Так, в 1728 г. по Высочайшему повелению было ассигновано 300 руб. на ремонт кровель Воскресенского на Истре монастыря, причем о растраченных до этого 600 руб. было поручено Коллегии Экономии произвести исследование 1014 , а 26 марта 1729 г. ассигновано еще 1000 руб. 1015 ; в 1730 г. в Галичский Паисиин монастырь из доимочных – 100 руб. 1016 ; в 1733 г. Сенат просил дать на ремонт Симонова монастыря его определенные в Коллегию Экономии доходы за четыре года, т.е. 6468 руб., но Кабинет дал только за 2 года 1017 ; тогда же, по ведению Синода, Сенат успешно испросил на ремонт Новоспасского монастыря его доходы за 2 года по 1137 руб. в год 1018 ; в 1734 г., ссылаясь на манифест от 17 марта 1730 г., изданный Анною при вступлении на престол 1019 , просил отпустить из заопределенных доходов и недоимки на ремонт Суздальского архиерейского дома, Солотчинского и Троицкого в Переяславле-Залесском монастырей по смете Мичурина 6638 руб., но позволено было расходовать только до 3000 руб. 1020 ; в 1738 г. было отпущено 1021 на ремонт Воскресенского на Истре монастыря собранных с заопределенных вотчин 500 руб.; в 1741–1743 гг. на ремонт церквей и Коломенского архиерейского дома были отпущены 1022 положенные в Коллегию Экономии, а в 1744 г. таких же денег 178 руб. 93 1/2 коп. оброчных за 1744 г. было выдано Ипатьевскому монастырю 1023 . Но особенно тяжело для Коллегии Экономии, архиерейских домов и монастырей пришелся 1737 г., когда, после известного ужасного пожара 29 мая, погорели: здание самой Коллегии, Госпиталь, Спасский училищный монастырь, 11 каменных и 18 деревянных приходских богаделен, Моисеевский девичий монастырь, Казанский собор, Ивановская колокольня 1024 , Ивановский монастырь 1025 , Собор Василия Блаженного 1026 , Вознесенский девичий монастырь 1027 , Знаменский монастырь 1028 , Златоустовский монастырь 1029 , Благовещенский собор 1030 , Чудов монастырь 1031 ; кроме того, погорели подворья Пафнутьева монастыря 1032 , Кириллова-Белозерского монастыря 1033 , Воскресенского на Истре монастыря 1034 , Спасо-Ярославского монастыря в Суздале 1035 и Новгородского монастыря 1036 . |
Этот вызов объясняется появившеюся новою потребностью в иеромонахах, вызванною со зданием военного Русского флота. В апреле 1717-го года Государь приказал «в Российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников». В 1718-м году их оказалось только 4, и архимандрит Феодосий спешно собирал безместных священников в Петербурге и вызывал по 10-и священников из епархий Новгородской, Тверской и Псковской 964 . Потом решено было комплектовать флотское духовенство из Александро-Невских иеромонахов. Прибывшие в Александро-Невский Монастырь иеромонахи в большинстве, во всяком случае, не оставались в Монастыре и расходились по всей России. В 1718-м и 1719-м годах, к прежним двум 965 , двое были посвящены во архиереи. В 1718-м году, 2-го июня, посвящен в епископа во Псков «ректор-иеромонах» Феофан (Прокопович) 966 . В 1719-м году, 25-го января, посвящен в епископа на Устюг иеромонах Боголеп (Адамов) 967 . В 1718-м году вышел в архимандриты Торжковского Борисоглебского Монастыря Чудовский иеромонах Никон и был посвящен в Новгороде 968 . В 1719-м году посвящены в архимандриты: иеромонах Богоявленского Монастыря Варлаам (Ванатович) в Тихвинский Монастырь, келарь Новоспасского Монастыря, иеромонах Киприан в Ярославский Спасский Монастырь, наместник Пивского Монастыря, иеромонах Петр (Кромянский) в Псковский Снетогорский Монастырь, бывшей игуменом в Давидовой Пустыни иеромонах Кирилл – в Александро – Свирский Монастырь; в том же году вызванный в Невский Монастырь архимандрит Астраханский Лев получил архимандрию же в Переславль-Горицком Монастыре 969 . В 1720-м году назначен архимандритом Торжковского Борисоглебского Монастыря иеромонах Макарий, постриженник Невского Монастыря, и посвящены иеромонах Тверской Иерофей во архимандрита Донского Монастыря, префект Гавриил на Кострому в Ипатской Монастырь, иеромонах Соловецкий Варсонофий – в Соловецкий Монастырь и иеромонах Патриаршего Дома Иринарх Новгородский Антониев Монастырь 970 . Архимандрит Никон только год пробыл в Торжковском Борисоглебском Монастыре 971 . |
«Множество славных времен и скорбных дат переживал монастырь. Весь народ от мала до велика приходил, чтобы поклониться этой святыне. Здесь были и Иван Грозный, и Николай II. Навсегда эти события останутся в истории церкви и государства. Сегодня монастырь процветает благодаря всем, кто внес свою лепту в восстановление святой обители», — отметил в своем слове митрополит Пантелеимон. После богослужения губернатор области Д.Ю. Миронов передал епископу Рыбинскому и Даниловскому Вениамину запрестольный крест из храма Спаса Нерукотворного Образа в селе Кукобой. Реликвия была утрачена, а после обнаружена в Тверской области и теперь вернется в Спасский храм. «В течение нескольких веков тысячи ярославцев и паломников со всей России приезжали в монастырь, основанный на месте явления иконы. Сто лет назад это паломничество было искусственно прервано, а сама икона оказалась в музее, где ее десятилетиями сохраняли музейные работники, — сказал губернатор. — Толгский монастырь стал первым в числе возрождаемых святынь, которыми богата Ярославская земля, над восстановлением обители трудились буквально всем миром». Свято-Введенский монастырь — один из древнейших на территории Ярославской области. Он был основан как мужской в 1314 году после обретения Толгской иконы Божией Матери на месте впадения реки Толги в Волгу. При советской власти монастырь был закрыт; изначально он входил в зону затопления будущей ГЭС. Некоторое время в бывшем монастыре размещалась детская колония. Толгскую обитель вернули Церкви в декабре 1987 года. Осенью 1988 года здесь был основан женский монастырь. Возрождение этого святого места проходило под руководством настоятельницы игумении Варвары (Третьяк). В 1988 году в обитель были принесены мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), обретенные в Николо-Бабаевском монастыре. В 2003 году в обитель из ярославского художественного музея передали Толгскую икону Божией Матери, которая с этого времени все время пребывает в монастыре. Престольный праздник обители называют Толгин день. Толгская икона ежегодно приносится на несколько месяцев в Успенский кафедральный собор. Перед празднованием дня памяти Толгской иконы Божией Матери список возвращается в обитель. Крестный ход, совершаемый ежегодно 20 августа, установлен в память о возвращении святыни в Толгский монастырь. Почитаемый список был сохранен в богоборческие времена в приходском храме с. Толгоболь и возвращен в открывшуюся обитель при участии архимандрита Павла (Груздева). |
В 1749 году, Февраля 12, Именным же Указом, посланным в Малороссийскую Генеральную Войсковую Канцелярию, Высочайше повелено в этот Рыхловский монастырь на исправление и содержание святых церквей и монастыря отпускать ежегодно по 500 рублей из Малороссийских доходов вечно и непременно. Этой пятисотрублёвой суммой, с прибавлением к ней от собственного иждивения помянутых Ктиторов Каченовского и Чижевского, возобновляем и распространяем был монастырь. Но в 1754 году церкви с бывшими в них иконостасами и все монастырские строения сгорели. Вместо них тогда же заложены и вскоре совершены здания: 1) соборная каменная ЦЕРКОВЬ трёхпрестольная: а) во имя Чудотворца Николая; б) великомученицы Варвары и в) святых праведных Захария и Елисаветы, а в 1760 году, Июля 29, Преосвященным Епископом Черниговским Ираклием Комаровским освящена. В этой церкви имеется чудотворный явленный образ Св. Николая. 2) ЦЕРКОВЬ от южной стороны на воротах, каменная же, во имя Предтечи и Крестителя Иоанна об одном престоле, совершена в 1767 году; 3) тёплая каменная ЦЕРКОВЬ об одном престоле во имя великомученика Феодора Стратилата, построена в 1749 году; под нею погребён создатель или обновитель обители Каченовский; 4) каменная же ЦЕРКОВЬ вне монастыря на том месте, где явилась чудотворная икона, об одном престоле во имя Св. Николая, построена в 1750 году. При сочинении Штатов Малороссийским монастырям в 1786 году эта обитель назначена была к упразднению; но по просьбе фельдмаршала Графа Петра Александровича Румянцева, имеющего близ оной свои деревни, учреждена заштатной общежительной с Настоятельством Строительским и 20 монашествующими. Рышков монастырь Мужской, упразднённый, находился в Великолуцком уезде и принадлежал к Новгородской, а потом Псковской Епархии, упоминается же в конце XVII столетия. Репная Спасская пустынь Мужская, упразднённая при состоянии Штатов 1764 года. Находилась в Вологодской Епархии в Кадниковском уезде от Вологды к северу в 100 вёрстах. Когда и кем построена, неизвестно. Строения в ней были все деревянные, а крестьян за нею имелось 49 душ. По упразднении церковь её обращена в приходскую села Спасского и определён Священник с клиром. Репьевский монастырь Мужской, Ярославской Епархии упразднённый. Находится в Ростовском уезде близ переславской дороги от Ростова в 30 вёрстах в лесу на бору. От него стались церковь и колокольня деревянные. При церкви священник с причтом. Прибавление из VI тома Решемская пустынь Мужская упразднённая. Находилась в Суздальском уезде в Решемской десятине, при дворцовой слободе Решме. Содержание своё имела она от доброхотного подаяния, а ни крестьян ни угодий при ней никаких не было. Решетовская Макарьевская пустынь |
В марте 1919 года Якутский ревком закрыл все духовные учреждения. В 1920 году по приказу командующего белогвардейским гарнизоном Якутска капитана Владимира Каменского, у обители отобрали «весь живой и мёртвый инвентарь», а также семенной хлеб и запасы продуктов, оставив монахам ровно столько, сколько хватало на то, чтобы не умереть с голоду. После восстановления советской власти в декабре 1920 года монахи обращались в Якутский ревком с просьбой об оказании им помощи, чтобы весной 1921 года суметь начать хотя бы сев хлеба, но в помощи им отказали. К 1921 году монастырь уже перестал существовать как хозяйствующий субъект, а последние монахи разбрелись. Специальная комиссия, отправленная ревкомом, обнаружила на монастырской территории лишь единственную ценность — «30 бочек портлендского цемента». Монастырь практически без всякого сопротивления национализировали, а его здания были переданы Краеведческому музею. Большинство построек, будучи деревянными, оказались зачастую разрушены пожарами. Каменный вознесенский собор и келейный корпус монастыря были разобраны. В 1923—1974 годы в одном из зданий на территории бывшего Якутского Спасского монастыря размещался Центральный государственный архив Якутской АССР, затем это здание снесли. Сохранились лишь бывшие архиерейские покои, со временем ставшие главным зданием Якутского государственного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского. Современное состояние [ править править код ] В августе 2011 года новый епископ Якутский и Ленский Роман (Лукин) заявил о намерении восстановить монастырь и 19 августа того же года на историческом месте был заложен Спасский храм; капсулу в основание заложил епископ Гатчинский Амвросий в сослужении епископа Якутского и Ленского Романа, архиепископа Курского и Рыльского Германа и Пятигорского и Черкесского Феофилакта. На территорию восстанавливаемого монастыря доставлен тесный храм-вагон, вокруг которого собралась община верующих. Перед обителью была поставлена задача снова стать миссионерским центром огромного края. |
2-я На Лобном месте – Лаврентий митрополит казскийй и свияжский с архиереи ж. 3-я У соборной церкви – Питирим митрополит новгородцкой и великолуцкой со иными архиереи же. И быв святейшие патриархи в соборной церкви и отслушав молебного пения, пошли на Кириловское подворье. И ноября в 4-й день святейшие патриархи были у великого государя в Грановитой полате и его государевы очи видели. И того ж дни были у стола. Ноября ж в 5-м числе в 6-м часу ночи святейшие патриархи были у великого государя в столовой избе и сидели до 10-го часа и говорили с великим государем наедине. Ноября ж в 7 день святейшие патриархи были у великого государя в столовой же избе, да тут же были власти: митрополиты, архиепископы и епископы, и его царского величества бояря и околничие и думные люди. И великий государь говорил святейшим патриархом о отшествии с Москвы Никона патриарха , а власти подали за своими руками сказки и выписку из правил. Да ноября в 28-й день святейшие патриархи были у великого государя в столовой избе, да тут же были митрополиты, архиепископы и епископы, архимариты и игумены, я его царского величества бояря и околничие и думные люди. И великий государь святейшим патриархом говорил о бытии на патриаршеском престоле в царствующем граде Москве Никона патриарха и о самоволном его отшествии с патриаршеского престола, без повеления его царского величества и всего освященного собора, в новопостроенной его Воскресенской монастырь, и что соборная и апостолская церковь стоит без пастыря девятой год, и чтоб они святейшие патриархи учинили о том по правилом святых апостол и по преданию святых отец седми вселенских соборов и по своему рассмотренью. И великому государю святейшие патриархи говорили, что по правилом святых апостол и по преданию святых отец седми вселенских соборов, достоит к Никону патриарху послать и позвать его на собор и вопросити его, которые ради вины оставил он патриаршеский престол и отшел самоволно в Воскресенской монастырь, и о иных церковных винах. И указали святейшие патриархи и весь освященный собор послать к Никону патриарху Арсения архиепископа Псковского и Изборского да с ним дву человек архимаритов: Спасского Ярославского монастыря Сергия да из Суздаля Спасского ж Еуфимьева монастыря Павла. |
К этому времени умирает находившийся в Ярославле сын его Михаил, и мечты тещи его, властолюбивой княгини Ксении, сами собой рассеялись. Князь Феодор со своею супругою и сыновьями возвращается в Ярославль. Была там противная ему партия, но он Смоленскими войсками принудил ее к покорности, а главных смутьянов казнил. Так восстановлен был мир в Ярославском княжестве. Обеспечивши внешний мир, князь озаботился тогда развитием экономического и духовного благосостояния обоих княжеств – Смоленского и Ярославского. Для этого он входил в сношение с Рижскими немцами и тем обеспечил для своих людей правильные торговые сношения. В Ярославле устроил несколько св. храмов, наделил их книгами и утварью, св. иконы украсил драгоценными камнями и жемчугом. Особенно любил он местный Спасский монастырь: часто посещал его, молился в нем, раздавал милостыню бедным, кормил братию. Супруга его княгиня Анна подражала ему в добродетелях. И она построила св. храм во имя архангела Михаила, снабдила его и причт всем нужным. При частых смутах и междоусобиях того времени, благоверный князь Феодор вовлечен был в печальные события. Сначала он принимал участие в неполезной борьбе князя Андрея с великим князем Димитрием Александровичем, а потом должен был вести неблагодарную борьбу с собственным племянником Александром Глебовичем, который занял Смоленск. Исход борьбы был не благоприятный. Отягченный старостью, князь Феодор стал болеть и чувствовал приближение смерти. Ударили в колокол на дворе пресв. Богородицы, и на княжеский двор собрался народ, поднялся плач. Князя, по его желанию, через весь город несли в Спасский монастырь. Когда игумен предложил ему уставный вопрос: чесо пришел еси брате? – то князь, подняв руки к небу, из глубины сердца воскликнул: «всею душею, Владыка и Творец мой, готов работать Тебе!» По совершении обряда пострижения понесли его к игумену во двор. Там он исповедав пред всеми грехи и ошибки жизни своей, весь день прощался со всеми. В заключение, подозвав к себе княгиню и детей, он простился с ними и преподал им свои последние наставления. |
У казанского митрополита в Симбирске – епископу, дать ему из Богородицкого монастыря (204 дв.); на Уфе – епископу, дать ему Успенский монастырь (132 дв.); – всего 2 епископии. У астраханского – на Саратове; на содержание саратовского епископа пожалует Великий Государь оброчные рыбные промыслы; – всего одна епархия. У сибирского – в Томске, в Енисейске, на Лене – пожалует Великий Государь во удовольствование им из своей государевой казны; – всего три епархии. У ростовского – на Угличе – епископу дать Алексеевский монастырь с 559 дв.; на Устюге – епископу дать Архангельский монастырь с 330 дв.; – всего две епархии. У псковского митрополита в Торопце быть епископу; на содержание ему дать монастыри Кудин, Небин, да из Пусторжевского уезда Плесский монастырь с 161 дв.; – всего одна епархия. У смоленского в Брянске – епископу; ему назначались два Спасских монастыря, затем Петровский и Адрианов. За ними всего 165 дв.; в Вязьме – епископу – ему Ивановский монастырь со 128 дв. и в Ярославском уезде – Малую Тихонову пустынь с 90 дв. – итого 218 дв.; – всего 2 епархии. У тверского – митрополита в Кашине или Ржеве Володимирове – епископу, дать ему монастыри: Дмитровский с 61 дв., Клобуков с 53 дв., да из г. Клина Изосимин с 50 дв. и Успенский с 19 дв. – всего за ними 183 дв.; – одна епархия. У вятского – у Соли-Камской епископу, дать ему Преображенский и Вознесенский монастыри с 344 дв.; на Кунгуре – деть епископу Тихтаровскую и Воздвиженскую пустыни с 83 дв.; – всего 2 епархии. У нижегородского митрополита, на Алатыре – епископу, дать ему на Курмыше Рождественский монастырь с 132 дворами; – всего одна епархия. У рязанского – в Тамбове – епископу, дать ему Троицкий и Мамонтов монастыри с 130 дворами; в Воронеже – епископу; ему указаны монастыри: Борщев, Успенский и Алексеевский – за ними всего 210 дв.; на Муроме – епископу, а в удовольствование дать ему из Шуи из вотчин Николаевского Шартомского монастыря 200 дв.;– всего 3 епархии. У белогородского – в Курске епископу, дать ему Знаменский монастырь с 169 дворами – всего одна епархия. |
Наконец, Архиепископ Ярославский. 33. ИННОКЕНТИЙ Полянский, Игумен Знаменский, с 1782 года, из Префектов Александро-Невской Семинарии по 1784 год. Потом Ректор в оной Александро-Невской Семинарии. 26. АПОЛЛОС Байбаков, с 1783 года, из Ректоров Сергиевой Лаврской Семинарии; в 1786 году переведён в Воскресенский, Новый Иерусалим именуемый монастырь; наконец, Епископ Архангелогородский. 34. АФАНАСИЙ Иванов, с 1784 по 1786 годы. Потом Ректор. 27. АФАНАСИЙ Иванов, с 1786 по 1788 годы. Потом Епископ Коломенский, и, наконец, Екатеринославский. 35. МОИСЕЙ Гумилевский, Игумен Знаменский, с 1785 по 1787 годы. Потом Архимандрит Спасо-Николаевского Екатеринославского монастыря; а после Викарий тамошней Епархии. 28. MEЛЬXICEДEK Заболоцкий, с 1788 по 1790 годы. 36. ИЕРОНИМ Ершов, с 1787 по 1789 годы. 29. МЕФОДИЙ Смирнов, с 1790 по 1794, Февраля 14. Потом переведён в Ново-Спасский монастырь. Ныне Архиепископ Тверской. 37. СЕРАФИМ Глаголевский, с 1789 по 1792 годы. Потом Архимандрит Лужецкого монастыря, а после Ректор Академии. 30. АМВРОСИЙ Яковлев Орлин, из Ректоров Казанских, с 1794 по 1795 год, Июня 10. Потом переведён в Ново-Спасский монастырь; ныне Архиепископ Рязанский. 31. ЕВЛАМПИЙ Веденский, с 1795 по 1798 годы. Ныне Епископ Архангелогородский. Санкт-Петербургская АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ АКАДЕМИЯ сперва учреждена по Именному Указу в 1732 году под именем Семинарии при Архимандрите Александро-Невского монастыря Петре Смеличе Сербине; и тогда же от Кабинета определён в оной штат на 50 человек. Действительно же учение в ней началось с 1736 года при Александро-Невском Архимандрите Стефане Калиновском. Учителями в ней определены: первый – иностранец Адам Селлий, в монашестве Никодим (сочинитель Опыта об Иерархии Российской); второй – Андрей Степанович Зертис-Каменский, в монашестве Амвросий; третий – Григорий Феодорович Кременецкий, в монашестве Гавриил. В 1742 году основаны высшие классы, и определены Именным Указом Ректор и Префект, и при том положено на Семинарию сию жалованья 1.917 рублей, а в 1765 году – 2.146 рублей, 90½ коп. |
При выходе из монастыря, отправились в путь в Ярославль, в 7-м часу пополудни; от Ростова до половины дороги нет совсем лесов, и представляется степь, а с половины дороги леса местами есть небольшие. Дорога ровна и гор нет и не грязна. Погода в дороге была холодноватая и пасмурная. В три часа за полночь, 21 числа, в Ярославль приехали через каменные, вновь построенный ворота, и стали в архиерейском доме, который в бывом Спасском монастыре. Вид города красив, ибо город положением ниже, а с приезда выше место. В самом монастыре смотрели церкви и ризницу. Настоящая церковь старинного здания, не велика, о двух столпах, росписана обыкновенным древним письмом: другая возле неё церковь также невелика, где обретаются мощи благоверного князя Феодора и чад его, в одной раке открытые. Ярославская ризница архиерейская, как и Ростовская, довольна старинными саккосами, особливо двумя алтабасными с жемчугом. Панагии древние изрядные и немалоценные и их немалое число, да шайки две или три хорошие и не малоценные. Монастырскую ризницу смотреть позабыли; ещё не худы золотые сосуды немалого веса, особливо хороши на потире финифтяные на золоте штуки и хорошо каменьями убраны. Весь монастырь, немал, кругом около 350 саж.; ограда каменная; немало в нём строения, лучшее же в нём строение архиерейские покои; при них трапезная церковь велика была; но ныне от неё несколько отделено в покои с архиерейскими соединённые. Семинарская линия не худа и не мала. Положение монастыря не лучшее; ибо почти в средине города и окружено строением приватным. Ездили в городской собор слушать литургию раннюю. Приезжали в архиерейский дом господин губернатор и другие чиновные поздравить с приездом. Граждане приносили хлеб и соль и поднесли 9 живых стерлядей. Обедали мы в архиерейском доме. Собор в городе древний такой же, как и Ростовский, только меньше; иконостас резной, не худой. При нём старый архиерейский дом, каменный, не худ был; но ныне запущен. Изрядный и довольно новый архиерейский дом, саженей до 30, о двух этажах, на красивом месте и со службами, который, соединив со старым архиерейским домом, был бы выгоднее нынешнего архиерейского дома в Спасском монастыре и притом пристойнее, яко близ самого собора состоящий; но он ныне, так как и старый архиерейский дом, отдан светскому правительству. |
| |