В государстве, созданном ар-Рахманом, власть эмира была не ограниченной иначе, как Шариатом – исламским законодательством, основанным на Коране и сунне. Преемником Абд ар-Рахмана стал Хишам. Эмир Хишам правил с 788 по 796 г. В начале его правления астролог предсказал, что звездами ему отмерено 8 лет властвования. Хишам с доверием отнесся к гороскопу и поспешил за этот короткий срок преуспеть в реформировании страны, сделать не менее, чем его отец за 32 года своего правления. Он действительно умер, как предсказал придворный звездочет, через 8 лет правления, в апреле 796 года. Хишам считал своей главной задачей распространение ислама в подвластной стране. Из-за налогового пресса на христиан и иудеев число мусульман в Аль-Андалусе значительно выросло за счет ренегатов. По повелению Хишама в городах и сельской местности строились новые мечети, в мечети перестраивались и христианские храмы, под разными предлогами отнятые у Церкви. При нем было завершено строительство соборной мечети Кордовы – Мескиты, начатое еще в правление его отца. Она воздвигнута была на месте разрушенной в 711-м г. церкви Святого Викентия Сарагосского, построенной в 600-м г. Мескита входила в дворцовый комплекс эмира. Впоследствии мечеть многократно достраивалась и реконструировались, и уже в XIII веке, когда Кордова была отвоевана христианами, перестроена в христианскую церковь, сохранив, однако, в своем облике, в своем интерьере конструктивные черты мечети. Здание особенно знаменито своими многочисленными внутренними двойными арками, опирающимися на разноцветные колонны из гранита, мрамора, оникса, яшмы, которые были взяты из разрушенных церквей и древнеримских руин. Двойные арки, состоящие из нижней подковообразной конструкции, воспроизводящей вид арок некоторых вестготских церквей, и верхней полукруглой арки, явились изобретением строителей мечети. С целью побудить христиан к сближению с мусульманским населением страны и в конечном счете к принятию ислама при Хишаме были открыты школы, в которых не только мусульман, но и христиан обучали арабскому языку. Основные военные силы эмирата сосредоточены были на северной границе. В свое время Абд ар-Рахман заключил мирный договор с королем Астурии Маурегато, но после почти одновременной смерти обоих правителей Хишам уже не считал себя связанным обязательствами перед Астурией и каждый год направлял войска на север с целью захвата владений противника, грабежа, добычи рабов и скота, либо хотя бы только для демонстрации силы. Такие походы совершались в летние месяцы и назывались поэтому асеифас (от арабского сайфа – лето). Воины ислама при этом сжигали злачные посевы на землях христиан, обрекая жителей пограничья на голод. Изнурительные пограничные войны, без очевидного успеха на той или иной стороне, продолжались еще несколько столетий, пока христиане не перешли в наступление на Аль-Андалус, названное Реконкистой.

http://pravoslavie.ru/129348.html

И. М. является автором «Вопросо-ответов» на саидском диалекте коптского языка, написанных в форме экзегетической беседы с неким пресв. Феодором. Это сочинение сохранилось также в араб. и эфиоп. переводах под др. названиями: в арабском имена Феодор и Иоанн заменены на Ефрем и Григорий, эфиопский озаглавлен «История апы Вениамина». Беседа включает 23 вопроса, начинается с истории сотворения Адама, заканчивается картиной Страшного Суда и исповеданием монофизитства. Основная задача автора - обосновать необходимость крещения и хранения крещальных обетов, что стало особенно актуальным после арабского завоевания; обличения некрещеных и вероотступников в трактате гораздо обширнее, чем обличения еретиков. В ходе обсуждения И. М. касается таких вопросов, как соотношение образа и подобия Божия в человеке, причина существования зла в мире, превосходство христиан даже над ветхозаветными пророками, посмертная участь людей; описывает литургическую практику и обычаи, связанные с христианскими праздниками, напр. погружение в воду на Крещение. Догматические положения из области триадологии, христологии, литургического богословия излагаются декларативно, без обоснования. И. М. пользуется сочинениями не только представителей александрийской школы (Климента Александрийского, свт. Афанасия I Великого), но и др. греч. (святителей Епифания Кипрского, Григория Нисского, Василия Великого) и копт. авторов (прп. Пахомия Великого, патриарха Агафона, Писентия, еп. Кебта, Иоанна, еп. Парала). Некоторые сюжеты взяты из апокрифических книг («Деяния Андрея и Павла», «Поставление [архангела] Михаила», «Евангелие Варфоломея»). Автор прибегает в основном к типологическому и аллегорическому методам толкования, активно пользуется кн. «Физиолог». В произведении присутствуют бытовые зарисовки (рыбак на ловле), диалоги между персонажами (Христом и Иудой в аду), патетические описания (картина Страшного Суда). К жанру апологии относится описание диспута между И. М., евреем Аароном и неким халкидонитом, состоявшегося в присутствии Абд аль-Азиза. Текст дошел во фрагментах на коптском языке (изд. и англ. пер.: Evelyn-White. 1926. P. 171-175) и полностью в арабском переводе в рукописях XVI-XIX вв. (обзор рукописей и пересказ: Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 479-480). Причиной для встречи послужила смерть одного еврея, у к-рого не было наследников и имущество к-рого отходило государству. Среди вещей был драгоценный сосуд, в к-ром хранилась часть дерева. И. М. предположил, что это частица Креста Господня. Провели испытание огнем, она не сгорела. И. М. выкупил эту реликвию за 3 тыс. динаров. Под впечатлением чуда Абд аль-Азиз выступил инициатором диспута об истинной религии. Особое внимание в сочинении уделено Евхаристии и вопросам литургической практики (употребление воды после Причащения, использование деревянного била).

http://pravenc.ru/text/469744.html

А.М. Величко Внединастические императоры XXVI. Императоры Леонтий (695–698) и Тиверий II (698–705) Глава 1. Мятежное десятилетие Когда Леонтий воцарился на царство, всем казалось, по словам летописца, что «всюду был мир». Но это обманчивая иллюзия вскоре развеялась. Хотя Леонтий был прекрасным полководцем, но не стал хорошим царём. Уже в 696 г. от Римской империи отделилась Лазика, правитель которой Сергий, сын Варпукия, заявил о добровольном подчинении этой страны арабам. В этом же году мусульмане совершили страшное по своим последствиям нашествие в Малую Азию, уведя множество пленных. А в следующем 697 г., Абд-Аль-Малик направил полководца Хасана в Африку, и после непродолжительной кампании арабы захватили Карфаген. Узнав об этих печальных событиях, император отдал приказ подготовить флот и, посадив на суда армию под командованием патриция Иоанна, отправил её в Африку. На счастье греков, в это же время Хасан попытался проникнуть вглубь Намибии, но там его войско пало в битве с маврами, возглавляемыми собственной царицей Аль-Кахиной. Поэтому, когда Иоанн прибыл к Карфагену, ему никто не оказал сопротивления. Город был с лёгкостью возвращён обратно, но римляне оказались столь же беспечны, как арабы не так давно легкомысленны. В 698 г. Абд-Аль-Малик направил к Карфагену огромный флот и армию, которую возглавил всё тот же Хасан. Всю зиму с 697 на 698 г. греки защищали Карфаген, но затем к Хасану подошли подкрепления, римский флот потерпел поражение в битве, и помощи византийцам ждать было неоткуда. Поняв, что соотношение сил просто убийственно для римлян, патриций Иоанн отдал приказ оставить Карфаген, а сам передислоцировался с армией на остров Крит. В столице в то время свирепствовала чума, и войско решило переждать в безопасном месте 836 . Видимо, оставление Карфагена было сделано без ведома и разрешения царя, поскольку высшие офицеры римской армии очень боялись гнева императора по возвращении в Константинополь. Как известно, самым простым способом избегнуть наказания является заговор с целью смены правителя. И в этот раз всё прошло по этому сценарию. Патриций Иоанн был убит, а армия назначила своим императором этнического гота Апсимара, друнгария фемы кивиритов. Как видно из наименования его должности, это был командир среднего звена, под командованием которого состояло не более 1 тыс. человек, и выбор армии трудно прокомментировать. Приняв предложение войска, Апсимар сменил своё имя на более благозвучное – Тиверий II 837 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Эмила Кордовский и Иеремия Кордовский (852 г., память 15 сентября). Два юноши, Эмила (Emilas) и Иеремия, первый из которых был диаконом, были посажены в тюрьму и обезглавлены в Кордове во времена эмира Абдеррахмана. – Евлогий Кордовский (859 г., память 11 марта). В те времена Святой Евлогий был выдающимся священником в Кордове. Выделявшийся своими храбростью и ученостью, он вдохновлял добровольных мучеников и составил их помянник. Сам он был казнен за то, что скрывал и защищал святую деву Леокритию (Leocritia), обращенную из ислама. – Фандила Кордовский (853 г., память 13 июня). Святой Фандила (Fandilas) был священником и игуменом монастыря Пеньямелария (Penamelaria) неподалеку от Кордовы. Он был обезглавлен в Кордове по приказу Мухаммеда I. – Флора Кордовская и Мария Кордовская (851г., память 24 ноября). Обе эти женщины происходили из смешанных браков между христианами и мусульманами. Кроме того, Мария была сестрой Валабонса (Walabonsus), который был казнен ранее. Отец Флоры, который умер, когда она была еще совсем юной, был мусульманином, поэтому ее вероисповедание юридически считалось вероотступничеством. Хотя Мария и Флора вместе отрицали ислам перед судом, Мария была казнена за богохульство, а Флора – за вероотступничество. – Георгий Кордовский, Аврелий Кордовский и Наталия Кордовская, Феликс Кордовский и Лилиоза Кордовская (852 г., память 27 июля). Умучены в Кордове при эмире Абд эр-Рахмане II. Аврелий и Феликс, и их жены, Наталия и Лилиоза (Liliosa), были испанцами из смешанных в религиозном отношении семей. От них требовалось юридически исповедовать ислам . После того, как им было дано четыре дня, чтобы отречься от христианства, они были осуждены как вероотступники за раскрытие их ранее скрываемой Христианской веры. Дьякон Георгий был монахом из Палестины. Он был арестована наряду с этими двумя парами. Хотя ему предлагалось прощение как иностранцу, он вновь стал отрицать ислам и отошел ко Господу вместе с другими. – Гуземинд Кордовский и Сервусдей Кордовский (852 г., память 13 января). Святые Гуземинд (Gusemindus), приходской священник, и Сервусдей (Servusdei), монах, были казнены в Кордове при Абд эр-Рахмане II.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отдыхающие в Каннах сегодня могут любоваться с пляжа на набережной Круазетт на остров Лерен, где находится знаменитый бенедиктинский монастырь, подвергшийся нападению в 739 году арабских налетчиков, убивших там всех, кроме четырех из пятисот монахов. Этих четверых выживших молодых людей, везли в Испанию, но им удалось сбежать, когда их похитители зашли в местный порт Агуай за припасами. Частые морские набеги мусульман также совершались на Сардинию, Сицилию и Корсику, где возник порт Бонифачо как оплот против пиратов. В этот период европейской истории только разногласия и споры между мусульманами в Испании и других странах помогли христианскому населению выжить. Берберы и арабы ненавидели друг друга. Мавры совершенно справедливо считали, что они провели большую часть боевых действий в Испании и Франции, но в награду получили только горные земли, в то время как арабы заняли самые плодородные земли на равнинах и вдоль побережья. Не было понимания и среди арабов. Две основные чисто арабские группы захватчиков прибыли из Сирии и с Аравийского полуострова, и обе они находились под влиянием древнего племенного соперничества, которое продолжалось в Испании в течение сотен лет, в то время как в Хиджазе или где-либо еще, их происхождение давно бы забылось. Арабы из Йемена не ладили с арабами из других частей Аравии. И потому они всегда были готовы убивать друг друга вместо христиан. Джихад, как война против христиан, часто оказывался тем единственным объединительным мотивом, сливающим в одно целое различные племена, которые исповедуют ислам. Смерть Карла Мартеля в 741 году изменила расстановку сил между князьями Франции. Наследником Карлу Мартелю стал его сын Пепин Короткий, бывший таким же жестким, как и его отец. Пипин, отец Карла Великого, приобрел большое влияние в Лангедоке, и местный вождь вестготов передал ему города Ним, Агд, Монпелье и Безье. Жители Нарбонны, почти все – христиане и вестготы – также решили сплотиться вокруг Пепина Короткого. Они вырезали своих соседей-сарацин и повелителей, и в одно мгновение к северу от Пиренеев не осталось сарацин. Мусульманское господство над Францией, джихад и все остальное, закончилось, по крайней мере, на данный момент. Новый самопровозглашенный правитель Омейядов Абд аль-Рахман, который несколькими годами ранее пережил резню своих собратьев-мусульман в Басре, испытав её на себе, пришел к власти в Кордове. Захват Омейядов. Испания, 756–852 В мусульманской Испании, после десятилетий непрекращающегося беспорядка, хаоса и бесконечной смены череды некомпетентных временщиков – двадцать четыре за сорок пять лет, один из которых так раздражал местных жителей, что они распяли его между собакой и свиньей, такой порядок существовал в 750-х годах. Новый самопровозглашенный правитель Омейядов Абд аль-Рахман в 756 году отнял мусульманскую Испанию у ее враждующих вождей.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Гораздо определённее известно нам о положении христианства в III в. в южной аравийской области Йемене. По свидетельству многих арабских писателей один из химьяритских князей здесь Абд Келяль, сын Амра-дзу-ль-Авада, или сын Матуба, был христианином (273–297 г. по РХ). Обращение его приписывается одному выходцу из Сирии, которого химьяриты из фанатизма убили. При Абд Келяле христианство было так распространено в Йемене, что невозможно было сосчитать его прозелитов. В IV веке, когда христианство получило в Римской империи свободу, для тамошних христиан почти не стало нужды бежать в другие страны и, между прочим, в Аравию. Однако эта страна и тогда не осталась без проповедников христианства. Многие христиане шли в Аравию из Римской империи или Абиссинии добровольно для проповеди , но многие направлялись в Аравию и невольно из Персии, где гонения не прекращались. К началу этого века относится основание пр. Илларионом церкви в Елузе. Бл. Иероним говорит, что когда Илларион пошел в пустыню Кадес для посещения одного из учеников своих, то с бесчисленным множеством монахов зашел в Елузу, именно в тот день, в который горожане собрались для праздника. Едва стало известно, что проходит св. Илларион, известный своими чудесными исцелениями, как вышли на встречу толпы жителей с женами и детьми и, наклонивши головы, взывали к нему: барех, т.е. благослови. Он принял их ласково и, прощаясь, заклинал их чтить лучше Бога, а не камни; со слезами увещевал их и обещал часто приходить к ним, если только они сделаются христианами. Тронутые благодатью Божией, граждане не прежде отпустили Иллариона, как он начертал размеры будущего храма и крестил одного из жрецов их вместе с многими сарацинами. Из епископов этого века, участвовавших на соборах против ариан, известны: бострийский никомах Варохий, Тит, Богадий и Агапий, Ураний, Аравиан из Адраны, Кирион из Роббатуль-Аммона, Петр из Айлы, Астерий и Герман из Петры, Север из Неаполя и епископ сарацин Моисей и многие другие. По словам епископа Тита, в Бостре во время Юлиана было столько же христиан, сколько и язычников. На распространение христианства в Петрейской Аравий в конце IV века повлиял много, между прочим, пр. Иоанн Колов, выходец из Египта, поселившийся в скиту около г. Клизмы и обративший в христианство почти все население этого местечка. Кроме того, здешние арабы, называемые в христианских памятниках именем сарацин, бывали в Синае и Раифе, где отшельническая жизнь была уже к тому времени в полном расцвете.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Большинство ученых сходятся во мнении, что свою молодость Абу-Курра провел в монастыре св. Саввы (Маг Sabas), который известен тем, что там долгое время жил Иоанн Дамаскин . Впервые такое предположение еще в конце XIX в. сделал Арендзен 537 исходя из того, что Абу-Курра был якобы учеником Иоанна Дамаскина (это предположение позднее будет опровергнуто, см. ниже), не располагая другими основаниями для этой теории. В дальнейшем были обнаружены многочисленные доказательства пребывания Феодора Абу-Курры в этом монастыре, опираясь на которые большинство исследователей сошлось во мнении, что он действительно провел там несколько лет в качестве монаха 538 . Основной аргумент в поддержку этой теории – это грузинский перевод, возможно, с арабского языка «Страданий Михаила Савваита», написанных от имени Василия Эмесского 539 . В нем рассказывается о том, как сам рассказчик зашел в келью «знаменитого аввы Феодора Абу-Курры», где последний и поведал ему историю страданий Михаила, которая произошла во времена, когда халиф Абд Аль-Малик (685–705 гг.) посетил Иерусалим. Имя Феодора Абу-Курры упоминается и в самом конце жития, в панегирике Василия самому монастырю св. Саввы, который произвел таких монахов, как «Стефан, Иоанн, Фома и Феодор Абу-Курра»; последний назван «новым святым Саввой, пастырем и епископом в Ассирии, вавилонским чудотворцем». Однако Дж. Ламоро в своей недавней статье попытался опровергнуть достоверность этого сообщения 540 . В частности, он указывает на сочинение «Жизнь Феодора Эдесского », в котором мы находим еще один рассказ о мученической смерти Михаила Савваита. Сравнивая эти два рассказа, Ааморо приходит к выводу, что «Страдания Михаила Савваита» – более легендарная версия и, соответственно, любые детали, указанные в ней, сомнительны. В поддержку такой трактовки «Страданий» Ламоро приводит» также другие аргументы. Он отмечает сходство основной истории сюжета (о том, как жена халифа пыталась соблазнить Михаила) с известной библейской легендой об Иосифе и жене Потифара, обнаруживает многочисленные анахронизмы в тексте (например то, что, по «Страданиям», Абд Аль-Малик прибыл из Вавилона, т. е. Багдада, в то время как такой город будет основан значительно позднее). Эпитет «вавилонский чудотворец» кажется Ламоро невозможным по отношению к Абу-Курре, поскольку тот скорее всего там никогда не был и тем более не творил там чудес. В конце своего исследования текста «Страданий» Ааморо приходит к выводу, что грузинский переписчик заменил имя « Феодор Эдесский » на «Феодор Абу-Курра», видимо, перепутав их, поскольку оба происходят из города Эдесса.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Первые столетия правления Аббасидов отмечены переходом большей части христиан на арабский язык и соответствующей сменой идентичности. В монастырях переводились церковные книги, создавались оригинальные апологетические и исторические сочинения на арабском языке. Самые ранние арабо-христианские рукописи сохранились именно в Синайском монастыре. Образцом оригинального литературного творчества синаитов на арабском языке стало житие Абд аль-Масиха ан-Наджрани, мусульманина, принявшего христианство и ставшего экономом, а затем настоятелем монастыря святой Екатерины. Около 860 года Абд аль-Масих был казнен наместником Рамлы за отступничество от ислама. Часть его мощей была впоследствии перенесена в Синайский монастырь. В западной паломнической литературе сохранились описания Синайского монастыря, восходящие к началу IX века. Судя по всему, в это время монастырь существовал за счет пожертвованных ему владений (вакфов). Самые ранние свидетельства о них относятся к началу XI века, однако они отражают уже сложившийся комплекс монастырских имуществ. Эти владения находились в различных местах Египта и других районах Ближнего Востока. Помимо этого монастырь получал денежную помощь из христианских стран. Особой щедростью славились герцоги Нормандии, регулярно оделявшие милостыней посланцев монастыря. Среди синайской братии IX–XI веков известны как арабоязычные уроженцы Египта и Сирии, так и византийские греки и представители других народов. В X–XI веках заметную роль на Синае играла грузинская община. Большое значение для дальнейшей истории монастыря имело предание о перенесении Ангелами тела великомученицы Екатерины на вершину горы, соседней с горой Синай, где оно было чудесным образом обретено монахами. Впоследствии эта гора стала называться горой Святой Екатерины. Один из самых мрачных периодов истории христиане Синая пережили в правление фатимидского халифа аль-Хакима (996–1021), известного жестокими преследованиями инаковерующих, а также конфискацией церковных и монастырских имений в своем государстве. Около 1012 года аль-Хаким приказал предводителю синайских бедуинов Ибн Гайясу уничтожить все церкви и монастыри на Синае. Один из иноков Синайской обители, Сулейман ибн Ибрахим, бывший чиновник фатимидской администрации, убедил его пощадить монастырь в обмен на выдачу всех его сокровищ. Кроме того, разрушение такого массивного сооружения было трудновыполнимо. Предположительно к этому времени относится уникальный случай сооружения на территории монастыря мечети (вероятно, переделанной из бывшей гостиницы для паломников), что опять же должно было предотвратить уничтожение обители. Мечеть периодически использовалась для молитвы местными бедуинами и мусульманскими паломниками, проходившими через Синай. В позднейшей переписке с египетскими султанами синайские монахи особо подчеркивали гостеприимство, оказываемое ими мусульманским паломникам, которое служило одним из аргументов в отстаивании прав монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

завоевания мусульмане отвели под мечеть юго-вост. угол храмового двора. Во 2-й пол. VII в. из-за роста числа приверженцев новой религии халифы Муавия и Абд аль-Малик неоднократно предлагали дамасским христианам уступить храм, но получали отказ на основании гарантий неприкосновенности христ. церквей, предоставленных Халидом ибн аль-Валидом при сдаче города. Однако халиф аль-Валид конфисковал базилику св. Иоанна и повелел разрушить ее. Кафедральным собором дамасских христиан стала ц. Пресв. Богородицы (араб. аль-Марьямия) на Прямой ул., рядом с резиденцией правосл. Антиохийского патриарха. На месте храма св. Иоанна была выстроена громадная мечеть Омейядов. Глава св. Иоанна Крестителя, к-рый почитается также и мусульманами как пророк Яхья ибн Закария, хранилась в особой гробнице у вост. стены мечети. В 40-х гг. VIII в. гос-во Омейядов вступило в полосу кризисов и междоусобных войн. Халиф Мерван II в 744 г. перенес свою резиденцию в Харран в Сев. Месопотамии. Стремясь привести к покорности Сирию, он разрушил стены ее городов, в т. ч. Д. В лит-ре встречаются утверждения, что среди дамасских христиан VII-VIII вв. преобладали монофизиты (яковиты), чем и объясняется быстрая сдача города арабам. Однако источники не подтверждают заметного яковитского присутствия в Д., зато, напротив, содержат немало сведений о представителях правосл. общины. Уроженцем омейядского Д. был визант. церковный деятель свт. Андрей Критский († 740). Влиятельные позиции в гос-ве имел секретарь халифов Муавии и Абд аль-Малика Серджун ибн Мансур, отец прп. Иоанна Дамаскина и фактический глава правосл. общины всего Исламского халифата. Иоанн Дамаскин занимал пост секретаря халифа до своего ухода в мон-рь. По-видимому, из Д. происходили сводный брат Иоанна Дамаскина гимнограф еп. Косма Маюмский и агиограф Стефан Савваит († 807), к-рого церковная традиция считала племянником прп. Иоанна Дамаскина. В житиях подвижников иудейской пустыни, написанных Стефаном Савваитом и дамаскинцем Леонтием на рубеже VIII и IX вв., упоминается множество выходцев из Д., подвизавшихся в палестинских мон-рях.

http://pravenc.ru/text/168694.html

Во вторник утром, 10 июля, преследователи в озлоблении ворвались в собор, принялись грабить, убивать, а потом подожгли его. Многие были убиты, остальные бросились на улицу; среди них был и отец Иосиф. Когда он бежал по улице, некий религиозный ученый, который был в числе нападавших, узнал отца Иосифа, который как-то вступил в дискуссию с ним и опроверг его мнение. Увидев его, он закричал: «Это глава христиан. Если мы убьем его, мы убьем их всех!» Услышав эти слова, отец Иосиф понял, что пришел его конец. Он вынул святые дары и причастился плоти и крови Христовых. Преследователи напали на него с топорами, как если бы они были лесорубы, и изуродовали его тело. Связав его ноги веревками, они волочили тело по улицам до тех пор, пока оно не распалось на части. Так святой Иосиф принял мученический венец. «Сообразуясь смерти Его» (Флп. 3: 10), он был сопричтен Его славе. Он стал примером для подражания и, стяжав благодать, заступником нашим перед Господом и Спасителем Иисусом Христом, слава Ему вовеки веков. Аминь. Священномученик Иосиф упоминал о своей генеалогии в конце одной из рукописей. См. об этом: Аль-Нима. 1910. Июнь. С. 16. Аль-Нима. 1910. Июль. С. 80. Другие источники указывают 1780 или же 1791 год. Отец Иосиф получил начальное образование у Георгия ибн Саруфа и Илии ибн аль-Хумси, который хорошо знал арабский, греческий и турецкий языки, преподавал потом в Патриаршей школе в Дамаске, был секретарем патриарха Анфима (1792–1812). В то время школы состояли, как правило, из одной комнаты. Цитируется биография отца Иосифа, написанная его племянником Авраамом в 1884 году. Важно отметить, что отец Николай Сабт, ставший врачом и замученный во время массовых убийств в 1860 году, был его товарищем по учебе. В книге Немаана аль-Касатли (1978) есть упоминание о том, что Патриарший собор аль-Марьямейх (в честь Успения Божией Матери. – Примеч. пер.) был очень древним. Считается, что он был основан в правление императора Аркадия (395–408). Когда Халид ибн аль-Валид завоевал Дамаск, храм был разрушен. Когда халиф Валид ибн Абд аль-Малик отобрал у христиан церковь святого Иоанна Предтечи, что располагалась рядом с мечетью Омейядов, и присоединил ее к мечети, то Патриарший собор в правление Умара ибн Абд аль-Азиза был отдан в обмен на церковь святого Иоанна. Собор был вновь разрушен в 658 году от хиджры. Спустя два года он был отстроен христианами. В 1400 году Тамерлан опять разрушил его, и он был вновь восстановлен. В 1860 году во время беспорядков здесь погибло множество христиан. В соборе было два престола: главный был посвящен Богоматери, другой – святому Николаю Чудотворцу. В 1860 году храм был сожжен, но в 1861 году восстановлен, включив прилегающие церкви святых Киприана и Юстины.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010