Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы из Космозерского погоста Олонецкой губ. М. И.- известный в Заонежье крестьянин-иконописец, самоучка, писавший иконы в «поморском» стиле - разновидность т. н. скитского письма, восходящего к древнерус. «северным письмам» . Получил начальное обучение ремеслу у одного из последних иконописцев Выговского старообрядческого общежительства - Ивана Аверкиева. М. И. выполнял заказы на исполнение иконостасов и роспись потолков в деревенских часовнях Заонежья, реставрировал иконы. Традиц. для местных умельцев-живописцев была роспись прялок, дуг, филенок и дверей. Вероятно, М. И. также занимался переписыванием книг для староверов. Ок. 1860 г. он исполнил большую тябловую икону (см. Тябло ) «Деисус» с 9 предстоящими, изображенными в рост. В 1899 г. М. И. совершил паломничество в Соловецкий мон-рь . Образы Соловецких чудотворцев были излюбленным сюжетом иконописца. М. И. вместе с сыном расписывал церкви в дер. Великая Нива и предположительно в с. Козелье (?). Последняя его работа - роспись часовни в Космозерском погосте, для к-рой им же был сработан деревянный иконостас. И. М., сын М. И., иконописец, иконному делу выучился у отца, помогая ему с 12 лет. Среди заметных работ - создание в 1914 г. иконостаса в церкви дер. Уница. Он же расписывал «небеса» часовен в деревнях Медведево и Косельга. И. М. занимался перепиской старинных книг, к-рые украшал заставками и собственноручно переплетал в доски и кожу. В 20-х гг. XX в. в доме И. М. располагалась небольшая иконописная мастерская, в к-рой он работал с учениками. А. имели свои особенности в традиц. технологии иконного дела. Так, напр., доски для икон делали из местной хвойной древесины (березу не использовали), как с ковчегом, так и без него; пигменты в основном покупали. М. И. замешивал краски только на желтке; применял для окрашивания фонов самодельные масляные краски. А. придерживались старых (древнерус.) канонов в иконописи, но могли писать и в новом стиле, образцами к-рого служили иконы петербургских мастерских. Для иконографических справок пользовались неиллюстрированным иконописным подлинником . Контуры изображений переносили на левкас с помощью прориси , что позволяло А. оставаться верными классическим образцам древнерус. иконописи, однако живопись в целом была эклектичной и упрощенной. Лит.: Искусство Севера Заонежья: Сб. Л., 1927. Вып. 1. С. 57-59; З[аволоко И. Н.] Иконописное дело в Советской России//Родная старина. Рига, 1928. 5/6; М., 1997р. С. 146, 149; Народное декоративное искусство РСФСР: Сб. М., 1957. С. 139; Художники народов СССР: Библиогр. слов. М., 1970. С. 31. Г. В. Маркелов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/67318.html

Каково-то вы поживаете? С тех пор, как расстался с вами, ровно ничего не знаю о вашем положении. А это крайне неприятно для меня. Хоть бы один человек встретился с родной стороны... Но я ласкаю себя надеждой слышать повесть о вашей жизни из собственных ваших уст. Мне сказывали, будто о. Василий Васильевич (Сапоровский) намерен нынешней зимой побывать в Муроме. Если это правда, то надеюсь, что и вы благоволите удовлетворить моей усерднейшей просьбе – посетить меня в отдалении от всех родных. Исключая слабости здоровья, ничто другое, кажется, не может быть справедливым предлогом к отвержению моей просьбы. Итак, позвольте надеяться видеть вас у себя». Через неделю, а именно 19 числа, писал я и к Ивановским родным, поздравляя их с новым годом и извещая их о своих домашних обстоятельствах; между прочим, уведомлял о неожиданном посещении меня, в ноябре месяце, дядей Михаилом Аверкиевичем Аверкиевым. 17 февраля писал мне из Абакумова верный друг о. Граменицкий. «Давно и именно от 18 декабря лежит в моем комоде и очень нередко, как что-то приятное и близкое сердцу, обращается в руках, ваш верный залог нерушимого дружества – искренне-подробное ваше уведомление. Вижу, милый друг, вы по всему правы, и не имею ни малейшей причины думать что-либо невыгодное касательно нашего дружества. Какое восхищение, какую радость принесло мне письмо ваше, об этом узнаете вы из тех обстоятельств, когда я его получил и как читал. Прежде несправедливо упрекая вас в мнимом молчании, теперь твердо уверен, что и сам подвергся тем же упрекам за молчание действительное в ваших мыслях. Да, друг, давно бы следовало мне принести вам благодарность за трех-поллистовой дар вашего дружеского сердца, и успокоить вас, что этот дар, есть залог непоколебимой верности в руках моих. С этой стороны, если есть ваше негодование (не быть нельзя), оно справедливо, я виноват! И я вас прежде считал, также несколько виноватым, но когда прочел письмо ваше, вы оказались передо мной совершенно правы; позвольте же, милый, и мне оправдаться перед вами в своей медленности; я уверен, что вы, узнав и обсудив все, меня великодушно извините. Итак, извольте слушать все мои обстоятельства, в которых я находился с тех пор, как послал к вам в октябре письмо, доселе, в сих обстоятельствах вы увидите и мое оправдание.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В 1812 г. при нашествии неприятеля то подворье, заключающееся в казенных зданиях и церкви, было сожжено. В окончании того же 1812 г. ноября 25-го и декабря 16, по приказанию предместника моего митрополита Амвросия и по указу Новгородской духовной консистории, с уполномоченным от оной архимандритом Гедеоном заключены контракты с купцами Екимовым и Аверкиевым сроком на 22 года, с таким условием, чтобы им то подворье выстроить и поправить новым материалом, с употреблением и стараго, где переделкою вновь, а где можно – поправкою, но чтоб строение было не хуже стараго, пред сим бывшаго, а улучшить, каким пожелают расположением, есть их собственная воля, но никогда улучшеннаго не доводить до упадка. Чрез четыре года произвести оффициальную оценку зданий и от арендаторов взять залог и поручительство в исправном содержании зданий. За наем получать ежегодно (22 года) с Екимова по 5000 руб., а с Аверкиева по 4000 рублей. (Контракт с Екимовым, по желанию, может простираться и на 42 года). При обозрении моем оставшихся после митрополита Амвросия дел открылось, что после назначенных в контрактах 4-х лет освидетельствования и оценки зданий произведено не было. Я распорядился произвести оценку. Оказалось: а) несгораемый материал зданий с землею стоит 251898 р. 50 к.; б) все строение подворья (негораемое и сгораемое) с землею 301904 р. 75 к.; в) сломка каменных стен и сводов Екимовым 18496 р.; г) постройка новых таких же 26030 р.; д) постройка всего строения в прочном и безопасном виде 78276 р.; е) сломка старых и постройка новых Аверкиевым 3001 р.; ж) вся обстройка Екимову обошлась 26366 р. 25 к.; л) вся обстройка Аверкиеву обошлась 30754 р. 50 к.; Екимов, сверх взноса в думу 6%, имеет ежегодно доходу 42550 р.; Аверкиев, кроме занимаемых им покоев, получает ежегодно 17583 р.; Оба, за исключением расходов, получают доходу ежегодно 60133 р.; Все подворье оценено, в случае залога 600000 р. Соображая все сие, заключить могу, что назначенная в контрактах ежегодная плата по 9000 р. весьма не соразмерна получаемому с наемщиков 60000-ному доходу, и умаляется противу онаго менее шестой части, и проч.» Дело это тянулось до 1824 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Поэтому я, Павел Ряжский, в качестве уакиля упомянутого Общества, даю сие обязательство Хайфскому правительству, в котором обязываюсь, что если Палестинское Общество в будущем выстроит набережную для свободного прохода к его постройкам со стороны моря и общего использования и если правление Хиджасской железной дороги, на основании полученного им ираде, устроит порт в Хайфе и сделает его поверхность выше, то за все убытки, могущие произойти от этого для Палестинского Общества, оно не имеет права требовать от упомянутого правления или от других вознаграждения. Для чего и написано сие. АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 637, л. 59–59 об. 303. Письмо инспектора Палестинских учебных заведений и управляющего подворьями ИППО П. И. Ряжского вице-председателю ИППО князю А. А. Ширинскому-Шихматову Хайфа, 2 января 1913 г. Подлинник. Ваше Сиятельство Князь Алексей Александрович. Поздравляю Вас с наступившим новым годом и вместе с пожеланиями благополучия и успеха Вашему Сиятельству и нашему Обществу прошу Вас принять от меня в качестве новогоднего подарка известие о том, что пятидесятилетняя тяжба Общества с семейством Сахле из-за права владения участком земли близ Хайфской таможни и Сарая сегодня мною окончена подписанием мировой сделки с каимакамом мутавалли вакуфов покойного шейха Абд-ур-рахмана яс-Сагли, его правнуком, шейхом Салехом яс-Сагли, а городское управление выдало мне руяса (разрешение) на ограничение этого участка стеною. Ради этого дела я ещё раз предпринял поездку в Бейрут к вали, вместе с Хайфским вице-консулом П. П. Секретаревым, и пробыл там с 26 ноября по 3 декабря, а затем, после объезда всех наших Галилейских учреждений вместе с С. С. Аверкиевым, которого необходимо было на месте познакомить с нашими делами и состоянием наших учреждений, с 18 декабря по 2 января мы прожили с ним в Хайфе исключительно ради окончания этой многолетней тяжбы. Я хотел познакомить Аверкиева со всеми деталями дела, с местными деятелями и их нравами и поручить ему очень нелёгкую задачу ограждения участка при крайне враждебном и придирчивом отношении к нам со стороны городского управления Хайфы и чиновников. Секретарев мне категорически заявил, что, если я уйду, не окончив дела теперь, то один он, не имея широких полномочий от Общества, не в состоянии будет закончить его; оно встанет опять на мёртвую точку от турецкой канцелярской волокиты, и потребуются вновь огромные усилия, чтобы привести в движение весь тяжебный материал, скоплявшийся полстолетия, и привлечь к нему внимание постоянно сменяющихся властей. Поэтому я решил не жалеть ни времени, ни усилий, лишь бы окончить этот тяжёлый и длительный спор, бесплодную и разорительную для обеих сторон войну.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

сосудом молока, а молоко, как пища овец, получаемая от Пастыря, в христианской символике имеет евхаристическое значение. Об этом определеннее всего свидетельствуют достовернейшие акты св. Перепетуи, которая перед мученичеством увидела во сне Пастыря Доброго, приобщающего её молоком небесной сладости и при этом вкушении, след которого она ощущала еще проснувшись, присутствующие литургически восклицали: Аминь. Еще чаще встречается символ рыбы, ознаменовывающей Самого Христа. «Мы, маленькие рыбки, – говорит в катакомбальном духе Тертуллиан , – вслед за χθν нашим Иисусом Христом в воде (благодати) рождаемся и лишь пребывая в ней можем быть невредимыми». Символу рыбы иногда придается определенно-евхаристическое значение. В древнейшей части катакомб Каллиста – в крипте Люцины мы видим явственное изображение рыбы, несущей на спине своей корзиночку с хлебами, среди которых находится сосуд с красным вином. Если хлебы символизуют чудесное умножение небесного брашна, свершенное и свершаемое Христом, то присутствие вина этому таинственному раздаянию брашна придает евхаристический смысл. Поэтому и довольно-частое изображение трапезы, в которой присутствующие вкушают хлеб и рыбу, должно истолковываться евхаристически. Недавно была найдена надпись II века, сделанная Аверкием, епископом Иерапольским, и теперь хранящаяся в Латеранском музее. Де-Росси справедливо называет её царицей христианских надписей, ибо в ней с редкой полнотой сплетается целый ряд евхаристических символов. «Я, Аверкий, ученик непорочного Пастыря, пасущего овец Своих среди скал и долин, имеющего большие глаза, которые всё видят. Он Преподал мне учение жизни и послал меня в Рим, чтобы увидеть царство и царицу, одетую в золото и в золотую обувь. И там я увидел народ украшенный светлым знаком. И видел я поля Сирии и Низибии за Ефратом. И всюду я находил братьев, собранных вместе… Вера всегда была моим водителем и дала мне в пищу великую Рыбу, Которую чистая Дева достала из источника и дала есть друзьям своим с лучшим вином, приготовив им питие к хлебу из вина и воды». С этой иерапольской надписью

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Продавать землю Туфика Срулена вынуждают долги. В настоящее время, по его словам, он имеет за означенную сумму покупателей, если мы будем согласны нарушить заключённый с ним контракт. Надо полагать, что, не надеясь на это, Т. Срулен и предлагает Обществу приобрести у него землю. Помощник инспектора: (подп.) Аверкиев 101. Доклад инспектора Палестинских учебных заведений и управляющего подворьями П. И. Ряжского вице-председателю ИППО князю А. А. Ширинскому-Шихматову Петроград, 9 июня 1915 г. Подлинник. Ваше Сиятельство Князь Алексей Александрович! При сем имею долг представить Вашему Сиятельству составленный после изучения архивных данных Канцелярии И.П.П. Общества мой доклад о составе недвижимых имуществ Общества в Сирии и Палестине, о документах и крепостях на владение ими, о планах, оградах, охране и использовании этих имуществ. С совершенным почтением и проч. Доклад по вопросу об укреплении недвижимых имуществ Императорского Православного Палестинского Общества в Сирии и Палестине А. Состав владений Во владении Императорского Православного Палестинского Общества находятся следующие земельные участки в пределах Сирии и Палестины: I 1. Русские Иерусалимские постройки Рас-Мейдана, часть их выделена по Высочайше утверждённому плану во владение Иерусалимского Генерального Консульства, другая – во владение Русской Духовной Миссии, а третья, пространством в 52.429 кв. метров, – во владение Общества. 2. Александровское подворье в Иерусалиме с церковью Св. Благов. Вел. Кн. Александра Невского на раскопках порога Судных Врат, пространством в 1433 кв. м, в квартале Табага. 3. Баб-эль-Хотта, участок мерою в 1934 кв. м с двумя комнатами внутри стен и примыкающий к ним, в Иерусалиме. 4. Участок у Баб-эль-‘Амир, в Иерусалиме, около Дамасских ворот, мерою в 12 810 кв. м, без построек. 5. Иерусалимский участок Ард-уль-Хабаэль, на верхнем склоне Елеонской горы, обращённом к городу, мерою в 9923 кв. м, не застроен. 6. Участок у пруда Биркят-Мамилла в Иерусалиме, с каменоломней, сторожкой, мерою в 20 048 кв. метров.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

в) Помощника Инспектора Галилейских учебных заведений Общества С. С. Аверкиева за его труды по постройкам в Хайфе и по Галилейским школам избрать в пожизненные Действительные члены Общества и выдать ему ВЫСОЧАЙШЕ утверждённый членский знак. Вместе с тем Г. Вице-Председателем Общества, согласно Вашему о том ходатайству, Вам разрешено устройство бетонно-каменной защитной стены на море параллельно нашей границе участка А-Ж за счёт общих строительных сумм, которые ассигнованы на застройку этого участка. О таковых постановлениях Совета и разрешении Вице-Председателя Общества Канцелярия Общества уведомляет Вас для сведения и зависящих исполнений. Секретарь Общества (подп.) А. Дмитриевский АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 637, л. 262–262 об. 314. Донесение управляющего Русскими подворьями в Иерусалиме П. И. Ряжского вице-председателю ИППО князю А. А. Ширинскому-Шихматову Иерусалим, 24 января 1914 г. Подлинник. Ваше Сиятельство Князь Алексей Александрович. П. П. Секретарев из Хайфы, а С. С. Аверкиев из Назарета сообщают мне, что Хайфский административный совет (мажлис-уль-идара) сделал постановление (мазбата), которым признал предоставленный мною план приморского участка Общества верным и удостоверил, что препятствий к выдаче Обществу кушанов на этот участок со стороны административного совета не имеется. Хайфский каиммакам препроводил эту мазбату Аккскому мутесаррифу при отношении от 1 января 1329 (1914) года за 1269/646, а Акрский мутесарриф переслал её Бейрутскому вилайету при отношении от 7 января 1329 года за 611/6818. Возможно, что Бейрутский вали решит этот вопрос в окончательной форме самостоятельно, но вероятно также и то, что вали передаст дело в Константинополь, так как кушан должен быть выдан иностранному Обществу. Секретарев просил Батюшкова о содействии благополучному окончанию этого дела в вилайете, об этом пишу ему и я. Для нас исход этого дела имеет и некоторое принципиальное значение, ибо по проторённой дороге придётся направить и другие вопросы о наших земельных участках, записанных на разных частных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

§2. Сочинения Среди церковных писателей русского зарубежья богословско-литературное наследие архиеп. Феофана находится в наиболее неупорядоченном состоянии. Часть его трудов до сих пор не издана, а изданные труды зачастую лишены необходимой сопроводительной библиографической информации, и потому плохо поддаются датировке и систематизации. В то время как в первоначальном своем виде богословское наследие архиеп. Феофана представляло собой хорошо продуманную всеобъемлющую систему. Сочинения архиеп. Феофана можно разделить на три категории: первая – сочинения, опубликованные в дореволюционной богословской печати; вторая – сочинения, опубликованные за границей в послереволюционный период; третья – сочинения, попавшие после кончины владыки в СССР и опубликованные в России после «перестройки». К первой категории относятся: трактат «Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное имя», изданный в Санкт-Петербурге в 1905 г., и ряд богословских статей, изданных до революции в церковной периодике. Ко второй категории относятся: проповеди, изданные Свято-Троицким монастырем в Джорданвилле в 1974 г. в качестве приложения к жизнеописанию архиеп. Феофана, составленному архиеп. Аверкием (Таушевым) , и письма, изданные там же в 1976 г. К третьей категории относится фундаментальное, но, к сожалению, не критически изданное собрание трудов архиеп. Феофана – «Творения», вышедшее в свет в 1997 г. в Санкт-Петербурге. Несколько сочинений архиеп. Феофана, касающихся учения о православной монархии и догмате искупления, остаются неизданными. По своему характеру сочинения архиеп. Феофана делятся на догматические, полемические, нравственные, аскетические и монархологические. По жанру это трактаты, статьи, проповеди и письма. §3. Учение 1.      Бытует мнение, что архиеп. Феофан был защитником школьного «схоластического» богословия. Дело, однако, много сложнее. Да, владыка будучи традиционалистом использовал и отстаивал, порой, терминологию общепринятую в его время в академическом богословии, но при этом он излагал живое и вечно свежее евангельское учение, воспринятое в контексте святоотеческого опыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Между тем смуты, возбужденные Митрополитом Аверкием Веррийским, продолжались. Он просил, чтобы вытребованы были в Посольский приказ для допроса два архимандрита Григория, один Митрополита Синадского, другой Зихновского, приходивших за милостынею в Москву, и, по указу Государеву, думный дьяк говорил им: что по их письму задержан в Молдавии келарь Веррийского Митрополита Пахомий, о чем известил постельничий Господаря Иоанникий, требуя чтобы обоих архимандритов отпустили из Москвы. По сему думный дьяк внушал им, чтобы они написали в Молдавию к постельничему об отпуске сего келаря в Москву, и как только он приедеть, то и они будут отпущены обратно Государем в свою землю. На сие архимандрит Синадский отвечал: что «он ничего не знает о келаре Пахомии, будто он для них задержан в Молдавии, ибо ни словом ни письмом не приказывал о том постельничему; если же постельничий писал кому либо в Москву о сем архимандрите, чтобы его отпустили, то это разве потому, что он учил сего постельничаго эллинской грамоте и философии; впрочем если нужно, он рад писать постельничему, чтобы отпустили келаря в Москву, но полагает однако, что если бы его и отпустили, он сам не захочет ехать.» Не смотря на то, дьяк приказывал обоим архимандритам написать о том в Молдавию; если же Пахомий сам не захочет ехать в Москву и их письмом известит постельничий, то письмо сие послужит им оправданием. С своей стороны Зихновский архимандрит говорил: что ни он постельничего, ни тот его не знает, и о задержании келаря в Молдавии также никому не приказывал, а готов писать о его отпуске в Москву. И действительно, 1-го Января того же года оба они приложили руки к общей грамоте по сему предмету, прося, чтобы в случае если сам Пахомий не захочет ехать, то прислали бы в Москву все деньги Веррийского Митрополита с верным человеком. Равным образом, по указу Патриарха Филарета, Веррийский Митрополит писал от себя к Симеону владетелю Молдавскому грамоту от 24-го Декабря того же года: «Сидит в твоей державе келарь мой Пахомий, который пришел от меня из Москвы с некоторыми иконами, присланными от воеводы в вотчину Иерусалимскую; мы ему приказывали словесно о многих делах и посылали сии иконы с надежным нашим человеком, келарем, и с другим архимандритом Варлаамом, который был послан от казны царской.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

На сию грамоту отвечал Патриарх Филарет о Митрополите Аверкие: «Ей, ей, глаголю о Христе, не лгу по своему святительству в правде, не слыхал я от Аверкия про ваше святительство, великаго Господина брата нашего и сослужебника, никакого зла; напротив он хвалился твоим благословением и духовною о Христе любовью; касательно же малой милостыни, которая к тебе прислана с Вифлеемским Митрополитом, мы также ничего не слыхали от Веррийскаго Митрополита, а малая сия милостыня учинилась по самой нужд, ибо недруг наш и супостат Польский Король, по умышлению Папы Римского, хочет царство наше добыть и до конца погубить, и веру нашу истинную Христианскую Православную, Грече- скаго закона, раззорить и свою папежскую еретическую веру ввести и утвердить, и мы готовимся против недругов своих и казну многую раздали многим ратным людям, и ты Господин брат наш, на нас о том не поскорби, безхитростно сие учинилось, а не от Аверкия. Касательно же большой милостыни, которая послана от Царя и от нас, с архимандритом вашим келарем Акакием, несправедливо будто Аверкий ссоря между собою нас Патриархов, говорил: что ты в предыдущие годы не положил оной сохранно в свою казну и ныне там ея нет. Мы не слыхали сего, ни от Аверкия, ни от кого другаго, и верим что большая сия милостыня к животворящему гробу Господню, в вашей казне, и ныне цела и в будущее годы сохранена будет. Касательно изгнания Аверкия из его Веррийской митрополии, не написано тобою: от мирских ли людей или от духовнаго собора, за его недостойное житие изгнан? А что Аверкий извещал нам на Гречан, на двух архимандритов Григориев и на Константина Ларева, то и другие Гречане нас также извещали, что они не доброхоты нашему Царствию и многую хотели нам учинить смуту, похваляясь всяким злом. Мы же, сыскав их воровство, разсылали их по городам, не в заточение, ни в тюрьму, но только для смирения. И я, Патриарх Филарет, помышляю сам в себе, что общий наш враг диавол, между нас смуту учинил, возненавидев нашу духовную любовь и я, Господин и брат мой, весьма о том огорчаюсь.» Грамота сия писана 17-го Июня 1631 года и из отписки воевод видно, что келарь Патриарший Неофит был обратно отпущен из Москвы в Иерусалим на Архангельск, и оттуда чрез Англию. (Св. 9-я, 7-й)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010