Две части храма, святое и святое святых, построенные по аналогии со скинией свидения, которая сопровождала израильтян в пустыне, можно сопоставить некоторым образом с другими священными сооружениями Ближнего Востока. 274 Центром и основой существования храма являлся давир, т.е. святилище. Оно было темным и недоступным для простых смертных. В давире языческих храмов находилось изображение бога или богини. В давире, или святом святых храма Соломона, располагался ковчег завета. Кроме того, две высокие не несущие колонны Иахин и Воаз ( 3Цар. 7, 21 ), произведения литейного искусства, увенчанные капителями с изображениями плодов граната (элемент, имеющий символическое значение) и находившиеся справа и слева от входа в преддверие храма, имеют аналоги в восточных храмах, упоминаемых еще Геродотом (Герод. II, 44). Таким образом, Соломон твердо придерживался образца скинии свидения, но в некоторых деталях, придававших храму большую завершенность, он достаточно свободно следовал образцам современных ему восточных храмов.   Флот Соломона   В Ветхом Завете сказано: Тирский царь Хирам подарил Соломону флот, для которого тот построил порт в Ецион–Гавере, находившемся на побережье Красного моря близ современного Эйлата (в заливе Акаба), в южной части Идумейской земли. Хирам прислал и моряков из числа личного состава собственного флота, которые владели искусством мореплавания. Финикийские моряки Хирама составляли единую команду с подданными Соломона ( 3Цар. 9, 26–27 ). Во времена Соломона между Кармилом и Газой не было гавани, пригодной для торгово–транспортных судов, поэтому израильскому царю пришлось превратить в порт Ецион–Гавер, поскольку это место полностью соответствовало всем требованиям, предъявляемым к стоянкам для судов. Таким образом, здесь корабли Соломона подготавливались к длительным путешествиям. Мы мало что знаем о флоте Соломона. Тем не менее мы знаем, что его суда строились по образцу финикийских. Вероятно, финикийцы не возражали против строительства Соломоном торгового флота, так как вся торговая активность Соломона сосредотачивалась в основном в районе Красного моря и на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Подобным образом, как мы видели, о колоннах Иахин и Боаз библейский текст иногда выражается, что они принадлежали притвору, хотя они стояли только на восхождении к нему, среди приводившей к притвору лестницы. Если, таким образом, священный сосуд святого святых не только оставлен Соломоном без изменения, но и сохранен в том же единственном экземпляре, сделанном при Моисее, если сосуды святого хотя сделаны заново, но с соблюдением той же Моисеевой формы, то внешние сосуды, соответствовавшие Моисееву жертвеннику всесожжений и умывальнику, получили здесь новые, более художественные, формы. Описание внешних сосудов храма представлено 3Цар.7:23–40 и 2Пар.4:1–6 . Хотя книга Царств не упоминает о жертвеннике всесожжении между сосудами, сделанными Хирамом, но книга Паралипоменон не только упоминает о нем, но и ставит его во главе внешних принадлежностей храма. Кроме жертвенника всесожжений, к внешним сосудам храма Соломонова принадлежали: большой бассейн для воды, называвшийся медным морем, и 10 меньших сосудов для воды или омывальников, соответствовавших умывальнику скинии. Все эти внешние сосуды стояли пред храмом, на вымощенной камнем площади ( 4Цар.16:17 ), приблизительно в таком же расстоянии от ступеней притвора, в каком эти сосуды стояли пред скиниею, и место, занимаемое ими, равно как промежуточное место между ними и храмом, считалось наиболее важным и самым священным после храма ( 4Цар.11:11 ; Иоиль.2:17 ; Иез.8:16 ; Мф.23:35 ) 108 . 1 . Жертвенник всесожжении Соломонова храма был почти вчетверо больше жертвенника Моисеева, именно 20 локтей длины и ширины, подобно длине и ширине святого и святых, и 10 локтей высоты, подобно тому основанию, на котором стояло святое святых. Если Моисеев жертвенник был из дерева, обложенного медью, то жертвенник Соломонов был только из меди, откуда и взято его название медным. Конечно, это название относится только к стенкам жертвенника; внутренность же его, по требованию закона Моисеева, была заполнена дикими камнями, а верхняя площадка для возжения огня была покрыта землею.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

На той же общей оси ворот, дворов и жертвенника стоял наконец корпус самого храма, подобно скинии обращенный входною стороною к востоку. Тому, что Иосиф Флавий называл в скинии τομα, частию покрова нависшею на челе скинии в виде фронтона, в храме соответствовал притвор, представлявший, подобно нашим церковным притворам, вид коридора 20 локтей длины (по широте корпуса храма) и 10 локтей глубины. Соответственно входным колоннам скинии, и здесь пред притвором стояли две большие монументальные медные колонны, носившие особенные имена: Иахин и Боаз. Внутренняя величина храма была частию удвоенною, частию утроенною величиною скинии: 60 (30x2) локтей длины, 20 (10x2) ширины и 30 (10x3) высоты. Первое отделение, святое или большая зала храма ( 2Пар.3:5 ), имело 40 локтей длины, 30 локтей высоты и 20 локтей широты, а второе отделение, святое святых или зала святого святых ( 2Пар.3:10 ) или еще иначе Давир ( 3Цар.8:6 ), представляло совершенный куб 20 локтей длины, ширины и высоты, вдвое больший Давира скинии. Разделением между святым и святым святых служила каменная стена с дверью из масличного дерева. Во святом святых стоял тот же Моисеев ковчег завета с каппорет, поставленный под осенение двух новых колоссальных херувимов 10 локтей высоты, распростиравших свои крылья так, что концы внешних крыльев касались стен, а внутренние крылья склонялись над ковчегом. Во святом стояли те же сосуды скинии только в большем количестве: 10 светильников, 10 столов для хлебов предложений и жертвенник каждений. Стены храма были из массивного тесаного камня, но они напоминали и стены скинии тем, что были покрыты везде деревянною обкладкою, а потом еще обложены листовым золотом. Золотом были покрыты не только все стены, но и двери и потолок и даже кипарисовый пол храма. Таким образом храм Соломона мог назваться золотым храмом в собственном смысле слова. Так как в скинии на ее стенах были видны фигуры херувимов, расшитых по известному нам покрову скинии, который драпировался по ее внутренним стенам; то и на стенах Соломонова храма были изображения тех же херувимов с прибавочными орнаментами из растительного царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Не признавая значительной древности за колонною и капителью под Ель-Акса, Пайллу отправляется путешествовать по Египту, ищет там капители подобной капители монолита под Ель-Акса, находит нечто повидимому подобное в развалинах Едфу и объявляет, что его находка должна быть поставлена там, где незаконно стоит капитель монолита, как представляющая действительный образец тех колонн, которые были в портиках Соломонова храма. Вот та, воспроизведенная по египетскому образцу, капитель, которая, по Пайллу, украшала портики Соломонова храма и по отношению к которой капитель монолита под Ель-Акса должна якобы считаться только дурною копиею. – Рисунок 46. Капитель колонны портиков храма Соломона по Пайллу Но на этом Пайллу не останавливается. Раз он находится среди египетских памятников, почему ему не поискать здесь другого специального образца для медных колонн Соломона. Таковой легко был найден в Есне. Он представлял следующий вид: Рисунок 47. Египетская капитель колонны в Есне по Пайллу Нужно сказать впрочем, что в основе такого выбора Пайллу лежало другое понимание библейской колонны, чем какое имели вышеуказанные исследователи, также искавшие образца Соломоновой колонны в Египте. Тогда как Вогюэ выбрал египетский рисунок только для верхней половины капители, оставляя нижнюю в оригинальной сетчатой оболочке, Пайллу нашел египетский образец для цельной капители медной колонны. Мы видели, что Иосиф Флавий и некоторые представители иудейского предания плетеную работу библейского текста считали только переплетом растительных элементов в рисунке капители. Приведенная сейчас капитель из развалин Есне показалась Пайллу удовлетворяющею требованиям традиционного переплета стеблей и цветов, и он преобразовал ее в медную Соломонову капитель прибавлением еще двух рядов гранатовых яблок. Рисунок 48. Капитель колонны Иахин по Пайллу Что сказать об этих операциях разыскания капителей и их преобразования в капители Соломона? Приготовившись, повидимому, удовлетворить обоим указанным нами выше условиям возможно правильного представления Соломоновой капители, автор неожиданно нарушает то и другое условие.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

«Кроме того, – говорят разом Шнаазе и Бэр, – время сооружения медных колонн не совпадает с временем сооружения храма и притвора: храм и притвор были готовы уже в седьмом году царствования Соломона, а приготовление художником Хирамом медных колонн относится ко времени окончания работ по постройке дворца Соломона, т. е. к тринадцатому году Соломона. Но невозможно, чтобы колонны появились не в одно время с притвором, если они были его архитектоническою частью, чтобы, как объяснял Мерц, свод притвора поддерживали как-нибудь на деревянных балках, в течение целых годов, до изготовления более твердой опоры в виде медных колонн. ж) Указывали на то, что построение таких памятников было известно древним евреям ( 2Сам.18:18 ), и у других народов были известны памятники в виде колонны с капителью (колонна Помпея в Александрии). Наконец з) указывали изображение иерусалимского храма, найденное в Риме в 1882 году, сделанное на стеклянном дне чаши, где колонны Иахин и Боаз показаны отдельно от храма. – Ко всему этому мы должны прибавить, что сделанное нами описание цепей, сходящих от капители и утверждающих колонну на месте, может иметь отношение только к независимо стоящему памятнику. Впрочем, то место, которое мы назначаем колоннам, хотя не есть самый притвор храма, не может однакож назваться совершенно независимым от притвора, так как приводящая к притвору лестница не могла быть относима к пространству двора, окружавшего храм, а скорее принадлежала храму и его платформе. Так как высота притвора была 20 локтей, а высота колонн с капителями 23 локтя, и так как было бы ненатурально представлять колонны возвышавшимися над притвором, то они должны были стоять на 4 или 5 локтей ниже уровня притвора, на 7-й или 8-й ступени, считая сверху. Указанным нами положением колонн легко объясняются все вышеприведенные библейские места, в которых медные колонны то стоят пред храмом, то принадлежат притвору храма, то являются самостоятельными памятниками, то связанными со входом храма. На основании чтения LXX 3Цар.7:20 можно было бы предположить, что на медные колонны спускался с притвора особенный навес, μλαθρον, образовавший особенное крыльцо пред храмом; но на это нет дальнейших оснований.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Поэтому здесь необходимы были еще . Рисунок 44. Колонна Иахин по Шипие противоположные орнаменты в виде вертикальных линий, увеличивающих видимость колонны. Такими линиями на колонне являются длинные и тонкие стволы, опирающиеся внизу на растительные элементы в виде древесных корней, а вверху, под капителью, распускающиеся в цветочные чашечки. Между вертикальными линиями помещены еще орнаменты, часто встречающиеся на финикийских памятниках, так называемые palmette phenicienne. То и другое, пальметты и стволы, взяты из образцов финикийских, равно как и пьедестал, на котором стоит колонна. По поводу этой колонны, реставрированной совокупными усилиями трех авторов, Штаде, Перро и Шипие, нужно сказать, что она имеет больше единства и цельности, чем колонны Вогюэ и Пэна, хотя ее основная мысль о неотделимости сетчатой работы от формы цветочной чаши не принадлежит названным реставраторам и взята ими у Винера (В. R. W. 1:616). Но кто же, знающий, что такое был ветхозаветный храм со стороны его богослужения, согласится принять эту искусственную реставрацию? При взгляде на эту колонну нам видится не лилия – символ жизни и духовной красоты, а надгробный памятник с погребальною урною. По всей вероятности финикийские элементы, из которых сложена эта композиция, взяты из древних гробниц. Но при храме Бога Израилева не могло иметь места ничто напоминающее гроб или надгробный памятник. С другой стороны, длинные прутья вокруг ствола колонны не имеют для себя никакого основания в тексте. Между тем, если здесь необходимо было провести полосы, увеличивающие для глаза размеры колонны, то это гораздо удобнее было сделать применительно к разъясненному нами выше тексту LXX, в виде длинных каналов или углублений в стволе колонны. Наконец, сужение вершины колонны не есть оригинальная мысль. Давно уже Мерц (Kunstblatt, 1844, 100) проектировал, что капитель Соломонову нужно представлять суживающеюся вверху (см. также Richm W. d. bibl. Alterth. 1:652). Но Мерц имел при этом в виду некоторое кажущееся основание в тексте 3Цар.7:19 , где капители дается особенная еще мера 4 локтя (Мерцу казалось, что не приложимая к высоте капители, эта мера указывает широту или диаметр капители, сократившийся в своей верхней части). Но вершина колонны Перро и Шипие не имеет и кажущегося основания в библейском тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

На верхушку каждой колонны было поставлено по литой лилии вышиною в пять локтей, а каждую такую лилию окружала тонкая бронзовая, сплетенная как бы из веток сеть, покрывавшая лилию. К этой сети примыкало по двести гранатовых яблок, расположенных двумя рядами. Одну из этих колонн Соломон поместил с правой стороны главного входа в храм и назвал ее Иахин, а другую, которая получила название Воаз, он поставил с левой стороны 486 . 6. Вместе с тем [мастер Хирам] соорудил также десять бронзовых четырехугольных подставок для сосудов, которые назначались для омовений 488 . Каждая такая подставка имела пять локтей длины, четыре ширины и шесть вышины, и каждая из них была устроена и украшена резьбою следующим образом: вертикально были поставлены по четыре четырехугольные колонки, которые соединялись между собою поперечными пластинками (планками), образовавшими три пролета, из которых каждый замыкался столбиком, опиравшимся на нижнюю раму всей подставки. На этих столбиках были сделаны рельефные изображения где льва, где вола, а где и орла. Такие же рельефные изображения, как и на средних колонках, имелись также на крайних столбах. Вся эта подставка покоилась на четырех подвижных литых колесах 489 , диаметр которых вместе с ободом доходил до полутора локтей. Всякий, кто смотрел на окружность этих колес, не мог не удивиться тому, как искусно они были пригнаны и прилажены к боковым столбам подставки и как плотно они прилегали к основе этой подставки. Верхние концы основных крайних столбов заканчивались ручками наподобие вытянутых вперед ладоней, а на этих последних покоилась витая подставка, поддерживавшая умывальник, в свою очередь упиравшийся на колонки с рельефными изображениями львов и орлов, причем весь верх этой подставки был так искусно скреплен между собою, что на первый взгляд казался сделанным из одного куска. Между рельефными изображениями указанных львов и орлов выделялись также рельефные финиковые пальмы (Ср. 3Цар 7.41–42 ). Таков был характер означенных десяти подставок для сосудов. Затем [Хирам] сделал и самые десять умывальниц, круглых медных сосудов, из которых каждый вмещал в себе по сорока батов. Глубина каждого сосуда доходила до четырех локтей; такой же величины был и диаметр их от края до края. Эти умывальницы он поставил на означенные десять подставок, получивших название мехонот 490 . Пять умывальниц было помещено налево, т.е. от храма, с северной стороны его, и столько же с правой, т.е. с южной стороны, если обратиться лицом к востоку. Тут же было вмещено и «медное море» 491 . После того как эти сосуды были наполнены водою, [царь] назначил «море» для омовения рук и ног священников, входивших в храм и собиравшихся приступить к алтарю, тогда как целью умывальниц служило обмывание внутренностей и конечностей животных, назначавшихся к жертве всесожжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таких подробных описаний, какие сохранились о колоннах Соломона Иахин и Боаз, о внутренних украшениях стен его храма картинами, последний иерусалимский храм не имеет. Сюда может быть отнесено только одно вышеприведенное свидетельство мишны, измеряющее составные части высоты храма, и при этом называющее по именам некоторые архитектурные украшения стен. Как мы уже говорили, там указываются: kiur, эпистиль или архитрав, beth-glifa, место глифов или триглифов и затем два карниза – нижний, thakara, и верхний, maaziba. Но эти украшения стены употребляются как надстолбия на колоннах, а потому и здесь, в наружной стене того и другого этажа храма, необходимо предположить, если не полные колонны, то пилястры, конечно не во всю 30-локтевую высоту стены, а в верхней ее части по тому образцу, какой представляют пилястры Хевронского харама. Впрочем, и независимо от указанных мишною надстолбий, колонны, как украшения стен, необходимо предполагать в храме Ирода, в виду общей наклонности к таким украшениям в памятниках этого времени. Какому стилю принадлежали колонны – трудно сказать. Мы видели, что в главном портике двора были коринфские колонны; и пилястры так называемых золотых ворот принадлежат к тому же ордену. Хотя упомянутые в описании мишны глифы считаются принадлежностию дорического ордена, но в Палестине они встречаются и при других колоннах, наприм. при ассиро-ионических на памятнике Авессалома. Нужно заметить при этом, что под beth-glifa иудейские комментаторы разумеют здесь не совсем то, что называется триглифами в греческой архитектуре, но капли (σταγνες) между гирляндами из цветов. Весьма вероятно также, что между указанными архитектурными украшениями были еще виноградные кисти, часто встречающиеся на древнееврейских памятниках в Иерусалиме (рис. 68, стр. 379), на древнееврейских монетах и висевшие в самом храме Ирода, в виде независимых от стены эмблем. Таким образом антаблеман над колоннами наружных стен храма Иродова как первого, так и второго этажа, имел приблизительно такой вид.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Рисунок 81. Антаблемент над наружными колоннами храма Ирода по Пэну На восточной фронтовой стороне храма к указанным орнаментам присоединялись, как это и само собою понятно, еще новые. Стена притвора в самой средине своей была прорезана огромною амбразурою по Иосифу 70 локтей высоты и 25 широты («Bellum Judaicum», V, 5:4), а по мишне (Midd. III, 7) 40 локтей высоты и 20 широты. Последнее определение более вероятно, хотя и в нем высота этой амбразуры на 10 локтей превышает всю высоту нижнего этажа храма. Напротив, показание Иосифа 70 локтей высоты амбразуры приспособлено им к идеальной двойной высоте нижнего этажа храма (30+30=60) и имеет такой же идеальный смысл. Но это была только амбразура двери без самой двери, изображавшая собою, по толкованию Иосифа («Bellum Judaicum», V, 5:4), образ неизмеримого открытого небесного пространства. Вместо двери, здесь была большая завеса, защищавшая внутренность притвора, и открывавшаяся в часы богослужений (Maim. Jad chazaka, Klei hamikdasch, VII, § 18). Украшением амбразуры вверху, по Midd. III, 7, были пять деревянных выступов или верхних косяков, украшенных резною работою, и, как объясняет Маймонид, представлявших то, что арабские зодчие называют , а еврейские , μλαθρον: первый косяк был длиннее амбразуры входа на один локоть с той и другой стороны, каждый следующий настолько же длиннее нижнего, так что самый верхний косяк имел 30 локтей длины; между каждыми двумя косяками был особенной работы деревянный гзымс. Так как термин malthera, μλαθρον, означает навес или крышу, то указанные косяки должны были увеличиваться не только по линии параллельной к стене, но и перпендикулярно к ней, т. е. все более и более выдаваться из стены и образовывать вид балкона над входом. Как объясняет мишна в другом месте (Midd. III, 8), это были пять рядов кедровых перекладин (таково значение слова μλαθρον), которые были видны и внутри притвора; от стены храма они проходили в стену притвора и выдавались в наружной стороне в виде навеса. По всей вероятности, навес или балкон поддерживали колонны, соответствовавшие монументальным колоннам Соломона, Иахин и Боаз, хотя ни Иосиф, ни мишна не указывают прямо существования этих колонн во втором храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

б) Двойной проход под мечетью ел-Акса всегда был тем, чем он представляется в настоящее время, выходом на площадь храма с южной стороны, и притом одним из главных выходов, так как он сделан почти в средине стены, и притом на линии жертвенника всесожжений. Следовательно, он не мог быть какою-либо частию дворца Соломона. Вся отделка подземелья, грубоватые камни стен и столбов показывают, что здесь всегда был только подземный проход или туннель, в) Массивность стен и колонн подземелья, форма сводов и арок 246 , а также треснувшая верхняя притолока в амбразуре ворот показывают, что гораздо прежде появления нынешних зал мечети Ель-Акса описанное подземелье держало на себе другие сооружения – громадные аллеи колонн храмового портика, г) Описанное подземелье, изолированное в настоящее время, некогда имело свободные ходы в другие прилегавшие сооружения на востоке и западе, как это видно из древних, ныне заложенных, ходов «пророка Илии» в восточной стене и «сынов Аарона» в западной. А так как прилегавшие к воротному туннелю постройки могли быть только такими же подземными сводами, то отсюда следует, что не только на восток от мечети ел-Акса, но и на запад, до самого юго-западного угла, насыпная земля площади харама лежит на системе подземных сводов. д) Выпусковая первоначальная отделка камней в стенах туннеля отличается от отделки стены юго-восточного угла храмового мола и более близка к отделке юго-западного угла. Следовательно, не имеет основания мнение Варрена о большей древности юго-восточного угла в сравнении с юго-западным. Большая монолитная колонна 21 фута высоты и 6½ футов в диаметре, открывающая собою на южном конце ряд колонн, разделяющих подземелье, есть драгоценнейший остаток колонн Соломона и ее капитель сделана по образцу библейских колонн Иахин и Боаз. Что же касается остальных архитектурных орнаментов, имеющихся в подземелье ел-Акса, карнизов на внутренней и внешней стороне амбразуры ворот и отделки четырех куполов, симметрически расположенных над упомянутою колонною Соломона, то они имеют сходство с византийскими работами этого рода и, повидимому, должны быть отнесены к позднейшему времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010