P. 114−145; Севир: Codrington H. G. Anaphorae syriacae. Vol. I. Romae, 1939. P. 50−96; лат. перевод: Renaudot. Vol. 2. P. 321–330; Иоанн: Ibid. P. 421−434. Исследование. Engberding H. Das Verhältnis der syrischen Timotheusanaphora zur koptischen Cyrillusliturgie. ОС 42 (1958). S. 55−67. Вероятно, также с греческого были переведены и адаптированы анафоры, сохранившиеся под именем папы Целестина , Евстафия Антиохийского , папы Юлия, св. Климента Римского , Дионисия Ареопагита и Двенадцати апостолов. Издания. Келестин: Wright W. Journ, Sacr. Liter. 5,1. P. 225−232; Евстафий (лат. перевод): Renaudot Vol. 2. P. 235−240; Missale Chaldaicum. P. 162−171; Юлий: Renaudot. Vol. 2. P. 227−233; Климент: Ibid. P. 186−99; Дионисий: Ibid, 202−212; Двенадцать апостолов: Raes A. Anaphorae syriacae. Vol. I. P. 203−264; Rahmani. Missale. 1922. P. 128−129; лат. перевод: Renaudot. Vol. 2. P. 170−174. Исследование. Fuchs H. Die Anaphora des monophysitischen Patriarchen Iôhannan I, herausgegeben, übersetzt und im Zusammenhang der gesamten jakobistischen Anaphorenliteratur untersucht. Münster, 1926. В рукописи Berl. Sachau 349 хранятся eniänë (гимны), которые содержат некоторые патристические элементы. Ср.: Heiming О. Syrische Eniânê und griechische Kanones. Münster, 1932. S. 53−78. Формула освящения крещальной воды, приписываемая Севиру Антиохийскому, встречается у монофизитов (изд. Denzinger H. Ritus Orientalis. Vol. 1. Würzburg, 1863. P. 275). В употреблении было и более пространное освящение, а именно освящение воды в день Богоявления, также переведенное с греческого (изд. Marquess of Bute J. The Blessing of the Waters in the Eve of the Epiphany. London, 1901. P. 71−72, 91−92, в двух версиях). Несторианам около VII в. была известна особая формула освящения крещальной воды (изд. Diettrich G. Die nestorianische Taufliturgie. Giessen, 1903. S. 39−41). Исследование. Scheidt H. Die Taufwasserweihegebete. Münster, 1935. Указатель личных имен Аарон Серугский Аббан Абд аль-Масих Сингарский, мученик Абу-ль-Фарадж ибн Ибри – см.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Кузнецов В. А. 168 Куркутэ – архонт пачинакитов 170 Куруп (Абд-эль-Азиз) – критский эмир 229 Кутригур – легендарный царь гуннов 83 Кылич-Арслан II – иконийский султан 264, 265, 270 Кылич-Арслан IV (Рукн ад-Дин) – иконийский султан 312 Лазарь (Сот, Сотас?) – куманский племенной вождь (?) 259 Лев I – византийский император (457–474) 46, 48, 52, 56, 142 Лев II – византийский император (474) 142 Лев III Исавр – византийский император (717–741) 122, 124, 125 Лев IV Хазарин – византийский император (775–780) 125, 126, 193 Лев V Армянин – византийский император (813–820) 107, 182 Лев VI – византийский император (886–912) 139, 142, 176, 185 Лев – византийский полководец 222 Лев Ватац 271 Лев Диакон – византийский историк 165, 189, 190, 216, 224, 234 Лемерль П. 148 Леон – епископ 270 Леонтий – византийский император (695–698) 193 Леонтий Кесарио-Каппадокийский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Леос (Леой) – один из афинских героев-эпонимов; для прекращения поветрия принес в жертву богам своих трех дочерей 20 Либерий – епископ Римский 37 Литаврин Г. Г. 261 Лиэй – одно из имен бога Диониса 34 Людовик де Блуа – граф Фландрии 291, 292 Мавр – патрикий 120 Мавр Бесс – патрикий, военачальник 121 Маврикий – византийский император (582–602) 94, 95, 97, 100, 103–106, 111, 112, 114 Македоний – епископ Константинопольский, ересиарх 37 Максим – узурпатор 61 Максим Исповедник – византийский богослов, борец с монофелитством, преподобный (ок. 580–662) 115 Максимин – византийский придворный 42 Малапецис (Малапетци?) – стратиг крепости Отранто 247 Малх Филадельфийский – византийский историк 46, 139 Манойлович Г. 148 Мануил I Комнин – византийский император (1143–1180) 252, 257–267, 269–273, 279, 281 Мануил – сын Андроника I 280 Мануил Комнин – византийский посол 266–268 Мануил Ласкарь – византийский полководец 308 Мануил Эротик – византийский полководец 266 Маргарита Венгерская – дочь Белы III и супруга Исаака II Ангела 274, 301 Марин – знатный апсилиец 124, 125 Мария – супруга Иоанна Цимисхия 196, 220

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Иоанн Дамаскин об исламе Преподобный Иоанн Дамаскин известен также под арабским именем Юханна бен Мансур. Его семья и сам он были глубоко укоренены в арабской культуре. Только в греческих кругах он был известен под христианским именем и церковным титулом «пресвитер и монах». Семья Мансуров была весьма влиятельна в Сирии; дед преподобного Иоанна подписывал капитуляцию Дамаска мусульманскому полководцу Халиду бен Валиду в 635 году. Преподобный Иоанн родился и вырос в Дамаске. Он жил между 652 и 749 годами. Большинство ученых помещают дату его рождения около 675 года. Житие, написанное анонимным автором, утверждает, что он был знаком с «книгами сарацин». Его отец с разрешения халифа Муавии (661–680) освободил пленного сицилийского монаха Косму и сделал его учителем своего сына. Косма учил Иоанна греческому, философии, риторике, физике, арифметике, геометрии, музыке, астрономии и богословию. В молодости Иоанн дружил с арабским христианским поэтом Ахталом. Вместе они стали приближенными халифа Язида I (680–683). Он наследовал пост своего отца, а перед тем – деда, пост, на котором управлял целой Сирией и богатой провинцией ливанской Финикии. Этот пост предполагал ответственность и за дела войны. Поздним византийским писателям пост Иоанна Дамаскина казался очень значительным. Они называют его «великий логофет», «главный советник» и «министр». Арабское житие, переведенное Иоанном Иерусалимским, называет отца Иоанна Дамаскина «ведающим делами всей страны», хотя анонимное житие говорит о его отце как о правителе Дамаска, которого простые люди называли «эмиром». Его служба в должности управляющего финансами прервалась с воцарением абд ал-Малика (685–705) и Валида I (705–715). Из-за интриг и несправедливых гонений в 724 году святой оставляет Дамаск ради лавры святого Саввы в иудейской пустыне. Именно в монашеский период были написаны большинство, если не все труды Иоанна Дамаскина. Писал он именно на греческом и лишь позднее его основные труды были переведены на арабский Антонием, настоятелем монастыря святого Симеона в Антиохии, и архиепископом Дамаска Абдаллахом бен Ал-Фадлом. Дата смерти святого приблизительно определяется как 749 год.

http://pravoslavie.ru/4090.html

гос-ва в результате 2-й фитны (680-692) - противостояния между династией Омейядов и неск. оппозиционными группами, победу над к-рыми одержал представитель династии халиф Абд аль-Малик (685-705). Одним из примеров усиления антихрист. пропаганды при нем стало строительство мечети Купол скалы, поскольку ее мозаичные надписи содержат цитаты из Корана , направленные против христ. учения о Св. Троице и Воплощении , что в свою очередь привело к появлению первых антиислам. сочинений в христ. среде. В этом контексте следует рассматривать произведения Авы бар Брих Севьянеха (см. Мар Аба II ), католикоса Церкви Востока , а также М. П. О., в котором сообщается о завоевании арабами (измаильятянами) огромных территорий, причем данная информация, являющаяся vaticinium ex eventu (пророчеством после совершившегося события), связывается с последними временами. При этом в М. П. О. прямо не сказано об исламе , а измаильятяне характеризуются как язычники. Т. о., сложившаяся ко 2-й пол. VII в. в регионе военно-политическая ситуация, к-рая была связана с завоеванием арабами обширных визант. владений (Египта, Сирии, Месопотамии) и последовавшим вслед за ним укреплением Арабского халифата, вызвала резкий рост эсхатологических ожиданий у населения. При этом эсхатологические события, описываемые в М. П. О., автор датирует концом VI тыс. от сотворения мира, что связано с фундаментальным основанием большинства христианских хронологических систем - с богословским тезисом о соотнесении 6 библейских дней творения и 6 «дней» (тысячелетий) существования мира. Хотя в рамках основных эр от сотворения мира «субботний» 6000 г. наступил в кон. V - нач. VI в. по Р. Х. (подробнее см.: Кузенков. 2015), автор М. П. О. мог опираться на к.-л. др. версию хронологии. Структура и содержание сирийского оригинала Историческое повествование Историческое повествование предваряется рассказом о том, как сщмч. Мефодий пожелал узнать у Бога о числе поколений и царств от Адама до его дней. Господь приказал ангелу перенести Мефодия на гору Синджар (территория совр.

http://pravenc.ru/text/Мефодий ...

477 г.). Труд этот был переведён на армянский язык ок. 480–484 гг., и пользовался большим уважением среди армянских монофизитских церковников, ибо эта книга была наилучшим их оружием против халкидонитства. Причина неприятия Халкидонского Собора имела место не только на чисто догматической почве согласно 28 правилу Халкидонского Собора, Армянская Церковь утрачивала независимость и (через Кесарию Каппадокийскую) полностью оказывалась под юрисдикцией Константинополя. Возвышение столицы Византии в церковной иерархической структуре по 28-му канону подчиняло Константинополю кафедру Кесарии Каппадокийской, в чём восточные армяне видели угрозу собственной церковной независимости. На I Двинском соборе в 505–506 гг. в сдержанной форме армянами было вынесено осуждение принятым в Халкидоне догматическим «новшествам», а ввиду улучшения отношений между Византией и Персией, архиепископ Бабкен I с радостью опровергал несторианство и его приверженцев, и утверждал традиционное кириллово исповедание (т. е. «Едино естество Бога-Слова воплощенное», о чём подробнее будет сказано ниже), отвергая, разумеется, Евтихия. Это было, по существу, согласие с политикой зенонова «Энотикона», которая в это время господствовала в Византии, так что армяне были вправе считать себя в этот момент частью вселенского консенсуса, противопоставляя его оторванным от христианского мира несторианам (в дальнейшем эту позицию подтвердили несколько соборов в Двине, даже после отвержения «Энотикона» императором Юстином I в 518 г.). Чтобы нагляднее выразить мысль о едином естестве, собор, созванный в 554 г. в том же городе Двине, в котором принял деятельное участие сириец-яковит (монофизит) Абд-Ишо из Сарепты, осудил прямо Халкидонский Собор (впервые прервав общение с признающими его православными Церквами!) и православный томос св. папы Льва, а также умеренного монофизита Севира Антиохийского за его учение о «тленности» тела Христова, и подтвердил праздновать Рождество Христово и Богоявление в один день, 6 января. Объясняется это тем, что Христос в одно и то же время и Бог и человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Незадолго до смерти прп. Иоанн назначил преемником по управлению мон-рем своего родного брата, еп. Георгия, а сам снова удалился в пещеру, где и скончался. Важным источником сведений о синайском М. VII в. являются «Сказания о жизни синайских отцов», приписываемые прп. Анастасию Синаиту (CPG, N 7758; критическое изд. готовит А. Бинджели). Во 2-й пол. VIII - нач. IX в. вслед. частых набегов бедуинов, принявших в основной своей массе ислам, начался упадок синайского М. В правление халифа Абд аль-Малика (685-705) кризису М. на горе Синай способствовала исламизация части «рабов» мон-ря Неопалимой Купины, т. е. нек-рых бедуинских племен, к-рые еще со времен Юстиниана находились в экономической зависимости от мон-ря ( Eutych. Annales. 1//CSCO. 50. Р. 202-204). В раннеараб. период были покинуты почти все кельи и мон-ри на горе Хорив. В VIII в. разрушению подвергся Фаранский монастырь, в XI в.- Раифская лавра, присутствие правосл. монахов в этих местах в последующие века было непостоянным. Мон-рь вмц. Екатерины ни разу не подвергался разрушениям, поэтому в нем сохранились уникальные памятники ранневизантийской культуры, древнейшие рукописи и иконы VI-VII вв. Сирия Житие и успение прп. Ефрема Сирина. Роспись ц. Трех святителей мон-ря Варлаама в Метеорах, Греция. 1637 г. Житие и успение прп. Ефрема Сирина. Роспись ц. Трех святителей мон-ря Варлаама в Метеорах, Греция. 1637 г. Вопрос о времени возникновения М. в Сирии является дискуссионным, т. к. его решение основано на интерпретации источников, к-рые трудно датировать точно. Неразрешенной остается также проблема степени влияния на сир. аскетизм древних иудейских и иудеохрист. аскетических традиций, к-рое ощущалось в Сирии и Месопотамии значительно сильнее, чем в др. регионах. Христианство проникло в Сирию из эллинизированной Антиохии, в к-рой семитский культурный элемент сочетался с греческим. Однако очень рано, в кон. I - нач. II в., традиц. принципы христ. аскетизма в Сирии и Месопотамии радикализировались, что проявилось в тех или иных формах энкратизма (см.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Феофан архиепископ Новаграда Питирим архиепископ Нижегородский Аарон архиепископ Архангелогородский Амвросий епископ Вологодский. 5 .           С 1781 года по 1834-й Александрийский патриарший престол получил из России по палестинскому штату 7650 рублей ассигнациями. Кроме сего, от щедрот государя Николая Павловича даны 100000 турецких пиастров (6000 рублей) NB. В Ноябре месяце 1839 года окончена постройка новой патриархии в новом Каире. Училище же при ней устроено в 1843 году. На основании всех этих сведений с добавкою другого материала строю свое сказание о судьбе Георгиевского монастыря. Сей монастырь построен был производителем дел правителя Египта Абд-ель-Асиза Афанасием, иаковитского вероисповедания, при коптском патриархе Симоне, в промежуток времени между 688 и 703 годом по Р. X., когда у православных египтян не было патриарха 48 . Но когда и почему эта обитель поступила во владение православных христиан, этого я не знаю. Пока известно мне только то, что в 1601 году в ней жил православный александрийский патриарх Иоаким и написал икону Св. Георгия, которая по ныне находится там 49 (надпись). В 1604 году написана была большая икона Одигитрии кистью Ангелоса Критянина (надпись). В 1612 году в Георгиевской церкви поставлены были новые местные иконы Спасителя и Богоматери, написанные Иеремиею Критянином (надпись). В 1669 году игуменом Георгиевской обители был Герасим и тогда получил от царя Алексия Михайловича жалованную грамоту о приезде в Москву за милостынею в седьмой год. В 1684 году, Сентября 4 дня, Иоанн и Петр Алексеевичи подтвердили эту грамоту отца своего. Тогда в Георгиевском монастыре настоятельствовал архимандрит Георгий. В 1693 году никто из георгиевских старцев не приезжал в Москву. Но их царские величества послали им соболей на 50 рублей с патриаршим архидиаконом Симеоном. В 1711 году диакон Георгий из Каира пожертвовал местную икону Св. Георгия, написанную иереем Намет-алли. В 1717-м (году) рабы Божии шубники, жившие в столице Египта, Каире, пожертвовали икону Св. пророка Илии. А написал ее иеромонах Серафим.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Помимо Стефана источник упоминает и о др. великих подвижниках и чудотворцах, живших в И. п., однако утверждает, что в последние десятилетия монашество в целом изменилось и авторитет подвижников падает, но, возможно, в этих словах отразилось типичное для человеческого сознания пессимистичное восприятие современности. В VIII в. в И. п. монахи вели строгий аскетический образ жизни и готовы были умереть за свою веру, о чем свидетельствуют и судьбы нескольких мучеников, происходивших из их среды. При халифе Абд аль-Малике (685-705) мученическую смерть по ложному обвинению принял монах лавры прп. Саввы Михаил. В 789 г. инок лавры Христофор, бывш. мусульманин, перешедший в христианство, был по приказу халифа казнен за вероотступничество. Со 2-й пол. VIII в. христ. общины Сирии и Палестины вступили в полосу кризиса, к-рый характеризовался прекращением храмового строительства, оставлением мн. селений, утратой знаний греч. языка и падением лит. активности, изменениями в социальном укладе и мироощущении людей. Эти кризисные явления были усугублены сначала политической нестабильностью в халифате, а затем гражданской войной сыновей халифа Харуна ар-Рашида в 811-813 гг. Мон-ри И. п. стали объектами нападений и грабежей и пострадали очень сильно. В 796 г. в ходе междоусобной войны араб. племен в Палестине группа мятежных бедуинов захватила лавру прп. Саввы; вымогая у иноков монастырские ценности, бедуины убили 20 монахов ( Савваитские преподобномученики, 20 ). Их мученическая смерть была описана монахом лавры Стефаном Савваитом Младшим; это сочинение стало одной из вершин ближневост. агиографической лит-ры. Тогда же разбойники овладели мон-рем прп. Харитона и разграбили его. В 809 г. смуты в Палестине возобновились, снова были разорены мон-ри преподобных Саввы, Харитона и Евфимия; разбойники сожгли мон-рь прп. Феодосия и убили мн. иноков. В 809 и 813 гг. отмечен массовый исход христ. населения из Палестины в визант. земли; в этом потоке беженцев И. п. покинуло немалое число монахов.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

В этот же день учитель Дионисий Клеопа, обидевшись тем, что монастырский драгоман в церкви стал на обычном месте его и не допустил его туда, объявил преосвященному Мелетию, что он более не будет преподавать богословие в патриаршем училище. Какое мелочное самолюбие! 14, понедельник. Ночью под этот день шел дождь, но недолго. 15, вторник. Ночью – тоже. А утро ясно. Из патриаршего училища ушел домой в Акру один из арабских учеников: не захотел учиться. 18, пятница. Около Набулуза кипит междоусобие. Какой-то шех Юсеф, злой, был не любим народом и лишен старейшинства. За это он разозлился и позвал к себе на помощь бедуинов, разорил непокорные ему деревни и между ними Нуссежбин. Но разоренные передались шеху Абд-ел-Гади. Была битва. Говорят, что бедуинов пало 50 человек, а феллахов 300. Сегодня приходил ко мне архимандрит Афанасий Дамаскинец и жаловался, что греки презирают его здесь и что ему лучше удалиться отсюда. Но я убеждал его терпеть и помнить, что презрение происходит от гордости и легкомыслия, а не от злости. 19, суббота. В Иерусалиме и в Набулузе свирепствует оспа и заражает даже взрослых. А дни ясны. Говорят, будто Антиохийский патриарх пожертвовал султану на войну 16000 пиастров, а Вселенский просил у него позволения сопровождать его в Адрианополь. У первого усердие принужденное, а у второго – не по разуму. 20, воскресенье. Ночью под этот день снилось, будто я в белом хитоне быстро несусь по воздуху и прилетел на родину. Иду к родительскому дому среди дерев, имеющих роскошную зелень, по высокой и благовонной траве. Все тут освещено ярким светом солнца. Я подошел к одному дереву и с самой верхушки его сорвал листья и цветы. От них пахло весьма приятно. Что означает сей сон? Означает возвращение мое в Россию и, думается, знакомство с какими-то высокими лицами, подобными высоким, многолиственным и цветущим деревам. (ΝΒ. Действительно, мне довелось бывать и гостить у Великих Княгинь: Марии Николаевны, Елены Павловны, Александры Петровны и у супруга ее и пользоваться покровительством Великого князя Константина Николаевича).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Будем надеяться, что множество молитв, обращенных к святителю в дни принесения его мощей в Москву и Санкт-Петербург, и своего рода личный подвиг людей, выстоявших нередко многочасовые очереди, чтобы поклониться чудотворцу, послужат укреплению наших соотечественников в вере Христовой. В 2017 году под моим председательством состоялись два заседания Президиума Межрелигиозного совета России12. Вместе с другими традиционными религиями России Русская Православная Церковь обращала внимание власти и общества на важность сохранения нравственных принципов, укорененных в религиозной культуре народов России. От уважения к этим устоям во многом зависит социальный климат в нашей стране. В заявлении Межрелигиозного совета особый акцент был поставлен также на необходимости укрепления свидетельства " о непреходящем значении нравственных ценностей, как для отдельных личностей, так и для всего общества " 13. С болью в сердце мы наблюдаем за геноцидом христианского населения на Ближнем Востоке и в ряде стран Африки. В 2017 году Россию вновь посетил Святейший Патриарх Коптский Тавадрос II. Верующие Коптской Церкви в Египте подвергаются насилию, они становятся жертвами терактов. Поддержку коптам Египта в ходе беседы с Патриархом Тавадросом выразил Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин14. В этом году состоялась моя встреча с министром вакуфов Сирийской Арабской Республики Мухаммадом Абд ас-Саттаром Саидом, в ходе которой я поблагодарил его за защиту христианского меньшинства в Сирии. Вопросы защиты христианского населения Ближнего Востока обсуждались также на моих встречах с Архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби15 (по ее итогам было подписано совместное заявление о гонениях на христиан в странах Ближнего Востока и Африки), с Блаженнейшими Патриархами Александрийским Феодором II, Антиохийским Иоанном Х, Иерусалимским Феофилом III16 и другими Предстоятелями Поместных Православных Церквей, а также на встрече В.В. Путина с Главами Церквей и делегаций, прибывшими на празднование столетия восстановленного Патриаршества17, как и на отдельной встрече Президента России с Антиохийским Патриархом18. Этой же теме в значительной части были посвящены и мои беседы с главами иностранных государств и правительств, с послами зарубежных стран.

http://religare.ru/2_114622.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010