История свидетельствует 232 , что, когда Павел Самосатский и Несторий, мужи сильные и знаменитые, пользовавшиеся большим уважением в своих землях, вздумали было изменять древнее апостольское учение и распространять мнения, не сообразные с ним, подверглись обличению не только от клира, но и со стороны простых верующих. – С этой точки зрения мухаммедане в след за Мухаммедом утверждают, что Господь, благоволивший дать людям премудрый коран, постоянно хранил и хранит его от всяких изменений и повреждений; Мы (Бог) ниспослали наставление (коран) – и заботливо храним его 233 ; Мы накажем тех, которые рассекают коран на части 234 . Джалалю-д-дин в толковании на первый стих говорит, что Бог хранит коран от всякого изменения и повреждения, от прибавлений и убавлений, так что в нем нет ничего подобного. Или, по словам Яхьи, Бог хранит коран от диавола, чтоб этот последний не прибавил или не убавил в нем чего-либо. Другие мухаммеданские толковники прибавляют, будто сам Господь присутствует при изготовлении списков мнимобожественной книги и непосредственно наблюдает за этим 235 . Сколь справедливо такое верование, – легко может увидеть каждый, кто потрудится внимательно сравнить коран с нашими св. книгами, и потому нам нет нужды останавливаться на нем 236 . Скажем только: оставаясь при этом веровании и не желая быть в явном противоречии с самими собою, мухаммедане необходимо должны признать особенное хранение промысла и за нашими св. книгами. Но этого высокого преимущества они не допускают за книгами св. Писания, утверждая, что книги эти предоставлены хранению одних людей 237 или что тоже, своей собственной участи, – не допускают вопреки началам собственного учения и впадают в явное противоречие с самими собою. – По общему мнению мухаммедан, книги св. Писания и коран, как содержащие уставы и наставления одного и того же Предвечного, Его обетования и угрозы, – произошли от одной и тоже же небесной книги, различные откровения которой условливались различными обстоятельствами людей 238 . Писателей этих книг мухаммедане прямо называют небесными посланниками и пророками, в разные времена до появления Мухаммеда воздвигаемыми самим Богом 239 . Самим книгам они приписывают те же названия, какие и своему корану: названия света и руководства 240 , залога небесного милосердия и наставления для каждого 241 , истинного обетования Божия 242 . Иногда коран, хотя и без всякого права, поставляет сам себя даже наравне с этими божествен. книгами, как одно и тоже небесное откровение 243 . А по этим причинам, что приписывают мухаммедане своему корану, откровению мнимому, то необходимо должны приписать и книгам св. Писания, истинному божествен. откровению.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Там эта абыстай собирала деревенских женщин в тайне и по сохранившимся у нее религиозным книгам обучала их основам ислама. Добрая память об этой женщине сохранилась среди жителей этой татарской деревни и до сегодняшнего дня. Корреспондент портала «Islam-Today.ru» Ильмира Гафиятуллина в своем докладе рассказала про роль социальных сетях в деятельности исламского духовенства Татарстана. По ее словам, сегодня если какое-то событие не нашло отражение в Интернете, то как бы этого события и не было. Поэтому духовенство активно вовлечено в работу социальных сетей. Муфтияты, мечети и рядовые имамы активно ведут собственные социальные сети. Это позволяет с одной стороны быть представленными в мировой интернет-паутине, а с другой стороны находить обратную связь с верующими. Она подробно остановилась на примере того, как муфтий Татарстана Камиль Самигуллин ведет свои соцсети. Докладчик отметила, что муфтий не сторонится коммуницировать с их помощью с населением, что свидетельствует о его открытости. Причем свои страницы в соцсетях духовный лидер мусульман Татарстана ведет лично сам, а не через пресс-службу. Также положительно была охарактеризована практика работы в сфере SMM шариатского специалиста ДУМ Республики Татарстан Ахмада Абу Яхьи ( Кирилл Иванюго) и имама казанской мечети «Гаиля» Рустама Хайруллина. Докладчик также отметила востребованность такого проекта ДУМ РТ как онлайн-медресе, ставшее популярным в период пандемии коронавируса. Аспирант Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан Василий Иванов поведал в своем выступлении о том, как описывал в своих трудах образ современного имама татарский богослов Валиулла Якупов (1963-2012). Корреспондент ГТРК «Марий Эл» Мусаниф Моллачиевпредставил доклад, посвященный социальному портрету современного мусульманского духовенства Республики Марий Эл. На сегодняшний момент в этом регионе насчитывается 30 построенных мечетей и молельных домов, однако, как минимум, в пяти из них нет постоянно работающего имама.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/12/01/mu...

Лев же Диакон прямо указывает на западное положение кометы, т. е. имеет в виду, по-видимому, последний момент ее пребывания на земном горизонте. С этим согласуется и самый характер описания кометы у Льва Диакона. Он, как мы видели, с особою силою указывает на ее резкое и быстрое движение. А известно, что по 2-му закону Кеплера планета наибольшей скорости движения достигает около перигелия. Что касается в частности комет, то они при переходе чрез перигелий переменяют и направление своего хвоста: до перигелия хвост идет позади кометы, после перехода чрез перигелий – впереди. В виду сказанного представляется весьма вероятным, что Лев Диакон наблюдал комету позже не только Яхьи, но и Асохика. Возможно даже, что он наблюдал ее за небольшой промежуток времени пред землетрясением, случившимся 25 октября, а потому и поставил эти два явления в причинную связь. Вообще, нам кажется, что историкам лучше оставить эту комету в покое. При помощи таких сбивчивых данных точных хронологических дат нельзя устанавливать. Впрочем, нам и нет нужды пускаться в подобного рода рискованные гадания. В записке топарха на этот счет есть гораздо более точные указания. Автор говорит: «и вот война тотчас началась, и наступление зимы было близко, ибо солнце находилось недалеко от зимнего поворота». Война, значит, началась немногим раньше 10-го декабря, т. е. приблизительно в половине или даже в конце ноября. А так как тому моменту, который автор называет началом войны, по-видимому, предшествовали такие отношения, при которых нагл топарх еще не терял надежды на мир и посылал «тысячи предложений о перемирии», но когда, тем не менее, дело уже не обходилось, «без оружия», то с некоторою вероятностью можно предположить, что враждебные намерения варваров обнаружились гораздо ранее. Есть основание думать, что уже в конце сентября императорское правительство находилось под давлением какой-то серьезной опасности. На эту мысль наводит следующий факт. В начале октября 989 года, по «личному почину со стороны императора 164 , произошло примирение между Василием и бунтовавшим Склиром, на весьма выгодных для последнего условиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

То обстоятельство, что прибытие греческого посольства в Киев в летописи отнесено к 986 году, не может препятствовать призванию этого предположения, так как вставленная в летопись повесть о посольствах и крещении Владимира, как увидим ниже, вообще не отличается хронологическою точностью и ее хронология не заслуживает доверия. Правда, наш летописец придает греческому посольству исключительно религиозно-миссионерское значение. Но, во-первых, и по показанию Яхьи вопрос о крещении Владимира был существенно важным пунктом в завязавшихся дипломатических переговорах; во-вторых, мы уже раньше согласились признать, что сказание нашей летописи о посольствах есть дело позднейшего измышления. Не нужно также забывать и того, что автор рассматриваемой повести все любит освещать под религиозным углом зрения и что политическою стороною современной жизни он сравнительно мало интересуется. Но в летописи говорится, что наряду с философом греческим, в том же году приходили послы и от Болгар «веры Бохмиче» и Немцы «от напежа» и послы от Жидов Козарстиих». Как нужно относиться к этому известию? Возможно, что это есть плод личной изобретательности автора, задавшегося тенденцией придать действительному единичному факту, так сказать, всесторонность, полноту и округленность. Но возможно и другое предположение. Допустим, что автор сказания намеренно Дунайских Болгар превратил в Волжско-Камских для того, чтобы, наряду с другими верами, сказать несколько слов и о Магометанской, и тогда мы получим поразительное совпадение фактов: послы приходят к Владимиру главным образом из тех стран, где в это время кипело восстание против Василия. Главные союзники Фоки и враги Василия были на Кавказе (грузинский царь Давид) и вот оттуда чрез Хазар присылается одно посольство. Вторыми естественными союзниками Фоки были Болгары, продолжавшие свое восстание, и оттуда присылается другое посольство. Нельзя ли в этих посольствах хоть отчасти видеть действия опытной руки предусмотрительного Фоки, решившего поразить Василия не только военным оружием на поле брани, но и оружием мирным на поле дипломатического состязания? Прежде чем отвечать на этот вопрос, мы позволим себе напомнить следующее замечание профессора Васильевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В данном же случае эти превосходные качества, несомненно, изменяют ему: здесь его известия являются краткими, отрывочными и довольно сбивчивыми. Объяснить это обстоятельство можно всего легче и естественнее характером источников, которыми Яхья пользовался для данного отдела. Из Антиохии, стоявшей на стороне бунтовщика Фоки, трудно было следить за дипломатическими сношениями враждебного ей Константинополя с отдаленным Киевом. Не нужно также забывать и того, что сношения эти, как этого требовала сущность дела, велись тайно, непосредственные результаты их держались в строгом секрете и доступны были только для лиц, близко стоявших к самому императору. И в настоящее время ведутся сношения между императорскими кабинетами, а о результатах многих из них узнают только наши потомки из государственных архивов. А что Яхье недоступен был государственный архив или вообще – официальные документы, это непосредственно очевидно из характера сообщаемых им известий. Оказанная Владимиром Василию военная помощь, его крещение и женитьба на сестре последнего – все это заставляло современников предполагать, что раньше, чем все это случилось, между Константинопольским и Киевским дворами должны были происходить дипломатические переговоры; на основании сделавшихся потом известными результатов этих переговоров можно было составить даже более или менее правдоподобное представление об общем характере самых дипломатических сношений; но что касается интересующих нас теперь подробностей, то они могли остаться недоступными не только для летописца, писавшего свою летопись на далеком востоке, но и для писателей, живших в самом Константинополе. И если между современными историками не окажется лица, близко стоявшего к тогдашнему императорскому правительству, то подробности рассматриваемых переговоров навсегда могут остаться тайною для науки. – Из сказанного ясно, что современный исследователь должен с большою осторожностью относиться к показаниям Яхьи по данному вопросу, иначе он рискует навязать этому писателю то, чего он не мог и не хотел сообщать.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известно, что дата появления этой кометы не у всех летописцев отмечена одинаково: в их показаниях замечается даже странное противоречие. Яхья говорит: «и появилась звезда хвостатая на западе в ночь на воскресенье 19 Раби-а II 379 (27 июля 989) и стояла двадцать слишком дней и исчезла 163 . По показанию Яхьи, следовательно, комета, явившись 27 июля, исчезала около 15 августа. По показанию же Асохика, она явилась как раз в это именно время. «В этом именно году, т. е. в 438–989, говорит Асохик, в 15 день месяца кахоца, в праздник Успения всесвятой Девы Богородицы, снова явилась (первая явилась в 974 г.) копьевидная звезда на восточной стороне (неба). В продолжение нескольких дней она пускала светлые лучи свои на юг; потом, переменив положение, она стала на западе над западною страною, простирая оттуда копьеобразный свет на восток». Заметим, что при наблюдении кометы, такое ничтожное пространство, какое отделяло места наблюдения обоих этих летописцев, не имеет никакого значения. Так что мысль о том, что в Египте комета могла появиться раньше, а в Армении позже, не имеет места в данном случае. – Затем, есть третье и на этот раз уже вполне точное известие об этой комете. Имеем в виду точные астрономические вычисления, по которым эта комета чрез свой перигелий прошла 12 сентября. Долго ли она после этого была доступна наблюдению, сказать трудно, так как для решения этого вопроса потребовались бы сравнительно весьма сложные вычисления. Но на основании аналогичных примеров с некоторою вероятностью можно допустить, что после своего прохождения чрез перигелий она не тотчас исчезла. Известно, напр., что явившаяся в 1858 году большая комета Донати открыта была 18 июля нового стиля, чрез перигелий прошла 29 сентября, а последний раз наблюдаема была 15 октября. В общем, следовательно, комета Донати наблюдаема была около 5 месяцев. Представим себе теперь, что и комета 989 года наблюдаема была приблизительно столько же времени. Теперь спрашивается, какой же именно момент имеет в виду Лев Диакон в своем описании? Обратим внимание на то, что, по словам Асохика, комета сначала появилась на восточной стороне, а потом, переменив положение, стала на запад.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы говорим об известиях арабских писателей Аль-Макина и Ибн-аль-Атира. В особенности первое имеет капитальное значение и заключается в следующем: «и взбунтовался открыто Варда Фока и приглашал людей признать его за царя и владел всеми землями греков до берега моря. И стало важным дело его и боялся его Василий боязнию великою. И истощились богатства его и побудила его нужда вступить в переписку с царём руссов, они же были его врагами, и он просил у него помощи. И царь руссов согласился на это и просил свойства с ним. И женился царь руссов на сестре Василия, царя греков, после того, как он поставил условием принятие христианства и отправил к нему митрополитов, которые обратили в христианство его и весь народ его. – И отправился царь руссов со всеми войсками своими к услугам царя Василия и соединился с ним. И они оба сговорились пойти навстречу Варде Фоке и отправились на него сушей и морем и обратили его в бегство». Арабская традиция значительно расширяет кругозор наш на крещение Руси и показывает, в какой степени скудны русские известия и в каком направлении следует ждать и желать их пополнения. Поход на Корсунь ясно мотивируется политическими целями, что и соответствует действительному положению дела, оправдываемому договорами с греками и другими данными. Переговоры Василия с Владимиром, вызванные стесненным положением Византии, также имели прежде всего в виду военный союз, хотя и закончились принятием греческой веры Владимиром. Остаётся, однако, и здесь невыясненным вопрос о месте крещения Владимира и о личном походе русского князя в Константинополь. В вопросе о крещении Руси при Владимире остаётся ещё несколько невыясненных подробностей, которые в общем зависят от утраты византийской традиции. Большой заслугой нашего учёного нужно признать то, что он первый выдвинул и оценил арабские известия, в сопоставлении с которыми получили надлежащее освещение сами византийцы. Что дебаты по вновь поднятому вопросу не закрыты, интересующиеся русской исторической наукой могли убедиться в 1883 г. при выходе книги барона В. Розена «Император Василий Болгаробойца», в которой между прочим приведены известия другого арабского писателя о русско-византийских отношениях 988–989 года, Яхьи Антиохийского. Это, оказывается, тот писатель, которым пользовался Аль-Макин в своих известиях о крещении Руси и которого так эффектно Васильевский привлёк к даче важных показаний насчёт событий 988 и 989 годов. С появлением первоисточника, конечно, изменились несколько и отношения исторической критики к свидетельству Аль-Макина, но в общем арабская традиция только выиграла, получив новое подтверждение в свидетельстве почти современного событиям писателя (Яхья писал в начале XI века), пользовавшегося недошедшими до нас греческими источниками. В каком направлении могут далее идти исследования по занимающему нас интересному вопросу, об этом мы имели случай высказаться в Журнале Министерства Народного Просвещения. 1884 г. (апрель).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Часто для нахождения эмбриологического чуда используют сомнительные переводы некоторых арабских слов. Например, М. Бюкай и Х. Яхья видят в Суре «Аль-’Алак» («Сгусток») указание на раннюю стадию эмбрионального развития человека: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил всё сущее. Он сотворил человека из сгустка крови» (К.96:1–2). Слово сгусток (’алакин) они переводят то как «пиявка», то как «то, что прицепляется», хотя это имя существительное переводится как «сгустившаяся кровь», или «кусок сгустившейся крови», или просто «кровь» 73 , о чём, собственно, и говорит название Суры. Сгустком крови, ни даже пиявкой эмбрион никак не может являться, так как уже на самых первых этапах развития он имеет более сложное клеточное строение: клетки располагаются как внутри, так и снаружи эмбриона. Это клетки не только крови, но и нервной ткани, мышц, будущих органов тела 74 . Но и в отношении строения и внутриутробного развития человека мусульмане готовы найти свои «чудеса». Приведём айат из Суры «Аль-Му’минун» («Верующие») в варианте Х. Яхьи: «Потом Мы обратили каплю влаги в сгусток, затем создали из сгустка кусок плоти, которое обратили Мы в кости, и так одели эти кости в плоть, и затем произвели его в ином творенье. Хвала Аллаху, искуснейшему из всех творцов!» (К.23:14). Якобы здесь содержится образное описание этапов развития человека, когда он вначале похож на каплю, потом на сгусток (пиявку), потом на (бесформенный) кусок мяса и т. д. Дело в том, что здесь содержится сразу несколько ошибок. Во-первых, это ошибка в интерпретации отрывка, как пишет выпускник исламского вуза из Саудовской Аравии Георгий (Фарес) Нофал, все древние мусульманские толкователи этого места, такие как Ибн Кассир, Ат-Табари, понимали его буквально, а не аллегорически, как это делают современные авторы. То есть человеческий эмбрион буквально есть капля, потом сгусток крови и затем бесформенный кусок мяса, о чём свидетельствуют и достоверные хадисы – высказывания, приписываемые основателю ислама Мухаммаду 75 . Во-вторых, в арабском тексте Корана чётко указана последовательность именно постепенного внутриутробного развития человека, что передаётся слитным написанием частицы « фа » и глагола халакнаа (создали) – фа халакнаа, и перевод будет: « потом или затем (Мы) создали» (см., например, перевод Э. Кулиева). То есть Аллах именно создаёт, а не это кажется кому-то, человека: вначале из капли сгусток крови (пиявку?), потом кусок мяса, потом облекает мясо костями. Однако это не соответствует современным медицинским данным, так как кости и мышцы формируются одновременно 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Вероятно, по этой же причине третий исторический сюжет – взятие Антиохии византийцами (969) – выглядит в Житии несколько оторванным от общего исторического контекста. На самом деле это событие явилось завершением длительной кампании крупного византийского военачальника, а с 963 г. императора, Никифора Фоки. «В 961 г., после восьмимесячной осады, Никифор взял остров Крит – главную стоянку мусульманских пиратов, пятью годами позже пал Кипр, а вместе с ним и безраздельное господство ислама на Средиземном море. В 962 г. Никифор вступает в Алеппо, в 965 г. сдается Массиса и, наконец, героически сопротивлявшийся Таре, наиболее мощный оплот мусульман... В 968 г. Никифор захватывает города Хама и Химс... затем берет Лата- кию, а в последующую зиму – почти непобедимую Антиохию» 76 . Из всех перечисленных завоеваний, приходящихся главным образом на патриаршество Христофора, кроме захвата Антиохии в Житии упоминается только взятие Тарса 77 : это было существенно необходимо Ибрахиму ибн Юханне, чтобы объяснить прибытие в Антиохию тарсян, послужившее толчком к первому антихамданидскому мятежу. Кроме того, только из Жития мы знаем о переговорах Никифора Фоки с антиохийцами в 965 г., после взятия Тарса, когда посольство было направлено к нему на север, а сам он не приступал к Антиохии 78 . Однако и эти переговоры, как мы видели, введены в повествование ради иллюстрации не внешней, а внутренней политики, а именно для раскрытия динамики антиохийского восстания. Таким образом, при описании возвращения Антиохии в состав Византийской империи Ибрахим ибн Юханна оказался наиболее лаконичен и сдержан не только по сравнению с другими источниками, но и на фоне собственного изложения политической ситуации в городе накануне его взятия. Между тем отвоевание Антиохии было крупнейшей победой византийцев в ходе их реконкисты. Естественно, в этой связи существенно расширяется круг источников, привлекаемых для сопоставления с Житием. Помимо арабских (Яхьи Антиохийского, Камаль ад-Дина, опиравшегося на него Ибн Шаддада и Ибн аль-Асира) интересующие нас события описывают три византийских автора: современник Лев Дьякон (X в.) 79 и два более поздних хрониста – Иоанн Скилица (XI в.) 80 и Иоанн Зонара (XII в.) 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) Ганзивра , «хранители сокровища» (т. е. «великой книги»), епископы, производимые из тармида после толкования в продолжение трех воскресных дней трех труднейших мест из священных книг пред собранием тармида и других религиозных церемоний. Наконец, 4-ю теоретическую степень составлял бы риш-амма, «глава народа», который соединил бы в своем лице верховную гражданскую и духовную власть. Этой степени у мандайе нет в настоящее время, и в течение всей мировой истории были только два риш-амма, оба не земного (горнего) происхождения: первый до Яхьи, это был Фараон, второй после Яхьи, это был Адам-абу-ль-фарадж. Кроме иерархии мужской, есть у них женская иерархия из двух стелений: шканда из дев, которые могут быть возведены в степень тармида, если выйдут замуж за тармида или ганзивра. Ср. α δικονοι и α πρεσβτεραι древней церкви. Таинств (точнее: главных религиозных церемоний) два: крещение, mâsbâtâ , многократно повторяемое во очищение от грехов, и причащение, pehtâ (испорченное сирское pethâ) вином и небесным хлебом жителей царства света (тонкая испеченная из пресного пшеничного теста в новой печи пресвитерами лепешечка, разрезанная на маленькие круглые кусочки, преподаваемые пресвитером прямо в рот; от прикосновения к ней пальцев причащающегося эта облатка утратила бы таинственную силу) – по праздникам для получения таинственных сил. В году у мандайе 6 праздников, из которых характеристичны вознесение (в плирому, по возвращении из ада, Хибиля- Зивы), крещение (обязательное для всех, по три раза в день, в продолжении этого пятидневного праздника) и воспоминание об египтянах, утонувших в Чермном море. В XIX столетии этих «гностиков» оставалось немного (по Петерманну, до 1500 душ). Это явление представляет интерес а) как архаистический остаток движения, в главном своем течении исчезнувшего давным-давно, и б) как выпуклый показатель того, что гносис – в своих главных представителях заявлявший о себе только своим антиюдаизмом – был течением антихристианским, вел борьбу с христианством путем компромисса с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010