575 В 2Nap. II, 13 в письме царя Тирского это лицо названо Хирам-Авия. В переводах Biblia Sacra 1822, в Протест. Библии французской 1731 г., в Вульгате, в Англ. Библии вместо этого двойного имени стоит фраза: «принадлежащий отцу моему Хираму». У Саси во фр. Библи: «Hiram, que j’honore comme mon père». Однако и самые английские комментаторы указывают на неправильность перевода своего текста (и других подобных). И действительно: из 2Nap. IV, 11 несомненно, что сам архитектор назывался Хирам, а что отец царя Тирского назывался Аби-Баал; это видно из текста Менандра, сохраненного Флавием Иосифом в его сочинении «против Аппиона». См. еще Роулинсона в Speaker " " s Commentary on 1 Kings, V, I and 3 Chron. II, 13. 576 Замечание Фергюссона: the temple of the Jews. Ср. 3 Ц. VI, 2 с устройством скинии в Исходе и ср. наш. примеч. в Свящ. Летописи и вступление в гл. XXV Исхода. 578 8 Ц. VII, 21. Иахин значить «Иеговой укрепляемый»; а Воаз «быстрый», или «быстро воздвигающийся». Текст греческий LXX переводит в 2Nap. III, 17 имена колонн словами «исправление и крепость». Многие думают, что эти имена означают фразу: «Господь утверждает в крепости»; или «в Господе крепость и воздвижение». 581 3 Царств VI, 1, 38; УШ, 2. О месяцах еврейских ср. в Свящ. Лето­писи во II томе в книге Исход главу XXIII, пр. 12 § 3 и Левит XXIII, 39 примеч. Афаним было имя гражданское месяца, имя же его религиозное было Тисри. 584 Скиния Моисеева много раз переносилась с медным жертвенником, но со времени взятия ковчега Филистимлянами при Илии ковчег завета никогда уже не находился в ней, или при ней. Скиния с жертвенником чтилась как особое святилище. 585 Мы очень настаиваем на той мысли, что Второзаконие известно было при Соломоне; по крайней мере явно, что он стремился исполнить законы этой книги, которой некоторые критики приписывают позднейшее начертание. Заметим, что во Второзаконии нет указания на храм, но есть указание на «место, которое изберет Господь, чтобы пребывать имени Его Там» (Второзак. XII, 5,11,14; XIV, 23,24; XV, 20; XVI, 6; XXVI, 2; XXXI, 11). Приказывается устроить временный жертвенник на горе Гевал (Второе. XXVII, 4–5), но Моисею не открыто построение храма. Единственное место, говорящее о «доме» Господнем, есть XXIII, 18 (не вноси плату за мерзость в дом Господа Бога твоего), – но оно может относиться к скинии. Откровение о храме даровано лишь Давиду.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

27:9. Прорицатели. Здесь перечислены пять категорий прорицателей. Пророки получали вести от божества и передавали их людям. Гадатели распознавали знамения, большей частью изучая внутренности жертвенных животных (см. коммент. к Втор. 18:11 ). Сны как откровения богов считались очень важным способом познания воли богов по всему Ближнему Востоку в древности. Толкователи снов использовали самые разные способы толкования (см. коммент. к Дан. 2:4 ). Медиумы контактировали с духами умерших и передавали советы от них. Волшебники специализировались на заклинаниях и заклятиях. В письмах ассирийским царям в VII в. до н. э. упоминаются пять основных категорий мудрецов и советников царя: астролог-писец, гадатель, экзорцист (изгоняющий злых духов), лекарь и профессиональный плакальщик. 27:16. Сосуды дома Господня. По-видимому, речь идет о любых предметах, которые можно было вынести из храма, в том числе о сосудах и другой ритуальной утвари. Навуходоносор вывез из храма много ценностей во время первого захвата Иерусалима в 597 г. до н. э., но там еще оставалась кое-какая утварь, которую изъяли оттуда спустя одиннадцать лет. Более подробная информация на эту тему приводится в коммент. к Дан. 1и 5:2. Описание внутреннего убранства храма и ритуальной утвари см. в коммент. ко 2Пар. 4 . 27:19. Столбы. Медные столбы (см. коммент. к 3Цар. 7:15–22 ) стояли при входе в притвор храма. Они носили названия Иахин и Воаз, и, очевидно, царь стоял у одного из них в особых случаях ( 4Цар. 11:14; 23:3 ). 27:19. Море. Медное море (см. коммент. ко 2Пар. 4:2–5 ) представляло собой большой медный резервуар в форме чаши, более 15 футов в диаметре и свыше 7 футов высотой. Он стоял на спинах двенадцати медных волов, разделенных на четыре группы, каждая из которых была ориентирована по четырем сторонам света. Этот сосуд мог вместить около десяти тысяч галлонов воды и служил для ритуального омовения. 27:20. Пленение Иехонии. См. коммент. к 4Цар. 24:12 . В одном из вавилонских административных документов описывается дань, полученная Навуходоносором от Iakukinu (Иехонии).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Высота храма 120 локтей у Раши слагается из длины храма 100 локтей (по Иез.41:13 ) и длины притвора 20 локтей ( Иез.40:49 ; 3Цар.6:3 ). Высота храма 120 локтей у Кимхи есть 30 локтей истинной высоты храма ( 3Цар.6:2 ) и 90 локтей длины по Иез.41:12 . Сто локтей высоты храма, указываемые Иосифом, талмудом и Раши, есть длина храма, данная Иез.4:13 . Третья высота храма, указываемая у того же Иосифа Флавия, 90 локтей, есть длина храма, данная Иез.41:12 . Четвертая высота храма книги Ездры и того же Иосифа, 60 локтей, есть истинная внутренняя длина святого и святого святых. Высота притвора до архитрава или, иначе, высота стоявших в притворе колонн Иахин и Боаз – 40 локтей ( 2Пар.3:15 ) есть длина первой части храма. Высота притвора по LXX, 20 локтей, есть длина притвора с севера на юг. Вообще все разнообразные представления высоты храма и притвора суть своеобразные толкования пророка Иезекииля, сокрывшего высоту своего таинственного храма. Мы, с своей стороны, продолжая стоять на том, что свидетельства Иосифа Флавия и всего иудейского предания ложны по отношению к первому храму, поколику они противоречат 3Цар.6:2 , не можем допустить, чтобы они были так же ложны и по отношению к Иродовой реставрации храма, чтобы можно было и Иродову храму приписывать 100 и 120 локтей высоты в то время, когда в действительности он имел только 30 локтей высоты. Мог ли Иосиф Флавий в определении высоты храма основываться на одном каббалистическом толковании пророка Иезекииля, когда он сам, по своему происхождению, стоял очень близко к Иродову храму и в течение 30 лет был постоянным его посетителем? И, с другой стороны, мог ли он в таком случае обмануть даже своих римских читателей ложным показанием высоты храма, когда и эти римляне слишком хорошо успели познакомиться с храмом Ирода в течение его продолжительной осады и разрушения? Что касается талмудического описания храма в Middoth, то оно действительно представляет не столько новое живое описание, сколько толкование библейских свидетельств о храме, но и в нем нельзя допустить такой необыкновенной ошибки – превращения действительной высоты 30 локтей в 100 локтей, тем более, что и в Middoth есть предания от лиц, видевших храм Ирода; так в нем есть свидетельство рабби Елеазара-бен-Иакова, которого дядя сам служил в храме как левит.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Мастер, его выполнявший, был свидетелем реальной архитектуры Гроба Господня времён Константина Великого (IV в.). Расположение ротонды, венчающей прямоугольное сооружение, имеет яркое сходство с действительным обликом Храма Гроба Господня (обхват из 12 колонн) и особых вопросов не вызывает. Гораздо сложнее изображение плотно закрытых Врат на фоне кирпичной стены. Д. В. Айналов пишет о каком-то “непонятном квадратном сооружении”, — которое, судя по фигуркам двух опирающихся на него воинов, является символическим образом Гробницы. В другой своей работе Д. В. Айналов говорит о постройке более конкретно, называя её “стеной Гроба Господня” 40 . Несомненно, это действительно Гробница, но её оформление в храме Воскресения 338 года имело совершенно иной облик. На наш взгляд, иконография фона Мюнхенского рельефа имеет конкретный архитектурный прототип в Иерусалимском храме. Неприступная кирпичная стена с плотно закрытыми створками Дверей явно соотносится с описанием преграды между Святилищем и давиром. Смущает только мелкая кирпичная кладка, которой она выложена. Но по одному из иудейских преданий, стены Соломонова храма были сделаны из кирпича. Хотя весьма сомнительно, чтобы это предание имело реальное основание, но для области изобразительной этого вполне достаточно. На одном раннехристианском рельефе V века со сценой “Жёны у Гроба” Пещера Воскресения изображена как архитектурное сооружение в виде широкой двери, совершенно идентичной той, что была на Мюнхенском рельефе. Особенностью именно этого рельефа является то, что дверь фланкируется двумя монументальными колоннами коринфского ордена, которые, вероятно, напоминали о двух легендарных колоннах Иерусалимского храма — Иахин и Воаз. Таким образом, здесь ещё более ясно прочитывается связь с ветхозаветной преградой. Изображение Врат в данном случае символизирует мистическую границу между двумя мирами — живых и мертвых, то есть соответствует толкованию пространства Иерусалимского храма, где святилище — земля, давир — небо. Апостол Павел символически разъясняет смерть Христа, сравнивая её со входом первосвященника в Святая Святых через Врата давира (Евр 9), что могло восприниматься в художественной среде как реальный образ.

http://pravmir.ru/vethozavetnyie-prototi...

В деле этого построения имели большое значение три лица, в имени которых заключалось слово Хирам: Хирам, царь тирский, финикиянин, Адонирам (Адон Хирам) – еврей, Хирам-художник – финикиянин по отцу и еврей по матери ( 3Цар.5:7–14,7:13–14 ). Значит, за 1000 лет до Р. X. религиозная архитектура получила уже широкое развитие у финикиян. Храм Соломонов разрушен две с половиной тысячи лет тому назад, но еще доселе в учении франк-масонов имеют важное значение столбы иахин и воаз, молоток, ватерпас, лопатка и ветвь акации – символы, связанные с легендой о иерусалимском храме. „Для соблюдения порядка при расчете с легионами мастеров, подмастерьев, мастеров и простых учеников Адонирам разделил их на группы, дав каждой вместе с особенным одеянием свои пароли и лозунги. Мастеровые, завидуя мастерам и желая получить большую против заслуженной плату, задумали образовать отдельную шайку, костюмированную подобно мастерам, дабы получить от Адонирама более, нежели им следовало. Изменить одежду было нетрудно. Главное препятствие было в пароле и лозунге мастеров, не известных простым мастерам. Принужденные вследствие этого отказаться от хитрости, мастеровые решились тайно убить Адонирама и ограбить казну, бывшую на его попечении. Первое им удалось. Они умертвили Адонирама, но не могли доискаться, где у него были спрятаны деньги, ассигнованные на жалование рабочим. Досадуя на неудачу и раскаиваясь в напрасном преступлении, мастеровые зарыли труп Адонирама в груду щебня и извести, пометив это место веткой акации, чтобы после похоронить убитого. На другой день при первом слухе об исчезновении Адонирама царь Соломон разослал на поиски за ним нарочных во все концы его царства, еще не зная, жалеть ли ему о верном слуге или негодовать на него, как на вора. В это время левиты, пришедшие к царю, доложили ему, что на месте строения храма совершилось чудо: за ночь на груде сухого щебня вырос и расцвел большой куст акации... Действительно, к удивленнию всех рабочих и к ужасу убийц, ветка акации, которой они пометили место погребения Адонирама, в одну ночь дала корень и разрослась кустарником.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Ахим Ахим (с евр. утверждение) – собственное имя одного из лиц, упоминаемых в родословии Господа ( Mф. I, 14 ), сын Садока и отец Елиуда. Он жил после Вавилонского плена. Полагают, что он одно и то же лицо, что и Иахин, упоминаемый в ( INap.XXIV, 17 ), но означенное предположение неосновательно; нужно думать, что Ахим жил гораздо позже Иахина, упоминаемого в I кн. Пар., и только пятью родами отделяется от Иосифа, обручника Пресв. Девы Марии. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Выходная гравюра из кн. «Ключ разумения» архим. Иоанникия (Галятовского). К., 1659 г. Гравюра и, следов., появившиеся на ее основе иконы отражают гомилетический характер произведения архим. Иоанникия. Основой иконографической программы являются иллюстрации к библейским цитатам о слове Божием и Его заповедях. Композиция гравюры представлена в виде триумфальной арки классической П-образной формы. В ее проеме, в центре изображения,- крупный, обращенный бородкой вверх ключ, который, как поясняет автор в предисловии, помогает читающим книгу «двери до неба одомкнути». На стержне ключа помещена надпись (сверху вниз): «                          » (Лк 11. 52). На имеющей форму сердца головке ключа указаны название сочинения и его выходные данные. По сторонам стержня изображены атрибуты служения прор. Моисея - 2 трубы (надпись: «                  » - Числ 10. 1-2) и скрижали завета (надпись: «                    » - Исх 34. 1; Втор 10. 1). По толкованию свт. Афанасия Великого, звук труб призывает «памятовать о Законе» ( Athanas. Alex. Ep. pash. 1. 2); вслед за ним архим. Иоанникий трубному гласу уподобляет голос проповедника, наставляющего паству в истине. Вверху арки в центральном картуше изображено «Коронование Пресв. Богородицы» (надпись: «                    » - Песн 4. 8). В левом картуше - сеятель из притчи (надпись: «        » - Мф 13. 3; Мк 4. 3; Лк 8. 5), толкование которой дал Сам Иисус Христос, говоря о слушающих и внимающих слову Божию (Мф 13. 19-23; Мк 4. 11-20; Лк 8. 11-18). В правом картуше - всадник с луком («                      » - Откр 6. 2); согласно толкованию архиеп. Андрея Кесарийского ( Andr. Caes. Apoc. 13), текст Откровения о снятии 1-й печати означает апостольское учение, евангельскую проповедь, слово, просветившее язычников. На колоннах у опор арки помещены надписи, напоминающие о сооружении царем Соломоном Иерусалимского храма: слева - «                   [Иахин]», справа - «                   [Воаз]» (3 Цар 7. 21). На базах колонн написаны тексты из истории Самсона: «                                      » (Суд 14. 8-9); «                        » (Суд 15. 19), которые проиллюстрированы ниже в картушах. В Свящ. Писании это место, где повествуется о загадке Самсона, которую тот предложил разгадать гостям на брачном пире, является одним из наиболее сложных для понимания и толкования. Его включение в программу гравюры указывает читателям на трудности постижения Библии. Возле нижнего края в центре - подпись гравера «    » ( Ровинский. Словарь граверов. Стб. 200).

http://pravenc.ru/text/1841536.html

Иез.40:8 .  И смерил он в при­творе ворот внутри одну трость, Не читается у LXX и во всех древних переводах за исключением Таргума, почему всеми новейшими признается диттографией последних слов 7 ст. Может быть, он указывает ширину портика Е (улам, или «притвора ворот» 9 ст.), которая действительно не указана в описывающем подробно этот портик и указывающем, может быть, его длину (8 локтей) 9 ст. Если так, то ширина этого портика, равна была ширине каждого из двух порогов, следовательно, это был как бы третий и последний порог к внешнему двору храма (святость последнего этим еще более отмечается). Иез.40:9 .  а в при­творе у ворот намерил восемь локтей и два локтя в столбах. Этот при­твор у ворот со стороны храма. «Восемь локтей». Если в 8 ст. указывается ширина улама, «притвора ворот», портика Е, то здесь другое измерение – его длина; если же нет, – то здесь ширина. Так или иначе, – это была уже настоящая зала, комната, не квадратная сторожка лишь, как та или фее. Изящно изукрашенная ( Иез.41.26 ) с двумя массивными колоннами, о которых сейчас речь, эти комнаты ворот служили вероятно для собраний вроде описанного в Иез.11.1 и д. и жертвенных трапез ( Иез.44.3 ). При входе уже в самый двор храма, хотя двор еще внешний (так свят был и он), эти комнаты, которые в этом же месте имели все трое внешних ворот храма, являлись преддверием храма, заставляя ощущать близость и этим подготовляя ко входу в храм. LXX: «елам же вратный ( πυλωνος – портал), иже близ елама двернаго (т. е. пилястры, отделяющей от первого последнее фее) осми лакот». «И два локтя в столбах». Эти столбы могли стоять только у западного, ведущего уже во двор храма, выхода портика, и их ширина, несомненно равна и длине, – т. е. толщина равна была толщине стены портика и всего сооружения ворот. Такие же столбы были и во внутренних воротах (ст. 26, 31) и в самом храме ( Иез.41.3 ) и должны были иметь подобное же символическое значение, как известные Иахин и Воаз в Соломоновом храме (см. объяснение 3Цар 7.21 ). LXX: «аилев» транскрипция евр. ейлав – аил, столб (см. объяснение ст. 7) во мн. ч. с местоимением «его». – «Этот притвор у ворот со стороны храма», т. е. он находился не с наружной части ворот, а с внутренней, со стороны самого храма (точнее – его внешнего двора). Замечание важное в виду того, что во внутренних воротах, было наоборот; см. ст. 36, 30. Гитциг обращает внимание на то, что длина «притвора ворот» равна 1 5 длины всего здания ворот (40 локтей), как и длина храмового притвора (12 локтей) 15 длины храма (62 локтя).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Вооз (Воаз) Вооз (Воаз) [евр. Боаз, возможно, «обладающий острым умом» ]: 1) богатый и знатный вифлеемлянин, родственник Елимелеха, мужа Ноемини. В. женился на моавитянке Руфи, овдовевшей невестке Ноемини, и, став т.о. наследником Елимелеха и его сыновей, продолжил их род. Его первый сын Овид был дедом Давида ( Руф. 2–4 ; Мф. 1:5 ); 2) левый из двух бронзовых столбов, которые Соломон повелел поставить перед храмом. Его название, вероятно, является сокращением надписи, которая звучала приблизит. так: «В Господе сила царя» ( 3Цар. 7:15–22 ; 2Пар. 3:17 ). ⇒ Иахин . Читать далее Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза/Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

2Пар.3:7 .  И покрыл дом, бревна, пороги и стены его, [и окна] и двери его золотом, и вырезал на стенах херувимов. 2Пар.3:8 .  И сделал Святое Святых: длина его по широте дома в двадцать локтей, и ширина его в двадцать локтей; и покрыл его лучшим золотом на шестьсот талантов. 2Пар.3:9 .  В гвоздях весу до пятидесяти сиклей золота [в каждом гвозде]. Горницы также покрыл золотом. Ср. ( 3Цар.6:16,18–20,28 ), Толковая Библия II, 457. 2Пар.3:10 .  И сделал он во Святом Святых двух херувимов резной работы и покрыл их золотом. 2Пар.3:11 .  Крылья херувимов длиною были в двадцать локтей. Одно крыло в пять локтей касалось стены дома, а другое крыло в пять же локтей сходилось с крылом другого херувима; 2Пар.3:12 .  равно и крыло другого херувима в пять локтей касалось стены дома, а другое крыло в пять локтей сходилось с крылом другого херувима. 2Пар.3:13 .  Крылья сих херувимов были распростерты на двадцать локтей; и они стояли на ногах своих, лицами своими к храму. Ср. ( Исх.25:18–20 ), особенно ( 3Цар.6:23–29 ). Толковая Библия I, 443; II, 457–456. 2Пар.3:14 .  И сделал завесу из яхонтовой, пурпуровой и багряной ткани и из виссона и изобразил на ней херувимов. Ср. ( Исх.26:1 ). Толковая Библия т. I, с. 444. 2Пар.3:15 .  И сделал пред храмом два столба, длиною по тридцати пяти локтей, и капитель на верху каждого в пять локтей. 2Пар.3:16 .  И сделал цепочки, как во святилище, и положил на верху столбов, и сделал сто гранатовых яблок и положил на цепочки. 2Пар.3:17 .  И поставил столбы пред храмом, один по правую сторону, другой по левую, и дал имя правому Иахин, а левому имя Воаз. (Ср. 3Цар.7:15–22 , Толковая Библия II, 459). Богословская Энциклопедия. Т. VI, столб. 186–191. Главное различие 2 Паралипоменон в описании колонн Иахин и Воаз заключается в указании (ст. 15) длины или высоты каждой из колонн в 35 локтей, тогда как по всем другим параллельным библейским местам ( 3Цар.7:15 ; 4Цар.25:17 ; Иер.52:21 ) каждая из колонн имела в высоту (без капители) лишь 18 локтей (с капителями – 23 локтя). Вероятно, 2 Паралипоменон дает высоту колонн включительно с постаментом их (Ср. Fr. Böttcher, Op. cit., s. 231).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010