Гранатовые яблоки изображались на ефоде первосвященника. В притворе Иерусалимского храма капители двух медных столбов (Иахин и Воаз) были украшены изображениями гранатовых яблок ( 3Цар. 7:18.20 ). Серны – удивительно красивые и грациозные парнокопытные. Вместе с оленями и ланями евреи относили их к разряду чистых животных. Серны очень подвижны, ловки и быстры в горах, где живут. Они имеют тонкое обоняние и слух. Святые отцы приводят мнение древних об особенно остром зрении серны. Жизнь в горах, грациозная быстрота и ловкость, удивительное зрение делают серн образом горнего мира, небесных сил (в еврейском созвучны даже сами их наименования) и духовного видения. И одновременно серна образ женской красоты, миловидности и любви. Полевые лани – наоборот, живут внизу, на земле. Это – разновидность оленей поменьше их размером. Лани также прекрасны на вид, имеют величественные рога, они стройны, ловки и подвижны. Крепкие ноги (крепости сельные) позволяют им очень быстро бегать. По своему устроению и горячей природе часто томятся жаждою в южных странах. Почему и сравнивает псалмопевец Давид: «Как лань желает к потокам вод, так желает душа моя к Тебе, Боже!» ( Пс. 41:2 ). Олени и лани без вреда для себя, уничтожают ядовитых полевых змей. Несколько раз произносится Суламифью заклинание сернами и полевыми ланями. Красота оленьих глаз часто воспевается в восточной поэзии. Суламифь сравнивает друга своего с молодым оленем на горах Вефильских (2:9). Вефиль, что означает «дом Божий», – это место, где было Иакову видение небесной лестницы. В Вефиле долгое время был ковчег Завета, там судил Самуил. А потом там же Иеровоам установил одного из золотых тельцов и учредил свое беззаконное служение, перешедшее в идолослужение, уничтоженное потом царем Иосией. Это место близ гор, о которых и упоминает Песнь Песней. Зима – в Палестине это время дождей (с середины декабря до середины февраля). Бывает и снег, но редчайший случай, если он лежит более одного дня. В это время холодно, слякотно. Дороги грязные, скользкие, едва проходимые. Иногда дуют пронзительные северные ветра. В конце февраля начинается весна. Устанавливается погода солнечная, но еще в марте идут последние дожди. Начинается время цветения. Цветение смоковницы – один из ранних признаков наступающего лета.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

—413— и там был архив летописей, который вёлся жрецами (храма Эшмуна в Карфагене). Вне святилища помещался жертвенник для принесения в жертву животных, чаша для омовений, жаровня с постоянным огнём. Жертвенники вероятно были подобны, обычным языческим жертвенникам. Раввинское предание говорит, что в идоле Молоха было семь отверстий или семь камер, из которых в первую клали пшеничную муку, во вторую – голубей, в третью – овец, в четвёртую – баранов, в пятую – тельцов, в шестую – быков, а в седьмую – детей. Но позволительно усомниться в достоверности этого предания. Найденная на Кипре статуя Мелькарта не соответствует этому описанию. Скиния Молохова, о которой говорит пророк Амос ( Ам.5:26 ), тоже не отвечает такому представлению о статуе Молоха. Финикийские храмы стоят в связи с храмом Иерусалимским. Израильский храм истинному Богу был построен преимущественно из финикийского материала при содействие финикийских рабочих. В деле этого построения имели большое значение три лица, в имени которых заключалось слово Хирам: Хирам, царь тирский, финикиянин, Адонирам (Адон Хирам) – еврей, Хирам – художник-финикиянин по отцу и еврей по матери ( 3Цар.5:7–10, 14, 7:13–14 ). Значит за 1000 лет до Р. X. религиозная архитектура получила уже широкое развитие у финикиян. Храм Соломонов разрушен две с половиной тысячи лет тому назад, но ещё доселе в учении франкмасонов имеют важное значение столбы иахин и воаз, молоток, ватерпас, лопатка и ветвь акации – символы, связанные с легендой о иерусалимском храме. „Для соблюдения порядка при расчёте с легионами мастеров, подмастерьев, мастеров и простых учеников Адонирам разделил их на группы, дав каждой вместе с особенным одеянием свои пароли и лозунги. Мастеровые, завидуя мастерам и желая получить большую против заслуженной плату, задумали образовать отдельную шайку, костюмированную подобно мастерам, дабы получить от Адонирама более, нежели им следовало. Изменить одежду было нетрудно. Главное препятствие было в пароле и лозунге мастеров, неизвестных простым мастерам. При-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Флавию: соответственно – 3,82 л. – 1 м. 84 см.). Толщина стенок каждой колонны – 4 перста, внутри та и другая колонны были пустые. По LXX ст. 15, колонны не были гладкими, но с углублениями величины 4-х пальцев: τεσσρων δακτλων τ κοιλματα, слав.: «четырех перстов вглубления», т. е. с продольными линиями. Сверху на каждой колонне имелась капитель (евр. котерет, LXX: πιθεμα, слав.: «возложение», русск.: «венец») в 5 локтей (по 4Цар.25:17 – 3 локтя) вышины, так что общая высота колонны была 23 локтя (11 м. 13 см. или ок. 17 арш.). Нижняя часть капителей была выпуклой, чревообразной, верхняя представляла лилиеобразную чашечку. На верхнем и нижнем концах этой части расположены были два ряда, по 100 штук в каждом, гранатовых яблок с сетчатыми цепочками для укрепления. Обе колонны, надо полагать, были именно самостоятельными монументами, стояли независимо от притвора (а не составляли часть самого притвора, служа его подпорами, как полагали Тений, Дистель, Гитцаг, Вопоэ, Пэн, Новакк). По 2Пар.3:15 обе колонны стояли «пред (евр. лифне) домом (храмом)», и самый образ выражения ст. 21 ( 2Пар.3:17 ) «поставил» (евр. геким), устойчиво водрузил, – приложимо только к самостоятельной колонне (ср. Лев.26:1 ; Втор.27:2,4 и др.). Особенно же самостоятельное монументальное значение обеих колонн видно из того, что каждая из них носила нарочитое название: правая – Иахин, левая – Воаз. Названия эти во всяком случае говорят о важном теократическом и национальном значении обеих колонн, но точный смысл их нельзя установить с несомненностью. Хотя оба названия в Ветхом Завете встречаются в качестве собственных имен лиц: первое – как имя нескольких лиц в коленах Симеоновом ( Быт.46:10 ; Исх.6:15 ; Чис.26:12 ) и Левиином ( 1Пар.9:10, 24:17 ), а второе в евр. Библии тождественно с именем известного из истории Руфи праотца Давида Вооза ( Руф.2:1 ), однако посвящение колонн этим лицам (особенно одному из малоизвестных Иахинов) маловероятно (Таргум к ( 2Пар.3:17 ) отождествляет имя левой колонны с именем Вооза).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Храм Иерусалимский Храм Иерусалимский . Скиния, походный храм иудеев до времен Соломона, была устроена по образцу, указанному Богом на горе Синае ( Ucx. XXV:9, 10 ), поэтому и храм Иерусалимский, в главных частях своих, походил на скинию. Опуская устройство скинии и ее принадлежностей, мы опишем устройство храма Иерусалимского, с теми изменениями, каким он подвергался во времена Зоровавеля и Ирода. I) Здание храма Соломонова, со всеми пристройками, может быть представлено следующим образом. Главнейшие части храма, подобно как в скинии, были: Святилище (26 аршин и 4 верст длины, 13 аршин и 2 верст ширины, и 20 аршин 5 верст высоты) и Святое святых (кубическое пространство в 13 аршин и 2 версты). Святая святых было 7 аршинами ниже Святилища; эти семь аршин заключали в себе комнату, которая находилась в задней части храма над Св. святых и служила для хранения священных вещей ( II Nap. III, 9 ). Ближе к востоку, у передней части здания, был притвор, длиною 13 аршин 2 версты, шириною 6 аршин 9 верст, а высотою равный пятидесяти аршинам. Святилище освещалось светильником, горевшим день и ночь, а Святое святых было совершенно темное. Впрочем, при богослужении то и другое освещалось в отверстые двери. Кедровые стены Святилища и Святая святых и кипарисовый пол были украшены разными изображениями херувимов, цветов и плодов. Все эти изображения были обложены золотом ( III Цap. VI, 35 ). Между Святилищем и Святая святых была завеса, висевшая на золотых цепях (ст. 22–25), и дверь из масличного дерева (ст. 31). Другая дверь, также с завесой, отделяла притвор от Святилища. Между притвором и двором были только двери без завесы. Пред спуском на площадь двора, по сторонам дверей, стояли два медных, обложенных золотом столба, в 4 сажени высотою, с разными вызолоченными венцами. Правый назывался Иахин (стоящий прямо), а левый Боаз (легкий). Во Святой святых находился Кивот завета, тот самый, который был в скинии Моисеевой, только крылья херувимов были большие (около 4 аршин) и утверждались не на Кивоте, а на стенах и потолке ( III Цap. VI, 23–28 ). Ковчег длинной своей стороной поставлен был от востока к западу, и рукояти его были так длинны, что восточные оконечности их обозначались возвышениями на завесе ( III Цap. VIII, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Иез.40:14 .  А в столбах он насчитал шестьдесят локтей, в каждом столбе около двора и у ворот, «А в столбах он насчитал 60 локтей». Букв. «И сделал столбы 60 локтей». Непонятно, прежде всего, почему везде употребляемый в этих главах глагол «измерил» заменен здесь глаголом «сделал», когда храм представляется уже готовым и производится только измерение его. Думают – потому, что здесь указана высота столбов, а она не могла быть измерена как все доселешнее тростью, а имела быть определена каким-нибудь другим, неуказанным точнее образом. Затем неясно, о каких столбах речь: о столбах ли между комнатами (ст. 10) или 2 столбах портика (ст. 9); скорее – о последних, так как только они могли быть такой непомерной высоты (цифра 60 – ни разу в целом описании храма), служа как бы обелисками ворот (как Иахин и Воаз в Соломоновом храме). Наконец, не определено точнее, какое измерение столбов дается цифрой в 60 локтей; только величина этой цифры заставляет предполагать здесь измерение и высоту. Все эти неясности бросают тень сомнения на мазоретский текст, тем более, что LXX дают опять и здесь более естественное чтение; «и непокровенное ( αιθριον, паперть) елама врат (т. е. портика ст. 9Е) шестидесяти (столько только славянский текст; лучше: Александрийский: 25, Ватик. 20) лактей». LXX дают таким образом не указанную еще и не неважную (в виду важности этого отделения ворот, см. объяснение 9 ст.) длину портика Е; хотя эта длина указывается так поздно в сравнении с шириной той же части ворот ст. 9, но на месте, потому что со ст. 11 везде дается измерение с юга на север, как ранее с в. на з.; «столбы» и «притворы» созвучны в евр.: елим и улам или елам. «В каждом столбе около двора и у ворот». Предположительный и свободный перевод евр. букв.: «и к столбу двор ворот (примыкал) кругом, кругом», т. е. столб (собирательной, причем можно разуметь столбы 9 и 10 ст., или – ел не вместо ли елам, притвор?) выходил или соприкасался уже с самым двором (этой святыней!) подле ворот. LXX должно быть по догадке: «и фее двора окрест», т. е. кругом во двор выходили боковые комнаты, как в елам, о котором только что была речь. Еще лучше был бы смысл, если не читать слова «столб», которое по-евр. совсем созвучно с предшествующим ему предлогом ел – «к»; тогда будет: «и ко двору ворота кругов, кругом», т. е. сооружение ворот свободно стоит во двор, открыто в него со всех сторон, а не как внутренние ворота застроено отовсюду (38, 44) в знак большей святости последних (см. план 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2012. С. 133-134; см. также: РГБ ОР. Ф. 172. К. 190. Ед. хр. 12, 13; ЖЗС МДА за 1900 г. Серг. П., 1901. С. 56-58). В статье, посвященной изучению 2 загадочных финикийских слов - «Иахин» (  ) и «Воаз» (  ) на 2 медных столбах портала Соломонова храма, между к-рыми проходил каждый вступающий в него (3 Цар 7. 21), Н. доказал необоснованность традиционной т. зр., согласно к-рой эти термины рассматриваются как евр. личные имена, высеченные на колоннах храма для увековечивания памяти их носителей. Н. показал, что эти имена не могут иметь никакого отношения к храму Соломона, и, восстановив первоначальную более точную форму надписи с помощью текста перевода LXX в версии Ватиканского кодекса, он пришел к выводу, что эта древняя надпись является единой фразой на финик. языке, к-рая может быть переведена: «Да будет Ваал силою». Т. о., финик. мастер, украшавший храм Яхве, снабдил медные колонны посвятительной надписью в честь Ваала. По мнению Н., финик. медные колонны были символами «проведения через огонь» и обозначали место жертвоприношения Ваалу. Такая научная реконструкция интересна с т. зр. объективной оценки истории развития монотеизма в Др. Израиле. На основании тщательного филологического исследования с использованием фундаментальных знаний древних языков Н. доказывает, что имя бога Ваала в указанный период входило в состав теофорных библейских имен. Исследование Н. вызвало большой интерес и было переведено на нем. язык. В рецензии на книгу Фридриха Делича «Где находился рай?» (Ассириологические изыскания. 1882) он предположил, что в библейском мотиве рая прослеживаются неск. стадий развития мифа: 1) доисторический миф; 2) пребывание евреев в Вавилоне в VI в., когда они знакомились с вавилонской традицией как напрямую, так и через арам. посредничество; 3) период окончательного формирования всего корпуса мотивов кн. Бытие (по-видимому, кон. VI-V в.). Н. удалось вычленить догос. происхождение мифа о рае. Как показали исследования ассириологов XX в., представления о рае отражены в клинописных текстах кон. III - нач. II тыс. до Р. Х. о Дильмуне (совр. Бахрейн), где шумеры селились еще в кон. IV тыс. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/2566204.html

Ветхий Завет противопоставляет Ваала Иегове, классические писатели противопоставляют его Зевесу и Юпитеру. Ваал является богом небес, богом солнца, особенно формой солнечного бога является Ваал-Зебув. Зебув – это гигантская муха, снабженная убивающим жалом (символ палящего солнца). Ваал-Цефон бог северного неба, северного ветра и северных бурь. Может быть, как божество солнца должно рассматривать и Ваала-Гаммона. Гамманим столбы, символы солнечных лучей. Они ставились в храмах, наприм., в тирском Хирам воздвигнул их из яшмы. Полагают, что столбы иахин (он основывает) и воаз (в нем сила), поставленные в иерусалимском храме ( 3Цар.7:21 ; 2Пар.3:17 ), были воздвигнуты по финикийскому образцу. Являясь богом природы, Ваал вместе с тем есть бог судьбы. Он почитался как Ваал-Гад, т. е. как устроитель счастья, Ваал-Берит, так сказать, бог финикийских штатов. Был Ваал-Мелькарт. Мелькарт – сокращение слов Мелек Кириат, царь города. Под этим именем преимущественно почитался Ваал в Тире (имеются надписи: владыке Мелекарту, Ваалу Тирскому). Название каждого финикийского города было определяющим словом при Ваале. Финикийские собственные имена обыкновенно теофорны и часто заключают в себе имя Ваала: Адонваал, Ваалрам, Охоливаал (Ваал-господин, могущественен, палатка). Эти теофорные имена и мысли, в них заключающиеся, полагаем, также указывают на индивидуальный характер понятия Ваал. От Ваала-Зебува произошло имя Вельзевула и от Ваала-Санина или Сана (небес, солнца) произошло перешедшее во все европейские языки слово бальзам; имя Baaл-Baalim, должно полагать, соответствует еврейскому elohim, отвлеченному понятию божества. Обыкновенно Ваал изображался в виде человека. Ваал-Гаммон (с большой вероятностью можно переводить: Ваал палящий) изображался в виде бородатого спокойно величавого старца с бараньими рогами, сидящего на троне, руки его опущены на стоящих около него баранов (см. изображение у Perrot’a T.III р. 73). На Кипре найдена статуя Мелькарта, которого прежде считали особым богом, но который, несомненно, есть тот же Ваал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

4. Ободренный этим сновидением, Иаков более уверенно отправился в Египет с сыновьями своими и их детьми. Всех их было семьдесят. Я было не хотел приводить имена их, особенно благодаря их неблагозвучию; но для того, чтобы опровергнуть мнение людей, считающих нас египетского, а не месопотамского происхождения, все-таки считаю нужным напомнить здесь имена эти 180 . Итак, у Иакова было двенадцать сыновей, из которых об Иосифе было уже упомянуто. Поэтому теперь мы поименуем остальных и их потомков. У Рувима было четверо сыновей: Анах, Фаллус, Ассорон и Хармис; у Симеона шесть: Иамуил, Иамин, Иаод, Иахин, Соар и Саул; у Леви – три: Гирсом, Кааф и Марар; у Иуды также было три сына: Сала, Фарес и Цара – и два внука от Фареса: Эсрон и Амир; у Исахара – четверо сыновей: Фула, Фуа, Иасув и Самарой; Завулон вез с собою трех сыновей: Сарадона, Илона и Иалила. Все это было потомство Лии, и сама она находилась тут вместе с ними, равно как и дочь ее Дина,– итого тридцать три человека. У Рахили было два сына: из них у Иосифа было также два сына: Манассия и Ефраим, а у другого, Веньямина, десять: Волосор, Вакхар, Асавил, Гираос, Нэеман, Ий, Рос, Мемфис, Оптаид и Арад. Если прибавить этих четырнадцать человек к вышепоименованным, то получится число сорок семь. Это было вполне законное [правоспособное] потомство Иакова. Кроме того, от прислужницы Рахили, Баллы, были у последнего еще сыновья Дан и Неффал, который в свою очередь имел при себе четырех сыновей: Иесила, Гуниса, Иссара и Селлима, тогда как у Дана был один только ребенок Усис. При сложении их с числом предыдущих выйдет сумма пятьдесят четыре. Гад же и Асир родились от Зельфы, которая была прислужницей Лии. У Гада было семь сыновей: Сафония, Авгис, Сунис, Азавон, Аирин, Эроед, Ариил, тогда как Асир имел одну дочь Сару и шестерых сыновей, имена которых: Иомн, Исус, Исуй, Варис, Авар и Мельхиил. Прибавив этих шестнадцать к указанным пятидесяти четырем, получаем полное вышеупомянутое число семьдесят, не включая сюда Иакова 181 . 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И так найденные 12 локтей были наружною шириною скинии, и, следовательно, между наружною и внутреннею шириною скинии была разность целых двух локтей. Куда она могла уходить? Единственное, что здесь можно представить, это только то, что продольные стены, упираясь в края задней или поперечной стороны, отнимали от ее внешней 12-локтевой меры по одному локтю с той и другой стороны 20 . Но это было возможно только в том случае, если сами они имели толщину одного локтя. Но толщина стены есть толщина ее досок, и толщина продольных стен есть, вместе с тем, общая толщина всех стен и досок. Таким образом, на основании известной нам длины и ширины стен скинии, мы узнаем их толщину и, следовательно, толщину их досок в один локоть. Такая значительная толщина досок или брусьев скинии подтверждается тем, что в библ. тексте они называются не (доска), а (твердые компактные массы), что к ним прилагается предикат стоящие ( Исх.26:15 ), имеющий место только при толстых столбах, а не досках, и что к каждой из них, конечно в соответствие их массивности, назначается по два пьедестала или две подставы, тогда как даже колонны стоявшие во входе скинии и столбы ограды двора имели только по одной подставе. Далее, о такой значительной толщине брусьев свидетельствуют LXX толковников, у которых брусья скинии называются στλοι, каковым словом переводится у них и еврейское колонна ( Исх.13:21; 19:9 ; Иов.26:11 ; Наум.1:5 ). Иосиф Флавий, хотя, как мы сказали, определяет толщину брусьев только в 4 пальца, но вместе с тем, входя в противоречие сам с собою, называет их четырехсторонними (выражение не приложимое к тонкой доске) и κονες, каковым словом он обозначает и массивные колонны Иахин и Боаз. Так же называет брусья скинии и Филон. Дальнейшее иудейское предание назначает для толщины досок скинии один локоть, т. е. ту же величину, которую мы нашли путем сравнения внутренней и внешней ширины святилища (Раши, Ярхи, на Исх.26:17 ). На основании этих свидетельств уже старинный христианский археолог Лундий и затем большая часть новейших исследователей по археологии ветхозаветных святилищ (Бэр, Герлах, Евальд, Камфаузен, Фрис, Нейман, Риггенбах, Дистель, Ригм) считают решенным вопрос о локтевой толщине брусьев.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Такое упование на Бога, о каком мы беседовали здесь, не может пребывать в нас постоянным и неизменным, если мы не утвердим его своим долготерпением, и покорностью воле Божьей - по повседневной привычке. В притворе храма Соломонова находились два столба: один из них назывался Иахин (на правой стороне), а другой - Воаз (на левой стороне): с двумя этими столбами сравниваются долготерпение и постоянство (3 Царств 7:21). Этими то столбами и должно быть утверждено упование наше на Бога. Безмерную печаль поглощает долготерпение. Постоянству же ничто, определяемое временем, не кажется быть продолжительным. Приближающий же себя к Богу упованием как гора Сион не колеблется, пребывает вечно (Пс. 124:1). IV. Упование Святых на Бога. И стинное благородство христианского рода в том, чтобы в сомнительных или весьма трудных случаях, уповать на Бога и в Нем одном иметь крепкую опору. Такой ум (суждение) благороден и мужествен; тот велик и славен, кто имеет величайшую надежду на Бога тогда именно, когда угрожает ему величайшая опасность. От колена сего благородного произошли многие святые не только мужи, но и жены. Невозвратное упование может изменить мир. Не стану повествовать об Аврааме , твердом верой в Бога. Авраам верил Богу и уповал на Него. Не имея надежды иметь детей, он не усомнился в Божьем обетовании, но победил верой, прославив Бога, и знал, что Бог силен соделать то, что Он обещал. Он не пощадил единородного своего сына, принося его в жертву по повелению Божьему. Он с тремястами восемнадцатью своих домочадцев победил четырех царей. Умолчу об Иосифе, первом властелине всего Египта. Он многократно доводим был до величайшей печали, но не пал духом, ибо имел сердце, уповающее на Бога. Моисей , укрепляемый Богом, сколько славных дел сотворил? - все полки Египетские в один раз потопил в море. На войне с Амаликитянами, вместо бесчисленных воинских орудий имея один только жезл (палку) в руке, сказал он своему военачальнику (Иисусу Навину): " выбери нам мужей (сильных), и пойди, сразись с Амаликитянами; а я завтра стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. " Ужасное, чудное дело! Моисей стоял, ничего не делая, как зритель, и поразил все полки врагов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2194...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010