Житие протопопа А., им самим написанное, и др. его сочинения, Иркутск, 1979 (здесь же см. библиогр.); Послания, челобитные, письма, в кн.: Памятники лит–ры Древней Руси: 18 в., кн.2, М., 1989, с.523–79. Б о р о з д и н А.К., Протопоп А., СПб., 19002; ИВЛ, т.4, с.351; М а л ы ш е в В.И., Библиогр. соч. протопопа А. и лит–ры о нем: 1917–1953 гг., ТОДРЛ, т.10, 1954, с.435–46; М я к о т и н В.А., Протопоп А. Его жизнь и деятельность, СПб., 1894; Протопоп А., История рус. лит–ры, т.2, ч.2, М. — Л., 1948. АВВАКУМА ПРОРОКА КНИГА (евр. Хавакýк), входит в раздел пророков второй части книг ВЗ и состоит из 3–х глав. Содержание и композиция. А.п.К. делится на три части: 1) диалог между Богом и пророком, вопрошающим Его; первый ответ Божий (1:1 — 2:1); 2) второй ответ Божий; пять бедствий (2: 2–20); 3) псалом Богоявления; торжество веры (3:1 — 19). Это первый пример в ВЗ, когда вся книга построена как беседа души человека со своим Творцом. Антифонная композиция и указание для хора (3:19) свидетельствуют о богослужебном использовании книги. Духовный смысл. Прор. Аввакум поднимает один из самых мучительных для религ. сознания вопросов: почему Бог допускает зло в мире? Пророк не пытается решать его умозрительно, а прямо обращается к Господу с молитвой, полной скорбного недоумения: Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною; и восстает вражда и поднимается раздор. От этого Закон потерял силу, и суда правильного нет: Так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный. (1:3–4) Как в Кн.Иеремии и Кн.Иова, прямого ответа пророку не дается. Более того, Бог открывает ему, что новые бедствия посетят землю, что по высшему попущению поднимается народ «жестокий и необузданный», к–рому будет дано попирать царей и разрушать крепости. «Сила его — бог его» (1:6–11). Но пророк верит, что Господь посылает невзгоды лишь для исправления и поэтому снова спрашивает: почему вообще в жизни торжествуют нечестивец и притеснитель? И опять Бог не дает прямого ответа, а открывает лишь одну тайну:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Файл 28458.jpg:   Размер: 640x433, 0.28 MPix, 96 Kb. Дата: 2016-11-30, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (60) , (1) . Описание: Священомуч. Протопоп Аввакум. Последняя четверть XVII-haчaлo XVIII вв. Дерево, темпера яичная. 14,6х12,5 см. Государственный исторический музей, Москва. pravenc.ru : Икона из Никольского единоверческого мон-ря. Файл 29703.jpg:   Размер: 600x713, 0.43 MPix, 170 Kb. Дата: 2017-09-06, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (58) , (1) . Описание: Святая Благоверная Великая Княгиня Зоя. Дерево, масло, 31,5х26,5 см. Частное собрание. ЗАМАЗАЛИ АННА КАШИНСКАЯ И ЛЕВЫЙ ФОН И НАПИСАЛИ ДЛЯ СЕБЯ ЗОЯ. Файл 29879.jpg:   Размер: 778x887, 0.69 MPix, 224 Kb. Дата: 2017-09-17, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (74) , (1) . Описание: Св. преподобномученица Анфиса. Центральная Россия, вторая половина XIX в. Дерево, масло, золочение. 27 х 21.5 х 2.3 см. Частное собрание. Файл 31745.jpg:   Размер: 967x1200, 1.16 MPix, 434 Kb. Дата: 2018-04-22, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (56) , (1) . Описание: Мученик Александр Каталитский (Калитский), кузнец Память 11 октября. Мученики Александр, Алфей, Зосима, Марк, Никон, Неон и Илиодор Свя­тые му­че­ни­ки Алек­сандр, Ал­фей, Зо­си­ма, Марк пас­тырь, Ни­кон, Неон, Или­о­дор и дру­гие по­стра­да­ли за ис­по­ве­да­ние Хри­сто­вой ве­ры в раз­ных ме­стах Ма­лой Азии при Дио­кли­ти­ане (284–305). Свя­той Марк, пас­тух, был схва­чен за от­кры­тое ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ской ве­ры в окрест­но­стях Ан­тио­хии Пи­си­дий­ской. Взяв­шие его 30 [...] Файл 31940.jpg:   Размер: 511x673, 0.34 MPix, 105 Kb. Дата: 2018-06-01, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (46) , (0) . Описание: Предсказание св. прор.Ахии Иеровоаму о разделении царства Соломонова.19в. Размеры:41.5 - 35 - 4.5 см Свя­той про­рок Ахия про­ис­хо­дил из го­ро­да и жил в цар­ство­ва­ние Со­ло­мо­на и При Со­ло­моне он пред­ска­зал Иеро­во­аму раз­де­ле­ние цар­ства Со­ло­мо­но­ва и от­па­де­ние от него де­ся­ти ко­лен, об­ра­зо­вав­ших цар­ство Из­ра­иль­ское. Встре­тив Иеро­воама од­но­го на по­ле, Ахия разо­драл быв­шую на се­бе одеж­ду на две­на­дцать ча­стей и ве­лел взять из[...]

http://pravicon.com/icon-3256-photo

Итак, первое тысячелетие подошло к концу, а вопрос иконографии пророка Аввакума так и не был решен. Сделаем поправку на проблемы роста и станов­ления церковного искусства, иконоборческие гонения и другие причины. На­ступает «македонский ренессанс», за ним «комниновский», затем «палеологовский» и, наконец, «рублевско-дионисиевский». Есть надежда, что порядок в иконографии Аввакума будет наведен, и, наконец-то, придет долгожданное единообразие. Однако посмотрим, как все было на самом деле. Начнем обзор памятников второго тысячелетия с роскошной византийской миниатюры из Парижской Псалтири (илл. 16), где изображено на сплошном золотом фоне перенесение пророка Аввакума в Вавилон. Аввакум здесь – без­бородый юноша в синем хитоне и плаще оливкового цвета. Это довольно ред­кий извод сюжета «Даниил во рву львином», в котором сам Даниил и львы отсутствует, но зато представлена персонификация Вавилона в виде богато одетой женщины. Аввакум изображен здесь дважды: летящим и молящимся. На грузинской фреске XI века из Атенского Сиона (илл. 17) иконография Аввакума практически совпадает с иконографией туринской миниатюры, однако хитон здесь красно-кирпичный, а плащ светло-серый. Глядя на эти памятники, можно подумать, что иконография пророка Аввакума в основ­ном закрепилась, а небольшие расхождения скоро будут устранены. Илл. 16. Перенесение прор. Аввакума в Вавилон. Псалтирь. XI в. Paris. NBF. Gr 610. f. 252. Илл. 17. Пророк Аввакум. Страшный суд. Фреска. Атенский Сион. XI в., с. Атени. Грузия. Однако посмотрим на следующие три миниатюры того же XI века из культурных центров такой духовной высоты, что выше и не бывает, – Синая, Афона и Студийского монастыря в Константинополе 1006 . На фрагменте синайской иконы «Богоматерь Елеуса с пророками» (илл. 18) в левом нижнем углу изображен пророк Аввакум, стоящий у «горы преосененныя чащи» ( Авв. 3, 3 ). Мы видим «средовека» с длинными волосами и «круглой» (как сказано у Ульпиуса Римлянина) бородой, однако волосы его не с проседью, а сочного каштанового цвета. Хитон синий, плащ бледно-желтого цвета с зелеными рефлексами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Таблица 1. Сюжет и образы апокрифа в сравнении с иконой Анастасис   Гл. Образы апокрифа Образы иконы Анастасис Рассказ Иосифа первосвященникам Анне и Каиафе о воскресении Симеона Богоприимца и его двух сыновей; все идут в Аримафею, чтоб увидеть их Иосиф Аримафейский, Симеон Богоприимец, его два сына, Первосвящ. Анна, Каиафа; Никодим, Гамалиил (Под присягой в храме воскресшие пишут свою историю). Свет в аду; Авраам с патриархами и пророками исполнился радостью; слова прор. Исайи (8:23, 9:1) проповедь Иоанна Предтечи (Ио. 1: 29, Мф.3: 16)     Авраам с патриархами и пророками; прор. Исаия, Иоанн Предтеча     –   Нет в ранних вар-тах Адам просит Сифа рассказать о том, как он пытался добыть лекарство от смертельной болезни; рассказ Сифа о встрече с Ангелом и его пророчестве. Названы «лекарства от смертельной болезни»: «елей и Древо, дающее этот елей» Адам,   Сиф;       Древо жизни – (Адам только вместе с Евой) – –   Диалог сатаны и Аида Мф. 26: 38 свободные еще сатана и Аид – (связаны) Пс. 23:7 Дважды возглашение Христа, затем вход приказ Аида об обороне пророчества Исаии и Давида; освобождение мертвых; весь ад осветился светом Аид, его слуги обороняются.   Исаия,   Давид.   Закованные в цепи мертвые –     –(нет в ранних вар-тах) – (только вместе с Соломоном) – Иисус берет сатану за голову, приказывает ангелам заковать ему ноги, руки, шею и рот. Затем отдает его Аиду Христос (держит сатану за голову),  ангелы, Аид как палач – (Попирает ад)   –(Нет в ранних вар-тах) – Речь Аида сатане Спор Аида и сатаны VIII 24 Христос берет за руку Адама, затем зовет всех, «кто из-за древа умерли», Христос начертывает знак креста на лбу у Адама и других прор. Аввакум 3.13, (неточная цитата) Поднимаются из ада; люди поют Пс. 118: 20 Христос и Адам, Древо познания   Христос елеепомазывает Умершие; пророки, святые, Мученики и праотцы   Прор. Аввакум   + –   –   – (Нет безымянных умерших)   – Христос вводит Адама за руку в рай, передает его и праведных архангелу Михаилу. Встреча с Енохом и прор. Илией.

http://bogoslov.ru/article/1634727

Э. Н. С. Песнь А. в богослужении Прор. Аввакум. Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью. 30-40-е гг. XIV в. (ГИМ) Прор. Аввакум. Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью. 30-40-е гг. XIV в. (ГИМ) Песнь А. о пришествии Мессии и спасении Израиля (Авв 3. 2-19), по-видимому, использовалась в ветхозаветном иудейском храмовом богослужении (ср. перевод Септуагинты Авв 3. 2: «          », где под «    » имеются в виду херувимы славы, осенявшие Ковчег Завета ). Песнь А. присутствует среди др. библейских песен в Александрийском кодексе (V в.), следов., употреблялась в александрийском богослужении , что подтверждается и прп. Верекундием (IV в.). В иерусалимском богослужении Песнь А. пелась на утрене: первоначально - по четвергам, в составе трипеснца (сир. Псалтирь VIII в., отражающая богослужебную практику VI в.- РНБ. Сир. нов. сер. 19), позднее (по данным иерусалимского Тропология и греко-грузин. палимпсестов,- РНБ. Греч. 7 и РНБ. Греч. 41 - предположительно в 1-й пол.- сер. VI в.) заняла четвертое место в структуре канона (между песньми пророчицы Анны и прор. Исаии); это место сохранилось за ней и в визант. обряде . По действующему в наст. время Типикону Песнь А. в сокращенном виде должна петься ежедневно на утрене, все 30 стихов (богослужебная разбивка на стихи не совпадает с библейской) должны стихословиться только по четвергам Великого поста . В греч. и слав. следованных Псалтирях Песнь А. озаглавлена: «                » (Псалтирь Следованная. Т. 2. С. 72), вторая часть фразы, по-видимому, древнейший припев к ней. В рим. обряде со времен прп. Венедикта (VI в.), а также в галликанском Песнь А. пелась по пятницам на утрене. В арм. богослужении она звучит в начале особой службы «перед сном» после повечерия (см. Армянская Церковь , богослужение ). Содержание Песни А. перефразируется в ирмосах 4-й песни канонов, где часто встречаются аллюзии на пророчества А.: «                                                    » ( Великий канон - Триодь Постная. Ч. 1. Л. 300 об.); «                                              » (канон на св. Пасху - Триодь Цветная. Л. 3) и др. Стих Авв 3. 3a обычно интерпретируется как пророчество о Боговоплощении: «                                                            » (канон на Рождество Христово - Минея (СТ). Декабрь. Л. 215). Стих Авв 3. 3b в измененном виде («                    ») вошел в чин проскомидии , он произносится при покровении дискоса (Служебник. Т. 1. С. 90). Гимнография

http://pravenc.ru/text/62564.html

В визант. Месяцесловах памяти многих пророков празднуются в дни Рождественского поста , предуготовляющего праздник Рождества Христова,- пророческий ряд символически предваряет воплощение Спасителя. Память А. зафиксирована в Типиконе Великой ц. (IX-X вв.) (Mateos. Typicon. T. 1. P. 120-121), в Стишном к-польском Прологе XI в. Христофора Митиленского, в разнообразных редакциях Студийского устава - Студийско-Алексиевском Типиконе (1034), Мессинском Типиконе (1131), где предписано совершение в этот день службы с Аллилуия (Arranz. Typicon. P. 64), Евергетидском Типиконе (XI в.), объединяющем две памяти (А. и прп. Иоанна Дамаскина) и указывающем службу с Бог Господь (Дмитриевский. Т. 1. C. 330). Древние списки Иерусалимского устава (напр., Sin. Gr. 1096, XII в., Дмитриевский. Т. 3. C. 34) указывают службу с Аллилуия, допуская совершение службы без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова ). Гимнография последования А. устойчива и фактически не изменилась с IX в. В слав. и греч. Минеях студийского типа (IX в. РНБ. Греч. 89. Л. 3-4об.; XII в. РНБ. Греч. 227. Т. 2. Л. 2-2об.; XII в. РНБ. Греч. 773. Л. 2-3; XII в. ГИМ. Син. 162. Л. 5-9об.) указана служба, в целом совпадающая с последованием в печатных иерусалимских Минеях (за исключением седальна): 3 стихиры на Господи воззвах, тропарь пророку, канон (в греч. Минее А. упоминается также в Стишном Прологе по 6-й песни канона). Канон прор. А. (4-го гласа) с акростихом, вписанным в тропари и богородичны, составлен прп. Феофаном Начертанным (IX в.) по мотивам видения А. и раскрывает темы осуществившегося пророчества о Боговоплощении (1-й тропарь 6-й песни: «                …  »), Распятии (1-й тропарь 5-й песни: «                          »), Воскресении (кондак: «…    …          …»). В текстах службы А. представлен как ревнитель закона и обличитель неправедных судей (1-я стихира на «Господи воззвах»: «                                                          » - Там же. Л. 3об. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 448, 477; Т. 2. С. 373; Кравецкий. Словарь. С. 100; Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 259-260; Παπαγιαννπουλος Ν. Α. Ερμηνεα το λδβλθυοτεΥμνου το Αββακομ. Αθναι, 1894; Pitra. Juris ecclesiastici. T. 1. P. 221; Βλλα Β. Τ δωδεκαπρφητον. Αθναι, 1949. Σ. 61-99; Τομαδκης Ν. Η κκλησιαστικ μν ποησις κα συμφωνα ατς πρς τ δγμα κα τ κεμενα τν Γραφν. Αθναι, 1949; Lods A. Histoire de la littérature hebraique et juive depuis les origines jusqu " à la ruine de l " Etat juif. P., 1950; Grelot P. Sens chrétien de l " Ancien Testament. Tournai, 1962; Древний Иадгари/Изд. Е. Н. Метревели, Ц. А. Чанкиева, Л. М. Хевсуриани. Тбилиси, 1980.

http://pravenc.ru/text/62564.html

Для чего же благочестивым предварительно нужен этот путь? Чтоб тем более они удерживались от самоуверенности и научились предавать себя воле Божией; чтоб тем больше развили в себе чувства справедливости и милосердие к другим; чтоб запаслись большею опытностью в жизни и т. д. Зато, чем дольше продолжается для кого из них это испытательное состояние, тем менее тот погрешает и тем успешнее действует на высоком месте, которое будет доверено ему. IV. Благочестивых людей Бог выводит безопасными из самых крайних обстоятельств в их жизни, подает им неожиданную помощь, когда они совсем изнемогут в своих страданиях: «Многи скорби праведным (сказано), и от всех их избавит я Господь» ( Пс. 33:20 ). Так прор. Даниил был брошен в ров на съедение седьми голодным львам: но там приносит ему пищу другой прор. Аввакум, которого переносит к нему Ангел из дальнего места ( Дан. 14:31–39 ). Священно-мученник Поликарп имел ночлег в гостинице. Вдруг пробуждает его Ангел и велит ему выйти из гостиницы. Но лишь только он вышел, – гостиница обрушилась и задавила всех, кто в ней находился (Чет.-Мин. 23 февр.). Великомученик Феодор Стратилат, распятый на кресте, лишенный мучителями глаз, пораженный стрелами из лука в лицо и весь покрытый ранами, изнемог духом и уже произнес жалобу на Промысел. Но ночью после этого Ангел Божий снял его со креста, исцелил от всех ран и заметил ему: «Зачем же ты сказал, что Бог оставил тебя!» (Чет.-Мин. 8 февр.). V. Благочестивых людей Промысл Божий не оставляет без взыскание за их прегрешение. Так Давид за каждый свой тяжкий грех терпел от Бог посещение ( 2Цар. 12:14, 24:13 ), между тем как многие из его современников и за многие свои грехи оставались не наказанными; богобоязненный царь Иоасаф за одно неуместное дружество с порочным Ахаавом подпал гневу Божию ( 2Пар. 19:2, 3 ). Что же, ужели Бог менее милостив к праведникам, чем к грешникам? Нет! Но те, которые глубоко веруют в Промысл Божий и, как строгие христиане, привыкли к лишениям в жизни, – те более способны вынести наказание, чем маловерующие и изнеженные: последние скорее, чем они, пришли бы от наказание к малодушию. Наказаниями того или другого рода благочестивые люди, как золото в огне, очищаются для Царства Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В теперешней церкви теплой три престола: главный – в честь Владимирской иконы Божьей Матери, в северном трапезном приделе – во имя св. прор. Божьего Илии и в южном – во имя Архистратига Божьего Михаила. Церковной земли: 1384 кв. саж. усадебной и 17 ½ дес. пахотной; пахотная земля находится в Ставропольском уезде Самарской губернии; доходы с неё должны делиться, согласно воле жертвовательницы, пополам между храмом и причтом. Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Дома для причта церковные. Капитал причта 8000 руб. Прихожан в г. Симбирске в 146 дворах 379 душ муж. пола и 489 жен. Церковно-приходская школа открыта в 1900 г., помещается в церковном здании. Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г. Сведений о первоначальной судьбе Владимирской церкви не имеется. Пожар 1864 г. истребил большую и лучшую половину г. Симбирска, в том числе весь приход Владимирской церкви, все имущество ее и драгоценные украшения. В церкви сгорело все, лишь спасены от пожара Евангелие, сосуды, дарохранительницы, один напрестольный крест и несколько икон. Какие есть документы в церкви – касаются ее истории уже с 1865 г. Происхождение Владимирской церкви нужно относить, по меньшей мере, к концу XVII ст. В «отписи» или «отпускной» на вывод в замужество, данной в 1690 г. симбиренином Григорием Ивановичем Стафутиным арзамазцу Андрияну Алексеевичу Патрикееву упоминается диакон Владимирской церкви Дмитрий Федоров. На обороте «отписи» помечено: «К сей отписи города Синбирска церкви Владимирской Богородицы дьякон Димитрий Федоров вместо Григорья Стафутина, по его веленью, руку приложил». В позволительной «памяти» митрополита Маркелла Казанского от 1697 г. о построении в Симбирске Германовской часовни упоминается «церкви Владимирской Богородицы иерей Аввакум Стефанов»… Церковь Владимирская каменная считается существующею с 1725 г. «Клировые Ведомости» не указывают лица, построившего церковь, но по преданию, записанному в церковную опись, она построена прихожанами ее, кирпичными заводчиками.

http://sobory.ru/article/?object=36100

На руках и ногах крестные раны. Изображенные в парусах пророки Аввакум и Иезекииль одной рукой указывают на Иисуса Христа, в др. держат развернутые свитки - у Аввакума текст: «Я смотрел, и вот муж, восшедший на облака, муж весьма высокий» (Там же), у Иезекииля: «И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь» (Иез 1. 4). Надпись вдоль свода воспроизводит слова прор. Аввакума: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне» (Авв 2. 1). В XIV в. изображение А. В. С. не получает распространения, что, по-видимому, можно объяснить усложненностью иконографии. Однако Д. Паллас склонен называть фигуру Софии Премудрости Божией на фресках в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1320 г., и в ц. Богородицы Левишки в Призрене (Югославия, Косово и Метохия), 1310-1313 гг., изображением А. В. С. В XV в. известен единственный пример введения этого образа в роспись храма - изображение в дьяконнике ц. Богородицы в Студенице (Сербия), где А. В. С. представлен с надписью: «IC XC Ангел Великого Совета». В поствизант. искусстве изображение А. В. С. широко известно в памятниках живописи критской школы XVI в., напр. в росписи ц. Всех святых в мон-ре св. Варлаама в Метеорах (мастер Ф. Каталанос); собора мон-ря св. Стефана в Метеорах (утрачена, известна по воспроизведению кон. XX в.); собора мон-ря Филантропон на оз. Янина (Памвотис); ц. Апостолов на Агоре в Афинах. А. В. С. представлен также в росписи ц. Архангелов мон-ря Зограф на Афоне, 1692 г., ц. Панагии Фанеромени на о-ве Саламин (Греция), 1735 г. Изображение А. В. С. оказало влияние на сложение в рус. искусстве XVI в. иконографии Иисуса Христа «Благое Молчание» . Дионисий Фурноаграфиот в «Ерминии», нач. XVIII в., рекомендует писать образ А. В. С. «на облаке носимого четырьмя ангелами и держащего хартию со словами: Аз от Бога изыдох и придох, и о Себе не приидох, но той Мя посла (Иоан 7, 28)» с надписью: «IC. Хр., великого совета Ангел» в малом сев.-вост.

http://pravenc.ru/text/115048.html

При такой скудости сведений о жизни и деятельности пророка Аввакума довольно бесспорными, однако, остаются обычно принимаемые в трудах о книге прор. Аввакума положения: 1) что служение пророческое он проходил в царстве Иудейском, что доказывается полным отсутствием в его книге всякого намека на десятиколенное царство; 2) что помещение его книги в каноне после книги пророка Наума и пред книгою пророка Софонии указывает время деятельности Аввакума – между второю половиною царствования Манассии, около половины VII века, когда действовал пророк Наум, и началом царствования Иосии, когда начал свою пророческую деятельность Софония ( Соф 1.1 ). В частнейшем определении времени пророческого служения Аввакума мнения исследователей расходятся, так как, по замечанию еще блаженного Августина , три пророка из числа малых, Авдий, Наум и Аввакум сами не говорят о времени своего пророчества, не указывается, когда они пророчествовали и в хрониках Евсевия и Иеронима (De Civit. Del, Lib. XVIII, cap. XXXI, русск. пер. ч. VI, Киев 1887, с. 49–50). Но очевидно, что с православно-церковной точки зрения неприемлемо мнение, считающее Аввакума современником вавилонского плена: мнение это явно грешит рационалистическим неверием в историческую достоверность пророческих предсказаний будущего. (Подобное мнение о времени жизни пророка Аввакума, – конечно, без этих рационалистических предпосылок, – высказал и блаж. Иероним, с. 132). В самой книге есть данные, позволяющие относить ее написание к половине VII в. до Р. X., ок. 650 года. Пророк от имени Божия угрожает, гл. I ( Авв 1.5–6 ), своим современникам, Иудеям, за их нечестие, Авв 1.3–4 , неожиданным и изумительным бедствием – нашествием невиданного ими дотоле народа Халдеев. Бедствие это еще не наступило, пророк лишь предвидит его приближение ( Авв 3.2, 16 ); Иерусалим и храм еще существуют ( Авв 2.20 ), и в храме надлежащим образом отправляется богослужение ( Авв 3.1–19 ), хотя в общественной жизни царит бесправие и всякого рода нечестие ( Авв 1.2–4 ); богопоставленная царская власть тоже существует ( Авв 3.13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010