Диккенс побывал на Западе, у великих рек, побывал и на юге, даже в рабовладельческих штатах. Конечно, он видел Америку вскользь, но воспринимал ее как целое, и многое нравилось ему. Его заранее трясло от одной мысли о рабстве, и он клялся, что не примет почестей от рабовладельцев (решение это не устояло под натиском южной вежливости), но стычек с защитниками рабства было мало. Спорил он, как всегда, живо и пылко, но неверно думать, что его неприязнь к Америке связана только с ужасом перед страданиями негров. Кроме ханжества, о котором мы уже говорили, кроме утомительных и пустых словоизлияний, он жаловался на невоспитанность, и неприязнь его больше связана с американской привычкой плевать на пол, чем с рабовладением. Правда, когда прямо встал вопрос о том, нравственно ли владеть человеком, Диккенс говорил со всей благородной горячностью. Один ярый противник аболиционистов привел старые доводы: какая выгода рабовладельцу бить или морить голодом рабов? Рассказывая об этой беседе, Диккенс пишет: «Я спокойно сказал ему, что никому не выгодно пить, красть, играть в карты, предаваться дурным страстям, но люди все же это делают. Я сказал, что жестокость и злоупотребление властью — две пагубные страсти человечества — сильнее, чем соображения о выгоде или убытке». Трудно усомниться, что Диккенс говорил здраво, умно и более чем верно. Легче усомниться в том, что он говорил спокойно. Он вернулся в Англию весной 1842 года, в том же году вышли его «Американские заметки», и недовольство за океаном, вызванное его денежными требованиями, сменилось яростным воем. Мы же, читая «Заметки», не находим ничего особенно обидного и, честно говоря, особенно занятного. В них еще нет истинной Америки и даже истинной Америки Диккенса. Причины тут две. Во–первых, он намеренно не включил в них спора об авторском праве, который первым показал ему, какой тираничной может быть демократия. Во–вторых, он вменяет здесь Америке в вину то, чем грешит не только она одна. Например, он разгневан дурными порядками в тюрьмах и приводит в пример Америке наши заведения в Колдбат Филдс, которыми занимались тогда Трейси и Честертон   — этих реформаторов пенитенциарной системы он очень уважал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=711...

что он первый из царей оставил гибельное языческое суеверие и обратился к вере христианской. Зосима высказывает бесчисленное множество хулений на благочестивого и великодарного Константина и при всяком случае изобретает разные, слишком невероятные вещи, например: будто Константин и сына Криспа предал страшной смертп, и супругу свою Фавсту лишил жизни, заперши ее в бане, чрезвычайно натопленной. А что Копстантин не убивал ни Криспа, ни Фавсты, послушай, что рассказывает о Константине Евсевий Памфил , процветавший во времена Константина и Криспа и обращавшийся с ними 1221 . Зосима же писал и не по слухам, и не на основании истинных сказаний» 1222 . Подобно Евагрию, худо отзывается о Зосиме англичанин Каве (1637–1713), не очень преданный Христовой вере и Церкви. «Зосима, – пишет он, – жестоко нападает на религию христианскую и под именем ее яростно свирепеет почти на всех знаменитых христиан и особенно на Константина Великого и Феодосия Старшего» 1223 . Если бы даже Константин действительно учинил те злодеяния, в которых обвиняет его ярый его враг, язычник Зосима, то и тогда великие заслуги и добродетели царя могли бы покрыть страстные его увлечения. Евсевий о высоких достоинствах Константина говорил: «Куда ни устремится напряженный взор – на восток или на запад, на всю землю или на самое небо – везде видит блаженного царя неразлучно с его царством. Бог, Которого Константин чтил, показал в нем мужа, служащего уроком благочестивого назидания» 1224 . Св. равноапостольная Елена Царица Елена, добродетельная мать Константина Великого , по обращении сына своего не умедлила принять христианство 1225 и сделалась благочестивейшею, по выражению историка Руфина, женою, несравненною по вере и благочестию 1226 ; была провозглашена августейшею; издавала монету с собственным изображением и, получив от сына власть над государственными сокровищами, пользовалась ими по собственному усмотрению 1227 . Желая содействовать благочестивым намерениям сына своего – построить в Иерусалиме на месте распятия и воскресения Господа благолепный храм 1228 , и сама имея сердечное желание принести Богу – Царю царствующих, жертву благоговейного ума и сердца своего – излить благодарные молитвы за сына своего и внуков, царица Елена, несмотря на преклонные лета свои, решилась посетить священную землю и поклониться местам, ознаменованным стопами пречистых ног Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

иеромонах Иов (Гумеров) Купала – древний праздник летнего солнцестояния (24 июня ст. ст.) у славян и некоторых народов Европы. Ф.Буслаев считал корень куп (кип) по смыслу близким с корнями яръ и буй. Образованные от них слова кипучий, ярый, буйный означают яростный, раздраженный, бешенный. Обрядовые обычаи этой ночи вполне подтверждают эту этимологию. В Послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила (1505) к псковскому наместнику и властям обличается языческое буйство жителей Пскова в ночь Купалы: «зело не престала зде еще лесть идольская, кумирное празднование, радость и веселие сатанинское… тому (сатане) я(ко)же жертва приносится всяка скверна и беззаконие богомерзкое празднование… стучат бубны и глас сопелий и гудут струны, женам же и девам плескание (ударенье в ладоши) и плясание и главам их накивание, устам их неприязнен кличь и вопль, всескверненые песни, бесовская угодил свершахуся, и хребтом их вихляние и ногам их скакание и топтание». Это буйство в ночь, когда совершался праздник Рождества св. Пророка и Предтечи Иоанна – великого пустынника и постника, пастыри Церкви воспринимали как кощунство. Вековая живучесть в народе некоторых обычаев дня Купалы не свидетельствует о двоеверии, а скорее о неполноте веры. Ведь сколько людей, никогда не участвовавших в этих языческих развлечениях, склонно к суевериям и мифологическим представлениям. Почвой для этого является наше падшее, поврежденное грехом, естество. О каком празднике говорится в стихотворении А.С. Пушкина «Птичка»? иеромонах Иов (Гумеров) В литературе встречается устойчивая ошибка: это небольшое произведение связывают с праздником Благовещения. Однако из письма А.С. Пушкина к Н.И. Гнедичу (1784–1833) мы узнаем другое: «13-го мая. Кишиневъ. Благодарю вас, любезный и почтенный, за то что вспомнили вы Бессарабскаго Пустынника. Он молчит, боясь надоедать тем, которых любит, но очень рад случаю поговорить с вами об чем бы то ни было […]. Знаете ли вы трогательный обычай рускаго мужика въ светлое выпускать на волю птичку? вотъ вамъ стихи на это –

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Евгений 18 октября 2019, 08:40 Скажите а что делать если в семье один из супругов неверующий?моя супруга не поддерживает Православие но и не гонит его. Подскажите как мне быть? как воспитывать детей и строить отношения с женой? Стефан 13 марта 2017, 20:26 Спасибо! Статья просто великолепная! Тамара 23 октября 2015, 09:20 Спасибо Вам огромное за такую замечательную статью. Марина Блынская Михайлова 6 июля 2015, 12:13 Марина: Интересная статья в плане правильного понимания связей с всем окружающем. А что до " штампов " ..., их, мне кажется, не избежать при наличии желания сделать акценты на важных моментах. Спаси Вас Бог за помощь людям! Марина Кочергина 3 февраля 2015, 11:32 хорошая статья Plamen Lambev 18 декабря 2014, 13:57 Хорошая статья для православный христианский брак. Василий Н. 12 июля 2014, 18:11 Статья была бы очень хорошей, если бы не штамп насчет невоцерковленного человека. Александра Ищенко 17 июня 2014, 14:56 Спасибо Вам! Маргарита 3 февраля 2014, 16:39 Спаси Господи вас за статью! Наталья Павленко 26 декабря 2013, 01:27 Ясная и понятная статья. Дай Бог чтоб многие прочитали и вразумились. Можно понимать запреты и находить ответы почему так надо,и не как иначе. Что делать, если жена верущая, а муж ярый атеист ? А дети именно в том состоянии в котором Вы описывали? Храни Вас Господь! Марина 18 сентября 2013, 12:26 Большое спасибо за статью.Многое объясняет просто и понятно.Побольше бы таких статей где так внятно излагалось об оношении к Богу и ближнему.Очень вразумительно.Все ставит на свои места.Жаль что в молодости небыло у нас таких пастырей и таких статей может меньше бы ошибок совершили. Евгений 17 июля 2013, 17:04 Статья-луч света в темном царстве СМИ, которыми почти полностью владеет антихрист! Если бы был хоть один час в день регулярного Слова Божьего на телевидении, радио, в газетах, институт семьи, попранный в некоторых странах на государственном уровне(однополое сожительство) мог быть сохранен. Пока ростки Веры яростно затаптываются! Сергий 15 июля 2013, 17:21

http://pravoslavie.ru/62647.html

Решено было, несмотря на летнюю пору, возобновить работу прерванного Всеукраинского Церковного Собора. Стояла жара, но мы все же работали. Совещались об устроении Церкви на Украине. Большинство стояло за автокефалию («незалежную», т. е. независимую Украинскую Церковь). Председательствовал на Соборе епископ Пимен, викарий Подольский, но когда прибыл из Харькова митрополит Антоний, он добровольно уступил ему председательство. Митрополита Антония мы встретили торжественно, в Софийском соборе. Я сказал приветственную речь. Оттуда он отправился с визитом к гетману. На Соборе борьба партий, украинской и русской, определяла все дебаты. Министром Исповеданий при гетмане был В. В.Зеньковский . Украинец из умеренных, он держался непримиримо по отношению к сторонникам крайнего украинского лагеря и в скором времени должен был уйти в отставку вместе с другим министром более умеренного толка (Гербель). Его место занял кандидат Киевской Духовной Академии Лотоцкий — ярый украинец. Борьба за автокефалию продолжалась. Я горячо стоял за «единую, неделимую Русскую Церковь», признавая, однако, что некоторые уступки украинцам сделать можно. Мои противники, украинцы, на меня яростно нападали. В конце концов мы победили: Лотоцкий был уволен. Я сказал на Соборе: «Пал министр — пала и автокефалия. Будем теперь спокойно заниматься делами…» От этих слов украинцы были вне себя. С наступлением осени положение Украины при германской оккупации было нетвердое. Вооруженных сил против большевиков немцы не посылали, они лишь снабжали гетмана орудиями и снарядами и поддерживали на Украине полицейский порядок. За эту поддержку Украине приходилось расплачиваться: немцы выкачивали все, что им было необходимо; целые поезда, груженные продовольствием, направлялись в Германию, и каждому немецкому солдату было разрешено посылать на родину продуктовые посылки (муки, яиц, сала, масла и проч.). По украинским деревням была произведена разверстка по числу дворов с указанием, кто сколько должен поставить хлеба, масла, яиц… Немецкие отряды объезжали деревни и забирали продовольствие.

http://azbyka.ru/fiction/put-moej-zhizni...

В новое время и вплоть до второй мировой войны она была непререкаемой. В форме «корпоративного» строя «общепринятая» доктрина была включена в социальную доктрину католической церкви. Однако жизнь течет, мир яростно стремится к обладанию, и давно уже вместо Бога молится деньгам. И от Церкви мир требовал дать этим имущественным желаниям зеленую улицу. Тут то и выясняется компромиссный, противоречивый характер «общепринятой» доктрины. С одной стороны, она, провозглашая частную собственность в качестве незыблемой основы христианской жизни, оставляет питательную среду для всякого рода индивидуализма и любостяжательных страстей. А с другой стороны, требуя не привязываться к богатству, - разрушает механизм капиталистической гонки, поскольку успех в ней возможен только, если в это дело вкладывать всю душу. Получается ситуация с дырявым мешком: из него все равно, сколько не насыпай, мука высыпается, но постепенно. А потому «общепринятая» доктрина, бессильная с корнем вырвать любостяжание и стремление к обогащению, затрудняет работу капиталистических стимулов и тем самым замедляет развитие капитализма, в результате чего католические страны до недавнего времени проигрывали капиталистическое соревнование со странами протестантскими, где господствует не «общепринятая» доктрина, а «протестантская этика», не мешающая капиталистическим механизмам работать. При наличии параллельной социалистической системы, на которую волей-неволей должен был оглядываться западный капитализм, папы еще питали иллюзию, что их «корпоративная» теория может быть хотя бы отчасти реализована. Однако, после краха социалистического лагеря, эти иллюзии окончательно рассеялись. И Иоанн Павел II, сам ярый антикоммунист, делает следующий шаг вниз, становясь на позицию полного приятия всех реалий современного капитализма . Эту позицию мы будем условно называть «протестантской этикой», поскольку она впервые возникла в протестантском мире. Конечно, Иоанн Павел II не мог порвать с предыдущей «общепринятой» традицией - это был бы тяжелейший провал.

http://ruskline.ru/analitika/2010/11/13/...

Вопрос: Проясните, пожалуйста, с русским праздником Ивана Купалы. Как и почему христианский праздник переплёлся с языческими суевериями на Руси? Заранее спасибо. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Купала – древний праздник летнего солнцестояния (24 июня ст. ст.) у славян и некоторых народов Европы. Ф.Буслаев считал корень куп (кип) по смыслу близким с корнями яръ и буй. Образованные от них слова кипучий, ярый, буйный означают яростный, раздраженный, бешенный. Обрядовые обычаи этой ночи вполне подтверждают эту этимологию. В Послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила (1505) к псковскому наместнику и властям обличается языческое буйство жителей Пскова в ночь Купалы: «зело не престала зде еще лесть идольская, кумирное празднование, радость и веселие сатанинское... тому (сатане) я(ко)же жертва приносится всяка скверна и беззаконие богомерзкое празднование… стучат бубны и глас сопелий и гудут струны, женам же и девам плескание (ударенье в ладоши) и плясание и главам их накивание, устам их неприязнен кличь и вопль, всескверненые песни, бесовская угодил свершахуся, и хребтом их вихляние и ногам их скакание и топтание». Это буйство в ночь, когда совершался праздник Рождества св. Пророка и Предтечи Иоанна – великого пустынника и постника, пастыри Церкви воспринимали как кощунство. Вековая живучесть в народе некоторых обычаев дня Купалы не свидетельствует о двоеверии, а скорее о неполноте веры. Ведь сколько людей, никогда не участвовавших в этих языческих развлечениях, склонно к суевериям и мифологическим представлениям. Почвой для этого является наше падшее, поврежденное грехом, естество. 10 октября 2005 г. Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6728.html

1Мак.2:45–46 . И обходил вокруг Маттафия и друзья его, и разрушали жертвенники, и небоязненно обрезывали необрезанных детей, сколько находили в пределах Израильских, «Небоязненно обрезывали необрезанных…» – «небоязненно» – греч. " εν ισχυ, славянский перевод более точен – «в силе», т. е. «властно», а где нужно было – и с насилием, не уступая ложному страху родителей пред язычниками, ни их равнодушию к отеческому закону. 1Мак.2:47 . и преследовали сынов гордыни, и дело успешно шло в руках их. «Сынов гордыни…», ιυο τς περηφανας, т. е. судя по всему – сирийцев. 1Мак.2:48 . Так защищали они закон от руки язычников и от руки царей и не дали восторжествовать грешнику. «Не дали восторжествовать грешнику…» – греч.: οκ δωκαν κρας τ αμαρτολω, точнее перевод славянский: «не даша рога грешнику», т. е. не дали возможности проявления силы грешника. Рог – символ силы и храбрости, или ярости, – заимствованный из природы рогатых животных. – «Грешнику», т. е. вообще язычникам и язычеству, ед. число в смысле общем, родовом. 1Мак.2:49 . Приблизились дни смерти Маттафии, и он сказал сыновьям своим: ныне усилилась гордость и испытание, ныне время переворота и гнев ярости. 1Мак.2:49–70 : Почувствовав приближение смерти, Маттафия завещает своим сыновьям ревностно продолжать борьбу за веру отцов, причем побуждает и воодушевляет их к этому примерами ревности знаменитейших Боголюбцев древнего времени. «Приблизились дни смерти Маттафии…», греч.: κα γγισαν… ποθανιν – слав. точнее: «и приближишася дние Маттафию умрети». Эта формула обычно употребляется в повествованиях о последних днях жизни лишь знаменитейших мужей древности; как напр.: об Иакове ( Быт.47 ), о Моисее ( Втор.31 ), Иисусе Навине ( Нав.22 ) и Давиде ( 3Цар.2 ). – «Усилилась гордость…», т. е. гордыня, надменность безбожия (см. 1Мак.1:21 ). – «И испытание», т. е. испытание для верных и благочестивых этим господством безбожия. – «Время переворота…», καιρς καταστροφς, тоже что революция, только сверху вниз – разрушение устоев жизни правящею властью. – «Гнев ярости " … – οργ θυμο – ярый гнев, причем можно разуметь здесь именно гнев Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

25 392 Хлеб ангельский вкушал человек; насытились они пищей. 26 Поднял Господь ветер южный, и навел силою Своею ветер юго-западный; 27 И обильно, как дождь, послал им пищу мясную, будто песок морской, птиц пернатых. 28 И падали они среди стана их, вокруг шатров их. 29 И люди ели и пресытились, Он исполнил желание их; 30 Получили они желанное; но была еще пища в устах у них, 31 Когда разразился гнев Божий над ними, и убил многих из них, и Господь низверг знатных Израиля. 32 Но они продолжали грешить и не уверовали в чудеса Его; 33 Исчезали в суете дни их, и быстро проходили годы их. 34 Когда убивал Он их, тогда искали Его, обращались к Богу и уже с утра взывали к Нему. 35 И вспоминали, что Бог – Податель помощи, Всевышний – Избавитель их. 36 И говорили о любви к Нему устами своими, языком своим лгали Ему. 37 393 Сердце же их не было правдиво пред Ним, и не были они верны завету Его. 38 Но Он милостивый, очищал их от грехов и не губил их, много раз отвращал от них ярость Свою, умеряя пламя гнева Своего. 39 И помнил Он, что они только плоть, что душа из них выйдет и не вернется. 40 Сколько раз оскорбляли Его в пустыне, вызывали гнев Его в земле безводной! 41 То обращались они к Богу, то испытывали Его, Святого Израилева оскорбляли; 42 И позабыли деяния рук Его, свершенные в день, когда избавил Он их от руки угнетателя; 43 Как явил Он в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Танеос; 44 394 Обратил Он в кровь реки Египтян и источники их, лишив их питья. 45 Послал на Египтян песьих мух, и жалили они их, послал жаб, и вредили они им. 46 И предал ядовитой росе плоды их, и нивы их – саранче. 47 Побил градом виноград их, и смоковницы их морозом; 48 Истребил градом скот их, а имущество их – огнем. 49 Обрушил на них гнев ярый Свой, ярость, гнев и скорбь, ниспослав на землю ангелов грозных. 50 Проложил путь гневу Своему и не пощадил душ их, и навел мор на стада их; 51 И поразил первенцев всего живого в земле Египетской, начатки трудов людских в селениях Хамовых. 52 И поднял, словно овец, народ Свой, и повел его, словно стадо, в пустыне;

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2:11, 12). Какие же безбожники ефесяне? Оттуда идолы, там статуи; здесь блюстительница (храма) Артемида, здесь Димитрий сребро–ковач, делающий золотые капища Артемиды; такое множество богов, и как же после этого ефесяне не безбожны? Да, именно потому и безбожны, что, избравши себе многих богов, отпали от Единого. « Сказал безумный в сердце своем: нет Бога ». От первого безумного (это безумие) перешло уже к его ученикам. Первый безумец–диавол, он — первый распространитель безумия, первый вестник безбожия. « И вы будете, как боги » (Быт. 3:5). Говоря о многих богах, он отвергнул Единого. Безумен и народ иудейский. В безумии он поносил имя Господне, говоря о Христе, что он не Бог: « если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница » (Лк. 7:39). Не признававшие Его пророком, как могли признать Его Богом? « Кто может прощать грехи, кроме одного Бога »? Христос же: « для чего так помышляете в сердцах ваших?» (Мк. 2:7, 8)? « Сказал безумный в сердце своем: нет Бога ». Везде есть Бог, а в сердце безумного Его нет. Так говорил Бог и синагоге: « Меня перестала помнить и хранить в твоем сердце, Меня же отбросил назад » (Ис. 57:11 и 3 Цар. 14:9). Первый безумный, породивши безумие из самого себя — диавол, потому что, будучи безумным, затеял безумное дело; а змей был даже мудрейший. И чего он захотел? Захотел быть равным Богу, говоря: « взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, буду подобен Всевышнему » (Ис. 14:13 и 14). Отверг имя — Бог и употребил название — Всевышний , стыдясь назвать Того, Которого не признавал. Так и всякий ярый еретик — во время гонения, — беседуя с епископом, не называет его ни архиереем, ни архиепископом, ни благочестивым, ни святым, но как? Твоя честность, твоя благоразумность, твоя рассудительность, твоя справедливость, и (другие) общие имена к нему прилагает, избегая имени, свойственного его сану. Так именно и диавол поступил тогда по отношению к Богу. « Буду подобен Всевышнему »: не Богу, но « Всевышнему ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010