Посему в собственном смысле зло, то есть, грех – это зло, наиболее достойное сего наименования, зависит от нашего произволения; потому что в нашей воле – или удержаться от порока, или быть порочным. А из прочих зол иные как подвиги, бывают нужны к показанию мужества, например Иову лишение детей, истребление всего богатства в одно мгновение времени и поражение гнойными струпами; а иные посылаются, как врачевство от грехов, например, Давиду домашний позор служит наказанием за беззаконное вожделение. И еще знаем страшные казни другого рода, насылаемые праведным судом Божиим, чтоб поползновенных на грех сделать целомудренными. Например, Дафан и Авирон были пожраны землею в разверстые под ними бездны и пропасти. Ибо здесь таковым родом наказания не сами они приводились к исправлению (возможно ли это для сошедших во ад), но примером своим сделали целомудренными прочих. Так и Фараон потоплен был со всем войском. Так истреблены и прежние жители Палестины». Мы знаем, что Бог наш суверенный Властелин. Недаром «в исторических событиях – как радостных, так и горестных для народа Божьего, богодухновенные пророки видели действие Божьего промысла – Его заботы, Его спасения или Его грозного суда. Мысль, что что-либо может произойти вне Божьего владычества, отвергалась пророками как нелепая и нечестивая:  Но послал горе, и помилует по великой благости Своей. Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих. Но, когда попирают ногами своими всех узников земли, когда неправедно судят человека пред лицом Всевышнего, когда притесняют человека в деле его: разве не видит Господь? Кто это говорит: «и то бывает, чему Господь не повелел быть»? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? (Плач Иеремии 3:32–38) Трубит ли в городе труба, – и народ не испугался бы? Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы? ( Амос 3:6 ) Божий промысел простирается не только на значительные исторические события, но на жизнь каждого человека — Он создал сердца всех их и вникает во все дела их.

http://azbyka.ru/mogut-li-spastis-nekres...

Последний день есть совершенное окончание победы Христовой над врагами. Если мы верим, что Слово Божие истинно есть, то не сомневаемся и в пришествии Судии. Писание многократно возвещает нам, учит, побуждает и склоняет к верованию и неотступно убеждает, что Судия придет и тайны сердец наших, сами помышления откроет и рассудит, ибо не зря глаголет: Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною ( Откр.22:12 ). Вот Судия стоит у дверей ( Иак.5:9 ). Частным совершением суда Божия, многократно являвшимся, также доказывается окончательный будущий суд. Содомляне, египтяне, хананеи, аммореи и израильтяне в пустыни суть явное свидетельство частного суда Божия. Поклонявшиеся тельцу, Корей, Дафан и Авирон, поглощенные землей, изображают частное осуждение Божие. Прообразование всеобщего Суда было уже давно – это дни Ноевы, всемирный потоп. Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого ( Мф.24:37–39 ). В первый день бытия тварей отделен был свет от мрака и в последний день отделится правда праведных, – как свет от мрака, от нечестия беззаконников. Лот изведен из Содома – пшеница отделится от плевел на гумне мира. Облако, ведущее Израиля, стороной, обращенной к Израилю, блистало светом; к египтянам – покрыто было мраком: Судья беспристрастный для праведников будет свет и радование, для нечестивых – мрак, ужас и скорбь. Илия, сидящий на горе Кармил, потреблял огнем посланников царя Ахаза; Христос, Илия небесный, в день Суда попалит огнем поклонников царя тьмы. Кроме того, не замечали ли мы сами за собой, отчего в нас появляется какой-то страх, когда напоминают о Судье нелицеприятном? Видно, сердце и совесть наши соглашаются со словами Писания. Все, говорит апостол Павел показывают, что дело закона написано в сердцах их, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то осуждающие, то оправдывающие одна другую ( Рим.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

постан. II гл. 20). Господь Бог говорит во Второзаконии: «а кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там, на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи (который будет в те дни); тот должен умереть, – и так истреби зло от Израиля. И весь народ услышит, и убоится, и не будут впредь поступать дерзко» (17, 12:13). Корей, Дафан и Авирон, служившие священнику Аарону, как только дерзнули восстать на него, гордиться пред ним и считать себя равными начальствующему священнику, немедленно, будучи поглощены и пожраны разверзшеюся землею, восприяли наказание за святотатственную дерзость. И не они одни, но и прочие двести пятьдесят человек, участвовавшие в их возмущении, были пожраны нисшедшим от Бога огнем, чтобы стало очевидным, что священники Божии отмщеваются Тем, Кто поставляет священников. Соломон, наставленный Святым Духом, тоже свидетельствует о священническом достоинстве и власти, давая наставление в следующих словах: «всею душою твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его». И еще «всею силою твоею бойся Господа и не оставляй служителей Его». Помня эти заповеди, блаженный Павел, как читаем в Деяниях Апостольских – когда ему сказали: «первосвященника Божия поносишь? отвечал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь» ( Деян.23:5 ). Сам Господь наш Иисус Христос, Царь, Судия и Бог наш, даже до дня Своих страданий оказывал почтение архиереям и священникам, хотя они не имели ни страха Божия, ни познания Христа. Так, когда Он очистил прокаженного, то сказал ему; пойди, покажи себя священнику, и принеси дар ( Мф.8:4 ). Будучи почтителен к священникам лживым, Он этим учил нас оказывать истинным священникам законное и полное уважение (св. Киприана, епископа Карфагенского, т. I. 14-е к Рогациану). Кто чтит священника, тот будет чтить Бога. А кто научился презирать священника, тот с течением времени нанесет поношение и Богу. Кто принимает вас, говорит, принимает Меня ( Мф.10:40 ). И священников его, говорит, почитай ( Сир.7:31 ). Хотя бы священник был недостойный, Бог , видя, что ты ради Его воздаешь честь ему – недостойному, воздаст тебе награду за это. Ибо, говорит, кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка ( Мф.10:41 ); приимет мзду свою и тот, кто почитает священника, кто уступает, кто повинуется ему…

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Почему же надлежало «возстать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться»? Почему бы иному священнику не оставаться при прежнем чине Аарона, т.-е. при прежнем законе обрядовом, который наблюдали левитские священники? На это отвечает Апостол: 12. Прелагаему бо священству, по нужда и закону пременение бывает. «Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона». Если переменяется священство, то должен перемениться и закон богослужения: потому что с священством тесно соединялся обрядовый закон, или закон неотделим был от священства. Священство существовало по закону, священство повиновалось закону; и наоборот, – священство своим бытием и своими действиями давало значение этому закону. Посему, с переменою священства, необходимо должен перемениться и закон. Так по закону все священники должны быть из колена левиина. Но вот, согласно с древним пророчеством, «возстал иной священник по чину Мелхиседека», и из иного колена, а не из Левиина: отселе явно, что этим закон о священстве уже отменен. 13. О немже бо глаголются сия, колену иному причастися, от негоже никто же приступи ко олтарю. 14. Яве бо, яко от колена Иудова воссия Господь наш, о немже колене Моисей о священстве ничесоже глагола. «Ибо Тот, о котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства». «Ибо Тот, о котором говорится сие», т.-е. в псалме: «Ты иерей во век по чину Мелхиседекову, принадлежал к иному колену», а не в левиину, из которого, по закону, должны были происходить священники, – принадлежал к колену иудину, «из которого никто не приступал к жертвеннику», из которого никто не был священником, и не мог быть, так как это запрещено было законом. Некогда Корей, Дафан и Авирон покушались присвоить себе право на это; но в наказание за такую дерзость поглощены были землею (Числ. гл. 16). Царь Озия, отважившись на священническое дело, в наказание за то подвергся бесчестию неизлечимой проказы ( 2Пар.26:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Правда, прародители не умерли немедленно после грехопадения, но они не умерли потому, что смерть входила в человека не чрез самое вкушение, а чрез грех непослушания и потому с момента греха началось только первое ее действие, которое, ослабивши связь духа с телом, и произвело потом окончательное разделение того и другого. На ту же связь греха с смертью указывают и единичные факты. Чем наказывает Господь развратившееся пред потопом человечество? Он наказывает его смертью. Не вечно, говорит Он, Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет ( Быт.6:3 ). Чем наказываются от Бога бунтовщики: Корей, Дафан и Авирон, осмелившиеся не признать Священства Ааронова? Они наказываются смертью. Если они умрут, говорит Моисей обществу, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое постигает всех людей, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа ( Чис.16:29–30 ). Испрошенное у Господа поглощение бунтовщиков землею, или что тоже смерть немедленная, поставляется здесь в связь с общим за грех наказанием и является только восполнением его. Так же смотрели на смерть и другие ветхозаветные писатели. Вот, например, как изображает Псалмопевец жизнь нашу. Все дни наши, говорит он, прошли в гневе Твоем; мы теряем лета наши, каш звук. Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет, и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим ( Пс.89:9–10 ). Потому-то в книгах неканонических и высказывается уже с полною определенностью, что Бог смерти не сотворил ( Прем.1:13 ), что Бог создал человека для нетления ( Прем.2:23 ), что Он положил пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дается ему ( Сир.15:17 ). В противоположность взгляду библейскому, признающему смерть явлением ненормальным, случайным, существует, как известно, другой взгляд, взгляд рационалистический, по которому смерть есть явление неизбежное, необходимое, вполне сообразное с законом природы 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Ранние библейские тексты рассматривают шеол как место обитания всех умерших независимо от их образа жизни на земле. В шеол попадают не только грешники, но и праведники. Умирая, туда нисходит Иаков (Быт 37. 35); «приложился к народу своему» Авраам (Быт 25. 8); «к смерти и в дом собрания всех живущих» (имеется в виду «собрание», в к-рое попадут все живущие на земле после своей смерти.- М. И.) будет приведен Иов (Иов 30. 23). Древние евреи полагали, что души всех людей после смерти влачат в шеоле бесцельное и безрадостное существование. Они пребывают «в стране тьмы и сени смертной, в стране мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, где темно, как самая тьма» (Иов 10. 21-22). Тех же, кто совершил тяжелые преступления (напр., Корей , Дафан и Авирон), может поглотить земля, и тогда они нисходят в шеол живыми (Числ 16. 30-33). В отношении их в Израиле существовала даже псаломская молитва, в к-рой говорилось: «Да найдет на них смерть, да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их» (Пс 54. 16; ср. Притч 1. 12). Среди обитателей шеола библейские тексты называют рефаимов (евр.   в синодальном издании в большинстве случаев переводится словом «мертвецы»). Относительно рефаимов среди толкователей нет общего мнения. Одни считают, что этим словом в Библии обозначаются все мертвецы (что и отражено в синодальном переводе); для др. рефаимы - это наиболее известные или же знатные обитатели шеола. Так, в 9-м ст. 14-й гл. Книги прор. Исаии рефаимы именуются «вождями земли». Третьи, цитируя Притч 21. 16: «Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов» (в евр. тексте  ), предполагают, что рефаимами в Библии называются только грешники. В более поздние ветхозаветные времена, особенно в эпоху Второго иерусалимского храма, в связи с развитием у иудеев идеи справедливости и с усилением мессианских ожиданий представления о шеоле видоизменяются. Для одних шеол становится теперь местом пребывания только грешников, к-рые испытывают там бесконечные мучения. Они окованы «скорбью и железом» (Пс 106. 10); их «цепи ада облегли» и «сети смерти опутали» (Пс 17. 6). В преисподнюю, к «царю ужасов», нисходят теперь нечестивые, тираны (Иов 18. 5-21); там же находится и «денница, сын зари», под к-рым «подстилается червь, и черви - покров» его (Ис 14. 9-15). Праведники после своей кончины попадают в др. место, к-рое в новозаветные времена получит название «рая» (греч. παρδεισος - сад, парк). Наряду с этим появилось и др. видоизмененное представление о шеоле, согласно к-рому последний имеет 2 отд-ния: для грешников и для праведников. Это представление дает притча Иисуса Христа о богатом и Лазаре, в к-рой говорится, что нищий после своей кончины «отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк 16. 22). Богач, после смерти испытывающий муки в аду, «поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (Лк 16. 22-23).

http://pravenc.ru/text/63424.html

Речам о завете с отцами – Авраамом, Исааком и Иаковом, об избавлении от рабства и о новой земле обетованной – народ не внимает ( Ucx. VI, 2 – 9 ) и прямо отказывается идти за Моисеем: «оставь нас, и будем мы служить египтянам!» ( Ucx. XIV, 12 ). И только ряд страшных «знамений» – казней, с явным разделением египтян от евреев, делает Моисея «великим в земле Египетской, в глазах рабов фараоновых и в глазах народа». 4 Но не успели еще зажить раны от египетских побоев, и не остыло еще страшное впечатление от последней грозной казни египтян, как евреи уже ропщут на Моисея: «что это ты сделал с нами, выведши нас из Египта»? и готовы опять служить египтянам ( Ucx. XIV, 11 – 12 ). И опять понадобилось грозное чудо для того, чтобы «народ поверил Господу и Моисею» ( Ucx. XIV, 31 ). При дальнейшем движении по пустыне, опять всякая неудача, всякое лишение, опасности или трудности, даже прихоти заставляют евреев роптать на Моисея, грубо порицать все дело избавления народа от рабства египетского и даже угрожают его жизни. 5 И наконец, у преддверия земли обетованной – цели всех странствований – народ ропщет и готов возмутиться против Моисея: «поставим себе начальника, и возвратимся в Египет»! ( Чucл. XIV, 1 – 4 ). Этот постоянный ропот, недовольство, непонимание огорчают даже Моисея, «кротчайшего из людей», 6 и только горячая любовь к своему народу и замечательно – трогательная ревность Моисея о славе Божией могли побеждать постоянное недовольство и непонимание народа ( Чucл. XIV, 13 – 19 ). Но и близкие люди к Моисею – брат и сестра – и те нашли предлог «упрекать» Моисея, причем упреки эти были тоньше и ядовитее упреков массы народа, так как они направлялись на саму основу всей миссии Моисея – именно, его близость к Богу: «разве только с Моисеем говорил Господь?» говорили они ( Чucл. XII, 1 – 2 ). И вот, не прошло еще двух лет ( Числ. Х, 11 ) со времени выхода из Египта, скоро же после того, как была наказана Мариам за ее упреки Моисею и как народ собирался «поставить себе начальника» вместо Моисея, Корей, Дафан и Авирон подняли возмущение против Моисея, и, при других, более важных, правда, мотивах возмущения, мы опять слышим те же речи: «Разве мало того, что ты вывел нас из земли, текущей молоком и медом, чтобы погубить нас в пустыне? А ни в землю, текущую молоком и медом, ты не привел нас, ни владения полями и виноградниками не дал нам?» ( Чucл. XVI, 13 – 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kulyuki...

Святой Киприан, епископ Карфагенский , пишет: «Господь Бог говорит во Втор. (17:12–13): «А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, тот должен умереть... и весь народ услышит и убоится..». Α что эти божественные слова с истинным и высочайшим величием Божиим произнесены с тем, чтобы священники Божии были почитаемы и отомщаемы, видно из того, что Корей, Дафан и Авирон, служившие священнику Аарону, как только дерзнули восстать на него, гордиться пред ним и считать себя равными начальствующему священнику, немедленно, будучи поглощены и пожраны разверзшеюся землею, восприняли наказание за святотатственную дерзость. И не они одни, но и прочие двести пятьдесят человек, участвовавшие в их возмущении, были пожраны нисшедшим от Бога огнем, чтобы стало очевидным, что священники Божии отмщаются Тем, Кто поставляет священников... Сам Господь Иисус Христос, Царь, Судья и Бог наш, даже до дня Своих страданий оказывал почтение архиереям и священникам, хотя они не имели ни страха Божия, ни познания Христа. Так когда Он очистил прокаженного, то сказал ему: «Пойди, покажи себя священнику и принеси дар» ( Мф.8:4 ). По смирению, которое внушал и нам, Он все еще называл иереем того, кого знал, как святотатца. Также, когда во время страданий Его ударили в ланиту и сказали: «Так отвечаешь Ты первосвященнику?» – Он не сказал ничего оскорбительного для лица архиерея, но только, защищая Свою невинность, отвечал: «Если Я сказал худо, покажи что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» ( Ин.18:22–23 ). Во всех случаях поступал так терпеливо для того, чтобы и нам подать пример кротости и терпения. Будучи почтителен к священникам лживым, Он этим учил нас оказывать истинным священникам законное и полное уважение. Притом диаконы должны помнить, что апостолов, т.е. епископов и предстоятелей, избрал Сам Господь, а диаконов по вознесении Господа на небо поставили апостолы, как служителей своего епископского звания в Церкви... 66 Много есть других примеров, подтверждающих важность и власть священническую, происходящую от божественного удостоения... Ведь не от чего другого произошли ереси и родились расколы, как от того, что не оказывают повиновения священнику Божию». 67 Опровержение возражений

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Священник : Я показал уже, что слова, подобные приведенным тобою, относятся к священству всеобщему, носителем которого был некогда весь израильский народ, а ныне все христиане, но не к священству, учрежденному Богом для руководства духовной жизнью народа. И поражаюсь, как ты, при таком облаке свидетельств, продолжаешь превратно толковать эти и другие места Священного Писания, думая опровергнуть богоустановленность иерархии Церкви Христовой. Узнай, однако, что, восставая против нее, вы уподобляетесь Дафану, Корею и Авирону, восставшим против Моисея и Аарона со словами: все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? ( Числ.16:3 ). Но разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество, а еще вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей ( Числ.16:32,35 ), которые кадили, то есть самозванных «священников». И после сего Господь повелел Моисею: скажи Елеазару, сыну Аарона, священнику, пусть он соберет [медные] кадильницы сожженных и огонь чуждый да выбросит вон ( Числ.16:37 ). Итак, за что понесли столь ужасную кару Дафан, Корей и Авирон с их последователями? За то что отвергли, как ныне и вы, богоучрежденное священство. Но если священство не таинство, почему Писание связывает его с преподанием особого дара от Духа Святого? Послушай, что пишет святой апостол Павел Тимофею, которого он поставил епископом в Эфесе: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства ( 1Тим.4:14 ). И еще: напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение ( 2Тим.1:6 ). Отсюда явствует, что священство особый дар, преподанный видимым образом через действие освящения, и потому оно, без сомнения, таинство. А если оно не таинство и, значит, не особый дар Духа, то почему сектанты, подобно нам, говорят, что принявший у них священство («ординацию») не может его лишиться? Коль скоро священство ничто, то принявшему его нечего и терять. Но здесь вновь проявляется лукавая их изворотливость. Стоит заговорить о православном священстве, которое установил Сам Спаситель через святых апостолов, как оно вменяется ни во что, «ординация» же сектантов превращается в вечный дар, который невозможно утратить.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Сейчас же, когда Церковь уже существует, нам, до которых достигла весть о Церкви и которые имеют все возможности к Ней присоединиться (мы ведь не распяты на кресте, как разбойник), искать пути спасения вне Церкви просто преступно. (Подробнее же об этом вопросе было сказано в главе 13, абз. 109121.) Возражение 18. Протестанты нередко ссылаются на такую Евангельскую историю: «При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» ( Мк.9:38–40 ). Вот, говорят протестанты православным, хотя мы и не вместе с вами, но не нужно нас отвергать. К протестантам данный текст не имеет отношения, прежде всего потому, что они самым очевидным образом против Церкви, потому как они: 1) хулят Православие и извращают целый ряд догматов Церкви; 2) называют себя Церковью и призывают людей к себе, в то время как они не имеют законного священства и приступают к священнослужению святотатственно и самочинно, и в этом они такие же враги Церкви, как были врагами Моисея Корей, Дафан и Авирон. Поэтому о протестантах не только Христос, но и никакой разумный человек никогда не скажет православным, что они «не против вас». К протестантам в полной мере относятся другие слова Христа: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Мф.12:30 ). Причём важно отметить, что выражение «не собирать» говорит лишь о пассивности – если кто ничего не делает, не собирает со Христом и Его Церковью, не трудится для Него, хотя и не вредит Ему и не борется с Ним, то он всё равно грешит и расточает в том смысле, что Бог дал человеку жизнь, силы и определённые способности, которые он должен был употребить для Бога, а он этого не делает и как бы крадёт у Христа, расточает дары Божии. Протестанты же не просто пассивно расточают свои силы, не собирая с Церковью – они весьма активно трудятся для того, чтобы красть у Церкви души и вредить всему, что Она делает.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010