В 1861 году английский исследователь Рамсей нашел во Фригии остатки трех древних городов, и в деревушке Келевдре, на каменной колонне перед мечетью, – греческую метрическую надпись некоего Александра, сына Антониева, представлявшую собой грубый плагиат эпитафии Аверкия. В 1883 году Рамсей нашел близ Иераполя, на стене одной общественной бани, два фрагмента, которые представляли собой часть эпитафии Аверкия. Оба фрагмента находятся теперь в Латеранском музее. После тщательного изучения надписи была установлена ее несомненная подлинность. Исследователи признали эпитафию памятником II века. § 2. Содержание 1. Первостепенное значение «Аверкиевой эпитафии» в том, что она бесспорно свидетельствует о существовании в древней Церкви учения о таинствах крещения, евхаристии и о приснодевстве Пресвятой Девы Марии. 2. В переводе с греческого «Аверкиева эпитафия» гласит: «Славного города гражданин, я сделал это при жизни, чтобы в надлежащее время иметь здесь место для тела. Мое имя Аверкий, ученик чистого Пастыря, Который пасет стада овец по горам и равнинам, и Который имеет великие очи, все видящие. Он научил меня верным писаниям, посылал меня в Рим посмотреть царя и царицу в золото-тканном одеянии и обуви. Видел я там народ (камень), имеющий блистательную печать (здесь под народом можно понимать христиан, имеющих печать святого крещения – и. В.Ф.)· Равнину Сирии видел я также, и все города, и Низибию. За Евфратом повсюду я имел собратьев (спутников), Павла имел я с собою. Вера повсюду вела меня и доставляла мне в пищу повсюду рыбу из источника (здесь можно увидеть с одной стороны свидетельство о таинстве крещения, которое доставляет Церкви новых христиан, а с другой – указание на Господа Иисуса Христа, Тела и Крови Которого причащаются верующие – и. В.Ф.), весьма великую, чистую, которую уловила Дева Чистая (свидетельство о наличии в древней Церкви учения о приснодевстве Пресвятой Богородицы – и. В.Ф.) и навсегда отдала ее вкушать друзьям; имея вино хорошее, Она в смешении дает его с хлебом (свидетельство о таинстве Евхаристии – и. В.Ф.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Священномуч. Папий занимал епископскую кафедру города Иераполя в Малой Азии. Мученическая кончина его последовала в промежутке между 156–165 годами. Память священномуч. Папия празднуется Церковью 22 февраля/7 марта. § 2. Сочинения Священномуч. Папию принадлежит «Пять книг изъяснений Господних изречений», но до нас дошли только отрывки этого сочинения: частично в подлинных словах автора, частично в пересказах других, главным образом, церковного историка еп. Евсевия Кесарийского . Несмотря на такую скудость сведений, сочинения священномуч. Папия позволяют проследить историю некоторых богословских воззрений его ученика, священномуч. Иринея Лионского , занимающего важное место в ряду христианских писателей. § 3. Учение 1.      Важность отрывков из «Пяти книг изъяснений Господних изречений» состоит в том, что они являются древнейшими свидетельствами о некоторых главных истинах христианского вероучения. 2. С другой стороны, по свидетельству еп. Евсевия Кесарийского , священномуч. Папий писал в «Пяти книгах изъяснений Господних изречений» о том, что по воскресении мертвых наступит царство Христово на этой земле телесно и будет продолжаться тысячу лет. Под влиянием этих хилиастических воззрений священномуч. Папия, его ученик священномуч. Ириней Лионский придерживался подобных неверных мнений, которые, впрочем, еще не были осуждены соборно. Глава девятая. «Аверкиева эпитафия» § 1. История и авторство Под именем «Аверкиевой эпитафии» известен древний памятник церковной письменности, имеющий большое значение для характеристики учения и жизни древней Церкви. «Аверкиева эпитафия» – это собственно надгробная надпись. Ее открытие в новейшее время было сделано относительно недавно, при этом содержание ее соответствует известной ранее житийной эпитафии свят. Аверкия Иерапольского . Автор эпитафии, равноапостольный Аверкий Чудотворец, был епископом города Иераполя в Малой Азии. После многих трудов на благо Церкви он, на 73 году своей жизни, мирно почил о Господе. Случилось это около 167 года от Р. X. Память свят. Аверкия празднуется Церковью 22 октября/4 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

(Евр. 2, 14–15). VIII. Демоны обладают могущественной силой (Еф. 2, 2; 6, 12). Когда св. Аверкий, муж апостольский, епископ Иерапольский (+ ок. 167), будучи в Риме, изгнал беса из царской дочери, то в наказание за то, что тот вынудил его на старости лет совершить ради этого изгнания такое длинное путешествие (из Иераполя, около нынешнего турецкого Бамбук-Каласи, в Рим), сказал ему: «Вот лежит камень (перед дворцом лежала громаднейшая каменная глыба, которую множество народа могло едва только с места сдвинуть; на нее-то и указал святой); повелеваю тебе, диавол, именем Господа моего Иисуса Христа нести этот камень вплоть до самой родины моей, до Иераполя, и там у южных ворот города положить его». Диавол, подобно какому-нибудь рабу и пленнику, связанный клятвою, выйдя из царской дочери, поднял камень тот и, тяжко стеная, понес его по воздуху чрез ипподром (место скачек и зрелищ народных). Весь народ с великим удивлением наблюдал за тем, как камень этот несся по воздуху, слышал и громкий вопль стонущего диавола, но, конечно, самого его видеть не мог. Диавол же, принеся камень в Иераполь, бросил его на том месте, где ему было приказано св. Аверкием. Жители же города, увидя внезапно упавший из воздушного пространства камень, очень дивились, не зная этой тайны, до тех пор пока к ним не возвратился святой и не рассказал всего 39 . На этом камне Аверкий высек эпитафию и потом велел горожанам — своим духовным детям — поставить на его могиле как памятник. Что и было с большим трудом общими усилиями сделано. Конечно, неверующие, читая житие Аверкия и самую надгробную надпись его, всегда почитали это за сказки. Но в 1883 году Бог посрамил их. В том году при раскопках па месте древнего Иераполя отрыт был этот камень. Сохранилась в целости и высеченная на нем вышеупомянутая эпитафия, которую считали «поповской выдумкой», выражаясь в современных терминах. Наука, как всегда, с жадностью набросилась на «новинку» и должна была признать истинность всего того, что отрицала раньше. В настоящее время подлинность и древность эпитафии признают такие ученые, как знаменитый археолог де-Росси 40 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

Одна из важнейших раннехристианских надписей – написанная по–гречески метрическая трехчастная эпитафия из галльского Отёна (известная как «отёнская надпись») с акронимом ΙΧΘΥΣ в первой части и с именем «Пекториус» в конце. Она была найдена в 1839 г. на кладбище монастыря Сен–Пьер–д’Эстриё и наделала много шума в научном мире своего времени. Первый публикатор кардинал Питра датировал ее временем Иринея Лионского (ум. 202), однако ныне, с учетом эпиграфических особенностей текста (форма и стилевые особенности символов), принято относить эту надпись к 2–й пол. 4 в. «Отёнская надпись» используется в литературе как подтверждение существенных особенностей евхаристических обычаев соответствующего времени 1729 . Содержание текста (мистикоэзотерический характер, крещальная и евхаристическая фразеология, тема Рыбы как пищи верных и др.), как показали де Росси и Р. Гарруччи, сближает «отёнскую надпись» с известной эпитафией Аверкия, епископа Иерополиса (во Фригии), датируемой с большой степенью вероятности самым концом 2 в. или временем ок. 400 г. (Аверкий Иерапольский впервые упоминается в минологиях и синаксариях 10 в., у Иеронима о нем не сказано; жизнь его традиционно относится к временам Марка Аврелия). Надпись была открыта У.М. Рамсеем в термах близ Иерополиса в 1883 г., попала в Рим как дар османского султана Абдул Гамида II (1876–1909) папе Льву XIII (1878–1903) и хранится в музеях Ватикана (бывшая Латеранская коллекция). Ныне надпись Аверкия (SEG 30.1479) принято датировать временем ранее 216 г. Ее автор отождествляется с Аверкием Марцеллом, которому адресована апология против монтанизма, написанная ок. 193 г. и частично сохранившаяся у Евсевия. Эти даты и указывают на время составления данной эпитафии (последние годы 2 или самое начало 3 в.). Предположительный автор надписи – епископ небольшого городка Иерополис в провинции Phrygia Salutaris (в более позднем житии Аверкия упомянут город Иераполис в провинции Phrygia Pacatiensis, что ошибочно, как показал Дюшен). Шестнадцатистрочная эпитафия написана темным языком, явно не предназначенным для всеобщего понимания. О последнем свидетельствует и сам текст, который призывает: «Пусть брат, который всё поймет, помолится за Аверкия».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь Строительство монастыря началось в 1656 г., еще во времена его дружбы с царем, когда была заложена малая деревянная церковь во имя Воскресения Христова. На освящение церкви был приглашен государь, которомутак полюбилась местность, что он написал патриарху: «Господь Бог издревле предуготовал место сие на создание монастыря, ибо оно понеже прекрасно подобно Иерусалиму». Прочитав послание, Никон повелел положить его под святым престолом, а Воскресенский монастырь впредь именовать Новым Иерусалимом. В обителе задумывалось повторение монументального храма Воскресения Господня в Иерусалиме, а в ее окрестностях – воплощение особо почитаемых евангельскихсвятынь. Посланный в Палестину старец Троице-Сергиевой лавры Арсений Суханов скоро привозит чертежи и планы святого храма, и тогда приступают к возведению каменного строения. Личная политическая катастрофа Никона замедлила грандиозное строительство, но не изменила идей, вложенных им в свою подмосковную резиденцию. При его добровольном восьмилетием заключении в сей обители грандиозное сооружение было возведено почти под самые своды. Строилось оно под руководством каменных дел подмастерьем Аверкием Мокеевым. Но когда по решению Собора в 1666 г. Никон был лишен патриаршего сана и отправлен в ссылку, сначала в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь, строительство приостановилось почти на 14 лет. Лишь усердием царя Федора Алексеевича и стараниям его тетки царевны Татьяны Михайловны оно возобновилось в 1679 г. А через два года Никону позволяют вернуться в Новый Иерусалим, но в пути последовала его блаженная кончина. Погребение опального патриарха состоялось в Ново-Иерусалимском монастыре при участии государя, в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи. Его белокаменное надгробие со стихотворной эпитафией сохранилось, но мощи были изъяты большевиками и бесследно исчезли. Строительство соборного храма Воскресения продолжилось и при царях Иоанне и Петре Алексеевичах, в регентство Софьи, когда законченный в 1685 г. собор был освящен. Тогда же обитель получила жалованную грамоту на все ее вотчины и угодья. Возведенный собор во имя Воскресения Христова полностью повторил планировку и ярусную композицию иерусалимского храма, но его декоративное оформление и многоглавие получили самостоятельную разработку. Невиданное изобилие разноцветного изразцового декора позволило создать глубоко самобытный национальный памятник. Причем основной частью здания явился грандиозный шатер над часовней Гроба Господня, который даже противоречил проводимой политике Никона, восстававшего против шатрового зодчества и стоявшего за «освященное пятиглавие». Но в данном случае он сам запроектировал наиболее грандиозный во всем древнерусском зодчестве шатер диаметром 20 м и высотой 18 м. В 1694 г. деревянные стены монастыря заменили каменной оградой с круглыми башнями на углах и рядами бойниц.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Богородичен: Освятившися Духом, Богородице Всенепорочная,/истинно прияла еси во чреве Безначальнаго Сына и Присносущнаго,/в Тебе, Чистая, воплощеннаго на благодеяние верою вопиющих:/отроцы, благословите, священницы, воспойте,/людие, превозносите во вся веки. Песнь 9 Ирмос: От Бога Бога Слова,/неизреченною мудростию пришедшаго обновити Адама,/ядию в тление падшаго люте,/от Святыя Девы неизреченно воплотившагося нас ради,/вернии единомудренно песньми величаем. Яко светозарно твое житие, яко красны ноги,/яко зело чудно еже к Богу маание 30 же вкупе и ближность,/яко величайшая благодать, свыше данная тебе, мудре./Сего ради верою почитаем тя, Аверкие. Тя, сожительника всех святых мученик и ревнителя Божественных ученик,/патриархов равночестна, пророков и преподобных,/и Небесных слуг собеседника верою славим, Аверкие. Пресвятая твоя память, простирающися в мире,/просвещает человек души светом, богатым в благодати,/юже совершающе любовию,/страстей нас и тьмы напастныя/молитвами твоими избави, молимся, Аверкие. Богородичен: Светла Тя светильника пророк провиде,/свещу Божественную истинно в Себе носящую, Всесвятая Дево,/Единаго Пресущнаго Бога,/за благоутробие милости из Тебе вочеловечшася. Ин Ирмос: Ужасеся о сем Небо/и земли удивишася концы,/яко Бог явися человеком плотски/и чрево Твое бысть пространнейшее Небес:/тем Тя, Богородицу,/Ангелов и человек чиноначалия величают. Удивися о сем всяк земнородный, почудися же и всяк ум,/яко мертвии, по многовременнем погребении, в вертепе лежаще, аки в вечер уснувше и утре обычно востающе, явишася,/уверяюще мертвых общее востание. Седмочисленнии мучеников светлии светильницы,/ефесская светила присносветлая,/мира всего молитвенницы и предстателе теплии,/общаго воскресения проповедницы и хранителие верных,/испросите тишину нам,и спасение, и мир всем концем. Богородичен: Яко Мати Пострадавшаго о нас, душетленных мя страстей избави;/яко Милосердая, разреши прегрешений узы;/яко Благая, ублажи ныне озлобленную мою душу демонскими прилоги, Дево Богородице,/да пою Тя, Всепетую.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К подвигом себе страдания, святии,/крепко обучивше,/скрыстеся в вертепе,/моленьми непрестанными ко Господу молящеся/крепость подати и силу,/имиже судьбами, Человеколюбец весть,/уснути в мире всем вам Богоначально повелевает. Богособранный полк, лик блаженный,/мученическое собрание неудобопоборимое,/Церкви Божественней красное торжество,/нерастерзное совокупление, воинство непобедимое,/незыбленное благочестия основание,/приидите вси, воспоим усердно, благочестия свидетели. Слава, глас 3. Иоанна монаха: Архиерее преподобне, всеблаженне отче,/чудотворче угодниче Христов, Аверкие,/пророческим житием возсиявый/и апостольских сподобился еси даров,/Спасу служа со Ангелы непрестанно,/моли избавитися от всякаго прещения душам нашим. И ныне, Богородичен или Крестобогородичен. Подобен: Велия Креста: Оружие сердце Твое пройде, Пречистая,/егда Сына Твоего на Кресте видела еси и вопияла еси:/небезчадну Мя покажи,/Сыне Мой и Боже Мой,/соблюдый Мя по Рождестве Деву. Тропарь святителю, глас 4: Истины проповедник и чудотворец дивен показался еси,/сирот отец и нищих заступник,/бодрый пастырь словеснаго стада, бесом страшен,/всех убо от тех нападений заступай, вопиющих ти:/Аверкие отче наш,/моли Христа Бога,/да спасет души наша. И святым отроком тропарь, глас 8: Благочестия проповедники и воскресения умерших изобразители,/Церкви столпы седмочисленныя,/отроки всеблаженныя песньми восхвалим:/тии бо по многих летех нетления, аки от сна воставше,/всем возвестиша яве мертвых востание. НА УТРЕНИ Канон Октоиха един и святителя канон на 4, егоже краегранесие: Аверкиеву воспою великую славу. Иосиф. Глас 2 Песнь 1 Ирмос: Грядите, людие, поим песнь Христу Богу,/раздельшему море и наставльшему люди,/яже изведе из работы египетския,/яко прославися. Зарею светлою Трисолнечнаго Божества озарен быв, Аверкие,/свет был еси,/сущия во тьме просвещая и все демонское разрушая омрачение. Житие на земли имел еси, преблаженне, Небесное,/с плотию, яко безплотен, жительствовав/и страсти умертвив, и священства дар прием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава, и ныне, глас 8: Святая Твоя и сообразная икона, Богородице Дево,/благодатию Твоею пребогатый сущий источник,/кипящий всей подсолнечней/и светящий всему миру/светолучными Святаго Духа сияньми и исцелений светлостьми./Ты бо Бога Слова плотию несказанно родила еси,/от Архангела Гавриила сицевая слышавши:/радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою,/и Дух Святый осенит Тя к зачатию./Такожде рекла еси к первописанной Твоей иконе, на ту зрящи:/с тою Моя благодать,/и слово Твое со властию иконе бысть./И образ, и глас, и сила, и дело, и всяк ум/превосходящая Божественная благодать, спребывающи вечно,/знамения и чудеса непрестанно содевает/и душеполезное исцеление всем верно приходящим подает/Твоими Богоматерними непрестанными к Богу молитвами. Славословие великое, и отпуст. На Литургии служба Богородицы. Аще прилучится в неделю – зри устав 23 июня В той же день. Святаго равноапостольнаго Аверкия, епископа Иерапольскаго, чудотворца и святых седми отроков, иже во Ефесе На Господи, воззвах: стихиры святителю, глас 2. Подобен: Егда от Древа: Божественных учений блистаньми/разрушил еси многобожную нощь, отче Аверкие,/утро же возсияв, сыны дне совершил еси,/во мраце сущия прежде, иерарше,/чудеса преславная показав,/тем святую твою память верою празднуем вси,/песнословяще тя, Богодухновенне. В сосуде единем чудодействуя,/вино бо и елей, отче, и вид другий совокупил еси,/блюдома внегда требовати несмешена Божественною благодатию,/теплых же вод дарование/молитвою истещи сотворил еси,/недуги исцеляя всяческия,/приходящих тебе верою/и блажащих тя, Аверкие. Весь прилежа Богу,/Божественных исполнитель учений явился еси, Аверкие,/благодать же прием от высоты, преподобне,/недуги отгнал еси различныя человеков,/требища идольская разорил еси,/знание насадил еси Божественное,/неведением окаянно прежде бедствующим, блаженне. Ины стихиры мучеников, глас 4. Подобен: Яко добля: Пребеззаконная веления,/Богу покоршеся, отроцы блаженнии небрегоша/и, связани бывше, разрешиша прелести соуз,/и, сан мирский отвергше, прияша славу,/яже тех преславно совершившу/и Горняго исходатаившу Царствия наслаждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь. равноапостольному Аверкию, епископу Иерапольскому Тропарь равноапостольному Аверкию, епископу Иерапольскому , глас 4 Истины проповедник и чудотворец дивен показался еси,/сирот отец и нищих заступник,/бодрый пастырь словеснаго стада, бесом страшен,/всех убо от тех нападений заступай, вопиющих ти:/Аверкие отче наш,/моли Христа Бога,//да спасет души наша. Кондак равноапостольному Аверкию, епископу Иерапольскому , глас 8 Яко священника превеликаго и апостолов совсельника,/Церковь почитает тя, вся верных, Аверкие:/юже твоими молитвами соблюдай, блаженне,/непобедиму и необуреваему от всякия ереси, и нескверну,//яко приснопамятный. семи отрокам Ефесским Тропарь семи отрокам Ефесским, глас 4 Велия веры чудесе,/в пещере, яко в чертозе царском,/святии седмь отроцы пребыша,/и умроша без тли,/и по мнозех временех восташа, яко от сна,/во уверение воскресения всех человеков.//Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас. Ин тропарь семи отрокам Ефесским, глас 4 Мученицы Твои, Господи,/во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/имуще бо крепость Твою,/мучителей низложиша,/сокрушиша и демонов немощныя дерзости./Тех молитвами//спаси души наша. Ин тропарь семи отрокам Ефесским, глас 8 Благочестия проповедники и Воскресения умерших изобразители,/Церкви столпы седмочисленныя,/отроки всеблаженныя песньми восхвалим:/тии бо по многих летех нетления, аки от сна воставше,//всем возвестиша яве мертвых востание. Кондак семи отрокам Ефесским, глас 4 Мира сущая тленная презревше,/и нетленныя дары приемше,/умерше, кроме тления пребыша./Темже востают по многих летех,/все погребше лютых неверие,//яже во хвалении днесь, вернии, восхваляюще, Христа воспоим. Ин кондак семи отрокам Ефесским, глас 4 Прославивый на земли святыя Твоя/прежде втораго и страшнаго пришествия Твоего, Христе,/преславным востанием отроков/показал еси Воскресение неведящим е,/нетленна одеяния и телеса явив,/и царя уверил еси вопити://воистинну есть мертвых востание. Молитва семи отрокам Ефесским

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-11-...

Любовию, яже к Богу, Ефесскаго отечества, мудрии,/род светлый, богатство же пресветлое и славу пречестную оставили есте,/наследие Небесное произбравше. Седмочисленный страдальцев лик, Божественне совокупляемь,/низложи врагов множество многочисленное/и славу прияша исповедания, и венцы страдания. Богородичен: Возсия от Сиона Вышняго благолепие/приятием плоти, по соединению неизреченному,/из Тебе, Неискусобрачная, одеян, и мир просвети. Кондак, глас 8: Подобен: Яко начатки: Яко священника превеликаго и апостолов совсельника,/ Церковь почитает тя, вся верных, Аверкие:/юже твоими молитвами соблюдай, блаженне,/непобедиму и необуреваему от всякия ереси, и нескверну,/яко приснопамятный. Икос: Мира всего суету помышляя, мира учуженный/и, страсти Христовы подражая, плотския страсти умертвил еси/и, крест твой взем, последовал еси, блаженне, Творцу твоему,/и, пребывая с Ним, ныне молися за чтущия тя истинно,/яко приснопамятный. Песнь 7 Ирмос: Образу златому, на поле Деире служиму,/трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления;/посреде же огня ввержени, орошаеми, пояху:/благословен еси, Боже отец наших. Яко Божественный пастырь, яко чудес самотворец,/слепым еже зрети молитвою, отче, подал еси, и слышати глухим,/очищение же прокаженным, и благотечение хромым, воспевающим:/благословен еси, Боже отец наших. Проповедает твое чудодеяние, мудре, во век теплых вод искипение/и столп, у гроба твоего лежащий,/егоже от Рима, великаго града, принесе лукавый дух, изгнанный тобою, отче Аверкие. Людем смиренным вождь был еси,/высок в видениих, и действиих же, и силах явився, священнейше,/и Высочайшаго Царя угодник, Емуже взываем:/благословен еси, Боже отец наших. Богородичен: Родися из тебе, Егоже роди Отец прежде денницы,/во двою существу и хотению, яко Бог же и Человек, Отроковице, знаемь всем, верою зовущим:/Благословенная, Бога плотию рождшая. Ин Ирмос: Божия снизхождения/огнь устыдеся в Вавилоне иногда,/сего ради отроцы в пещи радованною ногою,/яко во цветнице, ликующе, пояху:/благословен еси, Боже отец наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004