Так взывал пророк ко Господу, видя беззаконие людские и ожидал праведного суда от Самого Бога. В ответ на сие, Господь возвестил Своему избраннику, что скоро должно наступить наказание за всеобщее нечестие. По повелению Божию, пророк Аввакум предсказал Евреям такое страшное событие, которому в его время даже трудно было поверить, - именно разрушение храма и самого Иерусалима и пленение Вавилонское (4). Пророк ясно указал, что орудиями сего наказания Господь избрал Халдеев (5), - народ свирепый и необузданный, который быстро проходит по пространствам земли, чтобы завладеть чужими селениями. В трепетном ожидании грозного нашествия, пророк Аввакум недоумевал: неужели праведный Господь попустит гордым и нечестивым Халдеем совершенно истребить избранный народ Свой. В надежде, что наказание это будет временным, он ожидал нового откровения от Господа и в своем молитвенном ожидании был подобен стражу, зорко смотрящему вдаль с городской башни (6), чтобы возвестить о приближении врага. Он пламенно молил Господа спасти народ Еврейский от рабства Вавилонского, как некогда Он спас его от рабства Египетского, и ждал, что возглаголет ему Господь. Тогда Господь открыл пророку Своему, что всё спасение избранного народа среди этих бедствий заключается в вере, а гордые и необузданные Халдеи сами должны будут испытать ту же участь, которую они приготовили побежденным народам (Авв.2:4). После того пророк Аввакум, чтобы не повергнуть соотечественников в отчаяние от предстоящего им испытания от Бога, произнес притчу на погибель Халдеев, возвестив пятикратное горе угнетателям (Авв.2:9-19). В этой притче он показал всё ничтожество идолов и могущества Халдеев, пред величием Бога Истинного, шествующего во спасение людей Своих. Пророк, в озарении свыше, предвещал, что Бог грядет для спасения народа Своего от горы приосененные чащи (Фарана), для спасения помазанного Своего, и наступит такое время, когда вся земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море (Авв.3:13) (7). Когда Навуходоносор подступал к Иерусалиму, то, по свидетельству предания, пророк Аввакум удалился из города. Зная, что бедствие уже неотвратимо, и что сопротивление столь сильному завоевателю будет бесполезно, пророк с горестью оставил свое отечество, чтобы не видеть разорения его и избежать жестокости победителя. По указанию Божию, Аввакум поселился в земле Аравийской, в городе Остракине (8) и жил здесь добровольным изгнанником до самого удаления врагов из его отечества.

http://pravicon.com/info-1601

2 Аввакум-с еврейского значит собственно обнимающий, обхватывающий, а потом-сильный борец, подвижник. 3 Начало пророческой деятельности Аввакума нужно отнести к тем годам царствования Манассии, когда сей нечестивый царь, взятый в плен Асаргаддоном, смирился и покаялся в заточении. Пророчества Аввакума относятся к периоду времени с 660 г. и захватывают собою годы царствования преемника Амона, благочестивого царя Иосии, до 611 г. 4 Кн. прор. Аввакума гл. 1, ст. 6-12. Об этом же наказании, за нечестие народа в царствование Манассии и его сына, говорится в 4-й книге Царств. гл. 21, ст. 12-14. 5 Халдеи - по-еврейски: хасидим, произошли от Хеседа, сына Нахорова, брата Авраама (Кн. Быт. гл. 22, ст. 22). Происходя от семитического корня, Халдеи первоначально жили в северной гористой стране Месопотамии, ближе к Армении, на юг от озера Ван. Из этой древней местности Халдеи расселились по течению Евфрата, на юг и восток по всей Месопотамии и Вавилонии и вскоре сделались народом господствующим. В период владычества Ассириян, они с последними сделали многие завоевания и, по отделении Вавилонии от Ассирии, при Набополассаре особенно при Навуходоносоре, победили многие народы и царства. Всюду, при завоеваниях, Халдеи отличались крайнею жестокостью и воинственностью. 6 Кн. прор. Аввак. гл. 2, ст. 1. Образ речи взят от обычая устраивать сторожевые башни на горах и высоких местах для того, чтобы стражники благовременно узнавали об опасности для селений, возвещали бы о близости неприятеля, о победе и поражении. Свв. пророки были стражи, поставленные Богом как бы на некоторой высоте для наблюдений и возвещение воли Его. На этой божественной страже святой пророк Аввакум, отрешившись от всего земного, бодрствовал духом и пламенно молился Богу об открытии воли Его о Своем народе. Находясь в таком состоянии, он благоговейно ожидал, когда луч света Божия проникнет в его уме, озарит душевные его очи, и что возглаголет ему Господь. 7 Здесь не только предрекается избавление Евреев из плена Вавилонского, но и спасение рода человеческого.

http://pravicon.com/info-1601

Достоверных сведений о жизни и деятельности пророка Аввакума не сохранилось, так как ни принадлежащая ему пророческая книга, ни исторические священные книги ничего не сообщают об этом предмете. Только в неканонической части книги пророка Даниила Дан 14.33–37 содержится легендарный рассказ о некоем пророке Аввакуме – современнике пророка Даниила, которому первый, по повелению Божию, принес из Палестины пищу в Вавилон, в львиный ров. Сведения же, сообщаемые о прор. Аввакуме, частью зависят от этого апокрифического рассказа, частью основываются на произвольных догадках и, вообще, маловероятны. Таково, напр., мнение раввинов, видевших в Аввакуме сына благочестивой Сонамитянки, услышавшей от пророка Елисея обещание, что она через год будет обнимать – (евр. Хобекет) сына ( 4Цар 4.16 ); против этого мнения говорит его хронологическая несообразность: время жизни пророка Елисея – конец Х и начало IX века до Р. X. не подходит ко времени пророка Аввакума – писателя книги, так как, по заключающимся в ней данным, она написана значительно позже, именно в VII-м веке до Р. X. ; притом и предполагаемая связь данного предсказания с именем Хабакук – совершенно произвольная догадка. О происхождении пророка существуют два различных предания. По одному – у псевдо-Епифания и псевдо-Дорофея и в наших Четьих Минеях (под 2 декабря), пророк Аввакум происходил из колена Симеонова и был сыном некоего Асафата, из селения Вифхозир. По другому, нашедшему отражение в одном кодексе (Cod. Chisianus) надписания греческого апокрифа о Виле и драконе и защищаемому некоторыми новыми исследователями (особенно Деличем), пророк был из колена Левиина, подобно Иеремии и Иезекиилю. Основанием этого последнего мнения служит упоминание в Авв 3.1 о «своих струнных орудиях» (бегинотав) музыкальных в храме, но решительного доказательства Левитского происхождения пророка здесь нельзя видеть, так как и царь Езекия – не левит, в благодарность за свое исцеление выражает намерение во все дни своей жизни восхвалять Иегову со звуками струнных музыкальных инструментов негинот ( Ис 38.20 ). Напротив, неупоминание в самой книге пророка о его левитском происхождении, – тогда как о принадлежности пророков Иеремии и Иезекииля к священническому роду прямо сказано в их книгах ( Иер 1.1 ; Иез 1.3 ), – может возбуждать серьезное сомнение в исторической верности мнения о принадлежности пророка Аввакума к колену Левиину. Синагогальные и христианские предания основательно обследованы и критически освещены в книге Делича, De Habacuci propheta, vita alque aetate, adiecta ditriba de Pseudodorotheo et Pseudoepiphanio. Leipzig. 1843.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Независимо от этих особенностей, речь пророка в ст. I имеет для себя параллели у Мих.7.7 и в псалмах: Пс.85:9, 120:1, 122:1 . Авв.2:2 . И отвечал мне Го­с­по­дь и сказал: запиши виде­ние и начертай ясно на скрижалях, чтобы чита­ю­щий легко мог про­читать, Божественный ответ на этот раз последовал, очевидно, немедленно, почему мы и не читаем прежнего скорбного: «доколе» ( Авв 1.2 ). В этом ответе Иегова, прежде всего, поведывает записать нижеследующее откровение, а именно начертать его со всею ясностью на определенных скрижалях, евр. галлухот, чтобы читающий легко мог прочитать (ст. 2). Скрижали здесь разумеются, очевидно, подобные Синайским скрижалям каменным ( Исх.24:12, 31:18 ; Втор 9.9 ); пророк Аввакум, подобно получавшему подобные повеления прор. Исаии ( Ис 30:8, 8:1 ), должен был «писалом человечьим» ( Ис 8.1 ) написать сообщаемое на досках – каменных или медных (ср. Втор 9.9 ; 1Мак 14.27 ), ввиду нескорого исполнения откровения и нарочитой его важности (ср. Иер 30.2 ; Иов 19.24 ). Не невероятно мнение тех ученых (Эвальда, Клейнерта и др.), что такие доски с написанными на них с пророческими речами, по объявлении последних народу, передавались в храм и там сохранились, чему мы обязаны не поврежденностью столь многих пророчеств; такой способ сохранения письменных памятников в древности подтверждается ассиро-вавилонскими клинописными документами, занимавшими целые комнаты. Конец ст. 2 с евр. т. буквально таков: «чтобы мог бежать читающий его», (как у LXX: οπως διωκη, слав. «яко да постигнет»), т. е. «бежать с целью распространения известия в окрестностях Иерусалима, где оно дано, и далее... Благую весть пророческую должно распространять со всею скоростью» (ср. Наум 1:15 ; Ис 52:7 ; Дан. 12:4 ; Иер 23:21 ) (проф. Голубев, с. 868). Авв.2:3 . ибо виде­ние относит­ся еще к определен­ному време­ни и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непремен­но сбудет­ся, не отме­нит­ся. В ст. 3 указывается причина или основание сказанного в ст. 2; предызображаемое видением событие относится к определенному, именно отдаленному времени (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Примечание. В число пророческих книг не включаются имеющиеся в составе Библии книги: Плач Иеремиев, послание Иеримиино и книга прор. Варуха, так как все они рассматриваются как прибавление к книге пр. Иеремии, притом же послание Иеремиино и книга пр. Варуха не признаются каноническими. 6. Библейский и хронологический порядок пророческих книг В нашей славянской (и русской) Библии пророческие книги расположены не в хронологическом порядке и не так, как в библиях: еврейской и греческой. 5 Прежде других поставлены обширнейшие по объему книги великих пророков: Исаии, Иеремии (с прибавлениями), Иезекииля и Даниила и одного из малых – Осии. В распределении же остальных нет строгого хронологического порядка, заметно только, что книги пророков ассирийского периода, именно: Амоса, Михея и Наума поставлены раньше книг пророков вавилонского периода – Аввакума и Софонии, а эти последние стоят раньше книг пророков, живших после плена вавилонского: Аггея, Захарии и Малахии. Книга пр. Ионы, очевидно, стоит не в хронологическом порядке: относительно же книг пророков: Иоиля и Авдия нельзя сказать ничего достоверного, за неимением сведений о времени жизни этих пророков. Точный хронологический порядок пророческих книг, за неимением данных, установить невозможно. По времени, прежде других пророков-писателей начал свое служение пр. Иона, современник Иеровоама 2-го, царя Израильского, а может быть даже отца Иеровоамова – Иоаса, как можно догадываться об этом на том основании, что при Иеровоаме 2-м, последовало уже исполнение пророчества Ионы о восстановлении древних пределов царства Израильского ( 4Цар. 14:25 ). За ним следуют почти современные между собою пророки: Исаия, Осия, Иоиль (вероятно), Амос, Михей и Наум, проходившие свое служение при Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии, царях Иудейских. Далее следует Аввакум, современник (вероятно) Манассии, потом – Иеремия, Авдий (вероятно) и Софония, начинавшие свое служение при Иосии, Даниил и Иезекииль, проходившие свое служение в плену, и наконец Аггей, Захария и Малахия, жившие после плена вавилонского. 7. Указание разных состояний, в которых пророки получали откровение от Бога, и различных способов, чрез которые они принимали откровение и сообщали народам

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

С некоторой вероятностью можно решить только вопрос о месте деятельности Иоиля. В своей книге пр. имеет в виду только царство Иудейское и не касается Израильского. Так он говорит о врагах Иуды ( Иоил.3 ; Евр. 4 ), но не упоминает о врагах израильтян. У Иоиля нет даже упоминания о царстве Израильском. Правда, слово „Израиль“ в его книге встречается три раза (2:24; 3; Евр.2:16 ), но не означает царства 10-ти колен, а употребляется как почетное название всего еврейского народа. Все это ведет к предположению, что Иоиль жил и действовал в царстве Иудейском – был пророком иудейским. Св. Епифаний в своем сочинении ,,de vita prophetarum“ (с. 14) и Дорофей в своем ,,synopsis“ (с. 4) 4 сохранили нам древнее предание о прор. Иоиле. По этому преданию, пророк происходил или из колена Рувимова, или Гадова, и жил за Иорданом, в городе Вефаране, или Ветаре (Βηϑυ, Θεβορ, Bethomeron) 5 . Но не говоря уже о том, что такое предание очень скудно и не восполняет недостаточных сведений об Иоиле, – оно не имеет ручательств за свою достоверность. Время пророческого служения Иоиля В надписании своей книги (1:1) пророк Иоиль не обозначает времени своего служения. Нет ясных указаний на это и в самой его книге. Поэтому решить вопрос: когда жил Иоиль? – с несомнительностью и точностью нельзя. Остается довольствоваться вероятными предположениями. Данные для них можно извлекать из книги пр. Иоиля. Но прежде чем представить эти данные, укажем на то, что не может служить для определения времени деятельности Иоиля, хотя некоторые и пользуются этого рода данными при решении этого вопроса. 1) Древние раввины думали, что тот малый пророк, время которого не означено в его книге, жил и действовал в одно время с теми пророками, между которыми поставил его собиратель свящ. книг Ветхого Завета и время которых означено в их книгах (см. Wünsche. S. 5). Это мнение принимал и Бл. Иероним. Он говорит: „пророки, у которых время не означено в заглавии, пророчествовали при тех царях, при которых пророчествовали находящиеся пред ними пророки, имеющие заглавия“ 6 . Отсюда в своем толковании кн. Иоиля (р. 77) он выводит заключение, что „время, в которое пророчествовал Иоиль, мы должны принять то же, какое читаем и у Осии“. Таким образом, по мнению Бл. Иеронима, Иоиль пророчествовал при иудейских царях – Озии, Иоафаме, Ахазе и Езекии – и при израильском царе Иеровоаме 2-м, сыне Иоасовом ( Ос.1:1 ) 7 . Но, по справедливому замечанию Делича, „хронологический принцип в распределении малых пророков соблюден лишь настолько, что пророки доассирийского и ассирийского периода (с Осии до Наума) как древнейшие поставлены на первом месте; после них следуют пророки халдейского времени (Аввакум и Софония) и три послепленных пророка (Аггей, Захария и Малахия), распределенные в порядке времени их служения, составляют заключение собрания 12-ти книг малых пророков“ (см. Keil. S. 5–6).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

61. F. 4r, XI в.; ГИМ. Син. 146. Л. 4об., XI в.) и ангел в мандорле (Paris. gr. 510. F. 285r., IX в.; Paris. gr. 533 F. 7r, XI в.; Ambros. G. 88. Sup. gr. 416. F. 7r, XII в.; Karakal. 24. F. 6v, 1-я пол. XIV в.). Существуют также изображения, представляющие сочетание разных вариантов. В миниатюрах рукописи 1136-1155 гг. (Sinait. gr. 339. f. 9v) в композиции с прор. Аввакумом и свт. Григорием соотнесены образы Христа Еммануила (на заставке) и ангела в мандорле, окруженного небесным воинством (на полях). В рукописи 2-й пол. XIV в. (Paris. gr. 543. f. 27v) композиция разделена на 2 регистра. В верхнем регистре, среди ангелов во славе, 9-й (в центре) - в красном одеянии, в левой руке держит развернутый свиток, правая - воздета (жест триумфа). Этот ангел представлен на фоне перекрещивающихся ромбов в динамичной позе, характерной для изображения Спасителя в композиции . В нижнем регистре ангел в светлом хитоне с клавом представлен сходящим в ад, вокруг восстающие из гробов люди. Благодаря общему контексту композиции и ее деталям изображение центрального ангела можно понимать как образ Иисуса Христа. Иконографический тип А. В. С. окончательно сложился в кон. XIII в. в монументальной живописи, несмотря на широкое распространение в миниатюре. Впервые он представлен на фреске центрального свода нартекса ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония), 1295 г., в композиции . Спаситель изображен юным, безбородым, с крещатым нимбом и с крыльями, в мандорле, несомой 6 ангелами. В левой руке Он держит развернутый свиток с текстом: (Григорий Богослов, свт. Слово 45, на св. Пасху) - и крест, правая - поднята вверх (жест триумфа). На руках и ногах крестные раны. Изображенные в парусах пророки Аввакум и Иезекииль одной рукой указывают на Иисуса Христа, в др. держат развернутые свитки - у Аввакума текст: (Там же), у Иезекииля: (Иез 1. 4). Надпись вдоль свода воспроизводит слова прор. Аввакума: (Авв 2. 1). В XIV в. изображение А. В. С. не получает распространения, что, по-видимому, можно объяснить усложненностью иконографии.

http://pravicon.com/info-896

Илл. 7. Прор. Аввакум. Мозаика конхи церкви Осиос Давид в Фессалониках. Фрагмент. 475–500 гг. Илл. 8. Прор. Аввакум. Мозаика алтарной апсиды кафоликона мои. вмц. Екатерины на Синае. 550–565 гг. Совсем другой тип святого мы видим на алтарной мозаике собора Синай­ского монастыря (илл. 8). Пророк Аввакум изображен в медальоне еще не старым, крепким мужчиной со светлой или седой бородой. Волосы при этом темно-русого цвета курчавые, как у вмч. Георгия. Цвета одежд поменялись местами: хитон серо-голубой, а плащ зеленый. Надпись «АМВАКОУМ» не дает усомниться в личности изображенного. Рассмотрим еще два памятника, близких по времени и месту создания, од­нако и здесь мы наблюдаем совершенно не схожую иконографию. На резной сирийской пиксиде 1002 VI века Аввакум изображен в виде юноши-подростка с курчавыми волосами в плаще и хитоне (илл. 9), а на миниатюре из Сирий­ской Библии VII века (илл. 10) он выглядит пожилым мужчиной, похожим на Аввакума синайской мозаики, только волосы у него седые и стрижены «под горшок». Хитон светло-голубого цвета, плащ – светло-зеленого, что также совпадает с синайской мозаикой. Период иконоборчества по понятным причинам выпал из нашего обзо­ра, а вот один из первых послеиконоборческих памятников – Хлудовская псалтирь – предлагает нам еще один тип иконографии пророка Аввакума (илл. 11). На сей раз это молодой мужчина с темными, практически черны­ми, короткими волосами и с такой же черной небольшой бородой. На нем светло-голубой хитон и морковного цвета плащ 1003 . Илл. 9. Ангел и Аввакум. Пиксида. VI в. 7.6х9.7 см. Слоновая кость. Сирия. Британский музей. Лондон Илл. 10. Пророк Аввакум. Сирийская Библия. VII век. (Syriaque 341) 180v. Национальная библиотека Франции. Париж. Илл. 11. Пророк Аввакум. Хлудовская Псалтирь. Песнь 4. Аввакума пророка ( Авв 3,3 ). 840–50-е гг. Москва. ГИМ, гр. 129, л. 154v. Илл. 12. Видение прор. Аввакума. Слова Григория Назианзина . 879–883. Париж. НБФ., gr. 510, f. 285. Псалтирь была написана, предположительно, в Студийском монастыре Константинополя 1004 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Илл. 2,3. Саркофаг «Двух Заветов», или «Догматический». Латеранский музей. IV в. Ранее находился в базилике Сан Паоло фуори ле мура (San Paolo fuori le Mura). Vatican Inv. 31427. На фрагменте саркофага с кладбища св. муч. Агнессы в Риме из того же ва­тиканского собрания (илл. 4) пророк Аввакум предстоит Даниилу уже в виде бородатого мужчины зрелых лет, одетого (более) солидно – в хитон и плащ. Илл. 4. Поклонение волхвов, пророк Даниил во рву львином, пророк Аввакум и Ангел. Кладбище св. Агнессы. IV в. Vatican Inv. 31459 Илл. 5. Фрагмент саркофага. Пророки Даниил и Аввакум. Vatican Inv. 31511 Илл. 6. Прор. Аввакум. Филенка кипарисовой двери базилики св. мученицы Сабины в Риме. Фрагмент. 422–432 гг. Вот еще вариант иконографии: Аввакум в виде благообразного лысого старца, почтенно склонившись, предлагает пророку Даниилу тарелку с пи­щей (илл. 5). При взгляде на данное изображение пророка Аввакума возни­кает законный вопрос: почему он лысый, если в Библии сказано, что Ангел Господень поднял его «за волосы головы»? 1001 Безбородым юношей с пышными волосами предстает пророк Авва­кум на кипарисовой филенке дверей базилики св. Сабины в Риме (илл. 6). В V веке сюжет «Даниил во рву львином» входит в круг традиционных сю­жетов, первоначально связанных с погребальным культом, которые подни­маются из катакомб и появляются на дверях и стенах византийских храмов, широко используются в декоративно-прикладном искусстве. На мозаике конца V века в фессалоникийской церкви Хосиос Давид изоб­ражено видение пророков Иезекииля и Аввакума в сюжете под названием «Чудо в Латому». Об этом памятнике мы еще поговорим, когда речь за­йдет об иконографии сюжетов. До сих пор мы не имели возможности судить о цвете волос и одежд пророка Аввакума, поскольку краски, которыми рас­крашивали резьбу на саркофагах и вообще на античной и средневековой скульптуре, до нашего времени не сохранились. На этой мозаике Аввакум изображен в виде старца, у него короткие седые волосы и небольшая седая борода. Хитон зеленого цвета, плащ серо-голубой (илл. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В. В. Василик, А. Ю. Никифорова Прор. Аввакум. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) Наиболее ранние изображения А. встречаются в сюжете «Пророк Даниил во рву львином» (Дан 14. 33-39): рельеф врат ц. св. Сабины в Риме, ок. 430 г.; миниатюра Христианской топографии Космы Индикоплова (IX в. Vat. Gr. 699). Как правило, изображение чудесного перенесения А. из Иудеи в Вавилон буквально следует библейскому тексту: «Ангел Господень взял его за темя и, подняв его за волосы главы его, поставил... над рвом» (Дан 14. 36). Обычно пророк представлен облаченным в хитон и гиматий , правая рука в жесте благословения, в левой - развернутый свиток с текстом из Книги пророка Аввакума (3. 2 или 3. 3), напр. на фреске в Успенском соборе Владимира, ок. 1189 г. (последний извод чаще встречается на иконах), в росписи ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода, 2-я пол. XIV в., у А. в руке свернутый свиток. Еще один вариант дает фигуру в движении, правая рука А. поднята к голове и пальцем указывает на ухо в соответствии с пророческим даром: ц. Успения Богородицы в Дафниу , ок. 1100 г.; мозаики Фетие-джами (см. Паммакаристос мон-рь ), ок. 1315 г.; миниатюра из Книги пророков (1489 г. РГБ); миниатюра из НЗ с Псалтирью (30-40-е гг. XIV в. ГИМ. Греч. 407) - наиболее экспрессивная поза. В изображениях А. существуют 2 традиции: молодой пророк и зрелый муж. В росписи ц. Богородицы Елеусы около с. Велюсы (Македония), 80-е гг. XI в.; в Софийском соборе Новгорода, 1109 г., А.- молодой безбородый человек, с округлым лицом, короткими, слегка вьющимися волосами. Одновременно появляется вариант изображения, где А. представлен средовеком: на 2 иконах из мон-ря вмц. Екатерины на Синае XI и XII вв. с изображением Богоматери на троне в окружении пророков и святых; в мозаиках кафедрального собора в Монреале в Сицилии, 80-90-е гг. XII в., и ц. Сан-Марко в Венеции, XII - нач. XIII в.; на иконе «Видение пророков Иезекииля и Аввакума», 1395 г., из Погановского мон-ря (в наст. время в Национальной художественной галерее в Софии); на резном новгородском складне - походном иконостасе, XVI в. (ГММК. СК 65-68).

http://pravenc.ru/text/62564.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010