во сне явился св. Амантий и упрекнул епископа за то, что он осмелился потревожить его прах. Святой предсказал, что К. придется покинуть город, но он не будет лишен епископского сана. Перенесение мощей св. Амантия могло быть одной из причин конфликта К. с горожанами, к-рые обвинили епископа в измене и намерении передать Рутены франкам. Вестготы решили убить К., но епископ узнал об этом и ночью с неск. слугами бежал из города. Он достиг франк. земель и укрылся в г. Арверн, где еп. Евфрасий (490-515) принял К. и даровал ему дома, поля и виноградники. Не названный по имени епископ Лугдунский (Лионский) выделил К. нек-рые владения своей кафедры, расположенные близ г. Арверн ( Greg. Turon. Hist. Franc. II 36; Idem. Vit. Patr. 4. 1). В «Истории франков» о бегстве К. сообщается перед рассказом о победе Хлодвига над вестготами в 507 г.; такая подача информации должна была подкрепить утверждение Григория Турского, что жители Галлии сочувствовали франкам и стремились освободиться от власти вестготов-ариан. Однако, по мнению И. Вуда, К. пришлось бежать из королевства вестготов после смерти Хлодвига, когда франки потеряли Рутены, но сохранили за собой г. Арверн ( Wood. 1985. P. 256-257; Idem. 1994. P. 42, 46). После кончины еп. Евфрасия К., достигший преклонного возраста и пользовавшийся большим уважением, был избран на Арвернскую кафедру. Это вызвало недовольство потомков еп. Сидония Аполлинария (ок. 470 - ок. 490), сын к-рого, Аполлинарий-мл., претендовал на епископскую кафедру. По настоянию его сестры Альцимы и жены Плацидины К. отказался от кафедры, после чего избрание Аполлинария было утверждено кор. Теодорихом I (согласно Григорию Турскому, новый епископ поднес королю ценные подарки). Через 3 месяца Аполлинарий скончался, и Теодорих I, учитывая заслуги К. перед франками, назначил его на Арвернскую кафедру ( Greg. Turon. Hist. Franc. III 2; Idem. Vit. Patr. 4. 1). К. было адресовано письмо св. Авита Вьеннского, но рукописная рубрикация не позволяет решить вопрос о том, относится ли заглавие «Епископ Авит епископу Квинциану» к посланию, в к-ром Авит приглашал епископа на Собор церковных иерархов Бургундского королевства в Эпаоне (517) ( Alcimi Aviti Ep.

http://pravenc.ru/text/1684067.html

После смерти имп. Анастасия I (10 июля 518) и патриарха Илии полемика по вопросам вероисповедания стала неактуальной, новый имп. Юстин I был сторонником халкидонского православия. 20 июля 518 г. на Соборе в К-поле было восстановлено вероучение Халкидонского Собора и анафематствованы монофизиты во главе с Севиром. Вскоре К-польский патриарх Иоанн II Каппадокиец известил об этом И. Имп. Юстин распорядился также вернуть из ссылки изгнанных по религ. причинам при Анастасии. 6 авг. 518 г. И. созвал Собор палестинских епископов, на к-ром подтвердил принятые в К-поле решения ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 60). На Соборе присутствовали 33 епископа и мн. монахов и игуменов во главе с Саввой. Затем И. направил Савву в Кесарию и др. города Палестины, чтобы довести до сведения местного клира и народа распоряжения императора и решения К-польского и Иерусалимского Соборов. Акты Иерусалимского Собора известны из текста ответа И. патриарху К-польскому Иоанну II. По сути они полностью совпадают с решениями К-польского Собора, но содержат большое количество библейских цитат, призванных подтвердить принятые решения. В корпусе посланий Авита Вьеннского сохранилось недатированное послание, адресованное «Иерусалимскому епископу (папе)», в к-ром Авит, восхваляя кафолическую веру своего корреспондента, просит у него частицу Животворящего Древа ( Avitus Viennensis. Ep. 25//MGH. Epp. T. 3. P. 56-57). Отсутствие даты и имени не позволяет определить, направлено ли письмо И. или его предшественнику Илии. Первый вариант более вероятен, т. к. до преодоления акакианской схизмы в 519 г. Авит вряд ли вступал в переписку с вост. епископами, поскольку это могло вызвать недовольство в Риме. 519 годом датируется послание Авита патриарху К-польскому Иоанну II, где выражается радость по поводу окончания схизмы. Послание к «Иерусалимскому папе», вероятно, следует датировать тем же временем. В ряде визант. Синаксарей и Минологиев под 26 или 29 марта значится память Иоанна, патриарха (или архиеп.) Иерусалимского. По мнению болландистов, здесь имеется в виду именно И. Однако учитывая дату интронизации И. и срок его пребывания на кафедре, указанный Кириллом Скифопольским, он умер в кон. мая - нач. июня 524 г., а не в марте. По мнению Ж. Гаритта, дни памяти 19 апр., 9 июля и 26 нояб. некоего архиеп. Иоанна Иерусалимского, содержащиеся в груз. календарях, к-рые отражают древнюю традицию Иерусалимского богослужения ( Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 61, 77, 106, 203, 274, 395), относятся к И. Исследователи считают, что неоднократно упоминаемую в этих календарях ц. во имя св. Иоанна Предтечи, воздвигнутую неким патриархом Иоанном, построили по инициативе И. (Ibid. P. 203, 251-252, 258, 274, 315-316; Θορπουλος Ν. Κ. Ιωννου Προδρμου, Μον, ν Ιεροσολμοις//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 69).

http://pravenc.ru/text/469634.html

В числе недостатков второй и третьей глав сочинения, содержащих изложение догматического и нравственного учения св. Мефодия, нужно отметить два. Во-первых, это – недостаточная систематичность. Автор неожиданно переходит от одного пункта к другому и также неожиданно возвращается снова к тому, о чём уже было достаточно сказано. Во-вторых, автор слишком часто и слишком много говорит словами памятника, не давая себе труда подвергнуть их анализу и разъяснить. К некоторым из перечисленных недостатков, как напр. к отсутствию общих знаний, нельзя, впрочем, относиться слишком строго. Далее, в противовес недостаткам сочинения нужно указать на обнаруженное автором вполне удовлетворительное знание главного источника – творений св. Мефодия. Автор читал и перечитывал их. Под влиянием этого чтения у него создалось даже увлечение предметом изучения, и этим нужно объяснить преувеличенные и неверные суждения о значении трудов св. Мефодия в патристической литературе. Скорее примиряешься с ошибками, вытекающими из увлечения предметом занятий и вызываемыми попытками взглянуть на дело по своему, чем с вялой компиляцией, в которой всё гладко, но вместе с тем всё сонно и безжизненно. Удовлетворительное изучение памятника и сердечный интерес к делу дают мне основание признать г. Казанского заслуживающим степени кандидата богословия“. 21 . Заслуженного ординарного профессора Петра Цветкова —109— о сочинении студента Казанцева Николая на тему „Алцим Екдиций Авит, епископ Вьеннский, церковный писатель и деятель конца V и начала VI века“: „Сочинение г. Казанцева состоит из двух частей. В первой части представляется церковно-общественная деятельность Авита, а во второй рассматривается его деятельность литературная. К сочинению приложен русский перевод первых трёх песней поэмы Авита „De spiritalis historiae gestis“, как он сам называет это произведение в одном письме. Автор с значительною полнотой – и это первое достоинство сочинения его – изображает, по письмам самого Авита и по письмам других лиц к нему, участие Авита в обращении Хлодвига к христианству, отношения его к бургундским королям – Гундобаду и Сигизмунду, противодействие арианству, заботы о церковном мире и благоустройстве и заключает первую часть сочинения изложением сведений о соборе Епаонском 517 года, на котором председательствовал Авит.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Постановления Халкидонского собора всколыхнули не только Египет: некий палестинский монах Феодосий взбунтовал местных жителей и монахов, утверждая, что собор навязал церкви ересь несторианства. Недовольный популярностью среди римлян Аэция, завистливый и слабоумный Валентиниан III организовал его убийство прямо у себя на аудиенции. Это случилось в 454 г., и с того момента падение Западноримской империи стало стремительным и неотвратимым. Военачальник Аэция, свев Рицимер, убил Валентиниана III, u ha престол вступил сенатор Петроний Максим, один из организаторов переворота. Вдова прежнего императора Евдоксия, насильно выданная замуж за Петрония, призвала Гизериха вмещаться в римские дела. Флот Гизериха в 455 г. захватил Рим, и в течение двух недель вандалы грабили и разрушали город, который так и не смог после этого оправиться. Петрония Максима, пытавшегося сбежать из Рима, жители поймали и побили камнями. После ухода вандалов императором Запада стал галл Авит. Маркиан признал его, но через год некоронованный властитель Италии Рицимер поднял мятеж, Авит был низложен и казнен. К этому времени отношения между могущественным Аспаром и самостоятельным Маркианом ухудшились, а 25 января 457 г. император, давно чувствовавший себя неважно, умер. Подозревали, что Аспар отравил его. Если это так, то Маркиан стал первым из длинной череды византийских монархов, павших жертвой заговора. В целом правление Маркиана было удачным для империи – он уменьшил налоги, укротил произвол чиновников, государство не тревожили внешние враги. " Это были времена, по благости царя истинно золотые», – несколько столетий спустя напишет летописец Феофан с. 85]. Лев I Макелла (ок. 400 – 474, имп. с 457) После смерти Маркиана династический вопрос встал особенно остро: прямых потомков Феодосия Великого по мужской линии не осталось, опороченная августа Евдокия доживала свои дни в Иерусалиме, а ее дочь Евдоксия, вдова Валентиниана и Петрония Максима, со своими дочерьми томилась в плену у вандалов. Самым значительным человеком в Константинополе был тогда военачальник патрикий Аспар, но его шансы получить империю были невелики, так как он был арианин и варвар. Приняв активное участие в возведении на престол Маркиана, а затем, видимо, и в его устранении, этот могущественный человек не пожелал выпускать из рук бразды правления и после смерти Маркиана незамедлительно провел на трон свою очередную креатуру – фракийского трибуна Льва.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

   Новообретенный авторитет франков и тесное сотрудничество Хлодвига с епископами позволили ему созвать свой первый поместный собор в Орлеане в 511г. Повестка собора, одобренная королем, включала реорганизацию Церкви внутри Франкского королевства (Regnum Francorum). Хотя собор этот утвердил победу кафолического-и римского-православия над арианством, фактически он действовал как собрание национальной Церкви, и король играл ту роль, которая раньше отводилась императору или его наместникам. Отныне Франкская церковь, формально весьма почтительная к епископу Рима, будет существовать на базе полной административной независимости, и ее влияние будет постоянно возрастать-и не только в германских странах, но и в Италии.    Хотя Галльская церковь, находясь под римским управлением, не создала подлинно оригинальной богословской традиции, сравнимой с африканской (Тертуллиан, Киприан, Августин), она явила миру нескольких высокообразованных церковных писателей и поэтов. Среди них Сидоний Аполлинарий, бывший префект преториа и префект римский, ставший епископом Клермона (ум. 479), и святой Авит Виеннский (ум. 519). Большинство из них благополучно жили при вестготских королях, в культурном отношении, несмотря на свое арианство, связанных с римскими традициями, так что некоторые историки считают, что сохранение готского владычества было бы благоприятней для гармоничного развития христианской цивилизации в Галлии, нежели франкское завоевание. Правда, многие после периода антикафолических гонений, устроенных вестготским королем-арианином Эриком (466—484), видели во франках надежду на победу православия. Однако такая антикафолическая политика была скорее исключением со стороны вестготов, тогда как правление франков, хотя святой Авит и приветствовал его, привело в конце концов к некоторому застою в культуре.    Наиболее значительные события в истории галльского христианства, касающиеся богословской мысли и духовности, связаны с монастырем, основанным святым Гоноратом на острове Лерин, недалеко от Марселя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

После смерти имп. Анастасия I (10 июля 518) и патриарха Илии полемика по вопросам вероисповедания стала неактуальной, новый имп. Юстин I был сторонником халкидонского православия. 20 июля 518 года на Соборе в Константинополе было восстановлено вероучение Халкидонского Собора и анафематствованы монофизиты во главе с Севиром. Вскоре Константинопольский патриарх Иоанн II Каппадокиец известил об этом Иоанна III. Имп. Юстин распорядился также вернуть из ссылки изгнанных по религиозным причинам при Анастасии. 6 августа 518 года патриарх Иоанн III созвал Собор палестинских епископов , на котором подтвердил принятые в Константинополе решения . На Соборе присутствовали 33 епископа и многих монахов и игуменов во главе с прп. Саввой. Затем Иоанн III направил Савву в Кесарию и другие города Палестины, чтобы довести до сведения местного клира и народа распоряжения императора и решения Константинопольского и Иерусалимского Соборов. Акты Иерусалимского Собора известны из текста ответа Иоанна III патриарху Константинопольскому Иоанну II. По сути они полностью совпадают с решениями Константинопольского Собора, но содержат большое количество библейских цитат, призванных подтвердить принятые решения. В корпусе посланий Авита Вьеннского сохранилось недатированное послание, адресованное " Иерусалимскому епископу (папе) " , в котором Авит, восхваляя кафолическую веру своего корреспондента, просит у него частицу Животворящего Древа . Отсутствие даты и имени не позволяет определить, направлено ли письмо Иоанну III или его предшественнику Илии. Первый вариант более вероятен, т. к. до преодоления акакианской схизмы в 519 году Авит вряд ли вступал в переписку с восточными епископами, поскольку это могло вызвать недовольство в Риме. 519 годом датируется послание Авита патриарху Константинопольскому Иоанну II, где выражается радость по поводу окончания схизмы. Послание к " Иерусалимскому папе " , вероятно, следует датировать тем же временем. Патриарх Иоанн III скончался в 524 году. Основным источником сведений о патриаршестве Иоанна III является Житие прп. Саввы Освященного, написанное Кириллом Скифопольским в середине VI века. Согласно ему, Иоанн III занимал кафедру 7 лет и 9 месяцев . В хронике Константинопольского патриарха Никифора I (нач. IX в.) ошибочно указано, что Иоанн III был патриархом 11 лет .

http://drevo-info.ru/articles/13679650.h...

Новообретенный авторитет франков и тесное сотрудничество Хлодвига с епископами позволили ему созвать свой первый поместный собор в Орлеане в 511г. Повестка собора, одобренная королем, включала реорганизацию Церкви внутри Франкского королевства (Regnum Francorum). Хотя собор этот утвердил победу кафолического—и римского—православия над арианством, фактически он действовал как собрание национальной Церкви, и король играл ту роль, которая раньше отводилась императору или его наместникам. Отныне Франкская церковь, формально весьма почтительная к епископу Рима, будет существовать на базе полной административной независимости, и ее влияние будет постоянно возрастать—и не только в германских странах, но и в Италии. Хотя Галльская церковь, находясь под римским управлением, не создала подлинно оригинальной богословской традиции, сравнимой с африканской (Тертуллиан, Киприан, Августин), она явила миру нескольких высокообразованных церковных писателей и поэтов. Среди них Сидоний Аполлинарий, бывший префект преториа и префект римский, ставший епископом Клермона (ум. 479), и святой Авит Виеннский (ум. 519). Большинство из них благополучно жили при вестготских королях, в культурном отношении, несмотря на свое арианство, связанных с римскими традициями, так что некоторые историки считают, что сохранение готского владычества было бы благоприятней для гармоничного развития христианской цивилизации в Галлии, нежели франкское завоевание . Правда, многие после периода антикафолических гонений, устроенных вестготским королем–арианином Эриком (466—484), видели во франках надежду на победу православия. Однако такая антикафолическая политика была скорее исключением со стороны вестготов, тогда как правление франков, хотя святой Авит и приветствовал его, привело в конце концов к некоторому застою в культуре. Наиболее значительные события в истории галльского христианства, касающиеся богословской мысли и духовности, связаны с монастырем, основанным святым Гоноратом на острове Лерин, недалеко от Марселя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Имп. Майориан. Гравюра. 1754 г. (архив Халтон фотоагентства Getty) [Лат. Maiorianus; Флавий Юлий Валерий Майориан], император Зап. Римской империи (1 апр. 457 - 2 авг. 461). Согласно панегирику Сидония Аполлинария в честь М. (458) ( Sidon. Apol. Carmina. 5), дед М. по материнской линии был магистром в начале правления имп. Феодосия I (379-395), отец был доместиком при Флавии Аэции, полководце имп. Валентиниана III (425-455). М. начал военную карьеру в Галлии при Аэции. Ок. 448 г. он нанес поражение королю салических франков Хлойону (Хлодиону) у дер. Викус-Елена близ Атребат (ныне Аррас, Франция). М. принимал участие в битве на Каталаунских полях в 451 г., где Аэций с помощью союзников одержал победу над гуннами Аттилы. После этого М. покинул военную службу и нек-рое время жил как частное лицо. Сидоний объясняет причину отставки М. враждебностью к нему жены Аэция. После убийства Аэция осенью 454 г. М. был вызван в Рим, где получил титул комита доместиков и по приказу имп. Валентиниана принял командование армией, прежде подчинявшейся Аэцию. По сообщению хрониста Иоанна Антиохийского ( Ioan. Antioch. Chron. Fragm. 201//FHG. Vol. 4. P. 614-616), после убийства имп. Валентиниана в марте 455 г. его вдова Евдоксия пыталась возвести на престол М., но Петроний Максим против ее воли женился на ней и провозгласил себя императором. Этот рассказ находит подтверждение и в некоторых намеках Сидония Аполлинария ( Sidon. Apol. Carmina. 5.312), однако о вражде между Максимом и М. ничего не известно. В 456 г. М., пользуясь поддержкой Рицимера, с которым был дружен с юности, возглавил мятеж против имп. Авита (455-456), ставленника галльской аристократии. М. и Рицимер осадили Авита в Плаценции (ныне Пьяченца, Италия) и принудили сдаться, после чего Авит был поставлен епископом Плаценции. Имп. престол некоторое время оставался вакантным, и М. формально признавал власть вост. имп. Маркиана (450-457) и имп. Льва I (457-474). 28 февр. 457 г. имп. Лев I назначил М. магистром армии на Западе, а Рицимеру даровал титул патрикия. 1 апр. того же года М. был провозглашен цезарем в Равенне. По мнению Сидония Аполлинария, это было сделано по желанию имп. Льва I (Ibid. 5.388). Однако к кон. 457 г. отношения с Востоком осложнились. 28 дек. 457 г. М. был провозглашен августом войсками в Равенне и утвержден сенатом. 1 янв. 458 г. он получил звание консула. На Востоке новое положение М. не было признано. Законодательные акты имп. Льва в это время не содержат имени М. как соправителя. М. поначалу не признал себя консулом, но уже весной того же 458 г. начал объявлять себя соправителем Льва I, указывая его имя в своих новеллах.

http://pravenc.ru/text/2561248.html

Во 2-м разд. излагаются заблуждения оригенистов. О. отмечает, что два его соотечественника, имевшие одинаковое имя - Авит, ревностно занимались распространением трудов и учения Оригена. О. перечисляет следующие заблуждения оригенистов: 1) все сущее, прежде чем оно было явлено в качестве сотворенного, всегда пребывало сотворенным в премудрости Божией; 2) ангельские чины, человеческие души и демоны имеют одно начало и одну сущность, но каждый получает свое место сообразно заслугам; 3) видимый мир был создан в конце времен для того, чтобы души, прежде согрешившие, очистились в нем; 4) огонь, в к-ром предстоит получить наказание грешникам, не является реальным огнем и не вечен, но есть временное наказание совести; после очищения совести все души грешников возвратятся в единство Тела Христова; 5) диавол в своей сущности также будет некогда очищен от зла; 6) Христос при воплощении и вознесении проходил через все сферы духов, облекаясь в духовные тела, а затем совлекая их с Себя; 7) Солнце, Луна и звезды суть разумные существа (см.: Oros. Common. 3). Все эти мнения действительно характерны для последователей Оригена; многие из них впосл. были осуждены Церковью как еретические (подробнее см. в статьях Ориген , Оригенистские споры ). 2. «Апология против Пелагия» (Liber apologeticus contra Pelagium; CPL, N 572; крит. изд.: Liber apologemicus contra Pelagium de arbitrii libertate. 1882; рус. пер. отсутствует). Начальные 8 глав сочинения имеют фактологический характер; в них О. излагает ход событий, связанных с совещанием пресвитеров в Иерусалиме в 415 г. и с конфликтом со свт. Иоанном II, архиеп. Иерусалимским. В последующих 25 главах, образующих основную часть сочинения, О. разъясняет собственную позицию и критикует мнения Пелагия. В основе всех рассуждений О. лежит выработанная блж. Августином стратегия решения вопроса о том, может ли человек в земной жизни быть без греха. Свою позицию блж. Августин представил в трактатах «О воздаянии за грехи и об отпущении грехов» и «О духе и букве», на материал к-рых неявно опирается в своих рассуждениях О.

http://pravenc.ru/text/2581567.html

Все естество Ангельское велиею возрадовася радостию, узревши мужественную крепость твою, преподобная Евгение, и удивишася, како жена сущи, в мужестем образе среди лика иноков подвизаешися, и неповинне наносимую клевету терпяще, за вся благодарне Богу поеши: Аллилуиа. Икос 9 Витии многовещаннии недоумеют достойно восхвалити тя, преподобная дево, паче бо естества человеческаго подвизалася еси в чине иночестем и любве ради его открытися на суде изволила еси: раздрав свыше одежду, показала еси себе быти женска пола и, обращся к епарху, рекла: «Ты мне отец по плоти, Клавдия же матерь моя, а с тобою седящии Авит и Сергий братия ми суть, аз же Евгения, дщерь твоя, яже любве ради Христовы, мира и всех его сластей отвергохся!» Мы же, любовию подвизаеми, со слезами вопием тебе сице: Радуйся, ревнительнице славы имене Божия. Радуйся, любительнице уставов жития иноческаго. Радуйся, ревностная их исполнительнице. Радуйся, яко плоть твою духови покорила еси. Радуйся, яко во бденных молитвах неослабно пребыла еси. Радуйся, яко умерщвлением плоти безстрастие стяжала еси. Радуйся, всякое наслаждение земное возненавидевшая. Радуйся, тесным и прискорбным путем ходившая. Радуйся, яко язвы Господа Иисуса Христа на теле носила еси. Радуйся, яко силою креста Господня демонския козни сокрушила еси. Радуйся, вышних присно искавшая. Радуйся, мысленным оком к Невечернему Свету Христу непрестанно взиравшая. Радуйся, святая преподобномученице Евгение, монашествующих украшение. Кондак 10 Спасти хотя многия и обратити ко Христу, обличила еси клевету, на стадо твое наносимую, и истину со смирением открыти о себе изволила еси. Отец, мати и братия твоя, познавше тебе, возсташа абие с мест своих, с неизреченною радостию и слезами притекше, падоша на выю твою, объемлюще, лобызающе, плачуще от радости и веселящеся о внезапном обретении твоем. Народ же, на то смотряй, удивляшеся и воздвигши глас, взываше: «Един Христос! Един истинный Бог христианский!» Емуже ты всех научила еси пети: Аллилуиа. Икос 10 Стена твердая и крепкое ограждение иночествующим и всем православным явилася еси, преподобная Евгение: тобою бо неповинно терпящии иноцы от уз разрешени быша, и яко Христовы истиннии раби, от всех почитаеми, во обитель свою возвратишася. Безстудную клеветницу суд Божий постиже: еще бо сущей ей на позорищи: огонь с неба на дом ея паде и со всем ея богатством сожже. И не токмо во Александрии, но и во всей стране Египетской благочестие процвете и мир церкви Христовой возвратися. Отец твой Филипп, отложив сан епаршеский, епископ бысть и со славою мученическою на небеса преселися. Ты же, собравши к себе христианския девицы, добре Господеви работала еси, подвизая нас вопити тебе:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010