называет чадом и прощает от всех грехов. VIII, 89; V, 237. 31.Родион, которому Аввакум грозит епитимией и высказывает о своей великой власти и обязанностях. VIII, 96–97. 32.Лукиан, которому за блудный грех Аввакум грозит проклятием. VIII, 99. 33.Киприан юродивый (?). I, 310, прим. Макарий, История, XII, 608. 34.Симеон, называемый «чадо Симеоне». V, 200–204. 35.Афанасий Пашков, называемый также. V, 132; ср. 163. 36.Неизвестное лицо, называемое «чадо». V, 217. Известно, что Аввакум исповедывал: бесноватого стрельца Кирилла, жену Мезепского воеводы Алексея Цехановского Евдокию, дьяка Ивана Струну, своих родных детей. V, 96–98; 108, пр. 23; 54. По мнению Макария, История, XII, 601, Аввакум был духовником всего отряда в 600 человек, посланного в Даурскую землю с Афанасием Пашковым. 801 Предлагали, конечно, под условием, если он соединится с церковью: V, 65. Но Аввакум желал быть лучше справщиком. В другом месте, упрекнув митр. Павла Крутицкого и Рязанского епископа Илариона за властолюбие, Аввакум говорит: «Вот и меня в духовники звали, да как о Христе Иисусе не захотел же, да живу себе в яме с братиею о Христе Иисусе; вертеп сей лутче мне Синайские горы о Святем Дусе». Бороздин, прилож., стр. 34. 802 Аввакум видел, будто плывут по Волге два золотых корабля; на них по одному кормщику. Он спросил, чьи это корабли, и ему ответили: «Лукин и Лаврентьев». «Сии быша, поясняет Аввакум, ми духовные дети, меня и дом мой наставили на путь спасения и скончалися богоугодно». Третий и наиболее красивый корабль принадлежал самому Аввакуму. V, 10–11. 806 «Немощи ради нашие дан нам бысть закон; безгрешно и чисто законное ложе по согласию ко времени; еже есть время, глаголет апостол, понедельник, торник, четверток, аще праздника нет; среда же и пяток, суббота и неделя да храним бывает, и праздники во весь год, и великий пост, и Пасха до Фомины недели». Аввакум разделял воззрения Кирика на закон наследственности, но у этого оригинального писателя он является в своеобразном виде. «Аще, не измывся по мечтании, со женою падешь, и зачнет во утробе детище, или бесно родится, или безумно, или инако развращенно и недостаточно. Егда же кая жена стропотствует ложю его (есть писано в Палее), у таковых дети неблагообразны, или косы, или бриласты, или немы. Аще вином упивается жена, у таковых рождаются плешаты». Бороздин, прилож., 131.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Такого рода свидетельства можно находить у самого раскольнического первоапостола, протопопа Аввакума. В своей беседе «о наятых деятелях» он говорит между прочим: «старик бедный жолтехонек в церковь прибрел, плачет и воздыхает, не разумеет церковного ничто же... и персты по преданию сложити не умеет… не слыхал писания» 118 . Старики, конечно, крестились так, как научились с детства, т. е. троеперстно, – это Аввакум и называет неумением сложить персты по преданию, – не живому, в на­родной памяти и практике соблюдаемому, а изложенному в «писании», – по преданию мнимого Феодорита, как кре­стились воспитанные на этом «писании» нестарики. Таким образом Аввакум подтверждает свидетельство митрополита Игнатия, что во времена патр. Иосифа «зело престаре­лые люди», не знавшие Феодоритова Слова, крестились трое­перстно. Еще в своей автобиографии Аввакум рассказывает об одном из своих духовных детей, что, когда его спросили: как ты крестишься? Он отвечал: «я так ве­рую и крещуся, слагая персты, как отец мой протопоп Аввакум» 119 . Ответ очень характерный. Ученик Аввакума не говорит, что крестятся так, как крестятся, или крестились доселе все православные христиане, а говорит, что крестится так, как отец его духовный протопоп Аввакум, или как научил его креститься этот духовный отец. Ясно, что двуперстию учились от таких духовных отцов, как Аввакум, а не от предания, идущего от дедов и отцов, как учились троеперстию. В том же сочинении своем Аввакум рассказывает, как будто бы ангелы взяли одну духовную дочь его в рай, показали ей там прекрасную Аввакумову палату и дали ей наставление: «слушай его (Аввакума) и живи так, как он тебе нака­зывает персты слагать, и крестится и кланятся, и во всем не противься ему: так и ты будешь с ним здесь» 120 . Опять- таки у протопопа Аввакума мнимые ангелы не говорят его духовной дочери: слагай персты на молитву так, как искони слагают православные христиане по преданию, иду­щему от первых веков христианства, а говорят: слагай персты так, «как тебе наказывает» протопоп Аввакум. Ясно, что Аввакумово перстосложение не то, что древнее, из века в век переходящее по преданию. Видно также, что и духовная дочь Аввакума крестилась прежде не так, как он стал учить ее креститься. Вот и сам Аввакум, невольно проговариваясь, дает свидетельство о том, что троеперстие существовало у нас ранее того времени, когда он и его сообщники, основавшись на Феодоритовом Слове и подобных «писаниях», стали учить двуперстию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Какие же ереси, по мнению Аввакума, внесены были при Никоне в учение православной церкви? Сам Аввакум не имел здравого понятии как о ереси, так и о православном учении. Дрожа всем существом своим и возмущаясь до глубины души за малейшее отступление от буквы старопечатных книг, Аввакум довольно свободно относился к важнейшим догматам православного учения. Устами он исповедовал символы веры Никейский и Афанасиев, но под внешние звуки и слова подкладывал свои представления о Св. Троице, о воплощении и т. п., поражающие своей непосредственностью и свидетельствующие о том, что Аввакум совершенно не понимал христианской догматики. Аввакум например, учил, что «Тройца трисущня и имеет три равныя естества или существа» и что «в Тройце комуждо особое седение Отцу, Сыну и Св. Духу», что «неспрятавшись сидят три цари небесные, а Христос сидит на особом (четвёртом) престоле, равно соцарствуя св. Тройце», что «в воплощении Сын Божий сошел с небеси в Пречистую Деву весь благодатию, а существом весь горе со Отцем небеснем» и т. д. и т. д. 1 При такой спутанности богословских понятий, очевидно, как мог рассуждать Аввакум о чистоте или поврежденности учения православной церкви. Раздражённый против православной церкви за мнимые изменения древлеправославного учения, Аввакум задался целью во что бы то ни стало оклеветать её. И вот, не обращая никакого внимания на настоящую истину содержимого православной церковью учения, Аввакум придирался к тем или иным исправленным словам в новопечатных книгах; страсть закипала в его душе со всей силой, и он живо выдумывал страшные хулы на православное учение. Аввакум находил в православном учении и так называемые, «латынския прелести», и «жидовство», арианство и монофизитство с монофелитством, нисколько не подумав о том, что все эти ереси и не могут содержаться в одной системе вероучения, так как взаимно исключают одна другую. В русском обществе с XV века начали распространяться тревожные ожидания кончины мира и пришествия антихриста; к началу XVII века ожидания эти получили особую напряжённость под влиянием некоторых сочинений, написанных в этом смысле, – и Аввакум увидел теперь в новом исправлении церковных книг ясные признаки этого последнего времени; в его воображении живо возникли все те мрачные черты, какими характеризуется это время в Св. Писании, и, не долго думая, он применяет их к православному церковному учению. Ему кажется, что уже явились в православной церкви те лжехристы и лжепророки, которых предвещает Писание при кончине мира; они уже внесли в православную церковь ереси погибельные и многих прельстили; только малое число верных (т. е. раскольников) осталось, и те скрываются в горах и пустынных убежищах 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vzgljad-...

Взгляд Аввакума на учение и обряды православной церкви «Лутче, говорит он, прияти чувственнаго змия и василиска в дом, нежели никониянская вера и учение: зело бо суть пагубно и вечной муце [муке] предательно. Никонианской дух самого антихриста дух.» (Материалы для истории русского раскола VIII, 86. 85). Протопоп Юрьевца Повольского, Аввакум был выразителем самых крайних раскольнических воззрений на православную церковь , её учение и обряды. Его отзывы о православной церкви, разбросанные в его разнообразных сочинениях, доведены до абсурда и поражают своей дикой чудовищностью. Аввакум совершенно не узнал православной церкви после того, как в обряды и богослужение её были внесены некоторые исправления при патриархе Никоне . Церковь оставалась той же, с теми же догматами веры, с тем же кодексом законов и правил, какие имела она ранее, но Аввакум вообразил в ней всякое «догматное пременение» и «законом церковным разрушение». Мало того, Аввакум вообразил, что в православной церкви воцарился сам антихрист и невидимо обладает ею, действуя в её учении и таинствах. Такой взгляд на православную церковь Аввакум, по свойственной ему необузданности и крайней запальчивости, беззастенчиво развивал в самой нелепой форме, осыпая православную церковь клеветами, глумясь и кощунственно издеваясь над её установлениями. Аввакум, хотя, по своему времени, был довольно начитан, и как сам говорит о себе, прошёл, «вся священная и божественная писания», но в существе дела совершенно не понимал духа возвышенного христианского вероучения. Верная мысль о непогрешимости священного предания церкви в духе церковного учения в сознании Аввакума получила совершенно превратный смысл и значение. Аввакум думал, что «вся, яже от отец прияша, свята и непорочна суть», и что в церковных книгах, как бы они ни писались и ни переписывались, каждая буква, каждая черта священны; здесь не может быть никаких погрешностей, и, следовательно, не должно быть никаких поправок. «В церкви, – говорил он, – Христос царствует и не дает ей погрешить ей в малейшей чертице канонов и песней». Поэтому каждое отступление от буквы принятого обычая казалось Аввакуму уже отступлением от целого православия, и малейшее изменение в церковно – богослужебных книгах, вроде того, как замена слова веком на веков, заключало в себе, по его мнению, великую ересь. Аввакум разил все Никоновы исправления без разбора, называя их то «Никонианскими затейками», то «еретическими кобями», а новопечатные книги считал сводом ересей всех еретиков, от века бывших. «До насе положено: лежи оно так во веки веком»! твердил он повсюду в своё оправдание и, ничтоже сумняшись, продолжал проклинать православную церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vzgljad-...

Но это было выше сил Аввакума, – он не мог отказаться от самого себя. Более чем десятилетняя ссыльная жизнь в Сибири сделала для него такой поворот невозможным, и он смело и решительно пошел по своему прежнему пути, только сделавшись еще более неуступчивым, непримиримым и фанатичным. —528— Если царь Алексей Михайлович, вызывая Аввакума из Сибири в Москву, имел в виду примирить Аввакума с церковною реформою Никона и тем сделать его, в известной степени, орудием для примирения всего общества с новыми церковными порядками и водворения всеобщего церковного мира; то и Аввакум, возвращаясь из Сибири в Москву, имел, с своей стороны, тоже особые виды на царя; он хотел убедить Алексея Михайловича отложить все «никоновы затейки» и заставить его всецело воротиться к старым до никоновским церковным порядкам. На пути в Москву из Сибири Аввакум, по его собственным словам, «по весям и по селам, во церквах и на торгах кричал, проповедуя слово Божие, и уча и обличая безбожную лесть», и думал, что новым никоновским порядкам теперь уже пришел конец. Но в Москве он нашел совсем другое: «увидел церковь паче и прежнего смущену». Очевидно в Москве не только не думали о восстановлении старины, но, как мы видели, и его Аввакума задумали было привлечь к никоновским новшествам и, во всяком случае, настаивали, чтобы он не порицал и не хулил их – этого требовал сам царь, возвративший его из ссылки. Аввакум на время дипломатично было замолчал, имея на то свои рассчеты»: «чаял-либо помаленку (царь) исправится», замечает он. В видах исправления царя и возвращения его к старому благочестию, Аввакум подает государю челобитные, с целью разъяснить ему истинное положение церковных дел и сообщить ему на них свой правильный взгляд, затемненный в царе влиянием» Никона. Но царь не только остается глух к его заявлениям, а все чаще и чаще присылает к нему разных лиц с настойчивым предложением подчиниться церкви. Аввакум решительно отказывается, но одному из посланных поручает передать парю: «я (т. е. Аввакум) не сведу рук с высоты небесные дóндеже Бог тебя (т. е. царя) отдаст мне», т. е. Аввакум выражает твердую надежду, что он, с течением времени, все-таки обратит царя на истинный путь, с которого тот сошел благодаря Никону. Этой надежды Аввакум не покинул совсем и после своего заточения в —529—

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

16) св. великомуч. Георгия Победоносца; 17) св. Михаила Синадского; 18) св. Афанасия, основателя Лавры. В этом последнем храме находится деревянный Крест св. Афанасия в железном окладе - Просите и дастся вам www.isihazm.ru, который носил на себе преподобный; этому Кресту приписывают целительные действия. Здесь же находится другой жезл  святого, с которым он обыкновенно ходил. Этим жезлом он бил демонов. Вне лавры на принадлежащей ей земле в скитах и келиях находится 178 церквей. В десяти минутах ходу от Лавры, находится уединения небольшая церковь во имя св. Космы и Дамиана, созданная св. Афанасием по указанию Богоматери. В этой церкви находится чудотворная икона сих св. безсребренников. От Лавры до Молдавского скита один час ходу, до Кареи семь часов - ползком...     В настоящее время Лавру населяет 45 монахов.         Предание www.isihazm.ru ...   Старец Аввакум жил в Великой Лавре и имел дар запоминать наизусть целые главы из Священного Писания. Вначале он подвизался в Вигле, однако один случай заставил его уйти в Лавру, в которой он и остался жить, пока ему не пришло время перейти в мир иной. Однажды, будучи еще в Вигле, отец Аввакум молился по четкам на одной из скал, и внезапно явился ему бес в виде Ангела света и говорит: - Аввакум, Аввакум, Бог послал меня забрать тебя в рай, потому что ты уже стал Ангелом. Летим со мной. Старец Аввакум растерялся и, испуганный, отвечает: - Как же я полечу? У тебя ведь есть крылья, и ты можешь летать. Тогда мнимый Ангел говорит ему: - И у тебя, Аввакум, тоже есть крылья, потому что ты стал Ангелом, только ты их не видишь. Тогда старец Аввакум смиренно перекрестился и говорит: - Матерь Божия, да кто я такой, чтобы летать? Не успел он договорить своих смиренных слов, как видит, что этот якобы Ангел вдруг превратился в черного козла с крыльями, как у летучей мыши, бросился в пропасть и исчез. Старец Аввакум испугался, а затем возблагодарил Божию Матерь, Которая защитила его от лукавого, намеревавшегося низвергнуть его в ад. После этого он пошел к себе в каливу, взял свою котомку и ушел в Великую Лавру. Ради большей безопасности он решил монашествовать здесь, в киновии. Он приходил в свою келлию три-четыре раза в год, совершал здесь литургию, а затем возвращался в Лавру.

http://isihazm.ru/1/?id=498&c_pid=1

«Святии отцы, и вся о Христе братия, да и все наши! О единогласном и наречном пении писал, я чаял, Иев с Дону. Многомятежно было время; не разсмотря так на старика писал. А после расчухал, ано Игнатий мятежит всею церковию». Итак, упорным защитником многогласия и хомового пения явился некий чернец, имевший близкие сношения с Москвой, а может быть и постоянно здесь живший, которого Аввакум называл Игнатием Ивановичем. И вот, Аввакум спешит уронить авторитет этого расколоучителя. «Плюньте, братия, где он говорит, – приказывал своим ученикам Аввакум: не подобает его слушать. Где ему знать обычай и устав церковный? Он родился и взрос во дворе боярском, да вчера постригся, а на завтра и во игумны накупился, без благословения отец окормляет церковь ». Этого показалось мало и Аввакум прибавил, что Игнатий «и азбуки не знает». Вслед затем «преосвященный протопоп» как бы с высоты архиерейской кафедры обращался к самому Игнатию. «Ну, Иванович, прости!.. Не садись на Моисеево седалище, – чего не знаешь, и ты молчанием печатлей. Не всем бо есть разум. Читал ли ты, старый друг мой, правила? Пишет там: проклят всяк творяй дело Божие с небрежением. Блюдися, да не полма растесан будеши. Душа твоя знает, яко блудиши, да совесть та, гордынная блядь, мучит человека доброго». Восходя поистине на высоту понимания «дела Божия», Аввакум продолжал: «мною ли, или тобою церковь стояла и впредь будет стоять? Никакоже! Яко паучина мизгирева от мухи бывает протерзаема, таково и твое гордоусие. Ветры гонишь, святый брат, – и не покручинься, измерихся всяко, ступаешь по человеку, а не по Бозе». В заключение Аввакум с негодованием разоблачал лживость Игнатия. Аввакума ли Игнатий объявлял игумену Досифею сторонником хомового пения, или Досифея таковым Аввакуму – сказать трудно, но именно этим путем Игнатий хотел взять верх в споре, поставив Аввакума и Досифея в положение противников и перессорив их. Видно, что эта проделка глубоко возмутила Аввакума. «Подкрался ты под старика того, яко Серапион под Златоуста, – говорил Аввакум Игнатию, – тужишь о старости, а не о душе его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

В том же самом послании к боярыне Морозовой и непосредственно за сейчас приведёнными словами, на основании которых Аввакум уличал православную церковь в арианстве, Аввакум обвиняет её уже в монофизитстве. «А в скрыжали напечатано, пишет он, в антиоховых вопросах, сице: умно услышим, да не прельщаемся сугуба быти Христа, глаголю из божества и человечества, но слово бо его плоть бысть. Вот – су смотрите, добрые люди, – разъясняет Аввакум, – по их коли не сугуб Христос, ино едино естество имел... Скажи – тко, никонианин, скажи: как не сугуб? Богоборцы, воры, б…..ы дети! Ано сугуб естеством... Так Афонасей великий научает. Да где блудня – та ваша переговорить? – заключает Аввакум свои рассуждения. Не подобает с вами, поганцами, нам верным и говорить много» 8 . И здесь опять очевидно, что Аввакум сражается с тенями и намерено искажает смысл приводимого им изречения скрижали 9 , вовсе не желая знать того, что скрижаль в других местах, как нельзя яснее, утверждает догмат о двух естествах во Иисусе Христе. Ему хотелось хулить православное учение, и изречение скрижали кажется ему подходящим для этой цели; он хватается за него и находит в нем выражение монофизитской ереси, и не монофизитской только: он мог отыскать в нем какую угодно ересь. И Аввакум, действительно, находит здесь ещё монофелитскую ересь. В следующем послании к боярыне Морозовой Аввакум пишет: «Слышала ли еси, как собаки, никонияне глаголют, яко не сугуб Христос бысть. Вот – су новыя единовольники родилися» 10 ! Ещё нелепее рассуждает Аввакум по поводу поправлений, какие сделаны были при патриархе Никоне в тогдашнем повреждённом символе веры , после тщательного сличения этого символа с православными древнерусскими и греческими символами. После этого сличения оказалось, что в русском символе веры Иосифовской редакции, в 8-м члене, к словам И в Духа Святаго Господа Животворящаго прибавлено слово истиннаго (Животворящаго), а в 7-м члене вместо слов: Его же царствию не будет конца читалось: Его же царствию несть конца.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vzgljad-...

Но и здесь Никон известен ему, по его собственным словам, только как какая-то очень сомнительная помесь не то черемиса с русской, не то черемиса с татаркой; достоверно же он знает только, что Никита еще с детства научился будто бы кудесничеству и чародейству, так как на его родине чародеев и кудесников было очень много. И вот, возвещает Аввакум, «Никитка (т. е. Никон) колдун учинился, да баб блудить научился, да в Желтоводие (Желтоводский монастырь) с книгою повадился (он детинка бродяга был), да выше, да выше, да и к чертям попал в атаманы, а ныне яко кинопс волхвуя, уже пропадет скоро и память его с шумом погибнет». Понятно, что так подготовленный Никон, этот, по выражению Аввакума, «носатый и брюхатый, борзой кобель, отступник и еретик», «Никон пресквернейший», «любимый антихристов предтеча», «шиш антихристов, бабо…б, плутишка» и прямо «сын дьявола», сделался потом, став «выше, да выше», соблазнителем и губителем всех верных, начиная с самого царя. Никон, заверяет хорошо будто бы знающий его Аввакум, «сын он дьяволь, отцу своему сатане работает, и обедни ему по воли его строит, над просвирою – тою молитву батьку – тому своему (т. е. сатане) говорит перед переносом – тем. Знаешь, любимый дар среди обедни-то очинит, да кого жалует – любит, тех и причащает тем, соверша обедню. Да и маслом мажет причасников своей скверне, прибегших к его милости. Сам государь трудится святитель: как лишиться такой святыни! Да так-то миром мажет и сквернит; да такая беда, – кого помажет, тот и изменится умом тем. Явно омрачает. Али антидором тем накормит, так и пошел по нем». – «Оступник Никон с товарищи, уверяет Аввакум, всех тщится перемазать сквернами любодеяния своего, да отведет от Бога великия и малые, богатые и убогия, сиренные и нищия, старые и младые, юноши и девы и сущия сосца матерня младенца, – всех сих еретик ищет погубить и ко дьяволу подклонить» 190 . – Вообще Аввакум, в своих многочисленных сочинениях только констатирует тот факт, что Никон кудесник, мерзкий еретик, богоотступник, сын дьявола, предтеча антихриста, слуга самого сатаны; он только всячески и очень неприлично его ругает; но нигде, однако, при этом не объясняет: по каким побуждениям и каким образом Никон, которого все-таки сколько-нибудь знал Аввакум и даже за кандидатуру которого в патриархи он добровольно подписался под челобитной царю, – мог сделаться еретиком, слугою сатаны, предтечею антихриста, сознательным губителем векового русского православия? Что Никон еще от юности был кудесник и чародей, – эта сказка Аввакума только еще более служит доказательством, что Аввакум не знал действительного, исторического Никона, что он был бессилен и неспособен хотя сколько-нибудь понять и объяснить естественным путем возможность появления у нас Никона – реформатора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

18 Из Пскова, напр., писали митр. Киприану (в XIV веке), что там во всем городе не было церковного устава. Из посланий митр. Фотия (в XV в.) к псковичанам узнаем, что псковское духовенство не знало как приготовлять Агнец для литургии преждеосвящен. даров и многое другое. 20 При печатниках, напр., из фамилии Невежиных, около 40 лет заправлявших печатанием (1568–1609), в печатные издания была внесена масса погрешностей, даже против прежних рукописных книг. 22 Как глава раскольников, Аввакум явился для них главным вероучителем, духовным наставником, «столпом церкви». Он пишет множество писем и к частным лицам и к целым обществам, составляет окружные послания даже „ко всем верным, живущим по всему лицу земли». Он дает тысячи раэных наставлений и свои канонические правила для вновь образовавшейся старообрядческой общины. Аввакум, таким образом, встает как бы выше епископов, выше соборов. Он является кем–то в роде апостола раскола. Так и смотрел на себя Аввакум. „Не имать, – говорил он своим последователям, – власти таковые над вами и патриарх, якоже аз о Христе, – кровию своею помазую души ваша и слезами помываю“. Он считает себя в праве разрешать единолично разные церковные вопросы, ставить свой авторитет наравне с вселенскими соборами: «да будет проклят седмью вселенскими соборами и мною грешным»... Свои приказания Аввакум уже считает изречениями Св. Духа, как бы некоторым Божественным откровением: «не я, но тако глаголет Дух Святый», писал он иногда в своих посланиях. «Изволися Духу Святому и мне предати тя сатане во озлобление, да дух твой спасется», пишет он о каком–то Лукияне. Аввакум любит употреблять терминолоню ап. Павла, приветственный и заключительные фразы из его послании. „Раб и посланник Иисус Христов, волею Божиею земляной юзник, протопоп Аввакум», пишет он о себе. Высокий авторитет свой Аввакум поддерживал всякого рода видениями и чудесами, о которых охотно разсказывал сам протопонп в своих сочинениях. Так, например, однажды в Даурах, среди озера, сама собой будто бы образовалась прорубь для утоления жажды Аввакума, а потом лед сошелся опять.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010