м. стал испрошенный свт. Алексием у прп. Сергия Радонежского любимый ученик последнего прп. Андроник Московский , выбравший место для обители на берегу Яузы, «недалече града», т. е. Кремля. В А. м. со времени его основания по благословению свт. Алексия был введен общежительный устав. В числе насельников обители и учеников прп. Андроника были преподобные Савва и Александр Московские (впосл. игумены), Андрей Рублёв и предположительно прп. Даниил . В XIX в. мощи преподобных Андроника и Саввы (время обретения неизвестно) почивали в одной раке под сенью в Спасском соборе А. м. в сев.-зап. углу (позолоченная серебряная рака пожертвована в 1876 г. А. М. Полежаевым - не сохранилась). Многие настоятели А. м. были удостоены архиерейского сана либо управляли мон-рем, будучи архиереями на покое: Митрофан (XVI в.), еп. Коломенский, Симеон (Стремоухов; † 1515), еп. Суздальский, свт. Серапион , архиеп. Новгородский, Сергий († ок. 1521), еп. Рязанский, Евфимий († ок. 1642), еп. Тверской, Никифор († 1682), митр. Астраханский, Симеон (Милюков ; † 1699), архиеп. Смоленский, Трифиллий (Инихов ; † 1702), митр. Сарский, Авраамий († 1708), митр. Рязанский, Арсений (Костюрин ; † 1712), архиеп. Воронежский, Иосиф († 1726), еп. Воронежский, Киприан (Скрипицын ; † 1740), еп. Коломенский, Сильвестр (Страгородский ; † 1802), еп. Крутицкий, Авраам (Шумилин ; † 1844), архиеп. Ярославский, Сергий (Спасский; † 1904), архиеп. Владимирский, и др. В нач. XVI в. в А. м. был заточен осужденный на Соборе 1509 г. и лишенный кафедры свт. Серапион, архиеп. Новгородский и Псковский. В 1653 г. в течение 4 недель находился в заточении расколоучитель расстриженный протопоп Аввакум . Спасский собор. 1410-1427 гг. Спасский собор. 1410-1427 гг. В смутное время А. м. был разорен польско-литов. отрядами, восстановлен в 1613 г., в XVII в. считался «божедомским», т. е. в нем отпевали скончавшихся внезапной или насильственной смертью. По описи 1678 г., обитель владела 210 крестьянскими дворами. А. м. пострадал от сильного пожара в 1748 г.

http://pravenc.ru/text/115428.html

98 Архимандрит Василий Базилевич с 1778 г. Ректор Год кончины его в 1798 г. в Ист. Российск. иерархии (Т. 1, стр. 643) показан неверно. 100 Иеракс (Емельянов) – префект Харьковского Коллегиума. Сведения о нём в Ист. российс. иерархии (стр. 643) не точны. 101 Амфилохий Леонтович из Ростовского Яковлевского монастыря переведён в 1786 г. в Киевский Межигорский. 102 Иоиль с 1776 г. архимандрит Спасского в Ярославле монастыря: 3-го июля 1787 г. уволен на покой, а монастырь обращён в архиерейский дом. 103 Из архимандритов Новгородского Хутынского монастыря 21 апреля 1786 г. рукоположен в епископа Старорусского, Викария Новгородской епархии; с 6-го мая 1788 г. епископ Тамбовский, – скончался 23 декабря 1811 года. 104 Арсений (Димитрий) Тодорский родился в 1744 г., учился в Коломенской и Рязанской семинариях, и затем в Московской академии. В 1771 г. пострижен в монашество и назначен префектом Коломенской семинарии; 1773 г. определён игуменом Спасского Коломенского монастыря; с 6 апреля 1774 г. архимандрит Голутвина Богоявленского монастыря и ректор семинарии; 30 июня 1788 г. настоятель Ростовского Борисоглебского монастыря и ректор Ярославской семинарии. Отсюда вызван в Петербург на чреду священнослужения и в 1792 г. назначен настоятелем Троицко-Сергиевой пустыни, близ Петергофа; 16-го декабря того же года переведён в Кириллов Белоезерский, а отсюда 21-го июня 1796 г. – в Новгородский Юрьев монастырь; 15-го августа того же 1796 года рукоположен в епископа Вологодского, и там 15-го июня 1802 года скончался. 106 В дневнике А. Арсения под 20 марта 1786 г. записано: «писаны по почте письма к Обер-Секретарю Наумову и Каменскому. 107 Царевич Грузинский (Карталинский?) Антоний II – хиротонисанный 30 июля 1786 года в Царском селе в митрополита Ниноуминдского, вступил на Мухедскую кафедру из митрополитов Алавердских в 1789 г.; вызван 1811 г. июня 10 дня в Москву; жил с 1812 г. в Нижнем-Новгороде, сохраняя звание католикоса; скончался 21 декабря 1827 г. и погребён в Нижегородском Преображенском соборе. (Иерархия Всероссийской церкви, Н. Д. М. 1892 г., стр. 187).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

28 ноября в государевой столовой избе собрались: патриархи, все русские и греческие архиереи, архимандриты, игумены, бояре, окольничие и думные люди. Государь говорил собравшимся о самовольном оставлении Никоном патриаршей кафедры, о том, что русская церковь остается без верховного пастыря уже девятый год и просил патриархов, чтобы они, «святейшие патриархи, учинили о том по правилам святых апостол и по преданию святых отец седми вселенских соборов и по своему рассмотрению». На это предложение царя патриархи ответили, что по правилам св.апостол и св.отцов вселенских соборов следует послать за патриархом Никоном и позвать его на собор, на котором он должен дать отчет о его самовольном отшествии из Москвы и о других церковных винах. Решено было немедленно послать к Никону в Воскресенский монастырь звать его на собор: псковского архиепископа Арсения, Спасского ярославского монастыря архимандрита Сергия и архимандрита суздальского Спасского Евфимиева монастыря Павла. 29 ноября посланные доносили, что Никон, на их приглашение немедленно ехать в Москву «известия ради всяких духовных вещей», ответил им так: «я-де поставление святительства и престол патриарший имею не от александрийского, ни от антиохийского патриархов, но от константинопольского, а патриархи-де александрийский и антиохийский и сами живут не во Александрии и не во Антиохии; александрийский-де живет во Египте, а антиохийский – в Дамасце; а если-де александрийский и антиохийский патриархи по согласию с константинопольским и еросалимским пришли в царствующий град Москву для духовных вещей, и как-де он соберется и в царствующий град Москву придет для духовных вещей известия ради, а собранию своему и поезду к Москве времени не объявил». Этот ответ Никона понят был, как его отказ немедленно явиться на собор, почему 30 ноября патриархи, в согласии с государем, решили еще два раза позвать на собор Никона чрез особых назначенных для этого двух архимандритов. А пока те ездили к Никону, собравшиеся у государя в столовой избе патриархи и другие стали слушать чтение свитка, заключавшего в себе ответы четырех патриархов на царские вопросы, ранее привезенные с востока греком иеродиаконом Мелетием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

«Не многие из тех, которые провели большую часть жизни в Москве, смотрят равнодушно на Донской монастырь: почти все приближаются к нему с умилением и слезами, ибо там главное кладбище дворянства и богатого купечества». Так говорил некогда Н.М. Карамзин о кладбище Донского монастыря. Тоже самое можно было сказать и о некрополе Спасо-Преображенского (Спасского) монастыря. Казанцы не могли проходить без благоговения мимо этого уголка земли, где упокоились останки многих великих людей. Правда кладбище это было невелико и не богато изящными памятниками, но таинственная сень его была способна вызвать много дорогих воспоминаний и благоговейных чувств. Здесь представали образы мирно почивших о Господе и архипастырей, и военачальников, и именитых купцов казанских, и скромных тружеников - монахов. А над всем этим господствовала мысль о том, что этот уголок земли был местом вечного упокоения великих угодников Божиих и первых просветителей казанского края - святителей Гурия и Варсонофия. Самой первой на погосте Спасского монастыря была могила св. Гурия, скончавшегося 4 декабря 1563 года и погребенного за алтарем соборной церкви монастыря. Над могилой его вскоре же была сооружена боярином Иваном Елизаровичем Застолбским «каменная клеть». В 1576 году клеть эта приняла под свою сень нового великого подвижника веры св. Варсонофия († 11 апреля 1576). В 1595 году, при перестройке деревянного собора в каменный, клеть, устроенную Застолбским, пришлось сломать. При этом 4 октября последовало открытие мощей свв. Гурия и Варсонофия. Нетленные тела их были перенесены в придел Преображенского собора. А для останков иноков Ионы и Нектария сооружена была пред алтарем каменная «пещерка», которая изнутри имела каменный свод. Снаружи дневной свет проникал через пять узких продолговатых оконца, забранных железными решетками. Вход в неё был углублён в землю на четыре ступени. 20 июня 1630 г. мощи св. Гурия были переложены казанским митрополитом Матвеем с собором освященных лиц в новую серебряную раку, устроенную дворянином Саввою Тимофеевым Аристовым и торжественно перенесены в Кафедральный Благовещенский собор. В сентябре 1918 г. Рака с мощами по требованию новых властей была перенесена в храм Николы Тульского Казанско-Богородицкого женского монастыря, а затем в Петропавловский собор. Ныне мощи святителя почивают в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище.

http://ruskline.ru/analitika/2012/06/27/...

Ростов. Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:Между 1777 и 1779. Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Энгельса, 44 Координаты: 57.174458, 39.393582 Проезд:На территории Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты За Дмитриевским собором встроена в стену надвратная колокольня, построенная в 1777-1779 годах. «Колокольня состоит трех ярусов четырехугольной формы; в нижнем ярусе устроены святыя ворота и обставлены колоннами; в третьем ярусе повешены колокола, а пол куполом сделаны боевыя часы. Купол зеленою краскою, крест и под ним яблоко вызолочены. На колокольне 15-ть разной величины колоколов, из коих замечателен древний колокол весом в 71 пуд, поступивший в 1765 г. из Спасскаго монастыря, что на Песках; другой, весом в 4 пуда, хранится в монастыре; из надписи вокруг его видно, что этот колокол прислан в 1652 году царем Алексеем Михайловичем на поминовение по Святейшем Патриархе Иосифе». Из книги: Селецкий Д.С. Описание Ростовскаго Ставропигиальнаго первокласснаго Спасо-Яковлевскаго-Димитриева монастыря и приписнаго к нему Спасскаго, что на Песках. СПб., 1849. С. 32 В 1869 г., во времена настоятельства архимандрита Иллариона, в составе монастырского колокольного набора появился новый большой колокол весом в 770 пудов. Он был отлит в Москве, на заводе Дмитрия Николаевича Самгина. Его стоимость составила более 12 тысяч рублей, из которых третья часть была заплачена из монастырской казны, а две трети – внесены благотворителями монастыря. Новый колокол оказался в два с половиной раза тяжелее своего предшественника, оставшегося при нем вторым. Перед его подъемом балки колокольни предусмотрительно укрепили. Д.Н. Самгин рекомендовал «для лучшего звона» повесить колокол в верхнем пролете колокольни, опасаясь, что в нижнем пролете «звук оного может уменьшиться», однако монастырское начальство благоразумно решило разместить его в более надежном нижнем ярусе колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=44370

В 1731-м-ь году отпущен в Глуховский Петро-Павловский Монастырь оказавшийся больным иеромонах Варнава 2093 . Когда для Александро-Невского Монастыря настала, после падения архиепископа Феодосия, полоса отобрания поступивших в него предметов, она, все разрастаясь, распространилась и на сферу личного состава братии. В июне 1730-го года архимандрит Донского Монастыря Илларион ходатайствовал о возвращении в Донской Монастырь взятых в 1718-м, 1721-м и 1727-м годах в Александро-Невский Монастырь постриженников Донского Монастыря, двух иеромонахов и двух иеродиаконов. Мотивировал архимандрит Илларион свое ходатайство тем, что «из давних лет поведено быть в Донском Монастыре иеромонахам, иеродиаконам и клирошакам Киевлянам, которое Киевское пение утверждено и доныне в Донском Монастыре, и по призыванию из Малороссийских городов крылошане и собраны были»; после вызова Донских иеромонахов и иеродиаконов в Александро-Невский Монастырь «в Донском Монастыре к Киевскому пению монахов умалилось» 2094 . В 1742-м году отпущены на обещание иеромонахи: Феодосий Вологодский, служивший в последнее время наместником и казначеем Иверского Монастыря и строителем Староладожского, по болезни, в Спасоприлуцкий Монастырь; бывший в Монастыре с 1735-го гола Никандр Златоустовский, по слабости зрения, в свой прежний Монастырь; Виктор Ростовский, по старости, в Спасский Ярославский Монастырь, в котором числился при вызове в Невский; Симеон (Ноздровский) – в Смоленский Троицкий Монастырь; иеродиаконы: Иона Донской, Даниил Московского Знаменского Монастыря, – все по болезни, в свои Монастыри 2095 . Иеромонах Симеон, в мире Самуил Зиновьевич Ноздровский, сын Смоленского протопопа, родился в 1690-м году, служил при отце дьячком, в 1715-м году рукоположен во священника в село Горки, в 1722-м году овдовел, в 1728-м году поступил в Смоленский Троицкий Монастырь, где в 1731-м году и пострижен 2096 . Иеромонах Никандр, в мире Никита Иванович Шилин, сын купецкого человека города Коломны, родился в 1689-м году, сам «имел купечество» до 1716-го года, а в этом году постригся в Великоустюжском Архангельском Монастыре, в 1719-м году рукоположен во иеродиакона в Сольвычегодский Монастырь, в 1729-мч. году во иеромонаха в Костромской Богоявленский Монастырь 2097 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Досифей – епископ Орловский. 1751 † 16 июня 1827. В мире Ильин. Образование получил в духовном училище и Орловской семинарии, по окончании ее был в ней преподавателем, префектом и ректором. В 1788 г. пострижен в монашество. С 1793 г. – архимандрит Сергиевой пустыни и присутствующий духовной консистории. В 1795 г. хиротонисан во епископа Старорусского. С 1798 г. – епископ Орловский. В 1817 г. уволен на покой с назначением управляющим Трубчевским Спасским Чолнским монастырем, где и скончался. Преосв. Досифей заботился о просвещении детей духовенства, устраивал училища, обновлял брянские монастыри. Отличался крутым нравом. – 24, 25, 28. Досифей – архимандрит, настоятель Оптиной Пустыни. 1827 † 31 марта 1900. В мире Илья Никифорович Силаев. Из щигровских мещан. Вступил в братство Оптиной Пустыни 4 июля 1851 г., пострижен в мантию 9 августа 1858 г., посвящен в иеродиакона 16 июня 1863 г., в иеромонаха – 7 сентября 1869 г. В 1878 г. назначен настоятелем Мещовского Георгиевского монастыря. 9 мая 1883 г. возведен в сан игумена. С 6 ноября исполнял обязанности благочинного монастырей Калужской епархии. Возведен в сан архимандрита 7 апреля 1894. С 30 сентября 1894 по август 1899 г. – настоятель Оптиной Пустыни. При нем были выплачены долги обители. Погребен в Казанском соборе Оптиной Пустыни. – 93, 103, 114, 196. Дунаев Иван Афанасьевич – крестьянин. – 302. Дунаев Иван Иванович – крестьянин, сын И.А.Дунаева. – 302. Евдокия – монахиня Вяземского монастыря в Смоленской губернии. В мире Смирнова. – 301. Евлампий – архиепископ Вологодский и Великоустюжский. † 12 марта 1862. В мире Петр Никитич Пятницкий. Родился в семье священника Ярославской епархии. Учился в Ярославской семинарии и Московской духовной академии, где был оставлен бакалавром. В 1822 г. пострижен в монашество, рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1826 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Дмитровского Борисоглебского монастыря. С 1830 г. – настоятель Московского Знаменского монастыря, с 1831 г. – настоятель Можайского Рождество-Богородичного Лужецкого монастыря. Все эти годы о. Евлампий последовательно состоял библиотекарем, инспектором и профессором Академии. С 1831 г. – ректор Вифанской семинарии. В 1834 г. хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. С 1840 г. епископ Орловский и Севский, в 1844 – 1852 гг. – епископ Вологодский и Устюжский. В 1852 г. возведен в сан архиепископа Тобольского и Сибирского. В 1856 г. уволен на покой в Свияжский Успенский монастырь Казанской епархии, где скончался и погребен. Преосв. Евлампий отличался исключительной добротой и постнической и благочестивой жизнью. – 157.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В 1920-х годах после закрытия Ильинского храма, когда было издано постановление ВЦИК об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим Поволжья, ковчег с частицей Ризы Господней исчез. Как оказалось, святыня хранилась в музейных фондах под другим названием и благополучно «дожила» в Ярославском музее-заповеднике «Спасский монастырь» до третьего тысячелетия. Хранитель фонда драгоценных металлов музея-заповедника Е.В. Бурдакова, готовившая на Пасху 2002 года очередную выставку, обнаружила частицу Ризы Господней в ковчеге, который по документам числился как одна из реликвий из ризницы Спасского монастыря. Она узнала частицу Ризы Господней по описаниям, сохранившимся в музее – в книге 1906 года ярославского мецената Вахромеева. В серебряном позолоченном ковчеге в виде Гроба Господня, в центре барельефа, изображающего расходящиеся в разные стороны лучи света, лежит восьмигранная серебряная панагия, которая украшена четырьмя драгоценными камнями. В центре панагии под пластинкой слюды находится кусочек льняной ткани, размером с ноготь – частица Ризы Господней. Ковчег и панагия хранились в фондах Ярославского музея-заповедника под разными номерами просто как церковная утварь. Известно немало случаев, когда работники музеев СССР, как и в Ярославле, намеренно путали легенду церковных предметов, чтобы спасти их от уничтожения. Они надеялись, что рано или поздно истинное значение этих ценностей обнаружится. Так в Ярославле нашлась великая святыня. В Великую Пятницу, 9 апреля 2004 года, святыня была передана Русской православной церкви и положена на поклонение в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. «Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче, Царя веков и Подателя благих, разрушившаго вражды средостение и мир подавшаго роду человеческому. Даруй и нам, рабом Твоим, мир ризою Твоею честною, вкорени во всех страх Твой и друг ко другу любовь утверди, угаси всякую распрю, вся разногласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш, и Тебе славу воссылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

http://pravoslavie.ru/132998.html

См. Тихонова Луховская. Тмутараканский Богородицкий монастырь Давно уже упразднённый мужской, находился близ Княжеского города Тмутаракани 90 бывшего в острове сего имени, и основан был Преподобным Никоном, Киево-Печерским Чудотворцем, в 1088 году преставившимся. См. Патерик Печерский в житии Пр. Никона. Тобольский Знаменский монастырь См. Знаменский Тобольский. Тобольский Успенский монастырь См. Успенский Тобольский. Толоконцова Спасская пустынь Упразднённая мужская, находилась в Нижегородском уезде, и была приписной к Савину Сторожевскому монастырю. Толгский Ярославский монастырь Общежительный мужской 3 класса, находится в Ярославском уезде на левом берегу речки Толги, впадающей в Волгу, на низменном месте, от Ярославля к северу в 7 вёрстах. Окружён: 1) с западной стороны – рекой Волгой; 2) с северной – речкой Толгой; 3) с южной – кедровым, Сибирских плодовых кедров, садом; 4) с восточной – также речкой Толгой. Построен при Князе Давиде Феодоровиче Ярославском в 1314 году, Преосвященным Трифоном 91 , Архиепископом Ростовским, по случаю явившегося ему в том году на том месте Чудотворного Образа Толгского Богоматери. В этом монастыре ныне ЦЕРКВЕЙ каменных три: 1) соборная Входа во храм Пресвятой Богородицы с приделом Благоверных Князей Феодора и чад его, Давида и Константина; 2) Крестовоздвиженская с приделом св. Иоакима и Анны; 3) во имя Спасова Образа Нерукотворного, при ней больница с приделом святого Лазаря; 4) на святых воротах Чудотворца Николая; 5) КОЛОКОЛЬНЯ при соборной церкви; 6) Настоятельские, 7) братские и 8) гостиные КЕЛЬИ в два этажа; 9) ОГРАДА кругом монастыря каменная. В 1609 году монастырь этот был разорён от Литвы, при чём почти все монахи, также и монастырские служители были побиты; но после того, поправляясь, пришёл против прежнего несравненно в лучшее состояние. Находящемуся в нём Чудотворному Образу Толгской Богоматери, празднество бывает 8 Августа ежегодно. С 1764 по 1793 годы Настоятельство в этой обители было Игуменское; а в оном в 1793 году Именным Указом от 4 Мая учреждена Архимандрия на прежнем положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

1) в Троицын день; 2) Октября 28 числа. Воскресенский Угличский монастырь Ярославской Епархии мужской, упразднённый. Находился в городе Угличе. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов, было за ним 919 душ крестьян; а по Штатам обращён в приходскую церковь . Воскресенский Устюженский монастырь Новгородской Епархии, в 1764 году упразднённый, мужской. Находился в городе Устюжне, близ соборной нынешней церкви, за рекой Ворожеей. Когда, кем и чьим иждивением построен, неизвестно. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов, было за монастырём сим и с приписной к нему Силоезерской пустыней 151 душа крестьян, пахотной земли 45 десятин. Настоятельство издавна было Строительское, потом Игуменское, и наконец, паки Строительское. Из Настоятелей упоминаются: 1) Строитель ИОНА, в 1699 году переведённый в Шалацкий монастырь; 2) Игумен ИОАСАФ, в 1763 году, Сентября 18, переведённый в Дымский монастырь; 3) Строитель Иеромонах ВАРЛААМ. Прибавление из VI тома Всеволож монастырь Так назван в 1070 году Киево–Выдубицкий, по имени возобновителя этой обители, Великого Князя Всеволода (см. Татищев, Российская История, ч. 2, стр. 124). Воскресенский Череповский См. Череповский Воскресенский. Вохорский монастырь Мужской православный. Находился в Княжестве Литовском. В 1718 году, Января 18, по причине бывшего тогда гонения на православие, настоятель монастыря сего и монашествующие обще с другими держащимися твёрдо и неуклонно православного вероисповедания просили Государя ПЕТРА I о защите их от насилий и притеснений Униатов, через отнятие доходов и мучительские побои склоняющих к Унии: однако насилием Униатов отторгнут от православия и обращён в Униатский. Вселуцкая Новосильская пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Ржевском уезде при озере Вселуке по которому и название своё имеет. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов принадлежала она к Синодальной области, а потом упразднена. Входо-Иерусалимская пустынь Женская, упразднённая. Находилась до Штатов 1764 года в Рязанской Епархии в Муромском Стародубском уезде, а по Штатам упразднена. Входо-Иерусалимский Спасский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010