Относительно древности индийской философии долго существовали фантастические представления, начинающие исчезать перед более строгим научным исследованием. Большую часть своего школьно-философского богатства индусы приобрели в поздние времена частию под прямым воздействием греков после Александра Македонского, частию еще позднее с помощью арабов — проводников Аристотеля на Восток не менее, чем на Запад. Но, с другой стороны, — не говоря уже об арабах — несомненно, что греки, при первом своем знакомстве с Индией, уже нашли там своеобразную туземную философию «голых мудрствователей» (гимнософисты) как явление типичное и древнее, традиционное. По внешним признакам эти индийские адамиты не могут быть отождествлены с последователями буддизма, по всем вероятиям, это были представители аскетической мистики — Йоги, существовавшей ранее Будды. Еще древнее был пантеизм Упанишад. Ближайшим же предтечей Шакьямуни не без основания считают творца системы спиритуалистического дуализма (изложенного в Санкья-Карике), хотя личность и самое имя этого мудреца — Капила — вызывают недоумения.    Вся совокупность буддийского учения распределяется, как известно, по трем отделам священного канона, называемого поэтому «Три корзины» (трипитака): сутры содержат нравственное учение, Винайя — монашеский устав и Абидарма — трансцендентальную мудрость.    Софокла «Эдип в Колоне», перев. Д. Мережсковского.    Там же.    Там же.    «Сила его цела, когда обратится в землю» (Tabula smaragdina).    Минутный подъем Платоновой мысли до идеи Эроса как моста, соединяющего мир истинно-сущего с материальною действительностью, остался без последствий: философ указал в загадочных выражениях на этот мост, но оказался не в силах идти по нему и вести других.    «Муравьи, пчелы и осы. Наблюдения над нравами общежительных перепончатокрылых», сэр Джона Леббока, перев. с 5-го изд. Д.В.Аверкиева. Спб., 1884, стр. 92.    Там же.    Рабочие муравьи (как и рабочие пчелы) не представляют, как известно, особой породы, а происходят от общей матки, но только остаются недоразвитыми (в половом отношении).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4140...

21 дек. 352 С. 1 : О том и о другом: По городским делам. Касьян и его деяния. Приготовления к праздникам. Наши капиталисты/Старый Знакомый (Н. И. Пастухов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 20 декабря: (О докладе Д. Ф. Самарина губерн. земству и о принятии земством ходатайства об организации обществ. благотворительности при приходах)/(Г.-П.); (Рец. на кн.: Сборник Московского главного архива Министерства иностранных дел. М.: Изд. Комис. печатания грамот и договоров, 1880. Вып. I). (НК); С. 23 : Московский окружной суд: Дело «Золотой ручки»/Д. М. (Д. А. Мансфельд). (СЛ); С. 3 : Из Эривани. 3 дек.: Мусульманский праздник «Мугаррем». (ВИ). 22 дек. 353 С. 1 : Крестница герцогини: Роман Мерувеля. XXXII XXXIII/О. Ш. ((Ф)); С. 2 : О том и о другом: Поездка в Коломну/Старый Знакомый (Н. И. Пастухов). ((Ф)); Москва, 1 декабря: (Дело о бунте бывших крепостных крестьян гр. А. А. Бобринского, занимавшегося ростовщической эксплуатацией; уп. Ф. Н. Плевако)/(Г.-П.); С. 23 : К вопросу об организации русского студенчества/ ; С. 3 : Московская судебная палата: Дело «О бунте крестьян». (СЛ); «Игрушечка», журнал для детей, еженедельное иллюстрированное издание, издаваемое в Петербурге Т. П. Пассек. II/С. У. (C. И. Уманец?). (НК); С. 34 : Из с. Кимры, Корчевского у., Тверской губ. 17 дек.: Призыв к воинской повинности. Трудное время. Лесоистребление. Поимка арестанта. (ВИ). 23 дек. 354 С. 12 : Московская правда: Сны Угадая: 1) Рыбье царство; 2) Разговор студента с гражданином; 3) Петухи; 4) Прогрессисты; 5) Опера и балет жизни; 6) Избиратели и Мефистофель; 7) Ассенизация; 8) Угадай и Истина. Кошмар и пробуждение/Угадай (В. А. Скрипицын). ((Ф)); С. 2 : Москва, 22 декабря: (О преобразовании земских учреждений – по поводу публикаций в газ. «Земство» и «НВр»)/(Г.-П.); Комедия Д. В. Аверкиева «Сидоркино дело» на сцене театра (С. М.) Малкиеля. Летнее помещение этого театра. Гастроли М. Г. Савиной. Новая пьеса А. Н. Островского и (П. М.) Невежина («Блажь»). Приезд А. А. Потехина в Москву. По поводу разрешения цензурой комедии А. Ф. Писемского «Подкопы». Предстоящие новинки драматической сцены. Дебют (в Большом театре балерины) г-жи (М. Н.) Горшенковой. Новый балет. Г-жа Бекка (танцовщица)/Заурядный зритель (А. М. Дмитриев). (ТиМ); С. 3 : Программа графа (М. Т.) Лорис-Меликова и надежды русского общества. (ПП); Из Темникова. 10 дек.: Саровская пустынь и земство. (ВИ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Но Аверкий злоупотребил царским и патриаршим доверием и расположением к нему с низкою корыстною целью. В действительности у него вовсе не было в Константинополе никаких имений и виноградников, все это он придумал с целью выманить у царя и патриарха побольше денег, на которые он покупал товары и посылал их для продажи в Константинополь то со своим келарем Пахомием, то с купцом Дементием, которого он выдавал за своего племянника. Впоследствии Феофан Иерусалимский, когда он уже враждебно столкнулся с Аверкием, счел возможным раскрыть Филарету Никитичу глаза на проделки Аверкия. Относительно данного обстоятельства он писал: «Если хочешь познать лживость его (Аверкия), скажу тебе первое, он подвигнул царствие ваше писать к нам о некоем человеке, которого назвал себе братаничем, но он не что иное, как купец, приходивший совершать куплю соболями, и будто бы он, Аверкий, имел виноградники в Константинополе, но он не только не имел здесь виноградников, но ради нищеты своей и лукавства уже двадцать лет, как изгнан из епархии Веррийской, и около десяти лет, как переселился в Молдовлахийскую». Очень неблаговидно Аверкий поступил и со своим спутником Константином Ларевым. С ним он приехал в Москву и выдал его здесь за своего зятя. Этот Аверкиев зять привез в Москву часть Животворящего Древа, которое творило-де много чудес, причем он ссылался на Аверкия: «Распросить велите верийского митрополита Аверкия, что он видел, и он вам, государем, подлинно скажет про те чудеса». Аверкий, знавший, конечно, хорошо все касавшееся своего зятя, подтвердил его слова, и древо было куплено. Но через несколько времени Аверкий подал на своего зятя челобитную с просьбою взыскать с него деньги, которые он задолжал Аверкию, и когда Ларев, отрицавший долг, не хотел платить, он поставлен был на правеж, который заставил его уплатить долг. Аверкий вынужден был объяснить тогда, что Ларев вовсе не зять его, а только дорогою в Москву уговорился было жениться на племяннице Аверкия и успел этим путем выманить у него деньги, а между тем оказалось, что Ларев уже женат, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Потому вместе с огромными камнями и с древними вещами Татарского употребления здесь встречаются и ружья и признаки доменных печей и кузнечного производства. 6 . В 24 верстах от Переволоки и 16 от уездного города Сызрани при подошве Костычевских гор и при Пустыльском буераке находится село, с древним укреплением, Городище-Костычи (см. карту городищ). По названию «Костычи» можно подумать, что это укрепление собственно Русское. На это скажем, что, тогда как укрепление было издревле, земля, занимаемая им, и вся окрестность до конца XVII века» состояла пустопорожнею, и только теперь, в конце XVII века, появилось на ней Русское селение – Костычи. В 7200 (1692) году игумении Московского Вознесенского монастыря Варсонофии Бутурлиной Симбирянами Вас. Аверкиевым и Дав. Ильиным было выменено и потом отмежевано «из диких поль остаточной земли за дачами Сызранских солдат от реки Волги и от Печерских гор, и за рекою Волгою, и по реке Иштереку (ныне Тишереку) пашни и сенных покосов и всяких угодий по 50 чети в поле, а в дву потомуж, сенных покосов по 500 копен» 104 . На этой земле уже в 1700 г. является населенное монастырскими крестьянами село Вознесенское, Городищи тож 105 , в 1710 и след. годах 1721. 1724. 1729, называемое также Городецкою слободою или селом Городищем Костычи тож, или селом Вознесенским Костычи тож 106 . Костычами, как передают старожилы, селение названо от того, что прежде жители долгое время промышляли распродажею хостычей (крестьянского простого платья – пониток). Городище сие описали видевшие еще каменные развалины его академики Лепехин и Паллас в 1769 г. Первый говорит 107 : «село Кастычи (sic) весьма пространно и живут в нем государственные крестьяне; а в старину сие место принадлежало Волжским нагорным Татарам. Татарского обиталища видны еще и по сие время остатки, которые состоят из каменных развалившихся стен. Числом их три; а с полуденную сторону защитою служит крутой Волжский берег. Они складены были из известкового камня, братого с Волги, что проседающие жилки горной смолы свидетельствуют.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

В конце своей жизни писатель говорил Д. Аверкиеву, что “петрашевцев и себя в том числе полагает начинателями и распространителями революционных учений”. После “перерождения убеждений “он считал революционный период своей жизни отречением от Христа и грехом против русского народа. Когда однажды ему сказали: “Какое, однако, несправедливое дело ваша ссылка! “он с раздражением возразил: “Нет, справедливое; нас бы осудил народ”. А между тем, только из любви к народу, ради освобождения его, вступил он на гибельный “нечаевский ттуть”. Следственная комиссия была права, квалифицируя Достоевского, как “одного из важнейших”. Центральной фигурой дуровского кружка был Спешнев, человек, имевший на Достоевского громадное и загадочное влияние. В. Семевский 110 собрал о нем любопытные сведения. Спешнев происходил из богатой семьи, учился в лицее и вышел из него, не окончив курса. У него был роман с Савельевой, которая покинула мужа и двух детей и уехала с ним за–границу. Там она отравилась из ревности. Спешнев прожил за–границей четыре года (1842–1846) и в Дрездене слыл львом иностранного, особенно польского общества. По словам Бакунина, Е. П. Языкова, ее дочь и все их приятельницы, даже одна 70–летняя польская графиня были в него влюблены. Но не одни дамы, а и молодые поляки, преимущественно аристократической партии Чарторыжского, были от него без ума. Его неразлучным сеидом был Эдмонд Хоецкий”. Огарева–Тучкова пишет о нем: “Он обращал всеобщее внимание своею симпатичною наружностью. Он был высокого роста, имел правильные черты лица; темно–русые кудри падали волнами на его плечи, глаза его, большие, серые были подернуты какой-то тихой грустью”. В Дрездене в 1845 году Спешнев писал рассуждение о тайных обществах и изучал историю первоначального христианства. “Его поразили тогда мировое влияние и совершенный успех этого древнего тайного общества”, и он стал думать о создании такого общества в современную эпоху. Сочинение его делилось на четыре главы: 1) школа ессейская и возрастание первоначального христианского общества, 2) история некоторых новейших тайных обществ, 3) различие действия христианского общества от тайных, 4) наилучшая организация тайного общества применительно к России. — Думал он также об издании свободного заграничного журнала на русском языке.

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

Падут во мрежу [рус.: в сеть] свою грешницы [ Пс. 140, 10 ]. Я падаю весьма часто в свою мрежу, которую сплел себе грехами, пристрастиями своими. Ибо каждый в узах греха своего... содержится [ Притч. 5, 22 ], по Писанию. Сколь часто враг обрет мя вне благодати, восхищал 22 меня льстивне и, прельстив, отводил боготворящих словес! Господи Боже мой! Приношу искренно мое пред Тобою покаяние в заочном оскорблении и уничижении архипастыря моего в разговоре с мировым судьею Аверкием Шебуниным, ездившим к нему в качестве депутата с просьбою за диакона Таратина и хулившим его. Он назвал его уничижительным именем попа и человеком несовременным, неделикатным. Я сказал, что и я также к нему нерасположен и не могу бывать у него по причине его строптивости. Господи! Такое ли лицо, носящее образ Тебя, Пастыреначальника, я унизил? Того ли унизил, кого Ты, Господи, почтил и государь, помазанник Твой? Этим ли гордым и презорливым 23 людям я поверил, внял клевете их на своего архипастыря? Согреших, помилуй. Во время литургии, в конце, когда я подумал о своем согрешении и своих словах касательно владыки и о словах Шебунина, я смутился и не мог выговаривать слов литургии – такая напасть сделалась! 21 марта Вербное воскресение. Сегодня служил литургию в крайней тесноте оттого, как думаю, что вчера с вечера поел рыбы корюхи с ситным хлебом пшеничным, и меня сильно закрепило. Погода была весьма нехорошая в этот день, то есть в воскресенье: снег шел. В боках была особенная теснота. После обедни староста Думской церкви Николай Сидоров огорчил меня объявлением непокорности Соборному причту и мне тут же и прямо сказал, что он будет делать все наперекор нам. За то, вероятно, что им, купцам, не удалось определить в Думу особого священника, потому что Соборный причт воспрепятствовал тому. Что делать с непокорным духовным сыном? Предаю его Господу: Он Сам да вразумит его, если слова мои не имеют над ним никакой силы. А меня, Господи, соблюди в незлобии и мире и даждь мне искренно раскаиваться в грехах моих, содеваемых непрестанно делом, словом и помышлением, и просить смиренно прощения у своих духовных чад во храме. Грех ради моих огорчил меня духовный сын мой. За огорчение я лишил его благословения и просфоры. [Досадил.]

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Стали трогать, но не могут даже сдвинуть с места, все ее тело как бы окаменело. На всех напал страх, и все разбежались, оставив в квартире одну стоящую Зою. Рассказали о случившемся домашним. В апреле 1956 г. произошло второе знамение, косвенно связанное с куйбышевским, но у нас, в г[ороде] Бузулуке. Я знаю его лично, непосредственно. Мы жили по Комсомольской улице в доме 70, в квартире пожилой женщины Евдокии Ивановны Рыбкиной. Недалеко от нее жила ее подружка, и у нее квартировала Валентина Аверкиева, молодая девушка, окончившая сельскохозяйственный институт, получившая звание ветврача и назначенная в мясоконтольный пункт бузулукского базара. 12 апреля, на 4й неделе Великого поста, пришла утром подружка к Евдокии Ивановне и рассказывает: «Ивановна, я пришла тебе рассказать. Валя нынче проснулась и говорит мне: «Я видела сон. Входит в комнату девушка, о которой вы говорите, что она окаменела, и спрашивает меня: «Ты, Валя, в Бога веришь?» — а я отвечаю ей: «Что ты, что ты, я же окончила институт!» Она же мне в ответ: »А ты верь, верь. Вот я и сама не верила, а теперь верю». Что значит этот сон?» А я ей ответила, что пойду поговорить с тобой. Что же может значить этот сон?» — «Сон неспроста,— ответила наша хозяйка.— Видела девушку, значит увидит еще какое-либо диво». Еще немного поговорили и разошлись. Вечером снова прибежала подружка хозяйки. « Ивановна, ведь Валя-то умерла!» — «Что ты говоришь! — воскликнула Евдокия Ивановна, пораженная известием.— Да как же это могло быть? Молодая, здоровая девушка, и вот так внезапно».— «Нынче у Вали был выходной. Когда я пришла от тебя, то Валя занялась стиркой белья. Часа в два к ней пришла подружка-врач и пригласила идти в кино, показывая взятые билеты и расхваливая картину. Валя начала отказываться, ссылаясь на стирку. А та продолжает уговаривать: «Идем на дневной сеанс, придешь и закончишь стирку». Валя продолжает отказываться и говорит о своем нежелании. Подружка не отстает: «Вот старуха какая! Бросай стирку и идем». Оделись и пошли. Дорогой Валя снова отказывается, но та настаивает. Вдруг Валя решительно поворачивается и идет обратно домой, подружка также возвращается. Валя взошла в калитку, внезапно упала на цементированную дорожку и мгновенно умерла». Ее могила находится на главной аллее бузулукского кладбища, поставлен памятник, и на нем написаны даты рождения и смерти Вали, увидевшей во сне куйбышевскую Зою.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-svyashh...

– Ни звука в ответ. Расстёгиваю грудь, ослабляю пояс, даю нюхать эфирные капли. При пособничестве г.г. Цветкова и Крылова трём каплями виски, мочим темя головы водою и каплями. Послышалось последнее дыхание, и... „все, как сказал наш домашний фельдшер, было кончено». Делаю распоряжение послать поскорее за доктором, доложить о происшедшем о. Наместнику Лавры. Между тем лицо и лоб батюшки стали теплеть. Положили ему под голову подушку, не теряя надежды, что может быть он и придет еще в сознание. Через 10–15 минут являются друг за другом доктора: C. Н. Успенский , – академический, и лаврский (он же и наш) П. И. Якуб. Доктора единогласно констатируют факт смерти батюшки. Тяжело было, не хотелось верить, что так внезапно не стало у нас „утешителя» батюшки! Чрез полчаса прибыл о. Наместник Лавры с благочинным о. Аверкием и, удостоверившись от докторов о последовавшей внезапной кончине старца, сделал распоряжение о переправе блаженно почившего в Бозе старца в его келью у Черниговской. Все мы благоговейно поклонились праху и преклонили свой ум пред неисповедимыми судьбами Божьими, пораженные дивным событием. По распоряжению о. Наместника, как был о. Варнава в епитрахили и поручах (из чёрного шёлкового муара с серебряным позументом), так и возложен был на санитарные носилки на месте кончины; только снятая на время исповеди камилавка с крепом теперь была надета на него. О. Наместник, возложив на себя епитрахиль, сам совершил над почившим первую литию, а затем в предшествии его, с пением „Святый Боже», мы подняли с места кончины носилки с телом незабвенного батюшки, вынесли на улицу и поставили их на приготовленные сани... Четверо поддерживали на санях носилки с телом почившего старца, а за санями ехал Лаврский благочинный, о. Аверкий, которому о. Наместник поручил проводить тело почившего до Пещер и внести его прямо в его келью». А в храме у Черниговской, между тем, шла еще утреня. Братия и богомольцы все еще ждут, когда „привезут» батюшку, и он примет их к себе на исповедь. И вдруг... прервалось на мгновение богослужение; взволнованные братия-пещерники друг другу передают скорбную весть: старец скончался!..

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Рассуждение писателя второй маккавейской книги о том, что Иуда молился за умерших, помышляя о воскресении, Рейнах считает личным и тенденциозным выводом автора. Дату ясно выраженной веры в воскресение в книге Даниила ( Дан.12:2 ) Рейнах возводит к 165 г. до Р. X., но при этом утверждает, что тогда явилась лишь идея о воскресении мертвых, а мысль о молитвах за мертвых по закону последовательности должна была явиться позже. Он и думает, что последняя мысль явилась у евреев лишь в I в. до Р. X. под иноземными влияниями в Египте. Но на самом деле из всего материала собранного Рейнахом в двух статьях по этому вопросу 1155 следуют два вывода: 1) у орфиков не найдено молитв за умерших, 2) молитвы за умерших были у евреев. Об этом кроме книги маккавейской свидетельствует рассказ о раввине Акибе научившем детей одного покойного молиться за него вследствие чего покойник и избавился от загробных мучений. У христиан молитвы за умерших относятся к очень раннему времени, о чём свидетельствует уже знаменитая аверкиева надпись, 1156 несомненно восходящая ко II в. Но при таких данных как же на самом деле можно трактовать о влиянии орфизма на христианские поминовения? Но Рейнах, сосредоточивая своё внимание на том, что у язычников выступают молитвы к умершим, а у христиан – молитвы за умерших, совершенно напрасно упускает из виду, что у язычников всегда и везде существовало убеждение, что живые могут и должны помогать умершим. Жертва Одиссея в аду в некоторой мере дала жизнь теням усопших. Умерший и непогребенный Эльпенор упрашивает Одиссея, чтобы было погребено его тело. В погре- —348— бении и жертвах нуждаются усопшие. Живые могут улучшить участь усопших. Ходатайство живых пред богами за умерших, по-видимому, является естественным средством служащим делу этого улучшения. Но имеющееся у нас прямое свидетельство существования таких ходатайств (у египтян, Диодор сицилийск. I, 91) восходит всего лишь к половине I -го века до Р. X., т. е. к такой эпохе, когда и по мнению Рейнаха, молитва за умерших допускалась уже у евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Св. Серафим Саровский Пред Распятым склонись ты с мольбою, Угнетенный гоненьем людским, — И, исполненный верой живою, Всю тоску ты излей перед Ним! — Посмотри. Он с любовью взирает, Пригвожденный к кресту за тебя; Он за мир добровольно страдает, И жалея его, и любя!.. Помолись с упованьем Ему ты, И на лик Его кроткий взирай, — И поверишь в те жизни минуты, Что доступен и грешнику рай. Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностию. Св. Серафим Саровский Кто ищет дружество со Христом, да знает, что от многих вражду претерпевать будет. Ибо душа, прилепившаяся к Божиему Слову, без сомнения, тотчас будет иметь врагов; так что и те, которых раньше за другов имела, обратятся во врагов. Блаженный Иероним Не отдай, Святая Дева, Меня на произвол людей! От скорби, нужды и от гнева Явись Заступницей моей!.. Обуреваемый страстями, Печалью тяжкой омрачен, Во прах поверженный врагами, Бессилен, нищ, изнеможен, — Не в силах я стерпеть страданья: Не знаю, где найти покров, Чем утолить души роптанье, Куда укрыться от врагов!.. От скорби, нужды и от гнева Явись Заступницей моей, И не отдай, Святая Дева, Меня на произвол людей! Аверкиев Живая вера — крепкий столп. Христос для верующего в Него такою верою — Все. Марк Подвижник О, крест святой, символ смиренья, Как мне отрадно пред тобой! Ты силу, крепость, утешенье Даешь душе моей больной. Перед тобой я забываю Все горе жизни, всю печаль. Весь мир я будто покидаю, Гляжу спокойно, твердо вдаль. Окончив труд дневной, я часто К тебе за отдыхом спешу. И у тебя покой и счастье, И силу снова нахожу. И у подножия святого Мне так отрадно и легко, И мысль летит к престолу Бога, И на душе светло, светло. И в это чудное мгновенье Желал бы я навек заснуть… О, дай святое Провиденье, Мне у креста свой кончить путь… В трудные, решительные минуты жизни более напрягаются силы души, и во время великих испытаний человек чаше выходит победителем, нежели в малых, ежедневных искушениях. Препод. Кассиан Римлянин К Тебе, о Мати Пресвятая,

http://azbyka.ru/fiction/divnyj-svet-dne...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010