А что Церковь не может ни быть вне себя, ни рассечься или разделиться в противность себе, но что она представляет единство нераздельного и целостного дома, это объясняет свидетельство Священного Писания, где о Таинстве Пасхи и агнца (обозначавшего Христа) написано: В одном доме должно есть ее... не выносите мяса вон из дома ( Исх. 12:46 ). То же самое, как видим, выражено и в сказании о Рааве, которая также представляла образ Церкви; ей заповедано и сказано: отца твоего и матерь твою и братьев твоих, все семейство отца твоего собери к себе в дом твой; и, если кто-нибудь выйдет из дверей твоего дома вон, того кровь на голове его ( Нав. 2:18–19 ). Здесь таинственно возвещается, что в одном только доме, т. е. в Церкви, должны собираться те, кто готовится к победе и желает избежать погибели мира, а кто из собранных выйдет вон, т. е. получив благодать в Церкви, отступит и выйдет из Церкви, тот будет сам себе повинен, т. е. самого себя должен винить за свою погибель, и такого, по ясному учению и заповеди апостола Павла, надлежит избегать как еретика: таковой развратился и грешит, будучи самоосужден ( Тит. 3:11 ) ... А что все устроено свыше по известному закону и по особенному строению, и никто, вопреки епископам и священникам, не может присвоить себе что-либо, на что не имеет ни права, ни власти, то и это мы утверждаем, отнюдь, не без свидетельства Священного Писания. Корей, Дафан и Авирон, хотя, наперекор Моисею и первосвященнику Аарону, и старались присвоить себе власть священнодействия, однако же, не безнаказанно сделали то, на что беззаконно дерзнули. И сыновья Аароновы, возложившие на алтарь чуждый огонь, тотчас же были истреблены пред лицом разгневанного Господа. И Божественный суд явит свое отмщение еретикам, совершающим, вопреки Церкви, то, что позволено делать одной только Церкви (Письма 60:62). Киприан возвещает: Так, еще прежде дня судного, отлучаются души праведных от неправедных и отделяются плевелы от пшеницы! Отделяются те, кто без Божественного распоряжения самовольно принимает начальство над безрассудными скопищами – без законного посвящения ставят себя вождями, присваивают себе имя епископа, тогда как никто не дает им епископства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Апостолам преемствовали епископы ( Деян.20:28 ; 1Тим.3:14–15, 5:22 ). Последние, по примеру и наставлению Апостолов, рукополагали пресвитеров и усвояли им часть своих прав, дабы они были их помощниками ( Тит.1:5 ). Диаконы были избираемы и рукополагаемы тоже в помощь епископам и пресвитерам ( Деян.6:1–7 ). Второй разряд лиц в Церкви составляли миряне – паства, подчиненная иерархии в духовном отношении ( 1Пет.5:2–5 ; Деян.20:28 ). 17 Апостолы, поставляя себе преемников и помощников: епископов, пресвитеров и диаконов, им одним предоставили права учить, священнодействовать в Церкви и управлять ею; а людям, не облеченным этими правами, они строго воспретили восхищать то или другое право и в отдельности, и в их совокупности. Так, относительно проповедания, или учения о вере апостол Павел пишет: как проповедовать, если не будут посланы ( Рим.10:15 )? Такое же предостережение относительно самозванного присвоения прав на учительство, священнодействие и управление в Церкви апостол Павел высказывает и в другом месте. Упомянувши о различных названиях лиц, учительствовавших в Церкви, Апостол говорит: Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? ( 1Кор.12:29 ). Ту же мысль апостол Павел высказывает и еще в другом месте. Сказавши об обязанностях служения первосвященника, Апостол присовокупил: никто сам собою не приемлет этой чести, но призванный Богом как и Аарон ( Евр.5:4 ). Так как, по слову Христа, кто не дверью входит во двор овчий, но прелазит инде, тот вор и разбойник ( Ин.10:1 ), то никто не должен по своей воли, вопреки установленному Христом и Апостолами порядку, присвоят себе звание первосвященника, которое установлено Богом, находилось под особым покровительством Божиим ( Чис.16:9–10 ; 2Пар.13:9, 29:16–21 ) и судом Божиим было ограждено от оскорблений. Подобно современным сектантам, некогда Корей, Дафан и Авирон восстали на Моисея и Аарона, говоря: Полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь, почему же вы ставите себя выше народа Господня ( Чис.16:1–3 )? И за это строго наказал их Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В иудействе было особое священство, закрытое и недоступное для народа, была грань, которая раз и навсегда отделила священство от народа, было покрывало, которое закрывало от народа святыню. Царственное священство всего Израиля в Ветхом Завете оставалось обетованием. В настоящем оно было поглощено левитским священством, которому оставался чужд весь народ Израиля. Смешение настоящего и будущего в этом служении было тягчайшим преступлением. «Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фа–лева, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: «полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь. Почему вы ставите себя выше народа Господня?… И разверзла земля уста свои и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество. И сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества… И вышел огонь от Господа, и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение» (Чис. 16, 1–35). На Моисея восстали во имя того, что сказал Господь Моисею: все принадлежат народу Божьему, среди всех Господь, все одинаково являются членами народа и никто не может поставить себя выше народа Божьего, а потому все святы и все священники (Исх. 19, 5–6). Земля разверзлась, и огонь пожрал восставших на Моисея, но обетование осталось непреложным. Оно исполнилось в Церкви. Покрывало снято со святыни — «и вот завеса во храме раздралась на двое, сверху до низу» (Мф. 27, 51), грань превзойдена, пропасть заполнена и весь народ, новозаветный Израиль, введен в святилище «посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он открыл всем через завесу, т.е. плоть Свою» (Евр. 10, 19–20). Через это вхождение в «храм тела Христа» (Ин. 2, 21) новозаветный народ стал царственным священством (βασλειον ερτευμα)  . Царственное священство стало реальностью и основой жизни Церкви. В Ветхом Завете служение во храме было доступно одному левитскому священству, а в Новом Завете служение в Церкви, как в живой и нерукотво–ренной Скинии, распространяется на всех членов Церкви. Новозаветный народ составлен из царей и священников; он весь свят, и в его собрании Господь, а потому он не поглощается землею и не истребляется огнем. Весь новозаветный народ служит Богу не в ограде храма, а в самом святилище, в котором он весь находится. «Вы приступили к горе Сиону, ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу и к духам праведных, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета, Иисусу» (Евр. 12, 22–24). Новозаветному Израилю открыт доступ в святилище, куда ветхозаветный народ не мог приступать, а куда приступал только первосвященник и священники  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

В результате подобной вседозволенной деятельности, духовного блуда грубо нарушается законность богообщения и… Бог (единственная и единая Истина) подменяется в вероучении дьяволом (многообразной ложью), принявшим то или иное правдоподобное обличие. Из этого неизбежно вытекают и нарушения второй стороны законности – соблюдения прав и свобод человека . Подобные нарушения характерны для всех вероучений, имеющих сомнительное происхождение. Здесь вовсе нет здорового духовного многообразия и свободы совести, а наличествуют духовный и психический патогенез, бессовестность, зачастую и явный криминал. Ярким примером беззаконности в Ветхом Завете являются левит Корей и его сторонники. «Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? Моисей, услышав это, пал на лице свое и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе» ( Числ.16:1–5 ). Господь, уничтожив Корея и всех примкнувших к нему ( Числ.16:31–35 ), знаменует то, что право на священство имеют лишь выбранные Самим Богом. Весьма поучительна критика протестантизма французским императором Наполеоном. Находясь в ссылке на острове Святой Елены, император имел возможность спокойно и вдумчиво оценить это направление. В связи с этим он писал (Беседы императора: Пер. с фр./Ком., вступ. ст. Л.В. Гусевой. – М.: ООО «АиФ-Принт», 2001. С.101–106): «Можно называть протестантизм, если угодно, религией рассудка; название вполне подходящее для создания человека… Вероятно, мы имеем склонность все соотносить с нашими суждениями и верить только в то, что совпадает с нашими чувствами. С человеческой точки зрения я бы скорее довольствовался тем, чтобы устроить тайную вечерю в память об Иисусе Христе, чем на самом деле есть Его Тело и пить Его Кровь, что трудно для понимания и во что тяжело верить... Лжеучение Лютера и Кальвина – это вечная причина распри, повод к ненависти и гордости, вызов ко всем страстям…

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Видим прочие пороки, как-то: пьянство, блуд, воровство, хищение и прочее. Ибо часто из-за них себя жалеем и стыдимся. Но гордости не видим. Кто когда себя признал от сердца гордым? Еще не случалось того видеть. Многие себя называют грешниками, но другими так называться не терпят, и хотя многие из них языком не отзываются, однако не без негодования и огорчения сердечного принимают то. И так этим показывается, что языком только называют себя грешниками, а не сердцем; на устах смирение показывают, а на сердце не имеют. Ибо истинно смиренный огорчиться и гневаться на укоры не может, поскольку считает себя всякого унижения достойным. Нет ничего труднее гордости, ибо с великой неудобностью и также не без помощи Божией побеждаем ее. Внутри себя носим зло это. В благополучии ли находимся? Она с величанием и пышностью, презрением и унижением ближних наших приседит нам. В злополучие ли попадаем? Через негодование, роптание и хуление показывает себя. Терпению ли, кротости и прочим добродетелям стараемся обучаться? Кичением фарисейским восстает на нас. И так нигде и никак от нее избавиться не можем: всегда с нами ходит, всегда хочет господствовать и владеть нами. § 71. Как «Бог гордым противится» (Иак.4:6), показывают страшные судьбы Божии, которые нам святое Божие слово представляет, дабы мы, взирая на них, всеми силами береглись от мерзкого и душепагубного этого порока. Вознеслись прародители наши в раю и возжелали божеской чести — но лишились и той чести, которую имели, и «скотам несмысленным уподобились» (Пс.48:13), и всякому бедствию подпали. Вознеслись потомки Ноя и сотворением столпа хотели сотворить себе имя славное — и «смешал» Господь «язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт.11:3—9). Вознесся фараон, царь египетский, против Бога и людей Его хотел озлобить и погубить — и погиб сам со всем воинством в море Чермном, и погряз, как олово, в воде глубокой (Исх.14:15,10). Вознеслись Корей, Дефан и Авирон, и Моисею, пророку Божиему и вождю своему, воспротивились — «и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества» (Числ.16:32-33).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Видишь ли, христианин, каким благом для тебя является православный пастырь Христов, а потому не оставляй его, следуй постоянно его руководству, слушай его, как посланника Божия, и верь всему, что говорит тебе твой духовный отец, православный пастырь. В нем твое спасение, без него не спасешься! Но вот, в последнее время появились люди, которые в безмерной гордости своей задумали жить без православных пастырей, оставили их и избрали себе своих собственных наставником и учителей. Что сказать о таких людях? Поистине они достойны глубокого сожаления, так как отвергнув православных пастырей, они отвергли установления и законов Самого Господа Бога. В самом деле, священство на земле установлено не людьми, а ведет свое начало от Господа Бога. Как только древний народ Израильский начал жить самостоятельною жизнью, как только была устроена на земле Господня скиния, или походный храм Божий, так тот час же по повелению Божию было установлено на земле и священство. «И сказал Господь Моисею, говорит Слово Божие: «Возьми к себе Аарона, брата твоего и сынов его с ним, чтобы он был священником Мне» ( Исх.28:1–2 ). «И поручи Аарону и сынам его скинию откровения, чтобы они наблюдали священническую должность свою; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти» ( Числ.3:10 ). Так получило свое начало богоучрежденное священство. Из приведенных слов Священного Писания видно, что только людям избранным и посвященным вверено было духовное пастырство, восхищающим же и присваивающим его себе самовольно грозило от Бога строгое наказание. В доказательство последнего Слово Божие повествует нам об одном случае. Дело было так: «Корей, сын Иссаара, сын Каафов,... и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Филефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей. И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: «Полно вам, все общество, все святые, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?»...– И разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество» ( Числ.16:1,3,32 ). Так наказал Господь людей за то, что они восстали против установленных Им на земле священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Впрочем, хотя молокане и создали у себя, нечто вроде «иерархии», но различие между православными священниками и молоканскими «пресвитерами» слишком велико: православная иерархия есть учреждение Божественное, молоканская – человеческое и, притом – самочинное, введенное вопреки воле Божией, а, следовательно, и богопротивное. В ветхом завете был подобный случай. Однажды некоторые израильтяне (Корей, Дафан, Авирон и другие, в числе 250 человек) восстали против Моисея и Аарона, усомнившись в их Божественном избрании. Они сказали им: полно вам; все общество, все Святы, и среди их Господь. Почему вы ставите себя выше народа Господня? Моисей, услышав это, пал на лицо свое и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе. Присвоив самочинно священство, смутьяны решились даже совершить пред Господом воскурение фимиама, что могли делать только действительные священники. И что же? Не только Господь не принял их воскурений, но и подверг их тяжкому наказанию: разверзла земля уста свои и поглотила их, и домы их, и всех людей Кореевых, и все имущество ( Чис. 16:1–32 ). Вот урок всем сектантским самозванным «пресвитерам» и «епископам». Евреи помнили его в течение всей своей истории (срав. Сир. 45:20–24 ). Его забыли только нани сектанты, постоянно, однако же, твердящие, что в своих верованиях они руководствуются, будто бы, только одним Св. Писанием. Кто знаком со Св. Писанием, тот не может ни на минуту усомниться в Божественном учреждении иерархии Церкви Православной. По свидетельству евангелистов ( Мф. 10:1–4 ; Мк. 3:14–19 ; Лк. 6:13–16 ), из числа многих Своих последователей, Господь наш Иисус Христос сначала избрал только двенадцать апостолов и дал им власть учить других, проповедовать о царстве Божием. Что это избрание апостолов было делом величайшей важности и установлением Божественным, видно из того, что Господь предварил его продолжительной и усердной молитвой. «В те дни, – говорит евангелист ( Лк. 6:12–13 ), – взошел Он на гору помолиться, и пробыл всю ночь в молитве к Богу, Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Все серебряные кресты у нас поотнимали еще большевики, и в редких храмах их найдешь. Да и о каком растворении серебра может идти речь, если, например, в храме Петра и Павла в Ясеневе воду приходится завозить пожарными машинами, так что каждый час священниками приходиться заново освящать те тонны воды, которые тотчас разбираются. Однако вся вода эта не гниет годами!), то почему ты считаешь, что соприкосновение со святыней может повредить тебе. Впрочем повредить оно может, но не по причине негигиеничности, а по тому, что твоя душа, оскверненная грехом, не захочет принять благодать. Апостол Павел предупреждает: «кто ест и пьет ( Причастие – с.Д.) недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо, если бы мы судили себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор.11:29 – 32 ). Так что если не желаешь заболеть в храме, покайся в своих злых делах и не повторяй их больше, и зло не приблизиться к тебе. Впрочем не думай, что не ходя в церковь, ты останешься безнаказанным. В Ветхом Завете описывается случай, когда Корей, Дафан и Авирон подняли восстание против Бога и Моисея. Когда же их позвали к скинии (палаточному храму), они отказались идти. Тогда земля отверзла свои уста и они сошли во ад живыми ( Чис.16 ). Также и сейчас бандиты и воры, не ходящие в храм, не остаются без наказания Божия. Насильственная смерть находит их в подъездах и в машинах. Но вернемся к вопросу о негигиеничности. Против твоего рассуждения о том, что во время Таинств можно заразиться, скажу обратное. Во время Крещения, Причастия и других Таинств можно исцелиться не только душой, но и телом. В качестве примера расскажу два случая произошедших недавно с одним священником. Первый случай произошел в Институте трансплантологии. Там ему пришлось крестить женщину с пересаженной почкой, у которой начался процесс отторжения. Она была настолько плоха, что крестить ее пришлось по сокращенному чину («страха ради смертного»).

http://azbyka.ru/pochemu-ty-eshhyo-ne-kr...

Всё это у протестантов имеют право совершать только рукоположенные пресвитеры и диаконы 432 ! Если кто-либо из простых верующих дерзнёт кого-либо крестить, рукоположить, сочетать и т.п., то это будет воспринято протестантами не иначе, как великое кощунство. Такового члена церкви исключат из членов церкви или, по меньшей мере, поставят на замечание и будут много его порицать и вразумлять 433 . И для обличения такового бесчинника протестанты ведь откроют не новозаветные места 1Пет.2:9 или Откр.1:6; 5:10; 20:6 , которые они приводят для подтверждения догмата о всеобщем священстве – откроют они непременно Ветхий Завет, Числ. 16 гл., где говорится о Корее, Дафане и Авироне, которые вместе со многими другими, восстали на Моисея и Аарона и стали утверждать, что они не лучше и не святее других: «И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?». Эти люди, не будучи священниками 434 , дерзнули ставить себя на один уровень с ними и кадить, как священники, за что Господь жестоко наказал их. Именно эту историю всегда протестанты приводят в тех случаях, когда встаёт вопрос о том, кто имеет право совершать священнодействия, говоря, что дерзать что-либо совершать без рукоположения есть великий грех. Но ведь Корей, Дафан и Авирон утверждали как раз таки протестантское понимание идеи о всеобщем священстве, что все святы , все священники , среди всех Господь ! Выходит, что на практике протестанты сами себя (в лице Корея, Дафана и Авирона), свой же принцип всеобщего священства крайне осуждают. Их действительность находится в полном противоречии с их учением: на словах они говорят, что различия между верующими нет, и что все они равны по отношению ко Христу и друг ко другу, а на деле резко и самым конкретным образом разделяют верующих, вслед за православными, на служителей, имеющих право совершать священнодействия и вести богослужение, и простых верующих, такого права и власти отнюдь не имеющих , и которым строжайшим образом запрещено это делать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Гл. 5, ст. 21. Чадца, храните себе от треб идольских, по-русски от идолов. Но иконы – не идолы, так как они представляют нашим взорам не вымышленные, а истинные явления Божественных Лиц, о Коих повествуется в Св. Писании, и изображения действительно бывших угодников Божиих. 2 Иоан. ст. 12 (ср. 3 Иоан., ст. 13). Много, имехь писати вам, и не восхотех хартиею и чернилом: но надеюся приити к вам, и усты ко устном глаголати, да радость ваша будет исполнена. Говоря, что он «имеет написать многое, апостол изображает свою обязанность,, свой апостольский долг сообщать, верующим все нужное, важное и полезное для их назидания. Некоторая часть этого сообщена в двух кратких посланиях ап. Иоанна (2-м и 3-м), но гораздо большая часть не нашла себе в них места, и вот апостол говорит (в конце и того, и другого): мною имех писати вам. Почему же не написал? Потому что не восхотел, не пожелал пользоваться этим способом сообщения, так как он не единственный и не лучший: не единственный (есть еще способ – глоголание усты ко устам при личном пришествии и при личном свидании), не лучший (он употребляется только при отшествии, когда нет надежды на скорое свидание, и не доставляет читающему полной радости, какая бывает при встрече и личной беседе). Итак многое важное и полезное для утверждения в жизни христианской не заключено было апостолами в письмена, а что заключено туда, то заключено по нужде, при невозможности иного лучшего способа сообщения, устного наставления. Это устное апостольское наставление и есть Предание, отвергаемое штундистами, но хранимое в Церкви при руководстве Святого Духа. Иуды, гл. 1. Изображая и обличая тех «мечтателей, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» (ст. 8), св. апостол Иуда в добавление к тому, что сказано у ап. Петра о тех же еретиках, сравнивает их упорство, приводящее их к погибели, с упорством, погубившим Корея (в пререкании Кореове погибоша, ст. 11). Корей же с своими сообщниками рассуждал точно так, как штундисты (когда они отвергают священство и власти). «Корей», читаем в кн. Числ, – «Дафан – и Авирон – восстали против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? Моисей, услышав сие, пал на лице свое и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе» (l6, 1–0). Возмутители потерпели страшную гибель: «и разверзла земля уста свои и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых, и все имущество» (ст. 32). Подобная же участь, по учению св. апостола Иуды, и теперь грозит тем, которые подобным образом «отвергают начальства и злословят высокие власти». Послание святого апостола Павла

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010