Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом с присовокуплением жития святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев Источник I. Очерк обители На левом берегу Котрости, близ впадения ее в Волгу, высятся каменные стены и башни, блещут кресты и главы церквей. Это древний Спасо-Преображенский монастырь, нынешний Архиерейский Дом 1 . История его связуется с историею края. Еще град Ярославль младенчествовал, а в Спасовом уже курился фимиам, возносились мольбы. Ко Спасу притекали князья и народ. Пред образом Спаса давали обеты, слезы радостей и горя изливались пред Ним. При бедствиях народных искали все спасения под благодатию Всемилостивого Спаса, под сению обители Его. А в начале XIII века в нем было уже училище. Лаврентьевская летопись, говоря о деяниях Великого князя Константина Всеволодовича, прозванного, за любовь его к просвещению, мудрым, замечает, что он, при посредстве духовника своего, Игумена Ярославского Петровского монастыря Пахомия 2 , основал в Спасо-Преображенском монастыре первое на севере училище. Бывши первым по времени, училище это было таковым и по учебным пособиям, ибо Державный Основатель его завещал ему драгоценное собрание книг, в числе которых находилось более тысячи кодексов Греческих 3 . Сверх сего, Князь наделил училище и волостями; оставалось расти вертограду и укореняться. На беду, задумали пересадить его на новую почву, в Ростов. Это случилось в 1214 году, по вступлении помянутого Пахомия на кафедру Ростовскую. Тут прозябало оно, но не долго – всего 14 лет. Пожар, в 1227 году, истребил, к общей жалости, здания училища и его библиотеку 4 . Другой памятник священный, воздвигнутый в Спасском монастыре Константином, составляют две церкви. Одна из них – Преображенская заложена в 1216 году; другая Входо-Иерусалимская в 1218-м 5 . О церкви Преображенской известно, что она достраивалась сыном Константина Всеволодом и освящена Кириллом I-м, епископом Ростовским, 1-го Августа 1224 года 6 . Три с половиною столетия существовал храм сей, сохраняя во всех частях первобытный свой видь, затем в 1516 году обновлен он, а можно думать, что и распространен. Но в чем бы ни заключались возобновления сии, только основания храма доднесь остались не тронутыми. За это ручается совершенное сходство кладки и самых материалов с теми, какие усматриваются в Ростовском соборе, строенном, как известно, в одно время с церковию Преображенскою и одним и тем же Державным Князем. Должно полагать, что и самое стенное письмо Преображенской церкви, хотя многократно подновляемо было, но делалось это с мудрою осмотрительностию и с глубоким уважением к священной старине. Чтоб убедиться в этом, стоит только внимательно приглядеться к типам ликов, начертанных в паперти и в самой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Архиепископ Волоколамский Иларион поклонился святыням Ярославской земли 22 июня 2009 г. 14:01 16 и 17 июня 2009 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион по приглашению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла побывал в храмах и монастырях древних городов ярославской земли — Переславля-Залесского, Ростова Великого, Ярославля и Тутаева. 16 июня владыка Иларион в сопровождении архиепископа Кирилла посетил Феодоровский женский монастырь города Переславля, где молился у местночтимой Андрониковской иконы Божией Матери. Затем председатель ОВЦС направился в Даниловский мужской монастырь Переславля, где поклонился мощам преподобного Даниила Переяславского. Затем в обители прошла встреча архиепископа Волоколамского Илариона с духовенством Ярославской епархии , студентами Ярославской духовной семинарии и Теологического факультета Ярославского государственного университета. В этот же день архипастырь посетил Никольский женский монастырь. Осмотрев новопостроенный Никольский храм обители, председатель ОВЦС молился у мощей святого князя Андрея Смоленского, преподобного Корнилия Молчальника и у «Корсунского креста» — главной святыни монастыря, предположительно принесенной в Русские земли святым великим князем Владимиром после его крещения в Херсонесе. После этого иерарх побывал в древнем храме Преображения Господня, где был крещен святой благоверный князь Александр Невский. Свое пребывание в Переславле владыка Иларион завершил посещением Никитского мужского монастыря. Далее председатель ОВЦС посетил Ростов Великий. В этом древнем городе архипастырь молился у святынь ростовского Кремля: в Успенском соборе у мощей святителей Леонтия и Феодора Ростовских, в Спасском и Иоанно-Богословском храмах. Архиепископ Волоколамский Иларион побывал в Спасо-Яковлевском мужском монастыре, где поклонился мощам преподобного Авраамия, святителей Иакова и Димитрия Ростовских, а также к чудотворной иконе Божией Матери, принадлежавшей ростовскому святителю Димитрию.

http://patriarchia.ru/db/text/678101.htm...

Мы твердо уповаем, что жилище родоначальника Русских Царей и храм, где он приносил молитвы, восстанут из своих развалин, как восстали уже предназначенные к сносу перечисленные выше Белая Палата – гостиная св. митрополита Ростовского Дмитрия и Григорьевской монастырь – Затвор – место пострижения русского апостола св. Стефана Пермского. Когда мы печатали эту книжку, то получили заявление от известного своей просвещенной благотворительностью потомственного почетного гражданина, Ростовского I-й гильдии купца Всеволода Ивановича Королева, что он желает возобновить «Спасскую на Сенях» церковь и жертвует для этого необходимые средства, которые немедля и высылает. Теперь уже начались деятельные работы по реставрации под непосредственным наблюдением известного археолога-инженера Н.В. Султанова. Жертва В. И. Королева на возобновление Кремля уже не первая: им, вместе с братом Е. И. Королевым, положено начало к великому делу восстановления Белой Палаты в 1883 г. и устройства Музея Церковных Древностей. Ростовские летописи сохранят эти имена на память потомству и истории. В особенности отрадно то, что гг. Королевы Ростовские уроженцы, издавна проживающие в Томске, – не забыли своего родного города, не остались безучастными к древним историческим памятникам его, – а постоянно и щедро жертвуют на их восстановление. Теперь Спасская на Сенях церковь , одно из лучших сооружений до Петровской Руси, одно из драгоценнейших украшений древнего Ростовского Кремля, – обеспечена своим дальнейшим существованием. Остаются в Кремле требующими реставрации только Всехсвятская церковь и палаты Ростовского митрополита Филарета Романова; но мы надеемся, что и эти последние невозобновленные памятники, дорогие, как для науки, так и для народного чувства, – восстанут со временем из развалин. Чарующую картину представит тогда Кремль Ростова Великого; он явится глазам нашим во всем блеске своего величия, каким был во времена славной Ростовской митрополии. Стройный ряд реставрированных построек XVI–XVII в.в. будет вечным памятником жертвователям, любителям русской старины, а святая церковь непрестанно будет возносить благодарные молитвы Всевышнему за созидателей восстановителей Божиих храмов. Читать далее Источник: Церкви: Спаса на сенях и Всех святых, в Кремле Ростова-Великого, Ярославской губернии : [Описание]/А.А. Титов. - Ростов : типо-лит. Е. Сорокиной, 1893. - 18 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Союзники направили к архиеп. Иакову депутацию, составив ее из самых разных людей - от простонародья до генералов. Посетив архиерея, депутаты прежде всего напомнили ему об известных событиях на Большой мануфактуре: «Вы знаете, владыко, что в это страшное время ни вы, ни кто из ваших подчиненных, украшенных царскими милостями монахов и протоиереев, не пошел в толпы бунтарей, кроме отца Илиодора». Если верить правой печати, преосвященный отнесся к этой речи очень невежливо. Не дав гостям договорить, он будто бы затопал ногами и закричал: «Ступайте вон, - я вас слушать не хочу!». На том аудиенция и завершилась. По-видимому, гнев преосвященного вызвали не слова депутации, которая вела себя «в высшей степени почтительно», а само имя о. Илиодора . Но своего позорного изгнания из архиерейских покоев союзники не забыли и с тех пор рассматривали архиеп. Иакова как либерала и «изменника», считая, что он изгнал о. Илиодора «по злобе и зависти» . Кацауров даже подал жалобу в Синод. На этом столкновения союзников с преосвященным не закончились. Он получил анонимное письмо с угрозой, что в случае перевода о. Илиодора будут разоблачены происходящие в Спасском монастыре безобразия и обнародованы соответствующие документы. Адресат заподозрил, что к этому письму приложил руку сам священник, якобы выкравший из обители указанные материалы. «А крайне жаль молодого иеромонаха, запутавшегося в партийных сетях нечистоплотного отделения ярославского " Союза русского народа " , если только не сам иеромонах Илиодор является главным виновником его нечистоплотности», - писал владыка . По-видимому, в действительности никаких компрометирующих архиеп. Иакова документов у союзников не было. Как его «Вече» ни бранило, оно так и не поставило ему в вину ничего противозаконного, только раз обмолвившись: «О поступках ярославского архиепископа Иакова, не отвечающих высокому положению, им занимаемому, " Вече " имеет сведения из разных уездов Ярославской епархии. Кто объяснит, какую связь имеет Толгский монастырь с жидами?» .

http://ruskline.ru/analitika/2018/06/22/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН († до 1598?), прп. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Юрьевецкий, Дорофеевский (иногда ошибочно называется Югским), основатель пуст. в честь Успения Пресв. Богородицы (ныне Сокольский р-н Нижегородской обл.) на р. Моче близ г. Юрьевца; по названию села, располагавшегося рядом с пустынью, ее называли Дорофеевой (не путать с Югской Дорофеевой во имя Святой Троицы пустынью близ г. Рыбинска, названной по имени основателя пустыни прп. Дорофея Югского). И. упоминается в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). Память святого под 5 июня указана в «Алфавите российских чудотворцев» монаха-старообрядца Ионы Керженского (1807-1811). Там со ссылкой на «древлеписменные месяцесловы» сообщается, что «сей преподобный Иларион бе началник обители Успения Пресвятыя Богородицы, прозываемой Дорофеевой пустыни, иже на реце Мочи, Юрьевца Повольского... Время бытия его полагается по седми тысящных летех» (ЯИАМЗ. 15544. Л. 349). По мнению В. А. Самарянова, святой жил во времена правления царя Феодора Иоанновича (1584-1598). По описи 1618 г., в пустыни было 2 деревянные церкви: в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя святых Космы и Дамиана. Монастырь упразднили в 1708 г., Успенская ц. стала приходским храмом с. Дорофеева. В Сводном подлиннике Филимонова (XVIII в.) святой, названный «новым чудотворцем», описан следующим образом: «Подобием надсед с прорусью; брада аки Василия Кесарийскаго, в схиме; ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 57). Сходное описание содержит Перетцевский иконописный подлинник 30-х гг. XIX в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 119). К XIX в. могила И. была утрачена, но святой почитался местно. Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых (празд. установлено в 1964). Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 219; Зверинский. Т. 3. С. 195. 2166; Самарянов В. А. Преподобный Иларион Дорофеевской//Отчеты о заседаниях ОЛДП в 1889-1891 гг. СПб., 1891. (Т. 83). Прил.; Голубинский. Канонизация святых. С. 356, 580; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 559; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 373. Э. П. Р. Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/389131.html

52 . Архимандрита Варфоломея отписка царю о пребывании архим. Сергия в Вологде. 11 октября 1666 г. 927 Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, твоего царского богомолья Соловецкого монастыря архимарит Ворфоломей з братьею челом бьют. В твоей, великого государя, грамоте писано к нам: в нынешнем во 174-м году, августа в... день, по твоему, великого государя, указу посланы на Соловки для церковных великих дел и твоего, великого государя, сыскного дела из Ярославля Спасскаго монастыря архимарит Сергий, да болшаго Успенского собора non Василей Федоров, да Богоявленского монастыря, что на Москве за ветошным рядом, черной поп Иоасаф да черной дьякон Андреян, да патриарш сын боярской Иван Подлесов, а с Вологды до Соловецкого монастыря ему, архимариту Сергию, с товарыщи указал ты, великий государь, обиход и всякие запасы взять на Вологде у наших соловецких промышленников, и нам бы на Вологду послать наскоро и велеть на Вологде Соловецкого монастыря промышленником к приезду архимарита Сергия с товарыщи обиходов и всяких столовых запасов изготовить нескудно, а что архимарит Сергий с товарыщи с собою обиходу и хлебных запасов возьмет, и нам о том к тебе, великому государю, велено отсписать, а отписку подать в Патриарше Розряде Илье Кузмичу Безобразову, да дьяку Ивану Калитину. И в нынешнем, государь, во 175-м году, октября в 8 день, писал к нам с Вологды Соловецкого монастыря промышленник старец Марк з братиею, что Спасо-Ярославского монастыря архимарит Сергий с товарыщи на Вологде стояли на нашем монастырском дворе четверы сутки, пили и ели все монастырское, а с Вологды в монастырь поехали сентября в 10 день и в дорогу взяли запасы монастырские жь, а сколко, государь, каких обиходов и столовых запасов у них наших монастырских взяли, и тому под сею отпискою роспись. Роспись, что Спаса-Ярославского монастыря архимарит Сергий взял с собою на дорогу Соловецкого монастыря у вологоцкого промышленника старца Марка з братъею всяких запасов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3) ОГРАДА в окружности на 48 саженях с аршином, все деревянные. До Штатов 1764 года было за этим монастырём 79 душ крестьян, пахотной земли – 7 десятин. Настоятельство Игуменское и Строительское: по Штатам же оставлен на своём содержании, и наконец, обращён в приходскую церковь . Росткин или Росткинский Ивановский монастырь Девичий, упразднённый. Находился внутри Великого Новгорода на Софийской стороне на улице Росткине, ныне именуемой Забаевской, построен в 1406 году и сооружена в нём тогда же каменная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. В 1554 году во время пожара, бывшего в Новгороде, этот монастырь весь выгорел и каменная церковь несколько от оного повредилась; но вскоре иждивением доброхотнодателей был возобновлён и существовал до XVIII столетия, в начале коего упразднён, а Игуменья с сёстрами переведены в Сырков монастырь. См. Иоанно-Предтечев Новгородский и Сырков. Росткин Новгородский монастырь Мужской упоминается в 1678 году. Ростовский Авраамиев Богоявленский монастырь 181 Ярославской Епархии 2 класса мужской находится близ города Ростова при озере, именуемом издревле Неро, а ныне Ростовским. Начат он строением в 990 году, во времена Св. Благоверного Великого Князя Владимира Ярославича, Архимандритом сего монастыря Авраамием Ростовским чудотворцем, по сокрушении на том месте стоявшего идола Велеса, которого обожали Ростовцы; и с тех пор монастырь называется по имени основателя своего Авраамиевым. Преп. Авраамий родился в городе Чухломе, пострижен, как в монастырских записках значится, якобы в Валаамской обители, которая, однако же, тогда едва ли существовала (см. Валаамский монастырь); да и сочинители жития этого Преподобного в Прологе и Четьих Минеях положенного, о сем, как сомнительном сказании, умалчивают. И потому надобно полагать, что он пострижен в каком-нибудь другом монастыре, коего название переписчики превратили в наименование Валаамского, может быть, по сходству имени. По пострижению своему Преподобный по откровению Божьему пришёл к городу Ростову, и поселившись при озере, соорудил церковь во имя Богоявления Господня на том самом месте, где стоял идол Велес, а около церкви построил кельи для монашествующих и учредил общежительный монастырь. Какие с тех пор в этом монастыре были перемены, неизвестно; а в 1730 году, во время бывшего в Ростове пожара, этот монастырь весь выгорел; но подаянием доброхотных вскоре устроен весь каменный. В настоящее время в этом монастыре здания все каменные, а примечательнейшие из них есть следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1771 году пострижен в монашество и наименован Дорофеем. По прошествии же 8 дней произведён в Иеродиакона и наречён Арсением. В Августе того же года рукоположен в Иеромонаха, 5 Сентября определён Префектом и Философии учителем в Коломенской Семинарии. В 1773, Марта 17 произведён в Игумена в Коломенский Спасский монастырь. В 1774 году, Апреля 6 в Архимандрита в Голутвин, в 1775 году, Сентября 3, Ректором и Богословия учителем в той же Семинарии, и в том же году переведён в Суздальской Епархии Цареконстантинов монастырь, а из оного в 1788 году, Июня 30, – в Ростовский Борисоглебский Ректором и учителем Богословия в Ярославской Семинарии. Оттуда вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. В 1790 году определён в Сергиеву пустынь, в 1793 году, Декабря 16, переведён в Кириллов Белоезерский, а в 1796 году, Июня 21, – в Юрьев, и в том же году, Августа 15, хиротонисан в Вологодскую Епархию в Епископа. Скончался в 1802 году, Июня 15. Погребён в Вологодском Софийском соборе на правой стороне в углу. 63 . ИОАНН Островский, Малороссиянин, из мещанских детей. С 1754 года обучался в Киевской Академии, по окончании курса наук был учителем Латинской грамматики, потом Философии и Богословия 15 лет и Префектом 9 лет. В монашество пострижен в бывшем Киево-Софийском Кафедральном монастыре, что ныне Собор; потом произведён в Игумена в Киево-петропавловский монастырь. В 1785 году, Января 6, переведён в Харлампиевский Гамалеевский монастырь и рукоположен в Архимандрита. В 1789 году, Декабря 15, переведён в Богоявленский Голутвин монастырь. В 1793 году, Января 15, определён Ректором Коломенской Семинарии. В 1795 году, Мая 6, переведён в Новгородский Антониев монастырь и Ректором Новгородской Семинарии. В 1796 году, Августа 25, в Юрьев монастырь и находился в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения. В 1797 году, Сентября 17, назначен в Новгородско-Северский монастырь и в том же году, не быв в оном, определён в Антониев Новгородский со степенью Юрьева. Оттуда переведён в 1798 году, Ноября 10, в Калязин.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

От редакции Вологодская Спасо-Прилуцкая обитель является одной из старейших монашеских обителей на Руси. Монастырь был основан в XIV веке. Стех пор он прославился многими своими подвижниками. Читателю будет интересно узнать о его истории, особенностях его уствава, внутренней жизни, настоятелях, библиотечных фондах. Вас ждёт увлекательное чтение. I.  Местоположение и название монастыря Вологодский Спасо-Прилуцкий второклассный мужской монастырь находится в Вологодском уезде, от губернского города Вологды в пяти верстах на северо-восток, при большой Архангелогородской и Белозерской дороге, на левом берегу реки Вологды, которая подтекает к нему с северо-западной стороны излучиной. С восточной и северной сторон он окружен строениями большей частью потомков бывших монастырских служителей, составляющих ныне самостоятельный приход с особой церковью. Название свое монастырь получил от главной Спасской церкви и сенокосной луки, или ручной излучины, при которой расположен. Близ монастыря находится платформа Ярославско-Архангельской железной дороги, так что желающие посетить монастырь могут пользоваться непродолжительной остановкой поезда, чтобы сойти на платформу. II. Начало монастыря и жизнь его основателя Монастырь основан в конце XIV столетия преподобным Димитрием, который родился в г. Переяславле Залесском от богатых и благочестивых родителей купеческого звания. В их доме провел он свои юношеские годы и был воспитан в страхе Божьем и в строгих правилах христианского благочестия. Такое воспитание принесло благие плоды. Еще будучи отроком, Димитрий мало принимал участия в детских играх и охотнее посещал службы церковные, или занимался чтением божественных писаний, так как с детства был обучен грамоте. По мере возраста, усиливалась в нем любовь к уединенной жизни и к сокровенным подвигам благочестия и напротив возрастало равнодушие ко всему житейскому. Наконец, увлекаемый непреодолимым желанием совершенно отречься от мира и всецело посвятить себя Богу, он оставил родительски дом и, уступив свою часть наследства родному своему брату, удалился в Переяславский Борисоглебский Нагорный монастырь 1 , и там принял пострижение в монашество. Здесь он всего себя предал исполнению обетов иноческих. Послушание его настоятелю было совершенное, служение братии усердное, молитва постоянная, пост столь строгий, что все дивились его терпению; за его простоту и незлобие все в обители любили и почитали его, как угодника Божьего. Строгая жизнь его скоро сделалась известна архипастырю, и юный подвижник удостоен был сана священства. «И сияше», по словам жизнеописателя, «новый священноинок во обители той, яко звезда пресветлая».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Ещё до Штатов 1764 года запустевший девичий, находился близ вышеописанного. Уздринская Введенская пустынь Мужская упразднённая, находилась в Важеском уезде в Верховажской четверти, ныне в Вельском округе на Уздре реке, Епархии Архангельской. Крестьян было за нею 211 душ, и Настоятельство Игуменское. Здания все деревянные, которые ныне обветшали. За неимением прихожан священника к церкви не определено. Улейменский Николаевский монастырь Мужской заштатный, Ярославской Губернии и Епархии, в уезде города Углича, расстоянием от него к югу в 10 вёрстах, стоит при реке Улейме. Когда построен он, неизвестно, а в 1619 году был разорён Литовским Паном Микулинским, при чём Игумен и братия побиты. Ныне в нём ЦЕРКВЕЙ каменных три: 1) соборная во имя Чудотворца Николая (в которой между прочим хранится и часть мощей этого Святителя) с приделом великомученика Феодора Стратилата; 2) Введения во Храм Пресвятой Богоматери; 3) на св. воротах – Живоначальной Троицы. ОГРАДА вокруг монастыря и несколько КЕЛИЙ каменные, а прочие деревянные. Грамотами от Государя Царя Михаила Феодоровича, Феодора, Иоанна и Петра Алексеевичей повелено было ему быть особо, не приписываясь ни к каким монастырям. Ныне состоит он на своём содержании под управлением Строителя. Крестьян было до Штатов 1.676 душ. Ульяновская Спасская пустынь Упразднённая ещё до Штатов 1764 года, находилась в бывшей Пермской, потом Устюжской, а ныне Вологодской Епархии в Усть-Сысольском уезде от города Усть–Сысольска вверх по реке Вычегде к востоку в 165 вёрстах, при малой речке, впадающей с правой стороны в Вычегду. Пустынь эта основана была в конце XIV века Св. Стефаном, первым Епископом Пермским, для проповедников веры Христианской, у Зырян, в верховье по реке Вычегде живших. Ныне церковь её – приходская Ульяновского плёса или погоста. Унженский Макириев монастырь См. Макириев Унженский. Униовский монастырь Мужской Архимандричий православный, находился в Польше. См. Историческое известие о возникшей в Польше Унии, изд. 1805, стр. 96. Усманский Успенский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010