«Где же , — с изумлением спрашивает пророк, — логовище львов, куда лев таскал сокровища? Все это погибло бесследно» (2:12–13). Действительно, в течение двух тысяч лет позабытым оказалось и самое место, где стояла Ниневия и только в прошлом столетии оно было найдено, благодаря раскопкам Раулинсона и других. Эти археологические открытия еще яснее подтверждают истинность и изумительную точность пророчеств Наума.   Книга пророка Аввакума Аввакум был левит (потомки Левия были священниками и служителями при храме и пели в Иерусалимском храме). Жил он незадолго до разрушения Иерусалима и был современником прор. Иеремии. Его книга отличается чистым, возвышенным и поэтическим языком. Знатоки Священного Писания восхваляют его книгу за простоту, краткость и глубину изображений. Пророк Аввакум учил, что неправедный и беззаконный погибнет, а праведный будет спасен своей верой. Мысль эта открывается сначала в форме разговора между Богом и пророком о суде и гибели нечестивых, а затем в гимне-песне пророка, изображающей суд Божий, результатом которого последует истребление нечестивых и спасение праведников.   «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня» (Авв. 3:17–19).   Пророк Аввакум предсказывал о благодатном оправдании верой в Царстве Мессии: «Вот душа надменная не успокоится, а праведный верой жив будет» (Авв. 2:4, смотри Гал. 3:11 и Евр. 10:38).   Вторая и третья главы книги пророка Аввакума служат образцом для ирмосов 4-й песни канонов Утрени. В некоторых ирмосах даже буквально повторяются выражения из этих глав, так например, «На страже моей стану» — в пасхальном каноне; или: «Господи! Услышах слух Твой и убояхся (я услышал весть о Тебе и испугался)… Покрыло небеса величие Его…» и др. Эти фразы пророка Аввакума святые отцы относят к Мессии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

п. 9, тр. 2). Начальные слова второй главы книги «на страже моей» послужили основанием ирмоса 4-ой песни пасхального канона («На Божественной же Богоглаголивый Аввакум да станет с нами») Особенно же третья глава книги, назначенная пророком для пения во храме, и уже в Ветхом Завете, несомненно, имевшая богослужебное употребление, оказала сильное влияние на построение церковных песен, именно четвертой песни канона, и многие слова и выражения пророка из этой (III) главы постоянно слышатся в церковных ирмосах: «Господи, услышах слух Твой и убояхся», «Из горы приосененные чащи пришел еси», «Покрыла есть небеса добродетель Твоя, Христе» и мн. др. Не без значения, поэтому, замечание одного комментатора (Клейнерта), что после Исаии самым могучим евангелистом среди пророков был Аввакум. Однако это отнюдь не дает основания относить происхождение книги к позднейшему времени и дробить ее на части разновременного написания (как делают, напр., Розенмюллер, Марти и др.). Помимо сказанного выше об исторической ситуации, происхождение книги пророка вскоре после книги пророка Наума, вообще не позже половины VII в. до Р. X. свидетельствуется всеми признанною чистотою и правильностью языка книги и формою речи, благодаря которой она ближе подходит к древней пророческой эпохе, наприм., времени прор. Исаии, чем к близкой к плену. Совершенно справедливо замечание Делича: «Если всех пророков по выступающим в них чертам мы разделим на два рода, на пророков школы Исаии и на пророков школы Иеремии: то Аввакум, очевидно, принадлежит еще к древнейшей – школе Исаии. Форма языка его постоянно классическая, исполненная редких, отчасти ему одному свойственных, слов и оборотов; его взгляд и изложение носит отпечаток самостоятельной силы и современной красоты. Несмотря на сильное стремление и высокий полет его мыслей, пророческая книга его представляет тонко разграниченное, искусно-округленное целое, нигде (из других книг Библии ) не оказывается так хорошо проведенною форма взаимной беседы между Богом и пророком, нигде не сплавлена так тесно речь пророческая с речью лирическою (даже до построения строф, гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вознесение Господне. Роспись купола Агачалты-килисе близ Белисырмы. VII–IX вв. В среднем течении реки, в долине Ыхлара, между селениями Ыхлара и Белисырма, в отвесных скалах из мягкого туфа по обеим сторонам ущелья сосредоточено множество пещерных храмов, келлий и мон-рей, во многих сохранились росписи «восточного» типа, датируемые VII-X вв. В скалах на левой стороне долины, примерно посередине между Белисырмой и Ыхларой, расположена Агачалты-килисеси («Церковь под деревом», ц. прор. Даниила). Церковь имеет форму креста, увенчанного куполом, в вост. части - 3 алтарные ниши. Росписи VII-IX вв. сохранились в куполе, на сводах и стенах в верхних частях рукавов креста. Роспись купола делится на 3 регистра. В центре купола представлен сокращенный, без апостолов, вариант композиции «Вознесение Господне» - Христос в медальоне, к-рый несут 4 архангела (сохр. имена архангелов - Михаил и Уриил), между которыми изображены группами фигурки стоящих ангелов. Ниже представлены фронтально по пояс 8 пророков - Аввакум, Иезекииль, Иеремия, Исаия, Даниил, Иона, Давид и Соломон. Еще ниже - попарно в рост разделенные орнаментированными пилястрами 16 святых (12 апостолов и 4 святителя); характерной чертой всех композиций является фронтальность изображений. На сводах и стенах фрагментарно сохранились декоративные панно с большими крестами и орнаментами, а также композиции евангельского цикла. В юж. рукаве креста - «Благовещение Пресв. Богородицы», «Встреча Марии с Елисаветой», «Рождество Христово» и «Поклонение волхвов», в северном - «Бегство в Египет» и один из самых ранних примеров изображения «Успения Богоматери». Дева Мария в белых одеяниях лежит на ложе, слева к ней склоняется Иисус Христос с младенческой фигуркой в руках - душой Пресв. Богородицы, еще левее стоит архангел. Сцена «Прор. Даниил во рву львином», расположенная в зап. люнете напротив входа, дала одно из названий церкви. Колористическая гамма скупая - белый, голубой, яркий охристый, коричневый цвета. Предельно обобщенные, почти абстрактные формы фигур стремительно летящих ангелов в голубых одеждах с неотличимыми от драпировок крыльями, причудливые позы, энергичные жесты, выразительные, но совершенно одинаковые удлиненные лики, декоративный характер цвета придают росписи экспрессивный и яркий мажорный характер. Для росписи характерно не только обилие разнообразных орнаментов, но и декоративно-стилизованный характер изображения животных, напр. львов в сцене с прор. Даниилом и птиц в медальонах (зап. рукав креста). Со свободной манерой живописи контрастируют каллиграфически четко выписанные крупные буквы надписей.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Подобно Исаии, и современник его прор. Михей считает храм местом обитания Бога ( Мих.1:2 ), Сион –престолом царствия Господня ( Мих.4:7 ). Пророк Софония называет Сион святой горой Божией ( Соф.3:11 ) и пророчествует, что в Иерусалиме, на Сионе будет местопребывание Господа ( Соф.3:16–17 ). Пророк Аввакум говорит о храме как месте пребывания Господа ( Авв.2:20 ). В том же смысле говорит о храме и прор. Варух ( Вар.2:16 ). По воззрению прор. Иеремеи на иерусалимском храме наречено имя Бога ( Иер.7:10 , Иер.7:11 , Иер.7:30 ; срв. Вар.2:26 ); храм – подножие ног Господа ( Плч.2:1 ); под условием исполнения, предписаний закона храм иерусалимский опять может быть местом богослужебных собраний «для городов иудейских и окрестностей Иерусалима и земле Вениаминовой и равнин и гор и юга» ( Иер.17:24–26 ; срв. Плч.2:6 ). Такое же представление об иерусалимском храме мы встречаем и у пророков царства Израильского; Так, Ина в молитве во чреве кита выражает надежду опять увидеть храм святой Божий ( Ин.2:5 ); он считает храм местом, где Бог принимает молитвы ( Ин.2:8 ). Пророк Амос прямо указывает на Сион и Иерусалим, как на место обитания Бога ( Ам.1:2 ). Таким образом, по общему представлению пророков о храме иерусалимском, он является местом, избранным Богом, чтобы там пребывало Его имя, местом пребывания Бога, а потому, конечно, и местом поклонения Богу народа еврейского. Если же так, то можно допустить, что в представлении пророков храм иерусалимский, в связи с требованием закона ( Втор. 12:11 ), являлся единым законным местом богослужения народа еврейского. Этот взгляд пророков на иерусалимский храм, как единственно законное место богослужения еврейского народа, еще определеннее выясняется из отношения пророков к высотам, т.е. местам еврейского богослужения вне храма. Служение на высотах, после построения храма Соломонова, было распространено в еврейском народе не менее, чем до построения храма. Об этом свящ. авторы замечают во многих местах. При Ровоаме, например, евреи «устроили у себя высоты… на всяком высоком холме» ( 3Цар.14:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Рукопись чистая и крепкая, в корешковом переплете. 6. Двенадцать меньших пророков – рукопись в лист и состоит из 7 тетрадей, которые все от начала до конца писаны рукою прот. Павского. – Ак. б. А 1. 125. Настоящая рукопись есть автограф прот. Павскаго и представляет те из его тетрадей, которые он не раз поправлял для большей ясности и точности в переводе св. книг. Это – черновыя его лекции, заключающие в себе перевод на русский язык 12-ти меньших пророков и окончательно исправленные им до 1835 года – до времени выхода его из Академии: сохранившиеся доселе списки перевода 12-ти пророков и писанные после означенного года представляют точную их копию; в них внесены все находящиеся в черновых тетрадях поправки – ни более, ни, менее. Настоящие тетради, как оригинал, составляют драгоценнейший памятник трудов знаменитаго богослова-филолога. Здесь, в оригинальном переводе, пророки представлены, как сказано в заглавии, «в хронологическом порядке» по периодам времени их пророчествований, и именно в следующем порядке: A. Период до-Ассирийский (Иоиль и Амос). Б. Период Ассирийский (Осия, Михей, Захария, Наум и Софония). B. Период Вавилонский (Аввакум и Авдия). Г. Период Персидский (Аггей, Захария и Малахия) 292 . Обозрение каждаго периода с краткою характеристикою пророка по его книге и с краткою выпискою содержания речей каждаго пророка обянимает первые 5 листов 1-й тетради и составляет как бы введение к переводу книг малых пророков. Первая тетрадь – на 15 листах; она содержит: обозрение пророков в хронологическом порядке (5 первых лист.); затем краткие сведения из истории времени прор. Иоиля и перевод его книги (лл. 6–10): здесь, в переводе, книга прор. Иоиля делится на 4 главы, вместо З х, как в славянской Библии; последние листы – 11–15 содержат «примечания»; заключающие в себе исторические и догматические объяснения некоторых мест из книги прор. Иоиля в связи с филологическими объяснениями, именно: на I-ю главу и II-й гл. на первые 27 стихов. В начале, пред переводом пророч. книги, обозначен год, к которому относится пророчество: год обозначается пред каждым пророком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Цикланская – 15 авг. Целительница – 18 сент. Ченстоховская, 6 мар. Черниговская Гефсиманская – 1 сент. Черниговская-Ильинская – 16 апр. Черниговская-Елецкая – 5 февраля. Черская – 16 июля, Численская – 30 окт. Чистительная – 9 июля. Чухломская – 20 июля. Шуйская-Смолен. – 11 июля. Шуйская-Одигитрия – 28 июля. Экономисса-Домостроительница – 4 июля. Югская – 28 июля. Ярославская-Печерская – 14 мая. Ярославская (Казан.) – 8 июля. Яскинкая – 3 мая. Ястребская – 9 июля. Яхромская – 14 окт. Феодоровская – 14 мар. Феодотиевская – 2 июля. Дни памяти св. отец седми Вселенских Соборов 1-го собора 29 мая. 2-го « 22 мая. 3-го « 9 сентября. 4-го « 16 июля. 5-го « 25 июля. 6-го « 23 января. 7-го « 11 октября. Алфавит имен святых. (с переводом на русский язык) Объясиение сокращений; прор.пророк, апост. – апостол, еписк. – епископ, архиеп. – архиепископ, святит. – святитель, муч. – мученик, преп. пр. – преподобный, свящ. муч. – священномученик, преподоб. муч. – преподобномученик, великомуч. – великомученик, испов. – исповедник, правед. – праведный, бессреб. – бессребреник, равноап. – равноапостольный. – Напечатание имен, а также и дней празднования некоторых святых особенным шрифтом, так называемым курсивом, означает то, что о таких святых и о таких днях празднования не упоминается в месяцеслове Св. Синода, а значатся они в других месяцесловах. – Должно заметить, что некоторые имена святых не могут быть переведены. Имена мужские Аввакум (объятие, т. е. любовь Божия), муч. июля 6; прор, дек. 2. Авда (слуга), муч., мар. 31. Авделай, муч., апр. 17. Авдикий, муч., апр. 10. Авдифакс, муч., июля 6. Авдиес (слуга Иисуса), муч., апр. 9. Авдий (слуга Господень), муч., сен. 5; прор., нояб. 19. Авдон (слуга), муч., июля 30. Авенир, царь, ноябр. 19. Аверкий (удерживающий), муч., мая 26; равноап., окт. 22. Авив (колос), муч., янв.29, авг. 2; диакон, сент. 6 и 15 ноября. Авид или Авдий (работник), муч., сент. 5. Авим, муч., авг. 1. Авип, муч., мар. 26. Авксентий (возрастающий), преп., фев. 14; еписк., апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

2 . З. Св. пророка Аввакма. Он был восьмым из числа 12 малых пророков (см. 3 янв.). Начало его пророческой деятельности относят к последним годам царствования Манассии. По словам св. Церкви, пророк Аввакум, «на Божественней стоя страже», «уразумел Божие пришествие» и «Христово воскресение возвестил миру». Он оставил после себя состоящую из 3 кратких глав книгу, в которой излагается его пророчество о плене народа Иудейского и о разрушении Иерусалима Халдеями. Скончался св. прор. Аввакум, как полагают, за 600 лет до Рождества Христова. Его молитвенная песнь (см. 3 гл. его кн.) послужила образцом для 4-й песни канона. Кондак, гл. 8. Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме Богоглаголиве, и на Божественней стражи предстоянием слышания, от светоносна ангела, Христово воскресение возвестил еси миру; сего ради весело зовем ти: радуйся, пророков светлая доброто. Пр. затворника Печерского. Он подвизался иноком в Печерской обители в Киеве и после долгой болезни скончался. Братия приготовила его уже к погребению, но когда на 3-й день после кончины вошли к нему в келлию, то нашли его сидящим и горько плачущим. Когда они стали вопрошать пр. Афанасия, что с ним было, что он видел и слышал, то он только увещевал их к молитве, покаянию и послушанию во всем игумену и затем затворился в тесной пещере, в которой я подвизался еще 12 лет. Скончался он около 1176 г. Ему есть особая с славословием служба. См. 28 сент. Препп. Ираклемона, Андреа и подвизавшихся в IV в. Дети начальников города Оксириха (в среднем Египте, на левом берегу Нила), они, еще обучаясь в училище, подружились между собой и, изучив высшие светские науки, воспламенели желанием постигнуть премудрость духовную и решились посвятить себя подвижничеству. С этой целью они удалились в пустыню и поселились там в разных местах, сходясь вместе только в субботы и воскресенья, для общей молитвы. Питались они дикими овощами, но и это вкушали только 2 раза в неделю. О них упоминает старец Пафнутий, который, путешествуя после погребения пр. Онуфрия, посетил этих свв. пустынножителей. (См. 12 июня).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1458 Вавилоняне были очень склонны к возмущениям, особенно против иноплеменных государей, силою воцарившихся над ними. Двукратное возмущение против Дария Гистаспа (Ménant. Babylone et la Chaldée. P. 276, 277) служит наилучшим доказательством этого. 1460 По некоторым сказаниям, это был архангел Михаил Δωρθεος. Ββλιον ιστορικν. Σελ. 104–105). 1461 Подобные случаи бывали. Когда, напр., пророк Илия был взят на небо, иудеи думали, что его унес «Дух Господень» на какую-либо гору или долину ( 4Цар. 2:11, 16 ); вероятно, такие случаи мгновенного перемещения с места на место бывали с Илией и раньше и были известны ученикам его. Ап. Филипп тоже мгновенно был перенесен ангелом в Азот ( Деян. 8:39–40 ). 1462 На памятниках древнехристианского искусства нередко изображается прор. Аввакум с пастушеским посохом в правой руке, простирающий левую руку с приготовленной пищей чрез край полукруглой решетки, окружающей ров львиный, к прор. Даниилу. Пища эта иногда изображается в виде крестовидного хлеба, помещаемого обыкновенно в вазе или корзине (Martigny. Dictionnaire des antiquités chrétiennes. P. 237, 238). 1465 Талмуд говорит, что это были пророки Аггей, Захария и Малахия (Wünsche. Der babylonische Talmud. I. Halbband. S. 488. – II. Halbb., 3. Abtheil. S. 169). 1467 Лопухин предполагает, что пророк Даниил имел здесь какое-либо поместье, куда и уезжал на некоторое время для отдохновения (Лопухин. Библейская история при свете новейших исследований и открытий. В. 3. Т. II. Стр. 799). Бертольд совершенно неосновательно говорит, будто пророк только вообразил себя на Тигре, но не был там в действительности (Bertholdt. Daniel. 2 . Н. S. 700): Дан. 10совершенно отлично от Дан. 8:2 . 1469 То же самое было и со спутниками Савла во время бывшего ему видения ( Деян. 9:7 ). – Неосновательно, поэтому, говорит Ленгерке, будто видение было только внутреннее для Даниила, а не внешнее, реальное, и что потому именно спутники пророка ничего не видели (Lengerke. Das Buch Daniel. S. 498). Но тогда чего же они бежали? Ленгерке, впрочем, говорит, что бежали они еще до видения (ibid., S. 497), но это не мирится с текстом Дан. 10:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

1.3.3. Зачатие Его День благовещения Деве Марии о рождении от нее Спаси­теля был вместе и днем зачатия Его, и, как верует св. Церковь , случился 25 Марта. По разуму св. Отцов Церкви, как таковой, день этот был предуказан в ветхом за­вете. Так св. Афанасий Ал., говоря: «Христос и Бог наш зачат во чреве Девы 25 Марта, ибо в сей день в начале мира сотворен Богом Адам» 687 , – этими словами как бы хо­чет сказать, что день зачатия Иисуса Христа, как «послед­него Адама» или «второго человека», по Апостолу ( 1Кор.15:45, 47 ), был предуказан днем творения первого Адама и че­ловека. Св. Ефрем Сирин находит (другое) ветхозаветное предуказание дня зачатия Спасителя или «нисшествия Его во утробу Девы», случившегося в 10-й день месяца Низана (что соответствует 25-му Марта), – в том, что в сей именно день, служивший прообразом Иисуса Христа, как «Агнца Божия, вземлющего грехи мира» ( Ин.1:29, 36 ), пасхальный агнец, по закону должен был быть избран и оставлен на закла­ние ( Исх.12:3, 6 ), так что в один и тот же день «агнец заключен, а Господь зачат» 688 . 1.4. Время и место рождения Иисуса Христа А. «Величайшее доказательство истины, – говорит св. Иоанн Златоуст , – когда пророки предсказывают и время событий, предоставляя желающим исследовать с точностью значение пророчества» 689 . – И вот в Ветхом Завете мы находим не мало предсказаний о времени пришествия в мир Месси – Иисуса Христа. По словам св. Кирилла Ал., «Христос явился во времена, предопределенные волею и советом Бога Отца, как говорит пророк: «внегда приближитися летом, познаешися» ( Авв. 3:2 ) 690 . По мысли сего св. Отца Закон говорил, что «должны были пройти многие и немалочисленные годы прежде, чем воссиял Христос и открылось время вочеловечения Его, и сие можно видеть из того, что чтение закона должно было Совершаться чрез семь лет ( Втор.31:10 ), ибо число семь в Божествен­ном Писании означает множество» 691 . А Псалмопевец, по объяснению св. Василия В., «возвещает приближающееся уже и недалеко отстоящее пришествие Господа во плоти», когда го­ворит: «близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя ду­хом спасет» ( Пс.33:19 ) 692 . И прор. Исаия, говоря: «приспе бо» ( Ис.8:1 ), по объяснению св. Кирилла Ал., – «возвещает о том, что явление Еммануила, а равно и всеобщая помощь чрез Христа ( Ис.46:13 ) будет в непродолжительном вре­мени» 693 , о чем говорит и прор. Аввакум в словах: «еще мало идый приидет, и не умедлит» ( Авв. 2:3 ) 694 . А так как «самое время пришествия Спасителя нашего служит для нас (как изменившее все к лучшему) новым веком», – говорит тот же св. Отец, – то «в этом смысле», по его мнению, – оно предуказано прообразовательно тем, что пасхальный агнец – это «таинство Христово» – избирался, закалася и съедался в начале года и в первом месяце ( Исх.12:2, 3, 6, 8 ) 695 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

52 Таковы, например, южные двери в главном иконостасе соборного храма в новгородском Антониевом монастыре; северные двери в Введенской церкви Кирилло-Белозерского монастыря (рукоп. и др. 53 Южная дверь в Дмитровской церкви на р. Истре, в московской губ. (Холмогор., II, 36); северные двери в соборном храме Белозерского монастыря (рукоп. и др. Иногда ангел изображался на северных или южных дверях несущим в одной руке большой крест, а другой указывающим на землю, из которой составлено наше бренное естество. Такова южная дверь в московском Архангельском соборе (Описание Арханг. собора, Лебедева, стр. 160). 54 Северные и южные двери в церкви Николая Чудотворца в селе Старом Озерецком (Холмогор. IV, 91); северная дверь в Дмитровской на р. Истре церкви москов. губ. (ibid. II, 36); северная дверь в главном иконостасе новгородского Знаменского собора с изображением Филиппа, беседующего с кажеником, и др. 55 Северные и южные двери в церкви Иоанна Предтечи на Опоках; северная дверь в Иоанно-Богословском приделе в новгородском Антониевом монастыре и др. 56 Южная дверь в новгор. Знаменском соб., на которой изображен прор. Даниил во рве львином, и над ним вверху прор. Аввакум, влекомый ангелом за волосы в пещеру к Даниилу с пищей, приготовленной для жнецов. Подобную же дверь, с изображением Даниила во рве львином, мы нашли на чердаке в Спасо-Мошенской церкви. 57 Часто о таких дверях упоминается в статистических описаниях церквей московской и рязанской губерний, составленных Холмогоровыми и Добролюбовым. Много экземпляров описываемых дверей хранится вь С.-Петербургских музеях при Академии Художеств, Обществе Любителей Древней письменности, Духовной Академии и др. 58 Северные двери в Соколовой пустыне на р. Оке, описанные в писцовой книге за 1578–9 г. (Писцов, кн. Москов. госуд., Калачева, I, отд. 2, стр. 1521). 59 Северные двери в приделе Марии Египетской в Угличском Воскресенском монастыре (Углич. Материал. для истории города, 496–97); южные двери в Суздальском Богородицерождественском соборе (Влад. Губ. Вед. 1875 г. и 37) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010