Мы не знаем, была ли кровля плоская или, как говорят раввины, хребтообразная. На вершине ее, по-видимому, имелось несколько золоченых верхних комнат. Не может быть никакого разумного сомнения в том, что кровля древней скинии поднималась хребтообразно, так как иначе внешние кожи опускались бы вниз и налегали на завесы, которые, в случае дождевого ливня, могли бы совершенно прорваться. Храм, правда, был покрыт брусьями и кедровыми досками, но если бы они не были сделаны наклоном в обе стороны или не поддерживались бы столбами, то было бы трудно предохранить самые балки, более чем в 30 футов длиною, от осадки и искривления. Мы знаем, что при приближении к храму представлялось трехэтажное здание, над которым возвышалась испещренная решетками стена самого храма; но кроме недостоверности касательно кровли, мы даже не знаем, была ли эта внешняя поверхность из камня, или же она была обложена кедровым деревом или драгоценными металлами, как, по-видимому, хочет сказать автор Паралип.; равным образом не знаем, была ли она украшена или оставлена просто. Мало того, представляется предметом положительного спора и вопрос, подходил ли общий характер храма к греческому, египетскому или финикийскому стилю, хотя употребление кедровых балок и больших каменных глыб, высеченных квадратами и соединенных между собою без извести, вместе со всей историей построения, по-видимому, решительно доказывают, что стиль архитектуры был заимствован из соседнего Тира. Приблизившись к притвору, посетитель прежде всего видел пред собою две великолепных колонны, которые считались в то время чудом искусства и которые, по неизвестным для нас причинам, получили название Иахин (имя сына Симеонова в Числ. 26:12 ) и Воаз (имя предка Соломонова). Колонны эти были исполинской толщины, каждая в 12 локтей (21 фут) в окружности, и были вылиты из бронзы. Самые колонны были только по 18 локтей (32½ фута) вышины. Их капители, имевшие по 5 локтей (8 2 / 3 фута) высоты, представляли собою открывавшейся цветок лотоса и вокруг чашечки каждого цветка была масса украшений, к которым присоединялся двойной венок из бронзовых гранатов числом до 200.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Автор стоит за свободное стояние колонн пред притвором, а не в притворе, как его подпоры. Он называет многих исследователей, державшихся противного мнения, и ещё большее число таких, которые стояли за него, и перечисляет основания, приводимый ими. Основания эти достаточны, и автор напрасно присоединяет к ним ещё свои воображаемые цепи, якобы раскидывавшиеся вокруг колонн (стр. 280–281). Но определённого места для колонн он не указал. Сначала, чтобы объяснить 35-локтевую высоту их, показанную в кн. Паралипоменон, он поставил их наверху лестницы и ещё придал им особые базы (стр. 255–256). А потом он не пожелал, чтобы они были выше притвора (20 локтей), и потому спустил их на предпоследнюю ступень лестницы (считая снизу) (стр. 281) и уничтожил базы, так что вся высота их стала 23 локтя с присоединением высоты двух ступеней лестницы. Таким образом, показание кн. Паралипоменон осталось ни при чём. Значение имён, которые носили колонны: Иахин и Боаз, автор толкует правильно там, где он определяет их филологически (стр. 283–284). Но такие выражения о значении самых колонн, как – «они свидетельствовали о наступившем высшем периоде в истории ветхозаветного святилища и теократии», или: «медные монументы пред храмом были памятниками религиозного торжества царя и народа израильского» (стр. 282) – слишком общи и далеки от специфического смысла колонн. Ближе к делу сказать: крепкие медные столбы должны были знаменовать с одной стороны прочность и долговечность священного сооружения, пред которым стояли, с другой стороны – твёрдость и несокрушимость царства Иеговы среди Его народа... После обширного рассуждения о колоннах автор неожиданно возвращается к общему определению размеров храма. Это определение было бы более уместно тотчас после описания притвора собственно с боковых пристроек. Описание внутреннего устройства храма автор начинает с описания дверей в святое и Святое святых. Здесь нужно признать удачным его объяснение 4-угольных и 5-угольных косяков, или точнее, дверных рам.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Все это вместе с 30 локтями внутренней вышины давало 40 локтей снаружи, или 11 саженей. Вышина боковых пристроек, имевших 3 этажа по 5 локтей внутренней высоты, 3 потолка и основание первого этажа, тоже возвышавшееся сколько-нибудь над землей, несомненно, доходила до половины высоты святилища 531 . Таким образом, центральной частью храма было продолговатое здание, длина которого вдвое превосходила ширину, а вышина была только немного более ширины, а на глазомер, в силу перспективы, вышина, без сомнения, казалась совершенно равной ширине 532 . Благодаря боковым пристройкам оно казалось состоящим из двух ярусов, из которых нижний был вдвое шире верхнего, по вышине же они были равны. В общем, оно представляло весьма простую, но изящную фигуру, которая не утомляла глаз сложностью и разнообразием, а ласкала его чистотой линий и простым сочетанием их. На передней его части, над притвором, устремлялась к небу узкая стройная башня в 80 локтей вышины 533 . Переднюю часть здания украшали еще две медные колонны, составлявшие чудо тогдашнего искусства. Они отличались необыкновенно сложной и богатой отделкой и составляли красивый контраст с величавой простотой здания, перед которым стояли. Они стояли перед притвором, против правой и левой стороны его, может быть, по сторонам широкой лестницы, которая вела в притвор 534 . Колонны, пустые внутри, при толщине стенок в 4 пальца 535 , имели 12 локтей в окружности (около 2 аршинов с половиной в диаметре) и 18 локтей вышины 536 . Утвержденные на довольно высоких, вероятно каменных, пъедесталах, они имели сверху медные капители в 5 локтей вышины. Капители имели вид лилий и по своей окружности были очень замысловато украшены. Они были одеты какими-то сетками и увешаны цепями и фигурами на подобие гранатовых яблоков числом до 200 на каждой. Все это было сделано из меди 537 . Библейское повествование с нарочитой подробностью останавливается на описании этих колонн, как замечательных созданий искусства 538 . Они, очевидно, имели даже особое символическое значение, потому что имели знаменательные имена: правая называлась Иахин (он утвердил), левая – Воаз (в нем сила).

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

(§ LIII.)  За предположенное нами размещение колонн говорят следующие соображения: а) Пятерное число колонн находит себе здесь совершенно естественный мотив, между тем как при общепринятом размещении колонн оно остается бесцельным и даже странным. б) Двоечастный вход во святилище находит себе основание в том, что одним пролетом священники могли входить для нарочитых служб при столе предложения, другим – при светильнике, – двум главным священным сосудам святилища, стоявшим у северной и южной стен скинии 24 , между тем как четверочастный вход представляет нечто бесцельное и неудобное, например, при внесении ковчега завета. в) Вход во святилище при Соломоновом храме, как увидим, представлял десятилоктевой квадрат, разделенный на две равные половины. г) В Синайском храме получается образец для Соломонова притвора, коего устройство, в противном случае, должно остаться без всякого мотива, или же этот мотив придется искать в языческих образцах. д) Тоже самое надо сказать о двух великолепных медных колоннах Соломонова храма, стоявших в притворе, которые находят свою модель в двух, стоявших пред входом скинии, древесных и, вероятно, художественнее других отделанных колоннах. е) Предполагать в скинии образец для двух Соломоновых колонн медных вполне естественно в виду возможного символического значения их уже для евреев пустыни, в качестве символов двух столпов, путеводивших евреев в землю обетованную, 25 и вечного завета Бога с народом избранным. Такое значение можно усматривать в наименованиях Соломоновых колонн (Иахин и Боаз), о чем речь в следящем отделе. В связи с этим значением можно рассматривать также и библейское представление о столпах нерукотворного храма Божия – неба и земли ( Иов. 9:6; 26:11 ). Все эти соображения получают полный научный вес, не только благодаря отсутствию мотива и безосновательности других размещений колонн, но особенно в виду несомненного, во многих случаях поразительного, а в устройстве входов доходящего до математической точности, подражания Синайскому образцу, замечаемого в архитектуре Соломонова храма. Таким образом это – не гипотеза только, но теория, ничем не опровержимая и, кроме того, имеющая вполне научные для себя основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

был, как храм, шириной в 20 локтей и 10 локтей в глубину, обложенный внутри чистым золотом. По обеим сторонам притвора стояло два медных столба. Их вылил из меди тирский мастер Хирам, работавший ещё для Давида. Это были два цилиндра в 18 локтя ( 3Цар.7:15–22 . Иер.52:20–23 ), или, по Паралипоменону (2Кн. 3:15–17), в 35 локтей высоты, каждый из которых имел своё имя – Иахин («Он утвердит») и Воаз («В Нём сила»). Эти имена должны были означать, что дом этот посвящён Богу, Который наполнит его Своею славой. Столбы были одним из самых ценных и весьма богатых украшений храма. Они были полыми внутри и, как предполагают, в них были спрятаны «древние записи» и «ценные писания», принадлежавшие прошлому еврейского народа. Посредством промежуточной перегородки из кедрового дерева, храм был разделён на две неравные части: передняя – святилище – занимало две трети всей длины, или 40 локтей; задняя – Святое святых – остальную треть, образуя квадрат в 20 локтей по сторонам. Святилище и Святое святых являлись центральной частью храма. У людей, мало знакомых с Ветхим Заветом, может сложиться мнение, что храм в Иерусалиме был похож на современное церковное здание. Такое представление не совсем верное, так как простой народ не имел права входить в него. Во святилище могли входить только священники – все мужчины, потомки Аарона, брата Моисея, т.е. прямые потомки Левия, сына Иакова. Их положение было наследственным. Во Святое святых имели доступ только первосвященники, которым принадлежало первое место среди израильского священства, и то лишь один раз в году. В святилище стояли следующие предметы: жертвенник для курения из кедрового дерева, покрытый золотом; 10 золотых светильников, горевшими день и ночь, каждый с семью лампадами; 10 золотых столов для хлебов предложения с их принадлежностями ( 3Цар.7:48–50 ; 2Пар.4:7–8 ). Между святилищем и Святым святых была завеса, висевшая на золотых цепях ( 3Цар.6:22–25 ), и дверь из масличного дерева (ст.31). Другая дверь, также с завесою, отделяла святилище от притвора, а между притвором и двором были только двери без завесы. В отличие от святилища, в Святом святых было совершенно темно. Здесь хранилась главная святыня евреев – Ковчег завета, который являлся знаком Божьего присутствия. Его охраняли два огромных херувима, вырезанных из оливкового дерева и покрытых золотом. Одни их крылья соприкасались, а другие – доставали до двух противоположных стен храма. Во времена Соломона в Ковчеге завета находились только скрижали Закона ( 3Цар.8:9 ). Чаши с манною и жезла Аарона в нём уже не было. Вероятно, они пропали в то время, когда Ковчег был в плену у филистимлян.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Итак, Ецион-Гавер, вопреки «железной логике» Таксиля, оказался не выдумкой «священного мистификатора», а самой что ни на есть исторической реальностью — пусть некоторые выводы Глюка и были потом оспорены его коллегами. Главное, что все это было. Были верфи и порт Ецион-Гаве-ра, откуда могли отправляться корабли в Африку и Азию. Были неупоминаемые почему-то в Библии, но, тем не менее, активно разрабатываемые в эпоху Соломона рудники в Тимне, из меди которых были отлиты столбы Воаз и Иахин в Иерусалимском храме, сделаны знаменитое «медное море» и другая культовая утварь. Были отстроенные заново города для конных гарнизонов, была налаженная система коммуникаций, модернизация системы водоснабжения. Были интенсивная международная торговля и пусть относительный, но все же мир на границах Израильского царства. Но это значит, что был и царь Соломон — возможно, и не совсем такой, каким представляет его Библия, но, безусловно, один из самых выдающихся государственных деятелей Древнего мира. А еще — поэт, философ и мистик, многие изречения которого мы, даже не задумываясь о том, кто является их автором, часто повторяем в нашей повседневной жизни. Одним из этих крылатых выражений Соломона и названа третья, заключительная часть этой книги. Часть третья. Суета сует Глава первая. И снова Асмодей Легенда о том, как князь Тьмы и властитель демонов Асмодей изгнал царя Соломона с его трона и в течение нескольких лет правил от его имени, является, пожалуй, одним из самых известных и интересных преданий, связанных с героем этой книги. Будучи в той или иной степени переиначен, этот сюжет встречается в фольклоре многих народов и только в XX веке использовался в десятках литературных произведений самых различных жанров — от поэмы до юмористического романа-фэнтези. Так что было бы просто нелепо, если бы мы обошли эту легенду молчанием и не попытались выяснить, не стоят ли за нею какие-то реальные события. Итак, как рассказывают талмудический трактат «Гитин» и ряд других еврейских источников, после того как Ванея пленил Асмодея и тот поведал Соломону тайну червя Шамир, Соломон не освободил князя Тьмы, а поселил его в специально поставленном шатре в дальнем конце своего прекрасного сада.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

Гранатовое дерево Гранатовое дерево (яблоко) ( Чис. ХХ, 5 , Bmop. VIII, 8 , Uouл. I, 12 , Arr. II, 19 , Nech. IV:13, VII:13, VIII:2 ) из семейства миртовых. В диком состоянии гранатовое дерево достигает иногда значительной величины, садовое же всегда представляет небольшое деревцо. Гранатовые яблоки растут в обилии в Палестине, красивы на вид и приятны на вкус, как освежающий и прохлаждающий плод; посему на них нередко делаются указания в Свящ. Писании. Когда израильтяне пришли в пустыню Син, они роптали на Моисея, что в ней нет ни воды, ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок ( Чис. ХХ, 5 ), тогда как обещанная им земля долженствовала быть страной различных плодоносных деревьев, в том числе и гранатовых. Соглядатаи принесли Иисусу Навину из земли Ханаанской вместе с виноградом и смоквами и гранатовые яблоки ( Чuc. XIII, 24 ). Пророки Иоиль ( Uouл.I, 12 ) и Аггей ( Arr.II, 19 ) говорят, как о наказании Божием, об увядании и засыхании гранатовых деревьев. Селения или города: Риммон ( Hab. XV, 32 ), Гаф-Риммон ( Hab.XXI, 35 ), Ен-Риммон ( Heeм. XI, 29 ), вероятно, получили название от гранатовых рощ, находившихся вблизи этих городов. Одно гранатовое дерево, вероятно, особенной величины и красоты, во времена Саула росло в Мигроне, на окраине Гивы Вениаминовой ( I Цap. XIV, 2 ). Неоднократно упоминается о гранатовых деревьях и яблоках в кн. Песн. Песн. В означенной книге то упоминается сад с гранатовыми яблоками ( Nech.IV, 13 ), то щеки невесты по причине розового их цвета сравниваются с пластом гранатового яблока: как половинки гранатового яблока ланиты твои под кудрями твоими ( Nech.IV, 3 ), то указывается на красоту цветов и плодов гранатового дерева ( Nech.VII:13, VIII:2 ). В настоящее время из гранатовых яблок выжимают сок и приготовляют из него один из лучших шербетов на Востоке, прохлаждающего свойства; этот напиток, как кажется, приготовлялся и в древности, потому что в кн. Песн. Песн. говорится так: а я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблок моих ( Nech.VIII, 2 ). Плоды гранатового дерева повсеместно так ценились за красоту и вкус, что голубая одежда или ефод первосвященника был украшен изображениями гранатовых яблок ( Ucx. XXVIII, 33, 34 ), равно также капители двух медных столбов (Иахин и Воаз) были украшены разными изображениями гранатовых яблок ( III Цap. VII:18, 20 ; IINap. III:15, 16 ). Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

б) перед святилищем находились два двора, обнесенные стенами ( 3Цар. 6:36 ; 3Цар. 7:12 ). Внутр., или «верхний», двор ( Иер. 36:10 ) был предназначен для священников ( 2Пар. 4:9 ) и, вероятно, располагался выше, чем второй. При жертвоприношениях доступ сюда, вероятно, имели и израил. мужчины, в то время как внешний, или большой, двор всегда был открыт для народа; в) на внутр. дворе находились медный жертвенник всесожжения ( 2Пар. 4:1 ; ⇒ Жертвенник всесожжения), возможно, жертвенник скинии (см. 1Пар. 21:29 ; 3Цар. 8:4 ), литое из меди ⇒ «море» ( 3Цар. 7:23–26 ) и десять передвижных подстав с умывальницами ( 3Цар. 6:27–39 ; ⇒ Умывальник, умывальница) и, наконец, справа и слева вход Х. украшали два медных столба ( 3Цар. 6:15–22 ; ⇒ Воаз, 2 ⇒ Иахин, 4); г) в Святом помещался ⇒ жертвенник курения, называемый также «золотым жертвенником» ( 3Цар. 7:48 ); десять золотых семисвечных светильников – по пять на каждой продольной стороне ( 3Цар. 7:49 ); десять столов для хлебов предложения – по пять на каждой стороне ( 2Пар. 4:8 ), причем хлебы предложения, вероятно, размещались только на одном столе ( 3Цар. 7:48 ); д) в Святом Святых находился ⇒ ковчег завета, над которым возвышались два позолоченых ⇒ херувима, вырезанных из масличного дерева (выс. по 10 локтей). Их лица были обращены к Святому, одно крыло каждого из них сходилось в середине с крылом другого, вторым крылом каждый из херувимов касался стены ( 3Цар. 6:23–28 ; 2Пар. 3:10–13 ). III. ИСТОРИЯ ХРАМА Х., по архитектуре и убранству, предметам обстановки и порядку богослужения во многом копировавший скинию, до смерти Соломона оставался центр. святилищем народа Израиля ( 3Цар. 8:14 ). Затем Иеровоам I соорудил для Северного царства святилища в Вефиле и Дане ( 3Цар. 12:26–29 ). Х. же разделил участь Иудейского царства: его сокровища были разграблены ( 3Цар. 14:26 ; 4Цар. 14:14 ) или в силу политич. необходимости розданы иноземным царям ( 4Цар. 12:18 ; 4Цар. 16:8 ; 4Цар. 18:16 ). Периоды, когда Х. осквернялся идолослужением ( 4Цар. 16:14.17 ; 4Цар. 21:7 ; 2Пар. 24:7 ), сменялись периодами восстановления порядка, заповед. Господом ( 4Цар. 12:1 ; 4Цар. 22:3–7 ; 2Пар. 29 ), и наоборот. В конечном итоге привычные в устах израильтян ссылки на Х. потеряли всякий смысл, поскольку их дела полностью противоречили Божьим требованиям ( Иер. 7:4 ). Суд Божий над Иудейским царством завершился тем, что Х., просуществовавший почти 380 лет, в августе 586 г. до Р.Х. был разрушен ⇒ халдеями (Вавилоном) ( 4Цар. 25:8.9 ). ⇒ Скиния (IV). IV. ХРАМ ЗОРОВАВЕЛЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Филарет – важен между прочим потому, что чрез него святитель, Богом просвещаемый, предварительно обличил неправое мнение людей, явившихся после . —199— него, которые даже доныне утверждают, будто в священных и церковных книгах и описку переписчика исправить, и непонятное слово перевода заменить понятным – не позволительно и противно православию. Они говорят: по старым неисправленным книгам спасались и спасались известные святые; такие книги поправлять, значит – портить. Если бы так рассуждал святой Алексий: то конечно не стал бы он ни поверять перевод, ни поправлять рукописи Евангелия; а должен был взять книгу Евангелия, какая в его время находилась в Успенском соборе, и сказать: по сей книге спасался и спасся святитель Петр; нечего здесь поверять и исправлять. Но он поверял и исправлял: и потому очевидно не так рассуждал, как новые ревнители не очень старой старины, а точно также, как и древле и ныне рассуждают Православная Церковь , то есть, что спасительная истина Христова и в неисправленных и исправленных священных и церковных книгах одна; но что, для сохранения в распространения сей самой истины, исправная книга лучше неисправной 255 . Г. Воскресенский Муретов М.Д. Notandum: [По поводу реферата Μ. П. Соловьева о новейшей европейской литературе по вопросу о ветхозаветном храме]//Богословский вестник 1893. Т. 1. 1. С. 200–209 (1-я пагин.). —200— Достопочтеннейший русский палестинолог Μ.П. Соловьев в своем реферате о новейшей европейской литературе по вопросу о Ветхозаветном Храме, между прочим, касается и моей работы по тому же предмету (Русское Обозрение, 1891, Апрель и Май). Отдавая предпочтение почти всем главным выводам моего труда, Μ.П. Соловьев расходится с нами только в двух пунктах. Он, во-первых, находит недостаточно сильным указанный нами мотив для выделки двух колонн – Иахин и Боаз – из меди, а не из камня; и, во-вторых, считает неестественною шестидесятилоктевую высоту нижней пристройки. По поводу этих замечаний, мы прежде всего должны пожалеть, что достопочтенному референту известна была только часть нашей работы, печатавшаяся в Православном Обозрении. Между тем она потом вышла отдельною книгою, куда, в исправленном виде, кроме того вошло из прибавлений к Творениям Святых Отцов исследование скинии Моисеевой и совершенно новый и значительный отдел прибавлений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В последнее время о личности протоиерея А.Глаголева всё чаще говорят в контексте его прославления как ново­мученика. Пока канонизация отца Александра не была осуществлена. Во вступительном слове к сборнику трудов протоиерея А.Глаголева «Купина Неопалимая» покойный Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир писал, что имя отца Александра «еще не занесено в список новомучеников... и еще ждет часа своего прославления». В проповеди о крестоношении 10 марта 1900 года протоиерей Александр Глаголев сказал: «Из детства нас учили чаще знаменовать себя крестным знамением, чтобы мы, ограждая себя им, при всяком деле нашем поминали страдания Христовы и всё творили во славу Божию, не отступая от обязанностей своего христианского звания ни за какие блага мира... не изменяя Господу и Его Евангелию даже до смерти». Эти слова протоиерей Александр Глаголев пронес через всю свою жизнь. Он не пошел на компромисс со своей совестью и не изменил Евангелию даже перед лицом смерти. Справка Александр Александрович Глаголев родился в Тульской губернии 14 февраля 1872 г. в семье настоятеля храма в с. Покровском Одоевского уезда (ныне — Одоевский р-н Тульской обл.) священника Александра Васильевича Глаголева. Начальное образование получил в Белевском духовном училище (1884–1888), среднее — в Тульской духовной семинарии (1888–1894). После окончания семинарского курса успешно сдал вступительные экзамены в КДА. Обучался в академии в 1883–1898 гг., во время ректорства епископа Сильвестра (Малеванского). В 1903 г. вступает в брак, через некоторое время рукоположен в сан священника митрополитом Киевским и Галицкий Флавианом (Городецким). Сначала о. Александр был определен в Киево-Щекавицкую кладбищенскую церковь, но уже 1 июня 1903 г. перемещен на должность настоятеля церкви Николы Доброго на Подоле. В 1914 г. возведен в сан протоиерея. Скончался в тюрьме 25 ноября 1937 г. в ходе следствия. Публикации В «Православной богословской энциклопедии» (1900–1911) были опубликованы статьи протоиерея Александра Глаголева на темы библейско-археологической направленности и иудейской ветхозаветной традиции: «Апокалипсис», «Братья Господни», «Иахин и Воаз», «Иерусалим», «Календарь библейско-еврейский и иудейский», «Кидар», «Кимвал», «Киннор», «Кислев», «Ковчег Ноя», «Козел отпущения».

http://e-vestnik.ru/analytics/protoierey...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010