Так, в 1728 г. по Высочайшему повелению было ассигновано 300 руб. на ремонт кровель Воскресенского на Истре монастыря, причем о растраченных до этого 600 руб. было поручено Коллегии Экономии произвести исследование 1014 , а 26 марта 1729 г. ассигновано еще 1000 руб. 1015 ; в 1730 г. в Галичский Паисиин монастырь из доимочных – 100 руб. 1016 ; в 1733 г. Сенат просил дать на ремонт Симонова монастыря его определенные в Коллегию Экономии доходы за четыре года, т.е. 6468 руб., но Кабинет дал только за 2 года 1017 ; тогда же, по ведению Синода, Сенат успешно испросил на ремонт Новоспасского монастыря его доходы за 2 года по 1137 руб. в год 1018 ; в 1734 г., ссылаясь на манифест от 17 марта 1730 г., изданный Анною при вступлении на престол 1019 , просил отпустить из заопределенных доходов и недоимки на ремонт Суздальского архиерейского дома, Солотчинского и Троицкого в Переяславле-Залесском монастырей по смете Мичурина 6638 руб., но позволено было расходовать только до 3000 руб. 1020 ; в 1738 г. было отпущено 1021 на ремонт Воскресенского на Истре монастыря собранных с заопределенных вотчин 500 руб.; в 1741–1743 гг. на ремонт церквей и Коломенского архиерейского дома были отпущены 1022 положенные в Коллегию Экономии, а в 1744 г. таких же денег 178 руб. 93 1/2 коп. оброчных за 1744 г. было выдано Ипатьевскому монастырю 1023 . Но особенно тяжело для Коллегии Экономии, архиерейских домов и монастырей пришелся 1737 г., когда, после известного ужасного пожара 29 мая, погорели: здание самой Коллегии, Госпиталь, Спасский училищный монастырь, 11 каменных и 18 деревянных приходских богаделен, Моисеевский девичий монастырь, Казанский собор, Ивановская колокольня 1024 , Ивановский монастырь 1025 , Собор Василия Блаженного 1026 , Вознесенский девичий монастырь 1027 , Знаменский монастырь 1028 , Златоустовский монастырь 1029 , Благовещенский собор 1030 , Чудов монастырь 1031 ; кроме того, погорели подворья Пафнутьева монастыря 1032 , Кириллова-Белозерского монастыря 1033 , Воскресенского на Истре монастыря 1034 , Спасо-Ярославского монастыря в Суздале 1035 и Новгородского монастыря 1036 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

Этот вызов объясняется появившеюся новою потребностью в иеромонахах, вызванною со зданием военного Русского флота. В апреле 1717-го года Государь приказал «в Российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников». В 1718-м году их оказалось только 4, и архимандрит Феодосий спешно собирал безместных священников в Петербурге и вызывал по 10-и священников из епархий Новгородской, Тверской и Псковской 964 . Потом решено было комплектовать флотское духовенство из Александро-Невских иеромонахов. Прибывшие в Александро-Невский Монастырь иеромонахи в большинстве, во всяком случае, не оставались в Монастыре и расходились по всей России. В 1718-м и 1719-м годах, к прежним двум 965 , двое были посвящены во архиереи. В 1718-м году, 2-го июня, посвящен в епископа во Псков «ректор-иеромонах» Феофан (Прокопович) 966 . В 1719-м году, 25-го января, посвящен в епископа на Устюг иеромонах Боголеп (Адамов) 967 . В 1718-м году вышел в архимандриты Торжковского Борисоглебского Монастыря Чудовский иеромонах Никон и был посвящен в Новгороде 968 . В 1719-м году посвящены в архимандриты: иеромонах Богоявленского Монастыря Варлаам (Ванатович) в Тихвинский Монастырь, келарь Новоспасского Монастыря, иеромонах Киприан в Ярославский Спасский Монастырь, наместник Пивского Монастыря, иеромонах Петр (Кромянский) в Псковский Снетогорский Монастырь, бывшей игуменом в Давидовой Пустыни иеромонах Кирилл – в Александро – Свирский Монастырь; в том же году вызванный в Невский Монастырь архимандрит Астраханский Лев получил архимандрию же в Переславль-Горицком Монастыре 969 . В 1720-м году назначен архимандритом Торжковского Борисоглебского Монастыря иеромонах Макарий, постриженник Невского Монастыря, и посвящены иеромонах Тверской Иерофей во архимандрита Донского Монастыря, префект Гавриил на Кострому в Ипатской Монастырь, иеромонах Соловецкий Варсонофий – в Соловецкий Монастырь и иеромонах Патриаршего Дома Иринарх Новгородский Антониев Монастырь 970 . Архимандрит Никон только год пробыл в Торжковском Борисоглебском Монастыре 971 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

«Множество славных времен и скорбных дат переживал монастырь. Весь народ от мала до велика приходил, чтобы поклониться этой святыне. Здесь были и Иван Грозный, и Николай II. Навсегда эти события останутся в истории церкви и государства. Сегодня монастырь процветает благодаря всем, кто внес свою лепту в восстановление святой обители», — отметил в своем слове митрополит Пантелеимон.  После богослужения губернатор области Д.Ю. Миронов передал епископу Рыбинскому и Даниловскому Вениамину запрестольный крест из храма Спаса Нерукотворного Образа в селе Кукобой. Реликвия была утрачена, а после обнаружена в Тверской области и теперь вернется в Спасский храм. «В течение нескольких веков тысячи ярославцев и паломников со всей России приезжали в монастырь, основанный на месте явления иконы. Сто лет назад это паломничество было искусственно прервано, а сама икона оказалась в музее, где ее десятилетиями сохраняли музейные работники, — сказал губернатор. — Толгский монастырь стал первым в числе возрождаемых святынь, которыми богата Ярославская земля, над восстановлением обители трудились буквально всем миром». Свято-Введенский монастырь — один из древнейших на территории Ярославской области. Он был основан как мужской в 1314 году после обретения Толгской иконы Божией Матери на месте впадения реки Толги в Волгу. При советской власти монастырь был закрыт; изначально он входил в зону затопления будущей ГЭС. Некоторое время в бывшем монастыре размещалась детская колония. Толгскую обитель вернули Церкви в декабре 1987 года. Осенью 1988 года здесь был основан женский монастырь. Возрождение этого святого места проходило под руководством настоятельницы игумении Варвары (Третьяк). В 1988 году в обитель были принесены мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), обретенные в Николо-Бабаевском монастыре. В 2003 году в обитель из ярославского художественного музея передали Толгскую икону Божией Матери, которая с этого времени все время пребывает в монастыре. Престольный праздник обители называют Толгин день. Толгская икона ежегодно приносится на несколько месяцев в Успенский кафедральный собор. Перед празднованием дня памяти Толгской иконы Божией Матери список возвращается в обитель. Крестный ход, совершаемый ежегодно 20 августа, установлен в память о возвращении святыни в Толгский монастырь. Почитаемый список был сохранен в богоборческие времена в приходском храме с. Толгоболь и возвращен в открывшуюся обитель при участии архимандрита Павла (Груздева).

http://patriarchia.ru/md/db/text/5488670...

В 1749 году, Февраля 12, Именным же Указом, посланным в Малороссийскую Генеральную Войсковую Канцелярию, Высочайше повелено в этот Рыхловский монастырь на исправление и содержание святых церквей и монастыря отпускать ежегодно по 500 рублей из Малороссийских доходов вечно и непременно. Этой пятисотрублёвой суммой, с прибавлением к ней от собственного иждивения помянутых Ктиторов Каченовского и Чижевского, возобновляем и распространяем был монастырь. Но в 1754 году церкви с бывшими в них иконостасами и все монастырские строения сгорели. Вместо них тогда же заложены и вскоре совершены здания: 1) соборная каменная ЦЕРКОВЬ трёхпрестольная: а) во имя Чудотворца Николая; б) великомученицы Варвары и в) святых праведных Захария и Елисаветы, а в 1760 году, Июля 29, Преосвященным Епископом Черниговским Ираклием Комаровским освящена. В этой церкви имеется чудотворный явленный образ Св. Николая. 2)  ЦЕРКОВЬ от южной стороны на воротах, каменная же, во имя Предтечи и Крестителя Иоанна об одном престоле, совершена в 1767 году; 3) тёплая каменная ЦЕРКОВЬ об одном престоле во имя великомученика Феодора Стратилата, построена в 1749 году; под нею погребён создатель или обновитель обители Каченовский; 4) каменная же ЦЕРКОВЬ вне монастыря на том месте, где явилась чудотворная икона, об одном престоле во имя Св. Николая, построена в 1750 году. При сочинении Штатов Малороссийским монастырям в 1786 году эта обитель назначена была к упразднению; но по просьбе фельдмаршала Графа Петра Александровича Румянцева, имеющего близ оной свои деревни, учреждена заштатной общежительной с Настоятельством Строительским и 20 монашествующими. Рышков монастырь Мужской, упразднённый, находился в Великолуцком уезде и принадлежал к Новгородской, а потом Псковской Епархии, упоминается же в конце XVII столетия. Репная Спасская пустынь Мужская, упразднённая при состоянии Штатов 1764 года. Находилась в Вологодской Епархии в Кадниковском уезде от Вологды к северу в 100 вёрстах. Когда и кем построена, неизвестно. Строения в ней были все деревянные, а крестьян за нею имелось 49 душ. По упразднении церковь её обращена в приходскую села Спасского и определён Священник с клиром. Репьевский монастырь Мужской, Ярославской Епархии упразднённый. Находится в Ростовском уезде близ переславской дороги от Ростова в 30 вёрстах в лесу на бору. От него стались церковь и колокольня деревянные. При церкви священник с причтом. Прибавление из VI тома Решемская пустынь Мужская упразднённая. Находилась в Суздальском уезде в Решемской десятине, при дворцовой слободе Решме. Содержание своё имела она от доброхотного подаяния, а ни крестьян ни угодий при ней никаких не было. Решетовская Макарьевская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В марте 1919 года Якутский ревком закрыл все духовные учреждения. В 1920 году по приказу командующего белогвардейским гарнизоном Якутска капитана Владимира Каменского, у обители отобрали «весь живой и мёртвый инвентарь», а также семенной хлеб и запасы продуктов, оставив монахам ровно столько, сколько хватало на то, чтобы не умереть с голоду. После восстановления советской власти в декабре 1920 года монахи обращались в Якутский ревком с просьбой об оказании им помощи, чтобы весной 1921 года суметь начать хотя бы сев хлеба, но в помощи им отказали. К 1921 году монастырь уже перестал существовать как хозяйствующий субъект, а последние монахи разбрелись. Специальная комиссия, отправленная ревкомом, обнаружила на монастырской территории лишь единственную ценность — «30 бочек портлендского цемента». Монастырь практически без всякого сопротивления национализировали, а его здания были переданы Краеведческому музею. Большинство построек, будучи деревянными, оказались зачастую разрушены пожарами. Каменный вознесенский собор и келейный корпус монастыря были разобраны. В 1923—1974 годы в одном из зданий на территории бывшего Якутского Спасского монастыря размещался Центральный государственный архив Якут­ской АССР, затем это здание снесли. Сохранились лишь бывшие архиерейские покои, со временем ставшие главным зданием Якутского государственного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского. Современное состояние [ править править код ] В августе 2011 года новый епископ Якутский и Ленский Роман (Лукин) заявил о намерении восстановить монастырь и 19 августа того же года на историческом месте был заложен Спасский храм; капсулу в основание заложил епископ Гатчинский Амвросий в сослужении епископа Якутского и Ленского Романа, архиепископа Курского и Рыльского Германа и Пятигорского и Черкесского Феофилакта. На территорию восстанавливаемого монастыря доставлен тесный храм-вагон, вокруг которого собралась община верующих. Перед обителью была поставлена задача снова стать миссионерским центром огромного края.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасский_мужск...

2-я На Лобном месте – Лаврентий митрополит казскийй и свияжский с архиереи ж. 3-я У соборной церкви – Питирим митрополит новгородцкой и великолуцкой со иными архиереи же. И быв святейшие патриархи в соборной церкви и отслушав молебного пения, пошли на Кириловское подворье. И ноября в 4-й день святейшие патриархи были у великого государя в Грановитой полате и его государевы очи видели. И того ж дни были у стола. Ноября ж в 5-м числе в 6-м часу ночи святейшие патриархи были у великого государя в столовой избе и сидели до 10-го часа и говорили с великим государем наедине. Ноября ж в 7 день святейшие патриархи были у великого государя в столовой же избе, да тут же были власти: митрополиты, архиепископы и епископы, и его царского величества бояря и околничие и думные люди. И великий государь говорил святейшим патриархом о отшествии с Москвы Никона патриарха , а власти подали за своими руками сказки и выписку из правил. Да ноября в 28-й день святейшие патриархи были у великого государя в столовой избе, да тут же были митрополиты, архиепископы и епископы, архимариты и игумены, я его царского величества бояря и околничие и думные люди. И великий государь святейшим патриархом говорил о бытии на патриаршеском престоле в царствующем граде Москве Никона патриарха и о самоволном его отшествии с патриаршеского престола, без повеления его царского величества и всего освященного собора, в новопостроенной его Воскресенской монастырь, и что соборная и апостолская церковь стоит без пастыря девятой год, и чтоб они святейшие патриархи учинили о том по правилом святых апостол и по преданию святых отец седми вселенских соборов и по своему рассмотренью. И великому государю святейшие патриархи говорили, что по правилом святых апостол и по преданию святых отец седми вселенских соборов, достоит к Никону патриарху послать и позвать его на собор и вопросити его, которые ради вины оставил он патриаршеский престол и отшел самоволно в Воскресенской монастырь, и о иных церковных винах. И указали святейшие патриархи и весь освященный собор послать к Никону патриарху Арсения архиепископа Псковского и Изборского да с ним дву человек архимаритов: Спасского Ярославского монастыря Сергия да из Суздаля Спасского ж Еуфимьева монастыря Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

К этому времени умирает находившийся в Ярославле сын его Михаил, и мечты тещи его, властолюбивой княгини Ксении, сами собой рассеялись. Князь Феодор со своею супругою и сыновьями возвращается в Ярославль. Была там противная ему партия, но он Смоленскими войсками принудил ее к покорности, а главных смутьянов казнил. Так восстановлен был мир в Ярославском княжестве. Обеспечивши внешний мир, князь озаботился тогда развитием экономического и духовного благосостояния обоих княжеств – Смоленского и Ярославского. Для этого он входил в сношение с Рижскими немцами и тем обеспечил для своих людей правильные торговые сношения. В Ярославле устроил несколько св. храмов, наделил их книгами и утварью, св. иконы украсил драгоценными камнями и жемчугом. Особенно любил он местный Спасский монастырь: часто посещал его, молился в нем, раздавал милостыню бедным, кормил братию. Супруга его княгиня Анна подражала ему в добродетелях. И она построила св. храм во имя архангела Михаила, снабдила его и причт всем нужным. При частых смутах и междоусобиях того времени, благоверный князь Феодор вовлечен был в печальные события. Сначала он принимал участие в неполезной борьбе князя Андрея с великим князем Димитрием Александровичем, а потом должен был вести неблагодарную борьбу с собственным племянником Александром Глебовичем, который занял Смоленск. Исход борьбы был не благоприятный. Отягченный старостью, князь Феодор стал болеть и чувствовал приближение смерти. Ударили в колокол на дворе пресв. Богородицы, и на княжеский двор собрался народ, поднялся плач. Князя, по его желанию, через весь город несли в Спасский монастырь. Когда игумен предложил ему уставный вопрос: чесо пришел еси брате? – то князь, подняв руки к небу, из глубины сердца воскликнул: «всею душею, Владыка и Творец мой, готов работать Тебе!» По совершении обряда пострижения понесли его к игумену во двор. Там он исповедав пред всеми грехи и ошибки жизни своей, весь день прощался со всеми. В заключение, подозвав к себе княгиню и детей, он простился с ними и преподал им свои последние наставления.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

У казанского митрополита в Симбирске – епископу, дать ему из Богородицкого монастыря (204 дв.); на Уфе – епископу, дать ему Успенский монастырь (132 дв.); – всего 2 епископии. У астраханского – на Саратове; на содержание саратовского епископа пожалует Великий Государь оброчные рыбные промыслы; – всего одна епархия. У сибирского – в Томске, в Енисейске, на Лене – пожалует Великий Государь во удовольствование им из своей государевой казны; – всего три епархии. У ростовского – на Угличе – епископу дать Алексеевский монастырь с 559 дв.; на Устюге – епископу дать Архангельский монастырь с 330 дв.; – всего две епархии. У псковского митрополита в Торопце быть епископу; на содержание ему дать монастыри Кудин, Небин, да из Пусторжевского уезда Плесский монастырь с 161 дв.; – всего одна епархия. У смоленского в Брянске – епископу; ему назначались два Спасских монастыря, затем Петровский и Адрианов. За ними всего 165 дв.; в Вязьме – епископу – ему Ивановский монастырь со 128 дв. и в Ярославском уезде – Малую Тихонову пустынь с 90 дв. – итого 218 дв.; – всего 2 епархии. У тверского – митрополита в Кашине или Ржеве Володимирове – епископу, дать ему монастыри: Дмитровский с 61 дв., Клобуков с 53 дв., да из г. Клина Изосимин с 50 дв. и Успенский с 19 дв. – всего за ними 183 дв.; – одна епархия. У вятского – у Соли-Камской епископу, дать ему Преображенский и Вознесенский монастыри с 344 дв.; на Кунгуре – деть епископу Тихтаровскую и Воздвиженскую пустыни с 83 дв.; – всего 2 епархии. У нижегородского митрополита, на Алатыре – епископу, дать ему на Курмыше Рождественский монастырь с 132 дворами; – всего одна епархия. У рязанского – в Тамбове – епископу, дать ему Троицкий и Мамонтов монастыри с 130 дворами; в Воронеже – епископу; ему указаны монастыри: Борщев, Успенский и Алексеевский – за ними всего 210 дв.; на Муроме – епископу, а в удовольствование дать ему из Шуи из вотчин Николаевского Шартомского монастыря 200 дв.;– всего 3 епархии. У белогородского – в Курске епископу, дать ему Знаменский монастырь с 169 дворами – всего одна епархия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Наконец, Архиепископ Ярославский. 33. ИННОКЕНТИЙ Полянский, Игумен Знаменский, с 1782 года, из Префектов Александро-Невской Семинарии по 1784 год. Потом Ректор в оной Александро-Невской Семинарии. 26. АПОЛЛОС Байбаков, с 1783 года, из Ректоров Сергиевой Лаврской Семинарии; в 1786 году переведён в Воскресенский, Новый Иерусалим именуемый монастырь; наконец, Епископ Архангелогородский. 34. АФАНАСИЙ Иванов, с 1784 по 1786 годы. Потом Ректор. 27. АФАНАСИЙ Иванов, с 1786 по 1788 годы. Потом Епископ Коломенский, и, наконец, Екатеринославский. 35. МОИСЕЙ Гумилевский, Игумен Знаменский, с 1785 по 1787 годы. Потом Архимандрит Спасо-Николаевского Екатеринославского монастыря; а после Викарий тамошней Епархии. 28. MEЛЬXICEДEK Заболоцкий, с 1788 по 1790 годы. 36. ИЕРОНИМ Ершов, с 1787 по 1789 годы. 29. МЕФОДИЙ Смирнов, с 1790 по 1794, Февраля 14. Потом переведён в Ново-Спасский монастырь. Ныне Архиепископ Тверской. 37. СЕРАФИМ Глаголевский, с 1789 по 1792 годы. Потом Архимандрит Лужецкого монастыря, а после Ректор Академии. 30. АМВРОСИЙ Яковлев Орлин, из Ректоров Казанских, с 1794 по 1795 год, Июня 10. Потом переведён в Ново-Спасский монастырь; ныне Архиепископ Рязанский. 31. ЕВЛАМПИЙ Веденский, с 1795 по 1798 годы. Ныне Епископ Архангелогородский. Санкт-Петербургская АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ АКАДЕМИЯ сперва учреждена по Именному Указу в 1732 году под именем Семинарии при Архимандрите Александро-Невского монастыря Петре Смеличе Сербине; и тогда же от Кабинета определён в оной штат на 50 человек. Действительно же учение в ней началось с 1736 года при Александро-Невском Архимандрите Стефане Калиновском. Учителями в ней определены: первый – иностранец Адам Селлий, в монашестве Никодим (сочинитель Опыта об Иерархии Российской); второй – Андрей Степанович Зертис-Каменский, в монашестве Амвросий; третий – Григорий Феодорович Кременецкий, в монашестве Гавриил. В 1742 году основаны высшие классы, и определены Именным Указом Ректор и Префект, и при том положено на Семинарию сию жалованья 1.917 рублей, а в 1765 году – 2.146 рублей, 90½ коп.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

При выходе из монастыря, отправились в путь в Ярославль, в 7-м часу пополудни; от Ростова до половины дороги нет совсем лесов, и представляется степь, а с половины дороги леса местами есть небольшие. Дорога ровна и гор нет и не грязна. Погода в дороге была холодноватая и пасмурная. В три часа за полночь, 21 числа, в Ярославль приехали через каменные, вновь построенный ворота, и стали в архиерейском доме, который в бывом Спасском монастыре. Вид города красив, ибо город положением ниже, а с приезда выше место. В самом монастыре смотрели церкви и ризницу. Настоящая церковь старинного здания, не велика, о двух столпах, росписана обыкновенным древним письмом: другая возле неё церковь также невелика, где обретаются мощи благоверного князя Феодора и чад его, в одной раке открытые. Ярославская ризница архиерейская, как и Ростовская, довольна старинными саккосами, особливо двумя алтабасными с жемчугом. Панагии древние изрядные и немалоценные и их немалое число, да шайки две или три хорошие и не малоценные. Монастырскую ризницу смотреть позабыли; ещё не худы золотые сосуды немалого веса, особливо хороши на потире финифтяные на золоте штуки и хорошо каменьями убраны. Весь монастырь, немал, кругом около 350 саж.; ограда каменная; немало в нём строения, лучшее же в нём строение архиерейские покои; при них трапезная церковь велика была; но ныне от неё несколько отделено в покои с архиерейскими соединённые. Семинарская линия не худа и не мала. Положение монастыря не лучшее; ибо почти в средине города и окружено строением приватным. Ездили в городской собор слушать литургию раннюю. Приезжали в архиерейский дом господин губернатор и другие чиновные поздравить с приездом. Граждане приносили хлеб и соль и поднесли 9 живых стерлядей. Обедали мы в архиерейском доме. Собор в городе древний такой же, как и Ростовский, только меньше; иконостас резной, не худой. При нём старый архиерейский дом, каменный, не худ был; но ныне запущен. Изрядный и довольно новый архиерейский дом, саженей до 30, о двух этажах, на красивом месте и со службами, который, соединив со старым архиерейским домом, был бы выгоднее нынешнего архиерейского дома в Спасском монастыре и притом пристойнее, яко близ самого собора состоящий; но он ныне, так как и старый архиерейский дом, отдан светскому правительству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010