За время своего существования Спасо-Преображенская обитель пережила много разнообразных перемен, но благодаря неизменному благоволению к ней правителей русской земли, всегда выходила победительницей из всех испытаний. В настоящее время храмов в ней пять: 1) соборный, в честь Преображения Господня; 2) во имя свв. кн. Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев; 8) в честь Печерской иконы Божией Матери с приделом во имя прп. Нила Столобенского; 4) в честь Воскресения Христова и 5) в честь Входа Господня в Иерусалим. Мощи свв. кнн. Ярославских покоятся в храме их имени. 19 сентября 1899 года торжественно праздновалось 600-летие со дня кончины Св. князя Феодора. В ризнице Спасского монастыря, ныне архиерейского дома, сохраняют драгоценные облачения и другие принадлежности архиерейского служения, принадлежавшие некогда ростовской митрополии, древние сокровища монастыря и обширные коллекция старопечатных книг, рукописей и образцов древней славяно-русской иконописи. Здесь, между прочим, хранится посох скинной финифти по золоченому серебру, принадлежавший Св. Димитрию митрополиту Ростовскому. Здесь же найден был и единственный рукописный список «Слова о полку Игореве». Напротив Спасского монастыря скончался, как известно, на струге знаменитый патриарх Никон по дороге из ссылки в Москву. Афанасьевский монастырь в Ярославле. Эта обитель находится в самом городе, на соборной площади, против памятника основателю Юридического Лицея Демидову. Основан был монастырь в XVI веке. В 1658 году обитель сгорела дотла, но скоро была восстановлена. В 1764 году оставлена за штатом, а в 1858 году снова восстановлена и отнесена к третьему классу. В обители две церкви: 1) в честь патриархов Александрийских свв. Афанасия и Кирилла и 2) придельная к ней во имя Св. Алексия, митрополита Московского, с каменной колокольней. Монастырь окружен каменной оградой с двумя башнями. В одной из них с наружной стороны помещается часовня в память явления образа Спасителя. В другой башне – свв. врата. Вне монастыря, при Власьевской башне, находится приписанная церковь во имя древней чудотворной иконы Божией Матери «Знамение»; икона эта привлекает массу богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Савваитов П.И. Строгановские вклады в Сольвычегодский Благовещенский собор по надписям на них. Записка. – СПб., 1886. (Памятники древней письменности и искусства; Вып. 61). Савваитов П.И. Описание Семигородной Успенской пустыни и упраздненного Катромского Николаевского монастыря. – СПб., 1856. Саввино-Сторожевский монастырь близ Звенигорода. – М., 1888. Самойлов Н. Киев в начале своего существования. – М., 1834. Сахаров И.П. Сказания русского народа. – 3-е изд. – Т. 2, кн. 5–8. – СПб., 1849. Т. 1, кн. 1–4. – СПб., 1841. Свиньин П.П. Достопамятности Санкт–Петербурга и его окрестностей: В 4-х ч. – Ч. 2. – СПб., 1817; Ч. 3. – СПб., 1818; Ч. 4. – СПб., 1821. Свирелин А.И. Описание Переяславского Никитского монастыря в прежнее и нынешнее время. – М., 1879 (на обл.: 1878). Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. – 2-е изд. – СПб., 1882. Серафим (Веснин С.А.). Письма Святогорца к друзьям своим о св. Горе Афонской. – Ч. 1–2. – СПб., 1850. Серафимов В.И., Фомин М.И. Описание Исаакиевского собора в С.-Петербурге, составленное по официальным документам. – СПб., 1865. Сергий (Спасский И.А.) Историческое описание Московского Знаменского монастыря, что на старом Государевом дворе. – М., 1866. Сергий (Спасский И.А.) Историческое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря. – М., 1865. Серебреников В. Об угличских колоколах, взятых Петром Великим для пушек//Ярославские губернские ведомости. – 1856. – 21, ч. неофиц. – С. 196–197. Серебреников С. Ссыльный угличский колокол в Тобольске: [По материалам статьи А. Сулоцкого в журнале «Москвитянин» за 1849 г.]//Ярославские губернские ведомости. – 1850. – 5, ч. неофиц. – С. 42–43. Сказание о начале и настоящем положении Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря. – М., 1863. Сказания современников о Дмитрии Самозванцеве: В 5 ч. – Ч. 5: Записки Маскевича. – СПб., 1834. Скворцов П. Московская церковная старина. Уничтожение в московском Китай-городе церквей//Московские церковные ведомости. – 1895. – 42. – С. 400. – [Материалы из Архива Московской Свят. Синодальной конторы 1737, 166].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Подобный тип кладки впервые применен в 1420 – 1430 е годы Брунеллески при строительстве купола флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре. Таким образом, можно уверенно утверждать, что автором ярославского собора был итальянский (возможно, венецианский) архитектор. Очевидно, он был один из многочисленных итальянских мастеров, прибывших в Россию в начале XVI века. Древнерусская архитектурная традиция сохранила для потомков очень мало имен зодчих, за исключением иностранцев, связанных с царскими заказами, имена которых иногда оставались в летописях. Им зодчего, построившего Спасский собор в Ярославле, до последнего времени бело неизвестно. Однако недавно исследователь древнерусской литературы А.А. Турилов обратил внимание на одну знаменательную запись в самом раннем синодике ярославского Спасского монастыря (1656 г.), которая гласит: «Род Иоанна Фрязина. Иоанна Оулиании». Запись содержится в старейшей части синодика, и это позволяет предположить, что она была перенесена из более древнего, не дошедшего до нас. Аналогичная запись имеется и в двух более поздних синодиках Спасского монастыря второй половины XVII века. Если имя Иоанна или, по другому синодику, Ивана Фрязина, восходит к монастырскому синодику начала XVI столетия, то допустимо предположить, что он и был тем мастером, который построил Спасский собор. Русские летописи упоминают лишь одного зодчего Ивана Фрязина, который в 1516-1517 годах восстанавливал сорок саженей упавшей стены Псковского кремля. Строительство Спасского собора и восстановление этой стены очень близки по времени. Известно, что итальянские архитекторы, работавшие в России в первой трети XVI века, были подчинены московскому великому князю. По его указанию они строили как в самой Москве, так и далеко за ее пределами. Весьма вероятно, что Иван Фрязин после окончания строительства Спасского собора, - очевидно, в конце 1515 или в самом начала 1516 года – был сразу же переведен для исполнения упомянутой срочной работы в Пскове. Если все эти рассуждения верны, то нам известно имя итальянского мастера, построившего Спасо-Преображенский собор ярославского Спасского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=05743

     Спасский мужской монастырь в Якутске — самый старинный на северо-востоке России. В этом году ему исполняется 355 лет. О том, как живет в Великий пост монастырь в удаленном и очень холодном российском регионе, зачем прихожанам антикафе и откуда в вечной мерзлоте берутся огурцы, — в материале РИА Новости. Еще недавно тут были только строительный вагончик с куполом и почти кукольный деревянный домик-трапезная. В вагончике — престол и иконостас с наклеенными на фанеру бумажными иконами: по воскресеньям и праздникам там служил игумен Никон (Бачманов). — Мало времени, но до службы должны успеть поговорить и даже кота посмотреть, — встречает меня на улице молодой монах. Это и есть игумен Никон, настоятель обители. Он родился и рос в русской семье в Ингушетии, а в Якутию приехал семь лет назад с Кавказа вслед за своим учителем — епископом Романом (Лукиным). Новый владыка сказал, что мечтает восстановить Спасский монастырь. И сразу этим занялся. Настоятель Спасского монастыря в Якутске игумен Никон (Бачманов)      К моменту приезда в эти непривычно холодные для южного человека места у отца Никона за спиной уже была своего рода " карьера " — не просто священник, а старший в округе — благочинный. А в Якутии его ждал пустырь между жилыми домами и Якутским государственным музеем истории и культуры народов Севера имени Емельяна Ярославского — воинствующего безбожника. Теперь памятник ему, стоящий прямо возле музея, с тоской смотрит на часовню во имя святителя Иннокентия Московского и на людей, идущих мимо него к воротам монастыря. Ворота Спасского монастыря в Якутске      Когда-то в Спасской обители было восемь храмов. В 1920-х годах, когда новая власть разогнала монахов, монастырские постройки использовали для хозяйственных нужд, а потом снесли. Только Спасский собор продержался почти до тысячелетия Крещения Руси. Но в середине 1980-х он был разобран. Последнее, что напоминало о некогда огромном монастыре, — часть здания музея, в которой должны были располагаться архиерейские покои. К их строительству приступили в 1913 году, потом началась Первая мировая, революция, затем архиереям, которые здесь и так долго не задерживались, стало и вовсе не до покоев.

http://pravoslavie.ru/111712.html

Описание ограды и башен монастыря конца XIX в.  «Со всех сторон монастырь окружен каменною высокою оградою. В ограде сделаны трои ворота: северныя, южныя или водяныя и восточный, называемыя святыми, под колокольнею, с калиткою и сторожкою. По всей ограде устроен ход. По углам ограды и над воротами южными и северными сооружены башни, которыя в 1808 году были все переделаны и устроены круглыми с венецианскими окнами, из них впоследствии лучше всех отстроена северо-западная. В ней сделано 2 этажа и в каждом по комнате. Вид из этой башни на заозерное местоположение восхитительный. Из верхняго этажа проложена лестница на площадку самой крыши. С площадки в ясный день можно видеть простым глазом до 30 церквей, стоящих вокруг озера и близ московской дороги». Из книги: Титов А.А. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в городе Ростове, Ярославской губ. М., 1900. С. 16-17 На западной окраине Ростова, на выступающем в озеро Неро мысу, стоит Яковлевский монастырь. Он играет особенно важную роль в панораме города, первым встречая подъезжающих от Москвы. Спасо-Яковлевский Дмитриевский монастырь образовался из двух монастырей: Спасского и Яковлевского. Спасский или Княгинин монастырь был основан в XIII в. княгиней Марией, вдовой ростовского князя Василька Константиновича, убитого татарами в битве на Сити (1238 г.). Княгиня Мария провела последние дни в монастыре и там же похоронена в 1271 г. От древнего монастыря сохранилась лишь церковь Спаса на Песках, построенная в камне в 1603 г., во второй половине XVII в. храм был сильно перестроен. По указу Екатерины II в 1764 г. Спасский монастырь был упразднен и приписан к Яковлевскому, после чего образовался единый Спасо-Яковлевский монастырь. Яковлевский монастырь основан в конце XIV в. Ростовским епископом Иаковом. В 1686 г. по повелению Ионы Сысоевича построили первую каменную Троицкую соборную церковь, в 1754 г. переименованную во имя Зачатия св. Анны. В ней под спудом находятся мощи основателя монастыря. Пятиглавая, квадратная в плане она не отличается особой изысканностью, однако славится интерьер храма.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Переселившись из отдаленной Мологи в Тутаев, ближе к центру, Павел Груздев оказался вовлеченным в события, начало которых происходило в Ярославле и Тутаеве в 20-х годах. В городе еще рассказывали о том, как гэпэушники водили по улицам связанного епископа Романовского Вениамина (Воскресенского) – на поругание, с наполовину выбритой головой... В 1927 году епископ Вениамин был сослан в Казахстан и мученически скончался 5 октября 1932 г... Епископ Вениамин был в числе ближайших сподвижников митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского), на того и другого был написан в 1922 г. донос в Ярославское ГПУ, который послужил формальной причиной ареста обоих иерархов. Митрополита Ярославского Агафангела отец Павел глубоко почитал всю свою жизнь: он помнил его еще с детских лет, когда владыка Агафангел, объезжая Ярославскую епархию, наведывался в самые отдаленные ее уголки, в т. ч. Молог-ский Афанасьевский женский монастырь, Югскую Дорофееву пустынь – владыку Агафангела настолько везде любили, что, рассказывают, бежали за его пароходом, отплывающим от Мышкина или Мологи... Часто повторял имя Агафангела отец Павел, бережно хранил его фотографию и машинописную рукопись (самиздат) «Последние дни жизни, смерть и погребение высокопреосвященного Ярославского митрополита Агафангела». В этой рукописи, сделанной «рукою иеродиакона Филарета, в схиме – схи-иеродиакона Василия, который подвизался в нашем Спасском монастыре и служил с Высокопреосвященным митрополитом Агафангелом при его службах в монастыре», содержится и речь, сказанная перед погребением владыки архиепископом Варлаамом (Рященцевым), по делу которого и был арестован Павел Груздев в числе других 13-ти человек в мае 1941 года. Долгие десятилетия находилось под запретом имя митрополита Агафангела, а могила его в склепе Леонтьевской церкви Ярославля была засыпана мусором – здесь устроили место свалки... Отец Павел был один из немногих, кто хранил память о владыке Агафангеле, и являлся, по сути, прямым его духовным наследником, что доказывает даже сам факт его ареста по делу воспреемника митрополита Агафангела – архиепископа Варлаама (Ряшенцева) . Эта связь явственно видна при знакомстве с архивом владыки Агафангела. Архивные документы до недавнего времени хранились в сундучке у племянницы митрополита Агафангела – Алевтины Владимировны Преображенской, которая в 1923 году разделила с владыкой его ссылку в Нарымский край и была при нем сестрой милосердия до последнего его смертного часа, она и сохранила тайну архива владыки Агафангела и умерла 27 апреля 1994 года, не сказав ни слова об архиве ни своей дочери, ни внуку.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

Реставрационные работы на территории Спасо-Преображенского монастыря начались с 1920-х г.г. Тогда были ликвидированы последствия подавления белогвардейского мятежа и разобрана основная часть поздних пристроек. Основная реставрация проводилась в 1950-1960 г.г. В 2015 г. принято окончательное решение о поэтапной передаче Спасо-Преображенского монастыря Ярославской митрополии РПЦ. Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник будет постепенно переводиться в расположенные по соседству здания Спасских казарм и Благородного пансиона, в которых в настоящее время располагается Ярославский военный госпиталь. Информация с сайта Ярославский край Сооружений, подобных Спасо-Преображенскому монастырю Ярославля, во всей России немного. Ценность его давно заключается не только в красоте и древности, но в исторической роли, в роли духовной, крепко связывающей нас с землёй, на которой живём. Сюда часто приезжал Иван Грозный. Отсюда в 1612 г. уходило ополчение Минина и Пожарского на освобождение российской столицы, а в 1613 г. в монастыре остановился Михаил Романов перед очень важной дорогой - в Москву, на царство. В Спасо-Преображенском монастыре был открыт в XIII в. Григорьевский притвор - духовное училище, первое на северо-востоке Руси. А богатейшая библиотека монастыря сохранила для нас главное завещание предков - «Слово о полку Игореве». Когда в 90-х г.г. XVIII в. Алексей Мусин-Пушкин нашёл список «Слова» в монастырском хранилище, он ещё не знал, документ какой важности держал в руках. Только сейчас и начинает проявляться его безвременная суть: отрешитесь от собственной славы, объединитесь, чтобы уберечь родную землю… Дата основания мужского ныне упразднённого Спасского монастыря достоверно не известна. Первое упоминание о нём исследователи обнаружили в летописи «под годом 1186». Есть и ещё источники - Никоновская летопись, что указывает временем основания 1216-1224 г.г. Последнее вызывает большое сомнение учёных, так как документы говорят уже о каменном монастыре, хотя точно установлено, что первые стены были из дерева.

http://sobory.ru/article/?object=00216

В последние годы Спасо-Яковлевский монастырь большое внимание уделяет научно-исследовательской и издательской деятельности. Монастырь организовал и успешно провел пять Международных научных конференций, регулярно издает книги - о Ростове, монастыре, святителе Димитрии. Обитель имеет собственную библиотеку, ризничную, иконописную мастерскую. С июля 2010 г., благодаря содействию Московского Благотворительного фонда поддержки одаренных детей и молодежи имени святителя Димитрия Ростовского, при монастыре действует Школа искусств и музыки имени Святителя Димитрия Ростовского. Описание Ростовского Ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского-Димитриева монастыря и приписного к нему Спасского, что на Песках. – СПб.: В Типографии Якова Трея, 1849.; Титов А.А. Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь в городе Ростове, Ярославской губ. – М. : Печатня А. И. Снегиревой, 1900.; Титов А.А. Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь в городе Ростове, Ярославской губ. - Ростов (Яросл.): Типография А. Х. Оппель, 1913.; Иванов В.Н. Ростов Великий. Углич. – М., 1964.; Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом/В. И. Вахрина. – М.: Посад: Спасо-Яковлевлевский Димитриев монастырь, 1994.; Алитова Р.Ф. Никитина Т.Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII - начала XX века: каталог/Гос. музей-заповедник " Рост. кремль " . – М.: Сев. паломник, 2008.; Святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря в Ростове Великом/[текст М. Рубцовой; под общ. ред. игум. Серафима (Симонова)]. – Ростов: Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь, 2009.; Ростов Великий: святыни и достопримечательности: путеводитель/текст М. Рубцовой и А. Виденеевой. – Москва: Паломник: Православный Паломник, 2011.; Преславный град Ростов: история Ростова Великого от начала до наших дней/Е. И. Крестьянинова, Г. А. Никитина. – М.: Научный мир, 2012.; Брункевич Д. Слово и дело Димитрия Ростовского//Северный край, 2002, 4 октября.; Батуева Е. Главное чудо – обретение веры//Северный край, 2006, 22 апреля.; Хрупалова И. Кулинарные секреты отца Зенона//Северный край, 2009, 27 марта.; Хрупалова И. Патриарх просил у верующих молитв//Северный край, 2009, 6 октября.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Ярославский Спасский монастырь пользовался покровительством московских властей и всегда находился на позициях официальной политики Московского государства. Уже в первые годы опричнины Спасский монастырь в числе немногих монастырей вместе с Кирилло-Белозерским и Симоновым монастырем выступил в поддержку внутриполитической линии царя и был активным ее проводником. Вторая половина правления Ивана Грозного отмечена также неспокойной и внешнеполитической ситуацией: 1562–1563 годы – полоцкий поход; 1570 год – погром Новгорода и борьба с Крымским ханом Девлет-Гиреем. Кроме того, продолжалась затяжная Ливонская война (1558–1582 годы). Поэтому по-прежнему актуальной была тема прославления воинских подвигов. Неслучайно на кресте находилось довольно много изображений святых воинов. Важно отметить и тот факт, что большинство святых, чьи имена сохранились на кресте, получили признание Русской Церкви еще до Макарьевских соборов. На соборах 1547 и 1549 годов было канонизировано еще более тридцати новых святых, что также нашло отражение в иконографической программе креста. На нем были помещены четыре вновь канонизированных святых: Пафнутий Боровский, Макарий Калязинский, Иаков (епископ Ростовский), Никита Новгородский. Изображения этих святых есть и в стенописях Спасо-Преображенского собора 389 . Анализ состава изображений на кресте Салмана наводит на мысль, что он был задуман, прежде всего, как запрестольный. Его иконографическая программа перекликается с системой росписей Спасо-Преображенского собора, выполненных на четырнадцать лет раньше. Всего на кресте Салмана и в росписях собора встречается около двадцати общих изображений святых. При этом и тут и там местная монастырская тема отчетливо звучит на фоне общерусских тем. Среди массы икон и складней, которые изготавливали в Ростове, отдельные вещи выполнялись на заказ. Вероятно, одним из таких заказов является крест для ярославского Спасского собора. Известно, что в XVIbeke Спасский монастырь был одним из крупнейших монастырей центральной Руси. Запрестольный крест для центрального монастырского храма – серьезный заказ, и то, что Феодосий делает его в Ростове, свидетельствует о соответствующем уровне подготовки ростовских резчиков, способных создавать такие сложные произведения, как запрестольные кресты с многочисленными композициями праздников и святых.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Третьим примером будет у нас городской монастырь — ярославский Спасский  , один из древнейших на Руси. В летописи он упоминается впервые под 1216 г., основал его князь Константин Ярославский, тогда же была заложена каменная монастырская церковь, строительство которой завершилось через восемь лет  . В конце XV в. (1463) монастырь, после обретения почивающих там мощей князей–чудотворцев Феодора († 1299), Давида и Константина, занимал видное место среди почитаемых народом святынь  . Особое значение монастыря было подчеркнуто церковной иерархией через возведение настоятеля обители в сан архимандрита  . Владения монастыря состояли в основном из обрабатываемой земли, очень обширных покосов, заливаемых в весеннее половодье, и молодого леса. Уже в 1321–1345 гг. монастырь получил несудимую грамоту от удельного князя Василия Ярославского. При архимандрите Христофоре, то есть между 1464 и 1466 гг., великий князь Иван III пожаловал монастырю несудимую грамоту, из которой видно, что у Спасского монастыря была своя солеварня, в 1478 г. он приобрел еще одну солеварню; в 1490, 1508 и 1516 гг. последовали новые покупки распаханной земли с деревнями и починками  . В 1538, 1545, 1547 и 1550 гг. монастырь получил очень богатые вклады на помин души от князя С. Ф. Курбского и пожалования от царя  . После Стоглава, в 1555 и 1556 гг., монастырь совершал обмены «с царем»; интересно, что правительству монастырь предлагает имения с деревнями, а для себя просит ненаселенную землю  . В 1564 г. царь Иван дарит монастырю землю с деревнями, в 1562 г. монастырь получает вклад на помин души от боярина князя И. В. Пенькова, а в 1564 г. — дар от князя Д. Засекина  . Итак, в течение 50–60–х гг. владения монастыря значительно выросли, из этого видно, насколько практически не важным был приговор от 11 мая 1551 г. Недаром иосифлянское большинство Стоглава ввело в этот приговор оговорку, что монастыри и впредь могут получать имения как вклад на помин души. Обмен владениями не был еще запрещен, и Спасский монастырь использует эту возможность: он совершает обмены с самим государством — хороший пример того, как легко было обойти приговор от 11 мая 1551 г. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010