В области богословия К. и. Л. проявил себя прежде всего как полемист. Находясь при багратидском дворе, он написал отповедь (  ) на соч. «Доказательство» (   B  ) мусульманского ученого Абу-ль-Хасана Али ибн Яхьи аль-Мунаджжима (ум. в 888; либо его сына Абу Исы Ахмада аль-Мунаджжима), в к-ром при помощи логических приемов (геометрическое доказательство) обосновывается истинность пророческой миссии Мухаммада. К. и. Л. и написавший аналогичное опровержение Хунайн ибн Исхак противопоставили его аргументации собственные доводы исторического, этического и психологического характера (вопрос о количестве сочинений, участвовавших в полемике, и об их авторстве остается открытым - см.: Roggema B. ‘Al ibn Yahya   ibn al-Munajjim//Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History. Leiden; Boston, 2009. Vol. 1. P. 762-767). Упоминается также о диспуте, к-рый К. и. Л. провел с восточносир. еп. Кашкара Исраэлем . К. и. Л. перевел (или руководил переложением) с греч. яз. на арабский труды по астрономии, механике, физике и метеорологии Гипсикла, Автолика Питанского, Герона Александрийского («Механика», греч. оригинал к-рой утрачен), Феодосия из Вифинии (Триполийского), Аристарха Самосского, Теофраста. Частично осуществлены или исправлены им араб. переводы «Физики» Аристотеля и комментариев к ней Иоанна Филопона и Александра Афродисийского, трактата Аристотеля «О возникновении и уничтожении» с комментариями Александра, «Начал» Евклида, «Арифметики» Диофанта (сохр. только книги IV-VII); по естествознанию - компендиума «Мнения философов», известного под именем Аэция (авторство одной из редакций длительное время приписывалось Плутарху, что отчасти объясняет популярность данного сочинения на средневек. Западе под названием «Placita philosophorum»); по медицине - Галена и Руфа Эфесского; по сельскому хозяйству - «Геопоники» Кассиана Басса под названием «Ромейская агрономия». Несмотря на всеобщее признание важной роли К. и. Л. в передаче эллинистического наследия арабоязычному миру, а опосредованно и в обогащении им лат. традиции, его творчество относительно слабо изучено, хотя все большее количество его трудов становится предметом научно-критического издания. О широкой известности К. и. Л. в средневековье свидетельствует его упоминание в числе знаменитых мудрецов в новоперсид. стихотворении, датированном XI в. В западноевроп. культуре его образ (Kusta ben Luka) фигурирует в метафизическом опусе У. Б. Йейтса «Видение» (A Vision).

http://pravenc.ru/text/2462331.html

605 . Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики раннего христианства. – М., 1990. 606 . Распространенное проложное житие князя Владимира//Чтения Исторического общества Нестора-летописца. – 1888. – Т 2. – отд. 2. – С. 30–32. 607 . Рассуждения о голых договорах: Текст, пер., коммент. Е. Э. Липшиц//Липшиц Е. Э. Законодательство и юриспруденция в Византии IX-XI вв. – Л.: Наука, 1981. – С. 195–228. 608 . Реликвии в Византии и Древней Руси. Письменные источники/Ред.-сост. Л. М. Лидов. – М., 2006. 609 . Речения святых отцов: О трезвении//ЖМП. – 1990. – 10. – С. 45. 610 . Речь Флавиана, Патриарха Антиохийского, к греческому императору Феодосию, просительная к помилованию города Антиохии. – М., 1804. 611 . Робер де Клари. Завоевание Константинополя/Пер., ст., коммент. М. А. Заборова. – М.: Наука, 1986. – 176 с. 612 . Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского/Записки императорской Академии Наук. – СПб., 1883. – Т. 44. Приложение 1. – Х, 447 с. [Рец.: Успенский Ф. И.//ЖМНП. – 1884. – 4. – С. 282–319]. 613 . Роман Сладкопевец . Песни на Страстную седмицу. – М., 1901. – 126 с. 614 . Русские и иностранные источники о «крещении Руси»//«Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. – М., 1988. – С. 270–306. 615 . Руфина пресвитера Жизнь пустынных отцов. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1898. – XLIV, 120 с. 616 . Ряшко Л. С. Никифор Влеммид. «Царская стстуя»//ВВ. – 2003. – Т 62 (87). – С. 283–321. 617 . Саргсян Т. Э. Армянские жития святых епископов Херсонеса//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2010. – Вып. 4. – С. 202–224. 618 . Саргсян Т. Э. Житие Стефана Сурожского в армянских манускриптах//Бахчисарайский историко-археологический сборник. – Симферополь, 2008. – Вып. 3. – С. 282–298. 619 . Саркисян Г Мовсесе Хоренаци. История Армении в трех частях, рассказанная Мовсесом Хоренаци по просьбе Сахака Багратуни/Пер. с древнеарм.//Литературная Армения. – Ереван, 1990. – 6. – С. 85–108. 620 . Сборник документов по социально-экономической истории Византии/Отв. ред. Е. А. Косминский. – М.: Изд-во АН СССР, 1951. – 320 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В гражданской войне, начавшейся в Сирии в 2011 г., регион Л., населенный преимущественно алавитами и отчасти христианами, в целом сохраняет лояльность правительству Б. Асада. Однако в зонах расселения суннитов, большей частью в туркоманских селах к северу от Латакии, неоднократно происходили боевые столкновения. Епископы Л. св. Лукий (Луций; сер. I в.), Филимидр (50-е гг. III в.), Илиодор (кон. 50-х гг. III в.), Сократ (нач. 60-х гг. III в.), Евсевий (ок. 262-268), свт. Анатолий (268 - ок. 282), Стефан (80-е гг. III в.- ок. 303), свт. Феодот (после 303 - 20-е гг. IV в.), Георгий (до 340 - после 359), свт. Пелагий (360 - 80-е гг. IV в.), Аполлинарий (?; до 362-390), Елпидий (до 394 - после 415), Макарий (до 431 - после 451), Максим (упом. в 458), Никий (упом. в 511-512), Константин (до 519; монофизит), Стефан (553), Дометий (553-563/4; яковит), Константин (818-845; яковит), Нико (886-912), Феодор (ок. 890?), Симеон (886-912), Иосиф (IX-X вв.), Феодор (X-XI вв.), Илия (X-XI вв.), неизвестный (1089), Иосиф (XII в.), Василий (до 1147 - после 1157), Павел Ахкар (1961; Мелькитская Церковь), Юханна Мансур (с 1979 по наст. время). Лит.: Le Quien. OC. Т. 2. Col. 789-796; Le Strange G. Palestine under the Moslems. L., 1890. P. 490-491; Спасский А. А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Серг. П., 1895; он же. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 19142; Pauly, Wissowa. Bd. 8. Sp. 713-718; СИППО. 1898. Т. 7. С. 334-335; 1908. Т. 19. С. 322; 1912. Т. 23. С. 116; 1913. Т. 24. С. 319; Eutych. Annales. Pars 2. P. 161, 175, 207 (рус. пер.: Розен В. Р., ред. Император Василий Болгаробойца: Извлеч. из летописи Яхьи Антиохийского. СПб., 1883. С. 16-17, 30, 154); Devreesse R. Le patriarcat d " Antioche depuis la paix de l " église juscu " à la conquête arabe. P., 1945. P. 168-169; Honigmann E. Évêques et évêchés monophysites d " Asie antérieure au VIe siècle. Louvain, 1951; Elisseeff N. Al-Ladhikiyya//EI. Vol. 5. P. 589-593; Fedalto. Hierarchia. T. 2. P. 703-705; Guidoboni E. Catalogue of Ancient Earthquakes in the Mediterranean Area up to the Xth Cent. R., 1994. P. 323-325; Болотов. Лекции; Большаков О. Г. Средневек. город Ближ. Востока. М., 2001; Courad L. Ibn Butlan in «Bilad al-Sham»: The Career of a Travelling Christian Physician//Syrian Christians under Islam: The First Thousand Years. Leiden, 2001. P. 150-151; Butcher K. Roman Syria and the Near East. L., 2003; Панченко К. А. Митрополиты и епархии Правосл. Антиохийской Церкви в описании Патр. Макария III аз-За " има (1665 г.)//ВЦИ. 2012. 1/2(25/26). С. 137.

http://pravenc.ru/text/2463115.html

Подобная интерпретация мотивов, подтолкнувших князя к войне против владевших Херсонесом ромеев, не лишенная правдоподобия, представляется все же натянутой и уязвимой. Вне поля зрения выдающегося церковного историка осталось сочинение арабоязычного писателя XI века христианина Яхьи Антиохийского, в котором содержится упоминание о Крещении князя русов и его подданных: «И взбунтовался открыто Варда Фока и провозгласил себя Царем… и дошли войска его до Хрисополя. И стало опасным дело его, и был им озабочен Царь Василий, по причине силы его войск… И истощились его богатства, и побудила его нужда послать к Царю русов – а они его враги, – чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве, и женился Царь русов на сестре Царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился, и весь народ его стран, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону, и не признавали никакой веры. И послал к нему Царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили Царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов. И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у Царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей, в Хрисополь. И победили они Фоку, и завладел Царь Василий приморскою областью» . О помощи русов ромеям в подавлении мятежа Варды Фоки упоминают и византийские писатели Иоанн Кедрин, Иоанн Зонара и Михаил Пселл. По оригинальной версии польского историка А. Поппэ, поход на Корсунь был предпринят не против законных Императоров, а против окопавшихся там мятежников . Встреча Владимира и Анны. Миниатюра Радзивиловской летописи Из сопоставления противоречивых сведений, содержащихся в «Повести временных лет» и у иностранных авторов, складывается следующая последовательность событий. Князь Владимир помог Империи справиться с мятежом, направив в распоряжение Императоров, по сообщению армянского историка, современника этих событий, Стефана Таронского, 6 тысяч своих отборных воинов, под обещание породниться с Императорским домом чрез женитьбу на Цесаревне, что подразумевало предварительное Крещение князя, к которому он и без того был готов. Но Императоры, находя подобный брак унизительным, тем более что, по словам Титмара Мерзебургского, их сестра Анна, которую немецкий хронист по ошибке называет Еленой, ранее «была просватана за Оттона III» , попытались уклониться от исполнения обещания, данного в трудных для них обстоятельствах. Ответом Великого князя на вероломство ромейских правителей стал поход на Корсунь.

http://pravoslavie.ru/157381.html

– Гораздо беднее в этом отношении источники иностранные. Показания напр., скандинавских саг представляют весьма мутный источник, и ими приходится пользоваться с большою осторожностью. Прямое отношение к истории княжения Владимира имеет сага об Олаве Триггвиеве сыне. Несколько ценнее данные, встречающиеся у западных летописцев, хотя и они крайне незначительны. Внимания русского историка заслуживают собственно известия, занесенные в хронику Титмара, епископа Мерзебургского, и письмо миссионера Бруна или Брунона к немецкому императору Генриху II Благочестивому. Что же касается россказней римского кардинала Петра Дамиани и Французского монаха Адемара о никогда небывалых успехах римско-католической миссии в Киеве, то их можно отметить лишь для того, чтобы показать, как тяжко было римскому престолу расставаться с мыслию о том, что ему не удалось подчинить своей власти нашу отечественную церковь . – Гораздо большего мы вправе были бы ожидать от историков византийских, – во-первых, потому, что они, как люди, сравнительно очень солидно образованные, отличались более широким умственным кругозором, во-вторых, потому, что наша Русь при Владимире вступила в тесную родственную связь с Византией. Наши ожидания, однако ж, оказываются напрасными. Византийские историки, как бы сговорившись, почти совершенно игнорируют наше отечество и только случайно, как бы мимоходом, упоминают о военной помощи, оказанной Владимиром императору Василию II, и о женитьбе Владимира на царевне Анне; а один из них, Лев Диакон, как бы нехотя, упоминает еще о взятии Русскими города Корсуня. Будем, впрочем, утешать себя надеждою, что византийская историография еще не вполне разработана: кое что, и может быть самое ценное для нас, еще хранится йод спудом. – Как бы в укор византийцам, арабские летописцы, стоявшие в данном случае в менее благоприятных условиях, сохранили для нас несколько – немного, правда – известий высокой ценности: в данных, встречающихся, напр., в летописи араба Яхьи антиохийского, русский историк получает твердое основание для того, чтобы некоторые события отечественной истории времен Владимира поставить в причинную связь с событиями, имевшими место в тогдашней Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ходе восстания болгары овладели территорией, расположенной между Дунаем и Стара-Планинскими горами. При осаде крепости Серес комитопул Моисей был убит камнем, брошенным с крепостной стены. Близ города Преспы от руки наемного убийцы пал старший из комитопулов – Давид. После гибели братьев Аарон правил на востоке Болгарии. Посланцы Императора ромеев Василия II вступили с ним в переговоры. Мир между ромеями и болгарами договорились скрепить династическим браком – женитьбой Аарона на сестре Императора. Из Константинополя к нему прибыл митрополит Севастийский, сопровождавший невесту. Но по прибытии гостей выяснилось, что невеста не была сестрой Императора. В наказание за участие в мошенничестве митрополит Севастийский был сожжен заживо. Переговоры Аарона с посланниками Императора дали основание Самуилу заподозрить своего старшего брата в том, что тот пытался, опираясь на поддержку ромеев, устранить его от власти и править Болгарией единолично. Самуил обвинил брата в измене. Разлад между ними обернулся междоусобной войной. 14 июня 987 г. в сражении под Дупницей Аарон погиб. За его гибелью последовало умерщвление почти всей его семьи. В живых был оставлен лишь один его сын – Иван Владислав. Самуил обвинил брата в измене. Разлад между ними обернулся междоусобной войной Когда «старшие комитопулы, Давид, Моисей и Аарон, один за другим сошли со сцены… власть перешла к младшему, Самуилу» . Свою новую столицу он устроил на острове, расположенном на озере Преспе, близ Охрида. В ходе войны с ромеями Самуил овладел не только теми землями, где жили болгары, но и многими городами в Эпире и Фессалии. Самым значительным из них была фессалийская Ларисса, жителей которой он, по словам Иоанна Кедрина, «переселил во внутренние области Болгарии целыми семьями и, зачислив их в свои воинские списки, пользовался их содействием в войне против Византии. Перенес же и мощи св. Ахиллея, епископа Лариссы при Константине Великом, и положил их в Преспе, где была его столица» . Развивая наступление на ромеев, Самуил к 989 г. овладел городами Берией и Сервией, окрестностями Фессалоники, и на западе Балкан – Эпиром. Кроме Черноморского побережья, Болгария приобрела выход на Эгейское море и Адриатику. Но в этом же году мятеж Варды Склира был окончательно подавлен, а сам Варда помилован. Василий II смог теперь направить основные усилия на войну с Болгарией; ромеи перешли в контрнаступление, шаг за шагом отвоевывая утраченные территории. В военных действиях участвовал и состоявший при Самуиле Роман, носивший титул Царя. В 991-м г. он снова оказался в плену у ромеев. В хронике сирийского христианского писателя Яхьи Антиохийского, писавшего на арабском языке, об этом поражении болгар помещено такое сообщение:

http://pravoslavie.ru/153693.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРЕСТ († Между 11.06 и 10.07.1005, К-поль), патриарх Иерусалимский (с янв./февр. 986). В научной лит-ре иногда упоминается как Иеремия, исходя из лат. перевода его имени (Ieremias) в издании хроники копто-араб. историка XIII в. аль-Макина Старшего (см. ст. Макин ) (в араб. оригинале такая форма имени могла возникнуть как результат описки при передаче имени Орест). Главный источник сведений об О.- летопись его младшего современника Яхьи Антиохийского († после 1034). Конец X в. был исключительно благоприятным временем для правосл. общины Сиро-Египетского региона, в значительной степени ввиду того, что фатимидский халиф аль-Азиз (975-996) был женат на правосл. христианке, сестре О. Халиф обеспечил братьям своей жены О. и Арсению блестящую церковную карьеру, сделав 1-го предстоятелем Иерусалимской Православной Церкви , а 2-го - митрополитом Каира. О предшествующем периоде жизни О. точных сведений нет. Арабо-испан. историк XIV в. Ибн аль-Хатиб повествует о том, что халиф аль-Азиз отправил брата своей жены-христианки, к-рый был монахом и идентифицируется исследователями как О. или Арсений, с миссией к эмиру Сицилии Джафару ибн Мухаммаду аль-Кальби (983-985), чтобы добиться получения 3 крепостей, захваченных у византийцев сицилийскими мусульманами. Однако Джафар отказался отдавать крепости и грубо обошелся с послом, к-рый через неск. месяцев отправился в К-поль, откуда писал аль-Азизу о провале миссии (Contribution à l " histoire de l " Afrique du Nord et de la Sicile/Éd. H. H. Abdul-Wahab//Centenario della nascita di M. Amari. Palermo, 1910. Vol. 2. P. 478-479). Возведение О. на Патриарший престол датируется рамаданом 375 г. хиджры, что соответствует 15 янв.- 13 февр. 986 г. по Р. Х. Похоже, до того Иерусалимский престол некоторое время оставался вакантным после кончины патриарха Иосифа II († 984/5). Характерно, что Иосиф, как и один из его предшественников - Христодул II († 969), скончался и был погребен в Каире,- очевидно, Иерусалимские патриархи считали нужным пребывать в Египте, ближе к политическому центру мусульм. династий, владевших Палестиной. По-видимому, О. также длительное время жил в столице халифата.

http://pravenc.ru/text/2581517.html

Помимо русских источников большую ценность для исследования истории Русской Церкви, особенно начального ее периода, имеют источники иностранного происхождения. Это прежде всего источники византийского происхождения – акты Константинопольского патриархата, в канонической зависимости от которого на протяжении всего рассматриваемого нами периода находилась Русская Церковь , сочинения духовных и светских писателей, например, беседы св. патриарха Фотия на нашествие росов, трактаты императора Константина Багрянородного и др. – летописи и исторические сочинения Георгия Амартола, Константина Кедрина, Иоанна Зонары, Иоанна Малалы, Льва Диакона и др., жития свв. Георгия Амастридского, Стефана Сурожского, патриарха Игнатия и др. Немалую ценность представляют источники восточного, арабского и персидского происхождения – сочинения арабских географов VIII-X вв. (Аль-Масуди, Аль-Идриси, Ибн-Фадлан и др.), хроника Яхьи Антиохийского, летопись Ибн-Мискавейха. Большую группу источников представляют документы римо-католической церкви – папские послания русским князьям и западно-европейским правителям, отражающие восточную политику папства; донесения папских посланцев, побывавших на Руси и в Золотой Орде и др. Многие важные сведения содержатся в хрониках и исторических сочинениях IX-XV вв., написанных в Польше, Венгрии, Германии, Ливонии, Швеции (Хроника Титмара Мерзебургского, Ливонская хроника Германа Ватберга, “Хроника польская, литовская, жмудская и всей Руси” Михаила Стрыйковского, “Летописи или хроники славного королевства Польского” Яна Длугожа и др.). Историография древнего и средневекового периодов истории Русской Церкви Первые сочинения по русской церковной истории возникли в Юго-Западной Руси, в начале XVII в. Они были порождены насущной потребностью защиты исторической истины от сознательного стремления ее исказить, предпринимаемого униатскими церковными писателями с целью доказательства исконности канонического подчинения Русской Церкви Римскому папе. Первым сочинением, последовательно излагающим историю христианства в Киевской Руси был труд архимандрита Киево-Печерской Лавры Захарии (Копыстенского) “Палинодия”. В этом трактате была достаточно обстоятельно описана история русской иерархии до середины XV в. и история иерархии Киевской в XV-XVI вв. Книга обнаруживает поразительную эрудицию автора, равно, как и его владение методом критического анализа источников, позволяющих ему отвергать в них подложное, указывать сомнительное и выявлять подлинное.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Осн. ист.: Theoph. Chron.; Иоанн Фока. Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима... кон. XII в./Изд. и пер. И. Троицкого//ППС. 1889. Вып. 23. Т. 8/2; Eutychii Annales//CSCO. Ser. 3. T. 6. Beryti; P., 1906; Yahia Ibn Said Antiochensis. Annales//CSCO. Ser. 3. T. 7. Beryti; P., 1909; Histoire de Yahya-ibn-Sa " id d " Antioche, continuateur de Sa " id ibn-Bitriq/Ed. et trad. I. Kratchkovsky et A. Vasiliev//PO. 1957. T. 18. Fasc. 5. P., 701-833; 1932. T. 23. Fasc. 3. P. 349-520; Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца. Извлеч. из летописи Яхъи антиохийского. СПб., 1883; Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Т. 2. C. 255-294, 329-371 [рус. пер. отрывков из Евтихия и Яхьи]; Араб. версия жития св. Иоанна Дамаскина/Изд. А. А. Васильев//Полн. собр. творений св. Иоанна Дамаскина. СПб., 1913. Т. 1; Michel le Syrien. Chronique. T. 1-4. P., 1904; Тарих мухтасар ад-Дуваль. Ли-ль- " аллятихи Григуриус Аби аль-Фарадж... Ибн аль-‘Ибри. Бейрут, 1890; Zayat H. Vie du patriarche melkite d " Antioche Christophore (m. 967) par le protospathaire Ibrahom b. Yuhanna: Document inédit du Xe siècle//Proche-Orient Chrétien. 1952. T. 2. P. 11-38, 333-366. Лит.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897-1902. Т. 1-4; Потулова С. Маронитская Церковь в V-IX вв.//СИППО. 1910. С. 32-52; Бартольд В. В. К вопросу о франко-мусульманских отношениях//ХВ. 1914. Т. 3. С. 263-296; Васильев А. А. Византия и крестоносцы. Пг., 1923; Cahen A. La Syrie du nord à l " époque des crousades et la principate franque d " Antioche. P., 1940; Graf. Geschichte; Hitty Ph. History of Syria. N. Y., 1951; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Αντιοχ.; Atiya A. A history of Eastern Christianity. L., 1968; Runciman S. A History of the Crusades. Camb., 1975. 3 vol.; Nasrallah J. Chronologie des patriarches melchites d " Antioche de 1250 à 1500. Jérusalem, 1968; idem. Histoire du mouvement littéraire dans l " Église melchite du Ve au XXe siècles.

http://pravenc.ru/text/115764.html

Указание это замечательно в том отношении, что возводит время существования схождения Святого огня, по крайней мере к VI веку, времени сочинения вышеупомянутого вечернего тропаря. В настоящем выпуске Православного Палестинского Сборника мы помещаем мало известное письмо царского клирика Никиты к императору Константину VII Порфирородному о схождении Святого огня в Великую Субботу 947 г. Письмо это печатается по относительно новой рукописи XVI века, находящейся в Иерусалимском патриаршем книгохранилище 8 . Рукопись эта, как видно по находящейся на ней помете, в 1779 г. находилась в книгохранилище лавры Св. Саввы. На поле рукописи против заглавия имеется следующая надпись: «Ητις στορα ερθη ες ν βιβλον ν τ θεοβαδστ ρει Ζιν, κα μαρτυρε κρ ωννης ρχιεπσκοπος, τι ν κεν τ ημαρ φνη κα ες τ ρος το Ζιν τ θαμα το γου φωτς• τ ποον vαγνσας κγ Μωσς ερομναχος Ζινατης κα ναγινσκοντς το τ ερον ληθς κα σφαλς». «Этот рассказ был найден в книге богошественной горы Синая, в ней архиепископ Кир Иоанн свидетельствует, что чудо Святого огня явилось, в тот день и на горе Синае; я, Моисей иеромонах Синайский, прочитав этот рассказ, нашел его верным и истинным». В числе Синайских иеромонахов в 1572–1580 гг. действительно находился, пользовавшийся известностью, иеромонах Моисей, может быть списатель вышеупоминаемого рассказа 9 . Что касается до архиепископа Иоанна, то нам с этим именем известны три, время жития которых относится к 1096, 1164 и 1265 гг. К которому из них относится заметка Моисея, решить трудно, но во всяком случае можно надеяться, что в рукописях Синайского книгохранилища не позже XIII века, найдется подлинник послуживший иеромонаху Моисею, чему не противоречит молчание о таких списках Гардхаузеновских каталогов, в виду краткости заключающихся в них сведений. Переходя к рассмотрению внутренних признаков подлинности письма Никиты, мы не встречаем в нем сомнений возбуждающих подозрение, наоборот, упоминаемый в нем Иерусалимский патриарх Христодул действительно был патриархом с 935 по 949 гг. как недавно стало известно из арабской летописи Яхьи 10 , а встречаемые в письме редкие формы слов μηραος и πρωτοσμβουλος были действительно употребляемы именно в VIIIX веках.

http://azbyka.ru/rasskaz-nikity-klirika-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010