Сектанты говорят так по заблуждению, а заблуждаются они по зависти к священноначальствующим в Церкви лицам, имеющим право проповедовать и поучать. Ап. Павел не мыслит так, как сектанты. Он спрашивает: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» ( 1Кор 12:29 ). Чтобы проповедовать и учить, для этого нужно иметь право и полномочие: «как проповедывать, говорит тот же Апостол, если не будут посланы» ( Рим. 10:15 )? «Никто сам собой не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр. 5:4 ). А сектанты, взявшись не за свое дело проповеди, являются более виновными, чем древние самочинщики Корей, Дафан и Авирон с их сообщниками ( Числ. 16:10 ). Откуда видно, что только одним священноначальствующим поручено священнодействовать? Господь, посылая Апостолов на проповедь, только им и их заместителям и преемникам поручил совершать священнодействие крещения ( Мф. 28:19 ). Так, действительно и было ( Деян. 8:38 ; 1Кор 1:14, 16 ; Деян. 10:48 ). Затем только Апостолы низводили Святого Духа на крещенных, а рядовые верующие не могли делать это. И " Симон, – говорится в книге Деяний, – увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый принес им деньги» и хотел купить эту власть, но был осужден за это ( Деян 8:18–24 ). А сектанты сами присвоили себе это право и оказываются виновными более, чем Симон, потому что последний за деньги хотел купить, а сектанты дерзнули как бы украсть право священнодействия у священноначальствующих лиц Церкви. Далее Ап. Иаков говорит, что для совершения таинства Елеосвящения нужно приглашать «пресвитеров Церкви» ( Иак. 5:14 ). Священноначальствующие предстательствуют в Церкви ( 1Фес 5:12 ) и совершают таинство Евхаристии, т.е. таинство Тела и Крови Христовых ( Лук. 22:12 ; ср. 1Кор 11:24, 25 ). Какое особенно высокое священное дело вверено Господом священноначальствующим епископам и пресвитерам? Им вверено Господом право отпускать верующим грехи. Спаситель сказал Апостолам и их преемникам так: «истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено и на небе» ( Мф. 18:18 ). В другой раз, по воскресении из мертвых, Господь, явившись Апостолам, дунул, и говорит им: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:22, 23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Скажем же и мы со св. Давидом: «Благо есть исповедаться Господу» ( Пс. 91, 2 ), – и поспешим к святому аналою, как преступники спешат к тому месту, где объявляется прощение и царская милость. О гневе Божием против греха 2 Гнев Божий против греха проявляется через казни, посылаемые на грешников от Бога. Потому что Он есть Бог и Он благ. «Никто не благ, как только один Бог» ( Мф. 19, 17 ), по свидетельству Христову. Однако насколько Бог благ, настолько же и праведен. Его правда требует того, чтобы грешник, как преступник святого и неизменного Его закона, был казнен. То, что грешник не сразу после согрешения наказывается или не при самом содеянии греха казнится, это должно приписать благости Божией, которая терпит грешника и так ожидает его покаяния, как апостол говорит грешнику: О человек! «Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию» ( Рим. 2, 4 )? В Св. Писании читаем, что Бог на грешников посылает различные казни. Ангелов согрешивших с небес сверг. О том же говорит Христос: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк. 10, 18 ); и апостол Петр говорит: «Ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» ( 2Пет. 2, 4 ). Прародители наши, Адам и Ева, изгнаны были из рая за преступление и стали подвержены всякому бедствию, а с ними и мы. За грехи первый мир, кроме Ноя, проповедника правды, ужасным потопом был погублен (см. Быт. 7:7 ; 2Пет. 2, 5 ). Содом и Гоморра с окрестными городами за мерзкую нечистоту огнем сожжены (см. Быт. 19 ; 2Пет. 2, 6 ). Гордый и ожесточенный фараон со всем воинством своим в Чермном море был потоплен (см. Исх. 14 ). Дафан и Авирон, восставшие с единомышленниками своими на Моисея и Аарона, живые землей в пустыне были поглощены (см. Чис. 16 ): «Разверзлась земля и поглотила Дафана, и покрыла скопище Авирона» ( Пс. 105, 17 ). Прочие люди израильские за различные беззакония различным образом поражены были гневом Божиим: иные – огнем, иные – ядовитыми змеями, иные – мечом иноплеменническим, иные – иным образом, как о том читаем в книгах Моисеевых, пророческих и в десятой главе первого Послания к Коринфянам. Пришедшие в землю обетованную были преданы в рабство иноплеменникам, отведены в плен и иначе казнены были – об этом свидетельствуют книги Ветхого Завета. Всему тому были виной грехи их и беззакония, как о том же свидетельствуют эти святые книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Глава IX. Странствование по Пустыне Из пустыни Фаран Моисей повел израильтян на юг Синайского полуострова, и некоторое время народ жил у берегов залива Акаба. Затем они переселились в окрестности города Кадеша, где были благоприятные условия для скотоводства. В поисках питьевой воды и хороших пастбищ для скота израильтяне в течение тридцати восьми лет переходили с одного места на другое и, где находились такие благоприятные условия, там останавливались на долгое время. Вообще в библейской истории (повествовании) дается совсем немного сведений о странствовании евреев по пустыне. Это была нелегкая школа труда и всевозможных испытаний, из которых народ должен был выйти обновленным и возрожденным. Пустыня для евреев была школой не только физического, но и нравственного воспитания. Во время странствования по пустыне в еврейском стане действовали очень строгие законы, немилосердно каравшие всех тех, кто нарушал религиозные или гражданские установления. Так, например, был побит камнями один человек за то, что он в субботний день собирал дрова. Такая строгость способствовала тому, что израильтяне постепенно приучали себя быть ревностными исполнителями Синайского законодательства. Но несмотря на все эти строгости, возмущения в стане не прекращались. Возмущение Корея, Дафана и Авирона Прошло совсем немного времени после беспорядков в пустыне Фаран, как в еврейском стане опять поднялся ропот. На этот раз выступление было направлено в основном против священника Аарона и его сыновей – священников. Бунт возглавили Корей из колена Левиина, Дафан и Авирон – из колена Рувимова. К ним присоединились двести пятьдесят именитых людей, начальников еврейского народа. Бунтовщики вознегодовали на то, что священство предоставлено только племени Аарона, и требовали, чтобы из всех колен выбирались священники. Они собрались перед шатрами Моисея и Аарона и громко их укоряли: «Полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» ( Чис. 16:3 ). Моисей вышел к собравшимся и, желая их успокоить, сказал Корею: «...Ты и все твое общество собрались против Господа. Что Аарон, что вы ропщете на него?.. Вот что сделайте: …возьмите себе кадильницы и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом (перед Скинией. – Авт.); и кого изберет Господь, тот и будет свят» ( Чис. 16:11:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Так же, когда другие возбуж­дали в нем ревность и хотели раздражить его, он произно­сит следующие любомудрые слова: «если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них» (Чис.11:29)? Также за сестру свою, по­рицавшую его, какую он возносит молитву (Чис.12:13)! И во многих других случаях можно видеть кротость его; когда, например, возбранено было ему войти в землю (обетованную), в Палестину, он со всею кротостью беседует с иудеями. И, однако, этот кроткий муж нашел справедливым, чтобы Да­фан, Авирон и Корей, восставшие против священства, были поглощены землею, а другие, принесшие чуждый огонь, были сож­жены. И кроткий Давид поразил Голиафа, прогнал войско и одержал победу. Вообще кроткому свойственно — прощать обиды, нанесенные ему, и мстить за обиды, нанесенные другим. Так поступал и Христос. Он на кресте говорил: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34), и, оплакивая Иерусалим, говорил: «сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:37, 38); будучи заушаем, Сам не заушал, но и оправдывался пред заушающим; будучи называем беснующимся, изгонял бесов; будучи называем обманщиком и нечестивцем, руководил лю­дей в царство (небесное). И ученикам Своим Он запове­дал всегда переносить мучения, преследования, гонения, и зани­мать низшее место: «а кто хочет, говорил Он, между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф.20:26), и в пример приводил самого себя: «так как, говорил, Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28). Если же Он изгонял бесов, поражал диавола и истреблял заблуждения, то и это есть до­казательство особенной кротости, — чтобы всякое зло истреблять, а одержимых им освобождать от него, враждующих бесов поражать, а страждущих от них избавлять от бедствий. Что же значит: «ради истины и кротости и правды»? Сказав о войне, сказав о приготовлении к борьбе, показав вооружен­ного Воителя, пророк говорит теперь о доблестных делах Его царствования, показывает род трофея, объясняет свойство победы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так, иер. Д. Сысоев справедливо указывает, что смерть Рахили описана именно как выход души из тела 139 : Когда выходила из нее душа, ибо она умирала… ( Быт. 35:18 ). Авраам, умирая далеко от своих предков, приложился к народу своему ( Быт. 25:8 ), потому что сошел к нему в шеол душой. Так же Писание описывает смерть других людей, умерших в разных местах, от Палестины и Едома до Египта и Синайского полуострова: Измаила ( Быт. 25:17 ), Исаака (35:29), Иакова (49:33), Аарона ( Чис. 20:24 ), Моисея ( Втор. 32:50 ), Давида ( Деян. 13:36 ), Иосии ( 4Цар. 22:20 ). Отсюда свт. Филарет Московский выводит «древнее общепринятое мнение, что человеки, близкие между собой в настоящей, сближаются и в будущей жизни, по некоторому единству духа и качеств, естественно основывающему единству судьбы ( Ис. 14:9–10 , Иез. 32:18 )» 140 . Когда прор. Илия молился о возвращении к жизни умершего отрока, он сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! ( 3Цар. 17:21 ). Конечно, речь не шла просто о безличной жизненной силе, иначе пророк так и сказал бы; но он просил, чтобы вернулась душа. Так и случилось: И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил ( 3Цар. 17:22 ). Если бы речь шла лишь о жизненной силе, то незачем было бы добавлять и он ожил; о безличной силе нельзя сказать душа отрока сего. В книге Иова человек не отождествляется с телом, но обитает в храминах из брения ( Иов 4:19 ); плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает ( Иов. 14:22 ). Слова «в нем» показывают, что человек не есть только тело. Иов молит Бога, чтобы после пребывания в преисподней Он положил мне срок и потом вспомнил обо мне ( Иов. 14:13 ), хотя сам человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится (ст. 12). Подобным образом и праведный царь Езекия сравнивает при смерти свое тело с временным жилищем, от которого, как от основы, Бог его отрежет, так что ему придется идти во врата преисподней ( Ис. 38:10–12 ). Шеол, в который ушли праотцы, Иов и Езекия,– вовсе не всеобщая могила человечества. Его нельзя отождествить просто со смертью ( Пс. 88:49 ) или могилой ( Пс. 29:4 ), а Корей, Дафан и Авирон сошли в ад живыми ( Чис. 16:30 ), в чем не было бы ничего необычного, если бы шла речь лишь о смерти. Поэтому и царь Давид так говорит о чрезвычайном наказании для врагов: Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад ( Пс. 54:16 ). Сознательное бытие пленников ада подробно описано прор. Исаией ( Ис. 14:7–17 ) и Иезекиилем ( Иез. 32:17–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Так, не остались ненаказанными ни Авессалом и Авед–Адан, ни Корей и Дафан, когда вступили в соперничество, первые с Давыдом о царстве, а последние с Моисеем о первенстве, и поносили — Авессалом Давыда, отца своего, как неправедного судию, говоря каждому: «слова твои хороши, но выслушать тебя и оправдать тебя некому; если бы меня сделали начальником», а Авед–Адан: «нет мне части в Давыде, ни участка в сыне Иессеевом»: явно, что они не терпели состоять под начальством Давыда, о котором сказал Бог: «нашел Я мужа по сердцу Своему, Давыда, сына Иессеева, который исполнит все желания Мои», а Дафан и Авирон и кореяне говорили Моисею: «разве мало того, что ты вывел нас из земли Египетской, из земли, текущей молоком и медом? зачем еще ослепил ты глаза наши? и ты еще начальствуешь над нами?» — И собрали против него большое собрание, а кореяне говорили: «неужели только с Моисеем говорил Бог?», зачем он одному Аарону дал первосвященство? «Не всё ли общество ЯХВЕ свято? почему же один Аарон священствует?» А прежде них некто другой говорил: «кто поставил тебя начальником и судьею над нами?» 3. И возстали они на Моисея, раба Божия, кротчайшего из всех и верного, и обезчестили, неблагодарнейшие, столь великого мужа, законодателя, стража, первосвященника и царя, таинника божественных дел, подобно Творцу обнаружившего действенность Творца, кротчайшего, нималейше не надменного, терпеливого, человеколюбивейшего, который праведностью своею избавил их от многих опасностей и освободил их от различных смертей, сделал для народа столько знамений и чудес божественных, который совершил столько славных и чудных дел в благодеяние ему: навел на египтян десять казней, разделил море Суф и поставил воды по правую и по левую стороны наподобие стены, и провел народ по морю, как по сухой пустыне, и погрузил фараона и египтян и всех бывших вместе с ними, который древом усладил для народа источник и из твердой скалы извел ему жаждавшему воду, дал ему с неба манну, а из воздуха мясную пищу, который доставил ему столп огненный для освещения и путеводства во время ночи и столп облачный для осенения от зноя солнечного во время дня, который дал ему Закон Божий, устами и руками и письмом Божиим начертанный на скрижалях каменных, совершенного числа десятословие, с которым беседовал Бог лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим, и о котором сказал Он: «не востало пророка как Моисей»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=694...

Теперь видим мы те опасности, которые угрожают человеку, когда он бывает лишен веры. Сплотимся же, братие, теснее между собою и станем на стражу в деле воспитания детей наших, устраняя от них всё, что вытравляет в сердцах их благочестие и страх Божий. Объявим войну чувственным страстям и греховным наклонностям, призвав на помощь всесильную благодать Божию! Страшно, когда христианин теряет веру во Христа, противится благости Святого Духа и не хочет принять очевидную, ни в каких доказательствах не нуждающуюся истину христианского учения. Он делает себя несчастным для времени и вечности. Аминь. Беседа 4 И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его ( Быт.4:4–5 ). Зависть, как говорит Иоанн Дамаскин , есть внутренняя туга, сердечная скорбь, какую испытывает человек, когда видит счастье и благополучие другого. Так завидовал блаженству первого человека дьявол . Так скорбел и Каин о том, что Бог оказал жертве Авеля более благоволения, чем его жертве. Так негодовали сыновья Иакова из-за того, что брат их Иосиф пользуется большей любовью отца, чем они. Так завидовали Корей, Дафан и Авирон Аарону из-за того, что он был избран первосвященником, а не они. Таким же чувством исполнены были фарисеи, когда видели чудеса Иисуса Христа и при этом говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим его так, то все уверуют в Него ( Ин.11:47–48 ). Но есть еще особого рода зависть, состоящая в том, что ненавидят ближнего за то, что ему Бог дает более благодати. Это грех против Святого Духа. Рассмотрим: а) сущность этого греха, б) его причины и в) проистекающие из него последствия. 1 . Благодарение Богу! На свете немало добрых людей, которые споспешествуют благодати, которые, возрастая в добре, мужественно побеждают зло во всех его разнообразных видах и день ото дня становятся лучше, нравственно выше и угоднее Богу. Когда при виде такого нравственного возрастания своих собратий человек уязвляется в своей совести и побуждает себя сравняться с ним в добродетели, то это чувство нельзя назвать завистью, это скорее чувство ревности, о которой говорит апостол Павел: подражайте, мне, как я Христу ( 1Кор.4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Тогда сказал ему первосвященник Авиафар: «Вспомни, Иосиф, как погибли Дафан и Авирон, потому что они презрели волю Бога; с тобой случится то же, если ты будешь противиться тому, что Бог тебе приказывает». Иосиф ответил: «Я не противлюсь воле Божией, я хотел бы знать, который из моих сыновей должен иметь Ее женой. Пусть дадут Ей нескольких девиц, подруг Ее, с которыми Она жила бы в ожидании». Тогда сказал первосвященник Авиафар: «Ей дадут нескольких девиц, дабы утешить Ее, пока наступит день, когда ты примешь Ее. Ибо Она не может быть соединена браком ни с кем другим». Тогда Иосиф взял Марию с пятью другими девицами, чтобы они были с Марией в его доме. Этих девиц звали Ревекка, Сафора, Сусанна, Авигея и Захель, и священники дали им шелку, льна и пурпура 147 . И бросили они жребий о том, какая работа достанется каждой из них. И вышло, что жребий указал Марии прясть пурпур, дабы сделать завесу для храма Господня, и сказали Ей другие девицы: «Как Ты, младшая из всех, Ты удостоилась получить пурпур». И говоря это, они принялись, как бы в насмешку, называть Ее царицей дев. И когда они говорили так между собою, ангел Господень явился посреди них и сказал: «То, что вы говорите, не будет насмешкой, но осуществится вполне точно». Они были устрашены присутствием ангела и словами его и стали умолять Марию простить их и молиться за них. Глава IX На другой день, когда Мария стояла у колодца, ангел Господень явился Ей и сказал: «Блаженна Ты, Мария, ибо Господь уготовил жилище Себе в духе Твоем. Вот придет свет с неба 148 , дабы обитать в Тебе и через Тебя засиять в целом мире». И на третий деть, когда Она пряла пурпур руками Своими, явился Ей юноша, красоту которого невозможно описать. Увидев его, Мария была охвачена страхом и стала дрожать, и он сказал Ей: «Не бойся ничего, Мария; Ты обрела милость у Бога. Вот Ты зачнешь и родишь Царя, царство Которого будет не только над всей землей, но и над небесами и будет царствовать во веки веков. Аминь». Глава X Когда это происходило, Иосиф был в Капернауме, занятый работами по своему ремеслу, ибо он был плотник, и он пробыл там девять месяцев. Возвратившись в дом свой, он нашел Марию беременной, и он задрожал всеми членами своими и, полный тревоги, он вскрикнул и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

«Ты, вопрошатель, говоришь, что Никон поносит государя за то, что он установил Монастырский Приказ и посадил в нем мирских людей, и за то, что царь назначает в монастыри архимандритов и игуменов по своему собственному избранию. Никон не поносил и не поносит царя, но не перестает упрекать его за зло. Послушай, как в древнее время чтил Господь священство и как, когда хотели сделать насилие над первым Патриархом Авраамом из за жены его Сарры (для царя Египетского, желавшего взять ее от мужа), Бог поразил за это его язвой, и он отпустил Патриарха со славой и богатством. Также и Авимелеху Бог явился во сне и велел отпустить Сарру. Фараон неправедно хотел держать в рабстве народ Божий и был поражен гневом Божиим. Так и теперь, если кто обидит Божиих первосвященников-Епископов, Бог накажет его с неменьшей строгостью. «И взошел Моисей на гору, а старшинам сказал: оставайтесь здесь, пока мы возвратимся к вам, и вот, Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним» ( Исх. 24, 13, 14 ). Видишь, вопрошатель, не старейшинам Он вручил суд, а Первосвященнику». И снова Бог сказал ( Исх. 28, 29 ): «И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего». Но когда Корей, Дафан и Авирон из племени Рувимова, а не из священнического племени, поднялись против Моисея и Аарона, то Моисей, услышав об этом, пал на лицо свое и сказал Корею и его товарищу: завтра покажет Господь, кто Его и кто свят, чтобы приблизить Его к Себе и кого Он изберет, того и приблизит к Себе ( Числ. 16, 5 ). Они не послушались Моисея и неистовствовали против священства; они взяли кадильники и воскурили фимиам, Земля разверзлась и поглотила их и их дома и всех людей, бывших с Кореем, и их скот. Они и все бывшие с ними пали живыми в пропасть, и земля покрыла их, и они погибли среди собрания. Снова на другой день сыны Израилевы возроптали на Моисея и Аарона, говоря: ты погубил народ Божий. И Бог поразил четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме умерших по делу Корееву. Так и теперь, если кто либо не вразумится этими примерами, осмелится судить и господствовать над священством и его собственностью, того и Бог накажет также…» (I, 293, 294).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Ты любишь страстно хорошо есть и пить – ты работаешь своему господину, своему деспоту – чреву, а не Господу Иисусу Христу, и сам ты чувствуешь, что сердце твое страстно любит яства и напитки, и постоянно стремится к ним, и живет, так сказать, в соединении с ними, а не ко Господу стремиться, не с Ним ищет соединения. Господь что-то далекое, что-то несвойственное для человека, жадного к пище и питию. А пище и питию – увы – человек жадный прилежит, а о Господе нерадит; пищу и питие любит, а Господа, а Его повеления или заповеди ненавидит; ненавидит и Святую Церковь , чистую невесту Его, ненавидит ее заповеди, уставы, богослужения, обряды, ибо там нет для него пищи, пития и любимых его удовольствий. То же сказать надо и о всех плотских людях. Вот по такому-то закону плотскому и необходим пост для угождения Богу и спасения души. Книге моей конец. Богу же моему, в Троице славимому Отцу и Сыну и Святому Духу – слава. Аминь. Августа 24-го дня 1861 года. 253 Ср.: Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! ( Еккл. 2, 10–11 ). 254 Терние (церк.-слав.) – колючка, тёрн, всякое колючее растение. Бодец (др.-рус.) – кол, рожен (железный рог или любое другое остроконечное орудие), орудие для бодания, для удара тычком, на укол. 256 Дафан и Авирон – два брата, левиты, составили вместе с левитами Кореем, Оном и другими заговор против Моисея и Аарона. Они обвинили священников в том, что те ставят себя выше народа Израильского: все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня? ( Чис. 16, 3 ), и в том, что Моисей вывел Израильский народ из земли египетской, в которой течет молоко и мед (и в которой евреи были рабами у египтян), чтобы погубить их в пустыне ( Чис. 16, 14, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010