22 Плиний Гемину 1080 привет. (1) Разве ты не знаешь, что рабы всех страстей сердятся на чужие пороки так, словно им завидуют, и тяжелее всего наказывают тех, кому больше всего им хотелось бы подражать? А между тем даже людям, которые ни в чьем снисхождении не нуждаются, больше всего пристало милосердие. (2) Я считаю самым лучшим и самым безупречным человека, который прощает другим так, словно сам ежедневно ошибается, и воздерживается от ошибок так, словно никому не прощает. (3) Поэтому и дома, и в обществе, и во всех житейских случаях давайте придерживаться такого правила: будем беспощадны к себе и милостивы даже к тем, кто умеет быть снисходительным только к себе. Будем помнить, что Тразея, кротчайший человек, великий именно своей кротостью, часто говаривал: «Кто ненавидит пороки, ненавидит людей». – Ты, может быть, спросишь, что заставляет меня писать об этом? (4) Недавно один человек, – лучше, впрочем, поговорим об этом лично; хотя нет, вовсе не надо и говорить 1081 . Я боюсь, как бы поступки, которые я не одобряю в нем; преследование людей, задевание их, сплетни, – не оказались в противоречии с тем, чему я учу. Кто бы он ни был, каков бы ни был, умолчим о нем: заклеймить его – в этом никакого примера нет, а не заклеймить его – это человечно. Будь здоров. 23 Плиний Марцеллину 1082 привет. (1) Все мои занятия, все заботы, все развлечения унесены, выбиты, вырваны тягчайшим горем по поводу смерти Юния Авита. (2) В моем доме надел он на себя сенаторскую одежду; я помогал ему в достижении магистратур; он так любил меня и так чтил, что видел во мне учителя нравственности и относился как к наставнику. Это редко в наших юношах 1083 . (3) Много ли найдется таких, которые уступят возрасту или авторитету? Они сразу же все понимают, сразу же знают все, никого не уважают, никого не берут за образец и сами себе пример. Не таков был Авит. Он был особенно умен тем, что считал других умнее себя; особенно образован потому, что хотел учиться. (4) Всегда советовался он или о своих занятиях, или о житейских обязанностях; всегда уходил, став лучше, а лучше становился или от того, что услышал, или от того, что вообще узнал. (5) Как он повиновался Сервиану 1084 , человеку исключительной точности! Трибун, он сумел так понять и пленить легата, что когда тот перешел из Германии в Паннонию 1085 , он последовал за ним уже не как сослуживец, а как товарищ и помощник. Ревностный и скромный квестор, он был так же приятен и мил своим консулам (а он служил у многих), как и полезен! С какой энергией и неусыпностью добивался он этого самого эдилитета 1086 , которого не дождался! Это особенно растравляет мою печаль. (6) Перед глазами моими стоят напрасные труды, бесплодные просьбы, почетная должность, которой он так заслуживал; я вспоминаю о сенаторской одежде, надетой под моей кровлей; вспоминаю о своем содействии ему, оказанном впервые, о содействии, оказанном в последний раз, о наших разговорах, о наших совещаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

637 Я вижу, как мягок ты со своими рабами; тем откровеннее признаюсь тебе, как я снисходителен к своим.– Поведение Плиния и Павлина отнюдь не было обычным. Судя по тому, как Плутарх убеждает своих читателей в необходимости сдерживать себя («Об обуздании гнева»), по ряду заметок, разбросанных в Диалогах Сенеки, можно судить, как тяжело жилось рабам у большинства хозяев. – Сенека писал о дружеском обращении с рабами. См. Письма, 47. Его De Clementia явно опережало свое время, хотя империя неизменно старалась улучшить судьбу рабов. 639 «По справке» – намек на дощечку, которую продавец вешал на шею рабу; в ней были указаны его родина, возраст, знания, достоинства и недостатки. – Зосим владел несколькими специальностями, что было необычно: раб специализировался на чем-либо одном: «лектор» должен был умело читать речи, истории и стихи; кифарист – играть на цитре и только. 640 Я отправил его в Египет...– Цельз, автор трактата по медицине (I в. н. э.), рекомендовал больным чахоткой мягкий климат Египта и длительные морские путешествия. 641 «Форум Юлия» (н. Фрежю) – недалеко от Марселя. Античная медицина знала лечение туберкулеза хорошим воздухом и молоком; о нем говорят и Цельз, и Гален. 643 ...требовали себе в качестве адвоката. – Судя по IV.9. Варен в деле Басса не принимал никакого участия; замечание Плиния непонятно. 644 Введенные в сенат, они потребовали расследования. – Вся процедура проходила таким образом: послы провинциалов называли магистратуру обвиняемого; затем их «вводили в сенат», где они и просили назначить им защитника и начать расследование в своей провинции. См. II 1.9, прим. 3. 652 Юлий Авит – брат Юлия Назона VI.6.8, ближе не известен. – Провинциальные квесторы возвращались в конце проконсульского года, в июне или июле. 657 ...он бледнел, писал свои речи... – Бледнея от страха за свою речь; в противоположность небрежным адвокатам, тщательно в письменном виде подготовлял свои речи. 658 ...обводить краской то правый глаз, то левый... совещаться с гарусниками... – Непонятно, почему: может быть, Регул, как актер, хотел особенно выделить глаза; «большое значение имеет (для успеха речи) выражение лица, особенно глаза» (Квинт. XI. 3,72). Место истца было справа от судей, ответчика – слева. У Марциала вчерашний раб мушками заклеивает лоб, чтобы скрыть выжженные на нем клейма (2,29,9–10). Регул употреблял мушки по какому-то суеверию, нам неизвестному. – О его привычке советоваться с гарусниками см. II.20.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Они подходят, заигрывают с дельфином, зовут его, даже трогают и ощупывают, и он не противится. После этого знакомства смелость возрастает, особенно у мальчика, который познакомился с ним первым. Он подплывает к плывущему дельфину, прыгает ему на спину, носится взад и вперед, думает, что дельфин знает его и любит, и сам любит его; ни тот, ни другой не боится, ни тот, ни другой не внушает страха; растет доверие одного, прирученность другого. (7) Другие мальчики сопровождают их с обеих сторон, ободряют, дают советы. С ними вместе плыл (это также удивительно) другой дельфин, который держался только как зритель и спутник,– ничего, подобного тому, что делал первый, он не делал и не позволял себя трогать, но приводил и уводил первого дельфина, как того мальчика остальные мальчики. (8) Невероятно, но так же истинно, как и все предыдущее, то, что дельфин, возивший на себе мальчиков и игравший с ними, имел также обыкновение вылезать на землю и, высохнув на песке, когда становилось слишком жарко, возвращаться в море. (9) Известно, что Октавий Авит 1235 , легат проконсула, под влиянием неразумного благоговения вылил на дельфина, когда он однажды вышел на берег, ароматов. От необычности поступка и от запаха тот уплыл в открытое море 1236 ; только спустя много дней его увидели, вялого и печального. Потом, восстановив свои силы, он опять стал по-прежнему резв и взялся за обычную службу. (10) На это зрелище стекались все должностные лица, прибытие и пребывание которых стало истощать небольшую общину новыми расходами 1237 . Наконец, и самое место теряло свой покой и уединенность; решено было тайком убить того, ради кого собирались люди. (11) Как жалостно, как пространно ты все это оплачешь, разукрасишь, вознесешь! Впрочем, нет нужды что-нибудь придумывать и прибавлять; достаточно не преуменьшать того, что правдиво. Будь здоров. 34 Плиний Транквиллу 1238 привет. (1) Успокой мою тревогу: я слышу о том, что я плохо читаю, по крайней мере стихи; речи – прилично, но стихи тем хуже. Поэтому, я думаю, при чтении близким друзьям 1239 испытать своего вольноотпущенника 1240 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

В 515 г. Королевство франков впервые столкнулось с агрессией со стороны северных германцев. Григорий называет их данами, в ту пору известными на континенте более других скандинавов. В действительности это были выходцы из Швеции – гауты во главе со своим королем Хлохилаихом. Это был своего рода пролог бедствий, обрушившихся на континентальную Европу тремя столетиями позже, – норманнского ужаса (furor normannorum). Морские разбойники высадились в пределах королевства Теодориха, в устье Рейна, ограбили местных жителей – фризов и хаттуариев, и, захватив добычу, в том числе много пленников, отправились на судах в обратный путь. Теодорих направил туда своего сына Теодеберта с отрядом воинов. Настигнув противника, франки разбили их в морском сражении и отняли награбленное. В битве пал король морских разбойников Хлохилаих. В 522 г. трагические события, происшедшие в королевском доме Бургундии, где по подстрекательству своей второй жены король Сигизмунд приказал задушить собственного сына Сигириха, по матери внука Теодориха Великого, которого мачеха клеветнически обвиняла в стремлении свергнуть отца и занять его место, послужили поводом для вмешательства со стороны Меровингов. Вдова Хлодвига Клотильда происходила из бургундского дома. Отец Сигизмунда Гундобад был убийцей своего брата Хильперика и его жены, утопленной в реке. Это были родители Клотильды. И вот теперь их дочь нашла момент, удобный для мести. Позвав сыновей в Тур, где она спасалась при базилике святого Мартина, Клотильда обратилась к ним со словами: «Да не раскаюсь я в том, что я вас, дорогие мои дети, воспитала с любовью. Разделите со мной обиду и постарайтесь умело отомстить за смерть моего отца и моей матери» 830 . Сыновья откликнулись на этот призыв и в 524 г. вторглись в Бургундию, одержав вскоре победу над Сигизмундом и его братом Годомаром. Король Сигизмунд был пленен и оказался в руках Хлодомера, а тот, несмотря на увещевания аббата Авита пощадить пленника и его близких, велел утопить Сигизмунда вместе с его женой и сыновьями в колодце около деревни Коломны вблизи своей столицы Орлеана. Между тем Авит предсказал ему, что если он не отступит от замышленного им злодеяния, то и его самого, и его детей постигнет подобная участь. Бургунды продолжали войну под предводительством Годомара, и в ходе сражения в Везеронсе близ города Вьенна они заманили Хлодомера притворным бегством далеко от расположения собственных войск, так что он оказался в гуще врагов, которые отрубили ему голову и подняли ее, насадив на шест. После гибели Хлодомера его вдову Гунтевку взял в жены ее деверь король Хлотарь, а оставшихся сиротами детей Теодовальда, Гунтара и Хлодовальда стала воспитывать их бабка Клотильда.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Великий Маркиан, проведав о его приходе, открыл дверь, принял его и повелел дивному Евсевию сварить, если есть, бобов и репы. Когда они насладились взаимной беседой и узнали добродетели друг друга, то в девятый час вместе совершили молитвословие, после чего Евсевий вошел к ним, неся кушанье и хлеб. Великий Маркиан сказал благочестивому Авиту: «Поди сюда, возлюбленнейший мой, и вкусим вместе от этой трапезы». Тот же ответил: «Не помню, чтобы я когда-нибудь принимал пищу прежде вечера; бывает, что я по два и три дня подряд провожу без пищи». На эти слова великий Маркиан ответил: «Ради меня измени ныне свое обыкновение, потому что я, имея болезненное тело, не могу дожидаться вечера». Когда и это не убедило чудного Авита, то, говорят, он вздохнул и сказал: «Я очень беспокоюсь и мучаюсь тем, что ты предпринял такие усилия, чтобы увидеть человека трудолюбивого и любомудрого, но обманулся в надеждах и увидел обжору и человека невоздержного». Но когда чудный Авит опечалился такими словами и сказал, что для него приятнее было бы съесть мясо, чем услышать подобное, тогда великий Маркиан изрек: «И мы, любезный, проводим жизнь подобно тебе, держимся того же порядка подвижничества, предпочитаем труды покою, пост ценим выше пищи и принимаем ее обыкновенно при наступлении ночи; но мы знаем, что дело любви дороже поста. Первая есть дело Божественного законоположения, последний же – нашего произволения. Но Божественные законы должно уважать гораздо более трудов, предпринимаемых нами по собственной воле». Ведя подобные беседы, приняв немного пищи и восхвалив Бога, они прожили вместе три дня и разлучились, отныне созерцая друг друга только духом. 13. Так кто же не подивится мудрости этого мужа? Управляемый ею, он знал и время поста, и время братолюбия, и различие отдельных добродетелей: какая из них должна уступать другой и какую по временам следует предпочитать другой. 14. Я знаю и еще одно повествование, показывающее его совершенство в вещах божественных. Пришла к нему из отечества сестра его со своим сыном, который был уже мужем зрелым и одним из первенствующих в городе Кире, и принесла ему в изобилии все необходимое для жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Однажды пришел к нему отшельник. Старец просил его вкусить пищи, но отшельник отказался, сказав: «Сегодня я пощусь». Поститься значило тогда вовсе не употреблять пищи. Старец огорчился и сказал: «Не отврати лица твоего от отрока твоего ( Пс. 68, 18 ) и не презри мною, убедительно прошу тебя. Помолимся Богу! Вот древо: последуем воле того из нас, по молитве которого наклонится древо». Отшельник преклонил колена и помолился, но не последовало ничего. Потом преклонил колена и старец-странноприимец, и тотчас наклонилось древо. Увидев это, они возрадовались и прославили Бога (106, 506–507). Источник. Авва Кассиан рассказывал: «Некогда пришел я со святым Германом в Египет к одному старцу; и когда он принял нас с любовию, мы спросили его: «Почему вы, принимая чужестранных братий, нарушаете правило поста, соблюдаемое у нас в Палестине?» Старец отвечал: «Пост всегда со мною, а с вами не могу быть всегда. Пост, хотя полезен и необходим, однако же он в нашей воле. А исполнение дел любви необходимо требуется законом Божиим. В лице вашем принимая Самого Христа, я должен служить вам со всем усердием. А упущение против правила поста могу вознаградить, когда отпущу вас, ибо не могут сынове брачнии, дóндеже жених с ними есть, поститися. Егда же отымется от них жених, и тогда по праву постятся ( Мк. 2, 19–20 ) (97, 123). Некогда в Скиту дано было братиям повеление: поститесь во всю эту неделю. По случаю, в это самое время, пришли к авве Моисею братия из Египта. Старец сварил для них немного кашицы. Соседи, увидев дым, сказали клирикам: «Вот Моисей нарушил повеление: варил у себя кашицу». Клирики отвечали: «Когда придет, мы скажем ему об этом». Когда наступила суббота, клирики, зная высокую жизнь аввы Моисея, сказали ему пред всем народом: «Авва Моисей! Ты нарушил заповедь человеческую и исполнил заповедь Божию!» (97, 157–158). Источник. Однажды пустынник Авит, узнав о великих подвигах подвижника Маркиана, пришел навестить его. Когда они насладились взаимною беседою и узнали добродетели друг друга, то в час девятый вместе совершили молитвословие, а Евсевий, ученик Маркиана, вошел к ним, неся кушанье и хлеб.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Так и пророк говорит: «Исповедаюсь Тебе в церкви великой, среди народа многочисленного восхвалю Тебя» 323 . И еще: «Исповедаюсь Тебе, Господи, между народами, воздам хвалу имени Твоему среди языков» 324 . Ведь ты, король, боишься народа, не зная, что лучше: или чтобы народ следовал твоей вере, или чтобы ты потакал слабости народной? Ибо ты – глава народа, а не народ – глава тебе. Если ты отправишься на войну, ты возглавишь отряды войска, и они последуют за тобой повсюду, куда ты их ни поведешь. Поэтому лучше, чтобы они узнали правду, когда ты ими будешь предводительствовать, чем им остаться в заблуждении, если ты погибнешь. Ведь «Бог поругаем не бывает» 325 , потому что Он не любит того, кто из-за земной власти не исповедует Его в этом мире». Но так как Гундобад сам заблуждался, то он до конца своей жизни 326 упорствовал в своем безрассудстве и не хотел всенародно признать единосущность Троицы. Святой же Авит в то время был весьма красноречивым мужем. И когда в городе Константинополе распространилось еретическое учение Евтиха и Савеллия 327 , отрицавших божественность Господа нашего Иисуса Христа, сам Авит по просьбе Гундобада написал против этих ересей письма. Эти замечательные письма сохраняются у нас и поныне. Тогда они положили конец еретическому учению, а теперь помогают укреплять Божью Церковь . Кроме того, Авит написал одну книгу проповедей, шесть книг в стихах о начале мира и на различные другие темы и девять книг писем, среди которых находятся и упомянутые письма. В одной из проповедей, в которой он описал дни Моления 328 , Авит рассказывает, что эти самые дни Моления, которые мы празднуем до праздника Вознесения Господня, были установлены Мамертом, епископом города Вьенна, где после Мамерта епископом стал Авит. Дни Моления были установлены Мамертом по случаю многочисленных знамений, наводивших страх на жителей этого города. А именно город часто сотрясался от подземных толчков, дикие звери, по описанию Авита, олени и волки, входили в ворота и расхаживали по городу, ничего не боясь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Преподобный Авит замечателен тем, что, решившись еще в молодых летах вести подвижническую жизнь, первый явился в Халкидскую пустыню и, построив небольшую келию, долго жил и подвизался здесь один в совершенном отчуждении от мира и людей. Бл. Феодорит 33 приводит случай, показывающий, что Авит был великий подвижник и обладал высокими нравственными качествами. Узнавши о прославляемой повсюду добродетели Маркиана и считая свидание с ним полезнее всякого покоя, он поспешно пошел посмотреть того, кого желал. Великий Маркиан, узнавши о его пришествии, отверз дверь, принял его и приказал дивному Евсевию сварить, если есть, бобов и репы. Когда они насладились взаимною беседою и узнали добродетели друг друга, то в час девятый вместе совершили молитвословие; а Евсевий вошел к ним, держа кушанье и хлеб. Великий Маркиан сказал благочестивому Авиту: поди сюда, возлюбленный мой, и вкусим вместе от этой трапезы. Он же отвечал: не помню, чтобы я когда-нибудь принимал пищу прежде вечера, а часто даже по два и по три дня провожу без пищи. Великий Маркиан сказал: ради меня измени свое обыкновение, потому что я, имея болезненное тело, не могу дожидать до вечера. Когда и этими словами не убедил чудного Авита, то, говорят, вздохнул и сказал: я очень беспокоюсь и душевно мучусь тем, что ты предпринял такой труд, чтобы увидеть человека трудолюбивого и любомудрого, а увидел корчемника и человека невоздержного. Но когда чудный Авит опечалился этими словами и сказал, что для него было бы приятно употребить мяса, чем услышать это, тогда великий Маркиан сказал: мы, любезнейший, проводим жизнь подобно тебе, держимся того же порядка подвижничества, предпочитаем труды покою, пост ценим выше пищи и принимаем её обыкновенно при наступлении ночи; но вместе знаем, что дело любви дороже поста. Первая есть дело божественного законоположения, последний же – нашего произволения. Но божественные законы должно уважать гораздо более трудов предпринимаемых нами по собственной воле. При таких взаимных разговорах, приняв немного пищи и восхвалив Бога, они вместе прожили три дня и разлучились телом, но не духом. Евфратская Сирия

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 12 декабря в Музее-памятнике «Нарвские Триумфальные ворота» открылась выставка «Церковное и светское золотое шитье 19 – 21 веков», которая продлится до 27 января. На выставке представлены работы мастериц-золотошвей эстонского Пюхтинского Свято-Успенского женского монастыря, производственного объединения «Церковные ткани» и всемирно известной Торжокской школы художественной вышивки.   Инициатива проведения выставки принадлежит Центру петербургских искусств «АВИТ». «Церковное и светское золотое шитье 19 – 21 веков» - межмузейный выставочный проект. Поэтому, помимо коллекции Центра петербургских искусств, здесь можно увидеть экспонаты из Государственного музея истории религии, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, Санкт-Петербургской городской театральной библиотеки. Самым древним экспонатом выставки является старообрядческая пелена, датируемая XVIII веком. Остальные предметы коллекции – хоругви, иерейские облачения, митры, плащаницы, вышитые золотом покровцы, а также нарядная одежда для мирян были выполнены не ранее XIX века. «У нас представлены и совсем современные работы,- подчеркнул куратор выставки, директор Центра петербургских искусств «АВИТ»  Александр Бухарев, - Для нас, в данном случае, историческая ценность изделий второстепенна. Главное, что художественная ценность работ не подлежит сомнению».

http://old.aquaviva.ru/news/2007-12-13/3...

В Петербурге проходит выставка церковного шитья 17 декабря 2007 г. 18:09 12 декабря в музее-памятнике «Нарвские Триумфальные ворота» открылась выставка «Церковное и светское золотое шитье XIX-XXI веков», которая продлится до 27 января. На выставке представлены работы мастериц-золотошвей эстонского Пюхтинского Свято-Успенского женского монастыря , производственного объединения «Церковные ткани» и всемирно известной Торжокской школы художественной вышивки.   Инициатива проведения выставки принадлежит Центру петербургских искусств «АВИТ». «Церковное и светское золотое шитье XIX-XXI веков» межмузейный выставочный проект. Помимо коллекции Центра петербургских искусств, здесь можно увидеть экспонаты из Государственного музея истории религии, музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, Санкт-Петербургской городской театральной библиотеки. Самым древним экспонатом выставки является старообрядческая пелена, датируемая XVIII веком. Остальные предметы коллекции хоругви, иерейские облачения, митры, плащаницы, вышитые золотом покровцы, а также нарядная одежда для мирян были выполнены не ранее XIX века. «У нас представлены и совсем современные работы, рассказал куратор выставки, директор Центра петербургских искусств «АВИТ»  Александр Бухарев. Для нас, в данном случае, историческая ценность изделий второстепенна. Главное, что художественная ценность работ не подлежит сомнению». Впрочем, XIX век самый рассвет этого уникального художественного промысла. Хоть и уходит вышивальное искусство своими корнями в русское средневековье, свое наибольшее развитие оно получило на рубеже XVIII-XIX веков в городе Торжок Тверской губернии. По словам куратора выставки, золотое шитье дважды находилось на грани исчезновения. Первый раз в конце XIX века, в связи с приходом быстротечной моды на машинную вышивку. Тогда искусство ручного вышивания поддержала группа купцов-почитателей. Как ни странно, но даже в советское время торжокские мастерицы были востребованы. Они вышивали знаки отличия для Красной Армии.   Второй кризис пришелся на конец XX века, когда перед мастерскими остро встали финансовые проблемы. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/339621.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010