Мотив вечности З. с Давидом прослеживается и во мн. др. текстах, где речь идет об этом З. Иудейский царь Авия напоминает колену Ефрема, что Яхве дал Давиду и его сыновьям вечное царство «по завету соли» (2 Пар 13. 5). Точный смысл этого выражения остается предметом предположений толкователей, но, по всей вероятности, «соль» здесь служит метафорой постоянства (ср.: Числ 18. 19; Лев 2. 13). В 2 Пар 21. 7 отмечается, что, несмотря на прегрешения Давида, Господь «не хотел... погубить дома Давидова ради завета, который заключил с Давидом...» (ср.: Иер 33. 19-21). Условие вечности династии царя Давида - верность его потомков З. с Яхве. Яхве может отвернуться от царя из его династии («Ты… пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его» - Пс 88. 39-40), но «если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья вовеки будут сидеть на престоле твоем» (Пс 131. 12). Вечность З. с Давидом и данных ему обетований становится темой мн. псалмов (Пс 17. 51; 77. 70; 88. 4, 21, 27-28, 36, 50; 121. 5; 131. 1, 10, 11, 17; 143. 10). Особо выделяется мессианский Пс 2, в котором сам Давид прямо не упоминается, но цитируется пророчество Нафана (2 Цар 7. 14; ср.: Пс 88. 27). Пророки часто говорят о вечности З. с Давидом (Иер 33. 20-21). Давид называется рабом Божиим (Ис 37. 35; Иер 33. 21-22, 26; Иез 34. 23-24; 37. 24-25), ради к-рого Бог охраняет Иерусалим (Ис 37. 35) и заключит с Израилем «вечный» З. (Ис 55. 3). Династия Давида будет восстановлена на престоле (Иер 23. 5; 33. 15). В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, царь Давид прославляется за то, что он определил порядок праздников, ему были прощены все грехи и с ним заключен «завет царственный» (Сир 47. 1-13; ср.: 45. 30). Верность Давида является примером для царей, к-рым необходимо держаться «путей Давида» (Сир 48. 25), как одного из тех, кто не согрешили (Сир 49. 5). З. в пророческой литературе Термин   у ранних, допленных пророков встречается довольно редко ( Lindblom J. Prophecy in Ancient Israel. Oxf., 1962. P. 329-330). Прор. Амос говорит прежде всего об избрании, но не о З. У прор. Осии идея З. выражена метафорически, с помощью образа брака; однако дважды он говорит и о преступлении З. (Ос 6. 7; 8. 1). Пророки Михей, Наум, Софония и Аввакум не упоминают З.

http://pravenc.ru/text/182425.html

Отец, – есть не кто-либо иной, как единый Сын Божий, Который по Своем прише­ствии Сам засвидетельствовал, что Он помазан Отцом и послан Им в мир» ( Лк.4:18–19 ; Ис.61:1–2 ) 734 . Б. Что касается места рождения Мессии – Иисуса Христа, то, как говорит св. Иоанн Златоуст , «все пророки предсказы­вали, что Он не из Назарета, но из Вифлеема придет и там родится», а потому «общее у всех было убеждение, что непременно оттуда надлежало придти Ему, а не из Галилеи» ( Ин.1:45–47; 7:42, 52 ; Мф.2:5, 6 ) 735 . Первое пророчество – собственно о стране, в которой Он родится, св. Ириней Лион­ский видит в словах Псалмопевца: «ведом во Иудеи Бог» ( Пс.75:2 ), коими он означает пришествие Христово во Иудее 736 , а затем более частное и определенное указание места Его рождения Свв. Отцы Церкви находят у того же Псалмопевца в словах: «се слышахом я во Евфрафе, обретохом я в полях дубравы» ( Пс.131:6 ), ибо, по мнению свв. Афанасия Великого 737 и Кирилла Александрийского 738 , Евфрафа есть Вифлеем, и про­рок, по объяснению св. Афанасия Великого , здесь говорит ни о чем ином, как о том, что «там будет пришествие Господне», при чем во второй половине стиха указывает на вертеп, в котором родился Христос, и который находился на равнине или в полях 739 . По мнению св. Иустина Мученика , о значении этой пещеры (вертепа) предвозвестил еще прор. Исаия в словах: «сей вселится во высоце пещере камене крепкаго» ( Ис.33:16 ) 740 , а вообще о месте, где надлежало родиться Христу, – пророк Михей так сказал: «и ты, Вифлееме, доме Ефрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных, из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в князя во Израили, исходи же Его изначала от дней века» ( Мал.5:2 ) 741 , ибо, по замечанию св. Кирилла Александрийского , «Ефрафою называется страна, а Вифлеемом – городок, или селение в этой стране, откуда явился Христос» 742 . По мнению св. Иринея Лионского , и пророк Аввакум, желая указать место рождения Спасителя, разумеет также Вифлеем, как страну, которая лежит к югу наследия Иудина, когда говорит: «Бог от юга приидет, и святый из горы приосененныя чащи» ( Авв. 3:3 ) 743 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Неронов Иван, протопоп. Другое письмо Неронова к протопопу Стефану Вонифатьеву из Спасокаменнаго монастыря, от 2 мая 1654 г. (VIII)./Материалы... Т.1, с.104. Аввакум... Житие, редакция П, с.315. Аввакум... Челобитные царю Алексею Михайловичу. «Пятая» челобитная./Житие Аввакума...Указ. соч., с.94. Аввакум... Письма и послания семье (1-4). 1./Житие Аввакума...Указ. соч., с.103. Карташев А.В., проф. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М.: Издательство «Наука», 1991. Т.2, с.114. Аввакум... Житие, редакция А, с.56-57. Аввакум... Житие, редакция В, с.27-28. Аввакум... Челобитные царю Алексею Михайловичу. «Первая» челобитная./Житие Аввакума...Указ. соч., с.83-84. Мнение - «Признание за собою добродетелей и достоинств есть пагубное самообольщение, называемое Святыми Отцами мнением. Мнение отчуждает человеков, зараженных им, от Искупителя». Игнатий Ставропольский (Брянчанинов), свт. Отечник... Указ. соч., с.14 (Авва Антоний, изречение комментарий). Аввакум... Житие, редакция В, с.44. Там же. Аввакум... Житие, редакция А, с.89. Там же. Аввакум... Житие, редакция В, с.44. Аввакум... Житие, редакция А, с.89. Аввакум... Житие, редакция В, с.44. Там же. Аввакум... Житие, редакция А, с.89. Аввакум... Житие, редакция В, с.43. Аввакум... Житие, редакция А, с.114. Аввакум... Житие, редакция В, с.64. Цит. по: Игнатий Ставропольский (Брянчанинов), свт. Слово о чувственном и о духовном видении духов./Указ. соч., m.III, с.39. Аввакум... Житие, редакция А, с.115. Аввакум, протопоп. Житие./РГБ, собр. Е.Е.Егорова: ф.98, 1898, 4°, лл.190об - 253об. Полуустав, 20-е годы XIX века (бум.с датой 1826 г.), л.248об. (в дальнейшем: Аввакум... Житие, редакция Б). Аввакум... Житие, редакция Б, л.249об. Там же, л.249. Там же, л.250. Там же, л.249. Там же, л.249об. Там же. Там же. Там же, л.250. Царь Иоанн Грозный, который наверняка свою точку зрения согласовывал с мнением святителя Макария, а, возможно, и преподобного Максима Грека, пишет в своем послании к Курбскому о «германцах и литовцах» следующее: «...Но сейчас, как нам известно, в этих странах нет христиан, кроме мелких служителей Церкви и тайных рабов Господних». Иван IV Грозный. Первое послание Курбскому (1564)./Сочинения. СПб.: Издательство «Азбука», 2000, с.36. Как видим, о том, что все люди «римской веры» осуждаются в «огнь», он говорить не дерзает, такая категоричность появилась, похоже, под влиянием смуты. Для нас в данном контексте является важным нездоровое экзальтированное состояние Евдокии Цехановицкой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

25. Маремьяна Федоровна. V, 195. 26. Григорий, простой мирянин. VIII, 74–75. Все эти лица прямо названы протопопом детьми духовными. 27. Некто Сергий, которому Аввакум пишет: «а грех-от тот возложи на выю мою», т. е. передай мне как духовному отцу. Бороздин. 28. 28. Игумен Сергий, в мире Симеон, которого Аввакум называет «новым игуменом, старым моим чадом», может быть, одно лицо с предыдущим Сергием. VIII, 107. 29. Елена Хрущова, уставщица Вознесенского монастыря, которую Аввакум наказывает епитимьей. VIII, 94–96. 30. Борис. Он спрашивает Аввакума о пении и келейном правиле. Его протопоп называет чадом и прощает от всех грехов. VIII, 89; V, 237. 31. Родион, которому Аввакум грозит епитимией и высказывает о своей великой власти и обязанностях. VIII, 96–97. 32. Лукиан, которому за блудный грех Аввакум грозит проклятием. VIII, 99. 33. Киприан юродивый (?). I, 310, прим. Макарий. История. XII, 608. 34. Симеон, называемый «чадо Симеоне». V, 200–204. 35. Афанасий Пашков, называемый также. V, 132; ср. 163. 36. Неизвестное лицо, называемое «чадо». V, 217. Известно, что Аввакум исповедовал бесноватого стрельца Кирилла, жену Мезенского воеводы Алексея Цехановского Евдокию, дьяка Ивана Струну, своих родных детей (V, 96–98; 108, пр.; 23; 54). По мнению Макария (История. XII, 601), Аввакум был духовником всего отряда в 600 человек, посланного в Даурскую землю с Афанасием Пашковым. 4226 Предлагали, конечно, под условием, если он соединится с церковью: V, 65. Но Аввакум желал быть лучше справщиком. В другом месте, упрекнув митр. Павла Крутицкого и Рязанского епископа Иллариона за властолюбие, Аввакум говорит: «Вот и меня в духовники звали, да как о Христе Иисусе не захотел, да не захотел же, да живу себе в яме с братией о Христе Иисусе; вертеп сей лутче мне Синайскиа горы о Святем Дусе». Бороздин. Прилож., с. 34. 4227 Аввакум видел, что плывут по Волге два золотых корабля; на них по одному кормщику. Он спросил, чьи это корабли, и ему ответили: «Лукин и Лаврентьев». «Сии быша, – поясняет Аввакум, – ми духовныя дети, меня и дом мой наставили на путь спасения и скончалися богоугодно». Третий и наиболее красивый корабль принадлежал самому Аввакуму. V, 10–11.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Творения: написал повествование о перенесении мощей свят. Филиппа, а также важное для русской церковно истории сочинение «История исправления книг с соборными деяниями». Ему приписывается «Летопись», оканчивающаяся событиями 1630. § 35. Протопоп Аввакум Петрович (ок. 1620 – 1682) Протопоп Юрьевца Приволжского. Родился ок. 1620 г. в с. Григорьеве Нижегородской губ. Аввакум с юных лет отличался аскетической настроенностью и книжностью. Земляками его были патриарх Никон , Иван Неронов, еп. Павел Коломенский, архиеп. Илларион Рязанский. В 21 год стал дьяконом, в 1643 г. священником. Из за излишней ревности к служению и обличений Аввакум был изгнан из села но нашел покровительство в Москве, у царского духовника Стефана Ванифатьева и Ивана Неронова. В Москве он пробыл до 1652 г. принимая деятельное участие в кружке «ревнителей». Назначенный в 1652 г. протопопом в Юрьевец Аввакум пробыл там всего 8 недель, а затем был изгнан жителями. В 1653 г. начинается исправление книг патриархом Никоном . Аввакум и костромской протопоп Даниил протестуют и подают челобитные царю. Несколько месяцев спустя Аввакум был посажен в тюрьму при Андрониевом монастыре, а затем выслан в Тобольск. Через два года пришел указ об отправке его на Лену, а в 1656 г. его назначили в экспедицию Афанасия Пашкова в Даурию. В 1662 г. по ходатайству московских друзей Аввакум был возвращен в Москву. По милости царя он поселился на монастырском подворье в Кремле. Однако Аввакум не шел на компромисс с реформами, принимал самое энергичное участие в деятельности старообрядческой общины. Аввакум вступает в споры с «никонианами», пишет обличительные послания. В августе 1664 г. Аввакум был отправлен в ссылку в Пустозерск. В 1666 г. он был привезен в Москву на суд вселенских патриархов, его расстригли, предали анафеме и сослали в Пустозерск в «земляную тюрьму». Однако и в тюрьме он продолжал писать послания и возмущать народ. 14 апреля 1681 г. он за хулу на царя был сожжен со своими единомышленниками. Творения: Сочинений Аввакума насчитывается до 60, и кроме автобиографии они делятся на три разряда: 1) истолковательные беседы; 2) челобитные; 3) полемические и поучительные послания. Автобиография Аввакума написана как житие святого, где он пишет о чудесных знамениях явленных ему. «Житие» Аввакума представляет важный исторический источник, так как характеризует как самого Аввакума, так и московское общество середины 17 в. Он не знает в деле веры никаких отступок и пытается возбудить фанатичную ревность в единомышленниках. § 36. Старообрядческая литература

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Илл. 36. Пророк Аввакум. Икона пророческого ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Ок. 1502 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Илл. 37. Пророк Аввакум. Икона пророческого ряда. Начало XVI в. Новгород. Илл. 38. Пророк Аввакум. Из пророческого ряда иконостаса церк. Арх. Гавриила Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1534 г. Кирилло-Белозерский       историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Илл. 39. Пророк Аввакум. Икона пророческого ряда церкви св. апп. Петра и Павла в Кожевниках. Новгород. 1, 2, 3. История пророков Аввакума и Даниила ( Дан. 14 ). Сборник Чудова монастыря, XVI век. Он же Егоровский сборник. РГБ ф. 98 N 1844. Л. 14,15,16. Москва. 4. Пророк Аввакум несет обед жнецам. Иллюминированная Библия. XV в. Национальная библиотека Нидерландов. КВ, 76 Е 7 fol. 178vb. Гаага. 5. Даниил во рву львином. Аввакум и Ангел. Утрехтская Библия. 1467 г. Национальная библиотека Нидерландов. КВ, 78 D 39 fol. 268v. Гаага. 6. Ангел Господень и Аввакум. Книга Пророков с толкованием. 1888 г. РГБ. Ф. 242, 187, л. 613. Москва. 7. Даниил во рву львином. Молитва пророка Аввакума. Книга Пророков с толкованием. 1888 г. РГБ. Ф. 242, 187, л. 613об. Москва. (Данная миниатюра является иллюстрацией к молитве пророка Аввакума: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозаху и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – ной тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» 1007 ). 8. Пророк Аввакум «слушающий». Миниатюра из Книги пророков. 1489 г. РГБ. Ф. 173/I. 20. Л. 9. Пророк Аввакум и Ангел Мниатюра из грузинского Псалтири. XII в. Н-1665. Грузия. 10. Пророк Аввакум «слушающий». Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью. 1330–40-е гг. ГИМ. греч. 407 л. 502об. Москва. (Настоягцая иконография иллюстрирует слова молитвы пророка Аввакума: «Господи!услышал я слух Твой и убоялся. Господи! Соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости» 1008 . По толкованию святых Отцов в этих словах присутствует мессианское пророчество об уничижении Иисуса Христа в рождестве, искуплении мира от греха, о смерти и воскресение Христа, о Его Втором и славном пришествии).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Слово о смерти. Аскетическая проповедь. T.III-IV. М.: Издание Сретенского монастыря, 1997, m.III, с.35. Аввакум... Житие, редакция А, с.91. Аввакум... Записка о жестокостях воеводы Пашкова, приложенная к «первой» челобитной Алексею Михайловичу./Житие Аввакума... Указ.соч., с.88-89. Аввакум... Житие, редакция А, с.81. Там же, с.73 См.: Аввакум... Житие, редакция А, с.79-80; редакция П, с.325. Там же, редакция А, с.82. Демкова Н.С. Житие протопопа Аввакума (Творческая история произведения). Л., 1974, с.133. Свято-Артемиево Веркольский мужской монастырь [Электронный ресурс]. - URL: http://www.verkola.ru/ (дата обращения: 01.11.2014). История монастыря./Указ. сайт - URL: http://www.verkola.ru/history/ (дата обращения: 01.11.2014). Румянцева В.С. Житие протопопа Аввакума, как исторический источник: Дисс. канд. ист. наук. М.: МГУ, 1970, с.308. Аввакум... Житие, редакция А, с.56. Аввакум ссылается на трактат свщмч. Дионисия Ареопагита «О Божественных именех», «известный на Руси как в отдельных рукописях, так и в составе Великих Миней Четьих митр. Макария (ВМЧ, октябрь, дни 1-3)». Зосима, еп. (Русская Православная Старообрядческая Церковь). Комментарии, Житие Аввакума, узники - свидетели Истины. Сборник... Указ. соч., с.493. Аввакум... Житие, редакция А, с.56. «Егда заблудница, еже есть луна, подтечет от запада под солнце и закроет свет солнечный, и то затмение солнцу за гнев Божий к людем бывает. Егда ж бывает от востока луна подтекает, и то, по обычаю шествие творяще, закрывает солнце» Аввакум... Житие, редакция В, с.14. Никольский В.К. Указ.соч., с.151. Аввакум... Житие, редакция В, с.23. Аввакум... Житие, редакция П, с.315. Неронов Иван, протопоп. Письмо Неронова к Стефану Вонифатьеву из Вологды, от 13 июля 1654 года (IX)./Материалы для истории раскола за первое время его существования издаваемые редакцией «Братского слова». Т.1. Документы содержащие известия о лицах и событиях из истории раскола за первое время его существования. Ч.1. О лицах судившихся на соборе 1666-1667 года. М., 1874, с.99-100 (далее: Материалы... Т.1). Смеем предположить авторство или хотя бы влияние профессора Н.И. Субботина. [Субботин Н.И.] Примечание./Там же, с.100-101 (сноска 1).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

На третьи сутки, ночью, Аввакум, покинув в городе свою семью, ушел в Москву и оттуда уже не возвращался на свое место. В Москве он явился к отцу своему духовному, казанскому протопопу Ивану Неронову, остался у него жить и во время его отлучек правил его церковию. Это было уже под конец жизни патриарха Иосифа, когда Никон, митрополит Новгородский, путешествовал в Соловки для перенесения мощей святителя Филиппа. Как потом Никон сделался патриархом, как Неронов и Аввакум с братией выступили против него, как Аввакум в сентябре 1653 г. осужден был на изгнание в Тобольск, мы уже говорили прежде . В Тобольск ехал Аввакум с своим семейством около тринадцати недель и, следовательно, мог прибыть или в конце еще того же 1653 г., или в начале следующего. Тобольский архиепископ Симеон, поставленный при патриархе Иосифе и, вероятно, сочувствовавший Аввакуму, дал ему священническое место. Но и в Тобольске Аввакум своим несносным характером скоро успел вооружить против себя многих. Полтора только года он пробыл здесь, и в эти полтора года, как сам говорит, пять раз на него заявлено было пред воеводами государево слово и дело. Об одном из таких случаев рассказывает он сам. Дьяк архиепископского двора Иван Струна за что-то невзлюбил и преследовал дьячка той церкви, в которой служил Аввакум. Однажды, во время отъезда архиепископа в Москву (с 22 генваря по 14 декабря 1654 г.), когда Аввакум с дьячком своим Антоном отправлял вечерню, Струна вбежал в церковь и схватил Антона на клиросе за бороду. Аввакум тотчас оставил службу, затворил и замкнул двери церкви, чтобы не впустить никого из пришедших с Струною, а самого Струну с помощью дьячка посадил на полу среди церкви и отстегал его ремнем «нарочито». Родственники Струны, также попы и чернецы возмутили весь город, чтобы убить Аввакума, так что он целый месяц бегал от них и скрывался, иногда ночевал в церкви, иногда уходил к воеводе. Когда возвратился архиепископ, Аввакум пожаловался ему и прибавил, что в его отсутствие дьяк Струна не подверг никакому наказанию одного кровосмешника, взяв с него полтину.

http://sedmitza.ru/lib/text/436188/

Как и во время путешествия на “Палладе”, отец Аввакум на пароходе “Америка” исполнял обязанности корабельного священника, о чем он и сообщал своему земляку: “На пароходе у нас есть церковь, и я каждое воскресенье и каждый большой праздник служу обедни” 123 . В посланном тогда же из Шанхая небольшом письме Н. Н. Муравьеву отец Аввакум передает содержание ответа, полученного из Пекина: китайское правительство отказывало русскому послу в приеме и приезде в Пекин. При этом власти объясняли, что этим отказом они не только не нарушают прежние договоренности, но, напротив, выказывают к ним глубокое уважение: “Согласившись принять вас, но не приготовившись к тому надлежащим образом, мы легко могли бы сделать вам очень много разных неприличий, которыми ваше государство могло бы обидеться, а это повело бы к разрыву союза между нашими государствами” 124 . Тем временем Е. В. Путятину было предписано дождаться прибытия английского и французского послов для совместного воздействия на Китай. Русский пароход после этого отстаивался то в Гонконге, то в Макао. Дипломатическая работа Муравьева и Путятина велась параллельно. Отец Аввакум сообщал Муравьеву о ходе переговоров Путятина с китайцами, о реакции Китая на овладение русскими Амура 125 . Таким образом в начале декабря 1857 г. отец Аввакум снова оказался в Гонконге, где он уже побывал несколько лет тому назад, во время путешествия на фрегате “Паллада”. В своем письме профессору СПбДА Е. И. Ловягину он вкратце сообщил, что в этом городе произошли большие изменения: “Город Виктория сделался вдвое обширнее против того, чем был назад тому за 4 года Вместо двух церквей теперь пять” 126 . В ожидании начала переговоров отец Аввакум “упражнялся в синологии”, о чем писал тому же Ловягину: “Я сижу дома, то есть на своем пароходе и по недостатку европейских книг занимаюсь китайщиной” 127 . Очередное письмо своему земляку отец Аввакум отправил уже из Макао, куда члены миссии переехали 19 декабря 1857 г. Здесь они встретили Новолетие, по-прежнему проводя время в ожидании. В отличие от Шанхая, где отец Аввакум в свое время пополнил личную библиотеку, в Макао выбор литературы был беден. “К несчастью моему, здесь нельзя отыскать ни одной порядочной китайской книги, из которой можно было бы извлечь что-нибудь любопытное, — сетовал отец Аввакум. — Книжные лавки очень бедны и набиты старыми романами, гадательными книгами и календарями. Все здешние китайцы заняты промышленностью и торговлей. Читать книги некому и некогда” 128 .

http://pravmir.ru/arhimandrit-avvakum-ch...

Аввакум не особенно старается доказывать эти свои воззрения на православное учение; они кажутся ему настолько очевидными, что их излишне доказывать, и потому Аввакум большей частью в своё оправдание прибегает к простым ругательствам и глумлению над православным учением. «Велика во аллилуии хвала Богу, – пишет Аввакум в своей автобиографии, – а от зломудрствующих досада велика, – по римски Св. Тройцу в четвирицу глаголют (т. е. православные), Духу и от Сына исхождение являют: зло и проклято се мудрование Богом и святыми» 3 . И более никаких доказательств, – для Аввакума несомненно, что православная церковь Св. Троицу исповедует в четверицу и через троение аллилуии приняла католический догмат об исхождении Духа святого и от Сына. «Смотри, никонианин, новый жидовин, – пишет Аввакум в своей беседе об Аврааме, – аще ветхая с римляны любите, еже есть четвероконечный крест, еще же и опресноки в Риме вы любите, и прочие поступки закона Моисеева, органы и пение псалтырное: Христос вас ничтоже ползует, упразднистеся от Христа, от благодати отпадосте» 4 . Аввакум даже немного не договаривает здесь своих мыслей, – для него православная церковь казалась хуже жидовской и должна принять «злейшую всех еретиков и жидов скорбь за неверство» 5 . А вот следы арианской ереси в православном учении, по разумению Аввакума: «Душа моя, пишет Аввакум в челобитной к царю Алексею Михайловичу, не хощет прияти новых законов беззаконных (т. е. православного учения)». Почему же? Потому, отвечает он, что «хотящии новые законы прияти на страшем суде будут слыть никониане, яко древние ариане» 6 . В послании к боярыне Морозовой Аввакум доказывает это так: «в треодях (т. е. новопечатных триодях никоновского издания), – пишет он, – напечатана тайная злая ересь сице: «аще кто речет, яко ты еси един Бог творяй чудеса (внутрь) трижды, а аще кто исповест Христа Сына Божия единосущна Отцу, вне трижды. Видите ли какая беда? – продолжает Аввакум, – явно режут Сына Божия света, неединосущна Отцу глаголют. А аще не единосущен Отцу, ино не Бог , но Арию тварь, коли иного существа мудрствуете, воры, б.....ы дети»! 7 Нет, конечно, нужды разъяснять того, что Аввакум здесь бессмысленно прицепился к словам вне трижды и только сам возомнил в них тайную и явную ересь – арианство.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vzgljad-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010