Призванные быть советчиками и посредниками, они вступают в соблазнительную борьбу между собою из-за влияния при дворе, подкапываются друг под друга, интригуют, стараются уронить один другого во мнении царя и патриарха, пишут друг на друга жалобы, обвинения, так что правительству приходится умиротворять вздорящих, мелочно самолюбивых иерархов. О возможности получить от них истинные сведения о действительном положении и нуждах Востока, найти в них беспристрастных, искренно преданных интересам Православия советчиков и руководителей невозможно было и думать; в конце концов пришлось самого видного из них, Аверкия, лишить архиерейского сана и удалить из Москвы в ссылку, так как его бесчестные проделки перешли, очевидно, всякую границу возможного. Но этого мало: русским приходилось созерцать не только ссоры, интриги и разные проделки поселившихся в Москве греческих иерархов, но и видеть участие в этой борьбе своекорыстных интриганов из числа самих восточных патриархов. Феофан Иерусалимский деятельно вмешивается в борьбу двух враждующих митрополитов, принимает сторону одного из них и всеми мерами старается подорвать значение при московском дворе Аверкия. Побуждения, руководившие в этом случае Феофаном, были не особенно высокие – это подозрение, что ему под влиянием Аверкия прислана скудная милостыня, тогда как он рассчитывал на получение большей. По этому только побуждению он решается раскрыть Московскому патриарху глаза на Аверкия и все его проделки, о которых он знал ранее, но о которых умалчивал, пока не счел себя обиженным Аверкием. Ничем не замаскированное своекорыстие даже патриарха, прикрывающего до поры до времени, пока его не заденут, нечестные проделки проживающего при московском дворе митрополита, не могли производить хорошего впечатления в Москве. Недоброе мнение о греческих иерархах составлялось у русских, а думать иначе они не имели данных. После митрополита Веррийского Аверкия особенно резко выдается по своему громадному влиянию при московском дворе известный Паисий Лигарид, приехавший в Москву 12 февраля 1662 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

…ваш Мериме знает даже древнюю нашу историю — драма «Le Faux Demetrius». — П. Мериме был знатоком и пропагандистом русской литературы во Франции. Он перевел на французский язык «Пиковую даму», «Цыган», «Выстрел» Пушкина, «Ревизора» и отрывки из «Мертвых душ» Гоголя. Автор статей о Пушкине и Гоголе, исторического исследования о Запорожской Сечи и Лжедмитрии. В 1862 г. П. Мериме избрали почетным членом Общества любителей русской словесности. Упоминаемая Достоевским пьеса П. Мериме явилась плодом увлечения писателя русской историей: «Le Faux Demetrius, scenes dramatiques» («Revue des deux Mondes. 1852, 15 dec. T. 16. P. 1001–1047). Сцены Мериме были опубликованы на русском языке в сопровождении статьи А. Зернина в 1858 г. ( Зернин А. О самозванцах по поводу сочинения Проспера Мериме: «Episode de l " histoire de Russie — Les Faux— Démétrius» — Библиотека для чтения. 1858. T. 147. Отд. 3. С. I — 64). Достоевскому, который, по свидетельству Д. В. Аверкиева, хорошо знал Мериме ( Аверкиев Д. В. «Дневник писателя», 1886. СПб., 1886. Вып. 1. С. 37), конечно, была известна полемика в русских газетах и журналах вокруг перевода Мериме «Пиковой дамы» и статьи о Гоголе. В 1877 г. Достоевский, сравнивая «Гузлу» и «Песни западных славян», так говорит о Мериме, совершенно в духе «Введения»: «Этот преталантливый французский писатель, впоследствии sénateur и чуть не родственник Наполеона III, теперь уже умерший, в этой «Gouzla» изобразил, под видом славян, конечно, лишь французов, да еще французов-то парижан; иначе они и не умеют: для настоящего француза, кроме Парижа, ничего на свете не существует» (XXV, 40). 33 …из «Марфы Посадницы» Карамзина. — Повесть H. M. Карамзина «Марфа Посадница, или Покорение Новагорода» (1803) для Достоевского такой же эталон псевдоисторической литературы, как «Фрол Силин» — псевдонародной. 34 …на самого Дюма, настоящего маркиза Davis la Pailletterie. — Отец А. Дюма был сыном чернокожей рабыни Сессеты Дюма и маркиза де ля Пайетри. Достоевский, вероятно, напоминает читателю скандальный судебный процесс А. Дюма с издателями Вероном и Жирарденом, подробно освещавшийся французской и русской прессой. Фельетонист «Современника» в «Современных заметках» (1847 Кн. 3. Отд. «Смесь») приводил слова Дюма из речи на процессе: «Я получил орден Карла III, пожалованный не писателю, но человеку, мне, Александру Дюма Деви, маркизу де ла Паллетри, другу герцога Монпансье» — и иронически их комментировал: «Выходка громкая! И в самом деле, какая дерзость со стороны гг. Верона и Жирардена потребовать к суду маркиза де ла Паллетри, друга герцога Монпансье!». 35

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Падут во мрежу [рус.: в сеть] свою грешницы [ Пс. 140, 10 ]. Я падаю весьма часто в свою мрежу, которую сплел себе грехами, пристрастиями своими. Ибо каждый в узах греха своего... содержится [ Притч. 5, 22 ], по Писанию. Сколь часто враг обрет мя вне благодати, восхищал 22 меня льстивне и, прельстив, отводил боготворящих словес! Господи Боже мой! Приношу искренно мое пред Тобою покаяние в заочном оскорблении и уничижении архипастыря моего в разговоре с мировым судьею Аверкием Шебуниным, ездившим к нему в качестве депутата с просьбою за диакона Таратина и хулившим его. Он назвал его уничижительным именем попа и человеком несовременным, неделикатным. Я сказал, что и я также к нему нерасположен и не могу бывать у него по причине его строптивости. Господи! Такое ли лицо, носящее образ Тебя, Пастыреначальника, я унизил? Того ли унизил, кого Ты, Господи, почтил и государь, помазанник Твой? Этим ли гордым и презорливым 23 людям я поверил, внял клевете их на своего архипастыря? Согреших, помилуй. Во время литургии, в конце, когда я подумал о своем согрешении и своих словах касательно владыки и о словах Шебунина, я смутился и не мог выговаривать слов литургии – такая напасть сделалась! 21 марта Вербное воскресение. Сегодня служил литургию в крайней тесноте оттого, как думаю, что вчера с вечера поел рыбы корюхи с ситным хлебом пшеничным, и меня сильно закрепило. Погода была весьма нехорошая в этот день, то есть в воскресенье: снег шел. В боках была особенная теснота. После обедни староста Думской церкви Николай Сидоров огорчил меня объявлением непокорности Соборному причту и мне тут же и прямо сказал, что он будет делать все наперекор нам. За то, вероятно, что им, купцам, не удалось определить в Думу особого священника, потому что Соборный причт воспрепятствовал тому. Что делать с непокорным духовным сыном? Предаю его Господу: Он Сам да вразумит его, если слова мои не имеют над ним никакой силы. А меня, Господи, соблюди в незлобии и мире и даждь мне искренно раскаиваться в грехах моих, содеваемых непрестанно делом, словом и помышлением, и просить смиренно прощения у своих духовных чад во храме. Грех ради моих огорчил меня духовный сын мой. За огорчение я лишил его благословения и просфоры. [Досадил.]

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

— Что это, похвала или порицание? — Я еще раз прошу отложить спор до более удобного времени. Кроме того, обращаю ваше внимание на кокаин, который вы опять нюхаете без меры. Вы его самовольно расхищаете из подведомственных мне запасов. Он нам нужен для других целей, не говоря о том, что это яд и я отвечаю за ваше здоровье. — Опять вы не были на вчерашних занятиях. У вас атрофия общественной жилки, как у неграмотных баб и у заматерелого косного обывателя. Между тем вы — доктор, начитанный и даже, кажется, сами что-то пишете. Объясните, как это вяжется? — Не знаю, как. Наверное, никак не вяжется, ничего не поделаешь. Я достоин жалости. — Смирение паче гордости. А чем усмехаться так язвительно, ознакомились бы лучше с программой наших курсов и признали бы свое высокомерие неуместным. — Господь с вами, Ливерий Аверкиевич! Какое тут высокомерие! Я преклоняюсь перед вашей воспитательной работой. Обзор вопросов повторяется на повестках. Я читал его. Ваши мысли о духовном развитии солдат мне известны. Я от них в восхищении. Все, что у вас сказано об отношении воина народной армии к товарищам, к слабым, к беззащитным, к женщине, к идее чистоты и чести, это ведь почти то же, что сложило духоборческую общину, это род толстовства, это мечта о достойном существовании, этим полно мое отрочество. Мне ли смеяться над такими вещами? Но, во-первых, идеи общего совершенствования так, как они стали пониматься с октября, меня не воспламеняют. Во-вторых, это всё еще далеко от существования, а за одни еще толки об этом заплачено такими морями крови, что, пожалуй, цель не оправдывает средства. В-третьих, и это главное, когда я слышу о переделке жизни, я теряю власть над собой и впадаю в отчаяние. Переделка жизни! Так могут рассуждать люди, хотя может быть и видавшие виды, но ни разу не узнавшие жизни, не почувствовавшие её духа, души ее. Для них существование это комок грубого, не облагороженного их прикосновением материала, нуждающегося в их обработке. А материалом, веществом, жизнь никогда не бывает. Она сама, если хотите знать, непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало, она сама вечно себя переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий.

http://azbyka.ru/fiction/doktor-zhivago-...

Св. Серафим Саровский Пред Распятым склонись ты с мольбою, Угнетенный гоненьем людским, — И, исполненный верой живою, Всю тоску ты излей перед Ним! — Посмотри. Он с любовью взирает, Пригвожденный к кресту за тебя; Он за мир добровольно страдает, И жалея его, и любя!.. Помолись с упованьем Ему ты, И на лик Его кроткий взирай, — И поверишь в те жизни минуты, Что доступен и грешнику рай. Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностию. Св. Серафим Саровский Кто ищет дружество со Христом, да знает, что от многих вражду претерпевать будет. Ибо душа, прилепившаяся к Божиему Слову, без сомнения, тотчас будет иметь врагов; так что и те, которых раньше за другов имела, обратятся во врагов. Блаженный Иероним Не отдай, Святая Дева, Меня на произвол людей! От скорби, нужды и от гнева Явись Заступницей моей!.. Обуреваемый страстями, Печалью тяжкой омрачен, Во прах поверженный врагами, Бессилен, нищ, изнеможен, — Не в силах я стерпеть страданья: Не знаю, где найти покров, Чем утолить души роптанье, Куда укрыться от врагов!.. От скорби, нужды и от гнева Явись Заступницей моей, И не отдай, Святая Дева, Меня на произвол людей! Аверкиев Живая вера — крепкий столп. Христос для верующего в Него такою верою — Все. Марк Подвижник О, крест святой, символ смиренья, Как мне отрадно пред тобой! Ты силу, крепость, утешенье Даешь душе моей больной. Перед тобой я забываю Все горе жизни, всю печаль. Весь мир я будто покидаю, Гляжу спокойно, твердо вдаль. Окончив труд дневной, я часто К тебе за отдыхом спешу. И у тебя покой и счастье, И силу снова нахожу. И у подножия святого Мне так отрадно и легко, И мысль летит к престолу Бога, И на душе светло, светло. И в это чудное мгновенье Желал бы я навек заснуть… О, дай святое Провиденье, Мне у креста свой кончить путь… В трудные, решительные минуты жизни более напрягаются силы души, и во время великих испытаний человек чаше выходит победителем, нежели в малых, ежедневных искушениях. Препод. Кассиан Римлянин К Тебе, о Мати Пресвятая,

http://azbyka.ru/fiction/divnyj-svet-dne...

В середине марта я получила известие о том, что отец Сергий арестован и находится в Вологодской тюрьме вместе с некоторыми другими кадниковскими церковными людьми. Против отца Сергия было возбуждено дело об антиколхозной агитации среди населения местных деревень, хотя отец Сергий никогда ни по каким деревням не ходил и никакого общения с местным населением не имел. Месяца через два я узнала, что отца Сергия на время следствия выпустили из тюрьмы и разрешили ему до суда жить в Вологде на частной квартире. Отец Сергий снял себе комнату вместе с отцом Петром, который был арестован в Кадникове с ним одновременно. В 20-х числах июня 1933 года я отправилась на свидание с сестрой в лагерь на станцию Сосновец (Беломорканал). Там я встретила Н. Н. Виноградова , который рассказал мне о своем деле и познакомил с епископом Аверкием, заключенным в том же лагере. После этих встреч мне пришлось в обязательном порядке ехать к отцу Сергию в Вологду. Я поехала, не зная даже, где остановиться, но в Вологде на станции меня встретила уезжавшая в тот день от отца Сергия Р. П., которая и посоветовала остановиться на туристской базе в том случае, если у меня с собою членский билет. К моему счастью, билет оказался у меня в портфеле, что дало мне возможность две или три ночи переночевать на базе даже с некоторыми удобствами. Прежде чем идти на туристскую базу, я отправилась на кладбище, где меня поджидал отец Сергий. Я виделась с ним потом еще на другом кладбище, расположенном на противоположном конце города, а также и в комнате, где он жил с отцом Петром. Мне удалось и поисповедоваться, и причаститься в спокойной обстановке, так как отец Петр при моем появлении деликатно удалялся. Вернувшись в Ленинград, я провела студенческие экзамены и сразу отправилась в Кадников на все лето. Я была уверена, что в скором времени отца Сергия совсем освободят и он вернется в Кадников. Я обосновалась на той же улице, где жил отец Сергий, и часто виделась с Евфросинией Николаевной и старшими детьми, жившими летом у нее. Накануне Сергиева дня под вечер я зашла к Евфросинии Николаевне и узнала от нее, что отца Сергия снова перевели в Вологодскую тюрьму. Так как в том году в Вологде был сильный голод, необходимо было делать отцу Сергию регулярные передачи. Евфросиния Николаевна, как ссыльная, принужденная еженедельно ходить на отметку, не могла часто отлучаться из Кадникова, иногда передачи возила я. Иногда же я просто сопровождала ее и детей. Эти поездки, трудные для меня в физическом отношении, доставляли мне огромное духовное удовлетворение и никогда не изгладятся из моей памяти. Мне хочется рассказать здесь о некоторых фактах, связанных с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

О своем житье-бытье скажу, что живу по заведенному порядку тихо; все ко мне очень добры, даже греки, а все-таки мыслями и желанием стремлюсь за море в родную Русь. В Рождество Христово был я с поздравлением у Святейшего патриарха, который продолжает быть ко мне очень милостивым и любезным, и он с своей стороны присылал ко мне протосинкела своего с поздравлением, только в настоящее время в патриархии большое возбуждение против него и, как слышно, едва­ ли Св. Дионисию 689 удастся на этот раз сладить со своими пасомыми, хотя он и надеется на великого визиря, кажется, больше, чем на свою правду. Много бы нашлось поговорить на эту тему, да не укладывается под перо. Мне приходится слышать от самих греков, посещающих меня, много печального для них; только они не хотят сознаться, что всему сами виноваты». В тот же день я сам обратился с официальным письмом за 264 к Обер-Прокурору Св. Синода, К. П. Победоносцеву , и вот что писал: «Ваше Высокопревосходительство, Милостивый Государь! В 4633 (21 янв.) Петербургской газеты «Новое Время», под рубрикою «Театр и музыка», изложено содержание драмы Д. В. Аверкиева 690 «Ульяна Вяземская», данной на Александринском театре. Содержание драмы заимствовано из летописного сказания о том, как последний князь Смоленский Юрий, по завоевании Смоленска Витовтом, искал сначала убежища в Новгороде, а потом получил от Великого князя Василия Димитриевича звание наместника в Торжке, и как изгнание с ним разделял друг его князь Симеон (Смоленский) Вяземский: Юрий владел одною половиною Торжка, а Симеон другою. У князя Симеона была добродетельная и прекрасная супруга Иулиания (Ульяна). Жестокий и сластолюбивый Юрий, пылавший нечистою похотию к Иулиании, но не успевший склонить ее ко греху, решился на явное злодеяние; пригласивши на пир в свой дом Симеона с его супругою, он убил Симеона, надеясь безнаказанно насытить похоть свою насилием над Иулианиею. Но целомудренная Иулиания, охраняя свое целомудрие, схватила нож и ранила насильника в плечо. Тогда Юрий, в неистовстве, обнажив меч, погнался за княгиней, изрубил ее и велел бросить тело ее в речку Тверцу. Это было 21 дек. 1406 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В пользу проводимого изъятия ничего не могу говорить или писать, кроме выше сказанного. Говорил доселе в духе послания Патриарха Тихона не с целью противодействия власти, а потому что мои прихожане не раз просили меня осветить это событие с точки зрения правил Православной Церкви. Сейчас не могу я подписаться под актом изъятия церковных ценностей, потому что: 1) ценности изымаются в большинстве случаев людьми неверующими и без запрашивания согласия верующих означенной общины; 2) при изъятии ценностей со священными предметами не всегда обращаются с должным уважением. Так, например, бывают случаи, когда священные сосуды с изображением лика Иисуса Христа выбрасываются на пол; их берут в руки лица с папиросами во рту и с фуражками на голове, что оскорбляет наше религиозное чувство; и 3) нет у меня уверенности в том, что сосуды, в которых совершалось пресуществление Св. Даров, будут употреблены на религиозные надобности в храмах, хотя бы и заграничных, инославных. Протоиерей Аркадий Остальский 1922 год 11 мая» 260 . После этого о. Аркадия допросили ещё раз: " Вопрос: Скажите, что послужило основанием 2-му пункту Вашего заявления относительно изъятия ценностей? Ответ: В моей церкви были разговоры о том, что когда сдавались в банк изъятые ценности, то их рассматривали люди с папиросами во рту и шапками на голове. Вопрос: Знали ли Вы о том, что власть за подобные поступки карает? Ответ: Я об этом слышал, но подтверждающих фактов не знаю. Вопрос: Подтверждаете ли Вы в настоящее время своё заявление? Ответ: Подтверждаю. Причём, в отношении пункта 2 разъясняю, что основанием сказать, что лица, подходившие к священным сосудам с папиросками и фуражками, имели в виду оскорбление религиозного чувства верующих, не могу. Протоиерей Аркадий Остальский » 261 . Но уполномоченному Петру Ломовских этих показаний показалось недостаточно, и он провёл ещё один «дополнительный допрос»: " Вопрос: Скажите, когда Вы получили послание Патриарха Тихона и от кого? Кроме [того], было ли Вам дано соответствующее приказание руководителем епархии владыкой Аверкием огласить последнее прихожанам со своими комментариями?

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Аверкиевская. Часовня Николая Чудотворца. Никольско-Ильинская часовня в Округе Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня стоит на берегу реки Большая Сондола, рядом с ней источник с хорошо сохранившимся ледником. Сруб часовни достаточно крепкий. Нашими силами разрушенная кровля перекрыта рубероидом. Аварийные работы в часовне продолжаются.  Источник: сайт «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» В деревне Аверкиевская (её неофициальное название — Округа) Плесецкого района Архангельской области до наших дней сохранилась уникальная часовня. Она была освящена в честь Николая Чудотворца и Илии Пророка. Расположена она на берегу речки Большая Сондола – притоке Кены. Прямо из-под часовни бьёт святой источник. Место это очень почитаемое. Многие здесь останавливаются по пути в Кенозерский национальный парк, или же просто набрать воды из родника в дальнюю дорогу. Деревня Аверкиевская в прежние времена относилась к Кенорецкому приходу, центром которого была д. Измайловская (Лёшино), стоящая в семи километрах выше по течению Кены, где сохранились каменная церковь Параскевы Пятницы 1805 г. и легендарный деревянный мост на городнях (сейчас уже грозящий обрушением). В приходе было ещё не менее пяти часовен, ныне все из них утрачены, кроме Макарьевской из деревни Овчин Конец, перевезённой в музей Малые Корелы. Таким образом, часовня в Округе – единственная из Кенорецкого прихода, сохранившаяся до наших дней и на своём месте. И, надо отметить, что она не первая, построенная на этом месте: из Переписной книги Каргопольского уезда 1712 г. известно, что в то время в деревне Аверкиевской была часовня в честь Владимирской иконы Божией Матери и, возможно, стояла она у этого же родника. Нынешняя, Никольско-Ильинская часовня, чей древний облик замаскирован «благолепными поновлениями», на первый взгляд создаёт впечатление поздней постройки XIX века. Состоит она из молельного помещения и галереи с западной и южной сторон, объединённых под одной кровлей. Но при внимательном знакомстве с ней проявляются черты, свойственные более ранней эпохе. Так, например, интерес представляет косящатое окно на южной стене, элементы которого связаны старинным соединением «на ус» (в XIX веке такая технология уже не применялось). На слегах крыши сохранились следы от куриц, поддерживавших первоначальную безгвоздевую кровлю. Всё это позволяет датировать часовню серединой XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=11236

7 Г. Никитин и М. Назарьев в 1666 году работали в московском Архангельском соборе и приписаны были к первой статье; 8 в другой росписи того же года к первой статье отнесены Г. Никитин и П. Аверкиев, а М. Назарьев к меньшей статье; 9 все они 21 июля того же года от архангельского стенного письма посланы были в Оружейную палату; 10 2 августа М. Назарьев отправлен был для работ в Успенский собор, 11 а потом в церковь Нерукотворенного Спасова Образа, что у Великого Государя вверху. 12 В 1667 г. Г. Никитин написал складни кипарисные для царицы Марии Ильиничны. В 1668 году Г. Никитин, Аверкиев, Назарьев и Осипов получили жалованье за архангельское письмо, причем Никитин отнесен к первой статье, Аверкиев ко второй, остальные к третьей. 13 В том же 1668 году Никитину с товарищами велено писать «образ Пречистыя Богородицы Одигитрии с акафистом самым добрым письмом» для антиохийского патриарха, 14 что и было исполнено. 15 Никитин и Савин в мае того же года высланы были для работ в переяславский Даниловский монастырь. 16 В 1670 г. Никитин и Савин снова вызваны были в Москву. 17 Ярославец Тимофей Федотов в том же году отправлен был для работ в Ростов к митрополиту Ионе. 18 Стенное письмо и иконы в ростовском соборе при митр. Ионе писаны ярославскими и костромскими иконописцами 19 в числе которых были Сила Савин да Гурий Никитин. 20 Василий Осипов работал в селе Коломенском. 21 Точные данные показывают, что Гурий Никитин почти во всех работах казенных, исполненных по приказу царя, относим был при расчете к 1-й статье кормовых царских иконописцев. Очевидно, это был мастер выдающийся. Сила Савин, Марк Назарьев, Василий Осипов и Петр Аверкиев иногда относились к 1-ой статье, иногда ко 2-ой; ко 2-ой также иногда относился В. Миронов и В. Козмин. Остальные мастера относились к 3-й статье. Отсюда следует, что роспись Ипатьевского собора примыкает по своим основным чертам к тому характеру настенного письма, какой выработан был в XVI–XVII в. в Москве и получил отделку в царской школе, царя Алексея Михайловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010