7:10. Размеры камней. Массивные плиты основания были от 12 до 15 футов в длину и весили много тонн. Обнаружение еще более крупных блоков в основании платформы храма Ирода в Иерусалиме (один блок имел в длину более 40 футов и весил около 100 тонн) свидетельствует о том, что в монументальных сооружениях подобные размеры не были редкостью. 7:15–22. Отдельно стоящие столбы. Эти полые медные столбы имели 34 фута в высоту (с капителями) и диаметр около 5 футов. Описание отдельно стоящих колонн храма в ассирийском городе Кар-Тукульти-Нинурта также содержит сведения о высоте, длине окружности и форме капителей, которыми они были увенчаны. Особый интерес представляет тот факт, что они были украшены выгравированными надписями. Подобные колонны представляли типичное оформление парадного входа, поэтому не исключено, что эти столбы предназначались для ворот. Возможно «Иахин» и «Вооз» были первыми словами надписей на каждом из этих столбов, и потому стали рассматриваться как их имена. Гранатовые яблоки и лилии (в некоторых переводах – «лотосы») часто использовались в архитектурном декоре. 7:23–51. См. коммент. ко 2Пар. 4 . 8:1–66 Освящение храма 8:2. Месяц афаним. Этот осенний месяц (соответствующий сентябрю-октябрю) приходился на сезон дождей и был связан с Праздником кущей (см. коммент. к Исх. 23:16 и Втор. 16:13–17 ). То обстоятельство, что храм (строительство которого, согласно 6:38, завершилось в восьмом месяце) был освящен в седьмом месяце, говорит о том, что либо празднование после окончания работ продолжалось в течение года, либо освящение было отложено почти на год, чтобы официально приурочить его к празднику урожая. 8:14–66. См. коммент. ко 2Пар. 6 . 9:10–28 Деяния Соломона 9:11. Двадцать городов в Галилее. Поскольку Галилея определяется по-разному (см.: Нав. 20:7 ; Ис. 9:1 ), возможно, территория, отданная Хираму, включала западные предгорья вплоть до Мегиддона. По всей вероятности, сюда входила буферная зона между Финикией и Израилем. Следует отметить, что в рассказе летописца сообщается о возвращении этих городов и земель Соломону ( 2Пар. 8:2 ). Примеры обмена территориями и городами можно найти в месопотамских и египетских царских записках, договорах и анналах. Так, ассирийский царь Сеннахирим описывает в своих анналах захват городов на территории Езекии и передачу их филистимским правителям Азота, Экрона и Газы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Такая же разноголосица повторяется с каждой почти подробностью храма. Перед притвором храма стояли две медные колонны, имевшие каждая свое имя: Иахин и Воаз. Вот две реставрации капителей этих колонн, принадлежащие Вогюэ и Шипие, и рядом с ними капитель древней колонны, доселе стоящей в двойных воротах Соломоновой стены и, судя по Кн. Цар., III, 7 ( 3Цар.7:1–51 ), подобной Иахину по своей капители. Пусть читатель судит: которая капитель возможнее для храма Соломонова. Таким образом, по еврейским текстам мы никогда не узнаем точно, что такое представлял собою храм Соломона по окончании его постройки. Оставим же их пока, ибо в этом вопросе мы не вовсе во власти одних этих текстов. До нас дошла, и в виде довольно сохранном, часть сооружений Соломона, которыми началась постройка его храма, именно – стены и вообще вся храмовая площадь горы Мориа. По этим остаткам можно с уверенностью заключить если не о самом храме, то об его строителях, что решает половину задачи. Остатки эти так огромны, что дают право разделить создание храма на горе Мориа на два дела, которые во всяком случае поспорят друг с другом своими размерами: устройство храмовой площади и постройку самого храма. По словам Библии, в наследство от Давида Соломон получил подробный план храма и огромное скопление сокровищ, кроме всякого камня и дерева, нужного для постройки. Библия говорит о 100,000 талантов золота и 1.000,000 талантов серебра. Считая талант золота в 30,000 мет. руб., а талант серебра в 2,500 мет. руб., придется оценить сокровища Давида в 5½ миллиардов мет. рублей. Если по этой громадной сумме судить о здании, для которого она была заготовлена, то это здание действительно получает размеры колоссальные. Но были ли нужны для постройки все эти деньги? Храм должен был быть подражанием скинии. Скиния же Моисеева представляла из себя шатер, длиною 30 локтей и шириною и высотою по 10 локтей. Внутри он разделялся на святое и святое святых, заключавшее кивот завета. Перед скинией стоял жертвенник. Все это было обнесено оградой, образовывавшей кругом скинии обширный двор в 100 локтей длиною и 50 локтей шириною. Вторым наружным двором считался весь лагерь Иудейский, в центре которого ставилась скиния. Такова была скиния, таков должен был быть и новый храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДРЕВО ЖИЗНИ [евр.    ,    ], одно из деревьев, произраставших, согласно библейскому повествованию, в Эдемском саду, где Господь поместил первых людей - Адама и Еву . Это дерево и древо познания добра и зла были особо выделены в Эдемском саду (Быт 2. 9). Первые люди получили от Бога разрешение вкушать от любого дерева в Эдемском саду, за исключением дерева познания добра и зла (Быт 2. 16-17). Запрет на вкушение не касался Д. ж.; из дальнейшего повествования ясно, что человек вкушал от его плодов и лишился этой возможности только после нарушения запрета Божия относительно дерева познания добра и зла (Быт 3. 22). В кн. Бытие рассказывается, как змей внушает жене Адама мысль, что вкушение от дерева познания добра и зла не приведет к смерти,- наоборот, у Адама и его жены «откроются очи» и они станут «как боги, знающие добро и зло» (Быт 3. 4-5). Бог произносит приговор за ослушание и лишает их возможности далее вкушать от Д. ж. Он изгоняет их из рая, а у входа в Эдемский сад ставит херувима, чтобы не допустить людей обратно (Быт 3. 9-24). Культовая резная подставка. Кон. Х в. до Р. Х. Палестина (Музей Израиля, Иерусалим) Культовая резная подставка. Кон. Х в. до Р. Х. Палестина (Музей Израиля, Иерусалим) В более поздней библейской лит-ре образ Д. ж. встречается в описаниях добродетелей мудрого праведника, а также как символ присутствия Божия и помощи Божией. С Д. ж. сравнивается премудрость, к-рая ценнее богатства (Притч 3. 13-18), исполнившееся желание мудрости (Притч 13. 12), немногословие человека (Притч 15. 4), оно - «плод праведника», идущего путем соблюдения заповедей и не надеющегося на мирское богатство (Притч 11. 24-31). Возможно, на Д. ж. указывала форма семисвечника в скинии ( Meyers. 1979). Колонны Иахин и Воаз храма Соломона (3 Цар 7. 21), видимо, также символизировали Д. ж. ( Wright. 1941). В греч. переводе LXX выражение «древо жизни» (τ ξλον τς ζως) встречается в Ис 65. 22 (хотя в МТ употребляется слово «дерево»). Неизвестно, является ли оно поздней вставкой (в пользу этого предположения - чтение в 1QIsa без артикля) или уже было в изначальном тексте (о чем свидетельствует сохранившийся определенный артикль в 1QIsb -  ), но вариант LXX вполне соответствует эсхатологическому контексту данного стиха, где Господь говорит, что «дни народа Моего будут, как дни дерева».

http://pravenc.ru/text/180448.html

Как высота паперти, так и положение обеих медных колонн служит предметом больших споров. В 3Цар.6 , не означена высота паперти, а во 2Пар.3:4 означена в 120 локтей. На этом основании Евальд (III стр. 300. 302) считает нужным признать здесь башню, поднимавшуюся высоко в воздухе над колоннами не взяв во внимание того, что а) в тексте нигде нет речи о башне, что b) отношение 20 локтей длины и 10 ширины к 120 локтям вышины положительно невозможно, и с) что никакая из самых высоких нынешних церковных башень не находится в таком отношении к высоте главной залы храма. Еще произволънее и вполне противоречит тексту предположение Штиглица d Bau.– kunst стр. 126 и Beiträge I, стр. 70) и Шребера (Münchner gel. Anzeigên 1850. Vérhdl. der Akademie von 1 Iul), что в цифре 120 локтей нужно видеть сумму двух башень, из коих каждая имела 60 локтей высоты. Далее нельзя никаким образом, согласить с библейскими показаниями относительно паперти и мнение Крафта (Topographie lerusal. Bonn. 1846 стр. 100 sq), что она принадлежала не к дому храма, а ко внешнему двору и была построена на спуске восточной стороны храмовой площади, который долго носил имя Соломона, и что таким образом высота этого притвора могла простираться до 120 локтей, если считать от подземных фундаментов каменной стены, построенной на крутом косогоре кедрской долины. Итак, ничего более не остается, как считать число 120 в хронике за ошибку,–как вообще ошибки не редкость у хронографов,–а высоту паперти определять по высоте колонн.–Положение этих колонн определяется выражением lehulam 3Цар.7:21 и еще яснее: ’al pnej habbajïth 2Пар.3:15 ; таким образом медные колонны имели монументальный характер, что подтверждается еще тем обстоятельством, что они упомянуты не при описании самой паперти, а ниже между сосудами и принадлежностями храма. Итак, колонны стояли независимо от притвора и открыто, как это принимают Куглер, Шнаазе, даже Рошберг, Штегер (Gechichte der Baukunst Lpz. 1844 стр. 25), Бэр и др.; напротив Евальд, Мерц и Тений представляют колонны подпорами крыши паперти, не опровергая однакож тех оснований, которые говорят за открытое положение их. Ср. Винера R. W. 11 S. 573. Совершенно произвольно Тений Comment, стр. 104 sq.) обратил имена Иахин и Боаз ( 3Цар.7:21 ) в надписи колонн.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Что касается плана и устройства храма, для которого уже Давид передал своему сыну образец, основывающийся на божественном указании ( 1Пар.28:11–19 ): то вообще моделью храма служила скиния; храм должен был быть только более обширным жилищем Иеговы и более прочным, чем подвижная палатка. Сооружение его описано в 3Цар.6 и 7:13–51; 2Пар.3 и 4. I. Дом (habajith) – собственно храм – был сооружен из толстых стен, сложенных из обтесанных камней, имел в длину 60 локтей, в ширину 20, в вышину 30 (если измерять его внутри), с плоскою крышею, состоящею из кедровых балок и досок, обложенных мрамором. 182 Внутри дом разделялся кедровым простенком на святое и святое святых, 183 так что первое было 40 локтей длины, 20 ширины и 30 вышины, 184 а последнее 20 локтей длины, ширины и вышины, между тем как остальных 10 локтей от высоты всего здания во святом святых употреблено было для так называвшихся горниц верхних ( 2Пар.3 : 9). Внутри дома каменная стена была обложена деревом, так что камня нигде не было видно; стены и потолок были выложены кедром, а пол кипарисом. Деревянная обивка стен была не гладкая, но с резьбою, представляющею изображения херувимов, пальм, огурцов и распустившихся цветов, и обложена была вся золотом, причем вырезанные на дереве фигуры отпечатывались 185 на золотой шате. Пол и потолок также были обложены золотом. – Вход во святое святых составляла дверь в простенке, шириною в 4 локтя о двух половинках, из масличного дерева; подобно стенам она была украшена позолоченною резьбою херувимов, пальм и распустившихся цветов, и двигалась на золотых крюках. Впрочем, обе половинки двери стояли открытыми, и только завеса, приготовленная из такой же материи и такою же работою, из какой были завесы в скинии, – закрывала вид во святое святых. 186 Вход во святое составляла двустворная кипарисная, с косяками масличного дерева, дверь, каждая половина коей состояла из двух независимо поворачивавшихся досок 187 и была украшена так же, как дверь святого святых. С передней стороны дом храма имел паперть одинаковой ширины с домом, т. е., в 20 локтей, а длины или глубины в 10 локтей ( 3Цар.6:3 ; 2Пар.3:4 ), с двумя величественными медными колоннами, стоявшими пред ней независимо и называвшимися Иахин и Боаз, полыми, вылитыми из меди в четыре пальца толщины при 12 локтях в окружности и 18 вышины. 188 На колоннах лежали капители, вышиною в пять локтей, нижняя половина коих была выгнута, наподобие шара или котла и украшена двумя рядами гранатовых яблок и помещенной между ними сетчаткой. Верхняя часть была расширена вверху, и украшена стеблями, листьями и цветами лилий, отчего она имела вид бутона лилии ( 3Цар.7:15–22 ; 2Пар.4:12 д.). 189 Таким образом, высота столбов вместе с капителями, простиралась до 23 локтей; такую же вышину можно предполагать и в паперти, устройство и высота которой не указаны, но которая, во всяком случае, состояла из стен с кровлею и из открытого входа с фронта. 190

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

ДВУХКРОВЕЛЬНЫЙ – эта фраза и у Амартола, и в слав. пер. начинает цитату из Феодорита (На 3Цар. Вопр. 23), но противоречит тексту Феодорита, в котором она идет ниже, перед словами «Божественный Давид». Содержательно это место из Феодорита соотносится (далеко не точно) с [Иосф Древ 8.3.2]. HE СОГЛАСУЕТСЯ: διαφωνεν инф. «противоречит». В пер. приглашать с къ три цр с тви . Возможно, переведена бесприставочная основа: φωνω «возглашать». Отрицательная добавка, содержащаяся в приставке, не передана. (Ср. προσφωνεν «призывать» для приглашати , по СтСл, 501). Конструкция подстроена под управление неправильно переведенного гл. В Лет тоже смещен смысл (отсутствует сема отрицания): и да никто мнить сию книгоу кь цр с кыимь днногласити ЛМ76об. 13 . ЗДАНИЕ – в Тр мн. с частичным согласованием прил.; смысл смещен. В греч. «храм был». ИЗ ДЕРЕВА НЕГНИЮЩЕГО – из ливанского кедра. И140 МЕЛЕНФА: меленфа (сп2 меланфра ) из μλαθρα мн. «балки поперечные, стропила». В сп2 первоначальное написание. НИ ОДИН ЛЕВИТ; в 3Цар. 6:6 и в [Иосф Древ 8.4.9] нет о левитах. ПЕРВЫЙ; в пер. права – порча из пьрва или прьва . УСТРОЙСТВО, КРЕПОСТЬ; в греч. и, далее, в слав. переведены евр. наименования столбов ( 3Цар. 7:21–22 ): Иахин «он устроит» → Κατρθωσις → исправлени ; Воаз «в нем сила» → σχς → крепость . ИЗ... КОЛЕЦ; в пер. ко перстъ вниде (S вниде т ) И140 25 на месте κ δακτυλων Б192 16 «из колец». Перевод по корню без учета суффикса, если это не порча из (так в Лет: ЛМ77об. 14 ), что было бы калькой, пытающейся в значении «кольцо» соперничать с общеслав. кольце . ВОЗВЫШАЮЩИХСЯ: ξεχντων прич. наст. Б192 18 (ξ-χω «выходить, выступать»). В пер. измьлщи И140 27 , В сп2 взимающи , что наводит на понимание варианта Тр как порчи изьмлющи прич. от гл. изти . И141 ТРИ ТЫСЯЧИ МЕРНИКОВ; мрьникъ – слав. мера жидкости, равная греч. метрету (μετρητς). Вместимость «моря» в греч. три тысячи метретов, в синод. пер. ( 2Пар. 4:5 ; 3Цар. 7:26 ) две тысячи батов. Cp. 1 метрет=39,5 л, 1 бат=22 л. В Острож г мръ 2Пар. 4:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В общем своем плане и даже в отдельных частях храм Соломона был очень сходен с скинией. Осталось прежнее деление на две части (святилище и святое святых) с двором для жертвоприношений и те же принадлежности этих частей (кивот завета с херувимами во святом святых, алтарь кадильный, стол для хлебов предложения и светильник в святилище, жертвенник и умывальница во дворе), но все это было гораздо величественнее и больших размеров, чем в скинии. Но главное храм Соломонов уже не был храмом переносным, а был капитальным и прочным сооружением с некоторыми важными пристройками. По размерам своим храм был значительно больше скинии (в длину и ширину вдвое – 60 локтей длины и 20 ширины, а в высоту втрое – 30 локтей, хотя десять верхних локтей были заняты особым помещением – верхними комнатами ( 2Цар. 3, 9 )), а по устройству гораздо величественнее и грандиознее, чем скиния. О грандиозности и богатстве Соломонова храма можно судить хотя бы потому, что уже Давидом для построения храма было заготовлено «сто тысяч талантов золота и тысяча тысяч талантов серебра» ( 1Цар. 22, 14 ), что на наши деньги составляет более двух миллиардов рублей, и кроме того бесчисленное количество железа и меди. Наиболее существенными отличиями храма Соломона, кроме его величины и капитальности, по сравнению с скинией Моисеевой было то, что впереди храма был устроен притвор с двумя величественными медными столбами, носившими название Иахин («он утвердил») и Воаз («в нем сила»), а по бокам храма были сделаны пристройки в три яруса для хранения священных предметов. Далию, кроме внутреннего двора, назначенного для священников, в котором были по стене устроены комнаты для служащих священников и левитов, был в храме устроен двор внешний, или великий двор для народа, но значению своему подобный двору скинии. Священные принадлежности храма отличались от таких же принадлежностей скинии своими размерами и количеством. Так, вместо умывальницы в священническом дворе храма было устроено величественное (ок. 30 локтей в окружности) «море медное» и, кроме того, десять умывальниц, поставленных по правую и левую сторону жертвенника всесожжений по пяти с каждой стороны; во святилище было устроено десять столов и десять светильников; во святом святых над крышкою очистилища были поставлены два херувима в 10 локтей вышины с распростертыми во всю ширину святого святых крыльями.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

40 это сыны Садока. См. ком. к 44,15. 4041,4 Подобно разрушенному храму Соломона, храм, который в видении осматривал Иезекииль, состоял из трех помещений: из вестибюля, или притвора (40,48.49); внешнего святилища (41,1.2); внутреннего святилища (Святое Святых) (41,3.4). Храмовое здание было поднято над окружающим пространством двора, и к притвору также надо было подниматься по лестницам (40,49). См. ком. к 40,6. Входы из внешних помещений во внутренние постепенно сужались. Подобно символике подъема в высоту при подходе к храмовому зданию сокращение ширины ворот свидетельствовало о возрастании степени святости. 40 были подпоры у столбов. Столбы, вероятно, были очень похожи на столбы с именами Иахин и Воаз, которые стояли перед храмом Соломона ( 3Цар. 7,15–22 ). Глава 41 41 пошел внутрь. Правом входа в Святое Святых обладал лишь первосвященник, да и о только в День очищения (Лев., гл. 16; Евр. 9,11–14 ). Ангел мог вступить в это помещение, а Иезекииль нет. 41 двадцать локтей в длину и двадцать локтей в ширину. Аналогично размеры Святого Святых в скинии и в храме Соломона были таковы, что помещения имели форму правильных кубов (ср. Откр. 21,16 ). 41:5–12 Комнаты были построены кругом с северной, западной и южной сторон храмового здания; в эти трехэтажные кладовые собирали, вероятно, храмовые принадлежности и сокровища (ср. 42,13 и 3Цар. 6,5–10 ). Второй и третий этажи выдавались один над другим, так что каждый высший уровень был на локоть шире низшего. 41 были резные изображения. Ср. 3Цар. 6,18 ; 2Пар. 3,5–7 ; см. ком. к 40,7.16. 41 Жертвенник был деревянный. Имеется в виду стол для хлебов предложения; он назван жертвенником всего один раз только в этом месте. Название использовано, вероятно, по той причине, что потребление хлебов священниками было частью жертвенной трапезы ( Лев. 24,5–9 ; 1Цар. 21,3–6 ). Глава 42 42:1–14 Эти комнаты не следует путать с комнатами, построенными по периметру самого храмового здания (41,5–12); они, напротив, были выстроены вдоль северной и южной сторон стены, отделявшей внешний двор от внутреннего.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

92 У сидонян был обычай имена строителей храмов увековечивать в народной памяти надписаниями в портиках (см. финикийскую надпись Пирея, строка 4-я). 93 Колонны Иахин и Боаз были то же, что национальный теократический флаг храма и культа Иеговы, долженствовавший завершать то различие в плане и постройке, какое имел иерусалимский храм среди других языческих храмов». (Еврейский сборник П. Раббиновича: Енесес Исроел. Варшава, 1886–87, стр. 1035). 94 Предположение Гринейзена, что боковые трех-ярусные пристройки были и на передней стороне храма и заслоняли собою притвор, не имеет основания; ими совершенно уничтожалось бы значение притвора. 95 Указание на двойной четыреугольник косяков мы видим в выражении: . В нынешнем виде это масоретское чтение непонятно; слово , как видно из 3Цар.6:31 , сюда не подходит. Мы думаем, что здесь, по недосмотру переписчика, переставлены буквы, первая на место третьей и третья на место первой, и что здесь должно было стоять слово , которое мы встречали в описании угловых брусьев скинии, в значении двойни, близнецы. 96 В одном из древнейших толкований христианской литургии, приписываемом Св. Софронию, говорится, что «космит, т. е. верхняя наддверная доска царских врат с изображением креста, соответствует ветхозаветному космию» (Писан. отцев, относ. к истолков. богослужения, 1:269). Не имел ли космит или крест на нем пятиугольной формы? В иудейских синагогах завеса пред ковчегом с свитком закона имеет изображение пятиугольной звезды. 97 Неясность выражения зависит от отсутствия в древнееврейском языке особенного условного наклонения, выражаемого тем же изъявительным наклонением. 98 В раввинском предании золотые цепи на входе святого святых сопоставляются с поперечными шестами, скреплявшими стены скинии. Раши прямо переводит: «провел Соломон золотые шесты пред давиром» ( 3Цар.6:21 ). Кимхи: «он провел шесты и цепи». Леви-бен-Герсон: «он сделал нечто похожее на шесты и цепи». Так как в скинии главный шест или просов проходил сквозь самые брусья, то и здесь, по представлению Кимхи, золотые шесты давира двигались в особенных отверстиях в массиве стены, имевшей один локоть толщины, как и деревянная стена скинии Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Но что они не были обращены к двери, это ясно показано в непосредственно следующих словах: , но на самом деле они не были видны снаружи. Таким образом предположение, что сложная система дверей святого святых существовала только для виду и что на самом деле его двери никогда не затворялись, лишено всякого основания. Мало того, что двери святого святых были всегда закрыты, библейское описание представляет их даже заключенными и как бы запечатанными при помощи особенных золотых цепей, спускавшихся по стене святого святых, утверждавших неподвижное положение закрытых дверей и таким образом служивших символом запечатанной тайны святого святых ( 3Цар.6:21 ). Весьма замечательно, что расположение золотых цепей на входе святого святых или давира сравнивается с расположением медных цепей при колоннах Иахин и Боаз, самыми именами своими знаменующих неприступную твердость и непоколебимость ( 2Пар.3:16 ). Подобно тому как каждая из двух колонн утверждалась семью цепями, и каждая из двух дверей святого святых была символически скована тем же священным числом семи цепей, семи таинственных печатей, которых никто не достоин был снять до явления Агнца Божия ( Откр.5:1 и дал.). По объяснению Мейра (d. Tempel, 20) и Гринейзена (Kunstblatt, 1831:310), цепи имели отношение не к двери святого святых, а только к треугольному отверстию, бывшему якобы в стене над дверью святого святых. Но существование такого отверстия нигде не указывается; оно также было бы неуместно в стене святого святых, как и постоянно раскрытая дверь. И, с другой стороны, весьма трудно представить какое либо отношение цепей к отверстию в стене. Те исследователи (Кейль), которые цепи медных колонн Соломона представляли сетчатою работою или рисунком на самой капители, принуждены и здесь, на входе святого святых, искать таких же орнаментов, хотя здесь капителей вовсе не было и хотя библейские выражения: распростер цепи ( 3Цар.6:21 ), сделал цепи ( 2Пар.3:16 ) ясно указывают действительные цепи, а не резную работу в виде подделки под цепь или сеть 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010