года его войска стояли уже под стенами К-поля. Ввиду смертельной опасности, нависшей над Македонской династией, имп. Василий II отправил посольство на Русь к Владимиру Святославичу с просьбой о помощи. Киевский князь согласился, но ценой брака на визант. принцессе Анне, родной сестре Василия, дочери имп. Романа II (959-963). К-поль вынужден был согласиться, выдвинув, однако, в качестве условия Крещение князя. В 988 г. в Византию отправилось рус. войско, которое и помогло Василию II нанести мятежникам 2 решительных поражения (зимой 988 у Хрисополя и в апр. 989 при Авидосе), в последнем из которых погиб и сам Фока Варда, а царевна Анна отбыла на Русь. О взятии русским войском Херсонеса в этих источниках речи нет, но о нем сообщает визант. историк 2-й пол. X в. Лев Диакон (Leo Diac. X, 10. P. 175), хотя и в контексте, никак не связанном с Крещением рус. князя, о котором он вообще умалчивает. Взятие «тавроскифами»-русью Херсонеса у Льва Диакона «знаменовали» некие небесные «огненные столбы», которые обычно сопоставляются с «огненным столбом», наблюдавшимся в небе близ Каира, согласно Яхье, 7-12 апр. 989 г. Если так, то взятие Корсуни надо датировать периодом между апр. и июлем - авг. 989 г., т. к. появившаяся в июле - авг. комета Галлея, по Льву Диакону, предсказывала уже следующее бедствие - землетрясение в окт. 989 г., приведшее к падению купола в храме Св. Софии в К-поле (В. Г. Васильевский, В. Р. Розен). Эту ставшую уже традиционной т. зр. оспорила Н. М. Богданова, предложив понимать глагол «знаменовали» (греч. paredhloun) не в смысле предзнаменования, а как указание на свершившийся факт и тем самым относить падение Херсонеса ко времени незадолго до апр. 989 г. Неубедительна основанная на неверных хронологических подсчетах датировка взятия Корсуни маем-июнем 990 г., выдвинутая О. М. Раповым, вряд ли основательно настаивавшим, что у Льва Диакона и Яхьи речь идет о разных метеорологических явлениях. По той же причине трудно согласиться и с датировкой дек. 988 г. (А. Л.

http://pravoslavie.ru/38465.html

Е. известен как один из первых наиболее крупных христ. авторов, писавших на араб. языке. Еще до Патриаршества он написал 2 книги по медицине (не сохр.), «Историю» и по крайней мере одно полемическое сочинение. Вместе с Костой ибн Лукой и Агапием Манбиджским Е. стоит в ряду первых арабо-христианских историков. Его соч. «История» (    ), названное переписчиками «Драгоценная нить жемчуга» (    ), представляет собой последовательное изложение событий от Сотворения мира до совр. автору эпохи. Сочинение было столь популярно на Ближ. Востоке, что Е. стали называть «автор «Истории»» (    ). В наст. время насчитывается ок. 30 ее списков. Из последующих историков ею пользовались христиане Яхья Антиохийский , составивший ее продолжение (XI в.), Вильгельм Тирский (XII в.), Георгий аль-Макин (XIII в.) и Антиохийский патриарх Макарий III аз-Заим (XVII в.), а также мусульмане аль-Масуди (Х в.) и аль-Макризи (XIV-XV вв.). «История» посвящена брату Е., врачу Исе. Согласно одним источникам, автор довел ее до 300 г. хиджры (912 г. по Р. Х.), согласно другим - до 5-го года халифата ар-Ради, т. е. до 326 г. хиджры (8 нояб. 937 - 28 окт. 938). По свидетельству Яхьи Антиохийского, в его время некоторые рукописи содержали текст «Истории», где описание доходило до 933 г., т. е. до времени, когда Е. был избран патриархом, а в др. рукописях текст заканчивался описанием событий 938 г. До этой даты доводится изложение «Истории» Е. в совр. изданиях, а единственная сохранившаяся рукопись, не содержащая прибавки, находится в синайском мон-ре вмц. Екатерины (Sinait. Arab. 580). Расширенный вариант Яхья атрибутировал анонимному продолжателю. Ветхозаветная история доводится Е. до времени возвращения евреев из вавилонского плена, после чего практически сразу следует повествование об Александре Македонском и о диадохах, затем - рим. история со времени Цезаря и Августа, в основном представленная сообщениями о переменах на имп. престоле. После краткого изложения земной жизни Спасителя Е. сообщает легендарные сведения из эпохи раннего христианства, к-рые он хронологически увязывает с рим.

http://pravenc.ru/text/187574.html

С основным докладом на тему « Хафизитдин ибн Насретдин аль Бэрэнгэви (1827 – 1917) – выдающийся татарский богослов и его вклад в историю ислама в Марийском крае » выступил муфтий Республики Марий Эл Фанус хазрат Салимгареев. Он выразил признание методисту Республиканского центра татарской культуры Рамаю Юлдашеву, который в свое время предложил проводить Хафизитдиновские чтения в память о Хафизитдине ибн Насретдине аль-Бэрэнгэви. Муфтий Марий Эл подробно остановился на биографии, этапах жизненного пути богослова, который родился, вырос и 52 года (в 1865-1917 гг.) прослужил имамом в Параньге. В течение 20 лет Хафизитдин учился в медресе Бухары, Самарканда, Худжанда, Коканда, Кашгара и Хотана. Получил иджазу от суфийского шейха Шаха Яхьи из Бухары, вступив в Накшбандийский тарикат, сам стал ишаном. За свою долгую жизнь Хафизитдин написал 29 книг по разным отраслям знаний: его перу принадлежат книги по богословию, фикху, логике, мусульманскому праву, хадисоведению, арабской грамматике, правилам совершения хаджа, суфизму, а также по экономике, математике, астрономии, геодезии, географии и даже по медицине. Писал он книги на арабском и персидском языках, которыми свободно владел. Т.е. Хафизитдин был разносторонней личностью, разбирающийся в разных отраслях знаний. И такой широкий кругозор свидетельствует о качестве полученного им образования, личной одаренности и способностях этого талантливого человека к овладению разными науками. В 1871 году Хафизитдин отправился в хадж, и паломничество продолжалось в течение двух лет. « Его духовное служение в Параньге оставит глубокий след в истории татар Марийского края. Будучи человеком очень образованным, он считал, что учиться надо всю жизнь и учить подрастающее поколение. Благодаря его стараниям, у него будет одна из крупных домашних библиотек в Поволжье (известно, что он не жалел денег на их приобретение), продолжил заниматься переписыванием книг, охотно делился книгами из своей библиотеки со всеми желающими. В возглавляемой им мечети было медресе, и он вел в нем преподавательскую работу. Т.е. перед нами яркий пример просветителя: он пишет книги, служит имамом, выступая с проповедями перед прихожанами, обучает их детей в медресе. Добавим тот факт, что и своих детей он приобщил к духовному служению и передал им талант ученого», - отметил Фанус хазрат. В конце выступления муфтий Марий Эл рассказал об инициативе увековечить память о Хафизитдине ибн Насретдине аль-Бэрэнгэви, назвав в его честь новую мечеть, которую есть намерение построить в Йошкар-Оле, назвать одну из улиц в Параньге его именем, облагородить его сохранившуюся могилу и начать переводить и издавать книги самого Хафизитдина и о нем.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/10/du...

Им придется пересдать экзамен 15 июня. ПРАВМИР. В Курахском районе Дагестана 96 школьникам придется пересдавать ОГЭ из-за нарушений в процессе написания экзамена, сообщает ТАСС, ссылаясь на заявление министра образования и науки Дагестана Яхьи Бучаева. «Несмотря на видеонаблюдение в кабинетах, только четверым из более чем 100 школьников никто не помогал. Всем остальным оказывали помощь сторонние люди. Результаты отменены, а школьники будут пересдавать экзамен», — говорится в сообщении Идет расследование, от работы уже отстранен начальник управления образования района. Также глава региона Сергей Меликов обратился с просьбой провести проверку к специалистам МВД республики. По его словам, нарушения фиксировались и в других муниципалитетах. «Недопустимо, когда во время экзамена заносят листочки с готовыми ответами, когда фиксируется наличие телефонов. Это вызывает негатив у населения», — отметил глава региона По его словам, ответственность за соблюдение правил при проведении экзаменов всецело лежит на начальниках отделов образования. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 13 ноября, 2023 30 октября, 2023 1 мая, 2024 9 апреля, 2024 15 марта, 2024 25 января, 2024 16 января, 2024 10 января, 2024 25 декабря, 2023 13 ноября, 2023 30 октября, 2023 1 мая, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/pochti-u-sotni-shkolni...

Здесь нужно отметить, что привлечение этого материала для решения вопроса о жизни Метафраста, независимо от всего, обличает глубокую начитанность автора в литературе и свидетельствует о той способности, которая уже была отмечена – именно, о даре вычитывать в источниках то, чего другие не подозревали или на что не обращали внимания. Так как время написания жития Павла Латрского определяется самим его содержанием и относится к 996 году, и так как оно богато историческими данными, то само собой разумеется, из него можно извлекать данные и для темы автора – о жизни Метафраста. Но все эти данные опять-таки приводят к самому концу X века и, следовательно, с трудом могут быть согласованы с предыдущими выводами: если Метафраст, автор жития св. Феоктисты, родился около 880 года, то едва ли он же мог писать житие св. Павла в самом конце X века. Приведённый разобранными материалами, которые подкрепляются категорическим свидетельством Яхьи Антиохийского, к заключению, что Метафраст жил в конце X века и что он же был и составитель хроники магистра и логофета Симеона, Васильевский не только дал спорному вопросу новую постановку, но и решил его весьма удовлетворительно. В каталоге греческих рукописей Московской синодальной библиотеки, между прочим, отмечена приписка на рукописи, содержащей жития святых, следующего содержания: «восприял конец сей последний том из десяти книг метафраз логофета месяца апреля индикта И-го в 6571 год при Константине Дуке». Как оказывается, приписка сделана в 1063 году и составляет целое откровение для вопроса о Метафрасте. Не говоря уже о том, что ею отожествляется Логофет и Метафраст, она даёт ключ к подлинным произведениям Метафраста в области агиографии, которые до сих пор не были в достаточной степени известны. Хотя имеется список житий, обработанных Метафрастом, у Алляция и хотя в патрологии Миня именем Метафраста обозначены жития, напечатанные в трёх томах, но известно всем, кто занимался житиями, что никогда нельзя быть уверенным в действительной принадлежности Метафрасту того или другого жития, помещенного у Миня под его именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

101       Имеется в виду Антиохия-на-Оронте (совр. Антакья на юго-востоке Турции), где в то время располагалась кафедра одного из четырех православных патриархов. В VI в. византийский император Юстиниан I переименовал город в Феуполь (греч.: Θεοπολις – град Божий). Это название сохраняется в титулатуре Антиохийских патриархов и в настоящее время. 102       О существовании католикосата у хазар нет сведений; возможно, Ибрахим ибн Юханна использует этот этноним применительно к грузинам (что встречается у арабских авторов), и тогда речь идет о Грузинском (Мцхетском) католикосате, существовавшем с в.; однако следует учитывать, что, по мнению большинства грузинских историков (Б. Ломинадзе, В. Гоиладзе, митр. Анании (Джапаридзе), Н. Ломоури), учреждение католикосского правления в Церкви Картли означало признание ее автокефального статуса. Абхазский католикосат не упоминается в источниках ранее XIII в., хотя, как считает ряд исследователей, он мог быть основан в IX или X в. (см.: Коридзе Т. В., Абашидзе З.Д. Абхазский (Западногрузинский) католикосат//ПЭ. 2000. Т. 1. С. 67–72, здесь: с. 68). Что касается болгар, то предстоятель их Церкви первоначально (870–927 гг.) носил титул архиепископа, причем имел большую независимость (фактическая автономия в юрисдикции Константинопольского Патриархата), чем предполагал статус католикоса, как его описывает Ибрахим ибн Юханна. С 927 г. (дата условна) он носил титул патриарха, а с 1018 г. – вновь архиепископа. 103       Арабский эквивалент местного названия Чач; прибрежная область реки Чирчик, близ современного Ташкента. 105       Определением человека на Востоке, в частности в арабском и еврейском мире, в отличие от западного «homo sapiens», является «животное, наделенное даром осмысленной речи» (араб.: hayawan natik). 108       Патриаршество Агапия I отмечено лишь в хронике Яхьи Антиохийского и за неимением других свидетельств отвергалось исследователями, составлявшими списки Антиохийских патриархов (С. Каралевский, В. Грюмель, Дж. Федальто). Подробное повествование об этом патриархе Ибрахима ибн Юханны, современника и очевидца, служит неоспоримым доказательством его существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приведем мусульманские легенды о нём и сказания более или менее исторического характера. По этим сказаниям, он принадлежит к числу драгоценных райских камней, вместе с Адамом ниспослан на землю, потом во время потопа взят опять на небо, или положен в другом каком-либо месте, наконец, при постройке храма был принесен Аврааму ангелом Гавриилом. Он есть правая рука Бога или око Его на земле. Положен он был в иракском углу Каабы, т.е. в том, который обращен к Басре, на расстоянии двух с третью локтей от земли, 1219 по словам Сафиуддина. Признаком его служит то, что он плавает поверх воды. Камень этот был скачала белоснежного цвета, стал же черным по мнению одних вследствие прикосновения к нему женщины вовремя регул; по мнению же других, чернота эта была вызвана прикосновением людей грешных. Наконец, есть еще мнение, что он принял черный цвет от поцелуев хаджиев. Впрочем, говорят мусульмане, эта чернота только с наружной его стороны, с других сторон он по-прежнему бел. 1220 В день страшного суда этот камень получит руки, уши, язык и глаза и будет говорить в пользу набожных хаджиев 1221 . В Марасид-ель-Иттиля относительно черного камня рассказывается, что он есть «единственный нисшедший из рая предмет, которым владеет земля; помещен в углу Каабы, обращенном к Басре он поднят от земли на высоту двух с двумя третями локтей. Здесь он постоянно был предметом посещения и чествований как во время невежества (т.е. во времена до Мухаммеда), так и после ислама; но карматиты, опустошив Мекку и предав смерти пилигримов на святой территории в 327 году хиджры, 1222 вынули черный камень из того места, которое он занимал, и унесли его к себе в город Ель-хаса, в области Бахрейн. Турок Яхкем, который владел Багдадом во времена Бедза-Билляха, предлагал им большие суммы, если они возвратят его; но они не согласились. Только в 335 году, 1223 шериф Абу-Али-Амер, сын Яхьи, выступил посредником между ними и халифом Ель-Моти, они согласились, наконец, возвратить черный камень; впоследствии они перенесли его в Куфу и поместили на седьмом столбе мечети.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Ф. И. Успенский явился одним из создателей первого в мировой науке византологического журнала – «Византийского временника», выходящего с 1894 г., этот журнал – один из редких примеров периодического издания, выпуск которого, прерванный революционной катастрофой, был возобновлен в 1927 г. И продолжается до наших дней. Хронологически, последним из трех выдающихся русских Византинистов был А. А. Васильев , который, как и его друг М. И. Ростовцев, вынужден был в 1920-е гг. эмигрировать. Наиболее значительные труды послереволюционного периода писались им в Соединенных Штатах и по-английски. В Америке он стал, по существу дела, основоположником византологической школы. За год до своей кончины, в 1952 г., Васильев был избран почетным президентом Византийского конгресса в Фессалониках – и это стало справедливым признанием масштабности вклада русского историка в византологию. В первый период научного творчества, главной темой Васильева были взаимоотношения Византии с арабами: в 1901– 1902 гг. Вышла его двухтомная монография «Политические отношения Византии и арабов за время Аморийской династии» и «Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии». В эмиграции он написал такие книги, как «Готы в Крыму», «Нападение руссов (норманнов) на Константинополь» и «Юстин первый». Васильев выполнил критические издания арабоязычных Христианских историков Яхьи Антиохийского и Агапия Мандбиджского. Еще в России ученый начал работать над общей историей Византии, и в 1917–1925 гг. в Петрограде вышли в 4 выпусках его «Лекции по истории Византии». В эмиграции Васильев продолжал работу над синтетической историей Византии; в результате, в 1928–1929 гг., была напечатана его «История Византийской Империи, 324–1453» по-английски, затем, в 1932 г., был опубликован расширенный текст этой «Истории» в Париже, на французском языке, и, наконец, наиболее полный вариант, был напечатан в 1952 г. снова по-английски, в 2-х томах. В этой «Истории» Васильев отразил новейшие результаты византологических исследований. Как и Успенский, в центр своего изложения Византийской истории он поставил политические события, отражен у него и социальный аспект, но специфика его работы в том, что значительное внимание в ней уделено церковной истории, духовной и культурной жизни Византийского общества, литературе и искусству Византии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Так, мусульмане утверждают, что Господь, благоволивший дать «премудрый Коран», Сам постоянно хранит его от всяких изменений и повреждений. «Мы ниспослали наставление (Коран), – слова Корана от лица Бога, – и заботливо храним его» (15:9). «Мы накажем тех, которые рассекают Коран на части» (15, 90. 91). Бейзави в толковании на первые слова: « подлинно Мы храним его (Коран) – т. е. от изменения, прибавления или убавления». Или, по словам Яхьи, Бог хранит Коран от диавола, чтобы этот последний не прибавил или не убавил в нем чего-либо. Другие мусульманские толковники прибавляют, будто Сам Господь присутствует при изготовлении списков мнимобожественной книги и непосредственно наблюдает за ними (Marac. сур. 15). Оставаясь при этом веровании и не желая быть в явном противоречии с самими собою, мусульмане необходимо должны признать особое хранение Промысла и за Евангелием. Но этого высокого преимущества они не допускают за книгами Св. Писания, утверждая, что книги эти предоставлены хранению одних людей, или что то же – своей собственной участи, не допускают вопреки началам собственного учения и впадают в явное противоречие с самими собою. Против такой уклончивости мусульман, мы опять укажем им на их собственные верования. По общему верованию мусульман, книги Св. Писания и Коран, как содержащие уставы и наставления Одного и Того же вечного Бога, Его обетования и угрозы, произошли от одной и той же «небесной книги», «матери книг», различные откровения которой условливались различными обстоятельствами людей (II, 3.130. IV, 135 и др.) Самим книгам приписываются те же названия, что и самому Корану, названия света и руководства (3, 2. 5:50), залога небесного милосердия и наставления для каждого (17, 105. 14, 5. 19:112). Иногда Коран (хотя и без всякого права) поставляет сам себя даже наравне с божественными книгами, как одно и то же откровение (28, 48–49. 9:112). A по этим причинам, что приписывают мусульмане своему Корану, т. е. особенное его хранение Богом, по необходимости должны приписать и Евангелию – истинному откровению.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Мы знаем, что члены военного кабинета сионистов также не имеют чёткого представления о предполагаемой продолжительности войны: «недели», «месяцы», «год». У каждого из них, похоже, свой календарь, так же как у каждого из них своя трактовка понятия «крах ХАМАСа». Помимо уничтожения тысяч террористов, существенного снижения их способности наносить ущерб Израилю, разрушения инфраструктуры туннелей и — если повезёт — смерти лидера ХАМАСа в Газе Яхьи Синувара, что означает «крах ХАМАСа»? Когда эти цели будут достигнуты, Газа не останется пустым воздушным пузырем. Даже без учёта огромных людских потерь — на сегодняшний день в войне погибло 15 тыс. палестинцев, из них 5 тысяч невинных детей — Газа останется домом для более чем 2,7 млн. человек. Для этих арабов Израиль, и никто другой, теперь должен найти гражданские механизмы, которые позволят им продолжать жить на территории, которая будет в значительной степени разоружена. Работать, учиться, зарабатывать на жизнь, открывать бизнес, импортировать и экспортировать товары, начинать восстанавливать руины домов. Ответственность за всё это лежит на Израиле не только потому, что он де-факто «суверен», но и потому, что до сих пор он не предложил альтернативы самому себе. Американская администрация занята изучением возможных решений по ликвидации последствий войны ( подробнее см. моё интервью ). По словам дипломата из Македонии, друга нашей Академии, знакомого с ходом переговоров, «некоторые дискуссии велись при участии президента Египта, короля Иордании, наследного принца Саудовской Аравии, правителя ОАЭ и президента Турции»? «Я не могу сказать, что сотрудничество с израильской стороной продуктивно. Создаётся впечатление, что премьер-министр держит карты близко к груди и не склонен ими делиться», — продолжил дипломат сотрудник МИД Македонии. Академик Араик Саргсян, экс Почетный Консул Македонии в Армении с замминистра иностранных дел З. Петровым, Скопье, 2017 г. Несколько альтернативных предложений уже опубликованы в СМИ в Израиле и за рубежом. Среди них — передача контроля над сектором Газа Палестинской автономии; создание многонациональных арабских сил, которые возьмут на себя гражданское управление Газой, но не будут отвечать за ее безопасность; создание администрации Газы, аналогичной администрации Западного берега, но отдельной от нее; или даже передача части контроля членам ХАМАСа после их полного разоружения и демилитаризации.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/22/mi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010