Кафедра Петра, согласно с идеей святого Киприана, есть власть апостольского общества и преемственно власть епископской корпорации; все епископы обладают одинаковой честью и одинаковой властью, в делах касающихся духовного чиноначалия, как и апостолы обладали одинаковою честию и одинаковою властию, какою обладал и Петр. Коль скоро святой Киприан признавал этот принцип, то каким образом возможно злоупотреблять некоторыми его выражениями, как это обыкновенно делают? Даже если бы под кафедрою Петра надобно было разуметь Римский престол, то что из этого следовало бы в пользу притязаний епископа этой кафедры, ибо как епископ он не обладал бы ни большей чашей, ни большей властью сравнительно с другими епископами, как утверждает далее святой Киприан, епископство есть единое и каждый епископ обладает им совместно с другими? Но епископ Карфагенский называет Церковь Римскую корнем и матерью кафолической Церкви. 30 Что однако же отсюда следует, коль скоро подобные выражения в его время были во всеобщем употреблении для обозначения всех апостольских церквей? Никто не отвергает того, будто Церковь Римская не была основана апостолами. Итак, она была одним из корней кафолической Церкви, одной из матерей; но она не была по преимуществу корнем и матерью Церкви. В самом деле, Тертуллиан все апостольские церкви называет матерями и первородными (originales) 31 , что значит: «матери и дающие начало другим»; тот же учитель называет Иерусалим матерью религии, matricem religionis 32 . Первый Константинопольский собор 33 дает иерусалимской Церкви титул матери всех церквей. В Африке усвоили титул матерей всем митрополитанским церквам 34 . Один Гальский епископ пятого века, Бьенский Авит, писал патриарху иерусалимскому: «Ваше Апостольство пользуетесь первенством, дарованным вам от Бога»; и он старается показать, что этот епископ занимает первое место (principem locum) в церкви не только по своим привилегиям, но и по своим заслугам 35 . Итак, нет ничего удивительного в том, что святой Киприан дает титул матери, корня – церкви Римской, которая возродила другие церкви, быть может даже в Африке, так как первоначальное возникновение Африканской церкви восходит к апостолам. От них она, по тому же праву, как и другие апостольские церкви, стала матерю и корнем церкви кафолической. Коль скоро же эти названия не даны ей исключительным образом, то они ничего не доказывают в пользу усвояемой ею себе власти. Никто не оспаривает, будто Рим не был одним из важнейших центров христианского сияния в мире; никто не отвергает, будто римская церковь не была церковию могущественною, уважаемою, апостольскою. Тем не менее, все приводит к убеждению, что ее важность не сообщала ей власти в течении первых веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

41 Как ученик св. Амвросия св. Виктриций Руенский, его современник св. Павлин Ноланский (353–431), ученик его св. Евхерий Лионский (епископ с 434 до 449), св. Фульгенций (467–532), св. Авит Вьеннский (епископ между 494 и 518). 42 Известно, что в Средние века было множество фальсификаторов поддельных текстов. Сегодня общими усилиями установлено, что некоторое количество патристических текстов, цитируемых Фомой Аквинатом в его Contra errores graecorum, были фальшивыми (см. предисловие к лионскому изданию этого сочинения). Помимо тех сомнений, как мы уже это видели, которые относятся к исповеданиям веры древних Соборов в Толедо, сегодня известно, что Confession de foi de Damase (Denzinger 71), которое содержит формулу «Credimus [...] Spiritum Sanctum de Patre et Filio procedentem», не принадлежит св. Дамасу I, но родилось в конце V века на юге Галлии и что «et Filio», которое там фигурирует, является позднейшей вставкой (см.: A. A. BURNS, An Introduction to the Creeds and to the Те Deum, Londre, 1899, P. 245), также, как Confession de foi, приписываемое св. Григорию Великому , где читается: «Spiritum Sanctum [ .] de Patre et Filio procedentem», происходит из документов испанского «антиприсциллианского» богословия V века. Письмо «Lettre á Turribius dAstorga» папы Льва I Великого (датированное 447 годом), которое утверждает, что Святой Дух «de utroque procedit» (Denzinger 284), предстает сегодня как составленное из подделок после Собора в Браге (563) (см.: A. KUSTLE, Antipriscilliana, Frbourg, 1905, р 126). 45 Эта гипотеза возникла в связи с первой темой спора (Filioque) у P. DESEILLE, «Saint Augustin et Filioque», p. 69. 47 На Флорентийском Соборе не было достигнуто согласия на основе текстов св. Максима, как предполагали греки, потому что латиняне считали – то, что было неприемлемо для греков и несовместимо с критерием, предложенным преп. Максимом, – что Сын, хотя Он не был первой Причиной Святого Духа, тем не менее был Его Причиной вместе с Отцом (См.: J. GILL, The Council of Florence, p.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

По своему содержанию эти чтения в честь святых разделялись на три вида: во-первых, мучения, очевидно – во дни памяти мучеников, во-вторых, жития, очевидно – во дни памяти преподобных, в-третьих, наконец, учительное слово – διδασκαλα какого-либо отца Церкви, преимущественно Златоуста т. е., надо полагать, авторитетные похвальные слова. Здесь мы имеем два важных факта: с одной стороны, на ряду с мучениями в честь мучеников уже совершенно равноправное положение заняли жития в честь преподобных и прочих святых; с другой, что еще более важно, на ряду с мучениями и житиями, как взаимозаменимый и однородный по значению с ними элемент, выступают в богослужебном употреблении похвальные слова. Последний факт дает основание полагать, что похвальные слова вошли в церковно-богослужебное употребление на правах житий и мучений, как некоторый особый их вид, или дополнение. И едва ли не похвальные слова разумеются уже и в вышеупомянутой у нас проповеди, приписываемой Августину или Цезарию, когда упоминается о чтении обширных страданий, или каких-либо более длинных чтений. Не трудно понять причину первоначального появления этого нового вида и постепенного его утверждения, если принять во внимание, что чтение жития заняло место, предшествующее проповеди. Такой именно порядок, как мы уже указали, отмечают блаж. Августин, папа Лев Великий , а также галльский епископ Авит 1116 , когда в своих проповедях в честь святых ссылаются на «читанное сегодня страдание». Проповедь в этом случае, естественно, становилась дополнением и как бы комментарием житийно-повествовательного произведения. Но этот комментарий мог быть так обстоятелен, что делал излишним чтение жития; именно потому, нам кажется, в проповедях в честь святых у знаменитейших восточных отцов, в особенности у такого ревнителя и организатора агрипний в честь святых и вообще византийского богослужебного чина 1117 , как Иоанн Златоуст , нет вовсе указаний на то, чтобы их проповедям предшествовало или по крайней мере последовало чтение мучения того лица, о котором они проповедуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

По сообщению «Путешествия», служба эта во дни страстной седмицы прерывалась целым рядом чтений 1099 ; но было ли это так и на агриппиях соборно-приходского богослужения в праздники святых, и какое место занимало здесь чтение мучений и подобных им, произведений, мы не имеем сведений. Карфагенский собор 397 года, запретив в 33 правиле богослужебное чтение под именем Священного Писания каких-либо иных книг, кроме канонических, в 56 правиле постановляет: «пусть и впредь читаются страдания мучеников во дни, когда совершаются ежегодные памяти их» 1100 . Ряд проповедей западных отцов не честь святых заключает в себе указания на предшествовавшее им чтение жития празднуемого святого. Блаженный Августин в слове на день памяти св. Викентия ссылается на «страдание, которое нам сегодня было читано» 1101 . В слове в день памяти мучеников Фруктуоза, Авгурия и Евлогия блаженный Августин говорит: вы слышали допросы гонителей, слышали и ответы исповедников, когда читалось их мучение 1102 . В слове в день памяти первомученика Стефана Августин заявляет: «в то время, как мучения иных мучеников мы едва можем найти, чтобы можно было читать их во дни праздников их, этого (т. е. св. Стефана) страдание находится в канонической книге (Деяний Апостольских) 1103 . В проповеди о Маккавеях, приписываемой папе Льву Великому , находится заявление: «о причине настоящего торжества, возлюбленные, вы вполне узнали из чтения священной истории» 1104 . Авит, епископ Виеннский (в Галлии) в отрывке одной из проповедей упоминает о прочтенном по принятому обычаю (ex consvetudinis debito) мучении мучеников Агавненских (Agaunensium) 1105 . В проповеди , надписываемой «Увещание о хранении молчания в церкви» (Admonitio, ut selentium in ecclesia praebeatur) или о дозволении и запрещении сидеть в церкви, когда читаются чтения или проповедуется слово Божие (De permissione ас prohibitione sedendi in ecclesia, quando vel lectiones leguntur, vel verbum Dei praedicatur), помещаемой среди творений Августина и Цезария, епископа Арльского († 542), проповедник говорит, что он несколько раньше, «движимый отеческою любовью к больным ногами или вообще телом, дал согласие и даже просил, чтобы, когда читаются обширные страдания или какие-либо более длинные чтения (quando aut passiones proliximae aut certe aliquae lectiones longiores), те, кто не могут стоять, сидя скромно и молча, насторожив, уши, слушали, что читается», но так как женщины отнесли это распоряжение к себе, поняв его в том смысле, что они, и будучи здравыми, должны все или почти все часто садиться во время богослужения, то он отечески убеждает женщин (rogo vos, venerabiles filiae), чтобы, когда читается чтение или проповедуется слово Божие (aut lectiones leguntur, aut verbum Dei predicatur), никто не повергался на пол (nulla se in terram projiciat), кроме разве в случае чрезвычайного расслабления, но и тогда должно не лежать, а лучше сидеть 1106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ († 539/40), свт. (пам. зап. 4 янв.), еп. г. Лингоны (совр. Лангр, Франция). Правнук Г., свт. Григорий Турский , составил Житие Г., вошедшее в соч. «Жизнь отцов», святой также упоминается в «Истории франков» и в соч. «О славе мучеников». Свт. Венанций Фортунат написал эпитафию Г. О Г. упоминают его современники Сидоний Аполлинарий , свт. Авит , архиеп. Вьеннский, и автор IX в. Агобард, архиеп. Лугдунский (Лионский). Согласно Житию, Г. происходил из сенаторского сословия, получил превосходное образование. Епископское служение в Лингонах Г. начал, когда город находился под властью бургундов, а скончался, когда город вошел в состав королевства франков. В возрасте ок. 20 лет Г. был уже комитом г. Августодун (совр. Отён). Занимая эту должность в течение 40 лет, отмечает Григорий Турский, Г. был весьма суров к преступникам. В браке с Арментарией он имел 3 сыновей, из к-рых по имени известен Тетрик, ставший впосл. его преемником на Лингонской кафедре. В 506/7 г. по требованию народа Г. был избран епископом г. Лингоны. В этом же году город был разорен в результате конфликта между бургундским кор. Гундерихом и его братом Гундобальдом ( Marius Aventicensis. Chronicon//PL. 72. Col. 796). Г. переехал в крепость Дивион (совр. Дижон), входившую в диоцез Лингоны. Он обратил внимание на почитание крестьянами древнего саркофага, перенесенного с кладбища. Епископ хотел запретить это почитание, но в видении ему явился мч. Бенигн , к-рый велел восстановить его захоронение и построить над ним часовню. Ок. 511 г. состоялось перенесение саркофага в выстроенную Г. часовню. Позднее в Дивион прибыли христиане-паломники, возвращавшиеся из Италии, и рассказали об обстоятельствах мученической кончины Бенигна. Г. присутствовал на Соборах в Эпаоне 517 г. и Лугдуне 519 г. После того как королевство бургундов было разгромлено франками, активно участвовал в церковной жизни нового гос-ва. В 535 г. на Соборе в Арверне (совр. Клермон-Ферран) подписал послание к кор. Теодориху I. Скончался в возрасте 90 лет по пути из Дивиона в Лингоны в канун праздника Богоявления.

http://pravenc.ru/text/166523.html

Достоверность сведений, изложенных Григорием Турским и Фредегарием, ставится нек-рыми исследователями под сомнение. В письме кор. Гундобаду (не ранее 501) еп. Авит Вьеннский († ок. 518) утешал его в связи с безвременной кончиной дочери и напоминал о том, как король печалился после смерти братьев (flebatis quondam pietate ineffabili funera germanorum - Avitus. Ep. 5//MGH. AA. T. 6. Pars 2. P. 32-33). Т. о., утверждение Григория Турского, что король велел убить родителей К., могло не соответствовать действительности. Умершую дочь Гундобада должны были выдать замуж за некоего правителя, возможно за Хлодвига, т. е. король франков намеревался жениться на дочери Гундобада, но после ее внезапной смерти брак был заключен с племянницей короля - с К. (см.: Avitus of Vienne. Letters and Selected Prose/Transl. D. Shanzer, I. Wood. Liverpool, 2002. P. 24, 208-209). Пытаясь представить бургундов арианами и, т. о., врагами правосл. веры (Гундобад и его братья происходили «из рода короля-гонителя Аталариха»), Григорий Турский подчеркивал благочестие и ортодоксальное исповедание К. и ее сестры. Однако сведения об арианстве бургундов не согласуются с данными др. источников (вероятно, арианство исповедовали только Гундобад и его сын св. Сигизмунд; см.: Boyson D. Romano-Burgundian Society in the Age of Gundobad: Some Legal, Archaeological and Historical Evidence//Nottingham Medieval Studies. 1988. Vol. 32. P. 111-113; Wood. 1994. P. 45). По настоянию К. Хлодвиг разрешил крестить их первенца Ингомера (Григорий Турский приводит речь королевы с призывом к мужу отвергнуть ложных языческих богов и принять христ. веру). Младенец умер вскоре после обряда; по мнению короля, причина была в том, что ребенок лишился покровительства языческих богов. Тем не менее король, уступив уговорам супруги, разрешил ей крестить 2-го сына, Хлодомера, но ребенок тоже заболел. Хлодвиг приготовился к смерти младенца, но по молитвам К. ребенок выздоровел. Согласно Григорию Турскому, королева настаивала (non cessabat praedicare), чтобы Хлодвиг принял христианство. Во время сражения с алеманнами, когда франкам угрожало поражение, король обратился ко Христу, в Которого верила К., обещал принять крещение и одержал победу. Об этом упоминал также Иона из Боббио в Житии св. Ведаста ( Ionae Vitae Sanctorum Columbani, Vedastis, Iohannis/Ed. B. Krusch. Hannover; Lpz., 1905. P. 310-311. (MGH. Script. Rer. Germ.; 37)). Согласно Фредегарию, К. уговорила Хлодвига креститься, если он одержит победу; в «Книге истории франков» утверждается, что такой совет дал Хлодвигу Аврелиан. Григорий Турский сообщает, что после победы над алеманнами К. призвала св. Ремигия (см. ст. Ремигий , епископ г. Ремы (ныне Реймс)), и поручила ему побеседовать с королем. Франки согласились принять христианство: Хлодвиг был крещен св. Ремигием. Вместе с королем крестилась его сестра Аудофледа и более 3 тыс. франк. воинов; др. сестра короля, арианка Лантехильда, исповедала Св. Троицу и была принята в Церковь через миропомазание.

http://pravenc.ru/text/1841512.html

В свое повествование вносит местами элемент лирический, именно в тех случаях, когда его мысль обращается к Богу. Алцим Экдиций Авит в стихотворении De spiritalis historiae gestis 19 также не столько описывает, сколько объясняет те библейские события, на которых он останавливается. Сказав кратко о творении мира, автор подробно говорит о создании человека, описывает, как Бог , подобно скульптору, лепил человека из глины 20 , которую затем превратил в плоть и кровь, указывает целесообразность отдельных частей тела, описывает создание Евы, образа Церкви, которая в воде из прободенного ребра Христова так же точно изошла, как произошла Ева из Адама, сном своим предуказавшего смертный сон Христа (col. 327С), – дает богатое красками описание рая, говорит о блаженной жизни прародителей до грехопадения, характеризует искусителя, обстоятельно и картинно изображает его приближение к Еве, излагает разговор с прародительницей, колебание Евы и падение ее, и Адама, передает речь сатаны к прародителям с последовавшими событиями, дает наглядную, сильно действующую на воображение и чувство читателя, картину потопа с предшествующими событиями, в том числе явлением Архангела Гавриила Ною, описывает исход евреев из Египта и гибель египтян в Черном море. Все описываемые события автор разделяет, по-видимому, на группы, с особыми объединяющими изложение идеями. Одна из идей основывается на прообразовательном истолковании событий, которое среди субъективных элементов, вносимых в рассказ, занимает вообще видное место. Столь же своеобразное изложение истории миротворения с последующими событиями дал африканский поэт Блоссий Эмилий Драконтий в стихотворении De Deo 21 . Излагая историю мирообразования по канве, данной в Библии , этот автор также вносит в свой пересказ библейских повествований много собственных добавлений, например – о разных видах животного царства, приуроченных к разным местностям, неодинаковым по климату и почве 22 , об естественных богатствах, данных Богом отдельным странам, о жизни и душевном состоянии Адама, когда он был еще один, об удивлении первой четы при виде захода солнца 23 и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

Если достойна восхищения заслуга Иоанна в том, что был открыт рот Захарии, то не меньше достойно восхищения то, что Флорентий не один раз, а дважды был исцелен своим сыном. Благодаря этому Флорентий и его жена поняли, что их сын получит дар и будет Боговдохновенным человеком; действительно, они не могли не увериться, что Божественная мудрость создала его для каких-то более возвышенных целей. Однако они не звали его к постригу, желая, как мне кажется, чтобы он сам выбрал религиозную стезю; только с большим усердием принялись за его обучение. Исцеление и постриг Он был еще мирянином, но уже окреп телом и духом, когда внезапно, жестоко простудившись, серьезно заболел, и слабость его день ото дня все увеличивалась; и медицина была бессильна ему помочь. Его дядя епископ Галл часто навещал его, а мать его, по обыкновению всех матерей постоянно причитала над ним. Но в момент, когда исчезли всякие надежды на помощь со стороны людей, небо напомнило юноше обратиться за помощью к силе Божией. И он попросил, чтобы его перенесли к могиле (поскольку она была недалеко), но это дало мало пользы, так как не к тому должна была подтолкнуть его болезнь. Вернувшись домой, он через короткое время стал так страдать, что все решили, что приблизилась скорая его кончина. Страдания эти заставили его, наконец, понять, в чем дело; он утешал плачущих над ним, говоря: “Отнесите меня еще раз к могиле святителя Иллидия; уповаю, что он скоро подаст мне исцеление, а вам радость”, Будучи, вследствие того, доставлен туда, он стал молиться с таким усердием, на какое только был способен, обещая, что если только будет исцелен от болезни, то без всякого промедления примет постриг. И только он произнес это, сразу же почувствовал, что лихорадка его оставила, из носа хлынула кровь, и болезнь полностью ушла, как торопится уйти посланник, получив то, за чем пришел. Он был пострижен, и полностью предался служению вере. 12 Литературные занятия Когда святитель Галл призван был получить должное вознаграждение за свою благочестивую жизнь, юношу принял человек Божий Авит (тогда, в 551 году, архидиакон в Клермоне, позднее – епископ Клермонский, 517–594). Испытав его характер и нравственные качества, тот вверил его заботе учителей, с помощью которых принудил его подниматься по ступенькам мудрости настолько быстро, насколько это позволяли активность и трудолюбие их ученика. Вы найдете это в житии уже упоминавшегося святителя Иллидия. 13 Но при этом он столь увлекся изучением литературы, что пришлось воздерживаться от другой крайности: его совсем не ужасала глупость поэтов, но, с другой стороны, он не был их поклонником, как то в неподобающей манере многие передают, и душа его не была рабой их власти. Исполняя требуемое от него, он, словно на кремне, отточил острие своего духа и, живя так, будто позаимствовал в Египте золотые сосуды, чтобы отправиться в пустынь питаться манной, он углубился в исследование дивной силы, которая скрывается в

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Владимир 21 октября 2016, 10:36 Иосиф Волоцкий (однако, псевдоним у вас, лишней скромностью не страдаете!), спрашивали ИМЕННО мнение священника, а не позицию Церкви, смотрите внимательно видео: " какой вопрос вы бы хотели задать православному священнику? " , и человек спросил. Скажите, те, кто не слышал " настоящего " Слова, православного (ну, не имел такой возможности, если вырос в протестантском, католическом или вообще атеистическом или языческом окружении), и о ком говорит ап. Павел как о людях, имеющих в сердце Закон Божий, - какова их участь, по-вашему? Вы уверены, ув. Волоцкий, что им гореть в аду? Точно? Вот об этом и говорит о. Андрей, не нашего ума это дело, мы верим в истиннось Православия, судить же о посмертной участи миллионов незнакомых нам людей (и знакомых, кстати, тоже) не берёмся. Иосиф Волоцкий 21 октября 2016, 08:18 " Го­во­рит ли кто, [го­во­ри] как сло­ва Бо­жии " 1Пет 4:11 У отца Андрея спрашивали не его личное мнение, не его суда требовали, а спрашивали об учении Церкви. Нельзя прикрываясь лжесмирением исповедовать ересь всеспасения/возможности спасения вне Церкви/незнания Церковью, спасутся ли еретики и иноверцы. Да, мы должны всем желать спасения, да, мы не должны брать на себя суд, но мы, как христиане обязаны исповедовать вслед за всеми святыми отцами учение Церкви о невозможности спасения вне Единой Святой Соборной Апостольской Православной Церкви. Всякий, кто исповедует иначе, суть еретик, соблазнитель и губитель душ человеческих. Надеюсь, вы удалите это ужасное видео. Авит Биджамов 21 октября 2016, 01:57 Отец Андрей проповедует ересь о вспеспасении. Святая Церковь в это не верит, святой Апостол Павел говорит: " ереси...Царствия Божия не налседуют " Галатам 5:20-21 Святые отцы пишут что еретики не спасутся: Преподобный Антоний Великий говорит: «Кто не содержит правой веры, тот приуготовляет пищу неспящим червям и жертву князю темниц адских; дух его чужд жизни вечной». А по словам святого аввы Агафона «ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога живого и истинного, и приобщается диаволу и ангелам его. Отлученный от Христа уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и во всех отношениях есть погибший».

http://pravoslavie.ru/97966.html

2 . Он был неутомим в трудах во славу Христа, ничего больше не делал – лишь читал и молился; и даже когда проглатывал свою скудную еду, Преподобный не прерывал молитву. Время от времени (довольно редко) он рыбачил на реке, и, когда хотел того, рыба немедленно волей Божией ловилась. Хлеб он получал только тот, что присылали из монастыря. Если какой-либо благочестивый человек приносил ему хлеб или вино, все это он переправлял для пропитания бедных или тех монахов, которые испрашивали или его благословения, или его помощи в исцелении от болезней; то есть тем, кого он исцелял своими молитвами, он давал и пищу, помня о том, что сказал в евангелии Господь о людях, которых исцелил от разных болезней: “отпустити их не ядшихъ не хощу, да не како ослабеют на пути” ( Мф. 15, 32 ). И, думаю, не стоит мне скрывать благодеяния, которыми в том месте удостоило его провидение. Поскольку с низа долины, с расстояния почти в два километра кто-то должен был приносить ему воду, он помолился Господу, чтобы на том самом месте, где стоит его келья, появился бы источник. Тогда сила небесная, которая прежде заставила воду изливаться из скалы, чтобы облегчить жажду целого народа, не оставила его, ибо сразу же после его молитвы из скалы забил источник, и во все стороны потекли по земле ручейки воды. Преподобный, обрадованный этим даром, выдолбил в камне углубление, которое служило ему хранилищем и содержало почти восемь литров воды, чтобы сохранять эту воду, дарованную ему свыше, и брать оттуда каждый день столько, сколько необходимо было ему и мальчику, данному ему в услужение, и не больше. 3 . Мы сами и епископ Авит 83 приходили к тому месту, и все, о чем поведали, узнали или от самого Преподобного, или от тех, кто видел все своими глазами. Его посвятил в дьякона, а потом во священника Иерарх, которого мы только что назвали. Он исцелил многих людей, страдавших различными заболеваниями. И еще: он никогда не выходил из своей кельи и никому не показывался, а обычно высовывал через маленькое окошко руку, чтобы преподать свое благословение. И если кто-нибудь его навещал, он подходил к этому оконцу, говорил с посетителем и молился о нем. Наконец, на пятидесятом году жизни (если я не ошибаюсь), он окончил срок своей земной жизни, чтобы отойти ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010