Чтобы успокоить народ, Юлиан сказал: крест и круг означают, что христиане отовсюду окружены и заперты 203 . Был ли такой случай в действительности, или это плод благочестивой народной фантазии, искусство не могло этим не воспользоваться. Феодосий младший чаще всего изображается на монетах с земным шаром, на котором утверждается крест, или с Победою на руке, или со щитом, на котором изображен крест. На монетах Пульхерии, сестры Феодосия младшего, изображается Победа с длинным крестом в правой руке: Победа же с крестом в правой руке изображается на монетах Валентиниана III. На монетах Марциана то он сам держит Labarum с монограммою, то Победа пишет монограмму на щите; то изображается крест, окруженный венком – символом победы. Авит на монетах держит в правой руке длинный крест, наподобие копья, а на левой – маленькую Победу. Таким же образом представляется Маиориан, Лидий Север и Лев Фракиянин; первый и последний, притом, наступают правой ногой на голову змия 204 . На монетах Анфимия Лев подает ему руку, а над ними висит крест в венке. На монетах Оливия крест впервые является в несколько измененной форме, четыре конца его расширяются 205 . Гликерий в правой руке держит крест, подобный копью, а на левой – маленькую Победу. На монетах Зенона, Василиска, Анастасия, Непота и Ромула изображается Победа, которая держит крест; такое же представление на монетах императора Иустина Фракиянина и его супруги Евфимии. На монетах Юстиниана иногда изображается Победа, которая держит в правой руке жезл, оканчивающийся наверху в виде греческой буквы Р, а в левой – земной шар, на котором стоит крест; на других монетах представляется сам Юстиниан, держащий на правой руке земной шар с утверждающимся на нем крестом, а в левой – щит с изображением всадника, под лошадью коего лежит побежденный, и на стороне, около головы, другой крест 206 . На монетах Тиверия изображается крест на подножии нескольких ступеней и в таком виде встречается очень часто; ступеней, обыкновенно, три, а на некоторых монетах и больше 207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Этот же Максим принудил потом супругу Валентиниана Евдоксию 131 к сожительству с собой: а она, такое дело справедливо вменяя в бесчестие себе и почитая величайшим беззаконием, решилась, как говорится, на все, лишь бы отомстить за смерть своего мужа и за нанесенное себе оскорбление; потому что была женщина с душой сильной, и не побеждалась скорбью, будучи лишена целомудрия, которое хотела сохранить, а особенно будучи лишена тем, кто убил ее мужа. Она отправляет посольство в Ливию к Гинзериху, препровождает к нему множество даров, и вместе с тем, обнадеживая его на будущее время, убеждает неожиданно напасть на римскую империю, и вызывается все предать ему. Это было сделано, и Рим взят 132 . Но Гинзерих, как варвар, непостоянный и изменчивый нравом, и тут не сохранил верности. Сжег город и все расхитив, он взял с собой Евдоксию с двумя ее дочерьми и, поплыв назад, поспешно возвратился в Ливию; потом старшую из ее дочерей, Евдокию, отдал в замужество сыну своему Гонориху, а младшую Плакидию и мать ее Евдоксию, впоследствии, с царскими почестями, отослал Византию, для умилостивления Маркиана: потому что Маркиан сильно негодовал на него, частью за сожжение Рима, а частью и за такое оскорбление цариц. Плакидия, по повелению Маркиана, вышла замуж за Оливрия, который почитался лицом знатнейшим в сенате и, по взятии Рима, переехал в Константинополь. После Максима 133 восемь месяцев царствовал в Риме Авит 134 . И когда он умер от моровой язвы, – около двух лет имел в своих руках власть Майориан 135 . Потом Майориан был коварно умерщвлен римским военачальником Рекимером, и над Римом в продолжении трех лет владычествовал Север 136 . 8. В Риме еще царствовал Север, как Маркиан из своего царства перешел к жребию лучшему 137 . Он управлял царством только семь лет, однако у всех людей оставил себе именно царский памятник 138 . Узнав о его смерти, александрийцы против Протерия возобновили тем большее негодование и тем сильнейшую злобу; ибо чернь всегда такова, что легко воспламеняется гневом и пользуется случайным поводом к произведению беспокойств.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Если варварские вожди не присваивали себе титула императора, то это не потому, чтобы представлялись к тому препятствия, а единственно из суеверного страха к императорскому имени. Из этих варварских вождей, управлявших империей посредством ими же самими назначенных императоров, отметим после Аэция свева Рицимера, Ореста, происходившего из Паннонии, и, наконец, скира, или ругийца, Одоакра. Рицимер, опираясь на германские отряды, распоряжался в империи вполне самостоятельно, ставил и низвергал императоров; при нем было таковых пять: Авит, Майориан, Север, Анфемий и Олибрий. Женившись на дочери Анфемия, Рицимер, по-видимому, замышлял для своего потомства очистить дорогу к престолу, но это не удалось. Следует заметить, что до смерти Рицимера в 472 г. константинопольский император утверждал своим согласием каждое избрание на престол Западной империи, а что касается Анфемия, то он был прямо назначен восточным императором Львом I. В последние годы жалкого существования Западной империи возвышается Орест, бывший прежде секретарем у Аттилы. Он прекрасно знал военное дело и хорошо изучил характер варваров, поэтому был весьма полезным в совете императоров и пользовался большим их доверием. Имея звание начальника отряда доместиков, он заведовал набором военных людей в императорское войско и достиг неограниченного влияния. Не один раз он мог бы возложить на себя корону, и, в конце концов, последним римским императором был Ромул, сын Ореста. В течение последних 20 лет от смерти Валентиниана III (455–475) девять императоров занимали престол. Между тем варварские отряды из разных племен, стоявшие в укрепленных лагерях в Лигурии, заявили требование трети итальянских земель для поселения. Орест отказался исполнить это требование, чем вызвал последний акт давно подготовлявшейся драмы. Тогда 23 августа 476 г. выступает Одоакр из племени скиров, принявший начальство над недовольными варварами. Орест был взят в плен и умерщвлен. Союзное ополчение варваров провозгласило Одоакра своим королем и затем захватило в Равенне последнего императора, малолетнего Ромула-Августула, которому назначена была пенсия и определено жить на частном положении в одном из замков в Кампании.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

О том же выразительно свидетельствует сам его язык, в котором, рядом с элементами христианского поэтического стиля, есть множество следов античной поэтической речи. Он нередко следует Вергилию; видны признаки знакомства с Теренцием, Тибуллом, Овидием, Луканом. Достоинства языка Седулия, казавшиеся особенно значительными с точки зрения позднейшего времени упадка, так высоко ставились, что его стихами одно время пояснялись правила грамматики и метрики и к ним обращались, как к доказательствам для лексикальных целей. О большой литературной начитанности Ювенка также дает право говорить сохранившийся его главный литературный труд. Видимо под влиянием чтения языческих поэтов, он и сам усвояет Богу наименования не христианские, называя Его tonans, summus tonans, sublime tonans. Все вообще изложение Ювенка показывает в нем писателя, у которого продукты христианского поэтического творчества соединились с элементами классического образования. Писал он просто. Ему почти чужда напыщенная и искусственная манера изложения, так сильно распространившаяся в позднейшей римской литературе. Поэтическая одежда, в которую облекает он свой рассказ об евангельских событиях, соткана по большей части по образцу классического стиля, особенно по Вергилию. Автор стихотворной обработки «Семикнижия» знаком сСаллюстием, Ливием, Тацитом, Лукрецием, Вергилием и друг. поэтами 71 ; в языке его много следов античной стихотворной речи, особенно речи Вергилия, Горация, Овидия, а также Персия, Ювенала. Автор стихотворения in Genesim ad Leonem papam, излагая библейскую историю творения человека, называет его счастливым созданием, которое ведет свое происхождение «с Олимпа» (Olympo, v. 126), в смысле «с неба» и употребляет другие античные выражения 72 . Алцим Экдиций Авит, в третьей книге De spiritalis historiae gestis, говоря, что человек даже с сотней языков и с железным голосом не в состоянии был бы исчислить наступивших после грехопадения бедствий, употребляет выражение, очень сходное с выражениями классических поэтов 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

Скачать epub pdf Житие и страдание святой преподобномученицы Евгении Память 24 декабря В седьмой год царствования римского императора Коммода, наследовавшего престол после отца своего Марка Аврелия 8672 , был назначен правителем всего Египта некий знаменитый вельможа, по имени Филипп. Получив такое назначение, Филипп переехал со своей женой Клавдией и с детьми из Рима в Александрию. У него было два сына, Авит и Сергий, и единственная дочь, Евгения, прекрасная лицом и целомудренная духом, о житии которой и предлагается настоящее повествование. Филипп управлял Египтом по римским законам и по обычаям предков. Он очень не любил чародеев, волшебников и всячески преследовал их. Также он не любил и евреев, даже до того, что не мог слышать еврейского имени. Милостивее всего он относился к христианам и, хотя изгнал их из Александрии по царскому приказу, однако, позволил им мирно селиться и служить своему Богу в предместьях этого города. Филипп уважал христиан за чистоту их жизни и мудрость. Сам он охотно занимался греческой философией, в которой воспитывал и свою дочь Евгению, желая, чтобы она приобрела хорошие познания в философии. Кроме того, Филипп обучал Евгению свободно и красиво говорить на латинском и греческом языках. Обладая ясным умом и прилежанием, Евгения легко преуспевала в науках. Что она раз слышала или читала, то уже всегда твердо помнила, храня в своем сердце так, как бы это было вырезано на медной доске. Была она также прекрасна лицом и стройна телом, но еще лучше и прекраснее – целомудрием своих мыслей и девственной чистотой. Поэтому один из знатнейших римских сановников Аквилин пожелал обручить ее в невесты своему сыну Аквилию. Но когда родители спросили её, согласна ли она выйти замуж за этого благородного юношу, то Евгения ответила: – Мужа надо избирать себе лучшего по жизни, а не по происхождению, ибо с ним придется жить, а не с родом его. Также и другие благородные и богатые юноши желали обручиться с ней, но она отказывала всем, под видом того, что ей не угоден их образ жизни, а на самом деле избегая супружества из любви к девственной чистоте, ибо ее единственное желание и забота заключались в том, чтобы пребывать в девстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А. прославился как талантливый писатель и поэт, в совершенстве владевший лат. языком. Особенно знаменита его поэма «О деяниях духовной истории» (De spiritalis historiae gestis) в 5 кн., к-рая состоит из поэтического переложения (2552 гекзаметрических стиха) библейского повествования о сотворении мира, первородном грехе, изгнании из рая, потопе, переходе через Красное м. Автор, сочетающий тонкое понимание библейского текста с изящной классической формой повествования, выступает одним из лучших лат. раннехрист. поэтов. Полагают, что англ. поэт Дж. Мильтон находился под влиянием этого произведения, когда писал свою поэму «Потерянный рай». А. принадлежат также поэма «О девстве» (De consolatoria castitatis laude), посвященная его сестре мон. Фусцине, и трактат «Против евтихианской ереси» (Contra euthychianam haeresim). Кроме того, сохранились его письма и сборник проповедей, из к-рых лишь 3 дошли до наст. времени полностью, ок. 30 - во фрагментах. Соч.: PL. 59. Col. 191-398; MGH, AA. B., 1883. T. 6/2; Œuvres complètes de saint Avit/Éd. U. Chevalier. Lyon, 1890; De spiritalis historiae gestis, libri I-III/Ed. D. J. Nodes. Toronto, 1985. (Toronto Medieval Latin Texts; 16); CPL. P. 990-997. Ист.: Vita beati Aviti episcopi [включ. во все собр. соч.]; ActaSS. Febr. T. 1. Col. 666-674; BHL. T. 1. P. 137. Лит.: Palanque J. -R. Avit (15)//DHGE. T. 5. Col. 1205-1208; Cl é ment F. Les poètes chrétiens. P., 1857. P. 323-353; Parizel. Saint Avit, sa vie et ses écrits. Louvain, 1859; Denkinger H. Alcimus Ecdicius Avitus, évêque de Vienne (460-526), et la destruction de l " arianisme en Occident. Gen., 1890; Goelzer H. Le Latin de S. Avit. P., 1909; Burckhardt M. Die Briefsammlung des Bischofs Avitus von Vienne. Lpz., 1938; Schippers A. Avitus, De mundi initio. Kampen, 1945; Rancoroni A. L " epica biblica di Avito di Vienne//VChr. 1972. N 9. P. 303-329; Simonetti M. Litteratura antimonofisita d " Occidente//Augustinianum. 1978. T. 18. P. 487-532; Reydellet M. La Royauté dans la littérature latine de Sidoine à Isidore de Séville. P., 1981 (Biblioth. des Écoles franç. d " Athènes et de Rome; 243). P. 87-137; Isetta S. Rassegna de Studi Avitani (1857-1982)//Boll. di Studi Latini. 1983. N 13. P. 59-73; Nodes D. J. Avitus of Vienne " s Spiritual History and the Semipelagian Controversy//VChr. 1984. N 38. P. 185-195.

http://pravenc.ru/text/62774.html

администрация (410), почти ничего не известно. Очевидно, что этим событием не преминули воспользоваться враждебные христианам-бриттам пикты (с территории совр. Шотландии) и саксы (с вост. побережья). Бриттская (валлийская) средневек. традиция помещает место битвы, описанной в Житии Г., в местности Майс-Джермен (Поле Германа) на северо-востоке совр. Уэльса. Несмотря на позднюю письменную фиксацию, это предположение выглядит вполне вероятным, т. к. силы пиктов с севера и саксов с востока могли объединиться против удерживавших запад и юг острова бриттов именно в центр. Англии. Согласно Житию св. Геновефы (нач. VI в.), по пути в Британию Г. и Луп прошли через дер. Неметодур (совр. Нантер, близ Парижа), где Г. благословил юную святую и предсказал ей великое будущее. Констанций не упоминает об этом событии, однако тот факт, что Г. отплыл в Британию из гавани в Галльском зал. (совр. зал. Сены), путь к к-рой из Автиссиодура пролегал через Паризии (совр. Париж), подтверждает данное предание. Др. аспект связывает брит. миссию Г. с деятельностью св. Патрика , просветителя Ирландии. Ирл. агиографы VII в. Тирехан и Муирьху указывают, что Г. воспитывал св. Патрика в Автиссиодуре, тот жил в основанном святителем мон-ре и был рукоположен им во епископа. Кажется вполне возможным, что после скоропостижной смерти Элладия Г. рукоположил на его место св. Патрика. С др. стороны, св. Патрик в «Исповеди» вскользь упоминает о том, что у него были друзья в Галлии; имя Г. он при этом прямо не называет. Путешествие в Арелат По возвращении из поездки в Британию в свой город Г. обнаружил, что куриалы (члены городской курии, на к-рых была возложена обязанность сбора налогов) жестоко обирают сограждан. Для того чтобы прекратить злоупотребления, святитель направился в Арелат (совр. Арль) к префекту Галлии Ауксилиарию, что дает возможность датировать поездку временем до 439 г., когда этот пост занял Авит, тесть Сидония Аполлинария . Как пишет Констанций, Г. было отказано в услугах гос. почты (evectio), на что он имел право как епископ.

http://pravenc.ru/text/164693.html

Рассказывали об авве Зеноне, что сначала он ни от кого ничего не хотел принимать. И поэтому делавшие ему приношение уходили от него недовольные. А другие приходили к нему, желая получить что-нибудь как от великого старца. Но ему нечего было давать им, и они отходили тоже печальные. Видя это, старец сказал: «Что мне делать? И те скорбят, которые приносят, и те, которые хотят получить. Лучше будет, если кто принесет – взять, а если кто попросит – отдать». Делая так, и сам он был спокоен, и все были им довольны (97, 80). Однажды скитские братия собрались для рассуждения о праотце Мелхиседеке. Пригласить же в собрание авву Коприя позабыли. Спустя некоторое время они позвали его и предложили ему вопрос о праотце Мелхиседеке. Коприй трижды приложил палец к устам, говоря каждый раз: «Горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Ты оставил делание, заповеданное тебе Богом, и исследуешь то, чего Он не требует от тебя». Братия, услышав это, разошлись по кельям (106, 307). Когда спрашивали Памво о чем-либо из Писания или касательно жизни, он никогда не отвечал на вопрос тотчас, но говорил, что еще не нашел ответа. Часто проходило месяца три, а он не давал ответа, говоря, что еще не знает, что отвечать. Памво, из страха Божия, был весьма осмотрителен в своих ответах, так что их и принимали с благоговением, как бы изречения Самого Бога. Говорят, этими добродетелями, т. е. рассудительностью и осмотрительностью в слове, он превосходил даже Антония Великого и всех святых (97, 228). Источник. Пустынник Авит, узнав о великих подвигах подвижника Маркиана, пришел его навестить. Когда они насладились беседой и узнали добродетели друг друга, то в девятый час вместе совершили молитвословие, а Евсевий, ученик Маркиана, вошел к ним, неся еду и хлеб. Великий Маркиан сказал благочестивому Авиту: «Пойди сюда, возлюбленнейший мой, и вкусим вместе от этой трапезы». Он же отвечал: «Не помню, чтобы я когда-нибудь принимал пищу прежде вечера, а часто даже по два и по три дня провожу без пищи». Великий Маркиан сказал: «Ради меня измени ныне свое обыкновение, потому что я, имея болезненное тело, не могу дожидаться вечера».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вы спрашиваете меня о предмете, требующем труда кропотливого и устраняющем всякую зависть, – о таком, в котором может высказаться только ученость, а не дарования имущего. В тех случаях, когда я желаю судить о других, я должен отдавать и себя на суд всех; а в рассмотрении псалтири я должен буду только, следуя указанию вашего письма, во всех тех местах, где ни существует спор между греками и латинами, указать, что более согласно с еврейским. Приступая к делу, коротко напомню вам: имейте в виду, что иное издание, которое Ориген , Евсевий Кесарийский и все толкователи греческие называют κοινν, т.е. общим и вульгатою, а в настоящее время известно у многих под именем Λουκιανς, – а иное семидесяти толковников, которое находится в кодексах ζαπλις, с точностью переведено нами на латинский язык и поется в Иерусалиме и в церквах восточных. О том же, как и вы, предмете спрашивал меня не раз и святой сын мой Авит. Так как в лице брата нашего Фирма пресвитера, вручившего мне ваше письмо, представился благоприятный случай, то, пиша вам и ему, я и дам общий ответ и уплачу дружбе значительные проценты, – так как они бывают тем больше, чем больше мы уплачиваем долгов. Как по отношению к новому завету, если возникнет когда-нибудь спор между латинами и окажется разность в экземплярах, мы обращаемся к источникам на греческом языке, на котором написан он (новый завет): так по отношению к ветхому завету, если когда-нибудь окажется разногласие между греками и латинами, мы прибегаем к еврейскому подлиннику, чтобы открыть в греческих то, что вытекает из источника. Вышесказанное κοιν, т. е. общее издание, есть то же самое, что и – семидесяти. Но между обоими то различие, что издание κοιν, в разных местах и в разные времена, по произволу писцов, издавна испорчено; а то, которое находится в Е ζαπλις, и которое мы перевели, представляет собою перевод семидесяти толковников в таком неповрежденном и чистом виде, в каком сохраняется он в книгах мужей ученых. Итак, что не согласно с этим последним, то, без сомнения, не согласно и с еврейским подлинником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Скачать epub pdf Мученичество святой Евгении (Датировка не установлена: традиционная атрибуция Симеону Метафрасту невозможна, см.: Usener H. Legenden d. heil. Pelagia, S. XVIII, 40, Bonn, 1879). (Текст переведен по изданию: Patrologia graeca ed., Migne t. 116, pars 3) Когда римский скипетр от отца его перешел к Коммоду 559 и этот император правил уже семь лет, некий знатный муж Филипп был назначен эпархом Египта 560 и послан туда вместе с женой Клавдией и детьми. У него было двое сыновей, Авит и Сергий, и дочь по имени Евгения, исполненная душевного благородства, 561 а равно отличавшаяся статностью и чудной красотой, о жизни которой здесь будет рассказано тем, кто любит добродетель. Прибыв в великий город Александрию, Филипп стал управлять по римским законам и следовал всем отеческим обычаям, был суров к тем, кто занимался волхованием, был суров и к иудействующим: многих из них он убил и не дозволял называться иудеями, к христианам же относился терпимее и, изгоняя их из города по велению императора, 562 разрешил жить вблизи городских стен. Он относился к христианам с уважением из-за того, что они вели строгую жизнь, и ставил их выше идолослужителей. Сам же Филипп держался унаследованного от отца суеверия, но был любителем науки и красноречия и воспитывал свою дочь Евгению в любомудрии, обучая ее латинскому и греческому знанию, и стремился, чтобы она достигла успехов в философии. Она же к природной восприимчивости присоединяла упражнение и весьма быстро превзошла все науки, выказывая прилежание ко всему полезному, а все, чем занималась, сохраняла в уме и, что выучивала, так крепко держала в памяти, точно в сердце ее оно было начертано на медных табличках. Столь умудренная знанием, она выдавалась также душевными добродетелями, и радовала взор, и говорила только достойное, чтобы этому внимать, и стремилась только к полезному и спасительному, и, что самое удивительное, в неполные пятнадцать лет превосходила добронравием и попечением о добродетели тех, кто был старше ее по возрасту.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010