677 То, что Цимисхий предпринял свой поход в Месопотамии уже в 972 г., подтверждается Канаром ( Canard M. La date des expeditions mésopotamiennes de Jean Tzimiscès//Mélanges H. Grégoire. Paris, 1950. Vol. II. P. 99–108). 678 Dulaurier E. Chronique de Matthieu d " Édessa. 1858. P. 22; Кучук-Иоаннесов Х.И. Письмо императора Иоанна Цимисхия к армянскому царю Ашоту III//ВВ 10 (1903). С. 100. 680 О годе рождения Василия II (958) см.: Ostrogorsky G. , Stein E. Die Krönung-sordnungen des Zeremonienbuches. Chronologische und verfassungsgeschichtliche Bemerkungen//Byz 7 (1932). S. 198, Anm. 1. 681 Хронологическая последовательность следует Розену (Болгаробойца) и Шлюмберже ( Schlumberger . Épopée byzantine. Vol. I. P. 510) на основании известий Яхьи, который в главном согласуется со Скилицей, в то время как Пселл низложение паракимомена Василия явно ошибочно переносит на время после смерти Варды Фоки, т.е. примерно в 989 г. 682 Новелла Василия II от 996 г.: Zepos . Jus, I. P. 270. К тому же сообщение Пселла (1,12–13, ed.Renauld). 683 О ранней истории Комитопулов ничего достоверного неизвестно. Согласно современнику, армянскому историку Стефану Таронскому (Асохику, пер. Гельцера и Буркхардта (1907), S. 185–186), они были армянского происхождения. Несмотря на мнения Адонца ( Adontz N. Samuel l " Arménien. P. 3 sv.), остается вопрос, в какой степени заслуживает веры это сообщение армянского историографа, сведения которого о Самуиле полны всяческих нестыковок. Утверждения Н.П. Благоева (Братията Давид, Моисей, Аарон и Самуил//Годишник на Софийския Унив., Юрид. фак. 36 (1941–1942). 14. С. 28–40) о том, что комит Николай был потомком протобулгарского хана Аспаруха, а его жена Рипсимия, мать комитопулов, дочерью царя Симеона, целиком взяты с потолка. Исполненными фантазий также являются рассуждения Благоева в: Теорията на Западно българско царство//Там же. С. 16–27. 684 Так – несомненно правильно – у Рансимана ( Runciman . Bulgarian Empire. P. 221), в то время как Златарски (История. 1/2. С. 647 ел.) и Адонц ( Adontz . Samuel l’Arménien. P. 9 sv.), основываясь на баснословных рассказах Яхьи (изд. Розен, с. 20–21) и упомянутого ранее армянского историка Асохика, стремятся доказать, что Роман был признан царем. Мы находим мнимого царя вновь в качестве коменданта Скопье: в 1004 г. он передал город византийцам, получил от императора Василия II титул патрикия и стал византийским стратегом в Авидосе. См.: Scylitzes-Cedren . П. Р. 455.13.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ I († 12.05.1000, Каир), патриарх Александрийский (с июня/июля 964). До избрания на Патриаршество был игуменом лавры св. Харитона в Палестине. По всей видимости, происходил из арабо-христ. среды, хотя несомненно знал греч. язык и поддерживал контакты с Византией. По свидетельству Яхьи Антиохийского , Патриаршество И. началось на 19-м году халифата аль-Мутиа, в джумаде II (15 июня - 13 июля 964), и длилось 37 лет по счету лунной хиджры (в рукописи, положенной в основу издания летописи Яхьи, срок правления И. ошибочно указан как 72/3 года; эта ошибка присутствует также в рус. переводе Н. А. Медникова). За свое долгое Патриаршества И. был свидетелем мн. событий истории христ. Востока. Т. н. византийская реконкиста в 60-х гг. X в. привела к обострению межконфессиональных отношений в Вост. Средиземноморье. В 960 и 961 гг., после побед армий имп. Никифора II Фоки, в Фустате прошли погромы в христ. церквах различных исповеданий. Особенно пострадала мелькитская (правосл.) ц. св. Михаила, к-рая в течение долгого времени оставалась в полуразрушенном состоянии. Патриарх неоднократно обращался к мусульманским властям за разрешением восстановить церковь, но получал отказ. Не имея возможности совершать богослужения в ц. св. Михаила, мелькиты Фустата проводили службы в ц. св. Исидора в квартале Каср-эш-Шама. В собственности православной общины оставалась также ц. св. Феодора, где были похоронены скончавшиеся в Египте Иерусалимские патриархи Христодул (969) и Иосиф (984). В 969 г. династия Ихшидидов, правившая Египтом, была свергнута шиитской династией Фатимидов. Недалеко от Фустата Фатимиды основали новую столицу Каир, куда вскоре перенесли свою резиденцию Александрийские патриархи. Первые фатимидские халифы проявляли исключительную веротерпимость и широко покровительствовали немусульм. общинам; христиане и иудеи занимали видные посты в гос. аппарате. Халиф аль-Азиз (975-996) был женат на правосл. египтянке. Один из ее братьев, Орест , стал в 986 г. Иерусалимским патриархом, другой, Арсений (впосл. патриарх Александрийский),- митрополитом Каира и Фустата. По всей видимости, митр. Арсений оттеснил стареющего И. от реального управления Патриархатом. Пользуясь близостью к халифу, Арсений отнял у коптов ряд храмов и мон-рей, принадлежавших православным в визант. эпоху и утраченных после араб. завоевания. Видимо, ему удалось восстановить также ц. св. Михаила, т. к. она упоминается среди каирских церквей, пострадавших от погромов в мае 996 г. Нападения на церкви в 996 г. были вызваны пожаром, уничтожившим фатимидский флот, который готовился к походу на Византию. Каирская чернь обвинила в поджоге итал. купцов из Амальфи; 160 человек купеческой колонии было убито, а их имущество и нек-рые церкви разграблены. Власти, однако, сурово наказали участников погромов и добились возвращения расхищенного имущества.

http://pravenc.ru/text/389369.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИЛИЯ I АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Илия I (+ 1000 ), патриарх Александрийский (964 - 1000) До избрания на патриаршество был игуменом лавры св. Харитона в Палестине . По всей видимости, происходил из арабо-христианской среды, хотя несомненно знал греческий язык и поддерживал контакты с Византией. По свидетельству Яхьи Антиохийского, патриаршество Илии I началось на 19-м году халифата аль-Мутиа, в джумаде II (15 июня - 13 июля 964 ), и длилось 37 лет по счету лунной хиджры (в рукописи, положенной в основу издания летописи Яхьи, срок правления Илии I ошибочно указан как 72/3 года; эта ошибка присутствует также в рус. переводе Н. А. Медникова). За свое долгое патриаршества Илия I был свидетелем многих событий истории христианского Востока. Т. н. византийская реконкиста в 960-х годах привела к обострению межконфессиональных отношений в Восточном Средиземноморье. В 960 и 961 годах, после побед армий имп. Никифора II Фоки , в Фустате прошли погромы в христианских церквах различных исповеданий. Особенно пострадала мелькитская (православная) церковь св. Михаила, которая в течение долгого времени оставалась в полуразрушенном состоянии. Патриарх неоднократно обращался к мусульманским властям за разрешением восстановить церковь, но получал отказ. Не имея возможности совершать богослужения в церкви св. Михаила, мелькиты Фустата проводили службы в церкви св. Исидора в квартале Каср-эш-Шама. В собственности православной общины оставалась также церковь св. Феодора, где были похоронены скончавшиеся в Египте Иерусалимские патриархи Христодул (969) и Иосиф (984). В 969 году династия Ихшидидов, правившая Египтом, была свергнута шиитской династией Фатимидов. Недалеко от Фустата Фатимиды основали новую столицу Каир , куда вскоре перенесли свою резиденцию Александрийские патриархи. Первые фатимидские халифы проявляли исключительную веротерпимость и широко покровительствовали немусульманским общинам; христиане и иудеи занимали видные посты в гос.

http://drevo-info.ru/articles/13678194.h...

3) Ганзивра, «хранители сокровища» (т. е. «великой книги»), епископы, производимые из тармида после толкования в продолжение трех воскресных дней трех труднейших мест из священных книг пред собранием тармида и других религиозных церемоний. Наконец, 4–ю теоретическую степень составлял бы риш–амма, «глава народа», который соединил бы в своем лице верховную гражданскую и духовную власть. Этой степени у мандайе нет в настоящее время, и в течение всей мировой истории были только два риш–амма, оба не земного (горнего) происхождения: первый до Яхьи, это был Фараон, второй после Яхьи, это был Адам–абу–ль–фарадж. Кроме иерархии мужской, есть у них женская иерархия из двух степений: шканда из дев, которые могут быть возведены в степень тармида, если выйдут замуж за тармида или ганзивра. Ср. ai diakonoi и ai preusbuterai древней церкви. Таинств (точнее: главных религиозных церемоний) два: крещение, masbata, многократно повторяемое во очищение от грехов, и причащение, pehta (испорченное сирское petha) вином и небесным хлебом жителей царства света (тонкая испеченная из пресного пшеничного теста в новой печи пресвитерами лепешечка, разрезанная на маленькие круглые кусочки, преподаваемые пресвитером прямо в рот; от прикосновения к ней пальцев причащающегося эта облатка утратила бы таинственную силу) — по праздникам для получения таинственных сил. В году у мандайе 6 праздников, из которых характеристичны вознесение (в плирому, по возвращении из ада, Хибиля–Зивы), крещение (обязательное для всех, по три раза в день, в продолжении этого пятидневного праздника) и воспоминание об египтянах, утонувших в Чермном море. В XIX столетии этих «гностиков» оставалось немного (по Петерманну, до 1500 душ). Это явление представляет интерес а) как архаистический остаток движения, в главном своем течении исчезнувшего давным–давно, и б) как выпуклый показатель того, что гносис — в своих главных представителях заявлявший о себе только своим антиюдаизмом — был течением антихристианским, вел борьбу с христианством путем компромисса с ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

3) Ганзивра, «хранители сокровища» (т. е. «великой книги»), епископы, производимые из тармида после толкования в продолжение трех воскресных дней трех труднейших мест из священных книг пред собранием тармида и других религиозных церемоний.    Наконец, 4-ю теоретическую степень составлял бы риш-амма, «глава народа», который соединил бы в своем лице верховную гражданскую и духовную власть. Этой степени у мандайе нет в настоящее время, и в течение всей мировой истории были только два риш-амма, оба не земного (горнего) происхождения: первый до Яхьи, это был Фараон, второй после Яхьи, это был Адам-абу-ль-фарадж.    Кроме иерархии мужской, есть у них женская иерархия из двух степений: шканда из дев, которые могут быть возведены в степень тармида, если выйдут замуж за тармида или ганзивра. Ср. ai diakonoi и ai preusbuterai древней церкви.    Таинств (точнее: главных религиозных церемоний) два: крещение, masbata, многократно повторяемое во очищение от грехов, и причащение, pehta (испорченное сирское petha) вином и небесным хлебом жителей царства света (тонкая испеченная из пресного пшеничного теста в новой печи пресвитерами лепешечка, разрезанная на маленькие круглые кусочки, преподаваемые пресвитером прямо в рот; от прикосновения к ней пальцев причащающегося эта облатка утратила бы таинственную силу) — по праздникам для получения таинственных сил.    В году у мандайе 6 праздников, из которых характеристичны вознесение (в плирому, по возвращении из ада, Хибиля-Зивы), крещение (обязательное для всех, по три раза в день, в продолжении этого пятидневного праздника) и воспоминание об египтянах, утонувших в Чермном море.    В XIX столетии этих «гностиков» оставалось немного (по Петерманну, до 1500 душ).    Это явление представляет интерес а) как архаистический остаток движения, в главном своем течении исчезнувшего давным-давно, и б) как выпуклый показатель того, что гносис — в своих главных представителях заявлявший о себе только своим антиюдаизмом — был течением антихристианским, вел борьбу с христианством путем компромисса с ним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Довольно разнообразные свидетельства о Владимире Святославиче содержатся в латиноязычных памятниках - послании к герм. кор. Генриху II архиеп.-миссионера Бруно Кверфуртского (1008) и хронике саксонца Титмара Мерзебургского (1012-1018). В прочих содержатся почти только сведения о внешнеполитических обстоятельствах Крещения Владимира Святославича: в визант. хронике Иоанна Скилицы (создана на рубеже XI-XII вв., но использовала достоверные источники 2-й пол. X в.), в арабо-сир. хронике весьма осведомленного Яхьи Антиохийского (ум. ок. 1066), в сочинении араба Абу Шоджи ар-Рудравери (ум. в 1095), в арм. хронике Степаноса Таронеци (Асолика) (нач. XI в.). История до Крещения. Год рождения Владимира Святославича неизвестен. На уникальное сообщение «Летописца Переяславля Суздальского» (XIII в., сохранившемся в единственном списке 3-й четв. XV в.) о 73 годах как возрасте князя ко времени его кончины (ПСРЛ. Т. 41. С. 44) полагаться трудно по неясности происхождения этой информации и, главное, по сбивчивости хронологии «Летописца» (так, смерть Владимира Святославича датирована в нем 6543, т. е. 1035 (!) г.). Подсчеты на основании возраста Святослава (род. за 3-5 лет до гибели своего отца киевского кн. Игоря, происшедшей не ранее зимы 944/5 г.) и более или менее надежных фактов биографии самого Владимира Святославича (рождение старшего сына кн. Вышеслава не позднее 978 г. и др.) приводят к приблизительному разбросу дат от 955 до 963 г., причем наиболее вероятной выглядит дата ок. 960 г. Такому заключению вряд ли противоречит известие Титмара, что Владимир Святославич умер «глубоким стариком» («decrepitae aetatis») и «ветхим деньми» («plenus dierum») (Thietm. VII, 73-74. P. 488; Назаренко. Немецкие латинояз. источники. С. 136, 141), поскольку впечатление от возраста ок. 55 лет, и без того весьма почтенного по понятиям средневековья, могло усугубляться необычайной длительностью киевского княжения Владимира Святославича (без малого 40 лет). Матерью Владимира Святославича, согласно ПВЛ, была «ключница» святой княгини Ольги Малуша, дочь некоего «Малъка Любечанина» (т.

http://pravoslavie.ru/38465.html

80 . Сократ Схоластик . Церковная история. Саратов, 1911 (на шмуцтитуле-1912). 81 . Сфрандзи Георгий. Хроника/Пер. и прим. Е.Д.Джагацпанян/Кавказ и Византия. Т. 5. 1987. 82 . Феофан. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта/Пер. В.И.Оболенского и  Ф.А.Терновского . М., 1890. 83 . Феофилакт Симокатта. История/Пер. С.П.Кондратьева. М., 1957. 84 . Филосторгий. Сокращенная церковная история Филосторгия, сделанная патриархом Фотием/ХЧ, 1854. 4. 85 . Чичуров М.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора1/Текст, пер., комм. М., 1980. (Переводы даны в сокращенном по ср. с виде). 86 . Эклога. Византийский законодательный свод VIII в./Пер., комм. Е.Э.Липшиц. М., 1965. 87 . Эпиграммы Павла Силенциария и Македония Консула/ВВ. Т. 30. 1969. 88 . Яхья Антиохийский/Розен В.Р. Император Василий Болгаробойца. Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского/3ап. Имп. Акад. Наук. Т. 44, ч. 1. Спб., 1883. 89 .Номоз Зтратиотикоз (Воинский закон)/Пер. В.В.Кучмы. ВВ. Т. 32. 1971. 2. Литература 90 . Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. 91 . Азаревич Д.И. История византийского права. Т. 1, ч. 1, 2. Ярославль, 1876–1877. 92 . Алексеев Ю.Г. Государь Всея Руси. Новосиб., 1991. 93 . Алексей (Дородницын), еп. Чистопольский. Византийские церковные мистики XIV века (Препод. Григорий Палама , Николай Кавасила  и преп. Григорий Синаит )/Православный собеседник. Казань, 1906. 94 . Античность и Византия: Сб. статей/Отв. ред. Л.А.Фрейберг. М., 1975. 95 . Ариньон Ж.-П. Международные отношения Киевской Руси в середине X века и крещение княгини Ольги/ВВ. Т. 41. 1980. 96 . Банк А.В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза:Альбом репродукций. Л.; М., 1966. 97 . Барабанов Н.Д. Византия и Русь в начале XIV века. Некоторые аспекты отношений патриархата и митрополита/ВО. М., 1991. 98 . Беляев Д.Ф. Ежедневные и воскресные приемы византийских царей и праздничные выходы их в храм св. Софии в IX-X вв./3аписки Имп. Русск. Археологического О-ва. Т. 5, вып. 1–4. Спб., 1893.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Наибольшего процветания К. достиг в период, когда был резиденцией Арсения , митрополита Каира в 985-1000 гг. и патриарха Александрийского в 1000-1010 гг. Будучи братом жены халифа аль-Азиза (975-996) из династии Фатимидов, Арсений обладал огромным влиянием и немалыми средствами, позволившими ему обнести стеной и перестроить обитель. Однако в эпоху гонений на христиан халифа аль-Хакима (996-1021) К. подвергся разграблению и разрушению (25 апр. 1010), патриарх и монахи были изгнаны. Нападавшие разорили монастырское кладбище и выбросили из могил останки тел на съедение псам. Разгром К. стал одним из самых трагических событий в коллективной памяти егип. мелькитов. К концу своего правления аль-Хаким охладел к преследованиям инаковерующих и отменил мн. репрессивные меры в отношении христиан. В частности, по ходатайству настоятеля Синайского мон-ря Соломона халиф летом 1020 г. разрешил восстановить К. и вернуть туда монахов. В летописи Яхьи Антиохийского приводится полный текст соответствующего указа, где оговаривается и возвращение обители конфискованного у нее недвижимого имущества (вакфов). Перечень собственности К. включает в себя деревни, пашни и др. земельные угодья, портовые сооружения, дома, кайсарии (торговые комплексы), бани, винные лавки, гончарные мастерские, сады, огороды, финиковые рощи в Египте и на всей территории гос-ва. Данный перечень, хотя и представляет собой набор стандартных формулировок, дает представление о структуре и масштабах монастырской экономики. Игум. Соломон был назначен распорядителем монастырского имущества. Он организовал восстановление К. и населил его иноками, к-рые получили содержание за счет доходов от имений мон-ря. После прекращения гонений на христиан и нормализации византийско-фатимидских отношений укрепились связи ближневост. мелькитов с К-полем. Это хорошо прослеживается на палестинском материале, но, похоже, подобные процессы затронули и Египет. Культ прп. Арсения Великого получил широкое распространение в Византии, а его мощи были перенесены в к-польскую ц. Богородицы Перивлепты (основана в 1034) предположительно из К.

http://pravenc.ru/text/2462329.html

преимущественно историю с 959 по 976 г. Примером ему служила история Агафия, что придало его изложению довольно искусственный характер. Эпоху Василия II, больше как введение, кратко изложил в первой книге своей знаменитой истории Михаил Пселл . Иоанн Скилица , высокопоставленный византийский сановник, написал в конце XI в. хронику, продолжающую Феофана и охватывающую период с 811 по 1057 г. Для периода вплоть до низвержения Романа Лакапина он пользовался прежде всего Продолжателем Феофана. Дальнейшее изложение покоится в первую очередь на не дошедших до нас источниках и имеет большое значение. Для времени до конца правления Никифора Фоки Скилица использует тот же самый источник, семейную хронику рода Фок, что и Лев Диакон, и наряду с этим источник церковного происхождения 469 . Особенно важна для рассматриваемой в этом разделе эпохи часть, относящаяся ко времени Василия II. Оригинальный текст этого важнейшего труда не издан до настоящего времени: Боннский корпус, как и более старые издания, довольствуется перепечаткой Георгия Кедрина, переписавшего основную часть Скилицы 470 . Под именем Скилицы в Боннском корпусе содержится только имеющееся в некоторых рукописях и не принадлежащее Кедрину продолжение 1057–1079 гг., которое, однако, как показывают новейшие исследования, принадлежит не Скилице, а является компиляцией неизвестного автора 471 . Иоанн Зонара , другой высокопоставленный сановник, написал в середине XII в., удалившись в монастырь, пространную всемирную хронику, оканчивающуюся на 1118 г. Впрочем, по сравнению с более ранними источниками Зонара не предлагает по этой эпохе никакого нового материала, однако из уважения к самостоятельности, с которой он использует источники, его труд остается заслуживающим внимания. Важные дополнения к неполным сообщениям византийских исторических сочинений дают арабские источники. Для византийской истории эпохи Македонской династии особенно содержательна хроника Яхьи Антиохийского (ум. 1066) 472 . Выдающимся латинским источником для истории Византии середины X в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Положительная интерпретация миссии М. нашла наиболее яркое выражение в диспуте католикоса-патриарха Церкви Востока Тимофея I (780-823) с халифом аль-Махди (известен в сирийской и арабской редакциях): по словам католикоса Тимофея, М. «шествовал путем пророков», поскольку, подобно Аврааму и Моисею, обратил свой народ к единобожию и свидетельствовал о «Боге, Его Слове и Духе» (ср.: Коран. II 87 и IV 171); в награду за это Бог подчинил ему земли персов и ромеев, к-рые (с т. зр. несторианского автора) уклонились от истинной веры (Богословские собеседования. 2005. С. 28-29). Вместе с тем Тимофей прямо отрицает пророческий статус М., прежде всего на том основании, что Библия не содержит пророчеств о нем (единственным пророком, к-рый по обетованию должен прийти после Христа, будет Илия - Мал 4. 5-6). В связи с этим католикос Тимофей опровергает отсылки мусульман к ветхозаветным текстам, в к-рых они видели пророчества о М.: словам прор. Моисея, обращенным к Израилю: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь» (Втор 18. 15; арабы связывали себя общим происхождением с евреями - см. в ст. Измаильтяне ), и указанию прор. Исаии на всадника на верблюде, едущего в паре с всадником на осле (Ис 21. 7; под 1-м мусульмане понимали М., под 2-м - Ису (Иисуса); см.: Богословские собеседования. 2005. С. 24-27, 38-40). Опровержение христианами и иудеями пророческого статуса М. способствовало развитию в ислам. традиции апологетического жанра «доказательства пророчества» (    ). Он получил широкую популярность в IX в., однако большинство произведений известно лишь по позднейшим упоминаниям. Из ранних сохранившихся памятников можно отметить Послание Ибн аль-Лайса от лица халифа Харуна ар-Рашида к визант. имп. Константину VI (между 790 и 797) и «Книгу доказательства во утверждение пророчества» аль-Джахиза (до 847; во фрагментах), а также «Доказательство» Абу-ль-Хасана Али ибн Яхьи аль-Мунаджжима (ум. в 888; либо его сына Абу Исы Ахмада аль-Мунаджжима), адресованное христ. интеллектуалам Кусте ибн Луке и Хунайну ибн Исхаку , к-рые составили на него ответы-опровержения. В «Книге религии и империи» перешедшего в ислам христианина Али ибн Раббана ат-Табари (ок. 855) подробно разбираются библейские «пророчества» о М. Мутазилитский автор Абд аль-Джаббар (кон. X в.) приводит ряд доказательств пророческого достоинства М., в к-рых явно ориентируется на образ Иисуса Христа и парадигму распространения христианства, подчеркивая происхождение М. из бедной семьи, его кротость, проповедь его учения на всех языках и др. (о развитии жанра в контексте взаимовлияния христианской, мусульманской и иудейской традиций см.: Stroumsa S. The Signs of Prophecy: The Emergence and Early Development of a Theme in Arabic Theological Literature//HarvTR. 1985. Vol. 78. N 1/2. P. 101-114).

http://pravenc.ru/text/2564414.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010