А. Лесенковой). В лике новопрославленных святых образ А. был помещен в 1989 г. в алтаре Покровского храма МДАиС. После канонизации появились иконы, на к-рых старец изображен благословляющим, в монашеском одеянии, в куколе или с непокрытой головой, часто с развернутым свитком в левой руке (напр., с надписью: «Потребно нам более всего иметь смирение искреннее пред Б[о]гом и пред людьми» - на иконе 1990 работы Л. Шеховцовой) или в епитрахили и скуфье, с палочкой-посохом (икона 1993 работы А. Дыдыкина). Была разработана житийная иконография А. (напр., икона 1997 работы инока Артемия (Николаева) над ракой преподобного во Введенском соборе Оптиной пуст.), создан шитый покров на раку (1990, мастерская Княжина жен. мон-ря в Болгарии), хоругви и шитые иконы (кон. 90-х гг. XX в., мастерская Оптиной пуст.). Лит.: Павлович Н. А., Толмачев А. Л. К биографии художника Болотова//Прометей. М., 1983. [Вып.] 13; Духовные светочи России. С. 235-239. Кат. 214, 215; Соловьев В. Картины Полотняного Завода//Русская галерея. 2001. 1. С. 85-89. Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев)

http://pravenc.ru/text/114352.html

Поволжье же – Ярославль, Кострома прежде всего, о самостоятельности особой вовсе не помышлявшие, – дало образцы церковного искусства, ни в чем не уступавшие тому, что создавали царские изографы. Росписи ярославских и костромских храмов, работы мастеров Поволжья в других городах России – одно из ярчайших достижений русского искусства XVII столетия. Среди известнейших поволжских мастеров – Гурий Никитин, Иоаким Агеев, Василий Ильин, Сила Савин, Севостьян Дмитриев, Василий Кондаков, Дмитрий Григорьев... Ведущим жанром для костре > и чей и ярославцев стала стенная роспись, хотя и иконописание у них тоже процветало. Во многих храмах создавались фантастические по красоте живописные ансамбли, цветовые гармонии, отражавшие красоту земного мира. В росписях этих применялся принцип композиционного построения, знакомый нам по церкви Троицы в Никитниках: ярусно-поясная последовательность сюжетов евангельских, житийных (в зависимости от посвящения конкретного храма). Молящиеся не только проникались чувством торжества земной красоты, но и имели перед глазами последовательный рассказ о земных деяниях Христа, о житии Богородицы или какого-либо святого. Стенописцы раскрывали житие как череду жизненных событий, понятных каждому человеку: многие сюжеты, например, были связаны с теми или иными хозяйственными работами. Персонажи росписей могут заниматься жатвой, сооружением сруба или пахотой. Тяготение к жанровым по сути сценам, показ трудовой деятельности человека на земле сочетались у художников со стремлением дать психологические характеристики изображенных людей, причем трактовка внутреннего облика и деятельности святого была максимально приближена к пониманию тех, на кого были рассчитаны изображения. Жития раскрывались в категориях мышления, для человека привычных. Волжские города – города торговые, здесь обитало множество купцов, предпринимателей. Поэтому, например, святитель Николай Мирликийский, весьма почитаемый на Руси, изображался преимущественно как добрый покровитель, материально (золотом, деньгами) выручающий тех, кто попал в беду, впал в нужду и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dunaev/...

А. В. Кузьмин Иконография К. Д. изображается в клеймах житийных икон преподобных Варлаама Хутынского и Михаила Клопского. Так, в циклах посмертных чудес прп. Варлаама, как правило, встречается клеймо «Исцеление кн. Константина Димитриевича у гроба святого», к-рое иногда располагается 1-м в нижнем ряду. Это событие запечатлено, напр., на московской иконе преподобного с 20 клеймами жития 50-60-х гг. XVI в. (ГРМ; см.: Святые земли Русской: Кат. выст./ГРМ. СПб., 2010. С. 54-55. 20), на ярославских иконах с 18 клеймами 2-й пол. XVI и сер. XVII в. из ц. прор. Илии в Ярославле (ЯИАМЗ) и с 36 клеймами посл. трети XVI в. (ЯХМ; см.: Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Шедевры древнерус. живописи в музеях Ярославля. М., 2009. Т. 1. С. 416-427. Кат. 76) и др., а также на миниатюрах из лицевых рукописей. На последней иконе чудо проиллюстрировано в 3 клеймах; князь изображен молодым, безбородым, лежащим на одре возле мощей прп. Варлаама, припавшим к раке, потом «во церкви здрава ходяща». На сев. иконе прп. Михаила Клопского с 16 клеймами жития нач. XVII в. (ГИМ; см.: Россия. Православие. Культура: Кат. выст./ГИМ. М., 2000. С. 29-30. Кат. 62) в 3 клеймах показано, как прп. Михаил повелел К. Д. построить в обители каменную Троицкую ц., как она была заложена и освящена. В среднике иконы-пядницы 1-й пол. XIX в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ; см.: Русские мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 143) по сторонам от фигуры святого написано 5 сюжетов, в т. ч. справа в центре - «Кн. Константин Димитриевич узнает прп. Михаила». В обоих произведениях К. Д. написан средовеком в княжеском одеянии. Миниатюры с изображением К. Д. помещены во 2-м Остермановском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2). Проиллюстрированы его рождение и крещение (Л. 323, 328 об.), поход на немцев во главе псковского войска (Л. 710), поездки в Новгород (Л. 720 об., 862 об.- 863), прием и отправка послов (Л. 870 об.- 871), возвращение в Москву (Л. 873 об.). Одна миниатюра из Шумиловского тома показывает его возглавляющим поход против кн. Георгия Димитриевича (РНБ. F.IV.232. Л. 3 об.). На миниатюрах, кроме 2 первых, где он изображен младенцем, К. Д.- средовек в княжеской одежде.

http://pravenc.ru/text/2057070.html

Исторический жанр в живописи во все времена был идеологическим. Но это никогда не мешало художникам делать свои работы концептуальным высказыванием и личным переживанием. Преподобный Сергий Радонежский. Житийная икона В 1959 году реставраторами была раскрыта одна из икон ярославской школы. Под темным слоем олифы и верхними записями было открыта так называемая наделка (то есть дополнение к иконе) с сюжетом о «Мамаевом побоище». По всей видимости, наделка была сделана в восьмидесятые годы XVII века. В центре композиции изображен легендарный поединок Пересвета с Челубеем, справа – воинство Дмитрия Донского, готовое к бою, слева – лагерь Мамая. В самой нижней части композиции изображены встреча победителей и погребение воинов, погибших за други своя. Икона находится в собрании Ярославского художественного музея. Первая половина XIX века: «Поднять из гроба знаменитых предков» Развитие искусства, вектор его движения напрямую зависит от среды и общества, времени и его моды. Военные потрясения начала XIX века, победное шествие Наполеона по Европе, война 1812 года, – эти события так или иначе коснулись практически всех сфер русской жизни и определили всплеск интереса не только к настоящему, но и к героическому прошлому страны. Изданная в 1818 году «История государства Российского» Карамзина буквально взорвала общественное мнение и надолго стала предметом бурных салонных дискуссий. Перу Карамзина также принадлежала и статья «О случаях и характерах в Русской истории, которые могут быть предметом художеств». Этой статьей историк задал планку и определил тему актуальную в искусстве: «Мысль задавать художникам предметы из отечественной истории достойна вашего патриотизма и есть лучший способ оживить для нас ее великие характеры и случаи, особливо пока мы еще не имеем красноречивых историков, которые могли бы поднять из гроба знаменитых предков наших и явить тени их в лучезарном венце славы… Должно приучить россиян к уважению собственного; должно показать, что оно может быть предметом вдохновений артиста и сильных действий искусства на сердце. Не только историк и поэт, но и живописец и ваятель бывают органами патриотизма…

http://pravmir.ru/kulikovskaya-bitva-zhi...

В основе этого житийного сюжета лежат 2 разных чуда: чудо Г. на о-ве Лесбос - возвращение отрока в родительский дом и возвращение отрока отцу-священнику Георгиевской ц. (напр., на вологодской иконе, сер. XVIII в. (ВГИАХМЗ) - в клеймах 9 и 10 представлены оба чуда возвращения отроков). С темой чудесной помощи Г. связан еще ряд сюжетов. Г. неск. раз защищает прп. Феодора Сикеота (пам. 22 апр., за день до пам. Г.) от демонов, явившихся в облике волков и др. страшных животных, напр. в клеймах иконы «Святые Феодор Сикеот и Георгий с житием Феодора Сикеота в 22 клеймах» из Никольского единоверческого мон-ря в Москве (кон. XVI - нач. XVII в., ГТГ) прп. Феодор и Г. изображены в среднике, в рост, в молении. Неоднократно Г. выступает помощником в ратных делах, напр. на иконе «Чудо от иконы Богородицы «Знамение»» («Битва новгородцев с суздальцами»), где Г. выезжает из ворот города вместе со святыми Димитрием, Борисом и Глебом во главе войска новгородцев (XV в., ГТГ; сер.- 2-я пол. XV в., НГОМЗ); на иконе, где представлено видение всемирной истории в образе воинствующей Церкви, «Благословенно воинство небесного царя» (после 1552, ГТГ) Г. изображен в авангарде нижнего ряда войск. Самый ранний житийный цикл Г. частично сохранился в росписи Георгиевского (сев.) придела собора Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.). Представлены следующие сцены жития: исповедание веры перед имп. Диоклетианом; царица Александра и Г.; Г. перед проконсулом Магненцием; военачальники Анатолий и Протолеон перед Г.; мучение во рву с известью; мучение на кресте скребками (еще одна сцена плохой сохранности). В росписи ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (60-е гг. XII в.), в диаконнике, над большой композицией «Чудо о змии» помещались 2 сцены (сохр. незначительные фрагменты), возможно с изображениями допроса имп. Диоклетианом и мученичеств или усекновения головы. В рус. иконописи наиболее ранний житийный цикл известен на новгородской иконе с изображением в среднике «Чуда вмч. Георгия о змии» (1-я пол. XIV в., из собрания М. П. Погодина, ГРМ). В 14 клеймах иконы изображены сцены мучения Г. (за исключением чуда сокрушения идолов в клейме 6). Особую группу составляют житийные иконы XVI в. московской иконографии, отличительная черта к-рых - отсутствие прижизненных чудес (4 иконы «Вмч. Георгий с 16 клеймами жития»: ок. 1500 г., ЦМиАР; из Пятницкого мон-ря г. Дмитрова, 1-я треть XVI в., ЦМиАР; из дер. Баринцево Любимского р-на Ярославской обл., нач. XVI в., ЦМиАР; из Успенского собора г. Дмитрова, 1-я треть XVI в., ЦМиАР). Ее основой являются визант. житийные иконы XIII-XV вв., в т. ч. упомянутые иконы из мон-ря вмц. Екатерины на Синае.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Н. Город Муром, история его и древности// Он же. Владимирский сб. М., 1857. С. 79-88; Макарий (Миролюбов), архим. Сб. церковно-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863; Добрынкин В. Н. Муром прежде и теперь. М., 1903; он же. Муромская икона Божией Матери//Владимирские ЕВ. 1909. 16. Отд. неофиц. С. 258-259; он же. Муромский Богородицкий собор. Владимир, 1916; Белоцветов Л., свящ. Муромский Богородицкий собор. Муром, 1907; Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 72-75. Ил. 63; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 257. Кат. 689; С. 260. Кат. 694; Дмитриева Р. П. Повесть о Рязанском еп. Василии: (История текста первоначальной редакции)//ТОДРЛ. 1977. Т. 32. С. 40-55; она же. Повесть о Петре и Февронии. Л., 1979. С. 83-87, 325-326; Сиротинская А. А. Иконография св. Василия еп. Рязанского и Муромского на мат-лах муромского круга памятников//Муромский сб. Муром, 1993. Вып. 1. С. 24-33; Кочетков И. А. Икона Муромской Богоматери//Уваровские чт., 2-е. М., 1994. С. 72-74; «Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея. СПб., 1995. С. 174. Кат. 100; Комашко Н. И. Икона «Богоматерь Муромская» Симона Ушакова 1677 г. из частного собр. в Москве//7-е Науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2003. С. 65-73; она же. Подписные иконы мастеров Оружейной палаты и их последователей//Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. М., 2003. 10(11). С. 84-95; Иконы Мурома. М., 2004; Святые образы: Рус. иконы XIX-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 50, 369. Кат. 22; Сухова О. А. Житийная икона святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора Муромских: А. Казанцев, 1714 г. М., 2006; она же. К вопросу об образце миниатюр поздних списков житий Муромского круга//Книжная культура Ярославского края. Ярославль, 2007. С. 28; она же. Икона «Муромская» - насколько муромская?//Уваровские чт., 8-е. Владимир, 2012. С. 104-139; она же. Богоматерь Муромская: Легендарный образ и памятники иконографии XVI-XX вв.//Яхонтовские чт., 2010.

http://pravenc.ru/text/Муромской иконой ...

В Белгороде проходит выставка икон Ярославского художественного музея Белгород, 4 мая 2009 г. В пасхальные дни в Белгороде открылась экспозиция 59-ти икон из коллекции Ярославского художественного музея, сообщает Благовест-инфо . В Белгороде представлены храмовые и малые запрестольные ярославские иконы XVIII века. Специалисты относят появление иконописной школы в Ярославле к XVI веку, которая полностью сложилась к середине XVII в. Ярославские иконы того времени считались в России образцом иконописи. На сегодня по числу сохранившихся предметов ярославская школа является одной из самых представительных русских иконописных традиций. Ярославский музей обладает крупнейшей коллекцией, насчитывающей более 2 тыс. экспонатов иконописи. Наиболее полно представлены в музее иконы XVIII-XIX вв. Ярославская иконопись XVIII в. интересна также тем, что, сохраняя старые традиции, она испытала на себе существенное влияние барокко и западноевропейскорй гравюры. В экспозиции, предназначенной для демонстрации в Белгородском музее, представлены иконы праздничного ряда иконостаса и пророческого чина: «Богоявление», «Пророк Даниил», «Пророк Илия», «Благовещение». Помимо этого, экспозиция даёт представление о традициях миниатюрного «строгановского письма». Это житийные и праздничные иконы. На выставке представлено и неординарное построение композиции клейм («образа в житии»), свойственное ярославской школе. Среди экспонатов, привезённых в Белгород – авторские датированные иконы ярославских мастеров Завязошникова, Шергина, Шустовых. Выставка «Ярославская икона XVIII века» в Белгородском государственном художественном музее продлится до середины июня. 4 мая 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/30267.html

В Иконописной школе при Московской Духовной академии прошла защита дипломных работ 29 декабря 2007 г. 11:27 27 декабря 2007 года в Иконописной школе при Московской Духовной академии прошли защиты дипломных работ выпускниц. Монахиня Вероника (Терехова) представила к защите диаконские врата с изображением архангелов Михаила и Гавриила. Екатерина Комарова защищала диплом — житийную икону святых родителей преподобного Сергия Радонежского — преподобных Кирилла и Марии. Диаконские двери будут направлены в Елецкий Успенский монастырь города Чернигова, икона преподобных Кирилла и Марии — в храм преподобных в Троице-Сергиевом Варницком монастыре Ростовского района Ярославской области. Сайт МДА /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/344546.htm...

Детский святой: 16 июня – перенесение мощей благоверного царевича Димитрия из Углича в Москву Источник: Телеканал «Царьград» На западе Ярославской области есть маленький волжский городок Углич. Основанный еще в дохристианские времена, он стал одним из символов Святой Руси. И вместе с тем, трагедии конца XVI века, повлиявшей на весь ход русской истории. Именно здесь, в Угличе, в 1591 году погиб 8-летний царевич Димитрий, младший сын царя Иоанна Грозного. Историки спорят об обстоятельствах случившегося, но в житийном предании вина однозначно возложена на властолюбивых бояр. Подробнее в сюжете авторской рубрики Михаила Тюренкова " Святой дня " на телеканале Царьград      скрыть способы оплаты Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/94338.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Русь. XVII.] Прп. Иринарх Ростовский с житием. Икона. Русь. Конец XVII века. Из Борисоглебского монастыря. Собрание Ростовского музея. Россия. XVII-XVIII век, дерево, темпера, 82,5 х 61,5 см Икона является единственным сохранившимся житийным образом Иринарха, затворника Борисо-Глебского. В нижней части иконы свободно размещены пять житийных сюжетов: 1. Рождение Илии. 2. Отрок Илия беседует со священником Василием. 3. Преподобный Иринарх отдает сапоги нищему. 4. Преподобный Иринарх в[...] Файл 7053.jpg:   Размер: 1327x1800, 2.39 MPix, 344 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (471) , (31) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 7055.jpg:   Размер: 309x650, 0.2 MPix, 32 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (153) , (8) . Описание: 9 июня 2005 года в поселке Борисоглебский Ярославской области открывается памятник святому Иеринарху-Затворнику, созданный Президентом Российской академии художеств, народным художником России, СССР и Грузинской ССР Зурабом Церетели. Высота памятника - 3 метра 20 см, высота постамента - 2 метра. Памятник преподносится в дар жителям поселка и будет установлен в центре рядом с Борисоглебским монастырем. Файл 19235.jpg:   Размер: 600x768, 0.46 MPix, 82 Kb. Дата: 2012-08-16, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (122) , (7) .

http://pravicon.com/icon-2053-photo

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010