». (Собр. лет. III, 19,30). И так, по собственным словам летописца 1188–1209 г., он был современником событиям 1188–1209 г. и лицом, интересовавшимся всем, что относилось до храма св. Иакова, находившегося в Неревском конце; а сличением заметки его под 1230 г. несомненно убеждаемся в том, что Новгородским летописцем был Тимофей, пономарь храма св. Иакова. Пономарь летописец? По нынешнему, это странность. Но не так было в давние времена. По грамотам видим, что церковные причетники были и сочинителями духовных грамот, и производителями всех дел прихода; с дьяком делали договор «в письме у великого государева дела и у монастырского, у приказных людей и у мирских людей, всегда быть готову» (Юрид. акт. 286, 185, 288, 302, 334, стр. 111, 113, 119, 430, 451, 458, 460, 401), 47. Ефрем , инок, ученик преп. Аврамия Смоленского, скончавшегося в 1221 г., описал жизнь св. наставника своего. (Рукон. Смоленск. семин. Царского 265, 372, 380). Св. Савва, подвижник на Афоне, с 1222 г. первый архиепископ Сербский и просветитель своей отчизны, сконч. в 1237 г. Известны его: устав общежительный, устав скитский, описание жизни отца своего преп. Симеона мироточивого, слово о мощах преп. Симеона, исповедание православной веры, наконец предсмертное послание к королю Владиславу. Частью вполне, частью в выписках, они помещены в жизни св. Саввы, изд. в приб. к твор. отцов, 1849 г. 48. Кирилл I , митрополит, 1223–1233 г. Пастырь деятельный, очень много трудившийся для того, чтобы примирять ссорившихся между собою князей России, и часто посещавший обширную паству свою (Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

глаголюще: что ти есть, юроде, недостоин с человеки беседовати; нецыи несмыслении пястьми св. Андрея пхаху, а инии бияху» 388 . Когда во время сильных морозов зимою св. Андрей хотел у нищих «под кровом с ними приклонитися, то они палицами его от себе аки пса отгоняху, вопиюще на него и глаголюще; отъиди, отъиди, псе, отсюду» 389 . Списатель его жития, вообще, замечает, что св. Андрей «многа претерпе поругания и биения» 390 . Св. Исидор Твердислов «многу досаду и укорение прием от безумных, и биение, и яко юрод вменяем ими и безумен, и многа досаждения, и укорения, и раны прият» 391 . Св. Иоанн Устюжский «многая озлобления подъем, биения, пхания и оплевания от безумных человек» 392 . Св. блаженная Исидора «в толицем бяше от всех сестер» 393 презрении, яко ниже пищи с нею кая вкусити хотяше, от всех же бе уничижаема, поношаема, и озлобляема и от всех часто бываше биема, и всегда ненавидима, и злословима»; сестры вот как сами сознавались с плачем преподобному Питириму 394 о поруганиях, причиненных ими св. Исидоре: «иная глаголаше: аз всегда ругахся ей; иная: аз помои возливах на ню; иная: аз пястьми биях ю; иная: аз палицею ударях ю; инии же иныя от них сотворенныя оной пакости исповедаху» 395 . Св. Аврамия Смоленского братия монастыря изгнала вон из обители, в которой он в течении 5 лет терпел от завистливых монахов озлобления 396 . Св. Прокопий Устюжский «бываше от многих поругаемый, многа зело озлобления от безумных человек прият, и ранами озлобляемый, а наипаче от несмысленных детей» 397 . «Дети метаху на св. Симеона камением и палицами бияху, вопиюще: чернец юродивый, чернец юродивый» 398 . Ветряная молодежь смеялась над св. Феодором Новгородским, поносила и била его 399 . Когда св. Михаил Клопский был в Новгороде, то толпа детей на улице стала смеяться над его юродством, бросая в него камни и всякую нечистоту 400 . Св. Симон Юрьевецкий терпел много разного рода обид и оскорблений: многие смеялись над ним, как над безумным, укоряли его в притворстве, толкали и били его 401 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

55 См. Williams " а, суммирующего патристические взгляды в The Ideas of the Fall and of Original Sin. A Historical and Critical Study (London, 1927). Для примера, см. свят. Кирилл Иерусалимский , «Огласительные поучения» XII.7 62 О старчестве в России см. П..Евдокимов, La paternite spirituelle, Contacts 58 (1967), сс. 100–107; Rouet de Journel M.-J., La direction spirituelle dans la Russie ancienne, Revue des Slaves 31 (1961), сс. 173–9; И. Смолич , Leben und Lehre der Startzen (Koln, 1952); И. Кологривов, Очерки по Истории Русской Святости (Brussels, 1961), сс. 347д.; Н. Арсеньев, La direction spirituelle dans l " Eglise Russe, в V. Lossky and N. Arseniev, La paternite spirituelle en Russie aux XVIII-eme et XIX-eme siecles (Begrolles-en-Mauges, 1977), pp. 29–55; С. Четвериков Les «Staretz» russes. La recherche des voies du Seigneur, Irenikon 3 (1927), сс. 143–146; И. Концевич , Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси (Paris, 1952), сс. 30–40; Spidlik T., Gli startsi russi, Rivista di vita spirituale 39 (1985), P. 58–73 66 M. Rouet de Journel в своем исследовании русского монашества (Monachisme et monasteres russes (Payot, 1952)) нигде не упоминает о старчестве как о его существенном элементе. Однако, в работах других исследователей есть несколько случаев упоминания о старчестве: еп. Каллистос Уэр (Foreword в Hausherr I., Spiritual Direction in the Early Christian East, с. x) цитирует текст времен Киевской Руси. И. Кологривов (Очерки по Истории Русской Святости) говорит об элементах старчества в житиях преп. Сергия Радонежского, преп. Нила Сорского , свят. Тихона Задонского . С. Смирнов приводит некоторые примеры в Древне-русский духовник, с. 8 (примеч. 2), с. 26 (примеч. 5); Е. Ковалевский (Saint Sergius and Russian Spirituality (New York, 1976), с. 148) указывает на преп. Аврамия Смоленского (XIII в.). 68 Ковалевский П., Saint Sergius and Russian Spirituality (New York, 1976), сс. 147–148. Н. Лосский (Преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский (по поводу книги Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

179 Мощи Никиты, епископа Новгородского, обретенные в 1588-м году, почивают на вскрытии, – преосв. Макария Археологическое описание церковных древностей в Новгороде, I, 71, и гр. Толстой в книге: Святыни я древности Великого Новгорода, стр. 24–25 (у последнего пересказывается рассказ жития Никиты об обретении его мощей). 180 Маркеллом, бывшим игуменом Хутынским, см. Собр. лem. III, 158. О всех житиях Никиты см. у преосв. Макария в Ист. VII, 447 fin. sqq. 181 Есть известие, как будто относящееся к нашему вопросу, но такое, что и само остается непонятным. Во вторых вопросах царя Ивана Васильевича к Стоглавому собору делается собору предложение: «Да о Псковском чюдотворце Ефросине, да о Смоленском чюдотворце Аврамие на соборе уложити, как им праздновати», в ответ на каковое предложение собором постановляется: «Праздновати им, как и прочим святым преподобным отцем, пети на вечерне Блажен муж и прочая служба по божественному уставу все сполна» (гл. 41, вопросо-отв. 5. Казанск. изд. 168). Своим предложением царь как будто дает знать, что на соборе 1549-го года сделано было относительно Евфросина и Аврамия какое-то особое определение против иных святых, но, с другой стороны, собор в своем ответе как будто дает знать, что тут по какой-то причине было лишь недоразумение, и во всяком случае остается для нас совершенно неясным, о каком бы тут можно было думать особом определении. Одно в ответе собора ясно, это – что всем чудотворцам, которым установлено было празднование на соборе 1549-го года, было установлено празднование с «Блажен муж» или полиелейное. 182 В 1563-м году царь Иван Васильевич, перечисляя Новгородских чудотворцев, называет: Никиту, Иоанна, Евфимия и Иону, но не называет Нифонта, – Акт. Ист. т. I, 168, стр. 320, col. 1 fin. (вероятно, потому, что он лежал не в Новгороде, а в Киеве, т. е. что по сей причине он был менее чтим в сравнении с предшествующими). 183 Житие напечатано в Памятниках старинн. русск. лumepamypы Kyшeл.-Бeзбopoдko, IV, 1; сейчас указанное в нем – стр. 8 fin.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010