В центре монастыря - грандиозный пятиглавый Введенский собор, который был воздвигнут в 1681-88 гг. на месте собора, строившегося еще на средства Ивана Грозного. Это классический пример ярославского храма 1680-х гг. за той разницей, что декор его по-монастырски сдержан. Интерьеры были расписаны в 1690 г., однако от той росписи мало что уцелело вследствие многократных подновлений и долгих лет запустения. Одновременно с собором была сооружена огромная многоярусная звонница прямоугольной формы, надстроенная в 1826 году в классическом стиле. Со звонницей и трапезной церковью собор соединен крытыми переходами. При больничной палате, стены которой щедро украшены резными барочными деталями, в первые годы 18 века была воздвигнута Спасская церковь. Это одна из самых оригинальных построек в духе нарышкинского барокко: ее сложный восьмигранный купол состоит из восьми миниатюрных главок, расположенных вокруг высоко вынесенной шарообразной главы в центре. Внутри храма нашли упокоение первый ярославский губернатор Мельгунов, герой Отечественной войны генерал Тучков, потомки ярославских удельных князей. После революции Толгская обитель, как находившаяся под особым покровительством царствующего дома, подверглась полному разорению. В течение многих лет здесь размещалась детская воспитательно-трудовая колония. В 1987 г. в канун 1000-летия Крещения Руси монастырь (первым в СССР за время перестройки) был передан церкви. В течение последующих лет древняя архитектура была полностью возрождена, построены две новые часовни. В настоящее время это крупный центр паломничества со всех концов России и из-за рубежа. Толгский монастырь, 1 класса, в 9 верстах от Ярославля, на левом берегу Волги, при впадении несуществующей ныне речки Толги. Основан в 1314 году на месте явления иконы Божией Матери, именуемой Толгской. В XV веке монастырь сгорел дотла. В начале XVII века был разграблен поляками. Соборный храм в честь Введения Пресвятой Богородицы, величественной архитектуры, построен в 1681 — 1683 годах. Здесь находится главная святыня монастыря чудотворная Толгская икона Богоматери. С нею совершаются крестные ходы: в Ярославль — в 4-е воскресенье по Пасхе, в Ростов — Великим постом, в город Рыбинск — с 14 августа по 13 сентября, по уездам Борисоглебскому, Даниловскому и Ярославскому — со 2 по 30 июля, в окрестные села Ярославского уезда — с 16 по 20 ноября. В день празднования святой иконы, 8 августа, при громадном стечении.народа, совершается крестный ход из города Ярославля в монастырь. Монастырь обнесен высокою каменной белой стеной с башнями по углам; к ней примыкает роскошный кедровый сад. При монастыре странноприимный дом и больница с приемным покоем и с бесплатной выдачей лекарств.

http://sobory.ru/article/?&object=00217

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава VII. Основные направления монастырской колонизации в XVI–XVII вв. И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 3. Монастырская колонизация в Московском центре Что касается московского центра, то здесь в XVI–XVII вв. было основано 54 новых монастыря, из них 32 в городах и 22 в сельской местности, но вблизи городов. 16 городских монастырей было основано в XVI в. и столько же в XVII в., а из загородных монастырей лишь 9 приходятся на XVI в., 13 — на XVII в. Столица, Москва, разумеется, стоит на первом месте. Из основанных здесь новых монастырей заслуживают упоминания следующие: столь знаменитый в позднейшее время, сохранившийся и доныне Донской монастырь (1592), Знаменский (1613), Страстной женский монастырь (1614), Заиконоспасский (1660), а также Воскресенский Новоиерусалимский монастырь — любимое детище патриарха Никона . Из монастырей, появившихся во Владимирской земле, следует упомянуть Успенскую пустынь, в 35 км от города Суздаля, основанную по собственному почину монахом Ионой (1624), Успенскую Флорищеву пустынь (1654) и Введенскую Островскую пустынь (около 1695 г.); две последние позже, в конце XVIII и начале XIX в., стали очагами русского старчества. Монах по имени Лукиан в 1594 г. основал Богородицкую пустынь, примерно в 25 км от города Переславля-Залесского. В Костромской земле основано было 6 монастырей, которые ничем особенным не знамениты . В Ярославской земле суровым подвижником прп. Геннадием († 1565) в 1529 г. был основан Спасский монастырь, а в 1543 г. прп. Адрианом († 1550) — Успенский монастырь, в 6 км от города Пошехонье. 11 новых обителей было основано в Тверской земле. Среди них: Нило-Столобенская пустынь на острове на озере Селигер, где в течение 27 лет столпничал подвижник и пустынножитель Нил († 1554); его очень почитало окрестное население, а позже и вся Русь; через 40 лет после преставления Нила на месте его подвигов инок Герман основал пустынь. Множество чудес было явлено от мощей Нила, и в 1667 г. Русская Церковь причислила его к лику святых . Из обителей Калужской земли мы упомянем Введенскую Оптину пустынь — собственно говоря, старый монастырь, появившийся еще в середине XV в., но пришедший в запустение и возобновленный в 1625 г. В XIX в. эта пустынь прославилась своими старцами . Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436510/

На протяжении четырех веков Спасо-Преображенский собор жил обычной для монастырского храма жизнью: его неоднократно ремонтировали, перестраивали, убирали одни детали и достраивали другие. Самые первые переделки были, видимо, связаны с появление в храме монументальной живописи. В это время заложили круглые окна в закомарах – вероятно это было сделано для увеличения поверхности стен. Очевидно, росписи в соборе появились не без участия царского дома и самого царя Ивана Грозного, который неоднократно посещал Спасский монастырь и был к нему крайне благосклонен, о чем свидетельствуют многочисленные жалованные грамоты (сохранилось 55 грамот). В своей переписке с бежавшим в литву князем Андрее Курбским Иван Грозный вспоминает, что Курбский бл потомком святого благоверного князя Федора Черного, мощи которого хранились в соборе, и приводит пример заступничества ярославских праведников за царских род: «А яже бо нашу царицу Анастасию… како сопротив злаго вашего немилосерднаго умышления, сеи святые князь Федор Ростиславович молитвами сваими, по действию Святаго Духа, от врат смерных водвиг ея? И се убо наипаче явлено есть, яко не вам способствует, но нам недостойным милость свою простирает. Такожде и ныне уповае его способника бытии нам пче, нежели вам…» Еще одна страница в истории Спасского собора заслуживает особого внимания. Семнадцатого августа 1681 года «в Спасский монастырь, в Преображенскую церковь принесено тело усопшего святейшаго Патриарха Никона». Патриарх Никон возвращался из ссылки и плыл на струге по Волге, направляясь в Ново-Иерусалимский монастырь, назначенные ему для покоя. Но тяжелая болезнь не позволила святейшему благополучно закончить свой путь. Недалеко от Ярославля он почувствовал себя плохо. Население города знало о прибытии патриарха, и на берегу Которосли собралось очень много людей, которые жаждали получить его благословение. Поэтому решено было больного патриарха вывезти на струге на середину Которосли возле Спасо-Преображенского монастыря (в этом струге он и скончался).

http://sobory.ru/article/?object=05743

Сожаление же о том, всякому благочестия ревнителю, воспоследует плачем Иеремииным, таковым со усугублением производимое: исходища водная излиет око мое о сокрушении дщере людей моих, како потемне злато, изменися сребро доброе, рассыпашася камыцы святыни в начале всех исходов». «Чего не даждь Бог нам видеть и дождаться, предосторожность же надлежит иметь и Бога молить, в которых молитвах и я последнейший одолжаяся, навсегда пребываю». «Святейшего Правительствующего Синода послушник, смиренный Арсений, митрополит Ростовский и Ярославский. Своеручно». Марта 15-го дня 1763 года. 10. Его прошение об отставке Вместе с этим «доношением», того же 15-го марта, преосв. Арсений представил в Свят. Синод и «покорное прошение», следующего содержания: «В мимошедшем году, а в котором – не помню, токмо при жизни блаженной и вечнодостойной памяти государыни императрицы Елисаветы Петровны, самодержицы всероссийской, просил я ваше святейшество о увольнении меня, за болезнью моей, от Ростовской епархии, на обещание в монастырь Спасской Новгородской-Северской, и об оном моем прошении никакой резолюции не получил. А ныне я не токмо во оной болезни, но и в дряхлости и в старости обретаюсь. Того ради прошу покорно ваше святейшество по желанию моему от Ростовской епархии в означенный монастырь Спасский Новгородский-Северский меня уволить и определить по примеру преосвященного Геннадия, епископа Костромского, и пожаловать какое-нибудь препитание, а наипаче на первый случай: о чем усугубляя мое прошение, пребываю Святейшего Правительствующего Синода послушник, смиренный Арсений, митрополит Ростовский и Ярославский. Своеручно». 11. Арест Арсения и суд над ним в Св. Синоде Но события совершились быстрее, чем ожидал преосв. Арсений. Недоброжелатели его не дремали. Получив доношение Арсения, Св. Синод нашел, что в нем «все, что ни есть, следует ко оскорблению Ее Императорского Величества, за что он великому подлежит суждению; но без ведома Ее И. В-ва, Св. Синод к тому приступить не смеет, а передает в высочайшее благорассмотрение и высокомонаршую Ее И.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЕВ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (подворье Геннадиева мон-ря в с. Павловка). Фотография. 2005 г. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (подворье Геннадиева мон-ря в с. Павловка). Фотография. 2005 г. (Ярославской и Ростовской епархии), находится в дер. Слободе Любимского р-на Ярославской обл. В сер. 20-х гг. XVI в. преподобные Корнилий Комельский и Геннадий Костромской , взяв с собой «мало от братии», покинули Корнилиев Комельский мон-рь и пришли в «пустыню» на берегу Сурского (Сурмского, Сурбского) оз., близ впадения р. Обноры в р. Кострому. Иноки построили кельи, «лес сечаше и пашню сотворяя». В 1528/29 или 1530 г. по настоянию вел. кн. московского Василия III Иоанновича прп. Корнилий вернулся в Комельский мон-рь, благословив прп. Геннадия возглавить собравшуюся братию и построить храм. Вскоре, вероятно на средства вел. кн. Василия, был поставлен деревянный летний храм в честь Преображения Господня, затем зимняя ц. во имя прп. Сергия Радонежского. Возможно, вел. князь предоставил мон-рю налоговые льготы. Прп. Геннадий сам рубил дрова, копал колодцы и пруды, пек просфоры, писал иконы. Погребенный в Преображенском соборе прп. Геннадий († 23 янв. 1565) к кон. XVI в. почитался как местночтимый святой, его мощи, покоившиеся под спудом, стали главной святыней обители. В 1584-1587 гг. ученик прп. Геннадия настоятель Г. м. игум. Алексий составил его житие. Первоначально Г. м. назывался Новая Корнилиева пуст., с 40-х гг. XVI в.- Геннадиева пуст., к кон. XVII в.- Спасский Геннадиев мон-рь. Г. м. покровительствовали царь Иоанн IV Грозный и боярский род Романовых (в нач. 40-х гг. XVI в. прп. Геннадий предсказал боярину Роману Юрьевичу Захарьину, что его дочь Анастасия Романовна станет царицей). Грамотой царя Иоанна Грозного 1547/48 г. (подтверждала недатированную предыдущую грамоту) Г. м. жаловались 4 деревни, починки и Сурское оз. с истоком и одновременно освобождались от налогов и повинностей живущие на монастырской земле. Мон-рю также предоставлялось право суда над крестьянами. В 1550 г. царь Иоанн Грозный пожаловал Г. м. деревни Павловка, Кортополово, Радильцево Лысцово, Настасьино, починки Охотино и Попиральцево, ез (сооружение для ловли рыбы) на р. Костроме и бортный лес у дер. Карганово «со всем с тем, что к тем деревням и к починкам исстари потягло». В 1554 г. боярин и дворецкий Данила Романович (брат царицы Анастасии) указной грамотой распорядился ежегодно выдавать Г. м. из «царевых житниц» хлебную ругу - 60 четв. ржи и 60 четв. овса. В «Росписи русского войска» московского стола 1604 г. упомянуты «2 человека конных» Г. м.

http://pravenc.ru/text/162044.html

Через несколько лет в Толгском монастыре произошел сильный по­жар. Огонь охватил весь храм так быстро, что иноки не успели открыть дверей и спасти что-либо из церковного имущества. Храм сгорел дотла. Все со скорбью думали, что сгорела и чудотворная икона. Но после пожара святой образ, озаренный неземным светом, был найден за монастырем, на дереве. Впоследствии храм был заново отстроен, и святая икона перенесена в него. Известны особо чтимые списки с чудотворного образа. Один из них находился в храме в честь Толгской иконы Божией Матери в Высоко-Петровском монастыре в Москве. Этот храм был построен в 1744 году внучкой царицы Наталии Кирилловны А. А. Нарышкиной в воспоминание чудесного спасения от смерти Петра I в ночь с 7 на 8 августа в Троице-Сергиевом монастыре во время стрелецкого бунта. Другой чтимый Толгский образ Богоматери, некогда принадлежавший царице Параскеве Феодоровне, находился в соборном храме Покровского Хотьковского монастыря, неподалеку от Сергиева Посада. Местночтимые списки с чудотворного образа находились в Сампсоновском соборе Петербурга, в Трехсвятительском храме Тверского архиерейского дома, в часовне храма во имя святой великомученицы Варвары в Ярославле, в Преображенском соборе г. Спасска и других местах. В 1854 году явлению Толгской иконы Божией Матери была составлена особая служба с акафистом. В 1914 году в Ярославской епархии торжественно праздновалось 600-летие со времени явления чудотворной Толгской иконы («Церковные ведомости», 1914, 29). Литература: 1 . Сказание о явлении чудотворной и мироточивой иконы Пресвятой Богородицы, именуемой Толгской, и о чудесах, от нее бывших. Изд. 2 -е. М., 1900. 2 . Богоматерь. Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон. Под ред. Е. Поселянина. Приложение к журналу «Русский паломник» за 1909 год. 3 . Орлов Д. Ярославский первоклассный Толгский монастырь. 1314–1914. (Историко-статистический очерк). Ярославль, 1914. 4 . Крылов А. Ц. Ярославский Толгский монастырь. Ярославль, 1873. Пренесение честных и многоцелебных мощей преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

У подлинной грамоты на обороте по склейкам подписано так: Дьяк Смирной Богданов. Справил Андрюшка Яковлев. Печать у грамоты чёрного воска. Рождественский Новоторжский монастырь См. Новоторжский Рождественский. Рождественский, что в Носкове монастырь Упразднённый. Ярославской Губернии и Епархии, в Любимском уезде, стоит на большой Вологодской дороге; в нём церковь каменная, а ограда деревянная. См. Носковский. Рождественский Перемышльский монастырь См. Перемышльский Николаевский. Прибавление из VI тома Рождественский Переславский монастырь Мужской. находился внутри города Переславля Залесского. Ныне тут приходская церковь . В 1540 году, Мая 23, грамотой Великого Князя Ивана Васильевича велено производить монастырю сему руги ежегодно по три четверти ржи, по три четверти овса, по два пуда соли и проч. См. История Российской Иерархии, ч. VI, стр. 447. PDF стр. 449. Текст «А в другой монастырь к Рождеству Христову, что внутри Рождественский Переяславский монастырь В 1155 году Половцами выжжен. См. Никонову Летопись, ч. II, стр. 144. Рождественский Порховский монастырь См. Порховский Рождественский. Рождественский Пурдышевский монастырь См. Пурдышевская Рождественская пустынь. Рождественский при Слободе Решме монастырь Девичий, упразднённый. Находился прежде в Суздальской Епархии и в уезде, а ныне Костромской Епархии в Кинешемском уезде на Нагорной стороне реки Волги на правом берегу от города Кинешмы по течению оной вниз в 15, и в 45 вёрстах выше Юрьева-Поволжского при дворцовой слободе Решме или Решемской. Рождественский Ростовский монастырь 3 класса девичий. Находится внутри крепости города Ростова у земляного вала на северной стороне Ростовского озера между обывательскими домами. Построен св. Феодором, Архиепископом Ростовским, преставившимся в 1395 году. Здания в нём ныне имеются все каменные следующие: 1)  ЦЕРКОВЬ о двух этажах; в верхнем – храм Рождества Пресвятой Богородицы, с приделом Святой Живоначальной Троицы, а в нижнем – храм св. Алексия человека Божьего. Верхний храм расписан стенным письмом, а покрыт железом;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Третья из башен, на северо-западном углу, что против Богородской церкви, хотя сохранилась более других, но и на нее время наложило печать видоизменений. Впрочем антикварий найдет здесь дорогую для себя надпись, гласящую: «Лета 7131 (1623) Июля в 24 день сделана бысть сия башня, и две башни от Котрости начаты в 130 году, при Державе Государя Царя и В. Кн. Михаила Феодоровича всея России Самодержца, и отца Его Великого Государя Филарета Никитича, Патриарха Московского и всея России, благословением». Что испытали башни, то досталось и на долю стен. Уже заметили мы, что часть их, прилегающая к реке, перестроена, в расчетах домашнего удобства. Другая часть ограды, примкнутая к западной башне, доживши 1854 года, сама рушилась на протяжении св. ворот, и таким образом утратила первоначальный свой вид. Таже участь предстоит и остальным всем отделам стен. И надобно удивляться, как выдерживают они, в течении веков, разрушительную силу стихий и все невзгоды человеческого своенравия, – выдерживают под охраною лишь собственной твердости, под осенением благословения, которое теплою мольбою, сердцем сокрушенным в день лютых обстояний, свыше призвано на них. Так верно слово: Во благословении правых возвысится град, усты же нечестивых раскопается ( Притч.11:11 ). IX. Замечательные события Шесть с половиною веков, промчавшиеся над Спасо-Преображенскою обителью, не могли не оставить в ней воспоминаний о себе, – воспоминаний грустных и радостных, бурных и тихих. К ним то обращается теперь наша мысль, о них беседа наша. Но мы не даем себе права повторять сказанного, напоминать о том, что известно уже. При этом условии читатель может быть уверен, что внимание его не будет отягчено. Иоанн Васильевич Грозный, любивший посещать Ярославль, изливал богатые милости на Спасскую обитель. Грамоты следовали за грамотами, так что число их восходит до 55-ти, и всех их списки хранятся в библиотеке Архиерейского Дома. Царь Феодор Иоаннович, прославленный за благочестие свое, в короткое время царствования своего наделил Спасскую обитель 12-ю жалованными грамотами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Спасский собор был увеличен за счет пристройки к нему с восточной стороны большой алтарной апсиды, которую соорудили в 1812 году. В первоначальных апсидах были пробиты дверные проемы, а иконостас перенесли к ним вплотную, придав ему вогнутую форму. Одновременно были заложены открытые проемы западной галереи, к которой пристроили большое крыльцо в классическом стиле. К северной галерее пристроили палатку, куда позднее перенесли книгохранилище. Самые тяжелые последствия для соборного комплекса имела перестройка Входоиерусалимской церкви при архиепископе Авраамии в 1830 году. В этому времени ничто уже не напоминало о первоначальном облике древнего храма: Спасский собор был одноглавым, с большой луковичной главой и золотыми звездами по куполу, в стенах были растесаны огромные окна, а западное крыльцо придавало ему вполне классический вид. Поэтому, когда ярославский губернский архитектор П.Я. Паньков приступил к перестройке Входоиерусалимской церкви, он, без всяких сомнений выбрал стиль провинциального классицизма (в этом стиле он к тому времени перестроил уже половину Ярославля). Церковь Входа Господня в Иерусалим не только перестроили, но и переосвятили в память Ярославских Чудотворцев, а Входоиерусалимский престол перенесли во вновь пристроенную к Воскресенской трапезной церкви, так называемую малую походную церковь. Таким образом, к началу ХХ века соборный комплекс Спасского монастыря выглядел заурядной постройкой классического стиля. К тому же он был соединен почти со всеми монастырскими зданиями закрытыми переходными галереями. Можно было не выходя на улицу, из настоятельских покоев перейти в собор, затем в церковь Ярославских Чудотворцев, а из нее – в церковь Печерской Божьей Матери под монастырской звонницей. История Спасского собора в ХХ веке – это история изучения древнего памятника и возвращения ему первоначального облика. Работры по реставрации собора начались в 1919 году. Сразу после подавления белогвардейского восстания в Ярославле была создана Ярославская реставрационная комиссия, которую возглавил П.Д.Барановский.

http://sobory.ru/article/?object=05743

В 1736 году на новой колокольне было восемнадцать колоколов. Большой колокол весом 357 пудов 30 фунтов и Вестовой колокол весом 55 пудов с изображением князей Дмитрия и Ивана Углицких, отлиты в 1736-1738 годах белозерским посадским человеком Иваном Калиновичем Коркуцким. В 1930-е годы колокола были пущены на переплавку. В конце XVIII века верхний восьмерик получил завершение в виде фигурной кровли, завершающейся небольшим шпилем. В 1841 году крестьянин Михайло Горин сделал на колокольне и новый шпиль, который просуществовал до середины ХХ века. В 1967-1968 годах колокольня реставрировалась: исправлена кладка стен, они были отштукатурены и побелены. Тогда же завершение колокольни было надстроено еще одним четвериком, завершенное луковичной формой. В 2007 году для Спасского собора на средства Клуба делового общения города Вологды были отлиты 14 колоколов. Тогда же их водрузили на колокольню. В августе 2008 года в монастыре освящен и поднят на звонницу главный колокол. Его изготовили в г. Тутаеве Ярославской области. Самый большой колокол Спасо-Прилуцкой звонницы весит 1640 килограммов. На его изготовление ушло около 9 месяцев и примерно миллион рублей. Новые колокола – это важный, но лишь очередной этап возрождения духовной жизни монастыря, который является культурным центром не только Вологды, но и всей России. Источник: Вологда: монастыри и храмы города Одновременно со Спасским собором была выстроена колокольня в 1537-1542 гг. с престолом в нижнем ярусе в честь Трёх Святителей. Буквально через сотню лет эту колокольню разобрали. Колокольня, которую видят сегодня гости монастыря, была построена в 1639-54 годах. До этого на её месте стояла другая, возведённая одновременно с каменным Спасским собором. Согласно традиции той эпохи, это была шатровая постройка типа " восьмерик на четверике " . В нижнем двухъярусным четверике, декорированном скромными наличниками, плоскими лопатками и поясом кокошников по границе между двумя ярусами, находились две кельи. Поставленный выше восьмерик сразу переходит в открытый ярус звона с арочными проёмами, украшенными килевидными архивольтами.

http://sobory.ru/article/?object=23323

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010