Гл. 5, ст. 4. Никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон. Это значит, что человек только по призванию от Бога может принимать почетное служение, как, напр., служение первосвященника, учителя, проповедника ( Рим. 10:15 ). Апостол указывает на пример Аарона, показывая этим, что и в Новом Завете действует то же правило, как и в Ветхом. Аарон не по своему произволу, не по избранию от людей принял на себя достоинство и обязанность первосвященника, но по избранию и призванию от Бога. Вот, что повествует нам книга Числ. «Корей – сын Левиин и Дафан и Авирон – сыны Рувимовы восстали против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня» (Очевидно, что тогдашние мятежники рассуждали точно так же, как и теперешние штундисты: из того, что Господь пребывает в обществе верующих, они выводили, что все верующие одинаково к Нему близки и одинаково святы, следовательно никто не должен возвышаться над обществом, как ближе стоящий к Господу, а если бы кто стал возвышать себя, то делал бы это по своему произволу)? – «Моисей, услышав сие, пал на лице свое и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто – Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе» (Моисей в противность мятежникам утверждает, что и он, и Аарон приняли власть от Бога, были избраны и возвышены Богом). На следующий день двести пятьдесят человек, явившихся с Кореем во главе для принесения Богу курения, были уничтожены огнем от Господа, а прочие мятежники с Дафаном и Авироном во главе поглощены разверзшеюся землею (гл. 16); избрание же Аарона подтверждено чудом жезла его, в одну ночь разцветшего, пустившего почки, давшего цвет и принесшего миндали (17, 8). Итак без избрания и призвания Божия никто, как во времена Моисея, так и теперь, не может принимать на себя почести начальника, учителя и священника. Таких богоизбранных и богопоставленных учителей и начальников у штундистов нет, а есть только самозваные.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

Глава 16 Возмущение Корея, Дафана, Авирона, Авнана и 250 именитых мужей Израиля. – Наказание возмутившихся. Чис.16:1 .  Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, Чис.16:2 .  восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. Страх от рассказов соглядатаев земли Ханаанской, неудача самовольного вторжения в заповедные пределы, предстоящее скитание по только что пройденным пустыням произвели в народе общий упадок духа и вместе с тем крайнее недовольство своим положением. Влияние Моисея ослабело; с упадком этого влияния ослабла и дисциплина. Пользуясь таким состоянием народа, левит Корей со знатнейшими рувимлянами Дафаном, Авироном и Авнаном составили заговор с целью произвести коренное изменение в церковно-гражданском устройстве общины. Вскоре на сторону заговорщиков перешли еще 250 «именитых» людей. Заговор прикрывался высокой идеей святости всего народа. «Полно вам! – говорили заговорщики Моисею и Аарону. – Все общество свято, среди всех Господь! Зачем же вы ставите себя выше всех в народе Господнем?» Опасность бунта была очевидна: это не было скоропреходящим возмущением людей, лишенных воды или пищи, – возмущением так же скоро прекращающимся, как и возникающим. На суд возбужденного народа были представлены основные принципы строя его социально-церковной жизни… В случае успеха задуманного заговорщиками предприятия, дезорганизованной еврейской массе могла угрожать серьезная опасность: часть евреев возвратилась бы, вероятно, в Египет, к котлам египетского мяса; часть затерялась бы в пустынях и часть ассимилировалась бы с туземными обитателями Ханаана. Отсюда понятна та страшная кара, которая обрушилась на зачинщиков движения и которая должна была отрезвить их единомышленников. Чис.16:16 .  И сказал Моисей Корею: завтра ты и все общество твое будьте пред лицем Господа, ты, они и Аарон; «И все общество твое», т. е. все твои сторонники.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– Да вознесется рука Твоя, Господи, как некогда сам Ты возвестил мне; отпусти грех сему народу, подобно как и доныне Ты всегда был к нему милостив!» . Услышал Господь кроткую молитву Моисея и сказал: «милостив буду, по слову твоему; во веки будет жить имя Мое, и слава Моя исполнит землю. Но люди, видевшие славу и знамения Мои в Египте и пустыне, и десять раз искушавшие Меня, истинно не увидят землю, которую обещал отцам их; одни только дети их, еще неразумеющие добра и зла, её получат, и с ними Халев и Иисус Навин. Завтра возвратитесь опять в пустыню к Чермному морю. Скажи дерзнувшим роптать на Меня и на вас: в пустыне падут тела их; но дети, которых боялись отдать в добычу врагам, те наследуют землю, от коей отрекались отцы; сорок лет будут пастись они в пустыне, по числу дней, употребленных соглядатаями, год за день, неся на себе беззаконие родителей, доколе не истлеют тела их, и познают роптавшие всю полноту гнева Моего.» Во исполнение угрозы, первые поражены были соглядатаи, кроме Халева и Иисуса, внезапной смертью. Восплакались сыны Израилевы, движимые поздним раскаянием, захотели они взойти на верх горы, заслонявшей землю обетованную, вопреки словам Моисея, который предупреждал, что Амалик и Хананей поразят их, ибо Господь отступил от непокорных; он не позволил поднять кивота из среды полка, и меч врагов отразил ослушников. Господь хотел утвердить, страхом, закон свой в сердце непостоянного народа. Вопреки заповеди, о соблюдении субботы, один из сынов Израилевых найден был собирающим дрова в пустыне. Моисей велел побить виновного камнями, и весь сонм был исполнителем казни, ибо против всех согрешил нарушитель закона, данного для общего спасения. Вскоре открылось возмущение, угрожавшее спокойствию целого народа; ибо начальниками его были Корей, из племени Левитов, Дафан, Авирон и Авнан, из старшего колена Рувимова, с двумя стами пятидесятью именитых мужей совета Израильского. Завидуя власти Моисея и Аарона, они восстали на них, говоря: «весь сонм свят, ибо со всеми Господь; зачем же превозноситесь над сонмом?» Изумленный такой речью, Моисей, со смирением отвечал возмутителям: «завтра покажет Господь, кто святые его, и призовет их к себе, не избранных же оставит; возьмите кадильницы ваши, Корей с своим сонмом; возжгите фимиам и завтра, кого изберет Господь, тот будет святым. Послушайте меня сыны Левиины: или мало вам, что Господь отделил вас, от всего сонма Израилева, на служение в скинии? Для того ли приблизил вас к Себе, чтобы вы еще восхитили священство и восстали на Господа, ибо кто Аарон, что ропщете против него?»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Давно уже имеются у нас эти указания, и мы обязаны покорно Божиим указаниям повиноваться и в таком деле не взирать на лица: можно ли по человеческой снисходительности быть широким там, где это идет наперекор Божественному закону? Мы не должны забывать слов, сказанных через пророка Исаию Господом. Он негодовал на то, что, забыв заповеди Божий, они следуют учениям человеческим: «Народ этот чтит Меня языком своим, сердце же его далеко отстоит от Меня. Благоговение их передо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29:13). Господь повторяет то же в Евангелии: «Вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти предание» (Мк. 7:9), 2. Имея перед глазами эти наставления. внимательно и благоговейно сообразуясь с ними при поставлении епископов, мы должны выбирать в предстоятелей ваших только людей чистых и незапятнанных, которые свято и достойно будут возносить жертву Богу, чьи молитвы о благосостоянии народа Божиего могут быть услышаны. Написано ведь; «Грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин. 9:31). Поэтому с великой осмотрительностью, по нелицеприятном расследовании, надлежит выбирать в епскопы людей, которых Господь несомненно услышит. Пусть народ не льстит себя мыслью, что его не коснется греховная зараза, хотя он и общается с грешным епископом, хотя услужливо и согласился на беззаконное и несправедливое занятие епископского места этим главой. Господь через пророка Осию грозит таким наказанием: «Жертвы их как хлеб похоронный; все, кто будут есть его, осквернятся» (Ос. 9:4): это, конечно, указание на то, что опутаны грехом вообще все, кого осквернила жертва, приносимая епископом неправедным. То же самое найдем мы и в «Числах», в рассказе о том, как Корей, Дафан и Авирон, восстав на священника Аарона, дерзко присвоили себе право приносить жертву. И Господь через Моисея повелел народу отойти от них. чтобы, общаясь с людьми преступными, не наложить и на себя вины: «Отойдите от шатров нечестивых закоренелых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему. что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам вместе от греха их» (Числ. 16:26). Поэтому–то народ, повинующийся наставлениям Господним и боящийся Бога. должен отойти от грешного главы и не бывать на службах епископа–кощунника, тем более, что он имеет полную возможность и выбирать достойных епископов и удалять недостойных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ефаму (иначе Идифуну), из племени Мерари принадлежит 88 псалом. Идифун, по свидетельству 1 книги Паралипоменон, играл «на цитре во славу и хвалу Господа» ( 1Пар. 25, 3 ). Под его руководством находились шесть его сыновей. Еман и Ефан упоминаются также и в 3 книге Царств, как мудрецы, чью мудрость превосходила мудрость Соломона. «И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина и Емана и Халкола и Дарды, сыновей Махола, и имя его было во славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять» ( 3Цар.4, 30–32 ). Наконец, одиннадцать псалмов принадлежат сынам Кореевым. Это псалмы с 41 по 48, а также 83, 84 и 86. Под именем сынов Кореевых известны потомки Корея, поднявшего некогда возмущение против Моисея и Аарона. Корей происходил из колена Левия и племени Каафы и погиб вместе с другими возмутителями народа: Дафаном и Авироном. Всех их поглотила разверзшаяся по слову пророка Моисея земля. Дафан и Авирон погибли вместе с потомством. «Но сыны Кореевы не умерли» ( Числ.26:11 ). В обязанности левитов, потомков Корея, входило следить за благочинием в храме и за чистотой его дворов. Потомки Корея отличались преданностью Давиду и сопровождали его во время бегства от преследования Авессалома. Поэтому большинство псалмов сынов Кореевых посвящено событиям из жизни царя Давида. Псалом 136 («На реках Вавилонских») в славянской Библии имеет надписание «Давиду Иеремием». Приписка «Иеремием» (означает: «Иеремиев» или «через Иеремию») известна уже блаженному Феодориту по какому-то греческому тексту. В Септуагинте и в Вульгате псалом в надписании псалма стоит имя Давида. В еврейском масоретском тексте указание на авторство псалма отсутствует. Если исходить только из содержания псалма можно заключить, что он написан во времена Вавилонского плена. Если же этот псалом написан царем Давидом, то это выдающееся по провидению будущего пророчество. Пророк Иеремия не был в Вавилонском плену, но являлся современником увода евреев в плен и оплакивал это событие. Таким образом, псалом написан либо в пророческом вдохновении царем Давидом, либо неизвестным автором как подражание псалмам Давида и «Плачу Иеремии».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Зачинщиком является Корей – левит из сынов Каафовых. К нему присоединяются два мирянина, Дафан и Авирон, плюс 250 именитых людей. Корей выступает против Моисея (16:3). Разве Моисей обладает монополией на святость, спрашивает Корей. Вопрос серьезный. Но является он оправданным или необоснованным? Обуздав всякое побуждение защитить самого себя, Моисей готов передать этот вопрос на Божье рассмотрение (ст. 5–7). Как и в споре Илии с пророками Бааловыми на горе Кармил ( 3Цар.18 ), Господь определит, где истина и где ошибка, где пророк, а где лгун. Как и на горе Кармил, противостояние произошло между одним человеком и толпой. Итак, Моисей говорит: «Послушайте, сыны Левия» (16:8). Он не говорит: «Послушай, Корей». Корей просто является представителем большой группы людей. Мотивировка, скрывавшаяся за протестом Корея, обнаруживается в 16:8–10. Для чего довольствоваться ролью приходского священника, если можно иметь сан епископа? Бог не так терпелив, как Моисей! Он хочет решить эту тупиковую ситуацию в мгновение ока (ст. 21). Но Моисей и Аарон ходатайствуют за согрешивших (ст. 22). Пусть любое необходимое наказание будет ограничено виновными и не распространяется дальше. Именно так все и произошло (ст. 31–33). Корея и его семью поглотила земля. Грех Корея был двойным. Он состоял в демонстративном неповиновении плюс фактическом исполнении обязанностей, которые не были даны ему. То, что земля поглотила Корея и его сообщников, должно быть «памятью сынам Израилевым, чтобы никто посторонний, который не от семени Аарона, не приступал приносить курение пред лице Господне» (ст. 40). И вновь Книга Чисел подчеркнула тот факт, что Бог дал разные обязанности разным группам. Неприятности начинаются тогда, когда одна группа говорит: «Я не научилась быть довольной тем положением, в котором я нахожусь». Серьезность этой расстановки подкрепляется фразой в 18:3: «Пусть они (колено Левия) ... не приступают к вещам святилища и к жертвеннику, дабы не умереть и им и вам (Аарону и священникам)». (См. также 18:7.) Подробный ультиматум мы уже встречали в Книге Чисел (1:51; 3:10; 3:38; 4:20). Напрасно здесь искать концепцию священства всех верующих. Полномочия были даны. Границы установлены. Служения определены. Деятельность упорядочена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

И предались чрезмерному желанию в пустыне и искушали Бога в безводной» ( Пс.105:13–14 ). Имея столько и таких доказательств, удостове­рявших божественное могущество, они не обращались к Богу со своими нуждами и не ожидали Его помощи, по тотчас вооружались укорами против Его слуг. Два греха иудеев соединил здесь псалмопевец: во-первых, что телесную страсть обнаружили в пустыне, где нужно было любомудрствовать и удерживаться от всякого пожелания, во-вторых, что и о воде молили Бога не искренно, но с целью иску­сить Его. Однако и после того Бог не прекращал Своих чудес. «И Он исполнил просьбу их: послал пресыщение душам их " ( Пс.105:15 ). Полу­ченные уже ими блага не уверили однако их в дальнейшем; они поносили Бога, говоря: «о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом» ( Исх.16:3 ; Числ.11:4–5 ). Прошением назвал их пожелание. А на самом деле они не просили, но попрекали. Тем не менее, Господь дал им и обилие мяса, и хлеб, не руками сделанный, и воду весьма приятную и обильную. «И прогневали Моисея в стане, Аарона, священника Господня " ( Пс.105:16 ). Ни преогорчивших Его в Красном море, ни иску­шавших в пустыне Презирающий грехи не оставил их, и даже удовлетворил их желания, но когда на Моисея восстали сообщники Дафана и Авирона и сказали: «одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам?» ( Числ.12 – это сказано не Дафаном и Авироном, а Аароном и сестрою его Мариам), тогда их со всем родом предал разверзшейся земле. Корея же и тех, которые вместе с ним хотели воз­нести кадильницы свои вместо Аарона, попалил огонь, исшедший из скинии. Не допускает Бог, чтобы были презираемы Его слуги, но явив Свою благость, показывает и Свою беспощадность, согласно с словами: «итак видишь благость и строгость Божию» ( Римл.11:22 ). Эти лекарства у Бога взаимно пополняют друг друга. «Разверзлась земля, и поглотила Дафана, и покрыла скопище Авирона. И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил грешников» ( Пс.105:17–18 ). Дафан и Авирон со всем племенем были пожраны землей, а Корей и его сообщники были по­палены огнем, посланным от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И прежде, будучи вполне праведным, а теперь совсем отрешившись от всего греховного, Иаков призвал сыновей своих выслушать его предсмертные слова не только как отеческие, но и как человека богоизбранного, удостоившегося не только богоявлений, но и самого ближайшего соприкосновения с Божией силою. Ст. 3–7. «Рувим, первенец мой! ты – крепость моя и начаток силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода; не будешь преимуществовать; ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, (на которую) взошел. Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя; ибо они во гневе своем убили мужа, и по прихоти своей перерезали жилы тельца; проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Иакове и рассею в Израиле». Ст. 3–7. Самое высшее благословение Иакова должно было перейти на старшего сына его Рувима, но он не удостоился чести быть носителем тех высоких духовных обетований, которые были чаянием Израиля. Он оказался слишком плотским и столь невоздержным, что в нем страсти бушевали, как бушует вода, возмущаемая бурею. На следующих Симеоне и Левии, также не успокоилась возмущенная их пороками душа благочестивого старца. Их жестокая мстительность за обиженную сестру так возмутила кроткого Иакова, что он не только не желал, чтобы святая слава его простерлась на них, но даже определил им потом, как положительное наказание, не иметь отдельного цельного удела среди поколений прочих сынов. И это сбылось. Колену Симеона дана была доля в колене Иудовом, но такая малая, что многим должно было искать пропитания среди других колен, а потомкам Левия дано было несколько городов, разбросанных в прочих коленах. Некоторые потомки Рувима, напр., Дафан, Авирон, вздумали было приобрести некоторое первенство среди Израиля, которого еще лишен был их праотец, но они живыми были поглощены разверзшейся землею. Так непреложно исполнились предсказания Иакова. В библейском рассказе о преступлениях Симеона и Левия ( Быт. 34 гл.) не упомянуто об огорчении Иакова потому, что Библия рассказывает обо всем с одной уже везде одинаковой точки зрения, с которой говорится о преступлении, чтобы только возбудить людское отвращение к пороками. Но когда дело касается оценки этих поступков, то в примере Иакова можно видеть с каким порицанием, и с какою строгостью говорили ветхозаветные праведники о преступлениях, нарушавших особенно законы самые естественные, положенные в глубине сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Ибо, если бы тот, кто вводится вопрошающим, услышал от апостола решения своего вопроса, то быть может он впал бы в умоисступление и подумал, что благодать для него безполезна. Ибо бывает и дар, по тому же апостолу, не приносящий пользы тому, кому он дан. Евреи эту заповедь, то есть: «не будь слишком справедлив», толкуют в отношении к Саулу, который помиловал Агага, которого Господь повелел умертвить ( 1Цар.15 ). Но к этому стиху может быть применён и тот раб из Евангелия ( Мф.18:23–35 ), которому Господь простил и который сам не хотел простить другому рабу, потому что был слишком справедлив. Еккл.7:17 . Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время? Не поступай нечестиво много и не будь безумен; зачем тебе умирать не в свое время? Ибо Господь говорит: «не хощу смерти грешника, но еже обратитися ему и жити» ( Иез.18:32 ). Пусть будет достаточно согрешить однажды; после падения мы должно восстановлять себя! Ибо, если, по естествоиспытателям, ласточка умеет давать зрение птенцам посредством хелидония, и раненные козы отыскивают бадьян: то почему же мы не хотим знать, что для согрешающих дано врачевство покаяния? Относительно слов: «чтобы не умереть не в свое время», мы знаем, что Корей, Дафан и Авирон за возмущение против Моисея и Аарона были пожраны мгновенно разверзшеюся землею и что для вразумления других очень многие были осуждены прежде дня судного еще в этой жизни. Итак, смысл этих слов такой: не прилагай грехов ко грехам, чтобы не подвигнуть Бога на наказание тебя еще в этой жизни. Еккл.7:18 . Хорошо, если ты будешь держаться одного и не отнимать руки от другого; потому что кто боится Бога, тот избежит всего того. Хорошо тебе держаться оного; но и от сего не опускай руки твоей; ибо, кто боится Бога, тот поспеет ко всему. Хорошо благотворить праведным; но не несправедливо благодетельствовать и грешным. Хорошо поддерживать присных в вере, но заповедано давать и всякому просящему. Ибо боящийся Бога и подражающий Творцу своему, Который дождит на праведных и неправедных, спешит благотворить всем не смотря на лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

( Ис.40:27–28 ). Правда, есть несколько мест, где Иегова называется огнем поядающим ( Втор.4:24 ), где говорится, что лицезрение Его сопровождается смертью ( Суд.13:22 ), и что исходивший из Него огонь действительно наказывал виновных ( Чис.16:35 ), но ни одно из этих мест не может давать право на объединение Иеговы с тою всепоглощающею силою, какою признавалось божество финикийское, известное под именем Ваал-Молоха 260 . Во всех этих и других подобных местах только символически изображается та безусловная святость Божества, по которой все нечистое, греховное не может и не должно иметь с Ним общения. Почему Иегова есть огнь поядающий? Потому что Он есть, как говорится далее, Бог ревнитель ( Втор.4:24 ). Почему Маной боится смерти, увидав Ангела Иеговы? Потому что чувствует свое недостоинство ( Суд.13:23 ). Почему Корей, Дафан и Авирон наказываются смертью ? Потому что они люди грешные ( Чис.16:22 ). Что касается указания на жертву Авраама и Иеффая, то оно скорее может опровергать, чем доказывать сопоставление Иеговы с Молохом. Все такие обстоятельства, как повеление Аврааму принесть сына в жертву, удержание со стороны Ангела от принесения ее и награда Аврааму за намерение, ясно свидетельствуют, что подобные жертвы не были в обычае. А о жертве Иеффая довольно выразительно замечено, что она состояла в обречении дочери его на безбрачие ( Суд.11:39 ). В чем состоит существо Духа Божия, это есть, по ветхозаветному учению, тайна, сокрытая даже от таких, как Пророк Моисей, избранников Божиих. Лица Моего, говорит ему Господь, не можно тебе видеть ( Исх.33:20 ). Единственное, что было доступно для него и что, действительно, благоволил Бог открыть ему, это созерцание славы Божией, созерцание Бога сзади. Я проведу пред тобою, говорит ему Господь, всю славу Мою, и провозглашу имя Иеговы пред тобою... Когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду, и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо тебе ( Исх.33:19, 22:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010