10Господь сказал Моисею: 11«Финеес, сын Элеазара, внук Аарона–священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, вознегодовав на грех среди них, как и Я на него негодую, так что Я не истребил их в Своем негодовании . 12 Так вот скажи ему: с ним заключаю Я Договор, Завет мира. 13 И будет завет сей и ему самому, и всем потомкам его заветом вечного священства их: ведь с рвением достохвальным явил Финеес ненависть ко греху во имя Бога своего и восстановил единение с Господом сынов Израилевых». 14А имя поверженного израильтянина, убитого вместе с мидьянитянкой, тоже известно – то был Зимри, сын Салу, из вождей колена Симеона. 15Мидьянитянку же звали Козби. Она была дочь Цура, главы одного из племен мидьянитянских. 16И вот что еще сказал Господь Моисею: 17«Преследуйте мидьянитян и истребите их. 18Ведь это они преследовали вас своими коварными домогательствами, пока не увлекли в постыдные связи у Пеора, как то было в случае с женщиной по имени Козби, дочерью вождя Мидьяна, что была убита в день истребления народа из–за Пеора». Вторая перепись 26 После того истребления народа, что произошло у горы Пеор, Господь повелел Моисею и Элеазару, сыну Аарона–священника: 2«Сосчитайте теперь всех в общине израильтян по семействам их , от двадцати лет и старше – всех годных к службе в войске израильском». 3 И потому на равнинах Моава, у Иордана, недалеко от Иерихона, распорядились Моисей с Элеазаром–священником, 4чтобы посчитали всех, кто старше двадцати лет, как заповедал то Господь Моисею. И вот вышедшие из Египта сыны Израилевы : 5колено Рувима, первенца Израиля. Его потомки по именам их родоначальников: род Ханоха, род Паллу, 6род Хецрона, род Карми. 7Это роды Рувима, и по подсчету число мужчин в них было сорок три тысячи семьсот тридцать человек. 8Сын Паллу – Элиав. 9Сыновья Элиава: Немуэль, Датан и Авирон. (Датан этот и Авирон были одними из тех, которые, будучи вождями в общине, выступили против Моисея с Аароном в числе сообщников Корея, восставших против Господа. 10Тогда земля разверзлась под возроптавшими и поглотила их вместе с Кореем, чьи сообщники погибли, когда огнем были истреблены двести пятьдесят человек. И с тех пор случившееся с ними – предупреждение для других. 11Однако сыновья Корея не были в числе погибших.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

  Синяя пряжа уподобляется цвету неба. Посему напоминала им Законоположника, Который все наполняет, обитает же, повидимому, на небе. Ибо сказано: «небо небесе Господеви» ( Псал. 113, 24 ); и: «Живый на небесех посмеется им» ( Псал. 2, 4 ). Сему учит и закон; ибо говорит: " узрите рясны, и воспомянете еся заповеди Господни, творити я, и не возвратитеся в след мыслей своих и... очес..., ими же вы соблудисте в след их» ( Числ. 15, 39 ). Вопрос 32. Корей еще имел некое основание возстать против Законодателя, потому что был из колена Левиина; но какой предлог к мятежу имели Дафан, Авирон и Елиав, которые вели род от Рувима? Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. ( Числ. 16, 1–2 ).   Рувим был первородный, и они думали, что священство прилично первородным, не обратили же внимания на то, что предок их лишен прав первородства за беззаконие. Вопрос 33. Что значит сказанное: «не внемли на жертву их»? Моисей весьма огорчился и сказал Господу: не обращай взора Твоего на приношение их; я не взял ни у одного из них осла и не сделал зла ни одному из них. ( Числ. 16, 15 ).   Произошел спор о священстве; те и другие из споривших, готовясь принести фимиам, в решении спора избрали Судиею Владыку Бога. Пророк, огорченный начальниками мятежа, умоляет Судию не принимать приносимого беззаконно мятежниками, и призывает Его во свидетельство о собственной своей правдивости. Ибо говорит: «не внемли на жертву их: ни единого похотения от них приях, ниже озлобих кого от них» ( Числ.16, 15 ). Судия же самым делом подтверждает свидетельство о них. Ибо говорит: «отступите... от среды сонма сего, и потреблю я абие» ( Числ. 16, 21 ). А достохвальный Моисей снова изъявляет свою кротость. Ибо, повергшись пред Судиею, вопиет: «Боже духов и всякия плоти, аще человек един согреши, на весь ли сонм гнев Господень» ( Числ. 16, 22 )? И человеколюбивый Господь, прияв моление раба Своего, повелевает прочим отделиться от мятежников, повелев же разверзнуться земле, делает, что кущи их поглощены вместе с живущими в них, и прошедшие посреди моря, пожраны землею; потому что Творцу не трудно и в море проложить сухой путь, а также в наказание из суши соделать море; и Египтян погубил Он водою, а Дафана, Авирона и прочих покрыл земными волнами, и их живых низвел во ад, а сонм Кореев истребил огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«И вероваша словеси Его, и воспеша хвалу Его». Ибо у поющих мужей начальником был великий Моисей, а у лика жен – Пророчица Мариам. Предана же письмени и песнь их. Пс.105:13 .   Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения. Пс.105:14 .   Увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой. «Ускориша, забыша дела Его: нестерпеша совета его»: «И похотеша желанию в пустыни, и искусиша Бога во безводней». Имея столько сильных удостоверений в Божием могуществе, не просили снабдить необходимым, и не ожидали Божия дара, но тотчас начали злословить Божиих служителей. Пс.105:15 .   И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их. «И даде им прошение их, посла сытость в души их». Прошением Пророк назвал пожелание; потому что не просили, но роптали. Однако же дал им Бог обилие мяс, и хлеб нерукотворенный, и сладкую в обилии воду. Пс.105:16 .   И позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню. «И прогневаша Моисея в стану, Аарона святаго Господня». Ибо Корей и его сообщники покушались похитить священство, а Дафан и Авирон замышляли присвоение себе другаго начальства. Пс.105:17 .   Разверзлась земля, и поглотила Дафана и покрыла скопище Авирона. Пс.105:18 .   И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых. «Отверзеся земля и пожре Дафана, и покры на сонмищи Авирона»: «И разжжеся огнь в сонме их, пламень попали грешники». Дафан и Авирон со всем семейством поглощены землею, а Корей и бывшие с ним попалены ниспосланным от Бога огнем. Наказания же сии Бог наложил, побуждая других уцеломудриться, но они не восхотели извлечь из сего пользы. Сие видно из повествования о том, на что они отважились. Пс.105:19 .   Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану. «И сотвориша телца в Хориве». Пророк не просто упомянул о горе, но с намерением показать чрезмерность нечестия. Ибо на сей горе явился Господь всяческих; там исполнил их страха, явившись в сильном огне, при звуках труб, при ударах грома, среди страшных явлений изрекая закон; там отважились они на нечестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Тогда слава Господня явилась в скинии, и Бог сказал Моисею: «доколе этот народ будет не верить Мне? Истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его». Моисей снова ходатайствовал за народ, и Господь по молитве праведника пощадил евреев, но вместе с тем объявил, что они будут странствовать в пустыне сорок лет и все, имеющие двадцать и более лет, кроме Иисуса Навина и Халева, не увидят земли Обетованной, – умрут во время странствования. Виновники же возмущения – десять соглядатаев тотчас были поражены смертью. Осуждение на 40-летнее странствование повергло евреев в глубокую печаль. На другой день они, вопреки запрещению Моисея, сделали попытку вторгнуться в землю Ханаанскую, но были отбиты с большими потерями и должны были отступить от пределов земли Обетованной. 34. Жезл Аарона Никто же сам себе восприимет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон ( Евр. 5:4 ). Во время сорокалетнего странствования по пустыне Корей, Дафан и Авирон и с ними 250 старейшин народа еврейского возмутились против Моисея и Аарона. «Все общество свято», говорили они, «и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» Моисей предложил им: «завтра Аарон и все вы возьмите кадильницы, всыпьте курения и соберитесь пред скинией. Господь покажет, кого Он изберет и приблизит к Себе». Наутро Корей и 250 старейшин с кадильницами явились к скинии; с ними стали Моисей и Аарон. Господь повелел последним отойти от мятежного сборища, и огонь попалил Корея и его сообщников, а Дафан и Авирон, не пришедшие к скинии, были поглощены с их семьями и шатрами разверзшеюся под ними землею. Чтобы показать народу еврейскому, что священство есть установление божественное и даровано Аарону и его сыновьям свыше, Господь повелел Моисею собрать от всех колен Израилевых по жезлу, а от колена Левиина взять жезл Аарона и положить все эти жезлы в скинии, пред ковчегом завета. «Кого Я изберу», сказал Господь, «того жезл расцветет». Моисей сделал так, и когда на утро он вынес все жезлы к народу, то оказалось, что на жезле Аарона явились ветви с цветами и созревшими миндальными орехами. Господь повелел хранить чудесный жезл в ковчеге завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

20И сказал Господь Моисею с Аароном: 21«Отделитесь от этой толпы, и Я немедленно истреблю ее». 22Но они, умоляя, пали ниц: «О Боже, Боже духов всякой плоти! Будешь ли Ты гневаться на всю общину, если согрешил один человек?» 23 Тогда Господь сказал Моисею: 24«Вели всем сынам Израилевым подальше отойти от жилищ Корея, Дафана и Авирона». 25Моисей поднялся и направился к Дафану и Авирону; за ним пошли старейшины Израиля. 26И сказал Моисей общине израильтян: «Станьте подальше от шатров этих грешников и не прикасайтесь ни к чему, что им принадлежит, дабы и вам не погибнуть из–за их грехов». 27И отошли они от жилищ Корея, Дафана и Авирона. Дафан же и Авирон вышли из шатров своих вместе с женами, сыновьями и малыми детьми и встали у входов в свои жилища. 28И тогда Моисей, обращаясь к общине, сказал: «Вот как вы узнаете, что делал я всё не сам по себе, а по велению Господа: 29если умрут эти люди обычной смертью, как все умирают, тогда не Господь меня посылал. 30Но если необычное совершит Господь, если разверзнется земля и поглотит их со всем их добром, если живыми сойдут они в Шеол , то знайте: на самого Господа хулу возвели эти люди». 31 И как только сказал Моисей эти слова, трещина пошла по земле под ногами мятежников, 32разверзлась она и поглотила их самих, и семьи их, и всех домочадцев Корея со всем их имуществом. 33 И сошли они со всем, что было у них, в Шеол живыми; земля накрыла их, и так не стало их в общине. 34Услышав их вопли, все стоявшие вокруг израильтяне бросились бежать. «Смотрите, – кричали они, – как бы и нас не поглотила земля»! 35А Господь ниспослал огонь , и огонь тот уничтожил двести пятьдесят человек – всех, кто приносил благовония в кадильницах своих. Кадильницы 36 После того Господь снова обратился к Моисею и сказал: 37«Вели Элеазару, сыну Аарона–священника, собрать кадильницы на пожарище, ибо они освятились, а горящие угли из них высыпать в удалении от стана. 38Кадильницы же людей, погибших из–за греха своего, пусть раскатают в листы, чтобы обить ими жертвенник; они освятились, потому что с ними предстояли эти люди пред Господом. И посему пусть будут они предостережением для сынов Израилевых».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

2 . Итак, заметим, возлюбленные, какова слава мятежникам и какой приговор о них. Если возстающий против царей достоин наказания, хотя бы он был сын, хотя бы друг; то во сколько более достоин наказания тот, кто возстает против священников? Ибо во сколько выше священство царства, как подвизающееся о душе, востолько тягостнее накажется тот, кто ему дерзнет сопротивляться, нежели царству. И ни тот, ни другой не останутся ненаказанными. Так, не остались ненаказанными ни Авессалом и Авед–Адан, ни Корей и Дафан, когда вступили в соперничество, первые с Давидом о царстве, а последние с Моисеем о первенстве, и поносили – Авессалом Давида, отца своего, как неправедного судию, говоря каждому: «слова твои хороши, но выслушать тебя и оправдать тебя некому; если бы меня сделали начальником», а Авед–Адан: «нет мне части в Давиде, ни участка в сыне Иессеевом»: явно, что они не терпели состоять под начальством Давида, о котором сказал Бог: «нашел Я мужа по сердцу Своему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все желания Мои», а Дафан и Авирон и кореяне говорили Моисею: «разве мало того, что ты вывел нас из земли Египетской, из земли, текущей молоком и медом? зачем еще ослепил ты глаза наши? и ты еще начальствуешь над нами?» – И собрали против него большое собрание, а кореяне говорили: «неужели только с Моисеем говорил Бог?», зачем он одному Аарону дал первосвященство? «Не всё ли общество ЯХВЕ свято? почему же один Аарон священствует?» А прежде них некто другой говорил: «кто поставил тебя начальником и судьею над нами?» 3 . И возстали они на Моисея, раба Божия, кротчайшего из всех и верного, и обезчестили, неблагодарнейшие, столь великого мужа, законодателя, стража, первосвященника и царя, таинника божественных дел, подобно Творцу обнаружившего действенность Творца, кротчайшего, нималейше не надменного, терпеливого, человеколюбивейшего, который праведностью своею избавил их от многих опасностей и освободил их от различных смертей, сделал для народа столько знамений и чудес божественных, который совершил столько славных и чудных дел в благодеяние ему: навел на египтян десять казней, разделил море Суф и поставил воды по правую и по левую стороны наподобие стены, и провел народ по морю, как по сухой пустыне, и погрузил фараона и египтян и всех бывших вместе с ними, который древом усладил для народа источник и из твердой скалы извел ему жаждавшему воду, дал ему с неба манну, а из воздуха мясную пищу, который доставил ему столп огненный для освещения и путеводства во время ночи и столп облачный для осенения от зноя солнечного во время дня, который дал ему Закон Божий, устами и руками и письмом Божиим начертанный на скрижалях каменных, совершенного числа десятословие, с которым беседовал Бог лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим, и о котором сказал Он: «не востало пророка как Моисей».

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

32:32). Также, когда другие возбуждали в нем ревность и хотели раздражить его, он произносит следующие любомудрые слова: « если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них » (Числ. 11:29)? Также за сестру свою, порицавшую его, какую он возносит молитву (Чис. 12:13)! И во многих других случаях можно видеть кротость его; когда, например, возбранено было ему войти в землю (обетованную), в Палестину, он со всею кротостью беседует с иудеями. И, однако, этот кроткий муж нашел справедливым, чтобы Дафан, Авирон и Корей, восставшие против священства, были поглощены землею, а другие, принесшие чуждый огонь, были сожжены. И кроткий Давид поразил Голиафа, прогнал войско и одержал победу. Вообще кроткому свойственно — прощать обиды, нанесенные ему, и мстить за обиды, нанесенные другим. Так поступал и Христос. Он на кресте говорил: « Отче! прости им, ибо не знают, что делают » (Лк. 23:34), и, оплакивая Иерусалим, говорил: « сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст » (Мф. 23:37, 38); будучи заушаем, Сам не заушал, но и оправдывался пред заушающим; будучи называем беснующимся, изгонял бесов; будучи называем обманщиком и нечестивцем, руководил людей в царство (небесное). И ученикам Своим Он заповедал всегда переносить мучения, преследования, гонения, и занимать низшее место: « а кто хочет », говорил Он, « между вами быть большим, да будет вам слугою » (Мф. 20:26), и в пример приводил самого себя: « так как », говорил, « Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих » (Мф. 20:28). Если же Он изгонял бесов, поражал диавола и истреблял заблуждения, то и это есть доказательство особенной кротости, — чтобы всякое зло истреблять, а одержимых им освобождать от него, враждующих бесов поражать, а страждущих от них избавлять от бедствий. Что же значит: « ради истины и кротости и правды »? Сказав о войне, сказав о приготовлении к борьбе, показав вооруженного Воителя, пророк говорит теперь о доблестных делах Его царствования, показывает род трофея, объясняет свойство победы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

50 . В нем должна быть вера и духовная зрелость, не отдельно друг от друга, но обе вместе должны жить в одном и подкрепляться добрыми делами и поступками. Поэтому апостол Павел и хочет, чтобы мы подражали тем, кто верой и терпением стал соучастником в обетовании, данном Аврааму, который терпением же удостоился принять обещанное благословение и стяжать благодать. Пророк Давид убеждает нас подражать святому Аарону, поставляя его среди святых Господа: Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его ( Пс. 98:6 ). 51 . Чем же славен тот муж, который дан образцом для всех? Когда по вине строптивых народ оказался под угрозой неминуемой гибели, он бросился между живыми и умирающими, чтобы остановить смерть, чтобы больше никто не погиб 623 . Поистине это муж священнического ума и духа! Он, как пастырь добрый, исполненный благочестивой любви, бросился на защиту Божьего стада. И было вырвано жало смерти, сдержан натиск, предотвращен конец. Милосердие пришло на помощь подвигу, и Аарон устремился на защиту поступающих наперекор ему. 52 . Пусть же своевольные учатся бояться гнева Божьего, а священники – умилостивлять Его. Что же? Разве не из-за строптивости землей были поглощены Дафан, Авирон и Корей 624 ? Разве не они подстрекали двести пятьдесят мужей выступить против Моисея и Аарона и отделиться от них? Разве не они восстали с призывом: Полно вам, всё общество, все святы, и среди их Господь! ( Числ. 16:3 ). 53 . Разгневанный же Господь обратился ко всему народу. Увидел и познал Господь Своих ( 2Тим. 2:19 ) и взял Себе святых, а кого не избрал, не взял Себе, и повелел, чтобы Корей и все восставшие вместе с ним против священников Господних Моисея и Аарона воздвигли алтари и принесли фимиам, и обещал показать, кто пред Ним избран и свят меж левитов Господних. 54 . И сказал Моисей Корею: Послушайте меня, сыны Левия! Неужели мало вам того, что Бог отделил вас от сообщества Израильского? Вы домогаетесь еще и священства. Так ты и всё сообщество твое собрались против Бога. Что Аарон, что вы ропщете на него?( Числ. 16:8–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

81 . И еще Корей, Дафан и Авирон и с ними двести пятьдесят мужей восстали на Моисея и закон Божий, и земля поглотила их, и огнь попалил их ( Чис.16:135 ). 82 . Из двенадцати жезлов один только жезл Ааронов расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали, и видели все, что священнодействовать может только тот, кого избрал Господь ( Чис.17:18 ). 83 . Еще был ропот народа у Меривы, когда не было воды. Моисей жезлом ударил в скалу, и потекла вода ( Чис.20:113 ). 84 . Народ возроптал на Бога, и ядовитые змеи жалили народ, и многие умирали. Тогда Моисей сделал медного змея (прообраз Креста Животворящего), и, глядя на него, народ оставался жив ( Чис.21:49 ). 85 . Валаам по велению Божию пророчествовал о Христе Мессии: Возсияет звезда от Иакова, и восстанет Человек от Израиля, и Царство Свое Церковь утвердит по земле ( Чис.24:17 ). 86 . Когда народ стал блудодействовать с дочерями Моава и оставил веру в Истинного Бога, то Господь поразил за это 24000 человек, и только священник Финеес отвратил ярость гнева ( Чис.25:19 ). 87 . За сорок лет странствования в пустыни сложили свои кости все, роптавшие на Бога, и выросли их сыны, и им дано войти в землю обетованную ( Чис.26 ). 88 . Возлюби Господа, Бога Твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими ( Втор.6:5 ). Храни заповеди Господа и делай справедливое и доброе. 89 . Благословение Господне будет, если послушаешь заповеди Бога; и проклятие, если уклонишься с пути праведного ( Втор.11:27, 28 ). 90 . Если любишь Бога от всего сердца своего, не слушай иное учение, и не ходи вслед идолов ложных, и не твори мерзости на земле ( Втор.6:14; 8:19; 18:9 ). 91 . Будьте святы и любите Бога Всемогущего, ибо сорок лет Бог водил народ по пустыни, и одежда и обувь не обветшали, и хлеба не ели, и вина и сикера не пили, и хранил их Господь ( Втор.29:56 ). 92 . Собирайте народ, мужей, и жен, и детей, и пришельцев, чтобы они слушали и учились правде и боялись Господа Бога и исполняли закон Его. 93 . Имя Господа прославляйте и воздавайте славу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

А пресвитеров считайте вы представителями нас, апостолов, учителями боговедения, потому что Господь сказал, посылая нас: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам». А вдовиц и сирот считайте вы образами жертвенника; а девственниц чтите во образ кадильницы и фимиама. 27 . Как принадлежащему к иному роду, не бывшему от колена Левиина, не дозволялось приносить что–либо или приступать к алтарю без священника, так и вы ничего не делайте без епископа. Если же кто сделает что без епископа, то сделает это напрасно; ибо это не вменится ему в дело. Как Саул, принесший жертву без Самуила, услышал: «безумно поступил ты», так и всякий из народа, совершающий что–нибудь без священника, напрасно трудится. И как Озия царь, совершивший священническое, не будучи священником, поражен был за беззаконие проказою, так не останется ненаказанным и всякий из народа, презревший Бога, возбесившийся против священников Его, сам похитивший себе честь, не подражавший Христу, Который не Сам присвоил Себе славу быть Первосвященником, но ожидал услышать Отца: «клялся ЯХВЕ, и не раскается; ты – священник во век по чину Мелхиседека». Если Христос не славит Сам Себя без Отца, то как можно, чтобы человек сам покушался на священство, не приняв достоинства сего от высшего, и делал то, что позволительно одним священникам? Кореяне, несмотря на то, что были от колена Левиина, не были ли сожжены огнем, когда возстали на Моисея и Аарона и стали состязаться о непринадлежащем им? И Дафан и Авирон не сошли ли в преисподнюю живые, а прозябший жезл не остановил ли безумие многих и не указал ли первосвященника, избранного Богом? Итак, и вы, братья, должны приносить жертвы свои, то есть приношения, епископу, как первосвященнику, или лично, или чрез диаконов. Впрочем, не одни жертвы, но и начатки, и десятины, и добровольные дары ему же приносите; ибо он знает бедствующих и каждому дает как следует, чтобы один не получил в один и тот же день или на одной и той же седмице два раза и более, а другой между тем ни однажды; ибо справедливость требует лучше помогать истинно бедствующим, нежели тем, которые кажутся бедствующими.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010