Однако иное отношение к Е. сложилось в Эфиопской Церкви, где 1-я Книга Еноха была включена в канон ВЗ и было составлено неск. новых произведений о Е. («Иная проповедь о рождении Еноха» вошла в «Книгу тайн неба и земли», а также неизд. «Видения Еноха»). Е. сохранял авторитет и в календарных вопросах. В XV в. имп. Зара Якоб утверждал, что никто «не может вычислить время поста, Пасхи и праздников без Еноха» (CSCO. Vol. 235. Aethiop. T. 43. P. 99. 10-14; CSCO. Vol. 236. Aethiop. T. 44. P. 87. 17-21). Память взятия Е. на небеса празднуется Эфиопской и Коптской Церквами 23 янв. (27 тэрра или тобе соответственно) и 18 июля (24 хамле или эпепа). В нек-рых сир. месяцесловах Е. вспоминается во вторник Светлой седмицы или 7 июля. В визант. традиции память Е. в Неделю праотец (в некоторых месяцесловах встречается память допотопных патриархов 1 марта). С XIX в. образ и писания Е. стали особо почитаться мормонами (Церковью Иисуса Христа святых последних дней). В старообрядческой традиции Е. вместе с Илией выступает как пророк близкого прихода антихриста. Представление о том, каким образом осуществится пришествие пророков - чувственным или духовным, вызвало полемику среди старообрядцев, разделившихся на 2 группы. Первые, к к-рым относятся последователи РПЦС, РДЦ и частично ДПЦ, а с ХХ в. значительная часть часовенных, считают, что появление пророков только ожидается и придут они во плоти; др.- беспоповцы разных согласий (в наст. время меньшинство) - утверждают, что духовный приход уже состоялся и антихрист давно царствует в мире. Прор. Илия и праотец Енох. Икона. XVII в. (Исторический музей г. Санок, Польша) Прор. Илия и праотец Енох. Икона. XVII в. (Исторический музей г. Санок, Польша) Начиная с первых учителей староверов, утверждалась мысль об исполнении всех предсказаний, но в отношении пророков единства не было. Протопоп Аввакум , призывая: «Зри умом зверя летописного» ( Бубнов, Демкова. 1981. С. 150), тем не менее считал, что антихрист еще не пришел в мир, и осуждал тех, к-рые «мудровали, что пришествие пророков Илии и Эноха на обличение антихриста будет духом, а не плотью» ( Смирнов.

http://pravenc.ru/text/189985.html

Под влиянием такой ревности Питирим выработал и приводил в действие свои взгляды при обращении последователей раскола. Вместо кроткого медленного воздействия на раскольников, посредством убеждения и увещания, – способа, какой сначала считал Пётр I разумным и необходимым, Питирим, при самом начале своей деятельности, обратился к более скорому и лёгкому средству обращения – штрафам, наказаниям и лишениям, – средству насильственному, имеющему гражданский, полицейский характер, – характер светских судей и сыщиков, служивших в то время по делам раскола. Этот способ отношения к раскольникам выходил у Питирима из его взглядов на последователей раскола, которых он считал людьми не только заблуждавшимися, еретиками, но и опасными гражданами, вредившими добрым целям царя-преобразователя непокорством, клеветами, злыми наветами и смущением народа. По взглядам Питирима, неоднократно выраженным в «Пращице» (стр. 358–361, 380–381, 383 и др.), раскольников, как еретиков и мятежников, следует подвергать таким же наказаниям и смерти, каким подвергалась древние еретики и раскольники в древневосточной и русской церкви, а равным образом бунтовщики и изменники в церкви ветхозаветной и апостольской, как-то: мятежники при прор. Моисее, ложные священники при прор. Илии, Анания с Сапфирой, еретик: Арий и др., русские расколоучители – Аввакум, Лазарь, Никита Пустосвят и т. п. Если, рассуждает самоуверенно автор «Пращицы» якобы в духе свящ. писания, в ветхозаветной церкви непокорных повелено убивать, тем более в «новой благодати подобает наказанию и смерти предавати непокоряющихся восточной церкви; понеже тамо сень, зде же благодать: тамо образы, зде же истина: тамо агнец, зде же Христос: там манна и вода из камня, здесь же тело Христово и кровь, из рёбер Его истекшая, и прочая таковая, оных древних превосходящая. Не точию убо древле, но и в новой благодати, непокоряющихся и преслушателей святой церкви, повелевает вам Христос Спаситель иметь их яко язычников и мытарей. Ибо у Матфея, в главе VII, глаголет Христос: аще кто церкви не послушает, буди тебе яко язычник и мытарь: еретики же и раскольщики не суть сыновья церкви; но сущие преслушницы, ибо достойны суть преданы быть к наказанию гражданского суда» 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

9). Образ Христа помещен в круглую мандорлу с символами евангелистов. По сторонам представлены пророки Иезекииль с воздетыми руками и Аввакум. Под образом Христа - символизирующий Его источник живой воды,- холмик с 4 райскими реками, в воде - персонификация Иордана, повторяющего позу прор. Иезекииля. В живописной трактовке использованы легкие полутона воздушной перспективы, к-рые знаменуют как обращение к традициям античного сенсуализма, так и высокую степень дематериализации изображения. Согласно сообщению игум. Игнатия, настоятеля мон-ря Акапниос в Фессалонике в кон. IX в., мозаика в Осиос Давид была замазана в период иконоборчества, но раскрыта при имп. Льве Армянине (813-820). В базилике вмч. Димитрия сохранилось неск. групп мозаик разного времени, до и после пожара 620 г. Мозаики V-VI вв. на сев. стене над аркадой бокового нефа погибли в 1917 г. Фрагмент этого фриза хранится в Византийском музее в Фессалонике. Часть фрагментов декорации, расположенных на зап. стене и вблизи нартекса, также относится к V-VI вв. Мозаичные панно 2-й четв. VII и VIII-IX вв. располагаются на пилонах колоннады. На большинстве мозаик представлен небесный покровитель храма - вмч. Димитрий с донаторами или верующими, ищущими заступничества. Есть образы и др. святых, в частности Сергия, почти все они вотивные. В мозаиках VII в. проявляется тяга к образам иконного характера и подчеркнутая линейность изображения. Удлиненные фигуры, в к-рых воплотилось наиболее аскетичное направление доиконоборческого искусства, трактованы предельно бесплотно, акцентируется плоскость, связь образов с архитектурой. Вместе с тем мозаичная техника включает богатейший арсенал оттенков, где доминируют серовато-белые тона. Мозаичная кладка в ликах нерегулярная, они представлены живописно и портретно. Скорее всего это работа местных мастеров. Среди фрагментов росписей разного времени в базилике сохранилось изображение триумфа императора, предположительно имп. Юстиниана II, одержавшего победу над племенами фракийских славян в 688 г., в таком случае фреска может относиться к нач. VIII в. На о-ве Наксос древнейший памятник христ. живописи - роспись в апсиде ц. Прототрони в Халки (VI-VII вв.) с изображением апостолов и св. Исидора. В программе росписи базилики Панагии Дросиани на о-ве Наксос (2-я четв. VII в.?) представлены уникальные или редкие иконографические детали. В куполе - 2 погрудных образа Христа: молодого, с короткой бородой, с Евангелием и средовека, с острой бородой, со свитком. В конхе центральной апсиды помещена композиция «Вознесение», как в коптских программах мон-ря Бауит. В апсиде сев. экседры под образом Богоматери Никопеи имеется древнейшее изображение Деисуса, включающее и образ царя Соломона. Росписи обоих храмов на о-ве Наксос связаны с живописным направлением VII в. круга декорации ц. Санта-Мария Антиква в Риме.

http://pravenc.ru/text/166461.html

А Иван Архипович: Вот что пишут, яко антихрист к жидам приидет! Из бездны это учение вышло: это политика. Видишь, вы бесовским духом заражены; это, как моровая язва, приводит к смерти, то есть в слабые рассудки. Иоанн Дамаскин : Якоже тому во храме Божием, яко Богу, сести, во храме же Божием не нашем, но в ветхом иудейском, не бо к нам, но к иудеом приидет (Григорий Назианз. 211). А Иван Архипович: А что представляете, что антихрист к жидом приидет, то что у жидов ему делать? Об них писано, что они ни града приимут, ни церковь воздвигнут. Он уже сидит на престолах во всех церквах отступнических. Иоанн Дамаскин : Не сам убо диавол будет человек, по Господню вочеловечению: да не будет, но человек из блуда родится и подымет все действо сатаны; проведый бо Бог безместное будущее его произволения, попустит вселитеся в него диаволу. Народится убо из блуда и воспитается тайно, и внезапу привосстанет и восцарствует. А Иван Архипович: Это в вас бесовское учение: видишь, вы смертоносным ядом напоены: этого я не приму, – это еретик писал, – да и другим не велю приимать, да надо ответ дать, а то будто не знаем. Что много мне с тобою говорить? Слушайте: кто с нами, тот изволь на нашу сторону переходить: а кто с ним, там оставайтесь. Андрей Кесарийский : Четыредесять же и два месяца являют, яко по попущению Божию полчетверта лета область имети будет (Апокалипсис зач. 36, ст. 6). Кирилл Иерусалимский : Понеже сам последний едины полчетверта лета имать пребывати (Кирил. л. 47). И паки: Будет же антихристово царство токмо полчетверта лета (л. 43). А Иван Архипович: Мы разумеем так, что антихрист давно уже царствует, с восемьсот лет, и переходит из сосуда в сосуд, и переливается как из кувшина в кувшин, или как из чашки в чашку. Ипполит папа Римский: Даниилу убо рекшу: седмицы единыя, седмь лет показа, яже напоследок будет в полседмицы проповедати пророком, и в полседмпцы, сиречь в триех и пол, царствует антихрист на земли, и восемь возмется царство его и слава. Ипполит Антиохийский епископ: На три лета и на шесть месяц таковая дерзовая вторым с небесе славным пришествием единородного Сына Божия упразднятся (Толк. на 7 гл. прор. Даниила). Филипп Философ: Лета бо три и пол удержит нечестивый. И аще бы не сократил Бог дни оныя, не бы спаслася всяка плоть от нечестивого. Священный Лаврентий: Станет мерзость запустения, реченная Даниилом пророком, на месте святе, потом же приидет антихрист, имать царствовати три лета и месяц шесть (Катех. Большой гл. 23, знам. 16 и 17). Священный Азарий: Полчетверта лета, по Зизанию, царствовати (антихрист) будет, и многих прельстить и отлучит от правды (Книга о вере, л. 270). Священный Аввакум страдалец: Полчетверта показует при самом последнем антихристе будут. В то время глаголется год, а времена два года, а полвремени полгода. Тогда и пророцы Илия и Енох со Иоанном будут в та времена. И не веровавшии прелестнику от него злодея мучимы будут.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В описях Соловецкого мон-ря 1632-1668 гг. нет сообщений о постройке гробницы над могилой И. Первое упоминание о таком сооружении содержится, по-видимому, во вкладной книге Соловецкого мон-ря, в записи о вкладе ученика И. священноинока Вассиана Суздальца, сделанном между 1669 и 1676 гг., «на чюлан Иринарху» - небольшую пристройку к Зосимо-Савватиевской ц. (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 152. Л. 334 об.- 335). Впосл. Вассиан был погребен в часовне И. (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 145. Л. 173), там же находилось надгробие соловецкого архим. Илии (1645-1659; Там же. Л. 173). Можно предположить, что рядом с И. был похоронен и его ученик Иоасаф Сороцкий († 1637); с ним, вероятнее всего, связано «надгробие неизвестного» в углу часовни ( Буров В. А. Белокаменные надгробия Соловецкого мон-ря XVI-XVII вв.//Рус. средневековое надгробие XIII-XVII вв.: Материалы к своду/Отв. ред., сост.: Л. А. Беляев. М., 2006. Вып. 1. С. 265-266). Возможно, возведение часовни было связано с обретением мощей И., о к-ром сохранилось свидетельство протопопа Аввакума. Объясняя в «Книге толкований и нравоучений» изречение прор. Исаии: «Вместо же праха взыдет мирсина» (Ис 55. 13), Аввакум пишет: «И ныне явился новой святой - Илинарх в Соловецком монастыре... Зрите и разумейте: не прах ли был Илинарх-от, в земле лежал, кто ево знал, земля ино земля, а ныне, яко мирсина, взошел, зело завонял (заблагоухал.- О. П.) во всю Русскую землю» (РИБ. 1927. Т. 39. Стб. 522-523). Обретение мощей И. было истолковано Аввакумом как свидетельство Божией помощи находившимся в осаде соловецким насельникам и как обличение «никонианских» властей. Мощи И., по сообщению Аввакума, были обретены через 7 лет после начала осады Соловецкого монастыря, т. е. в 1675 г., вероятно 29 марта, поскольку этот день указан как день памяти И. в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. (РНБ. ОЛДП. F.110. Л. 35; Вяз. Q.87. Л. 97; Q.162. Л. 156 об.; Тит. 94. Л. 152 об.; 3117. Л. 133 об.; 4765. Л. 161 об.; ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 140; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 50; Маркелов. Святые Др. Руси. 252. С. 135). По-видимому, мощи И. вскоре были вновь погребены, поскольку известно, что в 1678 г. они почивали под спудом, над могилой И. существовала деревянная часовня-усыпальница, в к-рой стояла рака. В 1753 г. деревянная часовня И. была заменена каменной, вместе с ней была перестроена и часовня прп. Германа. Работы выполнялись по инициативе архим. Геннадия (Дроздовского) холмогорскими каменщиками М. Авксентьевым «с товарищи». В 1856-1859 гг., во время строительства Троицкого собора с 2 приделами, часовня И. была вновь перестроена и оказалась в подклете собора.

http://pravenc.ru/text/673965.html

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

г) т. 6. стр. 264: «Те же десять рогов, сиреч царей, соберутся и прелюбодейцу возненавидят и разорят, и власть свою и силу дадут антихристу, и поклонятся ему вси купно со Иудой, и возвеличат его и великим царем нарекут себе, и во Иерусалиме престол ему велий устроят, идеже прежде жидовские цари были великие, и он царство их обновит, и вознесется окаянный, и богом себя назовет, и ту великих свидетелей Илию и Эноха, и Иоанна Богослова убиет, идеже Господь наш распят бысть... и самого еще антихриста ныне несть, не видим и не слышим, – не ужасайтеся; предотечи же его Быша мнози, и ныне есть, и по сих еще инии будут до сына погибельного... не антихрист сам Никон, но предотеча его ближний, и последующии ему предотечи суть» ( слова диакона Феодора ). д) – стр. 268: «Антихрист будет от жпдовскаго колена Данова, его же роди Иаков-Израиль от Валлы Рахилины, и от сего колена Данова будет антихрист, а не от татарскаго рода. И антихрист будет царь, а не патриарх» ( его же ). е) – т. 8. стр. 32–33: «Антихрист не глядит на то, свое содевает, мороча людей, чудеса же творит в обман прелестные... Дело то ево и ныне уже делают, только последне-ет ч…т не бывал еще, явитися ему во свое время тайно» ( слова прот. Аввакума ). ж) «Протопоп Аввакум» соч. Бороздина, прилож. 10, стр. 23: «А Никон веть не последний антихрист, так шиш антихристов... плутишко, изник из земли нашей. А которые в зодийстем крузе увязше, по книгам смотрят, и дни, седмицы разсуждающе, толкуют антихристом последним Ηикона называют, то все плутня, а не Святым Духом разсуждение. Афанасий Великий пишет: идеже нозе Спасителя нашего Христа походиша, оттоле от Галилеи и антихрист изникнет, а не от нашея Русии. Я Никона знаю: недалеко от мене родины родился, между Мурашкина и Лыскова, в деревне». з) – прилож. 14, стр. 37 – послание к верным об антихристе, «А что люди-те называют Никона последним антихристом, плюнь барте» (sic). Возражения старообрядцев об антихристе 1) Иероним ч. 15, стр. 142–143. на прор. Зах. 11. 15–17 ( Зах.11:15–17 ): «Пастырь неразумный или неискусный есть антихрист... иудеи приняли этого пастыря».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Для чего же благочестивым предварительно нужен этот путь? Чтоб тем более они удерживались от самоуверенности и научились предавать себя воле Божией; чтоб тем больше развили в себе чувства справедливости и милосердия к другим; чтоб запаслись большею опытностью в жизни и т. д. Зато чем дольше продолжается для кого из них это испытательное состояние, тем менее тот погрешает и тем успешнее действует на высоком месте, которое будет доверено ему. 5. Благочестивых людей Бог выводит безопасно из самых крайних обстоятельств в их жизни, подает им неожиданную помощь, когда они совсем изнемогут в своих страданиях: «Многи скорби праведным (сказано), и от всех их избавит я Господь» ( Пс. 33, 20 ). Так, прор. Даниил был брошен в ров на съедение семи голодным львам, но львы не трогают его, а питает его пророк Аввакум, пришедший из дальних мест по приказу ангела ( Дан. 14,31–39 ). 6. Сщмч. Поликарп ночевал в гостинице. Вдруг пробуждает его ангел и велит ему выйти из гостиницы. И только он вышел, гостиница обрушилась и задавила всех, кто в ней находился (Чет.-Мин., 23 февраля). 7. Один инок, по имени Моисей, ревнуя добродетельной жизни прп. Иоанна Лествичника , просил его, дабы тот принял его в ученики. За Моисея ходатайствовали пред св. Иоанном некоторые старцы, и Иоанн принял к себе Моисея в сожители и ученики. После того этот великий отец повелел однажды Моисею копать в одном месте землю и носить ее в огород для улучшения в нем почвы. Моисей, придя на указанное место, без лености исполнял приказанное; когда же наступил полдень, а с ним и сильный солнечный жар, Моисей, устав, вошел в тень под один большой камень, лег там и уснул. И вот, Господь, не желая ни в чем опечаливать рабов Своих, по обычному благоутробию Своему, избавил Моисея от нечаянной смерти, а св. Иоанна от скорби. Ибо когда преподобный сидел в келье своей с богомысленной молитвой и заснул легким сном, то увидел некоего явившегося ему святолепного мужа, который сказал ему: «Так ли, Иоанн, ты спишь беспечально, а Моисей в беде!» При этих словах Иоанн пробудился и вооружился теплой молитвой об ученике своем. Затем, когда наступил вечер и ученик возвратился от дела, старец спросил его, не случилось ли с ним чего нехорошего. Ученик отвечал: «Камень огромный едва не убил меня, и убил бы непременно, если бы ты, отче, не позвал меня, ибо когда я в полдень уснул под ним, вдруг услышал твой голос, зовущий меня, я поскорее выбежал из-под камня, и в ту минуту камень упал». Иоанн ни слова не сказал ученику о своем видении, тайно же, в сердце своем, благодарною молитвою прославил благого Бога (из жит. св. Иоанна Лествичника , 30 марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Камень – в книге прор. Даниила – отделившийся от горы без содействия человека есть образ бессеменного зачатия Спасителя. Господь рождается безмужно, без соучастия человека, поэтому гора, от которой отделился камень без помощи человеческих рук, есть образ Божией Матери. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Невредимое сохранение пророка Ионы в утробе кита – прообраз приснодевства Божией Матери. И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу. Таинственная гора – прообраз Богородицы, о которой Церковь говорит: «Гору Тя, благодатию Божиею приосененную, прозорливыма Аввакум усмотрев очима, из Тебя изыти Израилеву провозглашаше Святому, во спасение наше и обновление». Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Слова о Дщери Сиона из пророчества Софонии о Рождении Христа. Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. Текст Нового Завета и ссылка приводятся лишь в некоторых случаях. Следует учесть, что, говоря о ветхозаветных прообразах и пророчествах, указывающих на Пресвятую Богородицу, святые отцы не ставили перед собой цель найти обязательное подтверждение в Священном Писании Нового Завета. Как мы знаем, Новый Завет о жизни Божией Матери говорит очень кратко, мы знаем о Пресвятой Деве в основном благодаря Священному Преданию. Рекомендуемые пособия

http://azbyka.ru/shemy/vetkhozavetnye-pr...

Над постаментом возвышаются пилястры, увенчанные капителями коринфского ордена; между ними в 1-м ряду – продолговатые иконы большие, а во втором малые. Эти пилястры поддерживают широкий карниз, идущий во всю ширину иконостаса. Между капителями, над образами второго яруса – резные золоченые херувимские головки, над царскими вратами такая же полудуга, по концам которой два ангела, а между ними, под полудугою, чаша. Выше карниза идет 3-й ярус, в котором, между иконами, в пилястрах, сделаны спускающиеся сверху гирлянды цветов с херувимскими головками. Верх иконостаса, по всему протяжению ровный, сплошь доходит до потолка. Царские врата деревянные, сквозной резьбы. Все иконы в иконостасе живописной работы, писанные на досках; современны построению собора. На царских вратах образа четырех евангелистов, а над ними, под дугою, овальной формы образ Благовещения. В нижнем ряду, на правой стороне: Спаситель, арх. Гавриил (на южных вратах), Живоначальная Троица, и ап. Петр: на левой – Божия Матерь, арханг. Михаил (на северных дверях), посещение Елизаветы Богоматерью и Ап. Павел. В среднем ряду: осьмиугольный образ тайной вечери, направо от него Рождество Христово, Воскресение Христово, Сошествие св. Духа и Вознесение Господне; на лево: Рождество Богородицы, Введение во храм, Сретение Господне и Богоявление. Все иконы одинаковой неправильно-осьмиугольной формы. В верхнем ряду: в средине – Деисус; направо: царь Давид, пророки Моисей, Илия, Исаия, Иезекииль, Иоиль и Даниил; налево: Соломон, прор. Михей, Иона и Аввакум, Софония и Аггей. Солея и клиросы отделены железной решеткой. Хоругви, небольшого размера, в серебряных позолоченных рамках, окруженных таким же звездообразным сиянием. Серебра в обоих 80 ф. 7 зол., цена их 1.660 р. с., пожертвованы в 1853 г. старостою собора, М. Низовцевым. В различных местах храма, на аналогиях, в киотах и рамах размещены иконы, большею частию в серебряных ризах. На западной стене, справа от входа, в деревянной позлащенной раме, утверждено старинное, недавно реставрированное знамя, очень больших размеров, из зеленой шелковой материи, с изображением Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010