В марте 1919 года Якутский ревком закрыл все духовные учреждения. В 1920 году по приказу командующего белогвардейским гарнизоном Якутска капитана Владимира Каменского, у обители отобрали «весь живой и мёртвый инвентарь», а также семенной хлеб и запасы продуктов, оставив монахам ровно столько, сколько хватало на то, чтобы не умереть с голоду. После восстановления советской власти в декабре 1920 года монахи обращались в Якутский ревком с просьбой об оказании им помощи, чтобы весной 1921 года суметь начать хотя бы сев хлеба, но в помощи им отказали. К 1921 году монастырь уже перестал существовать как хозяйствующий субъект, а последние монахи разбрелись. Специальная комиссия, отправленная ревкомом, обнаружила на монастырской территории лишь единственную ценность — «30 бочек портлендского цемента». Позже монастырь практически без всякого сопротивления национализировали, а его здания были переданы Краеведческому музею. Большинство построек, будучи деревянными, оказались зачастую разрушены пожарами. Каменный Вознесенский собор и келейный корпус монастыря были разобраны. В 1923—1974 годы в одном из зданий на территории бывшего Якутского Спасского монастыря размещался Центральный государственный архив Якутской АССР, затем это здание снесли. Сохранились лишь бывшие архиерейские покои, со временем ставшие главным зданием Якутского государственного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского. В августе 2011 года епископ Якутский и Ленский Роман заявил о намерении восстановить монастырь и 19 августа того же года на историческом месте был заложен Спасский храм; капсулу в основание заложил епископ Гатчинский Амвросий в сослужении архиепископа Курского и Рыльского Германа, епископа Якутского и Ленского Романа, Пятигорского и Черкесского Феофилакта. На территорию восстанавливаемого монастыря доставлен тесный храм-вагон, вокруг которого собралась община верующих. Перед обителью была поставлена задача снова стать миссионерским центром огромного края. Были приобретены строительные материалы, а 19 апреля 2012 года была забита и освящена его первая свая. После завершения строительства храма приступили к восстановлению братского корпуса.

http://pravoslavie.ru/64619.html

В 1893 г. в монастыре была сооружена каменная часовня в память о 46 толгских иноках, убитых захватчиками 18 мая 1609 г. во время осады Ярославля отрядами Лжедмитрия II. В 1911 г. внутренние стены часовни были расписаны масляной живописью. Монастырь окружен каменной стеной с 9 башнями, построенной также в конце XVII в. (четыре башни цилиндрической формы, пять других квадратные в плане). Первоначально башни имели высокие шатровые кровли. В процессе многократных позднейших перестроек большинство башен утратило первоначальный суровый крепостной характер архитектуры. По внутреннему периметру стен располагаются корпуса монастырских келий. Двухэтажный Никольский корпус пристроен в 1680-х г.г. к надвратной Никольской церкви на средства благотворителя монастыря князя Никиты Львова и располагается вдоль западной стены. Второй корпус, также двухэтажный, существовал при Крестовоздвиженской церкви и служил местом пребывания епархиальных архиереев при их приездах в монастырь. Рядом со Спасской церковью имелся двухэтажный корпус, в котором в разное время на протяжении XVIII-XIX в.в. размещались монастырская больница, духовное училище, семинария, кухня, трапезная и другие подсобные помещения. В 1839 г. второй этаж был разобран. Вдоль восточной стены располагается двухэтажный Спасский корпус. В 1886 г. был сооружен еще один одноэтажный келейный корпус рядом с Крестовоздвиженской церковью. В 1882 г. за северной стеной монастыря была выстроена каменная гостиница для богомольцев, а также одноэтажный странноприимный дом. Видной достопримечательностью монастыря являлся примыкающий к южной стене знаменитый кедровый сад. По преданию, он был заложен в конце XVI в. при игумене Феодосии. В саду был выкопан пруд для обеспечения оптимального гидрологического режима питания деревьев и устроен питомник, где выращивались саженцы кедра. В 1887 г. в саду была устроена оранжерея с цветочным, огуречным и виноградным отделениями. Сад обнесен каменной оградой и сохранился до нашего времени. Толгский монастырь имел подворья в Ярославле и в Рыбинске. На ярославском подворье, в Рубленном городе, находилась церковь во имя Толгской иконы Божией Матери, упраздненная и разобранная по ветхости в 1784-1785 г.г. В 1903 г. на рыбинском подворье была выстроена каменная церковь Толгской иконы Богоматери с колокольней.

http://sobory.ru/article/?&object=00217

В XVIII —– нач. XX века. обитель не раз посещали члены царской семьи. В 1763 году здесь была императрица Екатерина Великая, в 1913 году Толгский монастырь посетил император Николай II вместе со своим семейством. В 1862 году сюда прибыл святитель Игнатий (Брянчанинов). В 1914 году обитель отметила 600-летний юбилей. Юбилейные торжества возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел (Преображенский, новомученик, †1928г). В 1928 году монастырь был закрыт. В 1932 году кельи были переданы для расселения горожан. Возрождение обители началось в 1987 году. 26 мая 1988 года возрождающаяся Толгская обитель праздновала радостное событие — обретение и перенесение честных мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), почивающих в монастыре по сей день. 29 июля 1988 года во вновь освященной Спасской церкви была впервые отслужена архиерейским чином праздничная Божественная литургия. В сентябре 1988 года Толгский монастырь был передан верующим. По решению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая за многие десятилетия и на тот момент единственная в России женская обитель (после 1917 года на территории РСФСР были постепенно закрыты все православные женские монастыри). 25 сентября 1988 года во время Божественной литургии в Спасском храме архиепископом Ярославским и Ростовским Платоном благочинная монастыря монахиня Варвара (Третьяк) была возведена в сан игумении. На сентябрь 2010 года в обители несут монашеское послушание 119 сестер, в том числе: На территории монастыря действуют следующие храмы: Главные святыни обители — частица Ризы Господней, чудотворная икона Божией Матери «Толгская», икона Божией Матери «Знамение», мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), частицы мощей святителя Николая чудотворца, великомученицы Варвары, бессребреников Космы и Дамиана, мученика царя Стефана Дечанского, Киево-Печерских святых. Краткая летопись Толгского монастыря 1314 — явление святителю Трифону иконы Толгской Божией Матери и основания монастыря

http://patriarchia.ru/db/text/1269339.ht...

Спасский монастырь — украшение Якутска Людям, живущим в XXI веке, оказалось очень важно прикоснуться к своим корням, истокам, к собственной истории. И не просто восстановить некогда разрушенный храм, но еще и то, что три столетия назад являлось украшением Якутска — древний Спасский монастырь. 12 июня, 2012 Людям, живущим в XXI веке, оказалось очень важно прикоснуться к своим корням, истокам, к собственной истории. И не просто восстановить некогда разрушенный храм, но еще и то, что три столетия назад являлось украшением Якутска — древний Спасский монастырь. Источник: Официальный сайт Якутской епархии В 2013 году исполнится 350 лет с момента основания его Спасского монастыря. ДСК, Мерзлотка, Рабочий городок и даже Чурапча! Именно такой оказалась география проживания якутян, которые регулярно бывают на службе в храме в честь Нерукотворного Образа Спасителя — первом объекте монастырского комплекса, который восстанавливается сегодня в Якутске. Начало строительства Спасского храма. Ранний подъем, потом несколько часов по тряской дороге, затем еще около часа на берегу Лены — в ожидании парома. И вот жительница Чурапчи Елизавета Саввина, наконец, у цели — в храме. Правда, сама Спасская церковь, возводимая из бруса, прихожан принять еще не готова. Стены ее, расположившейся по соседству с Государственным музеем истории культуры и народов Севера им. Е. Ярославского, уже выведены и архитектурный облик становится ясен, однако дел по-прежнему невпроворот: еще нужно возвести крышу, провести отделочные работы и коммуникации. А самое главное — освятить. Поэтому пока службы идут в церкви-времянке неподалеку — вагончике, увенчанным куполом с крестом. Однако даже эти временные неудобства людям не мешают — прихожан становится все больше. Храм в строительном вагончике. Елизавета, добравшаяся сюда в минувшее воскресенье из Чурапчи, объясняет: «Ехала специально, потому что наша районная церковь еще не открыта. Очень ждем, чтобы поскорей восстановили!» Ждать, по словам Елизаветы, есть кому — крещеных людей в Чурапче немало. А тех, кто хотел бы покреститься, еще больше. Поэтому батюшек ждут всегда.

http://pravmir.ru/spasskij-monastyr-ukra...

Мая 17, посвящен в Архимандрита Пекинского Сретенского монастыря Новгородским Митрополитом Амвросием и в том же месяце Всемилостивейше пожалован наперсным крестом, украшенным бриллиантами, на золотой цепочке. Из Пекинской миссии, по Именному повелению, определен Архимандритом Иркутского Вознесенского монастыря, вновь им устроенного; вместе с тем до 1814 года он был Ректором Семинарии, учителем Богословия и Консистории членом. Оттуда переведен в Толгский Ярославский монастырь Настоятелем, с поручением ему звания члена Консистории и Ректора уездных училищ. В 1818 году, из Толгского м., который он устроил, обогатил ризницу облачениями и украсил многие местные иконы серебряными ризами, Аполлос поступил Настоятелем в Московский Богоявленский монастырь, Ректором, по указу Св. Синода, и присутствующим в Консистории и Благочинным всех Епархиальных монастырей. В 1820 г. он вызван был в С. Петербург на чреду священнослужения и проповеди Слова Божия; после сего переведен он Настоятелем Ставропигиального Воскресенского монастыря, где 16 летнее управление свое ознаменовал возобновлением всех церквей, там находящихся, обогащением ризницы и поддержанием самого монастыря починками и переделками, без всякого пособия от казны. За это пожалован он орденом св. Анны 2 степени. В бытность свою в Новоспасском монастыре, он награжден за труды свои орденами св Анны 2 ст. с короною и св. Владимира 3 ст. Слова его и Проповеди, говоренные на чреде и в других местах, напечатаны в Москве 1820 г. в 8. Сверх того он сочинил: Краткое начертание жизни Никона Патриарха , напечатанное 3 изд. в Москве, 1838; и Краткое повествование о лжепатриархе Игнатии, напеч. в Московском Телеграфе; издал: 1) Описание Новоспасского монастыря. М. 1843, в 12. 2) Родословное древо Российских Государей, изображ. на своде паперти Новоспасск. м. М. 1838, в 4. По поручению Св. Синода, Аполлос вместе с Донским Архимандритом Феофаном, занимается составлением Истории Российской Иерархии, коей 1 часть приведена им к окончанию. Читать далее Источник: Новоспасский монастырь : с видами сего монастыря в царствование Петра I и в настоящем его положении, с изображениями строителей его в[ел.] к[н.] Иоанна III, царей Михаила и Алексия/соч. И. Сн. - Изд. архим. Аполлоса. - Москва : В тип. Августина Семена, 1843. - 142, с., л. ил., портр. (В конце текста авт.: И. Снегирев). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Ростов. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь. Церковь Спаса Преображения. Церковь Спаса на Песках Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:приблизительно не ранее 1600. Адрес: Ярославская область, Ростовский район, г. Ростов Великий, ул. Энгельса Координаты: 57.174747, 39.389299 Изменить описание объекта Церковь Спаса-на-Песках и юго-западная башня Яковлевского монастыря (на которой сейчас расположена смотровая площадка). Со стороны озера Неро к стене башни прикреплена табличка с надписью: " Водомерный пост Гидрометслужбы СССР " . Лидия Басманова 24 июня 2011 Карта и ближайшие объекты Рядом с Спасо-Яковлевским Дмитриевым монастырем в Ростове возвышается пятиглавый храм Спаса на Песках, в прошлом соборный храм существовавшего здесь Спасо-Песоцкого (Княгинина) монастыря, основанного еще в XIII веке женой ростовского князя Василько - княгиней Марией - единственнной известной в русской истории женщиной-летописцем. Монастырь упразднен в XVIII веке, а храмы переданы соседнему Яковлевскому монастырю, после чего тот стал именоваться Спасо-Яковлевским. Но не приносящие дохода храмы постепенно уничтожались. Случайно сохранился лишь главный храм монастыря, сооружения которого одни знатоки относят к XVI веку, другие к XVII. С тех пор он переделывался не один раз. Но и в том виде, в каком дожил до нас, он представляет архитектурную и художественную ценность и вызывает интерес. Величественное здание поставлено на подклет, наружные стены его разделены по вертикали на три яруса. В верхнем ярусе и по барабанам идет аркатурный пояс такого же рисунка, какой имеется на Успенском соборе и храмах кремля. Наружные стены галереи украшены ширинками с керамическими вставками. Кладбищем для монастырской братии служит находящаяся на западной стороне монастыря, в нескольких саженях, каменная двухэтажная пятиглавая церковь, принадлежавшая упраздненному в 1764 г. Спасскому на Песках-Княгининскому мужскому монастырю и построенная в конце XVI в. Монастырь этот был основан в XIII в. супругою св. князя Василька Ростовского, Мариею, погребенною здесь вместе с своим сыном Глебом. В нижнем этаже этого храма находится церковь во имя преп. Сергия Радонежского, устроенная при архимандрите Илларионе (1867-1888 гг.). Здесь близ южной стены погребен управляющий монастырем Амфилохий Казанский, епископ угличский, знаменитый археолог и палеограф.

http://sobory.ru/article/?object=00595

Храмы весенней Руси с высоты птичьего полета ФОТОГАЛЕРЕЯ Вот уже несколько лет Михаил и Екатерина занимаются аэрофотографией. При помощи фотоаппарата, закрепленного на борту радиоуправляемого самолета, они запечатлевают поверхность Земли с высоты птичьего полета. Самыми излюбленными объектами их творчества являются храмы и монастыри России. Михаил и Екатерина любезно предоставили порталу Православие.Ru возможность познакомить своих читателей с красотой Божиих церквей, снятых весной с такого необычного ракурса. Полная подборка созданных ими работ размещается на сайте Aerialphoto.Ru . vk fb tw ok @ g+ lj Церковь Илии Пророка Город Верея, Московская область vk fb tw ok @ g+ lj Спасский монастырь Город Верея, Московская область vk fb tw ok @ g+ lj Троицкий Александро-Невский монастырь Село Акатово, Московская область vk fb tw ok @ g+ lj Церковь Архангела Михаила Село Поджигородово, Московская область vk fb tw ok @ g+ lj Церковь Николая Чудотворца Село Каменское, Московская область vk fb tw ok @ g+ lj Церковь Спаса Нерукотворного образа Село Спасское, Ивановская область vk fb tw ok @ g+ lj Храм Спаса Преображения Судиславль, Костромская область vk fb tw ok @ g+ lj Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Ножкино (Чухлома), Костромская область vk fb tw ok @ g+ lj Аврамиев Городецкий монастырь Ножкино (Чухлома), Костромская область vk fb tw ok @ g+ lj Паисиево-Галичский монастырь Галич, Костромская область vk fb tw ok @ g+ lj Аврамиев Богоявленский монастырь Город Ростов, Ярославская область vk fb tw ok @ g+ lj Георгиевский собор Город Юрьев-Польский, Владимирская область vk fb tw ok @ g+ lj Церковь Александра Невского Поселок им. Герцена, Московская область vk fb tw ok @ g+ lj Свято-Введенский Толгский монастырь Город Ярославль vk fb tw ok @ g+ lj Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь Город Кострома vk fb tw ok @ g+ lj Николо-Шартомский монастырь Село Введенье, Шуйский район, Ивановская область vk fb tw ok @ g+ lj Деревянная Воскресенская церковь Город Плёс, Ивановская область vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/70488.html

Двухэтажная теплая одноглавая церковь с трапезной в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня с приделом Феодора Стратилата существовала как каменное здание еще в 20-х годах XVII в. В 1838 г. храм был существенно перестроен. В 1867 г. в южной алтарной апсиде был освящен придел в честь Святого Благоверного князя Александра Невского. С 1735 г. в северной части алтаря также существовал придел во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, позднее он освящался во имя Иоакима и Анны, затем во имя Арсения, епископа Тверского, а в 1818 г. - в честь Толгской иконы Богоматери. Первоначальный облик Крестовоздвиженской церкви отличался весьма сдержанными формами внешнего декора. К северо-востоку от Введенского собора находится церковь во имя Спаса Нерукотворного, построенная в начале XVIII в. Отличительной чертой Спасской церкви является необычное для Ярославля завершение в виде восьмигранного купола с восемью миниатюрными главками, являющегося основанием для ступенчатой композиции из двух уменьшающихся кверху восьмериков, увенчанных шарообразной главкой. На южной стороне трапезы был устроен придел, освященный в 1798 г. в честь святителя Димитрия, митрополита Ростовского. С запада к зданию церкви примыкал одноэтажный больничный корпус, отчего сама церковь называлась также больничной. Больничный корпус также отличал богатое внешнее убранство - колонны с причудливыми капителями, большие окна с прекрасными белокаменными наличниками, украшенными раковинами. В памятнике впервые в ярославском зодчестве отчетливо проступали черты т.н. московского или нарышкинского барокко. В трапезе Спасской церкви погребены первый ярославский генерал-губернатор Алексей Петрович Мельгунов (ум. 2.07.1788) с супругой Натальей Ивановной (ум. 26.12.1792), участник Отечественной войны, командир корпуса Первой русской армии генерал-лейтенант Николай Алексеевич Тучков, ряд других лиц. Святые врата, обращенные к Волге, с одноглавой надвратной церковью во имя Святителя и Чудотворца Николая сооружены в 1672 г. на средства ярославских купцов гостиной сотни С.М. и И.М. Сверчковых. Композиция надвратной церкви с двумя фланкирующими башнями цилиндрической формы Святых врат напоминает известные образцы Ростовского кремля, но уступает им по размерам. В начале XVIII в. был сооружен фронтон над проездной аркой Святых врат.

http://sobory.ru/article/?&object=00217

Как бы то ни было, осенью 1887 г. архимандрит Илларион рапортовал в Синод о том, что «храм окончательно устроен и совершенно готов к освящению», и просил разрешения освятить его и выдать для этого антиминс. Судя по имеющейся описи икон трех двухъярусных иконостасов, к освящению был готов не только Сергиевский храм, но и два придельных. Возможно, приделы остались неосвященными, поскольку известно, что в 1909 г. из подклета Спасского храма были вынесены два неосвященных иконостаса. Финансировал устроение храма преп. Сергия архимандрит Илларион, как это следует из его собственного донесения. Но в описании Спасо-Яковлевского монастыря, составленном А.А. Титовым, утверждается, что Сергиевская церковь устраивалась на средства крестьянина деревни Кустеры Ростовского уезда И.А. Рулева. Там же сообщается об освящении храма Ионафаном, архиепископом Ярославским и Ростовским. Вероятно, освящение храма можно датировать 1887 г. Итак, за несколько лет до празднования 500-летия преставления преп. Сергия Радонежского в Ростове появился первый престол, освященный в его честь. В храме преп. Сергия завещал похоронить себя настоятель Спасо-Яковлевского монастыря, епископ Угличский Амфилохий, известный археограф и палеограф. Его надгробная плита до сих пор хранится в подклете Спасского храма. Церковь преп. Сергия Радонежского просуществовала недолго. Подвальный этаж Спасо-Преображенского храма оказался не лучшим местом для её устройства. Из-за сильной сырости богослужение там было затруднено. По данным монастырской описи 1919 г., к концу 10-х гг. нашего столетия Сергиевский храм числился «совершенно» упраздненным». А. Виденеева. Ростовский вестник. 1992 г., 17 июля. С. 1. Церковь Толгской иконы Богоматери В 1909 г. по настоянию епископа Иосифа в монастыре появилась новая церковью, посвященная Толгской Богоматери − явленному чудотворному образу, обретенному в XIV столетии в пределах Ростовской епархии. Местом ее размещения была выбрана юго-западная башня монастырской ограды. Как писал известный исследователь ростовских древностей А.А. Титов, «окруженная со всех сторон водою, весною виднеющейся во все окна, церковь производит впечатление плывущей на водах, создавая особое настроение, свойственное лишь Афонским обителям». В верхнем ярусе башни, прямо над храмом, была устроена смотровая площадка, откуда открывался восхитительный вид на озеро. По свидетельству современников, оттуда, сверху в ясный день можно было различить три десятка церквей, стоящих вокруг озера и в окрестностях монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Ныне же от Арсеньевой пустыни остались 1)  ЦЕРКОВЬ во имя Св. Жён Мироносиц 178 ; 2) ЧАСОВНЯ Препод. Арсения, что была церковь во имя Всех Святых (см. выше). Арсеньев монастырь приписан к Юрьеву в 1722 году. Но в 1726 году учинён самоместным, а в 1732 году, по представлению Архимандрита Юрьевского Андроника, определением Преосвященного Феофана, Архиепископа Новгородского, паки отдан в вечное владение и строения для подворья Юрьевского в замену такового же, взятого под домовой Архиерейский провиантский двор, и ныне известный под именем житенного двора, в котором помещаются канцелярские служители в Новгородской духовной Консистории и другие, принадлежащие к Новгородскому Архиерейскому дому, штатные. Между Мироносицкой церковью и часовней от реки Волхова к восточной части большого земляного вала мимо церкви святого Апостола Филиппа проложена улица, именуемая Новая Никольская. Рождественская Новая пустынь Мужеская, упразднённая. Находилась в Ярославской Епархии в Пошехонском уезде. Построена около половины XVII столетия по благословенной грамоте Преосвященного Ионы, Митрополита Ростовского. Основателем оной был некто старец Ефрем, которому по прошению его дана от Государя Царя Алексея Михайловича в 7171/1663 году, Июня 2, грамота для сбора на церковное и монастырское строение в Москве, по городам и по Государевым дворцовым сёлам беспошлинно. Грамота эта писана на столбце за подписью Дьяка Андрея Селина за справой подьячего Ивана Пелкина. Вероятно, что пустыня сия упразднена в начале XVIII столетия по сочинению и утверждению духовного Регламента: ибо в списках при второй ревизии между монастырями она уже не упоминается. Рождественская На Надоге пустынь См. на Надоге Рождественская и Кинешмская Рождественская. Рождественская Пурдышевская пустынь См. Пурдышевская Рождественская. Рождественский Балахонский монастырь См. Балахонский Рождественский. Рождественский Бобренев монастырь См. Бобренев Рождественский. Рождественский Болховский монастырь См. Болховский Рождественский. Рождественский Боровский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010