Но теперь он снова не мог говорить (а лишь кричал, как всякий младенец), пока не достиг того возраста, когда уже пора было говорить. Думаю, следует мне рассказать и о том, что случилось, когда разожгли печь, чтобы обжечь известь для базилики. Перемычка, на которой держался вход в печь, сломалась, а около печи в это время спали люди, и в их числе Аббат этой церкви. Аббат сразу же увидел во сне Епископа, который сказал ему: “Поскорее разбуди всех, как бы они не пострадали. Перемычка, на которой держится масса камней вот-вот упадет”. Аббат проснулся, всех заставил отбежать от печи, и масса камней упала по обе стороны от печи, не повредив никому из бывших там, а ведь без вмешательства епископа случилось бы, полагаю, по-другому. Потом Аббат после молитвы над могилой Святителя велел перемычку починить, камни вернули на место, и, содействием Святителя, они завершили начатую работу. Блаженное тело Исповедника было издавна похоронено в склепе, но, поскольку строение было узкое и туда трудно было войти, святитель Авит заказал выполненную в круглой форме апсиду, и сделана она была превосходно; и, собрав святые мощи, которые он нашел в деревянном гробу, поместил их, согласно обычаю, в саркофаг. В этом месте покоится тот, кто по заслугам был прославленным иерархом. 5 . Сообщали также о многих других чудесах этого Святого, но я посчитал, что их пересказ займет слишком много места; думаю, что сказанного вполне достаточно для верующих право, а тому, кому этого малого недостаточно, и долгие рассказы не пойдут на пользу. Истинно, у его могилы слепые прозревают, бесы изгоняются, глухие обретают слух, хромые исцеляются по милости Господа нашего Иисуса Христа, Который обещал дать верным все, о чем они попросят, не сомневаясь в своих молитвах. Примечания Свят. Иллидий (Allyre по-французски) был четвертым епископом Клермона. Он умер, вероятно, в 385 году, 5-го июня, это день его поминовения. Могила дочери императора Максима сохранялась в аббатстве свят. Иллидия, по крайней мере, до 1311 года, когда она была вскрыта (римо-католическим) епископом города, и была уничтожена надпись, свидетельствовавшая о ее исцелении свят. Иллидием.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Impleta sunt quae concinit Исполнилось все, о чем говорил Давид David fideli carmine В древней истинно пророческой песне. Dicens: in nationibus Он говорил: среди народов Regnauit a ligno Deus. Бог воцарился и одержал победу на древе. Arbor decora et fulgida древо красоты! Древо света! Ornat a regis purpura. древо, окрашенное в царский пурпур! Electa dig no stipite Избери среди верующих Tam sancta membra tangere. Тех, чьи святые члены найдут покой. Beata cuius brachiis На чьих дорогих руках, широко раскинутых, Pretium pependit saeculi, Покоилась вся тяжесть выкупа за мир, Statera facta saeculi Чтобы искупить человечество И лишить грабителя награбленной добычи! Гораздо менее значимо поэтическое творчество Григория I (590 – 604), последнего из отцов церкви и первого из средневековых пап. Ему приписывалось много гимнов, происхождение которых точно не выяснено и которые включены в бревиарий. Лучший из них – воскресный гимн Primo dierum omnium 1281 . Гимны – самые прекрасные цветы поэзии древней церкви. Но, помимо них, возникало много эпических и дидактических поэм, особенно в Галлии и Испании, где шла борьба с вторжениями варваров и население пыталось сохранить связь с древней культурой. Ювенк , испанский пресвитер времен Константина, сочинил первый христианский эпос, евангельскую историю в четырех книгах (3226 строк), подражая Вергилию, но поэтические достоинства этого труда в лучшем случае средние. Намного превосходит его по таланту Пруденций (ум. в 405); помимо уже упомянутых гимнов, он написал несколько дидактических, эпических и полемических поэм. Святой Понтий Павлин, епископ Нолы (ум. в 431), посвященный в тайны муз поэтом Авзонием 1282 , друг Августина и Иеронима, написал около тридцати поэм, проникнутых духом благочестия; лучшая из них посвящена празднику святого Феликса, его покровителя. Проспер Аквитанский (ум. в 460), мирянин и друг Августина, создал дидактическую поэту против пелагиан и несколько эпиграмм; Авит , епископ Вьенны (ум. в 523), – эпос о сотворении мира и происхождении зла; Аратор , придворный Юстиниана, а потом иподиакон Римской церкви (около 544), – переложение Книги Деяний героическим стихом, в двух книгах, около 1800 строк. Заслуги Клавдиана Мамерта 1283 , Бенедикта Павлина , Элпидия , Оронтия и Драконтия менее важны.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

на 36 году царствования Иустониана, в 562 р. (Дю-Канж III. 2. Bandurii II. 770–777). Но с 24 числа, в которое сначала праздновалось (см. прологи Соф. и др.), перенесено на 23 декабря ради навечери Р. Хр. Это празднество было двудневное: 22 декабря оно начиналось отверзением дверей Софии и хождением около нее со свещами. 24 Св. Евгения . Бароний бросает тень на достоверность актов ее потому главным образом, что Филиппа отца ее нет в епископах александрийских ни у Евсевия, ни у Никифора. Впрочем Рабану уже известны были ее акты. Что касается до памяти ее; то она есть в древнейших мартирологах: у Иероннна и Беды, а Прот и Иакинф в Бухериарском календаре IV века. В пятом веке, как свидетельствует Авит Вьенский, была славна память их в церкви (сн. Бутлера 25 дек.). Впрочем Бутлер касательно времени мучения их сомневается, потому что в календаре Либерия упоминается Василла, вероятно, из дружины Евгении, пострадавшая 22 сентября 304 года, следовательно при Диоклитиане, но это не есть еще твердое доказательство; могла быть не одна Василла; о Проте и Иакинфе говорится в стихотворениях папы Дамаса (сагт. 27). Гробы их открыты при сем папе в 366 г. и над ними выстроена была вскоре церковь . В настоящее время мощи Прота почивают в Риме в церкви I. Предтечи у Флорентинцев, мощи Иакиафа в церкви ап. Павла остийской, мощи Евгении в церкви 12 апостолов, мощи Василлы в церкви Пракседы. Рождество Христово . Древнейшее свидетельство о сем празднике находится у Климента александрийского († 217 г.): есть такие, которые остроумно определяют не только год, но и день Рождества Господа, говоря, что оно было в 28 год царствования Августа 25 Пахона (9 мая). Последователи же Василида празднуют и день его крещения, проводя всю предыдущую ночь в чтениях. Они говорят, что оно было в 15 год Тиверия 15 числа месяца Туби (12 янв.), другие, что оно было 11 числа того месяца (8 янв.), а есть и такие, которые говорят, что он родился 24 или 25 Фармуфия (19 или 20 апреля. Strom. lib. I. 349. ed. Potteri).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

—254— фанатизма арианствующих германцев. Ужас царил во всём западном католическом мире, и вот в это-то тяжелое для православия время могущественный вождь франков становится в ряды его исповедников! Прямым следствием крещения Хлодвига и было быстрое распространение его владений в Галлии; на нём теперь покоились надежды православного населения всех западных областей, и ему легко было, опираясь на них, сломить силу вестготов и бургундов. Вот что писал к Хлодвигу Авит, еп. Вьены, первое лицо в православном населении бургундского королевства. «Ваша вера – наша победа, провидение избрало Вас решителем нашего времени. Греция может еще хвалиться, что она имеет православного властелина, но она не одна владеет теперь этим драгоценным даром и остальному миру дан теперь свет». Итак, по словам Авита, в лице Хлодвига-христианина и остальному, т. е. западноевропейскому миру, дан «свет!» Это значит, что принявши христианство по католическому исповеданию, Хлодвиг стал как бы внешним главой, покровителем западного православного христианства, представителем религиозного единства запада. Не даром его называли «новым Константином»! Западная церковь перенесла на него те идеи, которые христианский мир привык соединять с именами лучших христианских императоров, как Константин или Феодосий Великий, и вступила с ним в тесный союз. «Наша мать- Церковь , – писал папа Анастасий, получивши известие о крещении Хлодвига, – радуется рождению в Боге такого короля. Продолжай, славный и знаменитый сын, радовать твою мать; будь железной колонной для её поддержания, и она даст тебе, в свою очередь, победу над врагами». – В словах папы ясна мысль, определившая надолго историю Запада: отныне папа и король в союзе должны воспитывать народы запада и руководить их судьбами. с., Следствия нового положения Хлодвига, созданного переходом его в христианство, не замедлили обнаружиться во внутренних переменах строя франкского государства. Подчинив себе большую часть Галлии и став в отношение к коренному населению её в положение наследника западного императора, Хлодвиг необходимо должен был изменить свои прежние воззрения на характер королевской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эпарху Евгения говорит: “Господин, ты – мой родной отец Филипп, мать моя – Клавдия, а восседают рядом с тобой мои братья Авит и Сергий. Я твоя дочь Евгения, которая отверглась мира и всего мирского, заместо этого облекшись в единого Христа. Евнухи же, которых ты видишь,– Прот и Иакинф; они разделили со мной веру и жизнь по Христу”. Она еще продолжала говорить, а отец и братья по словам ее, а еще более по чертам лица поняли правду, ибо узнали, пристально взглянув на нее, что это Евгения. Сердца их исполняются несказанной радостью, а глаза от радости слезами. Они усадили ее на кресло эпарха и готовы были отдать ей свою душу, и со всех сторон любовно окружали ее – там стоял отец, здесь братья, тут мать (ибо, узнав о случившемся, пришла и она),– как бы соперничая друг с другом ласками и приветными речами. Как только они не обнимали ее, какими чувствами не волновались и чего не делали в несказанном счастье, сколько знаков сердечной радости, не таясь от присутствующих, не выказывали! Ибо природа восторжествовала над присущей властителям важностью и гордыней, порождаемой высотой положения. Они кричали как безумные: “Дочь, сестра, услада наших очей, украшение жизни, мы думали, что тебя восхитили к себе боги, без тебя не мил нам казался свет солнца!”. Видя все это, народ стал кричать: “Единый истинный Бог – Христос”. Наиболее бесстрашные христиане, порешившие после смерти мучеников спасти их тела и удостоить подобающего погребения, узнав о столь внезапном обращении эпарха и народа, бегут вместе с толпой, громко восклицая: “Кто Бог так великий, как Бог наш!”, 577 “Он открывает глубокое и сокровенное” 578 и “Уловляет мудрых в лукавстве их”. 579 Отец, хотя и против воли Евгении, облек ее в шитую золотом столу 580 (ибо желал, чтобы все разделяли его радость) и посадил на высокое седалище, чтобы все ее видели. Между тем сам небесный Бог, или, лучше сказать с божественным Иовом, свидетель ее на Небесах: “Вот на Небесах свидетель мой”, 581 внезапно метнув огонь с неба, спалил до основания дом Меланфии, дабы приготовить ей дом вечный.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эта община, следующая аскетическим идеям, принесенным святым Кассианом с Востока (см. выше, rл.III), выпестовала целое поколение монахов, и некоторые из них были поставлены в епископы. Церковники, выходившие из Лерина, отличались от ученых аристократического типа, какими были Сидоний Аполлинарий или святой Авит. Весьма равнодушные к светской культуре, они черпали вдохновение в монашеском подвижничестве, отличаясь при этом социальной активностью, что приносило им популярность в народе и уважение варварских правителей. К таким людям относились Руриций Нарбоннский, Венерий Марсельский, Луп Труасский (из Труа), Евхерий Лионский, Валериан Симезский, Фауст Риезский и, наконец, главные их представители—великие митрополиты Арльские святой Иларий и святой Кесарии. Некоторые из них приняли непосредственное участие в споре, который будет иметь основное влияние на дальнейшее развитие западного христианства и в центре которого окажется учение блаженного Августина о «предваряющей» благодати и предопределении. Точное определение различия позиций участников спора, начавшегося еще до смерти блаженного Августина (430) и святого Иоанна Кассиана (433) и продолжавшегося в Южной Галлии несколько десятилетий, представляется затруднительным. Для многих на Западе огромное и поистине уникальное в своем роде наследие блаженного Августина всегда было превыше всякого спора или критики. Его труды считались единственной возможностью толкования Писания, единственным источником богословской мысли. Мало кто был способен уловить оттенки и противоречия мысли Августина или творчески критиковать наиболее радикальные позиции августинизма. Сам римский папа Келестин в послании к епископам Галлии хвалит учения Августина . В результате такого одобрения Римом оппозиция августинизму со стороны леринских монахов приобрела своеобразный привкус галльской автономии. Благодаря Кассиану монахи общины Лерина усвоили восточный идеал: аскетический подвиг как условие для стяжания божественной благодати. Однако в своей полемике против Пелагия блаженный Августин утверждал абсолютную суверенность Бога, только одна благодать Которого может спасти человека от греха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

При преемнике Илария Равеннии арльская кафедра пыталась восстановить свое первенство (папа Лев перенес его в Виенну), и ее поддержал епископат Галлии. Позже, в 514г., при епископе святом Кесарии власть Арля приобрела форму папского викариатства, установленного папой Симмахом наподобие ви–кариатства фессалоникийского . Эта победа папской власти в Галлии показывает, что на Западе гражданская и культурная римскость (romanitas) вообще считалась чем–то неотделимым от понимания папства как апостольского служения Петра. Однако, как видно из истории Арля, навязывание римской власти не обходилось без противодействия со стороны тех, кто придерживался других взглядов на права местных епископов и провинциальные первенства. В течение всего Vb. христианство в Галлии проявляло замечательную жизненную силу—духовную, организационную и миссионерскую. Арианство, потеряв почву в Галлии, к концу Vb. почти повсюду превратилось в православие— не столько силой политических обстоятельств, сколько благодаря духовному авторитету и пастырским способностям таких епископов, как святой Иларий и святой Кесарии Арльские, святой Авит Виеннский и святой Герман Оксеррский. Самое важное в этом отношении событие произошло в 498 или 499г., когда молодой король франков, язычник Хлодвиг, вместе с тремя тысячами своих воинов получил в Реймсе от местного епископа Ремигия крещение не в арианство, а в кафолическое христианство. Женившись в 493г. на кафолической христианке, королеве Клотильде, Хлодвиг обратился в «ее веру» и добился победы над алеманнами. Это сыграло решающую роль в его обращении. Став христианином, он вошел в тесные сношения и завел переписку с кафолическими епископами, особенно со святым Авитом Виеннским. При их сочувствии и поддержке он сокрушил власть ариан–вестготов в Южной Галлии (507—511), раздвинув границы своего королевства до Пиринеев. Бургунды, помогавшие Хлодвигу в войне против вестготов, вскоре отказались от арианства и вошли в королевство франков (536). Галло–римские епископы приветствовали победы Хлодвига как торжество самой Церкви, а константинопольский император Анастасий даровал ему титул консула.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

311 ...сохранилась книга с его житием... – Видимо, Григорий имеет в виду краткое житие Ремедия (Ремигия), приписываемое Фортунату (MGH. Auct. antiquis. T. 4, pars 2). 312 Так король... крестился... – Галло-римский епископат считал принятие Хлодвигом христианства в форме католичества своей победой. Так, епископ Авит в письме к Хлодвигу писал: «Ваше вероисповедание – это наша победа» (MGH. Auctor. antiquis. Т. 6. Р. 11). 313 ...Ремигий прислал ему письмо... – Полный текст письма находится в: MGH. Epist. Т. 3. Р. 112. 315 Во время сражения при реке Уш... – Согласно Марию Аваншскому, битва имела место в 500 г. Об этом он пишет: «Сражение между франками и бургундами произошло у Дижона в консульство Патриция и Ипатия» (MGH. Auct. antiquis. Т. 11, pars 1. Р. 234). 317 ...эти варвары... – Слово «варвары» принадлежит, видимо, самому Григорию, а не Гундобаду, так как Гундобад сам был варваром. 318 ...меньшой люд. – В подлиннике: minor populus (или minores), т. е. простолюдины, простонародье, в число которых входили свободные мелкие и средние землевладельцы, ремесленники, торговцы и др. Это выражение встречается, кроме того, в кн. III, гл. 13; кн. VI, гл, 31; кн. VII, гл. 35; кн. VIII, гл. 19, в которой меньшой люд противопоставляется «более сильные», зажиточным (robustiores). 319 Гундобад... среди бургундов установил более мягкие законы... – Имеется в виду Бургундская правда (Lex Burgondionum или Lex Gundobada – по имени короля Гундобада). Этот закон регламентировал отношения бургундов с римлянами. Он является одним из древних варварских законов. Его первоначальная редакция относится ко времени завоевания Бургундии франками (534). 327 ...распространилось еретическое учение Евтиха и Савеллия... – Евтихий (V в.) – основатель богословского учения монофизитства в Византии. Евтихий утверждал, что Христу присуща только одна природа – божественная, а не две – божественная и человеческая (как утверждается в христианстве). Монофизитство широко распространилось в восточных областях Византии. В 451 г. на Халкидонском Вселенском соборе монофизитство было осуждено Церковью как ересь. Савеллий – основатель ереси савеллианства (III в.). Савеллий выдвинул еретическую, с точки зрения ортодоксального христианства, идею о том, что Сын и Дух не представляют Собой отдельных Лиц Троицы, ибо это противоречило бы монотеизму христианства; они лишь модусы, в которых проявляется деятельность Единого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Авит, епископ Вьенны († 518 или 525 в Вьенне, память 5 февраля) h66 Святые Сидоний Апполинарий, Авит и Мамертий Святой Авит (Avitus), имя которого означает «дедовский», происходил из аристократической семьи времен императора Афитуса. Он энергично преследовал арианство, которое преобладало в королевстве Бургундия, и обратил короля Сигизмунда Бургундского к Христовой вере. Он также боролся против полу-Пелагиевой ереси и поддерживал привилегированное положение папы. Поэтическое изложение истории первобытного общества в 5 книгах принесло ему литературную славу. Оставшиеся после него 78 писем – важные документы церковной и светской истории лет периода с 499 до 518 год. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Авит, игумен из Миси (память 19 декабря) Святой Авит (Avitus), или Адъют (Adjutus), игумен из Миси (Abbaye Saint-Mesmin de Micy), упоминается в Римском мартирологе. Святого изображают как епископа, использующего топор, чтобы отогнать дьявола, который атакует его с киркой. Известен также Авит (Avitus), или Ави (Avy), также игумен из Миси, что подле Орлеана, память которого совершается 17 июня. Он жил примерно в то же время, и затруднительно узнать, являются ли они двумя отдельными людьми или нет. Рёдер (Roeder) в описании святого от 17 июня, называет его всеми тремя именами. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010