Противоестественный гнев – дикий, крушащий все на своем пути, «бьющий правого и виноватого» в нем отсутствуют красота и эстетика, в Священном Писании есть выражение «муж ярый не благообразен» (Притч. 11:25). Сюда же относятся такие неестественные для натурального гнева способы переживания и выражения гнева как «холодная ярость», «тихая ненависть», и т.п. По фразе-крику можно понять и то, какой гнев ее породил. Например, мама сидит, разговаривает с подругой, вдруг видит, что ребенок засунул в рот крышку от бутылочки с газированной водой.  Ее глаза расширяются, изо рта вырывается крик: «Плюнь немедленно! Ты же можешь задохнуться и умереть!» Понятно, что этот крик направлен на исправление ситуации, в нем забота о ребенке. Его громкость и резкость уместны – нужно немедленно привлечь внимание ребенка и спасти его от опасности. Такой крик не ранит, он понятен ребенку. Своим акцентом на ситуации, он учит ребенка, что так делать не надо. А теперь дополним эту фразу новыми элементами: «Плюнь немедленно, сволочь такая! Умереть захотел? Никакого от тебя нет толка, бестолочь, все время меня отвлекаешь!» Понятно, что теперь наряду с заботой появилась агрессия, а гнев направлен конкретно на ребенка. Такой гнев больно ранит и оставляет те самые следы, которые, порой, мы помним всю жизнь. – Какой же выход из ситуации? – Гнев – это энергийная, яростная сила души, данная нам для воздействия на ситуацию. Это способность, переводящая человека из пассивной позиции в активную. Поэтому первое, что хорошо бы сделать – бить врага его же оружием:  используйте гнев против гнева. Обращайте против противоестественного гнева свою естественную способность сопротивляться неприемлемому и недопустимому. Не орать на ребенка со злостью, не выплескивать на него раздражение должно стать ценностью. Можно еще упомянуть такой способ, как останавливать гнев молчанием, этому навыку вполне можно научиться. Святые отцы говорят о важности быть готовым к искушениям и о том, что необходимо останавливать гнев как можно раньше, не позволяя развиться внутри всепожирающей страсти. Иначе постоянное раздражение на все, поселившееся в душе, малу-помалу приведет к разрушению и самого человека, и его  отношений с людьми.

http://pravmir.ru/segodnya-snova-videla-...

11:10). И в Притчах: Кроткий муж сердцу врач, моль же костем сердце чувственно (Притч. 14:30). И снова: ответ же смирен отвращает ярость, а слово жестоко воздвизает гневы (Притч. 15:1), муж же мудрый многая терпит (Притч. 14:17); и: Долготерпелив муж мног в разуме, малодушный же крепко безумен (Притч. 14:29); и: муж ярый неблагообразен (Притч. 11:25), и тотчас: Весь гнев свой произносит безумный, премудрый же скрывает по части (Притч. 29:11). И опять-таки: Не тщися в дусе своем яритися, яко ярость в недре безумных почиет (Еккл. 7:10); Человек бо яр, разжигает свар (Сир. 28:8); и: не может ярость неправедная оправдитися (Сир. 1:22), и тотчас: муж грешник возмятет други и посреде мирных вложит клевету (Сир. 28:8), и продолжает: Не бывай друг мужу гневливу и со другом жестокосердым не соводворяйся, да не когда научишися путем его (Притч. 22:24). И Давид о таковых говорит: Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои (Пс. 57:5). «Потому что как порождения ехидны пожирают собственную мать, так и помысел яростный [своего хозяина]. Молитва гневливого словно мерзкий фимиам, а псалмопение его словно неприятный скрежет». «Лев, запертый в зверинец, ни на минуту не оставляет в покое дверных крюков, а яростный в келье — гневливые помыслы». И как ветер сильный не сдвинет крепкую башню, так и душа негневливая не подвержена приступам ярости. Апостол же, увещая, говорит: А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших (Кол. 3:8), и продолжает: ибо к миру призвал нас Бог (1 Кор. 7:15). Ведь яростные к врагам Христовым причисляются, как в другом месте сказано: начаша князи яритися (Ос. 7:5). И Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его (Мф. 2:7) из-за многозавидной [Col. 1509] и драгоценной Жемчужины (Мф. 13:46) — Господа нашего Иисуса Христа. Ему же слава во веки. Аминь.     Евагрий Понтийский. О молитве. 12.     Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Будучи обладателем мощного оружия – молнии, Зевс является сильнейшим и могущественнейшим из всех олимпийских богов. Но даже он вынужден покоряться судьбе и следовать её законам. Закон выше Зевса, ибо не Зевс создал его: Зевс призван лишь обеспечивать должное исполнение судеб мира. Однажды, как повествуют мифы, Зевс хотел обойти судьбу и продлить жизнь собственному сыну Сарпедону, но бога остановила его жена Гера, которая предупредила громовержца о том, что этот поступок нарушит δκη («правда, справедливость»), что в свою очередь поколеблет основы мироздания и божественный порядок, – и Зевс был вынужден отказаться от осуществления своего замысла 507 . Священными атрибутами Зевса были орёл, бык и дуб 508 . Один из распространённых ранних образов Зевса – безбородый юноша, которого мы могли видеть ещё на критских фресках (см. рис. 66): это, несомненно, говорит о сохранявшихся крито-микенских влияниях на религиозное сознание древних эллинов. Рис. 66. Безбородый Зевс Гера (греч. ρα , микенск. e–ra; почиталась в Риме как «Юнона» (лат. Iuno) – сестра и законная супруга Зевса. По одной из версий, имя богини имеет индоевропейское происхождение и было известно ещё в микенскую эпоху 509 . Впрочем, семантику и историю имени учёные пока не установили с достаточной точностью. Яростная Гера Теоним «Гера» имеет происхождение весьма неясное. Вместе с тем некоторым учёным, в частности Н.Н. Казанскому, удалось установить связь греческого имени ρα с малоазийским божеством Ярри (хеттск. Yarra/i), от которого, по всей вероятности, ведёт свою «родословную» и славянский бог Ярило, ставший у балтийских славян божеством весеннего плодородия. Если хеттско-лувийская лексика не вносит большой ясности в установление исторической семантики имени Геры, то славянский материал может дать филологам некоторую пищу для размышлений. Праславянский корень сохранившийся в таких словах, как ярый и ярость, и имеющий значения «гневливый», «страстный», «полный сил», достаточно хорошо подходит для понимания сложного характера ревнивой и сварливой супруги Зевса.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

И сиа убо тако помышляющу ему, прииде же нкогда къ преподобному Сергию Алексие митрополит въ обитель посщениа ради: имяше бо всегда любовь къ святому премногу и съузъ духовны, о всем съвтъ творяше с ним. И тако бесдующема има к себ, и прииде до сего митрополит, рече къ святому: «Възлюбленне! Едино хощу просити у тебе благодтельство, яко да дарует ми духовнаа ти любовь». Старець же къ архиерю отвща: «Святый владыко! В руку твою вси есмы, и ничтоже възбранено святыни ти». Архиепископъ же рече: «Хощу бо, аще ми Богъ поможет, начати и устроити монастырь. Случи бо ся нкогда, пловущим намь от Коньстянтиня града къ Рускым странам, къ своей митрополии, втру же велию бывшу в мори, яко и кораблю съкрушатися от злнаго влънениа. И всмь смертию яростн претящи, и вси иже в корабли начаша молити Бога. С ними же и аз в нужди злн тако же начях всесилнаго молити Бога, яко да избавит ны належащаа скръби; и обт свой дах Богу: вънже день доправит Господь въ пристанище котораго святого, въ то имя създати церковь . И от того часа преста море от влънениа своего и в тишину велию преложися, и достигохомь въ пристанище месяца августа 16. И хощу исплънити обт свой: церковь поставити въ имя Нерукотворенаго Образа Господа нашего Исуса Христа, и устроити хощу монастырь, и съставити благодатию Христовою обьщежитие. И прошю от твоеа любве, да даси ми възлюбленнаго ти ученика и мн желаема Андроника». Святый же прошениа святителя не преслуша, вдасть ему Андроника. Митрополит же вдавъ милостыню доволну в монастырь, и отиде, поим Андронника съ собою. И обрте мсто благоугодно къ строению монастырьскому на рец Яуз. Перве създана бысть церкви в лпоту во имя великаго Господа Спаса нашего Исуса Христа честнаго его Образа Нерукотворенаго. И ту чюдн украси и честную икону образа Христова, юже сам принесе от Констянтиня града, чюдну и златом украшену въ церкви постави, еже и донын стоит благодатию Христовою. Вручив же старйшинство предреченному Андронику, 723 и вся елика на потребу монастырьскаго строениа дарова ему; и тако общежитие съставляется. По мал же времени прииде святый Сергие видти строение ученика своего на оно мсто, и видвъ, похвали и благослови, глаголя: «Господи, призри с небесе, и виждь, и пости мсто сие, егоже благослови – изволи създатися въ славу святого ти имени». И поучивъ о плъз, и пакы възвратися въ свою лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Въ едину же от нощи въсхот святыи поити въ церковь на обычное правило и зрит явлено множество плъков бсовскых, яко же нкое великое воиньство, яростью на святого подвизающеся и зубы скрегчюще, яко мнти пламени велику изъ устъ их исходити, и яростн глаголаху святому: «Изиди от мста нашего, изиди, яко да не зл умреши». Святыи же молитвою въоружаашеся, никако же бояся или устрашаяся тх кознеи, ни сврпаго их лаяниа, видяаше бо некрпкую ихъ силу. Бысть же чюдно зрние: молитва святого яко пламень изъ устъ исшедши, абие тх попали и невидимо сътвори. Сице убо святыи подвизаася, мысленыя врагы удобь побжая, хвално всякыми человческими обношаашеся усты, овому бо спостническое, овому же трудолюбное повдающе, иному же простое и незлобивое, и овому жестокое в пощениихъ въздеръжание паче мры, иному же над бсы власть възвщающим, и овому же бдние и сухоядение, и на земли легание, и чистоту душевную, и смирение нелицемрное, и разсужение доброразсудное, и любви съвръшение всм просящим и благотворящим, нищии же яко благодетеля похваляюще. И поне же такови слав происходящи о нем повсюду, и многы имяще приходяаху к нему плъзы ради, инии же моляаху его, еже съжительствовати с ним. Он же с радостию всх плъзы сподобляа, не нкими иными глаголы высокими или испещреными, но Духу Святому диствующю усты его. Хотящим же жити с ним утшааше их, глаголя: «Чяда, да не устрашит вас помыслъ, яко мста пустыннаа, нужна суть, всте бо, яко многыми скръбьми подобает намъ внити въ царство небесное». Сиа к ним святому глаголющю, бяху вси повинующеся ему и ревнующи всяческы от душа добродтелем святого. Множащим же ся братьям, и бысть клиамъ строение, бяху по единому безмолствующу и предвъсходящи другъ друга добродтельми благодатью Христовою. Преподобныи же радоваашеся духом и благодаряше Бога. Священнику же [не] сущю, о сем зло тяшко вмняющим себе братиямъ и много моляаху святого, и аще бы приялъ священьства сан. Оному же никако же повинующеся и глаголющу: «Нсть моея мры дло се, подобает бо священьнику быти яко ангелу Божию» .

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

с. С. Недобы». (Брат. Сл. 1887 г. т. 1, стр. 322). Ред. 28 В «Памятнике происходящих дел Белокр. Мон.» действительно значится, что 12 декабря 1855 г. «поставлен грубенский Филипп во диакона», а следующего 13-го числа «произведен во священника» (См. Ист. бел. гер. прилож. стр.141). Ред. 30 Вот образчик того, как туманят умы простодушных людей раскольнические начетчики сказками о соборе 1667 г., заимствованными из «протоколов» г. Филиппова и заграничных раскольнических изданий, смешивая притом воедино и собор, и полемические книги! 31 Достойно удивления, что этот пункт решился подписать Кирилл Балтский, ярый противуокружник. Здесь вместе с произносящими хулу на имя Исус предаются проклятию и хулящие четвероконечный крест, называющие его «кумиром», каковы именно противуокружники, отвергающие изложенное в Окружном Послании учение об этом кресте как достойном почитания: значит, Кирилл предал проклятию самого себя! 32 В силу этого пункта у раскольников должны бы оказаться по два епископа, одинаково законные, на одной кафедре в явную противность церковным правилам. Так, на московской кафедре восседали бы купно Савватий и Иов. 33 Итак, Кирилл решительно недоволен был предварительной мирной грамотой, считал ее ошибкой со своей стороны, допущенной потому, что «замотался с волками». Значит, он приехал потом на Кишиневское соборище с решительным намерением отвергнуть изложенные в ней условия мира. 34 Т. е., по вопросу о принесении на проскомидии частицы за царя. Еще Антоний Шустов как истый беспоповец, предписывал своим попам не вынимать частицы за царя, которого считал антихристианским царем; также поступают и противуокружники, с которыми так желают соединиться гг. Шибаевы, Драгуновы и прочие; в Окружном же Послании решительно заповедуется моление за царя и принесение просфоры за него. 35 Вот чем можно объяснить внесение в предварительную мирную грамоту 17-го пункта, в котором проклинаются называющие четвероконечный крест кумиром и по поводу которого мы выразили удивление, как мог принять его Кирилл – ярый кресторугатель. Оказывается, что это была с его стороны невольная уступка окружникам, сделанная под влиянием даже некоторых противуокружнических попов, признающих невозможным называть четвероконечный крест кумиром, и именно под влиянием того самого попа Иерофея, который и после кишиневского соборища в беседе с православными осуждал фанатизм Кирилла и прочих противуокружников, дерзко ругавшихся также и над именем Иисус. Видно, что Кирилл – очень недоволен попами Лукьяном и Иерофеем, и именно за то, что они защищали учение Окружного Послания о кресте четвероконечном, а не за то, что они были пьяны. 36 См. о его сношениях и беседах с австрийским попом Ефимом Мельниковым в Брат. Сл. 1887 г. т. 1, стр. 449 и след., 546 и след. 37 Значит, не один Анастасий со своими повинен в том, что прибег к искусственным средствам для возбуждения смелости на соборных прениях; противуокружники тоже не сдержали обещания «ни есть, ни пить в день собора " …

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Теперь о самом следствии. Первое, что просил следователь на допросе, это рассказать свою биографию. Здесь мы читаем традиционный ответ: в таком-то году родился в семье служителя Церкви, в таком-то году поступил учиться в семинарию, женился или принял монашество, рукоположен, служил там-то или с такого-то года состоял членом церковного совета, церковным старостой. Что следует из таких показаний? А то, что арестован ярый церковник, который всю жизнь служит Церкви, а значит и враг государства, контрреволюционер, уже потому, что построил свою жизнь на основании иного мировоззрения, иной веры, враждебной вере безбожников. И первое обвинение – обвинение по имени, что арестован церковник (читай христианин) – уже доказано. Нередко дела по обвинению верующих заканчиваются такой формулировкой следователя: «в деле не имеется достаточных сведений, указывающих на прямое участие обвиняемых в совершении преступления, приписываемого им по статье 58-10 Уголовного Кодекса. Настоящее дело дальнейшим следствием прекратить, но, принимая во внимание социальную опасность обвиняемых... дело направить в Особое Совещание при ОГПУ с ходатайством о применении такой-то меры наказания». Сам допрос состоял из различных вопросов. Были чисто церковные: говорили ли проповеди, защищали ли храм от закрытия, выступали ли против политики власти в отношении религии, ходили ли по домам с молебнами. Встречаются, но редко, личные вопросы, ответы на которые служат подтверждением обвинения в том, что арестованный человек – христианин («ярый церковник»). Вот следователь допрашивает священномученика Сергия (Любомудрова): – Вы всю жизнь посвятили служению Церкви из убеждений или материальных выгод? – Я служу Церкви из своих убеждений, – ответил священник. – Вам известно, что религия, которую вы проповедуете, есть дурман народа и идет вразрез с наукой? –  Лично я религию дурманом народа не считаю. Что касается того, что религия идет вразрез с наукой, то с этим я согласен. На этом допрос был закончен. Священник приговорен к высшей мере наказания и расстрелян.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

А контекст такой. В Америке национальные церкви - Русская, Сербская, Румынская, Греческие - всё это клубы, где встречаются эмигранты, не ассимилировавшиеся в мелтинг-пот. Церковь играет роль " скрепы национальной " . И вот именно против этого и выступал о.Александр. Против того, чтобы роль веры сводилась к фольклору и милой религиозности. Под религиозностью Шмеман подразумевал то сентиментальное чувство. которое многим нам известно. и которое ещё не означает встречи со Христом. Много высказал о.Александр смущающего, но то, что вы пишете... 15. Ответ на 13, Константин В.: Шмеман был ярый враг традиции, ненавидел Литургию и Святых Отцов. Шмеман, строго говоря, вообще не христианин. Константин, как можно писать ТАКУЮ ерунду про почтенного православного протоиерея, прослужившего несколько десятилетий? Как можно говорить " ненавидел Литургию " про человека, который писал о Литургии замечательную апологетику? Неужели Вас не пугает риск впасть в осуждение и клевету на церковного священника, опираясь на чьи-то " отзывы " ? 14. Ответ на 10, Потомок подданных Императора Николая II: Основные расходы на идеологию антисоветизма получают более откровенные кадры. Прискорбно в таком случае, что и А. Щипков, которого я считал достаточно образованным человеком, оказывается во " втором эшелоне " . Как его понесло насчет передачи " Троицы " . Даже это умудрился превратить в реванш над большевиками. 13. Ответ на 11, Сергей: Читал я немногие из них; но те, что читал - очень хороши. Возьмите и другие. Св. Писание Вы так же читаете - " здесь играем, здесь рыбу заворачивали " ? Впрочем, Вы зачем-то перевели тему на Ваши личные чувства и благодарности. Речь шла совершенно о другом - о правомочности использования сочинений Шмемана для защиты деяния, подающегося как возврат к традиции. Шмеман был ярый враг традиции, ненавидел Литургию и Святых Отцов, хулил Равноапостольного имп. Константина (где, кстати, местные святоши - р.б. Алексий, Владислав и другие? Почему в рот воды набрали?). Шмеман, строго говоря, вообще не христианин. Суть его учения - поиски свободы вне Церкви. Как это учение сочетается с " возвращением к исторической России " , мне неизвестно. А вот с телевизионным шоу " Троица Рублева в прямом эфире " отлично сочетается.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/05/o_...

Быть грому великому, пойти дождю стрелами с Дона великого! Тут копьям изломиться, тут саблям побиться о шлемы половецкие на реке на Каяле, у Дона великого! О Русская земля! уже ты за холмом! Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает, стяги говорят: половцы идут от Дона, и от моря, и со всех сторон русские полки обступили. Дети бесовы кликом поля перегородили, а храбрые русичи перегородили червлеными щитами. Ярый тур Всеволод! Бьёшься ты в бою, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными! Куда, тур, поскачешь, своим златым шлемом посвечивая, там лежат поганые головы половецкие. Рассечены саблями калеными шлемы аварские тобою, ярый тур Всеволод! Какой раны, братья, побоится тот, кто забыл честь, и богатство, и города Чернигова отцов золотой стол, и своей милой желанной прекрасной Глебовны свычаи и обычаи? Были века Трояна, минули годы Ярославовы; были походы Олеговы, Олега Святославича. Тот ведь Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял. Вступал в золотое стремя в городе Тмуторокане, а звон тот уже слышал давний великий Ярослав, а сын Всеволода, Владимир, каждое утро уши закладывал в Чернигове. Бориса же Вячеславича похвальба на суд привела и на Канину зеленое погребальное покрывало постлала за обиду Олега, храброго и молодого князя. С той же Каялы Святополк повелел отца своего привезти между венгерскими иноходцами ко святой Софии к Киеву. Тогда, при Олеге Гориславиче, засевалось и прорастало усобицами, погибало достояние Даждьбожа внука; в княжеских крамолах сокращались жизни людские. Тогда по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны грáяли, трупы между собой деля, а галки свою речь говорили, собираясь полететь на добычу. То было в те рати и в те походы, а такой рати не слыхано! С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле незнаемом, среди земли Половецкой. Черная земля под копытами костьми была засеяна

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О шеломы половецкие, На реке на Каяле, у Дона великого! О Русская земля, далеко уж ты за горами! И ветры, Стрибоговы внуки. Веют с моря стрелами На храбрые полки Игоревы. Земля гремит, Реки текут мутно, Прахи поля покрывают, Стяги глаголют! Половцы идут от Дона, и от моря, и от всех сторон. Русские полки отступили. Бесовы дети кликом поля прегородили, А храбрые русские щитами червлеными. Ярый тур Всеволод! Стоишь на обороне, Прыщешь на ратных стрелами, Гремишь по шеломам мечом харалужным; Где ты, тур, ни проскачешь, шеломом златым посвечивая, Там лежат нечестивые головы половецкие, Порубленные калеными саблями шлемы аварские От тебя, ярый тур Всеволод! Какою раною подорожит он, братие, Он, позабывший о жизни и почестях, О граде Чернигове, златом престоле родительском, О свычае и обычае милой супруги своей, Глебовны красныя. Были веки Трояновы, Миновались лета Ярославовы; Были битвы Олега, Олега Святославича. Тот Олег мечом крамолу ковал, И стрелы он по земле сеял. Ступал он в златое стремя в граде Тьмуторокане! Молву об нем слышал давний великий Ярослав, сын Всеволодов; А князь Владимир всякое утро уши затыкал в Чернигове. Бориса же Вячеславича слава на суд привела, И на конскую зеленую попону положили его За обиду Олега, храброго юного князя. С той же Каялы Святополк после сечи взял отца своего Между угорскою конницею ко святой Софии в Киев. Тогда при Олеге Гориславиче сеялось и вырастало междоусобие. Погибала жизнь Даждьбожиих внуков, Во крамолах княжеских век человеческий сокращался. Тогда по Русской земле редко оратаи распевали, Но часто граяли враны, Трупы деля меж собою; А галки речь свою говорили: Хотим полететь на добычу! То было в тех сечах и в тех битвах, Но битвы такой и не слыхано! От утра до вечера, От вечера дó света Летают стрелы каленые, Гремят мечи о шеломы, Трещат харалужные копья В поле незнаемом Среди земли Половецкия. Черна земля под копытами Костьми была посеяна, Полита была кровию, И по Русской земле взошло бедой! Что мне шумит, Что мне звенит Так задолго рано перед зарею?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010