В Санкт-Петербурге к началу XX века действовало четыре официальных мусульманских прихода: Тверской, Московский, Кронштадтский и Челяби. Это были не только татары, но и горцы: лезгины, черкесы, чеченцы и представители других национальностей. С учетом наличия такого большого числа мусульман строительство соборной мечети в Санкт-Петербурге было просто необходимым. Наконец, в 1906 году был учрежден особый комитет уполномоченных лиц по сбору средств для строительства мечети, который возглавил известный петербургский духовный деятель ахун Атаулла Баязитов, председателем комитета был избран полковник Абдул-Азиз Давлетшин. Существенную помощь комитету оказал тогдашний Бухарский эмир Абдул-Ахад, который сам в свое время учился в Санкт-Петербурге в кадетском корпусе и понимал острую потребность в наличии собственного здания мечети. Эмир оплатил покупку земельного участка вблизи Петропавловской крепости. Земля была приобретена за 312 тысяч рублей, а затем был объявлен конкурс на проект храма. Осенью 1908 года был одобрен проект архитектора Николая Васильева, инженера Степана Кричинского, выполненный под руководством академика архитектуры Александра фон Гогена. За основу внешнего вида и внутренней планировки мечети авторы взяли характер и стиль мечетей Средней Азии. Проект был представлен императору Николаю II и получил высочайшую оценку. В достижении этого результата большую роль сыграл Бухарский эмир, который отстаивал место для строительства мечети вблизи центра города. «Близость усыпальницы императорской фамилии и Троицкого собора, связанных с воспоминаниями о Петре I, эмир, преданный всей душой царствующему Дому, не только не считает недостатком, но думает, что новое место служения Единому Богу вблизи христианских святынь должно явиться желательным соседством», 1 – писал председатель комитета полковник Давлетшин. Закладка храма была проведена 3 февраля 1910 года, а уже в 1913 году состоялось официальное открытие мечети, приуроченное к юбилею 300-летия дома Романовых. В отличие от среднеазиатских аналогов, стены этой мечети и барабан купола прорезаны многочисленными оконными проемами. Фасады мечети облицованы серым гранитом и украшены каллиграфическими надписями из Корана. Портал, купол и два минарета покрыты мозаикой небесно-голубого цвета, изготовленной в мастерской известного художника-керамиста 1900-х годов Петра Ваулина. В строительстве мечети принимали участие опытные мастера-мозаичники из Средней Азии.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Если принять такие ненаучные правила интерпретации, то можно найти намного более точные совпадения по поиску подобного рода пророчеств о Мухаммаде в Священном Писании. Например, в Притчах Соломона можно найти в чистом виде употребление корня hmd: «Нечестивый желает ( – «хамад раша») уловить в сеть зла; но корень праведных тверд» ( Прит.12:12 ). Следуя методу мусульман, получаем следующее пророчество: «Ахмад (т.е. Мухаммад) нечестивый [желает] уловить в сеть зла». Слова пророка Осии можно при таком способе толкований понимать, как пророчество о проблемах последователей Мухаммада в противостоянии с Израилем: «Хотя Ефрем плодовит между братьями, но придет восточный ветер, поднимется ветер Господень из пустыни, и иссохнет родник его, и иссякнет источник его; он опустошит сокровищницу всех драгоценных ( «хемда») сосудов» ( Ос.13:15 ) 111 . Очевидно, что такая интерпретация библейского текста не вызовет согласия у мусульман, что лишний раз подтверждает антинаучность применяемой ими же методики, т.к. она не выдерживает в таком случае проверки на объективность и верифицируемость. Следствием неуёмного желания найти в Библии пророчества о Мухаммаде и под впечатлением своего открытия о том, что «Желаемый» есть искомый «Ахмад», профессор Абдуль-Ахад Даууд опускается до откровенной лжи. В частности, он уже без лишних поисков корня HMD обнаруживает имя «Ахмад» у пророка Малахии «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете (); вот, Он идет, говорит Господь Саваоф». В интерпретации исламского профессора, текст должен выглядеть как «Он (адон – т.е. господин) внезапно придет в храм, он, которого вы ищете и желаете», т.е. желаемый (по-арабски: Ахмад)» 112 . Эту мысль подхватывает и дальше развивает А.В. Полосин, полагая, как это следует из его слов, что и здесь есть арамейское слово ««желанный» – это «ХиМиДа», на иврите «ХиМДа»» 113 . Но дело в том, что в этом стихе нет корня hmd (), а используется другое слово – «хафецим» () «желаете», поэтому никакого «Ахмада» здесь быть не может. Вот так некритичное отношение к цитируемому тексту вместе с лжелингвистическими манипуляциями приводят к закономерному фиаско.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

К. велел помощникам отогреть и накормить женщину, а сам воскресил ее умершую дочь. В память об этом событии в горах были установлены большие кресты. Когда св. Колумба и его спутники плыли по морю, поднялась буря, и монахи просили Колумбу помолиться об избавлении от опасности. Святой ответил, что его молитва не будет услышана, но он попросит об этом своего друга К. В этот момент К., к-рый вместе с монахами садился за трапезу, вскочил и побежал в церковь, потеряв по пути башмак. После его молитвы буря прекратилась, и Колумба воскликнул: «О Каннех, полезен нам твой бег в церковь в одном башмаке». Некая монахиня согрешила и, боясь позора в случае огласки, попросила К. благословить ее чрево, после чего беременность чудесным образом прекратилась. В Житии описаны случаи исцеления больных и воскрешения умерших. Во время посещения мон-ря Иона святой наклонился, чтобы поцеловать алтарь, и сильно ударился об угол менсы. Из раны вытекла капля крови, к-рую монахи сохранили и впосл. исцелили ею слепоглухонемую дочь пиктского правителя Бруде. Находясь в гостях у своей сестры Колумбы, К. спросил о ее воспитаннике Брекане, который всегда с радостью встречал святого. Не желая говорить К. о том, что мальчик умер, Колумба стала придумывать объяснения. Святой прервал ее и сказал, что не сядет за трапезу, пока не придет Брекан. Неожиданно воскресший отрок вошел, приветствовал К. и стал прислуживать ему. В 2 эпизодах приводятся описания типологически сходных чудес: К. приходит в монастырь (в одном рассказе это Келл-Ахад-Дроммо-Фото (сел. Килли, графство Оффали), в другом - Клуан-Сескнан), и монах или монахиня, ответственные за прием гостей, сообщают святому о кончине человека, дорогого для насельников обители (в одном случае - мудрый наставник братии, в другом - слепоглухонемой мальчик-подкидыш, которого воспитывали монахини). К. подходит к телу умершего, молится и воскрешает покойника. В др. эпизоде сообщается о Сенахе Роне, почитателе К., к-рый вверил попечению святого себя, свой род и принадлежавшие ему земли.

http://pravenc.ru/text/1470219.html

Dublin, 1960. Vol. 5. P. 192-206). Однако она была отвергнута ввиду множества расхождений в деталях повествований ( Dumville D. Biblical Apocrypha and the early Irish: A prelim. Investigation//Proc. of Royal Irish Academy. Sect. C: Archaeology, Celtic Stud., History, Linguistics and Literature. Dublin, 1973. Vol. 73. P. 299-338). Сир. «Апокалипсис Еноха» цитируется в Хронике Михаила Сирийца (кн. 11, гл. 22). Авторами текста называются монофизитские епископы Кириак Сиджистанский и Бар Сальта Решайнский. В тексте говорится о приходе к власти омейядского халифа Абу Абд аль-Малика Марвана II ибн Мухаммада (744-749) и его сына. Вероятно, апокриф был составлен для того, чтобы снискать благоволение халифа (однако его сын не стал наследником). 3 фрагмента копт. апокрифа о Е., основанного на 1-й Книге Еноха, сохранились на саидском диалекте на пергамене, найденном в Асуане (Cair. Mus. 48085). Е. называется праведным писцом, к-рый отвечает за Книгу жизни (ср.: Юб 4. 23). Другая саидская версия известна в 9 фрагментах папируса VII в. из Луксора (NY Morgan. Coptic Theol. Texts. 3. 1-9). В этом апокрифе, христ. или гностического происхождения, речь идет о пророчестве Сивиллы, которая называется сестрой Е. Она предсказывает Е. его буд. роль небесного судии. Лит.: Яковлев Г. Извещение праведное о расколе беспоповщины//Братское слово.1888. 8. С. 656; Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVIII в. СПб., 1898; Коновалов А. А. О пришествии пророков Еноха и Илии, об Антихристе и об уничтожении им таинства св. Причащения. Ковров, 1906; Беседы старообрядцев Л. Ф. Пичугина, представителя беспоповцев поморского брачного согласия и Ф. Е. Мельникова и Д. С. Варакина, представителя поповцев, приемлющих Белокриницкую иерархию. М., 1909. С. 156-235; Grelot P. La légende d " Henoch dans les apocryphes et dans la bible//RechSR. 1958. Vol. 46. P. 5-26; Cassuto U. A Commentary on the Book of Genesis/Transl. I. Abrahams. Jerusalem, 1961. Pt. 1: From Adam to Noah; Reiner E. The Etiological Myth of the «Seven Sages»//Orientalia.

http://pravenc.ru/text/189985.html

Границы: Границы вышеупомянутого участка со всем, что на нём находится (здания, деревья, цистерны и все другие сооружения), таковы: на юге – участок земли с маслинами Хассана, сына Мустафы, сына Ахмеда-эль-Сабани, а также: виноградник, принадлежащий Ибрагиму, сыну Абдаллы Мыслеха, виноградник, принадлежащий Амеру, сыну Абд-эль-Рахмана, сына Бадауи-абу-ль-Калбата, и иже с ним, и виноградник, принадлежащий Мохамеду, сыну Ахмеда-абу-ль-Фалайеха, из Айн-Карема. На востоке – дорога, названная «Хиллет-Сабха», где находятся восточные ворота всего этого участка, дополнением которого является участок земли русской женщины Марии, дочери Григория, и виноградник, принадлежащий Франсуа, сыну Мишеля, сыну Франсуа Рахиля, католику, из Иерусалима. На севере – аллея, специально устроенная учредителем вакуфа, и южная стена вышеназванного разрушенного монастыря. Эта аллея идёт с востока на запад, отделяя упомянутый участок от виноградника Якуба Халеби, от земли русской Марии и земли Франсуа Рахиля, и заканчивается на западе двором большого дома, находящегося на участке с рощей оливковых деревьев, составляющим часть описываемого участка и того, что на нём находится. Аллея имеет ворота, ведущие во двор упомянутого дома, и другие ворота, ведущие к дому в восточном стиле, расположенному на землях нового виноградника, раньше называвшегося «виноградник Саада», которые (дом и виноградник) составляют часть описываемого большого участка и того, что на нём находится. На востоке – земля Ауада, сына Исмаила, сына Наауаше, и иже с ним, дополнением к которой является земля Ауада, сына Мохамеда, сына Ауада, и иже с ним. Весь маленький участок, находящийся в Айн-Кареме на той же юго-западной стороне и названный «эль-Хадфе», площадь которого равняется приблизительно половине дунама, засаженный маслинами и границы которого таковы: на юге – собственная аллея учредителя вакуфа и упомянутый разрушенный монастырь. На востоке и на севере – общественная дорога. На западе – оливковая роща монахов-католиков. Основание и происхождение:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Исцеление слепой и немой Мадиха Мохамед Саид, девушка 20 лет, из Хельмийского педагогического института в Каире (Кантерет, Гамра, 8, Дахер, Каир, удостоверение личности 16306, Дахер) потеряла зрение и дар речи после нервного припадка, происшедшего с нею после того, как она внезапно узнала, что ее не переводят на III курс института. Отец и братья возили ее в Гэлальскую больницу в Баб-Эль-Шаария в Каире, затем в другую больницу Омм-Эль-Масрейен, но оказалось, что не было даже надежды на излечение. Некоторые другие окулисты, такие как доктор Фарес Самани, доктор Мохаммед Абд-Эль-Фатс, не могли ничем помочь ей. В отчете доктора Самани констатируется, что болезнь возникла в результате тяжелого нервного потрясения, после которого она потеряла дар речи и зрения. 4 июня 1968 г. Мадиха была доставлена двумя ее братьями Махмудом и Ахмадом Саид в храм Коптской церкви в Зейтуне. Братья-мусульмане молились за свою любимую сестру, прося заступления Благословенной Девы Марии. Они даже просили священника помолиться за сестру. Она почувствовала, что стоит в храме перед коптским священником, совершающим службу Святой Марии, Матери Иисуса Христа. Мадиха говорит, что затем она увидела видение Пресвятой Девы прямо перед собой и громко закричала: «Дева! Дева!» Это было действительно чудесно. Немая в присутствии всего собора священников и множества народа заговорила. Затем ее поставили перед микрофоном, чтобы она по радио прямо в церкви рассказала, как она благодарна Пресвятой Деве за возвращение ей дара речи и зрения после того, как она была слепая и немая. Слава Господу и заступничеству Пресвятой Девы, чудеса и благодарения Которой так поразили христиан и мусульман! Пресвятая Лева Мария исцеляет парализованную У госпожи Махмуд Шукри Ибрагим (девичье имя которой Иншерах Амин Эль-Найад), жены господина Махмуда Шукри Ибрагима, контролера Департамента дорог и мостов (ул. Абдель-Ахман Эль-Баркоуки, 13, Миниал-Эль-Рода, Каир), была тяжелая форма паралича, и она исцелилась, посетив Зейтунский храм 30 апреля 1968 г. после того, как отчаялась во всех способах лечения, потеряв вообще всякую надежду на исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Ближайшим следствием этого поражения было то, что опорный пункт арабов в Кайруане был утрачен, и еще на десять лет продолжено было в Африке господство императора. Наступательное движение против византийских приморских владений в Африке вновь обнаруживается в 693 г., когда калиф Абд ель-Мелик отдал распоряжение о начатии действий против Карфагена. Наместником калифа в Африке был Гассан ибн Номан, занятый в то время подготовлением средств для борьбы с обширным союзом берберийских племен, стоявшим под управлением храброй царицы, известной под именем Кагены, или Волшебницы, которая имела среди воинственных горных племен громадный авторитет. Мусульманский вождь открыл кампанию смелым и решительным движением против главных позиций, остававшихся во власти Византии на морском берегу, в 695 г. осадил столицу экзархата Карфаген. После битвы под стенами города, в которой экзарх потерпел поражение, Карфаген взят приступом и занят мусульманами. Остатки войска и часть романизованного населения искали спасения в Сицилии и на островах; большинство же населения взято в плен и обращено в рабство. Но это не был еще заключительный акт истории Африканского экзархата под византийской властью. Гассан, оставив гарнизон в Карфагене, поспешил против царицы Кагены, которая, спустившись с горных вершин Нумидии, расположилась лагерем в долине Багайя. Около царицы собрались не только берберийские племена, но и значительная часть местного культурного и христианского населения – все те, для кого нежелательно было усиление мусульманской власти. Произошла битва на берегах речки Уэд-Нини, в которой арабам нанесено было страшное поражение. Вот почему грекам снова могло улыбнуться счастье в Африке. В то время, как Гассан испытал поражение от союза берберийских племен и, не имея средств держаться в завоеванной стране, отступил в Пентаполь, к Карфагену прибыл греческий флот под предводительством патрикия Иоанна и без труда овладел городом, восстановив в приморских частях экзархата византийскую власть (697).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Одним из хрестоматийных рассуждений о «пентархии» является речь императорского сановника Ваанеса на Константинопольском Соборе 869 г. – рассказ об этом событии нас ждет впереди в соответствующей главе. Чиновник утверждал, что слова Христа о том, что «врата адовы не одолеют» Церкви, следует распространить на пять Вселенских патриархов, являющихся небесными светилами и главами Кафолической Церкви. Если падут две и даже четыре «Вселенские» кафедры, то и тогда один оставшийся патриарх будет олицетворять собой всю Вселенскую Церковь , и через него одного она восстановится. Хотя каждый из патриархов индивидуален и имеет собственное поле применения духовных усилий, все они по существу единства и тождества почивающей на них Божественной благодати равны 508 . Вернемся, однако, к нашему изложению. Как и его предшественники, император без восторга отнесся к сношениям преподобного с Римским епископом, подозревая в этом государственную измену. Хотя в 821 г. прп. Феодор и его ученик Николай были вызваны из ссылки, вскоре их влияние при царском дворе окончательно упало. «На всякий случай» оба они были отправлены в монастырь на азиатском побережье, неподалеку от столицы 509 . Тем не менее под конец жизни преподобный стал толерантным к царям, надеясь, что успех принесет не прямая конфронтация с ними, а естественный ход событий. Одному из своих учеников он писал: «Теперь не время возобновлять старые споры. Это приносит смуты. Теперь время единомыслия» 510 . Кто бы узнал в этих словах «старого» прп. Феодора Студита ? Конечно, попытка примирения с его стороны немного утихомирила страсти, но вовсе не погасила старого спора. Внутренние неурядицы не могли не сказаться и на отношениях с воинственными соседями, почувствовавшими слабость Римского государства. Арабский халифат, еще не отошедший до конца от мятежей, был неопасен. Но опасность пришла с другой стороны. Вначале в Кордовском халифате, прибежище последних Омейядов, где правил аль-Хакам (796–822), произошла смута, с которой сарацины справились быстро и жестоко. В 807 г. 14-летний сын аль-Хакама, будущий халиф Абд ар-Рахман (822–852), явился с войском в Толедо, граждане которого всегда отличались свободолюбием, и пригласил на пир самых знатных жителей города. По мере того, как приглашенные входили во дворец араба, палачи, стоявшие поодаль, захватывали их, обезглавливали, а тела сбрасывали в заранее выкопанную яму. Этот день навсегда остался в истории как " День ямы». Почти 7 лет испанцы отходили от этой трагедии, но в 814 г. вновь восстали. Однако и на этот раз аль-Хакам разгромил восставших. Как уже указывалось выше, многие жители Кордовы перебрались в Александрию 511 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как ни странно может показаться многим, но полемические сочинения в те времена создавались и на арабском языке христианами, жившими на территории Халифата. Сохранились записи диалогов о вере, которые в открытом диспуте вели христианские священнослужители с правителями мусульманского мира. Несторианский патриарх Тимофей I († 823) вел диспуты с халифом аль-Махди († 785) 12 , а православный епископ Феодор Абу Курра († 830) с халифом ал-Мамуном († 833) 13 . Среди других работ можно упомянуть «Ответ Ибн ал-Мунджиму» православного автора Константина ибн Луки († 912) 14 ряд текстов монофизита Абу Раиты ат-Такрити (IX век) 15 и «Апологию» Абд аль-Масиха ал-Кинди (IX век) 16 , в которой автор приводит вначале полученное им письмо мусульманского друга, призывающего принять ислам, и дает пространный ответ, почему он не может этого сделать, показывая превосходство христианства над исламом. Однако больше всего христианских текстов, посвященных исламу, было создано именно в Византии. Часть из них была написана святыми Православной Церкви – прп. Иоанном Дамаскином 17 , прп. Феофаном Исповедником 18 , прп. Феодором Студитом 19 , св. Константином-Кириллом Философом 20 , свт. Николаем Мистиком 21 , св. Самоном Газским 22 , свт. Григорием Паламой 23 , свт. Симеоном Фессалоникийским 24 . Другая часть была написана авторами, не прославленными в лике святых, такими как Феодор Абу Курра 25 , Георгий Амартол 26 , Никита Византийский 27 , Арефа Кесарийский 28 , Евфимий Зигабен 29 , Евфимий Монах 30 , Никита Хониат 31 , Варфоломей Эдесский 32 , Иоанн Кантакузин 33 , Иосиф Вриенний 34 и Мануил Палеолог 35 . В средние века именно на греческом языке полемическая литература, посвященная исламу, достигла своего расцвета. Это были произведения разных жанров: диалоги, опровержения, агиографическая, историческая литература и даже гимнография. В отличие от ранних латинских полемистов, византийцы ставили перед собой цель наиболее точно узнать убеждения мусульман, – для чего уже в IX веке был осуществлен перевод Корана на греческий язык. Одним этим, конечно, дело не ограничивалось, многие грекоязычные авторы или жили, или посещали мусульманские государства и узнавали не только вероучительные положения ислама из первых рук, но также имели представление о жизни и нравах современного им мусульманского общества. С другой стороны, византийские авторы могли писать без оглядки на возможные преследования, как арабоязычные христианские полемисты.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Святейший Патриарх Кирилл встретился с министром вакуфов Сирии 7 марта 2017 года в Патриаршей резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с министром вакуфов Сирийской Арабской Республики Мухаммадом Абд Ас-Саттаром Саидом. С мусульманской стороны во встрече участвовали: генеральный директор вакуфов в Дамаске шейх Ахмад Самир Аль-Каббани, директор молодежного религиозного движения Сирии шейх Абдуллах Ас-Саид, председатель Духовного собрания мусульман России муфтий Альбир Крганов. В числе присутствовавших также был Чрезвычайный и Полномочный посол Сирии в Российской Федерации Рияд Хаддад. Во встрече участвовал представитель Патриарха Великой Антиохии и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон. Со стороны Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата участниками встречи стали заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков) и секретарь ОВЦС по межрелигиозным отношениям, исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России священник Димитрий Сафонов. В приветственном слове к гостю Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вспомнил о  встрече с ним в ноябре 2011 года в Дамаске  в ходе визита в Антиохийский Патриархат. «Тогда было самое начало глубокого конфликта, который большой скорбью обернулся для жизни сирийского народа, – сказал Его Святейшество. – Но я еще застал ту Сирию, которую хорошо помнил и всегда любил, – мирную, спокойную страну, где проживали люди разных религий в полном мире и согласии. Я имел возможность увидеть положительное развитие в области экономики, культурной жизни, даже внешнего вида города Дамаска, которое произошло за годы, предшествовавшие моему последнему визиту. Я помню единодушие людей – как христиан, так и мусульман, которые с любовью меня встречали, в том числе на улицах Дамаска. И вот эта мирная жизнь разрушена. Но нужно отдать должное героизму сирийского народа, который мужественно защищает сегодня свою страну».

http://mospat.ru/ru/news/48661/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010