Убедившись на собственном скорбном примере в том, что они ничего не могут без помощи Господа, евреи все же вынуждены были вернуться в пустыню и поселиться в оазисе Кадес-Варни, где они провели тридцать восемь лет. Сейчас это место расположено на границе между Египтом и Израилем. Восстание Корея, Дафана и Авирона (Чис. 16–17) Ко времени пребывания евреев в Кадесе относится одно из самых сильных восстаний против Моисея, которым руководили Корей, Дафан и Авирон. Главным лозунгом их было требование всеобщего священства. Они говорили: «Полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» ( Чис. 16, 3 ). Как это ни удивительно, но лозунги мятежников с тех пор упорно продолжают возглашать и протестанты, и раскольники, и исламисты, которые отвергают богоустановленную иерархию под предлогом того, что «для Бога все равны». Недаром почти все революционеры и тираны пытаются обосновать свою правоту голосом народа, как будто народ в целом не может согрешать и воля его безошибочна. Абсурдность этой идеи очевидна. Ведь сколько ни складывай минусов, в сумме никогда не получится плюс, и сколько ни собирай вместе заблуждающихся, из их совместных заблуждений не получится истины. Для того чтобы узнать истину, необходимо не следование воле большинства, а послушание Откровению Бога. И вот в ответ на требование мятежников Господь показал Свою славу и силу. Заживо сошли они в ад, и покрыла их земля. И до сих пор пребывают там, находясь в вековечной тоске. Ад до Христа – это страна тьмы и сени смертной, страна мрака, где темно, как самая тьма ( Иов. 10, 21–22 ). И в этом мрачном месте ведут свое безрадостное существование неумирающие души мертвых, сознающие себя и помнящие свое прошлое. Как с печалью говорил Иов: «Если бы я и ожидать стал, то преисподняя – дом мой; во тьме постелю я постель мою» ( Иов. 17, 13 ). Цари земель восседают в аду на призрачных престолах, древние чудовища – допотопные исполины – в страшной полудреме созерцают свои преступления, главы народов, лежа на ложах, окружены своими потомками.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Царь не глава или правитель Церкви. «Где есть какое либо слово Христа, что царь имеет власть над Церковью?» Христос говорит: вся власть дана Мне на небеси и на земле, и в другом месте: кого свяжете на земле, будет связан на небеси. Но кому дана такая власть? Ты слышал, что Апостолам и их преемникам Епископам, но не царям; царю поручены дела этого мира, а нам вручены небесные дела. Царю поручены тела, но священникам души людей. Царь отпускает денежные долги, а священник грехи. Один принуждает, другой утешает. Один воюет с врагами, другой с началами и правителями тьмы века сего. Поэтому и священство много выше царства. Чудо, что милосердие Божие так долготерпеливо, когда царь не только восхитил на себя епископство, но и все его слуги делают то же. Ты слышал, как в старое время пали возставшие против Аарона Дафан, Авирон и Корей ( Пс. 105, 16–18 ). Послушай, что случилось с Саулом, первым царем Израильским, и слово Божие сказало Самуилу: Я раскаялся, что послал Саула на царство, ибо он перестал следовать Мне? Что же сделал Саул, что от него отвергся Бог ? Он, говорится, не последовал Моим советам» ( 1Цар. 15, 10–28 ) (I, 129). «Видишь ли, ответотворче, это – Слово Божие, а не слово человеческое: «Я сделал тебя правителем над племенами Израиля и помазал на царство Израиля, а «не приносить жертвы и всесожжения», уча на все будущия времена, что священство выше царства, и, что желающий большего теряет и свое? Или этого тебе недостаточно? А царь Озия?» Мы постоянно встречаем у Никона угрозу Божиим гневом за правонарушения царя, за вторжение его в святая святых Церкви. Он не только не взывает к человеческим санкциям против злоупотребления царской власти, но определенно говорит, что против них нет человеческой власти, но есть гнев Божий, как в цитируемых им словах Самуила к Саулу: «Не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг Слово Господа, а Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем» ( 1Цар. 15, 26 ). И Никон безмерно возмущен тем, что Паисий Лигарид, не имевший полномочий от духовных властей (он был еще в 1660 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Чего не делает Бог для на­шего спасения? Чего не изрекает? Чрез кого не действует? Если Он действовал чрез Иуду и чрез тех пророков, которым говорит: " не знаю вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие " (Лк.13:27; Мф.7:23), и которые изгоняли злых духов, то тем более будет действовать чрез священников. Когда мы начинаем исследовать жизнь начальствующих, то хотим сами быть рукополагателями учителей, и таким образом извращается все, ноги становятся вверху, а голова внизу. Послушай Павла, который говорит: " Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди " (1 Кор.4:3); и еще: " А ты что осуждаешь брата твоего " (Рим.14:10)? Если же не должно осуждать брата, то тем более учителя. Если бы Бог повелел тебе это, то ты поступал бы хорошо, и грешил бы, не поступая так; но если напротив, то не будь дерзким и не выходи из своих пределов. На Аарона, когда сделан был телец, восстали Корей, Дафан и Авирон (Числ.16). Что же? Не погибли ли они? Каждый заботься о своих делах. Кто преподает неправое учение, того не слушай, хотя бы он был ангел; а если кто преподает правое учение, то смотри не на жизнь его, а на слова. Ты имеешь Павла, который научает тебя долж­ному и делами и словами. Но, скажешь, священник не подает бедным и не хорошо управляет делами. Откуда тебе это известно? Прежде, нежели узнаешь достоверно, не порицай, бойся ответственности. Многое осуждают по подозрению. Подражай твоему Владыке; послушай, что Он говорит: " сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю " (Быт.18:21). Если даже ты узнал, исследовал и видел, и тогда ожидай Судию, не предвосхищай себе права Христова; ему принадлежит право – судить, а не тебе; ты – последний раб, а не господин; ты – овца; не суди же пастыря, чтобы тебе не быть наказану и за то, в чем обвиняешь его. Но как же, скажешь, мне он говорит, а сам не делает? Не сам он говорит тебе, – если ты повинуешься только ему, то не получишь награды, – тебе заповедует Христос.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Они возмущаются; сожалеют о Египте; хотят лучше погибнуть в пустыне, по которой странствовали около двух лет; тщетно Моисей покушается успокоить их; тщетно Халев и Иисус Навин силятся возбудить их мужество: мятежники вместо послушания хотят побить их камнями. В сие мгновение является Слава Господа; Он хочет потребить их; Моисей умилостивляет праведный гнев Его. Бог соглашается пощадить их: но клянется, что ни один из сих мятежников не войдет в землю Ханаанскую. ( Чис.14:28–30 .) Якоже глаголасте во уши Мои, сказал Господь, тако сотворю вам. В пустыне сей падут телеса ваша, и все соглядание ваше, и сочтения ваша от двадесять лет и высше, елицы ропташа на Мя; разве Халев и Иисус сын Навин. Так осужден был развращенный сей народ блуждать в продолжении сорока лет по песчаной пустыне, в которую ввел его Моисей, без всякой другой надежды, кроме той уверенности, что одна смерть положит предел его изгнанию. Столь явные наказания долженствовали бы, кажется, навсегда погасить ропот и возмущения; напротив, никогда оные не были столь часты и столь дерзновенны, как в сие время. – Корей, Дафан и Авирон, восстают против Моисея и Аарона, и вовлекают в свой умысел двести пятьдесят отличнейших мужей из народа. Корей, происходивший от колена Левиина, хотел присвоить себе власть священства, а Дафан и Авирон, происходившие от старшего из сыновей Иакова, хотели начальствовать народом. Моисей, чтобы доказать, что как он, так брат его посланы и избраны от Бога, склоняет мятежников явиться пред Скинию. Дафан и Авирон от того отрекаются: земля вдруг разверзается, и поглощает их живых со всеми их кущами и со всем им принадлежавшим; та же участь постигла и Корея; соумышленники же их, приблизившись с кадильницами и фимиамом к Скинии, убиты были внезапно исшедшим огнем. Народ приходит в ужас; он обращается в бегство, и на другой же день новый производит ропот. Моисей и Аарон убегают в Скинию. Бог покрывает оную облаком и защищает; Он поражает мятежников язвою, от которой все они погибли бы в одну минуту, если б Первосвященник не бросился с кадильницею в руках на среду мертвых и умирающих, и молитвами своими не удалил страшной сей казни, жертвою которой сделались уже четырнадцать тысяч семь сот человек.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В сем церковном стихе из канона на праздник Воздвижения прославляется прообразовательное значение Ааронова прозябшего жезла. Аарон, брат Моисея, принадлежал к колену Левиину, которое выделено было из прочих колен для исполнения церковных служб. В состав сих служителей входили: первосвященник, священники и простые левиты. Ряд первосвященников начался с Аарона. Ему наследовали потомки его из старейшей линии по старшинству. Равно и все священники были из его потомков. Это преимущество Аарона и его потомков возбудило зависть к нему в некоторых левитах и подало повод им к возмущению против него и Моисея во время странствования евреев в пустыне. Во главе недовольных стоял левит Корей. К нему пристали с подобным неудовольствием и на Моисея Дафан и Авирон из колена Рувимова. Возникло возмущение, в котором приняли участие многие из соумышленников поименованных лиц. Дело представлено было Моисеем на суд Божий. В следующий день соумышленники явились пред скиниею свидения с кадильницами и все убиты были божественным огнем, а Дафан и Авирон с семействами на глазах всего народа поглощены были землею, разверзшеюся под их ногами. Но сего наказания было недостаточно. Надлежало принять другие меры к тому, чтобы не повторилось подобное возмущение, и чтобы снова не возникли распри о божественном избрании дома Аарона и колена Левиина. С сею целью по повелению Божию Моисей взял от каждого колена жезл, означенный его именем, и все вместе положил в скинию. Что же произошло? В наступившую ночь жезл Аарона произрастил ветвь, цвет и плод, тогда как прочие жезлы остались без изменения. Этим поразительным чудом ясно было засвидетельствовано божественное изволение о преимуществах священства Аарона и его потомков. И сие-то чудо над жезлом Аарона указывается в рассматриваемом песнопении словами: жезл во образ тайны приемлется, прозябением бо предрассуждает священника, то есть, жезл Ааронова посредством прозябения, предуказывает, в лице Аарона, избранного Богом священника. Согласно с сим пред указанием или предназначением права священства в лице первосвященника и священников из дома Аарона сохранялись ненарушимо до разрушения Иерусалима и рассеяния иудеев, когда прекратилась всякая возможность исполнять закон Моисее о служении в храме и о принесении жертв. Промыслу Божию угодно было устроить сие в наказание евреем, отвергшим Христа, и во свидетельство того, что ветхозаветное домостроительство спасения уже достигло своего конца, что обетованный Мессия уже пришел, что основанный Им новый завет, новый порядок отношений между Богом и человеком, явился взамен ветхого, что ветхому завету нет места по установлении нового и что евреи, не уверовавшие во Христа, напрасно ожидают другого Мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Рувиму противопоставляется праведный Иосиф. Иаков любил Иосифа больше других сыновей, а братья его не любили. Поэтому они решили избавиться от него, сорвали с него одежду и посадили в ров, а потом продали Иосифа в рабство в Египет. Отцу братья принесли одежду Иосифа и сказали, что его разорвали дикие звери. Иосиф стал любимым рабом царедворца по имени Потифар, и тот доверял Иосифу как самому себе. Иосиф был красив, поэтому жена Потифара воспылала к нему страстью, и уговаривала его спать с нею, но Иосиф всячески уклонялся от этого. В какой-то момент она схватила его за одежду, но он сбежал, оставив одежду у нее в руках. Тогда она оклеветала его перед мужем в том, в чем была виновна сама. Св.Андрей призывает свою душу подражать не Рувиму, а Иосифу. Шестая песнь. Моисей На ц.-сл. языке На русском языке Ирмос: Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой. От всего сердца моего я воззвал к милосердному Богу, и Он услышал меня из ада преисподнего и воззвал жизнь мою от погибели. Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Слезы, Спасе, очию моею и из глубины воздыхания чисте приношу, вопиющу сердцу: Боже, согреших Ти, очисти мя. Искренно приношу Тебе, Спаситель, слезы очей моих и воздыхания из глубины сердца, взывающего: Боже, согрешил я пред Тобою, умилосердись надо мною. Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Уклонилася еси, душе, от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон, но пощади, воззови из ада преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыет. Уклонилась ты, душа, от Господа своего, как Дафан и Авирон, но воззови из ада преисподнего: пощади!, чтобы пропасть земная не поглотила тебя. (Чис. 16, 32) Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Яко юница, душе, разсвирепевшая, уподобилася еси Ефрему, яко серна от тенет сохрани житие, вперивши деянием ум и зрением. Рассвирепев, как телица, ты, душа, уподобилась Ефрему, но как серна спасай от тенет свою жизнь, окрылив ум деятельностью и созерцанием. (Иер. 31, 18). (Ос. 10, 11) Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

http://predanie.ru/post2016/velikij-kano...

165 (Ст. 25–27). Мы уже говорили выше о близости шатров колена Рувимова с шатрами сынов Каафа. Колено Рувимово стояло по южную сторону Скинии и занимало середину отряда охранявшего эту сторону; шатры сынов Каафа также стояли по южную сторону скинии ближе к ней, и напротив шатров Рувимовых. Дафан и Авирон, как видим, не пошли к скинии и стояли с семействами у шатров своих с насмешливым неверием. – Не совсем ясно, как погиб Корей: так как он был с курильницею перед скиниею. Семейство его однако не погибло и не было поглощено землей, так как в гл. XXVI:10–11 сказано: «что земля поглотила их, (Дафана и Авирона) и Корея... но сыны Кореевы не умерли!...» Едва ли не следует предположить, что Корей, оставивши свою семью на месте в стане Каафовом, перенес свой шатер в стан Рувимов к сообщникам своим, и когда Моисей (ст. 25) идет к Дафану и Авирону, то и Корей идет к своему шатру стоящему близ Дафана и Авирона, чтобы вместе противодействовать Моисею. Таким образом Дафан и Авирон с семействами, а Корей один, поглощаются землей, остальные же 250 человек с кадильницами погибают огнем. Этим объясняется и стих 11-й главы XXVI, что «сыны Кореевы не умерли». Переход Корея в стан Рувимов может быть объясняем и словами его возводимыми в принципы «все святы», и не сочувствием его одноплеменников Левитов сынов Каафовых к его мыслям и целям. О. Герлах думает, что сыны Кореевы решительно отделилась от отца и его замыслов и потому спаслись. От потомства их, или от них самих остались некоторые псалмы, например, псалмы 43–48 166 ) (Ст. 28–33). Главное обвинение на Моисея было то, что он делает все по своему произволу, а не по Господню повелению; поэтому он указывает народу как на знамение на имеющие последовать события, о которых он получил, как видно, откровение. Господь « сотворит необычайное», говорит Моисей; (ст. 30) т. е. здесь нарушаются законы природы, это событие будет актом равносильным творению, (О. Герлах). – Земля поглощает (ст. 32) «их (упомянутых в стихе 27) и дома их, и всех людей Кореевых», (ст. 32) т. е. не родственников его, а принадлежащих ему по замыслу и заговору все они по-видимому собрались около этого места, группируясь около Дафана, и Авирона и шатров их, где вероятно и происходили, если можем так выразиться «революционные» собрания

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

[«От всего сердца моего воззвал я к милосердному Богу, и Он услышал меня из ада преисподнего и спас жизнь мою от погибели».] Слезы, Спасе, очию моею, и из глубины воздыхания чисте приношу, вопиющу сердцу: Боже, согреших Ти, очисти мя. [«Искренно приношу Тебе, Спаситель, слёзы очей моих и воздыхание из глубины сердца, взывающего: «Боже, согрешил я пред Тобою, умилосердись надо мною».] Уклонилася еси, душе, от Господа твоего, якоже Дафан и Авирон: но пощади, воззови из ада преисподняго, да не пропасть земная тебе покрыет. ( Числ. 16:32 ) [«Уклонилась ты, душа, от Господа своего, как Дафан и Авирон, но воззови из ада преисподнего: «Пощади», чтобы земная пропасть не поглотила тебя».] Яко юница, душе, разсвирепевшая, уподобилася еси Ефрему: яко серна от тенет сохрани житие, вперивши деянием ум и зрением. ( Иер. 31:18 ; Ос. 10:11 ) [«Рассвирепев, как телица, ты, душа, уподобилась Ефрему, но как серна спасай от тенет свою жизнь, окрылив ум деятельностью и созерцанием».] Рука нас Моисеова да уверит, душе, како может Бог прокаженное житие убелити и очистити, и не отчайся сама себе, аще и прокаженна еси. ( Ис. 4:6–7 ) [«Моисеева рука да убедит нас, душа, как Бог может убелить и очистить прокажённую жизнь, и не отчаивайся сама за себя, хотя и ты поражена проказою».] Слава, Троичен: Троица есмь проста, нераздельна, раздельна личне, и Единица есмь естеством соединена, Отец глаголет, и Сын, и Божественный Дух. [«Я – Троица несоставная, нераздельная, раздельная в лицах, и Единица, соединённая по существу; свидетельствует Отец, Сын и Божественный Дух».] И ныне, Богородичен: Утроба Твоя Бога нам роди, воображенна по нам: Егоже, яко Создателя всех, моли. Богородице, да молитвами Твоими оправдимся. [«Чрево Твоё родило нам Бога, принявшего наш образ; Его, как Создателя всего мира, моли, Богородица, чтобы по молитвам Твоим нам оправдаться».] Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне. Кондак, глас 6 Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Десять соглядатаев, возмутившие народ, были тотчас же поражены смертно. Грустно было израильтянам покинуть границы земли обетованной, к которой они спешили с такою радостью: страшно им казалось еще 40 лет блуждать по знойной, бесплодной пустыне и, безумные, теперь они вознамерились, без помощи Божией, сами собою овладеть землею Ханаанскою. Вопреки запрещению Моисея, они с оружием в руках несколько раз нападали на ее пределы, но все усилия их были напрасны. Пограничные жители всякий раз прогоняли их с уроном. Видя безуспешность своих попыток, израильтяне с горестью покорились воле Божией и возвратились к Чермному морю. § 41. Чудесный жезл Ааронов Осужденные на 40-летнее странствование, израильтяне большую часть этого времени провели в пустыне Синайской и пустыне Фаран, оставаясь на одном и том же месте по нескольку лет. В течение 39 лет они имели только 20 станов. Из происшествий этого времени особенно замечательным было возмущение, произведенное Кореем, Дафаном и Авироном против Моисея и Аарона. Корей, из колена Левиина, стал домогаться одинаковых с фамилиею Аарона прав на священство; Дафан же и Авирон, старейшины колена Рувимова, восстали на самого Моисея. Мятежники привлекли на свою сторону до 250-ти старейшин народных и открыто поносили Моисея и Аарона за их мнимое властолюбие. Моисей предложил Аарону и всем недовольным явиться с кадильницами пред Святилище и просить Господа, чтобы Он каким-либо знамением объявил, кого избирает на служение Себе. В назначенный день Аарон и заговорщики, исключая Дафана и Авирона, явились к Святилищу, каждый с кадильницею в руках. Тогда от Господа исшел огонь и попалил 250 заговорщиков. Корей же, Дафан и Авирон были поглощены разверзшеюся под их ногами землею. Не смотря на это, израильтяне на другой день собрались против Моисея и Аарона и стали упрекать их в погибели стольких людей. Гнев Божий снова разразился над мятежниками: в несколько минут их погибло 14,700 человек. Аарон поспешил с кадильницею к народу и, став между живыми и мертвыми, молил Господа о милосердии к виновным и язва прекратилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

е. с нарочитым злым намерением, такового душа, как богохульника, должна истребиться из народа своего (ст. 30 и 31). Вскоре явился нарушитель закона дерзкою рукою: один человек, наущаемый вероятно другими недовольными, вышед в субботу собирать дрова без особенной к тому нужды; дерзкий нарушитель закона о покое субботнего дня, по особому повелению) от Бога чрез Моисея, казнен был смертью чрез побиение камнями. В тоже время издан был дисциплинарный закон о пошении Израильтянами кистей на краях одежды, чтобы, смотря на них, вспоминать и исполнять все заповеди Господни (см. 32–41). Строгость наказания нарушителя субботнего покоя и эта дисциплинарная мера об одеждах послужили иоводом к явному возмущению недовольных против гражданской власти Моисея и церковной Аарона. Зачинщиками и предводителями восстания были: с одной стороны Корей, простой левит из племени Каафа, добивавшийся священства и даже первосвященства, а с другой – Дафан и Авирон 98 , начальники из колена Рувимова, которые отвергали гражданскую власть Моисея и сами хотели первенствовать во власти, как происходящие от старейшего колена. К Корею пристали 250 именитых мужей из левитов и других колен, желавших также получить священство; потому что Корей проповедывал, что «все святы» и достойные из каждого колена могут быть священниками. Корей и его (250) сообщники явились к скинии и потребовали от Моисея и Аарона допущения и принятия их в священный сан. Моисей предложил Корею для решения спора явиться завтра с кадильницами для священнодействия курения фимиамом; пусть он с своими сообщниками и Аарон принесут пред лице Господа каждый свою кадильницу, – «и кого изберет Господь, тот и будет свят». На следующий день двести пятьдесят сообщников Корея, явившихся с кадильницами пред Господа, были пожраны огнем, вышедшим от Господа, а Дафан и Авирон (с Кореем), отказавшиеся повиноваться Моисею и явиться к скинии, поглощены были с семействами своими и с шатрами разверзшеюся землею (гл.16:1–40). Но это не вразумило других бунтовщиков; на другой же день они собрали к скинии все общество против Моисея и Аарона; но Господь невидимо стал в собравшейся толпе поражать нечестивцев, так что «умерло от поражения 14.700 человек», и только молитвенное ходатайство Аарона, явившегося среди поражаемых в священном облачении и с кадильницею в руке, спасло остальных (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010