Предлагаю вам краткое размышление: скажите мне, что такое огонь? Вряд ли вы ответите даже на такой простой вопрос. Впрочем, скажете: Это - стихия. Но огонь не только есть стихия. Огонь - это и проявление Божией Истины в мире. Вот вам пример: у одного человека сгорел дом. Его не было при этом. Когда он подошел к своему дому, то увидел, что дом его горит и сгорает. Но он увидел не только дом. Он увидел, что Большая Свеча в храме этого мира горит перед Лицом Божьим. И человек поднял свое лицо к небу и сказал: Господи, прими Свечу мою. Твоя от Твоих, она - Тебе!.. И - тихо стало на сердце у этого человека. Что прошло, того не вернешь. Но все, что сгорает или близко к тому, чтоб сгореть, можно сделать Свечой пред Лицом Божьим, свечой в Храме Великой Истины Божьей... Господи, - говорит любящий Бога человек, - прими Свечу мою, прими мою жизнь и жизнь близких, прими все ценности мои. Пусть не ярый воск я приношу Тебе, пусть не чистый воск, но - огонь Свечи моей - Твой Огонь. Твоя от Твоих!.. И - преображается огненная тварная стихия в стихию Вечного, Нетварного Света, в веяние Огня Духа Святого. Вера наша и жизнь в Боге непрестанно творит это Чудо. Естественный огонь земли делается Благодатным Огнем Неба. Сожигающееся делается Воскресающим. Здесь Тайна Смерти и Воскресения Господа нашего, Силы, Творящей Новую Жизнь. Но этот огонь, бушующий вокруг нас, может стать и гееннским огнем. Для неверующих и неверных Богу он становится геенной. Если человек, у которого что-нибудь горит или сгорело в мире, проклинает себя и мир, - это знак того, что естественный огонь претворился для него в огонь гееннский и что человек духовно умирает в этом огне. Имущество свое он теряет в естественном огне, а себя - в гееннском. Верующий же и верный Богу человек, теряя свои ценности в земном огне, находит свою Нетленную Жизнь в Огне Божьей Истины. ...Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа, - говорит книга Иова. Пришел и враг рода человеческого, и когда Господь стал хвалить Иова, как непорочного, справедливого, Богобоязненного человека, враг посмел сказать: «Разве даром Богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него?.. Но простри Руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=312...

Прочел я в «Новом Времени“ (13 августа) хлесткую статью В. Розанова против всероссийского киевского миссионерского съезда. Статья защищает смешанные браки и крайне резко говорит против досточтимых членов его, так-таки хлещет их направо и налево, называя всех противниками апостола Павла, разрешающего в своем послании к Коринфянам смешанные браки христиан с язычниками. Г. Розанов воображает себя защитником великого апостола языков, а съезд – противником апостола, не знающим священного Писания, а только основывающимся на церковных канонах. Полагаю, что досточтимые архипастыри и пастыри съезда и светские богословы не менее знакомы (и, конечно, гораздо больше) с священным Писанием, чем ярый противник их, проникнутый насквозь злобой против всей православной церкви. Чтобы не терять напрасно слов в защите съезда и в показании заведомой клеветы противника, я укажу читающей публике на одну грубую ошибку или намеренную фальшь г. Розанова , которую он допустил в свою пользу и к обвинению съезда: он взял из слов апостола только половину его речи, а не в полном её контексте – а в этом-то и заключается непонимание автором речи апостола и причина его крайней злобы на членов съезда. Читайте с 10 стиха 7 главы послания апостола Павла к Коринфянам. Нот что он пишет: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим и мужу не оставлять жены своей». Читайте теперь дальнейшие слова апостола, которые идут в доказательство здравомыслия и справедливости определения съезда о смешанных браках. «Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять её; а жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его “; и далее 15 стих «если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь “! Не напрасно апостол сделал важную оговорку в своей речи о браках, смешанных. Какую оговорку? А вот какую: прочим же я говорю, а не Господь». Он не называет свое слово по этому предмету Божиим словом, а его – Павла –собственным словом, т.е. человеческим, изменяемым по обстоятельствам времени и места, по обычаям народным, по невозможности сожития некоторых супругов из-за религиозной ненависти, из-за гонения на веру одного из супругов. Вот эту- то оговорку апостола г. Розанов намеренно опустил, чтобы подвергнуть осмеянию и оплеванию весь съезд, а себя, а раскольников, а инославных защитить и оправдать.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/o...

Скачать epub pdf Св. апостол Тимофей Св. апостол Тимофей происходил родом из страны Ликаонской, из города Листры. Отец его был эллин и ярый язычник. Мать же его Евникия и бабка Лоида происходили из иудейского рода. Когда св. апостол Павел посетил в первый раз г. Листру вместе с апостолом Варнавой , то после исцеления хромого от рождения одним словом ( Деян.14:6–8 .) множество – жителей Листры уверовали во Христа. В числе уверовавших была и мать-вдова апостола Тимофея – Евникия. Она с великою радостью приняла апостола Павла в свой дом и отдала сына своего Тимофея апостолу Павлу для обучения слову Божию. Апостол Павел дал Тимофею наставление; удаляясь из Листры, он поручил его другим христианам. Когда апостол Павел прибыл во второй раз в г. Листру ( Деян.16:1 .), то, видя Тимофея, пришедшего уже в возраст, всякой добродетелью украшенного, от всех тамошних христиан уважаемого, апостол Павел взял его с собой и сделал своим неразлучным странником и сотрудником своего апостольства. Он с ним вместе трудился и терпел гонения, посещал Ефес, Коринф и многие другие города и области Греции и Малой Азии. Апостол Тимофей ревностно помогал апостолу Павлу распространять Слово Божие. Иногда апостол Павел, вполне доверяя любимому ученику своему, посылал его к новообращенным, чтобы укреплять их в вере. Апостол Павел, покидая Листру, т.к. его преследовали некоторые иудеи, совершил обрезание апостола Тимофея, не ради спасения, но из-за того, что в этой стране было много иудеев, чтобы они не соблазнились о нем, так как они знали, что апостол Тимофей происходил родом от эллина. Св. апостолу Тимофею была поручена Церковь Ефесская. «Смотри, – пишет ему апостол Павел, – чтобы никто не пренебрегал юностью твоей, но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Пока не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не оставляй в пренебрежении находящегося в тебе дарования» ( 1Тим.4:12–14 .). Держись правды, веры, любви, мира со всеми, призывающими имя Господа от чистого сердца, глупых и невежественных смущений удаляйся, зная, что они размножают споры, раб же Господень не должен сердиться, но должен быть приветлив ко всем, учителен, незлобив, с кротостью наставлять противников ( 2Тим.2:22–25 .). Проповедуй слово, вовремя и не вовремя настой, обличай, угрожай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Будь бдителен, переноси оскорбления, совершай дело благовестника, исполняй служение свое( 2Тим.2:24–25 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спустя около двух лет после вознесения Господа, один из таких врагов Его, и Его Церкви, ярый фарисей, неумеренный ревнитель отеческих преданий ( Галат. 1:14 ), терзавший и отдававший их в темницу, не довольствуясь такою беспощадно – разрушительною деятельностью в Иерусалиме и дыша угрозами и убийствами на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Но на пути в Дамаск с ним случилось нечто неожиданное и необычайное. Когда он приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба, он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» Он сказал: Кто Ты, Господи? – Голос же сказал: «Я Иисус, которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» ( Деян. 9:1 – 5 ). Этот то Савл, после бывшего ему чудесного видения, из жестокого гонителя Церкви превратился в ревностнейшего апостола, более всех потрудившегося в деле евангельского благовествования. Какого рода было это видение Савлу или Павлу? За разрешением этого вопроса обратимся к его собственному свидетельству. Говоря в первом послании своем к Коринфянам 71 о явлениях Воскресшего, апостол Павел заканчивает собою ряд тех лиц, которым Господь явился после Своего воскресения: «После всех Он явился и мне, как некоему извергу» ( 1Кор. 15:8 ). Это пишет тот, кто, бесспорно, есть один из трезвейших умом и преданейших истине людей, какие существовали когда – либо. Но не могло ли явление на пути в Дамаск быть мечтательным видением, как утверждает Штраус? Мы охотно соглашаемся с Штраусом, что Павел был способен к духовным видениям. Он сам повествует нам ( 2Кор. 12:1 и дал.) о различных видениях и откровениях, случавшихся в его апостольской жизни; и в Деяниях Апостольских прямо говорится ( Деян. 18:9; 22:17 ); что между ними были и видения Христа. И так, чем лучше были известны Павлу свойства духовного видения, тем яснее он должен был, в данном случае, сознавать, призрачное ли видение было ему или сверх естественно действительное явление.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

«Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе»  ( Деян.6:8 ). Эти слова о святом архидьяконе Стефане, прозвучавшие в сегодняшнем апостольском чтении, записал евангелист Лука. Среди радостных рождественских гимнов, прославляющих пришествие на землю Христа Спасителя, звучали песнопения, восхваляющие этого первого христианского мученика. Архидьякон Стефан был одним из семи первых диаконов, поставленных, чтобы помогать апостолам в попечении о бедствующих. Святой Стефан благовествовал Христа всем без исключения с великим дерзновением и силой, подтверждая чудесами свою проповедь. В книге Деяний Апостольских сказано, что был он мужем исполненным веры и Святого Духа (ср. Деян.6:5 ). Благодаря богодухновенности своих речей он многих обращал ко Христу, и этим возбуждал зависть и злобу в сердцах вождей иудейского народа, особенно в среде фарисеев. Они нашли ложных свидетелей, которые сказали: «Мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога» ( Деян.6:11 ). На основании этой лжи фарисеи приказывают схватить архидьякона Стефана. На каждый из задаваемых ему вопросов Стефан отвечает спокойно и ясно, говоря самое важное, напоминая о предсказанном пророком Моисеем пришествии посланного Богом Мессии, то есть Христа, подчеркивая тем самым, что не хулит Бога и Моисея, а лишь проповедует исполнение всех пророчеств о Христе. Слушавшие его речи «рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» ( Деян.7:54 ). Подняв очи, «полон Святого Духа» святой архидьякон Стефан говорит: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» ( Деян.7:56 ). Обвинители, в духовном ослеплении, полагая слова Стефана новой хулой и насмешкой, выводят его за город и побивают камнями. По примеру своего Учителя, Иисуса Христа, святой Стефан молится о своих палачах, и принимает мученический венец, как истинный воин Христов. Быть может благодаря его молитве ярый враг и гонитель христиан Савл, присутствовавший при убиении святого Стефана, обратился ко Христу и стал ревностным проповедником Его учения — апостолом Павлом.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Что прошло, того не вернешь. Но все, что сгорает или близко к тому, чтоб сгореть, можно сделать свечой пред Лицом Божьим, свечой в храме великой истины Божьей... Господи, - говорит любящий Бога человек, - прими свечу мою, прими мою жизнь и жизнь близких, прими все ценности мои. Пусть не ярый воск я приношу Тебе, пусть не чистый воск, но - огонь свечи моей - Твой огонь. «Твоя от Твоих!..» И - преображается огненная тварная стихия в стихию Вечного, Нетварного Света, в веяние Огня Духа Святого. Вера наша и жизнь в Боге непрестанно творит это чудо. Естественный огонь земли делается благодатным огнем неба. Сожигающееся делается воскресающим. Здесь тайна смерти и воскресения Господа нашего, силы, творящей новую жизнь. Но этот огонь, бушующий вокруг нас, может стать и гееннским огнем. Для неверующих и неверных Богу он становится геенной. Если человек, у которого что-нибудь горит или сгорело в мире, проклинает себя и мир, - это знак того, что естественный огонь претворился для него в огонь гееннский и что человек духовно умирает в этом огне. Имущество свое он теряет в естественном огне, а себя - в гееннском. Верующий же и верный Богу человек, теряя свои ценности в земном огне, находит свою нетленную жизнь в огне Божьей истины. «...Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа», - говорит книга Иова. Пришел и враг рода человеческого, и когда Господь стал хвалить Иова, как непорочного, справедливого, богобоязненного человека, враг посмел сказать: «Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него?.. Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?» И отдана была Господом душа Иова на великое испытание. Вспомним лишь о начале его: «...вот, приходит вестник к Иову и говорит: волы пахали и ослицы паслись подле них, как напали Савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча...» И пришел к Иову другой вестник и сказал: «Огонь Божий ниспал с неба, и опалил овец и отроков и пожрал их...» И другие вестники пришли к Иову, и речь каждого была горчайшей чашей для слуха и сердца. Что же Иов сделал, услышав об огне, спалившем его достояние и близких? Иов упал на землю, поклонился и сказал:

http://isihazm.ru/1/?id=466

Что прошло, того не вернешь. Но все, что сгорает или близко к тому, чтоб сгореть, можно сделать свечой пред лицом Божьим, свечой в храме великой истины Божьей. Господи, говорит любящий Бога человек, прими свечу мою – прими мою жизнь и жизнь близких, прими все ценности мои. Пусть не ярый воск я приношу Тебе, пусть не чистый воск, но – огонь свечи моей – Твой огонь. «Твоя от Твоих...»! И – преображается огненная тварная стихия в стихию вечного, нетварного света, в веяние огня Духа Святого. Вера наша и жизнь в Боге непрестанно творит это чудо. Естественный огонь земли делается благодатным огнем неба. Сожигающееся делается воскресающим. Здесь тайна смерти и воскресения Господа нашего, силы, творящей новую жизнь. Но этот огонь, бушующий вокруг нас, может стать и геенским огнем. Для неверующих и неверных Богу он становится геенной. Если человек, у которого что-нибудь горит или сгорело в мире, проклинает себя и мир – это знак того, что естественный огонь претворился для него в огонь геенский и что человек духовно умирает в этом огне. Имущество свое он теряет в естественном огне, а себя – в геенском. Верующий же и верный Богу человек, теряя свои ценности в земном огне, находит свою нетленную жизнь в огне Божьей истины. «Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа», – говорит Книга Иова. Пришел и враг рода человеческого, и когда Господь стал хвалить Иова, как непорочного, справедливого, богобоязненного человека, враг посмел сказать: «Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? ... Но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?» И отдана была Господом душа Иова на великое испытание. Вспомним лишь о начале его: «Вот, приходит вестник к Иову и говорит: волы пахали и ослицы паслись подле них, как напали савеяне и взяли их, а отроков поразили острием меча». И пришел к Иову другой вестник и сказал: «Огонь Божий ниспал с неба, и опалил овец и отроков и пожрал их». И другие вестники пришли к Иову, и речь каждого была горчайшей чашей для слуха и сердца. Что же Иов сделал, услышав об огне, спалившем его достояние и близких? «Иов... пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» Таков был ответ Иова на все утраты, им понесенные. «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» Какой чудный гимн Творцу от лица покорившегося Ему человека! «Во всем этом, – кротко добавляет Книга Иова, – не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» (Иов., гл. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Это повествование совершенно понятно само по себе, не требует дальнейших объяснений и почти не встречает, для себя возражений со стороны отрицательной критики, неосновательно отверга­ющей его лишь за его мнимую тенденциозность и сверхъестествен­ный характер. ИСЦЕЛЕНИЕ ДОЧЕРИ ХАНАНЕЯНКИ ( Мф.15:21–28 ; Мр.7:24–30 ) Однажды, когда Иисус вошел в пределы Тирские и Сидонские, к нему приступила одна женщина, язычница, родом сирофиникиянка, и просила Его, чтобы Он изгнал беса из ее дочери. „Помилуй меня, Господи, сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется“, говорила она. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступивши, просили Его: „отпусти ее, потому что она кричит за нами“. На это Он сказал: „Я послан только к погибшим овцам дома Израилева“. Но финикиянка (или хананеянка) подошла к Нему, поклонилась и начала просить снова: „Господи! помоги мне“. Иисус Христос, показывая вид, что как будто-бы ее просьба не вызывает у Него совершенно никакого сострадания, отвечал: „дай прежде насытиться детям; ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам“.–„Так, Господи!“ согласилась смиренно язычница... „Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их“. Тогда Иисус сказал ей в ответ: „О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему! за это слово, пойди, бес вышел из твоей дочери“. Пришедши домой, хананеянка действительно нашла, что бес вышел из ее дочери и что дочь ее исцелилась в тот же час. – При рамсмотрении евангельского повествования об исцелении дочери хананеянки, Штраус, этот ярый представитель отрицательной критики, сознает себя безсильным понять многое как в общем характере этого события, так и в его частностях. По его пониманию, это событие находится в положительном противоречии с истинным взгдядом Иисуса на свою миссию, а потому Штраус и хочет считать его исторически достоверным, – т. е. почему? Очевидно, опять-таки потому, что оно находится, по-видимому, „в противоречии“ с более важными событиями из жизни Иисуса. Еще посылая на проповедь двенадцать апостолов, Христос, между прочим, давал им такое наставление: „на путь к язычникам не ходите, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева“ ( Мф. 10, 5, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Этот персонаж задуман Толстым как главный герой романа, может быть даже как идеал человека. Но такая установка не привела к искусственной идеализации образа — Толстой в этом произведении оставался верен требованию правдоподобия и не изобретал его действующих лиц, а находил их в реальной жизни (исключением являются лишь бессовестно очернённые образы Наполеона и Александра — здесь ярый антимонархист Толстой просто ничего не смог с собой поделать). Люди, подобные Пьеру Безухову, действительно, существуют, и их не так уж и мало. Каковы отличительные особенности человека этого типа? Если сказать совсем кратко, это человек очень душевный, но совершенно лишённый духовности. Он добр, отзывчив, обижать кого-то для него гораздо огорчительнее, чем претерпеть обиду. Он очень чуток к своему внутреннему миру, он всё время прислушивается к его голосам и особенно хорошо улавливает свою инстинктивную потребность найти эмоциональную точку опоры своего существования, украсить жизнь чем-то высоким. Он делает поиски этого высокого главным делом своей жизни, но поскольку он ищет его там, где его нет, эта напряжённая внутренняя работа остаётся бесплодной. Он пытается найти его в области естественных человеческих чувств, тогда как оно находится в сфере сверхъестественного, или, как говорят святые отцы, вышеестественного. Оправдать земную жизнь может лишь то, что лежит вне её, Царство Духа, куда подниматься этот человек не может, ибо он начисто лишён духовного зрения и слуха. Апостол Павел раз и навсегда вынес таким людям суровый, но справедливый приговор: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов» ( 1Кор. 2:14-16 ). Тщетно пытаясь удовлетворить свои душевные запросы душевными же предложениями, люди безуховского склада начинают искать выход из порочного круга в ложной, подсунутой бесами мистике. Сам Пьер прельстился той разновидностью сатанинской лжемистики, которая именуется масонством. С этого момента его погибель была неизбежна. Толстой не дописал своего романа, но мы знаем, чем должен был завершить свою биографию Безухов: вступив в масонское сообщество декабристов, он кончит сибирской каторгой, куда, проявляя самоотверженность, к нему приедет Натали, в девичестве Ростова. Видимо, Толстому было очень тяжело описывать это, и он поставил точку раньше. Ведь придумывать для своего любимого Пьера какой-то более щадящий вариант ему не позволяло требование писать правду.

http://azbyka.ru/fiction/mysli-pered-zak...

... Если Бога не существует, то не существует таких трансцендентных законов. Если все законы являются относительными и каждая страна имеет свои собственные представления о том, какие законы следует принять, то нет универсального стандарта, по которому можно оценивать законы. Только обращение к Богу и откровению может дать нам законы, по которым можно равно судить отдельных людей и страны. Даже те, кто утверждают, что существуют определённые универсальные законы, основанные на природе и совести, подразумевают (возможно, не осознавая этого) существование Бога, от Которого получены эти универсальные законы. Без веры в Бога нет ничего безусловно неправильного. 515 (курсив в оригинале) Интересно отметить, что некоторые атеисты признают нежелательные моральные последствия их мировоззрения и поэтому пытаются принять моральный кодекс, отрезанный от своих корней. Ричард Докинз, наиболее ярый защитник эволюции сегодня, признаётся в раздельном мышлении, когда утверждает: Я – ярый дарвинист, когда речь идёт о науке, когда речь идёт об объяснении мира, но я ярый антидарвинист, когда дело доходит до морали и политики. 516 Но такая позиция показывает, что у атеиста нет объективной основы для его нравственности. И из-за этого его моральный кодекс подвержен произвольным изменениям в ответ на изменение внешних факторов, таких как смещение общественных ценностей. Безусловно, это лукавство – брать моральный кодекс христианства, отвергая его корни. Более того, наивно ожидать, что люди, которые верят в эволюцию, не будут применять её принципы в повседневной жизни. Является ли Бог Ветхого Завета моральным монстром? Одной из распространённых причин, или, скорее, поводом для отвержения Бога Библии, является утверждение, что Бог Ветхого Завета является в некотором роде моральным монстром, который приказывал совершать геноцид и этнические чистки жителей земли, обетованной израильтянам. Такой моральный стандарт совершенно неприемлем для западного мышления. Кто хотел бы полагаться на Бога Библии в вопросах морального кодекса, если Он такое приказывал? Кроме того, как это согласуется с учением Иисуса о том, что нужно прощать обидчиков и подставлять другую щеку? «Я не хочу иметь ничего общего с таким Богом!» – кричит атеист. Но является ли Бог Ветхого Завета злобным моральным монстром?

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ahi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010